Распределение внешнего долга после распада ссср. Внешний долг ссср: история, динамика и интересные факты

В начале февраля Россия погасила советскую задолженность перед Македонией в размере 60,6 млн долл. А летом закроет долг СССР перед Боснией и Герцеговиной, выплатив 125 млн долл.

Откуда взялся долг?

По данным Банка России на 1 января 2017 г., внешний долг России оценивается в 519 млрд долл. Большая часть этой задолженности лежит на коммерческом секторе (470 с лишним млрд долл.): банках и предприятиях. Оставшиеся 49 млрд долл. — чистый государственный долг. И примерно миллиард из него — долги, оставшиеся со времён СССР.

Крупные заимствования СССР начал делать в середине восьмидесятых. На кредитные деньги импортировали продовольствие, потребительские товары, которых не хватало в стране. По данным замминистра финансов России Сергея Сторчака , в 1985-1991 гг. государственный внешний долг СССР вырос с 31 до 96,6 млрд долл. США. Страна всё больше погружалась в долговую яму: новые займы брали для обслуживания уже накопившейся задолженности. Банкротом развалившийся СССР не объявили лишь потому, что осенью 1991 года Россия и большая часть республик заявили о солидарной ответственности по выплате этого долга. Позже был подписан договор, согласно которому Россия должна была выплатить 61,34 % задолженности. Остальное было распределено между республиками, согласившимися стать правопреемницами СССР по внешнему долгу. Однако вскоре выяснилось, что последние платить не в силах. Поэтому в 1993 году наша страна взяла на себя все обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР.

Как шли выплаты?

Большую часть долга СССР нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Первый — неофициальная межправительственная организация стран-кредиторов, второй — неформальная организация, объединяющая коммерческие банки-кредиторы. Задача этих структур в том, чтобы регулировать вопросы, связанные с выплатой долгов. Переговоры с Парижским клубом (долг СССР перед входящими в него странами был порядка 38 млрд долл.) шли в несколько этапов. Россия получала отсрочки, брала новые кредиты, реструктурировала задолженность. В 2006 г. она досрочно погасила все обязательства перед Парижским клубом, хотя, согласно договорённостям, могла бы выплачивать деньги до 2020 года.

Обязательства перед Лондонским клубом превышали 30 млрд долл. Долг также был реструктурирован. Окончательная точка в урегулировании долговых вопросов с Лондонским клубом кредиторов была поставлена в 2009 г. Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 млн долларов долга на еврооблигации со сроком погашения в 2010 и 2030 годах.

Помимо «клубных» долгов СССР имел и другие. Например, долги за неоплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с иностранными поставщиками. Или долги перед бывшими странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые возникли в результате системы межгосударственных расчётов.

Так, долг Югославии (тот, что вскоре отдадут Боснии и Герцеговине) возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары — на другую.

Зачем отдавать долги досрочно?

«Погашая долг досрочно, Россия получает существенную экономию на процентах, — рассказал АиФ.ru Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ . — Другой важный момент — это улучшение имиджа российской экономики, что может благоприятно сказаться на инвестклимате. Отмечу, что, по сравнению с развитыми странами, у России крайне низкий внешний долг. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100 % ВВП, то в России долг не выше 25 % ВВП. Что касается нагрузки на бюджет, то она несущественна».

Кстати, РФ ещё и очень добрый кредитор. За последние 20 лет мы списали задолженностей на сумму около 140 млрд долл. Причём большая часть долгов (за поставки оружия) списана при вступлении в Парижский клуб.

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

На фото: Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE


Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.

Очереди в магазины: СССР 80-е годы


4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду "бедных" и "развивающихся". Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.


При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком").

Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века


В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление "Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком", которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ "О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ", который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .

Очередь за водкой, СССР, 80-е годы


На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял$ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Имидж - все

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году - с Великобританией, в 2000 году - с Францией и в 2008 году - с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля - 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга - у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более - о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», - отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов - рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», - уверен Хестанов.

Великодушные жесты

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов - так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов . Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE

Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.


Очереди в магазины: СССР 80-е годы

4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.



Ассортимент продуктов в советских магазинах - СССР 80-е годы

При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).


Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века

В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .


Очередь за водкой, СССР, 80-е годы

На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Россия заканчивает выплачивать долги, доставшиеся ей после распада Советского Союза. Последний транш в размере 125,2 млн долларов будет осуществлён в пользу бывшей югославской республики Боснии и Герцеговины. На этом финансовая память об СССР, казалось бы, должна прекратить свое существование. Однако история советских долгов оставляет слишком много вопросов, чтобы считаться завершённой.

Откуда взялся этот долг? И почему выплаты завершились на Боснии, которая к моменту распада СССР еще не была полноценным государством? Это поучительная история о наивности, недальновидности и неблагодарности.

Снежный ком долга

Советский Союз старался не брать денег в долг; наоборот, исправно снабжал развивающиеся страны продовольствием, оборудованием, оружием и советниками как бы в кредит - понимая, конечно, что денег он не увидит до морковкина заговенья. Проблемы начались тогда, когда в результате конфликтов на Ближнем Востоке резко выросла стоимость нефти - и Союз ощутил всю сладость беспроблемных нефтяных денег. Именно с ними связано легендарное «брежневское благополучие».

