Система управления государственными финансами. Государственные финансы


Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны,
эффективность хозяйствования также осуществление мер по развитию финансового рынка.
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Важнейшими департаментамиМинистерства финансов России являются:
бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;
отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, - оборонного комплекса и др.;
департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
департамент налоговых реформ;
департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка.
Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
ГлавноеуправлениефедеральногоКазначейства и его Территориальные органы выполняют следующие задачи:
организацию, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ;
управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.
На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.
Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она осуществляет контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему.

На предприятиях различных формсобственности управление финансами осуществляют планово-экономические, финансовые управления и отделы, которые составляют бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.

ГосударственныйтаможенныйкомитетРФ(ГТКРФ)несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым
таможенными органами;
проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой _ налогов, взимаемых таможенными органами;
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, а также Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Управление государственными финансами»

Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. управление финансовый счетный палата

Управление финансами - это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;

Рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;

Направления развития финансовой системы России.

Сущность упра вления финансами, цели и задачи

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления.

Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Объекты управления

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

· государственный бюджет

· внебюджетные фонды

· государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

· федеральные финансы

· финансы субъектов РФ

· местные финансы

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

· финансы коммерческих предприятий и организаций

· финансы некоммерческих организаций

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

Отношения с другими предприятиями и организациями;

Внутри предприятия;

Внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

С финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:

· социальное;

· личное;

· имущественное;

· страхование ответственности;

· страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность - страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами.

При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме.

Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

Субъекты управления

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

Развивает бюджетный федерализм;

Разрабатывает проект федерального бюджета;

Составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

Составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

Подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

Участвует в подготовке предложений по основным направлениям

кредитно-денежной политики;

Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением

федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Федеральная служба по налогам и сборам РФ осуществляют контроль правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Оперативное управление, контроль. Высшие органы государственной власти управления финансами в Российской Федерации. Счетная палата, налоговые органы.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Сущность и методы управления финансами. Функции и задачи Министерства финансов и других ведомств управления финансами. Налоговые органы Российской Федерации. Федеральная службы Налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, Счетная палата.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Понятие управления финансами, особенности их современной системы. Аспекты реформирования управления государственными финансами. Экономическая необходимость закона о государственном финансовой контроле. Оценка деятельности Счетной палаты и казначейства.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Понятие и задачи управления финансами, его объекты и субъекты. Принципы построения финансовой системы государства. Основные функции финансового планирования и контроля. Методы государственного регулирования финансов, полномочия осуществляющих его органов.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Высшие органы государственной власти управления финансами. Министерство Финансов, Казначейство РФ. Счетная Палата, налоговые органы. Федеральная служба страхового и финансово-бюджетного надзора.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2009

    Методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Финансовое планирование и прогнозирование. Объекты и субъекты управления финансами. Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство Минфина и Государственный таможенный комитет. Примеры регионального управления в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Сущность и методы управления финансами, система государственных органов. Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса. Совершенствование государственного контроля. Показатели деятельности управления в сфере валютного контроля.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Основные задачи и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Задачи, методы и сущность управления финансами. Объекты и субъекты управления. Система финансовых органов. Методы государственного регулирования финансов. Государственная финансовая политика РФ. Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

оперативное управление;

финансовый контроль;

17. Управление финансами: задачи и принципы

Управление финансами – это совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Принципы управления финансами:

· комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов;

· сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы;

· приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию;

· взаимосвязь применяемых методов управления;

· учет специфики современного периода.

Задачи:

· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;

· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;

· координация финансовой деятельности всех подразделений;

· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

18. Органы управления финансами, их функции

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом , осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

1. Финансовая политика России в современных условиях

2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами

3. Финансовое планирование и прогнозирование

4. Государственный финансовый контроль

Изучив материалы данной темы, вы сможете:

    оценить проводимую финансовую политику в России на современ­ном этапе;

    изложить содержание бюджетной, налоговой и денежно-кредит­ной политики;

    разобраться в структуре органов управления государственными финансами;

    раскрыть сущность финансового планирования, прогнозирования, программирования;

    определить задачи государственного финансового контроля.

