Национальный состав россии. Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости? Сколько национальностей проживает в рф

Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости?


С.М.Монин ― специалист по истории внешней политики России и истории национальных отношений, разработал и читает курс "Становление и развитие многонационального государства (этнополитическая история России)".

Данная статья ― выступление автора на Всероссийской научно-общественной конференции "Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века" (Великий Новгород, 19 сентября 2012 г.).

Приводится с незначительным сокращением (ссылочного аппарата).

Ответ на поставленный в заголовке вопрос в общем-то очевиден. Многонациональность может быть как источником силы, так и источником слабости государства или даже его гибели. Но не сама по себе, а в сочетании с определенными политическими, социально-экономическими, военными и прочими факторами. Важно посмотреть, когда и при каких обстоятельствах наступает тот или иной результат.

Практически в любой многонациональной стране первостепенную важность имеют взаимоотношения живущих в ней народов. Эти отношения отличаются особой сложностью и чувствительностью. Порой даже неудачно оброненное слово или бытовая склока из-за какого-то пустяка могут привести к всплеску накопившихся где-то внутри взаимных обид и претензий, высвободить невиданной силы национальную энергию, которая, трансформировавшись в национализм, шовинизм или расизм, может со всей своей мощью обрушиться на другие народы, встретив подобную же волну с их стороны. Но может быть и другой вариант взаимодействия соседних народов, когда они, находя условия своего существования вполне приемлемыми и благоприятными, соединяют свои творческие способности и энергию на благо общей родины, а если надо ― то и на её защиту.

Национальный вопрос в той или иной форме и степени остроты существует практически в любом регионе мира. В развивающихся странах Азии и Африки конфликты на национальной и тесно связанной с ней религиозной почве ― обычное дело. Но не избежали национальных проблем и сытые, демократические страны Запада, где, казалось бы, есть все необходимое для спокойного, благочинного сосуществования различных этносов и национальных групп. В Шотландии и Квебеке возможны референдумы об отделении, соответственно, от Великобритании и Канады. В Барселоне в сентябре 2012 г. прошла 1,5-миллионная демонстрация под лозунгом "Каталония ― новое государство Европы". В Бельгии партии, представляющие валлонов и фламандцев, около года не могли договориться о формировании коалиционного правительства.

Еще не так давно был очень популярен (по крайней мере в либеральных кругах) призыв вернуть Россию в мировую цивилизацию, в ряды "цивилизованных стран". По сути это был призыв примкнуть к западной цивилизации. Из мировой цивилизации Россия никогда ― ни в царское, ни в советское время ― не выпадала по определению. Ведь мировая цивилизация на то и мировая, что она вбирает в себя самостоятельные локальные цивилизации,

представляя собой их взаимодействующую систему. Как невозможно представить себе мировую цивилизацию, например, без Китая, Индии, мусульманского мира, очень непохожих на Запад, так невозможно ― и без России.

Если во многих областях западный опыт вполне может быть использован в Российской Федерации, то в сфере национальных отношений и национальной политики ситуация значительно отличается. Здесь едва ли подходит прямое заимствование западных моделей. Так, проживающие в России десятки и сотни народов на протяжении веков сохраняют свою национальную идентичность. Поэтому российским реалиям не соответствует американский "плавильный котел", в котором до последнего времени прибывавшие в США иммигранты "переваривались", "переплавлялись" и вливались в единую американскую нацию. При этом новые жители Соединенных Штатов могли различаться лишь какими-то своими этническими корнями (американцы немецкого, итальянского, русского и т.д. происхождения).

Не может быть механически перенесена в Россию и политика мультикультурализма, проводившаяся в последние десятилетия в Западной Европе. Она отрицает интеграцию через ассимиляцию и предполагает адаптацию мигрантов в западное общество при сохранении ими своей культуры. Однако на практике получился чрезмерный перекос в сторону гарантирования прав приезжих без обеспечения выполнения ими обязательств по отношению к коренному населению и обществу в целом. Выражающая эту политику политкорректность порой граничит с абсурдом. Изрядная доля мигрантов напрочь отказывается не то что ассимилироваться, но и просто принять и признать порядки, традиции и ценности своей новой страны, предпочитая жить в замкнутых национально-религиозных общинах. С другой стороны, коренное население испытывает нарастающее ощущение некомфортности проживания в своей собственной стране. В результате ― обострение межнациональных отношений и вынужденное признание лидерами ряда государств Западной Европы краха политики мультикультурализма.

Таким образом, международный опыт решения национального вопроса надо учитывать, по мере необходимости использовать, но он не всегда подходит к конкретным, порой уникальным, условиям России.

Нашу страну всегда населяли представители разных народов. В Древней Руси с основным славянским ядром соседствовали финноязычные, а также балтийские и тюркские племена.

Единое Русское (Российское) государство, образовавшееся на рубеже XV-XVI вв., своим многонациональным характером отличалось от единых государств в Западной Европе (Англии, Франции, Испании), которые сложились в ту же эпоху именно на национальной основе. Эта характерная черта России стала особенно очевидной со второй половины XVI в. после присоединения к Москве Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья, где проживали татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, коми и другие народы. В XVII в. подданными русского царя стали племена и народности Сибири и Дальнего Востока, а также жители Левобережной Украины.

