Численность населения как бюджетообразующий показатель в регионах и муниципальных образованиях россии. Численность населения как бюджетообразующий показатель в регионах и муниципальных образованиях россии Численность постоянного населения по муниципальным

Население России 2018

Численность населения города или региона — показатель, часто используемый маркетологами для оценки рынка B2C. Росстат опубликовал таблицы, в которых даются данные о численности населения России в разрезе муниципальных образований. Основная таблица с данными о количестве проживающих в муниципальных образованиях с числом жителей более 300 тыс. на 1 января 2018 года представлена ниже. Полную таблицу в формате excel (около 25 тыс. муниципальных образований) вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Численность населения России по муниципальным образованиям 2018 год

Полные таблицы Росстат с данными о численности населения приведены в архиве отчета, в конце статьи. Его также можно скачать.

в том числе:
Коды территорий Оценка численности постоянного населения на 1 января 2018г. Всё население городское сельское
(человек) население население
7900000000 Республика Адыгея 453376 213820 239556
8000000000 Республика Башкортостан 4063293 2522024 1541269
807010000011000 г. Уфа 1120547 1120547
8100000000 Республика Бурятия 984511 581005 403506
817010000011001 г. Улан-Удэ 434869 434869
8200000000 Республика Дагестан 3063885 1383676 1680209
827010000011001 г. Махачкала 596356 596356
2600000000 Республика Ингушетия 488043 269949 218094
8300000000 Кабардино-Балкарская Республика 865828 451338 414490
9100000000 Карачаево-Черкесская Республика 466305 199223 267082
8600000000 Республика Карелия 622484 500558 121926
8700000000 Республика Коми 840873 656821 184052
3500000000 Республика Крым 1913731 974788 938943
357010000011000 г.Симферополь 341799 341799
8800000000 Республика Марий Эл 682333 451366 230967
8900000000 Республика Мордовия 805056 507034 298022
897010000011000 г. Саранск 318841 318841
9800000010 Республика Саха (Якутия) 964330 632857 331473
987010000011100 г. Якутск 311760 311760
9000000000 Республика Северная Осетия-Алания 701765 450865 250900
907010000011001 г. Владикавказ 306258 306258
9200000000 Республика Татарстан 3894284 2990569 903715
927010000011001 г. Казань 1243500 1243500
927013850011000 Советский район 316869 316869
927300000011002 г. Набережные Челны 532472 532472
9300000000 Республика Тыва 321722 173853 147869
9400000000 Удмуртская Республика 1513044 995728 517316
947010000011001 г. Ижевск 648213 648213
9500000000 Республика Хакасия 537513 372892 164621
9600000000 Чеченская Республика 1436981 501179 935802
9700000000 Чувашская Республика 1231117 768968 462149
977010000011001 г. Чебоксары 492331 492331
0100000000 Алтайский край 2350080 1326398 1023682
017010000011000 г. Барнаул 632372 632372
7600000000 Забайкальский край 1072806 731915 340891
767010000011001 г. Чита 349005 349005
3000000010 Камчатский край 315557 246833 68724
0300000000 Краснодарский край 5603420 3075168 2528252
037010000011001 г. Краснодар 899541 899541
037260000011002 г. Сочи 424281 424281
0400000000 Красноярский край 2876497 2226117 650380
047010000011001 г. Красноярск 1090811 1090811
5700000000 Пермский край 2623122 1988243 634879
577010000011001 г. Пермь 1051583 1051583
0500000000 Приморский край 1913037 1477094 435943
057010000011001 г. Владивосток 604901 604901
0700000000 Ставропольский край 2800674 1636876 1163798
077010000011001 г. Ставрополь 433931 433931
0800000001 Хабаровский край 1328302 1090976 237326
087010000011011 г. Хабаровск 618150 618150
1000000000 Амурская область 798424 537884 260540
117010000011201 г. Архангельск 349742 349742
1200000000 Астраханская область 1017514 678071 339443
127010000011000 г. Астрахань 533925 533925
1400000000 Белгородская область 1549876 1044510 505366
147010000011001 г. Белгород 391554 391554
1500000000 Брянская область 1210982 850937 360045
157010000011001 г. Брянск 405723 405723
1700000000 Владимирская область 1378337 1077289 301048
177010000011001 г. Владимир 357024 357024
1800000000 Волгоградская область 2521276 1940241 581035