1. Финансовая политика России в современных условиях

Система управления государственными финансами, направлен­ная на достижение определенных стратегических и тактических це­лей, строится на основе финансовой политики, которая является со­ставной частью экономической политики. Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и ин­струментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный пе­риод времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному исполь­зованию для выполнения государством своих функций. Для осуще­ствления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответ­ствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относи­тельно свободного движения капитала и других ограниченных ресур­сов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

    соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области фи­нансов;

    разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечива­ющих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

    осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.

Классическая теория отводила государству практичёски «роль ночно­го сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, - это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок - главный ре­гулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалан­сированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функци­онирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой до­полнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвига­ла систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономи­ки. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных фи­нансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, стро­го определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориенти­рована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия междуна­родного движения капитала.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая те­ория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюд­жетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспек­тиву (2003-2005 гг. и 2006-2008 гг.), утверждаемых Правительством РФ, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Россий­ской Федерации в 2004-2006 гг., бюджетными посланиями Прези­дента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

Рассмотрим основные направления современной бюджетной по­литики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Фе­деральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной полити­ки, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первона­чальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия фе­дерального закона о бюджете возможен ее роспуск. (Например, в 1992-1999 гг. было характерным значительное противостояние Госу­дарственной Думы законодательным инициативам Правительства РФ в области реализации экономической и финансовой политики.). Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000-2004 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и так­тических целей финансовой политики в начале XXI в. Общей стра­тегической задачей развития объявлена модернизация экономики, на­правленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов эко­номического роста.

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государ­ственными активами, реализации принципов бюджетного федерализ­ма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной поли­тики:

    проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффек­тивно управлять ограниченными бюджетными ресурсами;

    формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны;

    обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

    устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих эле­ментов бюджетной политики и бюджетного процесса;

    оптимизация бюджетной сети, внедрение новых методов бюд­жетирования в зависимости от результатов выполняемых функций и эффективности работы;

    существенное снижение издержек функционирования государ­ства;

    значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

    создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и объективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;

    приведение обязательств государства в соответствие с его ре­сурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

    обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

    оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально- экономических задач;

    отказ от безадресной системы льгот;

    постепенный отказ от практики предоставления государствен­ных гарантий по иностранным связанным кредитам;

    четкое разграничение расходных полномочий между бюджета­ми всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой под­держки регионов;

    максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюдже­тах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;

    завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высо­кодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через орга­ны Федерального казначейства;

    реформирование бюджетного учета и бюджетной классифика­ции;

    обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюд­жетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государствен­ных нужд.

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:

    без налогов государство не может существовать;

    налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При пе­реходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается;

    в период кризиса налоги должны быть установлены на ми­нимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвес­тиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утеч­ке капитала;

    государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода свыше 30% эконо­мический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы долж­ны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса;

    налоговая система не должна носить конфискационный ха­рактер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;

    суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию к ро­сту только при такой экономической системе, когда государство га­рантирует стабильность законов и правил. Как только оно нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;

    налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступен­чатых налогов приводит к повышению расходов по их сбору, к росту недоимок и штрафов и в итоге к разрушению экономики;

    косвенные налоги наиболее удобны с позиции формирования доходов бюджета, однако их бремя падает на конечного потребителя товаров и услуг. Этот парадокс заключается в том, что при разных уровнях доходов граждан уровень их потребления относительно оди­наков. Использование косвенных налогов приводит к тому, что у ос­новной части населения изымаются накопления, тем самым разруша­ется база кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения по­требления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфичес­ких случаев;

Основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.

К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:

    значительное снижение и структурное выравнивание налогово­го бремени;

    упрощение налоговой системы;

    минимизация издержек исполнения и администрирования на­логового законодательства;

    снижение налоговой йацэузки на фонд оплаты труда;

    оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

    создание условий для легализации прибылей предприятий;

    сокращение количества налогов и ограничение произвола на­логовых и таможенных органов при одновременном повышении от­ветственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться со­вершенствованием налогового администрирования;

    усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Частично эти задачи уже решены и будут продолжать решаться в 2006-2008 гг. Наиболее существенные меры были приняты по сти­мулированию предприятий к начислению реальной заработной пла­ты, а не «увода ее в тень». Для этого введена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) (ЕСН) с применением регрессивной шкалы, с 1 января 2005 г. его ставки снижены до 26%). Коренные изменения произошли в си­стеме налогообложения прибыли за счет расширения перечня на­логовых вычетов (расходов), уменьшения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 18%, введения специаль­ного налогового режима для малых предприятий, амортизационных премий (с 1 января 2006 г.).