В XVIII-XIX в. границы России далеко продвинулись на запад и на юг, охватывая все новые территории и народы. Многонациональность населения страны еще более усилилась. Были присоединены Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Бессарабия, Финляндия, Польша, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия.

Сложилась огромная многонациональная Российская империя. Уже тогда это была необычная держава, заметно отличавшаяся от созданных в то же время на Западе империй колониального типа. По сравнению с ними Россию правильнее было бы назвать империей особого типа, способной не просто перемалывать и ассимилировать покорённые народы, а как бы вбирать их в себя, включать их в общеимперскую жизнь при сохранении их национальной идентичности.

Хотя в этом плане при желании можно найти и исключения (например, Польша, Финляндия). В советское время царскую Россию было принято называть "тюрьмой народов". В подтверждение приводились факты национального угнетения и дискриминации. Но все же это была какая-то странная "тюрьма". Предполагаемый "тюремщик" (читай ― русские) нес на себе основное бремя затрат, усилий и жертв ради сохранения и укрепления державы, не получая при этом никаких привилегий на этнической основе. Самые тяжелые государственные повинности (крепостное право, рекрутчина, подушная подать) в полном объеме распространялись именно и прежде всего на русских, тогда как многие инородцы были от них освобождены.

Положение в некоторых национальных районах благодаря проведенным там Петербургом преобразованиям выгодно отличалось от ситуации в собственно русских регионах. Так, Александр I в 1809 г. предоставил широкую автономию Финляндии, в 1815 г. даровал конституцию Польше, в 1816-1819 гг. освободил от крепостного права крестьян Лифляндии и Эстляндии. Проекты же соответствующих реформ для всей России (конституция, разработанная под руководством Н.Н.Новосильцева, план А.А.Аракчеева по ликвидации крепостничества) были положены "под сукно".

Да и сам "русский" царизм, который согласно рассматриваемой формуле эксплуатировал все народы России (в том числе и русских трудящихся), отнюдь не был примером этнической чистоты. У представителей династии Романовых после Петра III и Екатерины II собственно русской крови осталось не так много. Все правящие верхи и дворянство в целом были многонациональны. Это не удивительно. В состав правящего класса вливались как приехавшие в Россию иноземцы, так и верхушка покоренных народов, получавшие зачастую равные с русским дворянством права и привилегии.

Показательно, что императорская Россия не утратила ни одной территории в результате национал-сепаратистских выступлений . Южную Бессарабию (устье Дуная) потеряли в 1856 году после Крымской войны, но вскоре вернули (1878 г.), Аляску продали США в 1867 г. по решению самого Петербурга, а Южный Сахалин в 1905 г. уступили Японии в результате поражения в войне.

Имели место в царской России национальный гнет и неравенство народов? Были ли национальные движения и восстания? Конечно, были. Можно вспомнить череду восстаний в национальных районах ― от только что покоренного Казанского ханства в 50-е годы XVI в. до Туркестана в 1916 г., мощные выступления в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг., неоднократные волнения в Грузии и т.д. Но в каких странах в этот период (XVIII-XIX в.) царила идиллия в межнациональных отношениях, а политика властей вызывала бы только удовлетворение и одобрение нетитульных народов? Напомним, что, к примеру, рабство как крайняя форма национального и расового угнетения было отменено в большинстве испанских колоний в 1811 г., в Британской империи в 1833 г., в колониях Франции ― в 1848 г., Нидерландов ― 1863 г., в США ― в 1863 г. (запрещено поправкой к конституции в 1865 г.), в Османской империи в 1882 году, в Бразилии ― в 1888 г. В эту же историческую эпоху пало крепостное право в России (1861 г.).

Властвование царизма в многонациональной стране до поры до времени облегчало одно обстоятельство. Становление и оформление наций, вызревание национального самосознания и подъем национальных движений ― это явления, в полный голос давшие о себе знать только в XIX в. и далее по нарастающей ― в XX в. Когда эти движения набрали силу, власть не смогла вовремя сориентироваться и ответить на брошенные ей вызовы. Петербургские верхи так и не выработали чёткой и ясной программы по национальному вопросу.

В результате событий 1917 г. рухнула династия Романовых, а затем, как многим казалось, навсегда развалилась Российская держава.

Всплеск социально-политических и экономических противоречий и тяготы мировой войны, наложившись на проблемы, порождённые многонациональностью страны, способствовали ее распаду. Хотя революции ― и февральская, и октябрьская 1917 г. ― произошли прежде всего в центре, в столице, национальные районы ответили на них резкой активизацией национально-сепаратистских движений.

Не вдаваясь в детальный анализ событий 1917-1920 гг., хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых , почему-то принято считать, что те, кто провозглашал в национальных регионах независимость, были выразителями воли чуть ли не всего местного населения. Между тем немало (а то и множество) "националов" поддерживали там или советскую власть, или белое движение. Победа и красных, и белых означала бы, что единство многонациональной страны было бы сохранено. Применительно к красным это подтверждается последующим развитием событий. Что касается белых, то известен их лозунг "За единую и неделимую Россию" (как вариант: единая Россия с возможным предоставлением автономии отдельным районам).

