Функции, роль и особенности государственных финансов. Государственные финансы

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства.

Государственные финансы:

Федеральные финансы.

В РФ в есть следующее административное деление:

1) республики;

3) области;

4) Москва и Санкт-Петербург;

5) финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов). Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Исполнение бюджета – это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Финансы субъектов РФ состоят из:

1) федерального бюджета:

2) бюджета;

3) внебюджетных фондов;

4) государственного кредита.

Местные финансы (МФ) – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. МФ включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование МФ основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Местные финансы не относятся к государственным финансам, так как существуют документы, которые разграничивают местные права и полномочия и государственные.

Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Состав и структура местных финансов. Звеньями системы МФ являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления. Главное звено МФ – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.

В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер.

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по выполнению государственных функций.

Государственные расходы – система экономических отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства.

Финансовые функции современного государства:

1) экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Это создание и управление государственным сектором экономики, а также программирование и регулирование экономики;

2) управленческая – финансирование системы органов управления. Это совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Расходы на управленческую функцию государства – 3–5 %;

3) оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ. Расходы на эти цели превышают все другие расходы, составляя 20–30 % всех расходов государства;

4) социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Существование функциональных государственных расходов предполагает наличие источников их финансирования.

Государственные доходы – экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Главный источник их мобилизации – национальный доход.

Методы мобилизации государственных доходов:

1 военные доходы;

2) доменный доход;

3) государственные регалии;

4) налоги;

6) эмиссия.

Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, прежде всего с уровнями управления. Государственные финансы включают в себя 4 звена:

1) государственный бюджет;

2) муниципальные финансы;

3 финансы государственных предприятий; 4) внебюджетные фонды.

Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и расходования средств:

1) федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

а) обеспечение деятельности Президента и его аппарата, федеральной судебной системы;

б) национальная оборона, безопасность, конверсия;

в) атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.;

2) уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне;

3) муниципальный уровень. Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Доля местных финансов в финансовых системах всех государств составляет 30–60 %. В России большая часть социальных расходов финансируется на местном уровне.

Сущность и функции госбюджета

Государственный бюджет – представляет собой объективную экономическую категорию, поскольку выполняет особые функции в любом государстве и любое государство пользуется бюджетом, как инструментом для удовлетворения государственных и общественных потребностей.

Доходы бюджета и механизм их мобилизации;

Расходы бюджета и механизмы их осуществления;

Налоги и механизм налогообложения;

Займы и механизм их осуществления;

Потребности государства и общества и механизм их удовлетворения и учета.

Важнейшим механизмом бюджета выступает законодательная база.

Инструменты и механизмы бюджета используются для распределения и перераспределения конечного продукта создаваемого в национальном хозяйстве.

Таким образом, бюджетная система денежных экономических отношений в процессе которых образуется централизованный фонд, удовлетворяющий общественные и государственные потребности. Следует обратить внимание на применение термина бюджет. Как финансовая категория, бюджет раскрывает категорию финансов. Как финансовый план может рассматриваться лишь часть бюджета, которая предусматривает конкретное цифровое выражение бюджетных заданий по показателям доходов и расходов.

Централизованный бюджетный фонд представляет собой как категория финансовые ресурсы, мобилизованные государством для выполнения своих функций.

Функции бюджета:

1 группа – общие функции или функции финансов, это распределительная и перераспределительная;

2 группа – специфические функции, это:

Функция перераспределения конечного продукта для удовлетворения общегосударственных и общественных потребностей.;

Функция мобилизации доходов для образования бюджетного фонда;

Функция использования бюджетного фонда;

Функция контрольная по поводу учета потребностей общества и государства и по поводу контроля исполнения доходной и расходной частей бюджета.

Таким образом составными элементами бюджета любого государства являются:

Доходы в различных формах;

Расходы в различных формах;

Адресность бюджетных отношений;

Сбалансированность доходов и расходов.

При формировании доходов бюджета и осуществлении расходов, государство использует 2 основных метода:

Финансовый (нетто-бюджетный);

Кредитный.

Финансовый метод предполагает безвозмездные механизмы, безвозвратные механизмы принудительного перераспределения части добавленной стоимости и централизованного бюджетного фонда.

Метод кредитования предполагает возвратность финансовых ресурсов и возможную возмездность, т.е. средства из бюджетного фонда могут поступать юридическим и физическим лицам на возвратной основе, при этом могут быть установлены проценты за временное использование бюджетными средствами.

Государство может привлекать финансовые ресурсы и формировать свою доходную часть на заемной основе. Здесь обычно присутствует возмездность, т.е. уплата процентов.

Во многих государствах бюджет формируется в виде 2-х частей. В одной части работают финансовые методы, в другой кредитные.

Следующий механизмом, используемым бюджетом практически всех стран, является механизм исполнения бюджета, части технологии формирования бюджетного фонда и его расходовании.

Одним механизмом является механизм “единства кассы”, означает все бюджетные ресурсы, поступающие на бюджетные счета соответствующих уровней (федеральный, региональные, местные), обезличиваются, а затем используются по росписи доходов и расходов.

Этот механизм предусматривает отсутствие закрепления отдельных статей доходов за отдельными статьями расходов.

Другой метод предусматривает выделение части доходов и расходов на целевые субсчета для финансирования конкретных мероприятий или расходов. В современном бюджетном планировании и исполнении бюджетов используется комбинированный метод: “принцип единства кассы”, “принцип субсчетов”.

В бюджетных системах на современном этапе используется два метода исполнения доходной и расходной части:

Кассовый метод исполнения бюджета;

Казначейский метод.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Под бюджетным федерализмом понимается автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т. д. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов