Чего нужен государственный бюджет. Государственный бюджет



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

Госбюджет выполняет следующие функции:

    распределительная проявляется в формировании, распределении и перераспределении денежных средств государства с целью удовлетворения общественных потребностей (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);

    регулирующая состоит в использовании средств госбюджета для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом;

    контрольная заключается в том, что в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать;

    стимулирующая показывает, что за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы;

    социальная состоит в том, что бюджетные средства используются в решении социальных проблем (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.).

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики. Расходы госбюджета, средства госбюджета используются на решение социально-экономических задач, на государственное управление и охрану правопорядка, на обслуживание государственного долга и т.д.

Формирование доходной части госбюджета происходит главным образом через налоговую систему. Источниками формирования доходов бюджета могут быть также займы и поступления от продажи государственной собственности.

4. Бюджетный дефицит: понятие, причины и виды

Решая проблемы социально-экономического развития страны, государство несет определенные денежные расходы. Может возникнуть ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы. В таком случае государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Следовательно, дефицит бюджета – это сумма, на которую за данный период расходы правительства превышают его доходы . Дефицит может быть вызван следующими причинами:

    падение доходов в результате кризисного состояния экономики;

    уменьшение налоговых поступлений в бюджет государства;

    увеличение расходов правительства (например, в период стихийных бедствий, во время военных действий или в результате реализации чрезмерных социальных программ);

    непоследовательная финансово-экономическая политика;

    необходимость развития приоритетных отраслей экономики, науки, что требует больших финансовых средств;

    рост государственных закупок.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит госбюджета.

Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов-расходов бюджета при его формировании. Реально дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, что, с одной стороны, приводит к уменьшению поступлений в централизованный фонд государства (в госбюджет), а с другой стороны – к увеличению государственных расходов на стабилизацию экономики.

Разность между фактическим (реальным) дефицитом и структурным называется циклическим дефицитом бюджета . В случае, когда общая сумма доходов больше общей суммы расходов, возникает профицит бюджета . Если же сумма доходов и расходов равны, то это будет сбалансированный бюджет.

С

Государственный бюджет

остояние государственного бюджета можно представить следующим образом:

сбалансированный

профицитный

дефицитный

структурный

циклический

В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВВП – нормальное явление. Существует несколько вариантов финансирования бюджетного дефицита:

Использование первого варианта (печатание денег) приводит к превышению денежной массы над объемом производимых в стране товаров, что неминуемо вызывает инфляцию со всеми ее негативными последствиями.

Увеличение налогов снижает деловую активность предпринимательства, гасит стимулы к труду, что, в конечном итоге, снижает налоговые поступления.

В странах с рыночной экономикой, в основном, выбирают третий вариант финансирования дефицита бюджета – займы. В таком случае государство выпускает ценные бумаги (облигации, акции), продает их населению, фирмам своей страны и за счет их продажи финансирует дефицит бюджета. Это будет внутреннее долговое финансирование . При внешнем долговом финансировании государственные ценные бумаги продаются правительствам, организациям и населению других стран.

Иногда источником финансирования дефицита бюджета могут быть средства от приватизации государственной собственности. Такой источник используется чаще всего в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание статьи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

История государственных бюджетов.

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.

Чтобы представить типичный бюджет докапиталистических государств, рассмотрим роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680, при царе Федоре Алексеевиче , брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные войны. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.

Ситуация, когда армия и государственный аппарат «заедали» большую часть казны, вполне типична для всех древних и средневековых государств. Например, вВизантиисуммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90% (Табл. 1).

Таблица 1. Расходы на государственный аппарат и армию в бюджете византийской империи
Таблица 1. РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И АРМИЮ В БЮДЖЕТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, %
300 г. 540 г. 641 г. 842 г. 1025 г.
На государственный аппарат 9 10 13 16 14
На армию 81 71 78 65 70
ВСЕГО 90 81 91 81 84

Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые – см . Табл. 2), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.

Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.

В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» – государственный бюджет.

В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

Таблица 2. Расходы государственного бюджета российской империи в 1734.
Таблица 2. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1734.
Название расхода руб. % от государственного бюджета.
1. Содержание императрицы, всего 408 000 5,23
двор 260 000
императорская конюшня 100 000
родственникам императрицы 48 000
2. Государственное и местное управление 332 031 4,25
жалование чиновникам высшего ранга 96 082
жалование служащим канцелярий 153 688
расходы по учреждениям 17 072
таможенным и портовым чиновникам 14 332
служащим в провинциях 36 525
расходы на командировки и канцелярские расходы в провинции 14 465
3. Правоохранительные органы и тюрьмы 11 494 0,15
полиция 9 748
арестантам и ссыльным кормовых 1 746
44. Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.) 131 311 1,68
5. Здравоохранение 16 006 0,21
6. Образование и наука 51 871 0,66
Адмиралтейская академия и Академия наук 47 371
геодезистам и школьным учителям 4 500
7. Социальная защита 79 972 1,02
нищие и ветераны 41 876
пенсии 38 096
8. Строительство 256 813 3,29
9. Закупка соли за рубежом 14 792 0,19
10. Вооруженные силы 6 505 154 83,32
армия 4 935 154 63,21
военно-морской флот 1 200 000 15,37
артиллерия 370 000 4,74
Итого 7 807 577 100
Источник: Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. X. История России с древнейших времен . Т. 19 – 20/ Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1993. С. 468, 680–682

Бюджетный процесс.

Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны (см . Рис. 1).

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:

– бюджетное прогнозирование;

– составление бюджета

– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года;

– анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетное прогнозирование.

Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.

Составление бюджета.

определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета.

состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета

– это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Бюджетные системы за рубежом

строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:

1) принцип принятия бюджета представительным органом власти – в большинстве стран бюджеты принимаются в форме закона, а в США, Финляндии и некоторых других странах для утверждения бюджета требуется одобрение парламента;

2) принцип полноты – все доходы и расходы правительства отражаются в бюджете в полном объеме (конечно, это идеальное требование – на практике часто есть какие-то секретные расходы, содержания которых правительство не детализирует);

3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812);

4) принцип приоритетности обязательных расходов – осуществление утвержденных законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит);

5) принцип ежегодного утверждения бюджета – бюджеты, как правило, готовятся на год;

6) принцип бюджетного равновесия – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета.

Начало финансового года различно в разных странах:

Структура госбюджета.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

Местные бюджеты.

Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерацииэто сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.

Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.

Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.

До реформ государственного устройства 1993–1997 в России местные бюджеты также подразделялись на бюджеты:

– городов республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;

– районные;

– городов районного подчинения;

– поселковые;

– сельские.

В настоящий момент местные бюджеты едины, однако после вступления в силу с 2006 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Россия вернется к общемировой и советской практике нескольких уровней местных бюджетов, которые будут подразделяться на:

– бюджеты поселений;

– бюджеты муниципальных районов;

– бюджеты городских округов.

Такое деление бюджетных средств позволит лучше учитывать интересы населения и, следовательно, увеличит их эффективность.

Таблица 3. Доходы и расходы государственного бюджета России

В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 4.

За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 5 и 6.

Таблица 3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004
Статьи доходов млрд. руб. Статьи расходов млрд. руб.
Налоговые доходы, 2 071,385 Обслуживание государственного долга 287,570
из них:
налоги на прибыль 164,587 Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 813,970
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы 1 088,390 Национальная оборона и вооружение 430,185
платежи за пользование природными ресурсами 279,381 Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ 203,854
налоги на внешнюю торговлю 532,538 Социальная политика 161,194
прочие налоги 6,489 Суды, правоохранительная деятельность 343,828
ГО и ЧС 2 , окружающая среда 38,651
Организация народного хозяйства 149,000
Функционирование органов власти и международная деятельность 122,052
Целевые фонды 1 14,061
Таблица 4. Бюджетная система США (1952-2002)
Таблица 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002)
Тип бюджета 1952 1962 1972 1982 1992 2002
Всего бюджетов: 116807 91237 78269 81831 85006 87576
Федеральных 1 1 1 1 1 1
Штатов 50 1 50 50 50 50 50
Местных: 116756 91186 78218 81780 84955 87525
Графств 3052 3043 3044 3041 3043 3034
Муниципалитетов 16807 18000 18517 19076 19279 19429
Городов 17202 17142 16991 16734 16656 16504
Школьных округов 67355 34678 15781 14851 14422 13506
Специальных округов 12340 18323 23885 28078 31555 35052
1 Включая штаты Аляска и Гавайи, получившие статус штатов в 1959.

Согласно действующему законодательству, государственный бюджет - это основополагающий элемент всей финансовой системы страны, связывающий поток доходов в казну и распределение аккумулированных средств по нуждам. В процессе перераспределения средств между населением и государственными органами возникают бюджетные отношения.

Правительство создает условия для аккумулирования средств, поступающих от физических лиц и отдельных предприятий, затем распределяет собранные ресурсы среди бюджетов других уровней и различных фондов. Иными словами, государственный бюджет - это комплекс отношений, складывающихся при выполнении органами власти своих обязанностей. В первую очередь получаемые ресурсы предназначены для финансирования аппарата управления, военного комплекса, обеспечения важнейших отраслей хозяйствования, а также реализации основных социальных программ. Если рассматривать бюджет с количественной точки зрения, то его размер характеризует финансовое состояние страны, способность правительства повысить населения.

Таким образом, государственный бюджет - это единый фонд ресурсов, аккумулируемых за счет различных источников с целью претворения в жизнь важнейших задач и целей в стране. Отношения, формирующиеся при этом, можно условно разделить на три группы:

  1. По поводу привлечения средств (между правительством и населением).
  2. По поводу перераспределения финансов (по уровням
  3. По поводу

При грамотной организации данных отношений можно достичь основополагающей цели - равновесия в масштабе макроэкономики. Государственный представлен в виде трех уровней: республиканский или федеративный и а также бюджет субъектов федерации. Причем последний является промежуточным звеном, связующим республиканский и местный уровни. В конце каждого отчетного периода на рассмотрение специалистам поступает то есть документ, отражающий поступление и использование средств в разрезе отдельных территориальных единиц.

Доходы в государственный бюджет - это поступление денежных средств за счет использования различных источников. Наибольший в структуре доходов, конечно, занимают налоговые платежи и сборы. Нередко странам с временными финансовыми затруднениями предоставляются займы и ссуды от других государств, тогда бюджет пополняется за счет внешних источников. А расходная часть составляется в разрезе основных направлений финансирования тех или иных отраслей.

Государственный бюджет и его функции

Самой главной функцией можно назвать грамотное распределение собранных средств среди бюджетов всех уровней с последующим перераспределением по направлениям финансирования хозяйства. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача: распорядиться имеющимся объемом ресурсов с максимальной пользой для населения. Для нашей страны сделать это достаточно сложно, особенно в условиях посткризисного периода. Не менее важна и контрольная функция, заключающаяся в мониторинге деятельности тех или иных организаций и сфер, которым была предоставлена помощь в виде дотаций или субвенций. Залогом успешности разработанного плана считается целевое использование средств!

Случайные статьи

Вверх