187010000011000 г. Волгоград 1013533 1013533
187100000011000 г. Волжский 325224 325224
1900000000 Вологодская область 1176689 851560 325129
197010000011001 г. Вологда 312420 312420
197300000011002 г. Череповец 317970 317970
2000000000 Воронежская область 2333768 1576374 757394
207010000011001 г. Воронеж 1047549 1047549
2400000000 Ивановская область 1014646 826727 187919
247010000011001 г. Иваново 406113 406113
2500000000 Иркутская область 2404195 1894053 510142
257010000011001 г. Иркутск 623869 623869
2700000000 Калининградская область 994599 775122 219477
277010000011000 г. Калининград 475056 475056
2900000000 Калужская область 1012156 769262 242894
297010000011001 г. Калуга 340851 340851
3200000000 Кемеровская область 2694877 2316706 378171
327010000011001 г. Кемерово 558973 558973
327310000011012 г. Новокузнецк 553638 553638
3300000000 Кировская область 1283238 985180 298058
337010000011001 г. Киров 507155 507155
3400000000 Костромская область 643324 464477 178847
3700000000 Курганская область 845537 522828 322709
377010000011001 г. Курган 318045 318045
3800000000 Курская область 1115237 756880 358357
387010000011000 г. Курск 448733 448733
4100000000 Ленинградская область 1813816 1157086 656730
4200000000 Липецкая область 1150201 740253 409948
427010000011001 г. Липецк 509735 509735
4600000000 Московская область 7503385 6123573 1379812
467040000011002 г. Балашиха 468221 468221
467600000011002 г. Подольск 302831 302831
4664100000 Одинцовский муниципальный район 320164 211807 108357
4700000010 Мурманская область 753557 695764 57793
2200000000 Нижегородская область 3234752 2572539 662213
227010000011001 г. Нижний Новгород 1259013 1259013
4900000000 Новгородская область 606476 430486 175990
5000000000 Новосибирская область 2788849 2204326 584523
507010000011001 г. Новосибирск 1612833 1612833
5200000000 Омская область 1960081 1424332 535749
527010000011000 г. Омск 1172070 1172070
5300000000 Оренбургская область 1977720 1188958 788762
537010000011001 г. Оренбург 564773 564773
5400000000 Орловская область 747247 498910 248337
547010000011000 г. Орёл 315308 315308
5600000000 Пензенская область 1331655 912181 419474
567010000011001 г. Пенза 523553 523553
5800000000 Псковская область 636546 451143 185403
6000000000 Ростовская область 4220452 2871412 1349040
607010000011001 г. Ростов-на-Дону 1130305 1130305
6100000000 Рязанская область 1121474 805902 315572
617010000011001 г. Рязань 538962 538962
3600000000 Самарская область 3193514 2554179 639335
367010000011001 г. Самара 1163399 1163399
367400000011002 г. Тольятти 707408 707408
367403630011000 Автозаводский район 433159 433159
6300000000 Саратовская область 2462950 1864459 598491
637010000011001 г. Саратов 844858 844858
6365000000 Энгельсский муниципальный район 309938 260105 49833
6400000000 Сахалинская область 490181 402043 88138
6500000000 Свердловская область 4325256 3666856 658400
657010000011001 г. Екатеринбург 1468833 1468833
657510000011002 г. Нижний Тагил 353950 353950
6600000000 Смоленская область 949348 682708 266640
667010000011000 г. Смоленск 330025 330025
6800000000 Тамбовская область 1033552 629296 404256
2800000000 Тверская область 1283873 972859 311014
287010000011001 г. Тверь 420065 420065
6900000000 Томская область 1078280 780804 297476
697010000011001 г. Томск 574002 574002
7000000000 Тульская область 1491855 1115742 376113
707010000011001 г. Тула 482873 482873
717010000011001 г. Тюмень 768358 768358
728760000011202 г. Сургут 366189 366189
7300000000 Ульяновская область 1246618 938767 307851
737010000011001 г. Ульяновск 626540 626540
7500000000 Челябинская область 3493036 2888662 604374
757010000011001 г. Челябинск 1202371 1202371
757380000011002 г. Магнитогорск 416521 416521
7800000000 Ярославская область 1265684 1035103 230581
787010000011001 г. Ярославль 608722 608722
4500000000 г. Москва — город федерального значения 12506468 12342615 163853
4000000000 г. Санкт-Петербург — город федерального значения 5351935 5351935
6700000000 г. Севастополь — город федерального значения 436670 405976 30694

Полную таблицу в формате excel (около 25 тыс. муниципальных образований) вы можете скачать по ссылке — .