Во-вторых , утверждение власти национальных правительств, объявивших о независимости, происходило в условиях грубого внешнего вмешательства и при непосредственной поддержке интервентов. Не будь интервенции, наверное, мало какой национальный режим устоял бы в условиях гражданской войны. На Украине Центральная Рада, а затем Директория начисто проиграли борьбу за власть Советам и искали спасения, призывая в страну интервентов (Центральная Рада ― немцев, Директория ― поляков). В Грузии 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость, но в это время в Поти уже высаживались немецкие войска, которые вскоре вступили в Тифлис. В Азербайджане мусаватисты смогли войти в Баку только вместе с турецкими войсками. При этом в современной историографии и публицистике стран ближнего зарубежья о советских (русских) войсках часто пишут как об интервентах, тогда как о настоящих интервентах высказываются гораздо мягче, скорее как о союзниках в борьбе за независимость от России. Выходит, что для местных режимов важно было именно отделиться от России, а не получить подлинную независимость. О какой независимости можно говорить в условиях иностранной оккупации?

В-третьих , при разговоре о становлении новых государств, образовывавшихся на территории бывшей Российской империи, надо помнить, что процесс получения независимости затрагивает две стороны: тех, кто отделяется, и тех, от кого отделяются. Само по себе провозглашение независимости ещё не обязательно означает появление самостоятельного субъекта международного права. Требуется в первую очередь признание той страны, от которой "уходят". Показательно, что Эстония, Латвия и Литва, в которых местные национальные силы, противостоявшие большевикам, провозгласили независимость в 1918 г., не сумели сразу добиться международного признания. Только после того, как в 1920 г. Советская Россия заключила с ними мирные договоры и признала их независимость, Великобритания, Франция, США и другие страны также сделали аналогичные заявления.

В-четвертых , оставшаяся под властью большевиков большая часть страны, на которой были созданы советские республики, очень скоро стала восстанавливать своё пусть не формальное, но фактическое единство. Во всех республиках у власти была одна и та же партия большевиков, руководство которой находилось в Москве. 1 июня 1919 г. был принят декрет ВЦИК "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". По этому декрету создавалась единая Красная Армия, командование которой располагалось в Москве. Подлежали объединению республиканские Советы народного хозяйства, а также наркоматы финансов, труда и путей сообщения. На практике функции этих объединённых органов обычно выполняли соответствующие ведомства РСФСР. Многие решения руководства РКП(б), а также органов власти и государственного управления РСФСР распространялись на другие республики. Фактически это отражало начало процесса сближения и объединения советских республик под главенством Советской России, который в 1922 г. подтолкнёт И.В.Сталина к выдвижению плана "автономизации".

Указанные обстоятельства, относящиеся к эпохе революции и гражданской войны, свидетельствовали о силе и прочности нитей, объединявших многие народы нашей страны и обеспечивавших восстановление её единства, несмотря ни на какие беды, испытания и утрату отдельных территорий.

Образовавшийся в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик многие называют ― кто с гордостью, кто с ненавистью ― "красной империей". И снова это будет необычная империя, если вообще этот термин применим к СССР. В классической империи интересы метрополии превыше всего. Колонии для того и нужны, чтобы метрополия и её население получали выгоду от своего господствующего и руководящего положения в империи. Не совсем так, а то и совсем не так обстояло дело в СССР.

Возьмём ли национальный состав правящего слоя, особенно в первые два десятилетия после 1917 г., проведение административных (ставших после 1991 г. государственными) границ между территориями с русским и нерусским населением, финансовые потоки из центра на окраины и обратно. Во всех этих вопросах интересы, условно говоря, "метрополии" и государствообразующего народа часто ограничивались или даже приносились в жертву интересам "колоний" и их народов.

Несмотря на всю сложность, противоречивость, а зачастую и трагичность преобразований в 1920-1930-е гг., их важнейшим результатом стало упрочение единства народов СССР, умножение мощи союзного государства. Лучшее тому доказательство ― победа Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Гитлер очень надеялся, что нападение на СССР вызовет внутри нашей страны взрыв социальных и национальных противоречий, нерусские народы восстанут против Москвы и большевистский "колосс на глиняных ногах" развалится. Однако многонациональное советское государство, при всех издержках и потерях, выдержало тяжелейшее испытание на прочность.

В послевоенный период интеграционные процессы внутри СССР продолжались и усиливались. Многие перекосы и трагические последствия сталинской национальной политики были смягчены и устранены. Достигнутый уровень социального единства общества и глубина процессов интернационализации показались советскому руководству достаточными, чтобы выдвинуть и активно пропагандировать тезисы о решении в СССР национального вопроса и о возникновении новой исторической общности людей ― "советского народа".

Ныне эта идея нередко примитивно трактуется как простое слияние разных наций и народностей в единый советский народ, считай, советскую нацию. Тогда же, в 1970-1980-е гг., подчеркивалось, что это не механическое объединение или тем более ассимиляция. Это именно новая социальная и интернациональная (или: классовая и межнациональная) общность, представляющая собой следующий шаг в развитии исторических общностей людей (от рода и племени в первобытную эпоху до нации при капитализме и социализме и теперь к новой, советской общности на этапе развитого социализма и строительства коммунизма). Длительное совместное проживание в едином государстве привело к тому, что у всех народов, у людей всех национальностей стало появляться все больше общих черт в их жизни, поведении, менталитете. Но культура каждого народа оставалась национальной по форме. Считалось, что все это явилось результатом прочности социально-политического и идейного единства всех классов и социальных слоев, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Как показали последующие события, представления о "прочности" и "единстве" оказались преувеличенными, а недостаточное внимание к национальным проблемам обернулось трагическими последствиями для союзного государства. Сочетание многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов привело к развалу СССР.

