Центральный банк РФ. Основные функции

ЦБ - главное звено кредитной системы;

Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.

В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину (за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.

Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.

Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.

Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.

Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.

ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.

Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:

    операции на открытом рынке;

    изменение официальной учетной ставки ЦБ;

    проведение операций с депозитами;

    установление нормы обязательных резервов и др.

Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.

Основные функции ЦБ России:

В соответствии с законом "О ЦБ", Банк России выполняет следующие функции:

    аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;

    размещение денежных средств;

    организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;

    денежно-кредитное регулирование;

    организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;

    расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;

    внешнеэкономические функции;

    регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;

    надзор за деятельностью банков.

1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона "О ден. системе РФ".

Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

    учетная процентная ставка;

    операции на открытом рынке с ценными бумагами;

    установление экономических нормативов для банков.

ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

    к/банками;

    предприятиями, организациями, учреждениями через банки;

    предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.

    государством и населением;

    между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

В законе "О ЦБР" записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.

Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

    регулирование курса рубля;

    управление официальными золото-валютными резервами;

    осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;

    выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;

    выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;

ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.

Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном "О банках и банковской деятельности". Центральный банк:

Выдает или отзывает лицензии на совершение операций;

Регистрирует уставы банков;

Ведет книгу регистрации банков на территории РФ;

Устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.

Центральный Банк РФ и его функции (часть 4 )

5. Основные функции ЦБ РФ

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

  1. монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
  2. функция финансового агента, банкира Правительства
  3. финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
  4. кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .

4) Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.

1. Проведение единой государственной денежно-кре­дитной политики - одна из важнейших функций ЦБ. ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обес­печивает выполнение основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем именно ЦБ проводит ДКП с помощью набора специальных инструмен­тов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В соответствии с законом Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу «Основные направления единой гос. ДКП на предстоящий год».

2. Монопольное осуществление эмиссии наличных де­нег и организация их обращения - одна из старейших функций центрального банка. ЦБ монопольно осуществляет эмис­сию наличных денежных знаков. В целях организации на терри­тории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;

    определение порядка ведения кассовых операций.

3. Организация системы рефинансирования. ЦБ явля­ется для кредитных организаций кредитором последней ин-

станции. В настоящее время ЦБ осуществляет кредитование в следующих формах: ломбардный кредит; внутридневный; кре­дит «овернайт»; кредиты на поддержание ликвидности.

4. Организация системы платежей и расчетов. ЦБ в соот­ветствии с законодательством устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории РФ.

5. Функция банковского регулирования и надзора.

    Лицензирование и регистрация кредитных организаций;

    установление пруденциальных норм деятельности и кон­троль за их соблюдением;

    инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций;

    исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономи­ческих показателей;

    анализ и прогнозирование развития банковской системы;

    анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.

Значение этой функции будет возрастать по мере нормали­зации экономической и политической обстановки в стране.

7. Экономические принципы деятельности цб рф

1. Независимость ЦБ. Интерес к проблеме независимости ЦБ объясняется необходимостью найти для него такое место в структуре гос. власти и предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили ему наиболее эффективно выполнять свои

Существуют критерии, определяющие независимость ЦБ:

    участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;

    процедура назначения (выбора) руководства банка;

    пребывание в должности руководства;

    степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;

    право государства на вмешательство в деятельность ЦБ по реализации его функций;

    правила, регулирующие возможность финансирования гос. расходов ЦБ страны и т.п.

Ключевым элементом правового статуса ЦБ РФ является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что ЦБ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом гос. власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос. власти, т.к. их реализация предполагает применение мер гос. принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», ЦБ осуществляет независимо от органов гос. власти местного самоуправления.

2. Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами ЦБ.

Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В России ЦБ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом.

3. Принцип самоокупаемости в деятельности ЦБ. Свои расходы ЦБ осуществляет за счет собственных доходов.

4. Принцип самостоятельности в деятельности. Самостоятельность ЦБ как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрении прибыль (на 01.01.2005 -80% прибыли ЦБ РФ подлежит передаче в федеральный бюджет, 20% прибыли остается в распоряжении) назначать заработную плату сотрудникам, распоряжаться своим имуществом. ЦБ свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей деятельности и соответствующих задач ЦБ имеет право издавать нормативные акты по вопросам, связанным с проведением банковских операций и не урегулированным непосредственно в ФЗ; участвовать в разработке эк. политики Правительства РФ.

5. Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что ЦБ несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.

6. Заинтересованность в результатах работы. Как всякое юр. лицо, ЦБ составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль. Прибыль ЦБ определяется как разность между суммой доходов от предусмотренных ФЗ банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах КО и расходами, связанными с осуществлением ЦБ своих функций, установленных ФЗ. Часть прибыли остается в распоряжении банка.

7. Контроль над осуществлением ДКП в процессе выполнения своих функций: постоянный контроль над выполнением основных параметров Денежной программы.

8. Согласованность в проведении экономической политики. ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит
Случайные статьи

Вверх