Бюллетень Росстат 2018 г. — Численность населения

В бюллетене приведены данные оценки численности постоянного населения на 1 января 2018 года. Оценка численности населения — примерное определение числа жителей территории в период между переписями населения.

К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на указанную дату.

К городскому населению относится население, проживающее в городских населенных пунктах. Городскими населенными пунктами считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа. Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Население, проживающее в них относится к сельскому.

Сведения о муниципально-территориальном делении основаны на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.

Наиболее интересные для маркетолога страницы:

Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 г. — стр. 88
Города с численностью постоянного населения 1 млн. человек и более — стр. 119
Города с численностью постоянного населения от 500 тыс. до 1 млн. человек — стр. 120
Города с численностью постоянного населения от 250 тыс. до 500 тыс. человек — стр. 121
Города с численностью постоянного населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек — стр. 123

Численность населения как бюджетообразующий показатель в регионах и муниципальных образованиях России

По данным Независимого института исследований социальной политики (НИСП), в 2011 году дотационность консолидированного бюджета субъектов федерации составляла порядка 25%. Уровень дотационности городских бюджетов – 50%, бюджетов городских округов – 70%

В свою очередь, в регионах между муниципальными образованиями распределяются субсидии бюджетам муниципальных районов на выравнивание обеспеченности муниципальных районов по реализации ими их отдельных расходных обязательств из региональных бюджетов , в целях сбалансированности бюджетов муниципальных образований (МО). Так, в Краснодарском крае утвержден Порядок распределения субсидий , в соответствии с которыми определяются расходы бюджетов городских (сельских) поселений в расчете на 1 жителя , включая:

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  • организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • проведение мероприятий в области культуры;
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
  • проведение мероприятий в области физкультуры;
  • создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
  • организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  • проведение мероприятий в области молодежной политики;
  • создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
  • и др.

Суммы, выделяемые на 1 жителя по каждому мероприятию, невелики, но суммарно по всем позициям для крупных поселений они ежегодно могут составлять значительную величину. МО, численность населения которых занижена, средств из регионального бюджета недополучат, а те, численность которых завышена, получат лишние средства.

Закон Московской области о межбюджетных отношениях в Московской области учитывает численность населения (имеющего место жительства в соответствующих МО Московской области - общую и населения в возрасте 14-30 лет) при распределении дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Московской области, городских округов и муниципальных районов.

Положение о порядке распределения и расходования средств на поддержку муниципальных образований по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения в Ленинградской области регулирует распределение средств на поддержку муниципальных образований из областного бюджета, которое «осуществляется исходя из общего объема средств, предусмотренных в областном бюджете Ленинградской области на эти цели, и численности населения муниципального района (городского округа) ».

Закон Калининградской области «О межбюджетных отношениях» устанавливает что «Доля софинансирования из областного бюджета расходных обязательств местных бюджетов определяется в порядке, установленном Правительством Калининградской области с учетом… единого для всех муниципальных образований уровня (норматива) финансового обеспечения соответствующих расходов на одного получателя муниципальных услуг » (ст. 6.4). В частности, исходя из численности населения отдельных поселений распределяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.

Существенного перераспределения населения между отдельными МО вышеуказанных регионов за счет внутрирегиональной миграции нет, однако численность может меняться в результате неучтенного статистикой миграционного притока населения их других регионов России и зарубежных стран. Соответственно, может различаться фактическая нагрузка на социальную инфраструктуру, что может быть поводом для недовольства жителей отдельных МО, испытывающих наиболее сильную миграционную нагрузку.

От численности населения зависят дотации бюджетам МО, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Методика расчета размера дотаций на дополнительные расходы, связанные с общей социальной компенсацией проживания или работы граждан в условиях особого режима безопасного функционирования ЗАТО и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, выделяемых из федерального бюджета для бюджета ЗАТО при распределении дотаций учитывает численность населения ЗАТО и численность населения, проживающего на территории ЗАТО.

Финансирование развития социальной инфраструктуры

Москомархитектуры утверждена «Методика расчета обеспеченности жилой застройки районов Москвы школами, детскими садами и поликлиниками » , которая «разработана для определения расчетных показателей перспективной обеспеченности жилой застройки районов Москвы школами, детскими садами, поликлиниками (далее расчетные показатели), учитывающих демографическую структуру и социальные особенности конкретного района, в целях повышения качества обслуживания населения и эффективности распределения капитальных вложений ». Задача данной методики – «выявление проблемных районов города, характеризуемых наличием дефицита или избытка мест в школах, детских садах и поликлиниках, а также наличием территорий в границах района, не охваченных пешеходной доступностью до объектов обслуживания ».

В соответствии с Методикой, численность населения района или округа Москвы используется при расчете показателей , на основании которых производится определение потребности в новом строительстве объектов обслуживания. Т.е. это – некий элемент перспективного планирования, который учитывает численность и структуру населения, проживающего на данной территории.

Рассмотренные выше примеры использования численности населения в качестве бюджетообразующего показателя на региональном и муниципальном уровне свидетельствует о важности определения фактической численности жителей региона, МО или поселения. С одной стороны - это инструмент получения трансфертов из «вышестоящих» бюджетов, с другой – элемент обоснования инвестирования строительства социальной инфраструктуры.

Реализация Федеральных целевых программ (ФЦП)

Численность населения учитывается при определении объемов средств, выделяемых на реализацию Федеральных целевых программ и их распределения по регионам-получателям.

В программе «Жилище» на 2011-2015 гг. основным целевым индикатором служит «Уровень обеспеченности населения жильем (кв. м. на человека)», рассчитываемая ежегодно. Также в качестве индикатора присутствует «Коэффициент доступности жилья», который рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по субъекту Российской Федерации или РФ в целом, а также среднедушевых денежных доходов. Среднедушевые денежные доходы также используются при расчете показателя «Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств». При этом в знаменателе показателя «Среднедушевые денежные доходы» приводится численность населения соответствующего региона (страны), а в числителе – доходы, полученные на данной территории. Такой расчет не вполне корректен, т.к. в доходы населения попадают заработные платы , выплаченные работникам, проживающим в других регионах страны. Для регионов страны, население которых занижено, это ведет к завышению среднедушевых денежных доходов, для регионов, население которых завышено – к их занижению. Аналогично происходит и с показателем «уровень обеспеченности населения жильем» - в регионах с заниженным населением он выше, с завышенным – ниже.

В проекте Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы выделяются следующие показатели, рассчитываемые с учетом численности населения:

  • удельный вес населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет;
  • доступность предшкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3–7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);
  • охват детей в возрасте 5–18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет).

В соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации предоставление дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно за счет соответствующих бюджетов.

Вместе с тем, со стороны федерального органа исполнительной власти предусматривается оказание финансовой помощи для выравнивания условий для получения соответствующего образования в субъектах Российской Федерации. Например, посредством выделения бюджетных субсидий. В проекте Программы при распределении субсидий на строительство детских садов для 20 субъектов Российской Федерации, испытывающих острых дефицит мест, предлагается отбирать субъекты из числа тех, у которых потребность в дополнительных местах в детских садах выше 25%. При этом потребность высчитывается как отношение числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет, состоящих на учете для предоставления места в детском саду, к общей численности детей данного возраста. В регионах, где население завышено (постоянное больше фактического), эта потребность будет ниже, в регионах, где занижено – выше. В результате существующие диспропорции в обеспеченности населения учреждениями дошкольного образования будут сохраняться.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год предусмотрены нормативы объема медицинской помощи по ее видам, которые рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год (подушевые), по базовой программе ОМС - на 1 застрахованное лицо. От этих нормативов Программой устанавливаются подушевые нормы финансового обеспечения, т.е. распределение денежных средств. При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, природно-климатических и географических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. В результате, чем больше численность населения, тем больше финансирование, которое предоставляется за счет средств местных бюджетов, региональных бюджетов и федерального бюджета.