Многонациональный характер государства дал основу для распространения и победы сепаратистских, центробежных сил. Распад СССР стал "крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин).

В грандиозных по размаху и последствиям и драматических по характеру событиях, связанных с гибелью Союза, ещё предстоит детально разобраться. Многие силы и механизмы, задействованные в этом процессе, до сих пор скрыты от посторонних глаз, а конкретные обстоятельства случившегося, мотивы действий многих политических игроков зачастую остаются под покровом тайны.

Либералы заявляют, что, может быть, развал СССР и вызывает сожаление (хотя, мол, все империи неизбежно разрушаются), но зато удалось сохранить целостность России.

На самом деле нынешняя Российская Федерация ― это бывшая РСФСР, а историческая (Большая) Россия, которая носила название Советский Союз, оказалась разрушенной. Советская страна была единым целым, живым развивающимся организмом. При всех кардинальных трансформациях XX века она сохранила генетическую преемственность с предшествовавшими эпохами.

Так что Союз отнюдь не был случайно составленной пирамидкой из 15 кубиков (союзных республик), каждый из которых имел свое название и жил своей жизнью. Показательно, что все годы существования СССР на Западе его называли Россией. Да и мы сами сейчас часто говорим "Россия" вместо "СССР", когда речь идет о советском периоде отечественной истории.

Утверждается также, что "демонтаж империи" и демократические преобразования прошли без кровопролития. В жизни всё было гораздо сложнее. В ряде районов некогда единой страны дело дошло до прямого вооруженного противостояния из-за национальных и региональных противоречий, стоившего жизни множеству людей (сепаратистский мятеж в Чечне, гражданская война в Таджикистане и другие "горячие точки"). Трагические события в Москве в сентябре-октябре 1993 г. тоже имели связь с развалом СССР.

В новой исторической обстановке надо найти пути укрепления единства народов нынешней России, чтобы избежать повторения судьбы погибшего Союза.

Важно, чтобы решение национальных проблем российские власти искали не в абстрактной теории и словесных заклинаниях, а прежде всего в приземлённой действительности. преступность, Надо бороться c такими явлениями, как этническая преступность, вызывающее поведение отдельных мигрантов, коррупция и кумовство на национальной почве, перекосы в национальном составе чиновников и бизнесменов в отдельных республиках, монополизм этнических групп в тех или иных видах бизнеса. Необходимо на практике обеспечить равные условия для людей всех национальностей, воспитывать толерантность, уважительное отношение к чувствам и ценностям других народов.

Особое значение приобретает русский вопрос. Было время, когда государство заботилось прежде всего об интересах нерусских народов. Теперь пришел черед принять действенные меры по поддержке русского народа, русского языка, русской культуры. От того, как чувствует себя народ, по сути являющийся государствообразующим, в огромной степени зависит состояние всего общества. Тем более, что русскость ― это не только и не столько показатель этнического происхождения, сколько показатель принадлежности к русской цивилизации. В этом смысле русскость не отторгает, а, наоборот, объединяет и консолидирует другие народы, живущие в одной стране с русскими и принимающие русскую культуру и русский язык наряду со своими национальными культурой и языком. Русский народ выполняет, таким образом, интегрирующие функции в многонациональном Российском государстве. Русский культурный код лежит в основе российской цивилизации.

Важный аспект русского вопроса ― положение соотечественников, проживающих за рубежом. Президент Румынии Т.Бэсеску публично заявлял, что "Румыния и румыны ― единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделённым после воссоединения Германии" (имелось в виду, что румыны и молдаване ― это, дескать, один народ). В связи с этим стоит напомнить, что к разделённым народам можно было бы отнести, например, венгров, сербов, албанцев, осетин.

Но самый большой разделённый народ в Европе ― это русские. После развала СССР за пределами нынешней России оказалось, по разным оценкам, 20-25 млн русских. Если немцы 40 лет называли себя "разделенной нацией" и боролись за объединение, то почему русские не могут хотя бы назвать себя разделённым народом? Конечно, это вызовет всплеск обвинений в "имперском мышлении" и каких-то других "грехах", но это будет констатацией реального факта.

Расширение и укрепление многосторонних связей с бывшими союзными республиками, ныне независимыми государствами, особенно с теми, где проживает много русских и других славян, является важнейшей задачей внешней политики Москвы. В последнее время российское руководство активно занялось проблемами евразийской интеграции и добилось на этом пути ощутимых сдвигов. В июле 2012 г. на совещании послов и постоянных представителей России президент В.В.Путин подчеркнул: "...Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ ― это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на историческую перспективу. ... Будем планомерно вести дело к созданию евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции".

Однако на пути евразийской интеграции стоит немало серьезных препятствий.

