Государственный долг. Коротко: что такое госдолг и почему о нем говорят

Государственный долг США превысил рекордную сумму – 20 триллионов долларов.

Настоящее Время объясняет, что и кому должны государства и почему этот долг важен.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это сумма, которую правительство одалживает, чтобы оплатить все нужные расходы, или пополнить дефицит бюджета. То есть это разница между тем, сколько правительство потратило и сколько денег у него на самом деле есть.

Кому государство должно?

Обычно вам, своим же гражданам. Например, пенсионный фонд (или фонды) аккумулирует деньги плательщиков. Так как пенсионный фонд не отдает все эти деньги сразу, у него их накапливается больше, чем нужно. На излишек фонд покупает у правительства облигации. Правительство в ответ выплачивает лишь проценты по облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение.

Кроме вас, правительство может быть одалживать деньги у других государств или мировых организаций. Например, у Всемирного валютного фонда.

Зачем тратить деньги, которых нет?

Они позволяют правительству, не ожидая появления собственных денег, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ухаживать за парками, ремонтировать дороги.

А в чем подвох?

Если организации или страны, которые одалживают правительству деньги, начинают сомневаться в том, что оно может и дальше выплачивать им проценты, начинаются проблемы. Чтобы успокоить кредиторов, правительство повышает проценты, для чего должно одолжить еще больше денег.

Всемирный банк считает , что госдолг страны становится проблемным, когда он достигает 77% годового ВВП государства. Именно соотношение госдолга к ВВП и считается истинным показателем того, насколько плоха (или хороша) ситуация у правительства.

Как можно это предотвратить?

Правительство устанавливает для себя потолок долга. Когда сумма долга достигает этого значения, правительство больше не может выпускать облигации и обязано расплачиваться только теми деньгами, которые у него есть в наличии.

Государство может поднимать потолок долга, когда считает это нужным.

Почему в России говорят о госдолге США?

Российские экономисты патриотических убеждений часто предсказывают крах американской экономики из-за все увеличивающегося госдолга страны.

Например, Сергей Глазьев, советник президента России и экономист говорил в 2014 году : "Если вы посмотрите на графики - госдолг США идет вверх по экспоненте. В математике это называют режимом с обострением. Когда система входит в такой режим, она неизбежно разрушается. Американской гегемонии все равно придет конец - это объективный закон".

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Целью этого курсовой работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты мероприятий Министерства Финансов, а также иные материалы по этой теме.

Государственный долг РФ: роль, значение, виды

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1) Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

2) Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5) Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1). Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

2). Объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1). Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

2). Объем основного долга по кредитам;

3). Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

4). Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

По уровню управления государственный долг делится на:

1). Государственный долг Российской Федерации;

2). Государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

3). Муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры .

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

1) Рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.);

2) Нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России). .

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:

1). Долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран - кредиторов;

2). Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

3). Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;

4). Долги международным валютным финансовым организациям.

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг .

Существуют различные формы управления государственным долгом:

1). Конверсия-изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;

2). Консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

3). Унификация-объединение нескольких займов в один;

4). Аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

5). Реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Более подробно формы управления государственным долгом будут рассмотрены в третьей главе.

Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

1) Финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;

2) Бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;

3) Смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции предприятий.

Проблема управления государственным долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний и внутренний долг.

Новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн. В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза. ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы - на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного - их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами. Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги - нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) - организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций. На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире. Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая - наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых. Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае - если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, - это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение - в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США - результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или "за восемь лет". Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами. Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин , пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались "ястребами" в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно. Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями - теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений. Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

Государственный долг это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Различают внутренний долг и внешний .

Внутренний долг это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем , нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала ; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний долг это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Он может появиться по двум основным причинам :


а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Поэтому правительство предпринимает определенные меры , чтобы уменьшить внешний долг:

Использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где G — государственные расходы;

N — выплаты по обслуживанию долга;

F — трансферты;

Т — налоговые поступления в бюджет;

,

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

где D — величина долга;

R 1 — реальная ставка процента.

Таким образом , государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета . При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства государственного долга , следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.

Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.

В первом периоде государство собрало налоги Т 1 , а объем закупок составил G 1 , во втором периоде — налогов Т 2 и объем закупок — на сумму G 2 . В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G 1 за вычетом налогов T 1:

Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:

где r — ставка процента по долгу.

Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:

.

Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением . Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает , как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ , но доход второго периода уменьшается на .

Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами :

1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:

где R r — реальная ставка процента

R n номинальная ставка процента;

p = R n - R r — величина инфляции.

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета - Величина государственного долга · Темп инфляции.

3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;

4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом , абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:

- показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.

Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.

Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.

;

- показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:

Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает :

а) платежи по погашению основного долга;

б) уплату процентов;

в) поправочный коэффициент дисконтирования.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:

Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:

Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.

Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М

Механизм снижения внешней задолженности предполагает:

а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;

б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;

в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:

Частичное аннулирование долга;

Дальнейшее продление срока долговых обязательств;

Снижение ставки процента по обслуживанию долга.

Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.

    Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Виды :

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Экономические последствия государственного долга:

Обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

Долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

Происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Взаимосвязь :

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

    Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами.

Причины появления:

· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

6. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

    Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень:

федеральный бюджет и бюджеты государственных

Внебюджетных фондов

второй уровень:

– бюджеты субъектов Российской Федерации

-(республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

третий уровень – местные бюджеты.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Инструменты :

Денежная база . Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования . Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование . по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Случайные статьи

Вверх