Основные показатели деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования также включают в себя целый ряд показателей, рассчитанных на численность населения (или населения соответствующего возраста), в т.ч.:

  • Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей;
  • Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и временной занятости;
  • Объем амбулаторно-поликлинической помощи;
  • Объем стационарной помощи;
  • Объем помощи в дневных стационарах всех типов;
  • Объем оказанной скорой медицинской помощи;
  • Уровень госпитализации;
  • Заболеваемость активным туберкулезом;
  • Заболеваемость ВИЧ-инфекцией;
  • Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно;
  • Контингенты больных, страдающих синдромом зависимости от алкоголя и алкогольными психозами;
  • и др.

Подушевое финансирование применяется и в сфере культуры. В соответствии с Порядком предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области за счет средств федерального бюджета в 2012 году , суммы средств на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований зависят от доли численности населения МО в общей численности соответствующего региона.

Численность населения применяется для расчета показателей, используемых при оценке эффективности федеральных целевых программ социально-экономического развития. Так, Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы " включают показатели:

  • Обеспеченность населения жильем;
  • Обеспеченность больничными койками;
  • Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
  • Обеспеченность врачами, средним медперсоналом.

Естественно, что при определении объектов, предусмотренных к вводу в рамках программы, а также выделении средств на содержание объектов социальной инфраструктуры также используются показатели численности населения тех территорий, где эти объекты локализуются.

В отдельных программах, например, в проекте Программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона » численность экономически активного населения является целевым индикатором ее реализации.

Система оценки эффективности деятельности органов власти

Показатели численности и состава населения включены в перечни показателей, применяемых для оценки эффективности деятельности органов власти разного уровня. Так, ныне действующая Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации содержит несколько десятков показателей, рассчитываемых делением на численность населения. В их числе:

  • объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека (рублей);
  • количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения (единиц);
  • общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя субъекта Российской Федерации (кв. метров);
  • численность лиц, занятых в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами;
  • Показатель неэффективных расходов в связи с недостаточной занятостью койки из расчета показателя на 10 тыс. человек населения;
  • Показатель неэффективных расходов на стационарную медицинскую помощь вследствие высокого уровня госпитализации из расчета на 100 человек населения;
  • и т.п.

Обсуждаемый новый перечень показателей оценки деятельности губернаторов (проект) (всего – 11 показателей), включает следующие позиции:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • смертность (без смертности от внешних причин);
  • численность населения;
  • уровень безработицы.

В Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (всего - 30 показателей), включены:

  • Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет.
  • Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 человек населения.
  • Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).
  • Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за год. Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения - всего, в том числе введенных в действие за год.

Не имея информации о том, насколько система принятия решений о смене губернаторов и иных решений зависит от рассмотренных методик, ограничимся только констатацией наличия показателей, использующих численность населения в знаменателе дроби в названных документах.

Таким образом, в тех случаях, когда численность конечных благополучателей при распределении средств на выполнение социальных услуг берут из ведомственных регистров – вопросы пенсионного обеспечения, обслуживание семей, нуждающихся в социальном патронате, инвалидов и т.п., численность населения региона или МО не играет существенной роли при распределении бюджетных трансфертов и выделении финансовых средств. Многие показатели рассчитываются из ведомственной отчетности (численность посещающих школ, обращающихся за медицинской помощью и т.п.), в данном случае численность населения играет роль только тогда, когда находится в знаменателе дроби.

При этом мнение, что выше значимость показателя численности населения для «бедных» регионов и МО, верно не полностью. Как видно из рассмотренных документов в области межбюджетных отношений, территориального планирования и социально-экономического развития, численность населения важна и для «богатых» регионов и МО, т.к. является обоснованием выделения средств на развитие социальной и иной инфраструктуры. Когда есть средства, их также надо распределять исходя из верных критериев.

Целям более точного обоснования расходов бюджетов всех уровней лучше отвечает использование фактической численности населения. Именно оно является получателем социальных услуг, предоставляемых системой здравоохранения, образования, учреждениями культуры. Недостоверная численность населения, недоучет миграции искажает систему межбюджетных трансфертов, перенаправляя их в пользу тех регионов и МО, фактическое население которых завышено.