Во-первых , не может не сказаться более чем 20-летнее раздельное, независимое существование бывших советских республик. Поначалу, когда Советский Союз только что разрезали "по живому", разрыв, например, устоявшихся экономических, технологических и прочих связей сказывался крайне болезненно. Но за последующие годы производство (если, конечно, оно не сгинуло вовсе) более-менее восстановилось, обросло новыми связями, вступило в новые кооперационные схемы с другими партнерами, как правило, не из СНГ. Доля взаимной торговли постсоветских государств в их товарообороте, составлявшая поначалу его большую или даже подавляющую часть, затем резко сократилась. Основная часть экспорта-импорта теперь приходится на Евросоюз, США, Китай, Турцию. С этими же партнерами интенсивно развиваются связи и во многих других областях, например, в образовании (в том числе обучение за рубежом), науке, культуре.

Во-вторых , Россия в силу сложности и неоднозначности своего нынешнего состояния, будь то экономика, права человека, демократия, уровень и образ жизни, преступность и т.д., пока не обладает достаточной притягательной силой, чтобы вовлечь в интеграционные процессы на постсоветском пространстве новых участников и устранить сомнения у тех, кто уже в них серьезно вовлечён. Да и в самой России, прежде всего в её элите, не все готовы одобрить и активно поддержать евразийскую интеграцию. Не для того некоторые российские политические силы в свое время активно участвовали в развале СССР, чтобы теперь заняться собиранием его осколков.

В-третьих , национальные элиты постсоветских государств не особенно рвутся в новые интеграционные объединения, видимо, опасаясь за свою власть и собственность и не желая конкурировать с более мощным российским бизнесом. Они по-прежнему надеются получить больше выгод от сотрудничества с дальним зарубежьем, прежде всего с США, Европейским Союзом, Китаем или по крайней мере ― одновременно "доить двух коров". Евроатлантическая ориентация имеет много сторонников на постсоветском пространстве, и они, очевидно, не предрасположены поддерживать евразийскую интеграцию и сближение с Россией.

В-четвертых , старшие поколения жителей новых независимых государств, значительная часть которых с ностальгией вспоминает времена СССР, постепенно уходят. Представления населения о современной России и отношениях с ней формируются прежде всего под воздействием своих политиков и СМИ, которые смотрят на все с собственной колокольни и часто изображают Россию не с лучшей стороны. Аукаются разного рода споры, конфликты с Россией, торговые войны с ней (была даже настоящая, горячая война). Новые поколения уже не помнят времена единого союзного государства, зачастую воспринимают своих соседей на постсоветском пространстве как чужаков и потому не чувствуют особой потребности в интеграции с ними. Ситуация усугубляется резким падением уровня знания русского языка в странах Закавказья и Центральной Азии.

В-пятых , Запад сделает всё для того, чтобы воспрепятствовать интеграции на постсоветском пространстве. Можно не сомневаться, что в ход будут пущены все средства ― от словесных увещеваний и финансово-экономических пряников до жесткого давления, угрозы "цветной революции" и использования "пятой колонны". Упускать плоды своей победы в "холодной войне" Запад не захочет ни при каких обстоятельствах. Кстати, и Китай вряд ли охотно откажется от преимуществ развития отношений со странами СНГ на двусторонней основе, а не в составе какого-то интеграционного объединения.

История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 82% общей численности населения государства, представляющие наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская), Приволжья (Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Марий Эл, Чувашская), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)).

Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русского населения достигает 80% всей численности населения этих регионов.

На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,8%) далее идут украинцы (2,0%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, кумыки, лакцы, даргинцы и абхазо-адыгейской: кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, значительно отразились и на Российской Федерации. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.

Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национально-территориальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности.

С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик. Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями.

После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев па родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты.

Сложной является и проблема малочисленных пародов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, а также по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действенного механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.

Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерации. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории. И самой трудной для управления проблемой является деятельность по регулированию взаимоотношений коренных и некоренных жителей, проживающих на этих территориях.

Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Лишь опираясь на это, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулируя процесс их развития.

Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.

Россия – это многонациональное государство. В нем проживает свыше 190 народностей. Однако по количеству населения РФ находится на 9-м месте. Она всегда привлекала людей из других стран, теперь можно приблизительно определить, сколько национальностей в России проживает на сегодняшний день. Численность их иногда сильно разнится.

Информация собирается с помощью переписи населения (которая проводится регулярно), на основе статистических данных. В анкетах обязательно указывается, к какой народности принадлежит гражданин. Итак, приблизительно сколько национальностей проживает в России, согласно документам этнические группы состоят из следующих национальностей:

· русских;

· хантов;

· эскимосов;

· болгар;

· ланкийцев;

· французов;

· лакцев;

· юкагиров;

· китайцев;

· словаков;

· осетин;

· дунган;

· американцев;

· удэгейцев;

· грузин;

· горных марийцев;

· каракалпаков;

· вьетнамцев;

· дидойцев;

· хорватов;

· ультов;

· курдов;

· евреев;

· челканцев;

· британцев;

· эвенов;

· испанцев;

· белорусов;

· латгальцев;

· финнов;

· итальянцев;

· чуванцев;

· молдаван;

· чулымцев;

· латышей;

· гунзибцев;

