Каждое лицо должно уплачивать. Налоги и налоговая система

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность . Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы , который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов . В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Система налогообложения – это неотъемлемый элемент экономики любого современного развитого государства, обеспечивающий стабильность ее функционирования.

Чтобы эта система работала правильно, она должна быть построена в соответствии с определенными правилами – основными принципами налогообложения.

Налогообложение в Российской Федерации

Принципы, которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе. Стоит рассмотреть более подробно, как именно должны взиматься налоги в стране, и как обеспечивается соблюдение интересов граждан при этом.

Регулирование налоговой системы и отношения между ее участниками происходят при помощи главного документа этой сферы – Налогового кодекса РФ . В нем прописаны как общие требования и правила взимания налогов, так и более конкретизированные – по каждому из них.

Налоговая система России, по примеру большинства развитых стран, характеризуется большим количеством налогов, целью которых является воздействие на экономических субъектов и пополнение бюджета страны. Она состоит из трех звеньев:

  • налоги государственного уровня;
  • налоги, которые закреплены за отдельными регионами;
  • местные налоги.

Законодательно определены и установлены перечни налогов для каждого звена – это дополнительная гарантия налогоплательщику в том, что его не заставят платить какие-то дополнительные сборы.

Плательщиками могут являться как обычные граждане страны – при получении ими дохода или совершении определенных сделок, так и индивидуальные предприниматели и компании.

Последние имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и отчислять все налоги в соответствии с ней.

Системы налогообложения малого бизнеса согласно Налоговому Кодексу России

Общая налоговая система РФ согласно НК делится на несколько видов и построена таким образом, что предприниматель может выбирать сам, по какой из них он хочет работать.

При приеме иностранца на работу необходимо ФМС. Ведь содержать в штате сотрудника без официального разрешения на работу – достаточно рисковая затея. Она грозит в лучшем случае штрафом вашему юридическому лицу.

Конечно, для перехода на каждую из систем есть свои ограничения и условия – некоторые из них доступны лишь для установленного перечня видов деятельности.

Видео: что относится к системе налогообложения – общие правовые и экономические аспекты

Основные системы рассмотрены экспертом:

Стоит рассмотреть каждую из систем более подробно:

Общая по НК РФ

Самая первая, на которой начинает работать каждое вновь созданное предприятие или ИП. Условия данной системы автоматически присваиваются при регистрации (если сразу не было заявления о постановке на другую систему), но в дальнейшем могут быть изменены;

Это самая сложная и неудобная система для представителей малого бизнеса, поскольку приходится платить много разных налогов и готовить большой пакет отчетной документации.

Патентная

Доступна лишь для ИП и для ограниченного перечня видов деятельности. Суть системы в том, что предприниматель получает патент, работает на его основании и выплачивает фиксированные взносы. Данный документ действует лишь на той территории, на которой был оформлен, и список видов деятельности для него не особенно широк.

Наиболее удобный и распространенный вариант, которым пользуются практически все представители сферы малого бизнеса. Большое количество налогов, которые есть на общей системе, заменяется одним (процент от суммы прибыли или величины полученного дохода). Отчетность также упрощена – декларацию по этому налогу нужно сдавать всего один раз в год .

ЕНВД

Налог оплачивается не на основании полученных результатов деятельности, а от вмененной суммы дохода. Конкретная величина суммы зависит от региона , на территории которого эта система действует (в каждом установлен свой коэффициент).

Перейти на ЕНВД могут лишь те предприниматели, которые занимаются установленной для этого деятельностью (перечень содержится в Налоговом кодексе).

ЕСХН

Данная система доступна только для предприятий сельскохозяйственной сферы (минимум 70% всей деятельности должно быть связано с этой сферой). Она заменяет налоги общей системы – вместо этого выплачивается один налог. Эта система не очень распространена в малом бизнесе, поскольку сельскохозяйственные предприятия в основном всегда крупные.

Для представителей малого бизнеса самой удобной является упрощенная система или же ЕНВД, поскольку в этом случае оплачивается меньшее количество налогов. Как следствие, предприниматель будет сдавать и меньший объем отчетности в налоговые органы .

Основные принципы

Хотя этим принципам уже больше 200 лет, большинство мировых налоговых систем построены именно в соответствии с ними. Что касается российских принципов, то они перечислены в Налоговом кодексе и также частично совпадают с принципами Смита. Выделяются такие принципы:

  1. Установленные налоги сборы должны выплачивать все лица – никто не освобожден от данного обязательства . При установлении суммы должны учитываться такие факторы, как платежеспособность и финансовое положение плательщика.
  2. Если какие-то сборы или взносы обладают признаками налога, но не установлены в качестве него Налоговым кодексом, ни один гражданин или экономический субъект не обязан их выплачивать.
  3. Налоговые ставки или льготы не могут устанавливаться в разной величине в зависимости от таких критериев, как гражданство физического лица или форма собственности юридического лица.
  4. Дискриминация при налогообложении недопустима : ни к кому не могут применяться особенные налоги и сборы за расовую, национальную, социальную или религиозную принадлежность.
  5. Все установленные налоги и сборы должны быть четко экономически обоснованы – не допускается их установление в произвольном порядке. Каждый налог имеет свое значение и свои цели, для которых он взимается.
  6. Если в законодательных документах или актах есть какие-то неточности, неясные моменты или противоречия, которые разрешить невозможно, то все они должны толковаться в пользу налогоплательщика .
  7. Запрещено устанавливать налоги таким образом, чтобы они препятствовали осуществлению законной деятельности предпринимателя (например, были препятствием для перемещения товаров или денежных средств).
  8. Все установленные сборы и налоги должны обладать четкими элементами налогообложения. Неотъемлемое право каждого налогоплательщика – знать, что именно он должен выплачивать, в какой срок, в какой величине и что является для этого основанием.
  9. Взимание налогов и сборов должно быть экономным и эффективным. Данный принцип означает, что расходы на эту процедуру должны быть меньше, чем сумма получаемых поступлений.
  10. Процедура взимания налогов должна быть легкой и удобной для плательщика – он не должен испытывать никаких неудобств относительно времени и места их уплаты.