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ (Банком России), ее задачами на ближай­шие годы являются:

    сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов разви­тия экономики;

    создание новых систем, основанных на расчетах в режиме ре­ального времени; развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;

    контроль за денежным предложением посредством установле­ния целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса по отношению к корзине валют;

    достижение полной конвертируемости рубля;

    снятие большинства ограничений в области валютного контроля.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная поли­тика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление - увеличение доходов бюдже­та. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при пе­реходе определенных количественных границ денежная система под­вержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то при­чинам государство не в состоянии регулировать свою денежную си­стему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии бо­лее сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Известно, что кредитная система обеспечивает функционирова­ние внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал - важнейшее условие осуществления воспроизводственно­го процесса, которое обеспечивает возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредит­ный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Высокие став­ки рефинансирования сказываются самым негативным образом, так как имеют место невозврат кредитов, рост цен на продукцию произ­водственного сектора и сектора услуг, уменьшение рентабельности у заемщиков (вследствие чего происходит сокращение налогообла­гаемой базы), свертывание производства, сужение внутреннего по­требительского рынка из-за падения доходов субъектов воспроизвод­ственного процесса.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных сти­мулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международ­ных финансовых институтов и фондов.

Финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.

Тем не менее, нельзя не отметить, что в ее реализации есть много противоречивых моментов. В частности, она ориентирована на срав­нительно краткосрочный период (два-три года), предпочтение отда­ется стабилизации макроэкономических показателей и недостаточ­но обеспечивается сдерживание инфляции. Резкой критике подвер­гается политика Минфина России по увеличению профицита бюджета и стабилизационного фонда при крайне незначительном ежегодном снижении налогового бремени (не более 1% в год), что трудно объяснить, например, при планируемом на 2006 г. профиците бюджета = в 800 млрд руб. и величине стабилизационного фонда свы­ше 750 млрд руб.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управ­ления государственными финансами, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, при­званных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять кон­троль за рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами - сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты), систем. Управляющая система - «финансовая систе­ ма» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управ­ляемая система - «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный,

Он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использо­вания финансов. Она позволяет соединить воедино потенциаль­ные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реали­зуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:


  • управление финансами с учетом специфики звеньев си­стемы финансов;

  • общность функций всех финансовых учреждений;

  • общее руководство центром при активном участии всех
    нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения фи­нансовой политики, т. е. управления финансами, являются:

  • зависимость от конечной цели;

  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хо­зяйства;

  • соответствие интересам всех членов общества;

  • использование экономических законов;

  • учет внутренних и внешних экономических условий на осно­ве реальных возможностей.
. Целью управления финансами является финансовая устойчи­вость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэко­номической сбалансированности, профиците бюджета, сниже­нии государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государст­ва и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:


  • финансовое планирование;

  • прогнозирование;

  • программирование;

  • финансовое регулирование;

  • финансовый контроль;

  • принятие финансового законодательства;
система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате действия финансовой политики осуществляется пере­распределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней раз­вития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйству­ющих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Президент Российской Федерации (администрация Прези­дента) - регламентирует деятельность финансовой систе­мы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.


  • Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание,
    состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финан­совое.законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый
    кодекс).

  • Правительство Российской Федерации - рассматривает фе­деральный бюджет, выступает как единый центр управления
    финансами. Центральным органом, осуществляющим реали­зацию финансовой политики, является Министерство фи­нансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство
    финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в
    Российской Федерации, координирует деятельность других
    федеральных органов исполнительной власти.

  • Министерство финансов Российской Федерации:

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансо­вого планирования и финансирования отраслей хозяй­ства;

  • организует разработку федерального бюджетного плана;

  • принимает активное участие (совместно с Министерст­вом экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.
На Министерство финансов Российской Федерации возложе­ны организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

  • получать от министерств, ведомств, предприятий, учрежде­ний материалы, необходимые для составления и исполне­ния бюджетного плана;

  • организовывать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

  • проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
МНС РФ и Федеральная служба налоговой полиции осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и др. платежей.

Министерство гос. Имущества РФ организует управление гос. Имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи гос.имущества).

ФКЦБ контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система ЦБ РФ является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность др. кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная плата РФ, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами.

Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Случайные статьи

Вверх