· украинцев;

· японцев;

· эстонцев;

· нганасанов;

· корейцев;

· мишари;

· табасаранов;

· чукчей;

· кабардинцев;

· андийцев;

· тофаларов;

· кубинцев;

· тиндалов;

· гагаузов;

· мегрелов;

· башкиров;

· орочей;

· шорцей;

· хваршин;

· адыгейцев;

· негидальцев;

· накистанцев;

· кумыков;

· алеутов;

· гинухцев;

· балкарцев;

· годоберинцев;

· якутов;

· нанайцев;

· памирцев;

· чувашей;

· македонцев;

· абхазцев;

· ногайцев;

· ижорцев;

· ассирийцев;

· боснийцев;

· чеченцев;

· арабов;

· киргизов;

· нагайбаки;

· аджарцев;

· караимов;

· русинов;

· коми-пермяков;

· ахвахцев;

· долганов;

· греков;

· арчинцев;

· коми-ижемцев;

· пуштунов;

· бежтинцев;

· алтайцев;

· вепсов;

· аварцев;

· черкесов;

· месхетинцев;

· ингушей;

· каратинцев;

· хакасов;

· мордва-мокшей;

· мордвы;

· казаков;

· немцев;

· индийцев (хинди);

· шапсуги;

· казахов;

· персов;

· мордва-эрзя;

· уйгуры;

· узбеков;

· селькупы;

· поляков;

· теленгитов;

· сойотов;

· азербайджанцев;

· сербов;

· ненцев;

· ботлихцев;

· абазин;

· ительмен;

· даргинцев;

· поморцев;

· монголов;

· тувинцев;

· кумандинцев;

· эвенков;

· венгров;

· удмуртов;

· туркменов;

· телеутов;

· карачаевцев;

· талышей;

· крымских татар;

· марийцев;

· бесермян;

· кряшен;

· рутульцев;

· хемшил;

· тубаларов;

· камчадалов;

· литовцев;

· тоджинцев;

· калмыков;

· таджиков;

· саамов.

Это неполный список, сколько национальностей на территории России. Часть граждан во время переписи не указала свою принадлежность к определенной народности. А также относительно значимая часть национальностей составляет приблизительно 80 национальностей, остальные входят в тысячные процентные доли. О некоторых многие люди не слышали ни разу за всю прожитую жизнь.

Сколько национальностей в России на 2018 год?

Среди вариантов, сколько народов и национальностей проживает в России, самыми популярными и многочисленными являются:

· татары (крымские, астраханские и т. д.);

· чуваши;

· белорусы;

· украинцы;

· чеченцы;

· башкиры;

· армяне.

В РФ имеются и малые народности, численность которых не превышает миллиона, а некоторых – менее сотни. Краткий список, какие национальности населяют Россию в малочисленных этнических группах:

· мордва и марицы;

· ненцы, коми, ссамы, карелы;

· коми-пермяки, удмурты;

· казахи и калмыки;

· шорцы, алтайцы, ханты, селькупы, манси;

· орочи, удэгейцы, якуты, коряки и некоторые другие нации;

· долганы, эвенки, хакасы, буряты, тувинцы.

А также национальный состав населения России 2018 г. можно разделить по языковым семьям:

· индоевропейская;

· алтайская;

· енисейская;

· сине-тибетская;

· северокавказская;

· картвельская;

· уральско-юкагирская;

· эскимосо-алеутская;

· чукотско-камчатская.

Наиболее многочисленные народности относятся к индоевропейской, северокавказской, уральской и алтайской семьям.

Сколько в России русских по национальности?

Если рассматривать, сколько русских живет в России, то это приблизительно 80 процентов от всего населения страны. Наиболее многочисленна славянская группа, в которую, кроме русских входят белорусы, украинцы и некоторые другие национальности. По результатам последней переписи, русскими себя считают больше 111 млн россиян. По территориальному расселению больше всего их находится в Москве.

Если искать «чистокровных» русских, то скорее всего, такие корни сохраняются в небольших деревнях, особенно расположенных далеко в глубинке.

Там иногда очень ревностно относятся к соблюдению древних обычаев или традиций. По некоторым данным, самой «чистокровной» оказалась Нижегородская область.

Большие города, в том числе и провинциальные, привлекают множество людей, причем разных национальностей и все чаще встречаются смешанные браки.

Россия - это многонациональное государство. Сколько народов проживает в России? Какие из них являются наиболее многочисленными? Как они расселены по территории страны? Узнаем об этом далее.

Сколько народов проживает в России?

Россия охватывает огромную территорию, растянувшись от Восточной Европы до Её площадь составляет 17 125 191 квадратный километр, по этой величине страна занимает первое место в мире.

По количеству населения Россия находится на девятой позиции, оно составляет 146,6 миллиона человек. Сколько народов проживает в России? Точную цифру назвать сложно, но приблизительно их 190, включая автохтонное население и малые коренные народы.

Основным источником данных о населении России является перепись, которая проводилась в 2010 году. Национальная принадлежность граждан страны не указывается в паспортах, поэтому данные для переписи получали исходя из самоопределения жителей.