Выполнение всех принципов одновременно не всегда возможно – это скорее идеальная система, к которой нужно стремиться, чем реальная практика работы налоговой системы. Взимание различных налогов с разных групп налогоплательщиков имеет свои особенности, что приводит к противоречиям некоторых принципов и их частичному несоблюдению.

Задачи

Принципы налогообложения – это те правила, в соответствии с которыми происходит начисление налогов и их взимание со всех установленных плательщиков. Их возникновение пришлось на конец 18 века, и в течение последующих лет они дополнялись новыми важными положениями.

Целью принципов является соблюдение при налогообложении интересов обеих сторон дела : государства и налогоплательщика. Они устанавливают, что, с одной стороны, каждый гражданин должен платить налоги, но с другой, что эти налоги должны взиматься только в законном порядке. Еще одна задача принципов – это обеспечение законности взимания налогов, соблюдение конституционных положений и прав каждого гражданина.

Налоговые принципы являются продолжением и более полным дополнением общих принципов Конституции – они конкретно и подробно раскрывают их смысл именно в налоговой сфере.

При нарушении принципов налогообложения, можно говорить и о нарушении основных конституционных положений.

Актуальность

Основой современных принципов налогообложения являются классические, которые были выделены в прошлых и позапрошлых веках классиками экономической науки. Они не теряют своей актуальности и по сей день используются в налогообложении многих стран – вместе с дополнительными, более современными принципами.

Соблюдение принципов необходимо, поскольку так определяется порядок взимания налогов, обеспечивается законность этой процедуры. Они показывают, насколько развита налоговая система государства и в каком направлении нужно двигаться дальше, чтобы достичь лучшего результата.

Налоговая сфера является одной из основ построения эффективной экономики страны, поскольку налоговые поступления формируют тот денежный фонд, при помощи которого будет функционировать государство.

Чтобы налоги и сборы взимались с соблюдением всех конституционных прав, они должны учитывать основные принципы налогообложения. Основная цель принципов – гарантировать соблюдение прав всех граждан и предприятий, а также реализовать их обязанность платить налоги в бюджет государства.

Лекция № 4. Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс - это комплексный нормативно-правовой акт, в котором определены правовые основы налогообложения РФ.

Налоговый кодекс РФ состоит из 2-х частей.

  • 1. Часть 1-ая (общая) устанавливает:
    • - виды налогов и сборов;
    • - права и обязанности участников налоговых правоотношений;
    • - формы и методы налогового контроля;
    • - виды налоговых правонарушений;
    • - ответственность за налоговые правонарушения;
    • - и т.д.
  • 2. Часть 2-ая (специальная) устанавливает:
    • - порядок исчисления и уплаты конкретных налогов;
    • - порядок применения специальных налоговых режимов.

Всё, что установлено НК РФ, обязательно к исполнению!!!

Все неясности и противоречия НК РФ трактуются в пользу налогоплательщика!!!

Лекция № 5. Принципы налогообложения в РФ

Принцип - это основное положение, на котором построено что-либо.

Принципы налогообложения - это основные положения, которые лежат в основе налогового законодательства государства.

Принципы налогообложения в РФ установлены ст. 3 НК РФ.

  • 1. Принцип обязательности - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Этот принцип основан на статье 57 Конституции РФ, которая гласит, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
  • 2. Принцип законности - ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  • 3. Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны имеет экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  • 4. Принцип установления всех элементов налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
  • 5. Принцип обеспечения единого экономического пространства РФ - установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства, является незаконным. Это принцип основан на конституционном принципе единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 Конституции РФ. Нарушением его является, например, ограничения объёма перемещаемых из одного субъекта РФ в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов.
  • 6. Принцип недискриминационного характера - налоги и сборы не могут различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • 7. Принцип преимущества налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Принципы налогообложения - базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Кодекса к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

1. всеобщность и равенство налогообложения - каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;

2. принцип недискриминации налогоплательщиков - порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

3. экономический приоритет - только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

4. презумпция правоты собственника - все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;

5. принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения - налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные начала.

Организационные принципы - положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы - основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ - основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений.

Подвижность (эластичность) - налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность - налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.



Множественность налогов - налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов - означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса).

Гармонизация налогообложения с другими странами - систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 НК РФ

Статья 3 НК РФ закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

конституционном принципе всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

принципе равного налогообложения, провозглашающем общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

принципе соразмерности налогов, устанавливающем прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ, — конституционный принцип, который не допускает нарушения конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающей принцип, не допускающий установления дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 же ст. 3 НК РФ устанавливает же один из принципов налоговой политики Российской Федерации — принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» .

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 НК РФ закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 ст. 3 НК РФ. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 ст. 3 НК РФ имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 ст. 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 НК РФ.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Навигация по записям

Случайные статьи

Вверх