Мкртчян Никита Владимирович – к.г.н., ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов российской федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. №670 (с последующими изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ №212 от 10 апреля 2007 г. «Об утверждении правил предоставления субъектам российской ф Принят Калининградской областной Думой пятого созыва 11 октября 2012 года
Приложение №1 к Правилам компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 №775, от 28.12.2010 №1171, от 22.12.2011 №1102
В показатели в числитель дроби заносится число фактических событий – посещений поликлиник, обеспеченность местами, а в знаменатель – численность населения.
Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050
Помимо заработных плат - доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
23
Проект постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
Утв. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607

Развернуть ▼


В бюллетене приведены данные оценки численности населения на 1 января 2013 года. Оценка численности населения - примерное определение числа жителей территории в период между переписями населения.
В соответствии с действующей методологией (утверждена приказом Росстата от 03.06.2010 г. № 209) оценки численности населения на начало очередного года рассчитываются на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории.
При оценке миграционного прироста использовались данные о численности:
- прибывших зарегистрированных в 2012 г. по месту жительства;
зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более;
« вернувшихся к месту жительства в связи с окончанием срока пребывания;
выбывших
снятых с регистрационного учета по месту жительства;
в связи с выбытием к месту пребывания на срок 9 месяцев и более;
в связи с окончанием срока пребывания.

Предисловие
1. Площадь территории Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013г.
2. Плотность населения Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013г.
3. Оценка численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации
4. Изменение численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по компонентам
5. Оценка численности постоянного населения по районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним
6. Изменение численности постоянного населения в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, по компонентам.
7. Группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения в 2012г.
8. Замещение естественной убыли миграционным приростом по субъектам Российской Федерации в 2012г.
9. Общий прирост (сокращение) численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации за 2012г.
10. Коэффициенты общего, естественного и миграционного приростов численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации в 2012г.
11. Соотношение городского и сельского населения в субъектах Российской Федерации на 1 января 2013г.
12. Удельный вес численности населения населения субъектов Российской Федерации в общей численности населения на 1 января 2013г.
13. Распределение субъектов Российской Федерации по рангам показателя численности населения на 1 января 2013г.
14. Распределение субъектов Российской Федерации по рангам коэффициенгов общего, естественного и миграционного приростов на 1 января 2013г.
15. Изменения в муниципальном устройстве субъектов субъектов Российской Федерации в 2012г.
16. Группировка числа городских округов по численности населения, проживающего в них.
17. Группировка численности населения, проживающего в городских округах на
18. Группировка числа муниципальных районов по численности населения проживающего в них
19. Группировка численности населения, проживающего в муниципальных районах
20. Группировка числа городских поселений по численности населения, проживающего в них
21. Группировка численности населения, проживающего в городских поселениях
22. Группировка числа сельских поселений по численности населения, проживающего в них
23. Группировка численности населения, проживающего в сельских поселениях
24. Группировка числа городов по численности населения, проживающего в них
25. Группировка численности населения, проживающего в городах
26. Группировка числа поселков городского типа по численности населения, проживающего в них
27. Группировка численности населения, проживающего в пгт
28. Группировка внутригородских образований Москвы и Санкт-Петербурга
29. Города с численностью постоянного населения 1 млн. человек и более
30. Города с численностью постоянного населения от 500 тыс. до 1 млн. человек
31. Города с численностью постоянного населения от 250 тыс до 500 тыс. человек
32. Города с численностью постоянного населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек
33. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 г.

Республика Адыгея Республика Алтай Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Республика Башкортостан Белгородская область Брянская область Республика Бурятия Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Республика Дагестан Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Республика Ингушетия Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Республика Калмыкия Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Республика Карелия Кемеровская область Кировская область Республика Коми Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Республика Марий Эл Республика Мордовия г. Москва
Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Ростовская область Рязанская область г. Санкт-Петербург Самарская область Саратовская область Республика Саха (Якутия) Сахалинская область Свердловская область Республика Северная Осетия-Алания Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Республика Татарстан Тверская область Томская область Тульская область Республика Тыва Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Республика Хакасия Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская Республика Чувашская Республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

Случайные статьи

Вверх