Чуть больше 80 % жителей указали себя русскими, на другие национальности пришлось 19,1 %. Приблизительно пять с половиной миллионов человек не указали национальность. Исходя из этих данных, общая численность народов России, которые не относят себя к русским, составила 26,2 миллиона человек.

Этнический состав

Русские являются титульным населением страны, они преобладают в большинстве субъектов Российской Федерации. В их число входят поморы, представляющие субэтнос карелов и русских в районе Белого моря. Вторым по численности народом являются татары, к которым относят мишарей, кряшенов, астраханских и

Наиболее многочисленную группу народов составляют славяне, в основном это русские, украинцы, белорусы, поляки и болгары. Они относятся к индоевропейской семье, которая в России также представлена романской, греческой, германской, балтийской, иранской, индоиранской и армянской группами.

Всего на территории государства проживают народы, которые принадлежат к девяти языковым семьям. Кроме индоевропейской, к ним относятся:

  • алтайская;
  • сине-тибетская;
  • уральско-юкагирская;
  • чукотско-камчатская;
  • енисейская;
  • картвельская;
  • эскимосо-алеутская;
  • северокавказская.

Малые народы России представлены кереками (4 человека), народом водь (64), энцами (227), ультами (295), чулымцами (355), алеутами (482), негидальцами (513), орочами (596). К ним относятся народы, которые принадлежат к финно-угорской, самодийской, тюркской, сино-тибетской группам.

Крупнейшие народы России представлены в таблице ниже.

Народ

Численность в млн

Украинцы

Азербайджанцы

Карта народов России

Население страны расселено неоднородно. Сколько народов проживает в России и как они размещаются на её территории, наглядно может продемонстрировать карта, приведенная ниже. Подавляющее большинство проживает в районе между Санкт-Петербургом, Красноярском, Новороссийском и Приморским краем, где расположены все крупнейшие города.

Крупнейшие татары и украинцы - в основном населяют юго-западную часть страны. Украинцы составляют большую долю жителей в Чукотском и Ханты-Мансийском округах, в Магаданской области.

Что касается остальных народов славянской группы, то поляки и болгары не образуют больших групп и расселены дисперсно. Компактно польское население проживает только в Омской области. Белорусы в большинстве населяют район Москвы и Санкт-Петербурга, а также Калининградскую область, Карелию, Ханты-Мансийский округ.

Татары

Количество татар в России составляет больше 3 % от всего населения. Треть из них проживает в Республике Татарстан. Очаговые расселения находятся также в Ульяновской области, в Ханты-Мансийском округе, Башкортостане, Тюменской, Оренбургской, Челябинской, Пензенской областях и в других субъектах государства.

Большинство татар являются мусульманами суннитского толка. Разные группы татар имеют языковые различия, а также отличаются друг от друга традициями и ведением быта. Их язык относится к тюркским языкам алтайской семьи, он имеет три диалекта: мишарский (западный), казанский (средний), сибирско-татарский (восточный). В Республике Татарстан татарский язык является официальным.

Этноним «татары» появился ещё в VI веке среди тюркских племен, которые так себя называли. После завоевания Золотой Ордой в XIII в. название распространяется и обозначает уже монголов и племена, покоренные ими. Позже термин использовался по отношению к кочевникам монгольского происхождения. Расселившись в Поволжье, эти племена называли себя месельманами, мишэрами, болграми, казанлами и т. д., пока в XIX веке не консолидировались под определением «татары».

Украинцы

Один из восточнославянских народов - украинцы, проживает в основном на территории государства Украина, где его численность составляет около 41 миллиона человек. Крупные украинские диаспоры находятся в России, США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Германии и других странах.

Включая трудовых иммигрантов, на территории России проживает приблизительно 5 миллионов украинцев. Большая часть проживает в городах. Крупные очаги расселения этого этноса расположены в Москве и Московской области, Тюменской, Ростовской, Омской областях, в Приморском и Краснодарском краях, Ямало-Ненецком округе и т. д.

История народов России неодинакова. Масштабное заселение российских территорий украинцами началось во времена существования империи. В XVI-XVII веках, согласно царскому указу, казаки, пушкари, стрельцы с Украины и Дона направлялись в Сибирь и Дальний Восток для освоения земель. Позже к ним ссылали крестьян, и горожан, и представителей казацкой старшины.

Интеллигенция по собственной воле переезжала в Санкт-Петербург во времена, когда город являлся столицей Российской империи. В настоящее время украинцы представляют в нем наибольшую по численности этническую группу после русских.

Башкиры

Четвертый по численности народ России - башкиры. Преобладающее большинство проживает в Республике Башкортостан. Они также населяют Тюменскую, Курганскую, Оренбургскую области. Башкирский язык принадлежит к алтайской семье, разделяется на южный и восточный диалект и несколько говоров.

По антропологическим признакам народ принадлежит к субуральскому и южносибирскому (у восточных башкир) расовым типам. Они представляют европеоидов с долей монголоидности. По религиозной принадлежности являются мусульманами суннитского толка.

Происхождение связано с племенами печенегов (южноуральские башкиры - бурзяне, усергане), а также половцев (кыпчаки, канлы) и волжских булгар (булярцы). Их предки населяли район Урала, Волги и Приуралья. Влияние на формирование народа оказали монголы и тунгусо-маньчжуры.