К сожалению, экономические способности тогдашнего руководства страны оставляли желать лучшего: кажется, брежневская геронтократия поверила, что так будет всегда. И когда в начале 1980-х цены на энергоносители резко рухнули, СССР оказался не готов к резкому сокращению доходов: он уже привык жить на широкую ногу, финансировать красные революции по всему миру, подсел на относительно недорогой импорт из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Именно с этим, а не с естественными кадровыми изменениями в руководстве страны, связан острый экономический кризис второй половины 1980-х годов. Советскому Союзу не удалось компенсировать выпавшие доходы, а свои обязательства он стремился выполнять почти до последней минуты. К 1983 году долг СССР составлял порядка 5 млрд долларов - куда более полновесных, чем сейчас, но это было менее 2% ВВП страны. А с 1984 года страна уже начала жить не по средствам. К 1985-му мы были должны 15 млрд, к концу 1986-го 30 млрд, в 1989-м пробили отметку 50 млрд. А потом, уже в агонии пытаясь как-то удержать страну, заняли еще 30 млрд - прекрасно понимая, что отдавать все равно будет кто-то другой.

Дурное наследство

При передаче дел на рубеже 1991-92 годов первое российское правительство получило казну практически пустой - по крайней мере так гласит версия первого российского правительства.

Обнулить долги «проклятого режима» в одностороннем порядке, как это сделал Ленин в 1917-18-м годах, Ельцин не мог - в конце концов, к власти его привела поддержка Запада, превыше всего ценящего материальные ресурсы. Поэтому пришлось странам экс-СССР сесть за стол переговоров и разделить долги - как дебет, так и кредит - между собой. России досталось 61,34% того и другого.

Дебет в тот момент почти вдвое превышал кредит, но после вступления нашей страны в Парижский клуб кредиторов он мало-помалу списывался и в итоге был списан практически весь. Что взять с нищих Кубы, Анголы и Вьетнама? И только нищей России прощать долги никто не собирался.

В 1993 году ситуация изменилась: устав делить советские активы, наследники большой страны приняли нулевой вариант, по которому Россия получила все. Все имущество СССР за рубежом. И все его долги.

Благодарные партнеры

Судьба советского долга - это, по сути своей, одно огромное уголовное дело: достаточно вспомнить, как приближенные к власти бизнесмены выкупали у ошарашенных переменами иностранцев «безнадежные» российские долги с дисконтом в 80-90%, а потом предъявляли их российской казне в полном объеме.

Примерно 70% долгов СССР приходилось на так называемые развитые страны. С ними все понятно - американцы и европейцы действительно активно кредитовали perestroika и glasnost, чтобы изменить курс геополитического врага, избавиться от страха перед ним. Горбачев не был лишен коммерческой жилки: любое из громко освещавшихся соглашений о сокращении вооружений негласно сопровождалось увесистыми «кредитами на неотложные нужды».

Гораздо интереснее то, что остальные деньги мы оказались должны своим бывшим партнерам по СЭВ. После сложных взаимозачетов (внутри СЭВ торговали на условные рубли) выяснилось, что СССР — вложившийся в послевоенное восстановление Восточной Европы, софинансировавший все крупные проекты, почти бесплатно предоставлявший энергоресурсы и никогда не отказывавший в научной и технической помощи — обязан за это всё заплатить! И речь не о «компенсации за оккупацию», а именно о финансовом балансе.

Не беремся сказать, какой откат получили граждане, подписывавшие результаты такого взаимозачета. Но единственным долгом в Восточной Европе, имевшим хоть какой-то смысл, была задолженность перед Чехословакией (5,4 млрд долларов) . Тут Союз действительно больше брал, чем отдавал - тем более что чешская промышленная продукция была куда качественнее советской.

А, скажем, Румынии Россия была должна за… строительство горно-обогатительного комбината в украинском Кривом Роге. Комбинат работает на экономику Украины и по сей день, долг за него Россией выплачен.

С последним фрагментом долга вообще вышло забавно. Бывшей Югославии Союз задолжал не так уж много, но ее наследники не смогли договориться между собой, так что Россия сама решала, кому из них сколько отдать. Львиную долю получила, конечно, Сербия , но и остальным понемногу перепадало. К лету дойдет очередь и до Боснии .

* * *

До начала 2000-х Россия с огромным трудом обслуживала долг, не раз реструктурировала его через Парижский клуб - и только на волне роста нефтяных цен смогла наконец сбросить с плеч основную его часть. Ведь беда долга еще и в том, что по нему постоянно набегают проценты, так что в итоге Россия выплатила куда больше, чем назанимал Советский Союз. Как по истинным долгам, так и по мнимым.

Впрочем, не стоит заблуждаться: бремя советских долгов уже давно не входит в число самых тяжких для российской экономики. За последние годы мы успели набрать собственных кредитов больше чем на полсотни миллиардов долларов. К 1 января 2017-го совокупный государственный долг России составлял 51,2 млрд долл., и «советская» его часть составляла лишь четверть процента (!) от этой суммы.

Случайные статьи

Вверх