Коренные народы

Коренное население страны включает 48 народов. Они составляют приблизительно 0,3 % всего населения страны. Примерно 12 из них относятся к малочисленным и насчитывают менее тысячи человек.

Малые народы России преимущественно населяют северные районы государства, Дальний Восток и Сибирь. Они нередко ведут традиционное хозяйство, занимаясь оленеводством, рыболовством, охотой и скотоводством.

Самым крупным коренным народом являются ненцы, они насчитывают почти 45 тысяч человек. Они занимают прибрежные зоны Северного Ледовитого океана и разделяются на европейских и азиатских. Народ разводит оленей и проживает в чумах - конусовидных шалашах, покрытых берестой и войлоком.

Кереки обладают наименьшей численностью и представлены только четырьмя людьми согласно переписи. Ещё полвека назад их было приблизительно 100 человек. Основными языками для них являются чукотский и русский, родной керекский остался в качестве традиционного пассивного языка. По ведению быта и культуре они сходны с чукотским народом, поэтому подвергались ассимиляции с ним.

Заключение

Россия на многие километры растянулась с запада на восток, затрагивая и европейскую, и азиатскую часть континента. На её огромной территории проживает более 190 народов. Русские являются наиболее многочисленными и представляют титульную нацию страны.

Другими крупными народами являются татары, украинцы, башкиры, чуваши, аварцы и т. д. В государстве проживают малые коренные народы. Численность большинства из них не превышает нескольких тысяч. Самыми малочисленными являются кереки, энцы, ульты, алеуты, они населяют в основном район Сибири и Дальнего Востока.

Россия многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские 82% населения страны. Из 89 регионов субъектов Российской Федерации в в 80 русских составляют большинство населения. На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,7%), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. , например, относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва, марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши и кумыки. Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финно-угорской группы ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции. Так,среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, перекинулись и на Россию. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к обособлению отдельных республик и регионов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Многие меры по социально-экономическому развитию этих народов не были до конца реализованы. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов ухудшилась экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ.

Одной из задач государства является разрешение этих конфликтов.

Плотность населения РФ

Плотность населения - степень населенности конкретной территории, численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади. Она формируется в процессе исторического развития под влиянием уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.

Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,6 чел. на 1 км. Весьма неравномерно размешено население и внутри каждой части территория страны. 78,4% населения Российской Федерации концентрируется на территории Европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 чел. на 1 км, более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 2 1,6% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям по Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км.

Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры.

Существенные различия в плотности населения наблюдаются и внутри федеральных округов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный федеральный округ. Плотность населения здесь составляет 61,3 чел. на 1 км. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью - 320,8 чел. на 1 км. Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе (средняя плотность составляет 49,6 чел. на 1 км) и в Центральном Черноземье (46,9 чел. на 1 км).

Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области 41,8 чел. на 1 км. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области 15,6 чел. на км как следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.

Наименьшую плотность населения имеет Север 4,0 чел. на 1 км, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства.

На Дальнем Востоке проживает 5% численности населения страны при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,2 чел. на 1 км).

Крайняя неравномерность размещения населения Сибири и Дальнего Востока объясняется значительной удаленностью от развитых регионов страны, ограниченными возможностями развития транспортных магистралей и т.д.

Трудовые ресурсы РФ

Человеческие (трудовые) ресурсы мирового хозяйства - часть населения, обладающая физическими, умственными способностями, необходимыми для хозяйственной деятельности. В России в состав трудовых ресурсов включаются лица трудоспособного возраста (женщины - от 15 до 54 лет, мужчины - от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включают инвалидов.

Население трудоспособного возраста состоит из: работающих, ищущих работу, учащихся, занятых только домашним хозяйством, военнослужащих срочной службы. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая включает работающих и ищущих работу + работающие пенсионеры.

Максимальное значение трудового потенциала характерно для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, Москвы, северной группы регионов Дальневосточного рaйонa. Именно здесь самые высокие зaрaботки, мaксимaльнa активность сферы обслуживания и мелкого бизнеса. Здесь проживают те кадры, которые хотят и способны легко приспосaбливaться к новым условиям.

Минимальный потенциал трудовой активности имеют регионы с большой численностью в структуре населения детей (Северный Кaвкaз, юг Сибири). Высокий консерватизм социальной структуры на Северном Кавказе не обеспечивает активному населению достаточного применения местах постоянного проживания. Поэтому они вынуждены искать приложение своей активности в других регионах России, возвращаясь, однако, на историческую родину после самореализации.

Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства. Структура занятости населения в разрезе отраслей экономики за последние годы говорит о том, что в России происходит ряд сложных процессов.

1. Возрастает доля занятых в отраслях нематериального производства с 29,4 до 31,3%.

2. Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).

3. Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1 до 2,5%).

Изменение структуры занятости по отраслям народного хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Однако происходит сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Он рассматривается как система общественных отношений, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов.

Одним из наиболее общих факторов, влияющих на показатели труда в России, является то, что он формируется в условиях экономического кризиса, следствием которого является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и Архангельскую области, Ингушскую и Удмуртскую республики, Республику Калмыкию, Ненецкий автономный округ, т. е. те регионы, в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса.


Похожая информация.


Случайные статьи

Вверх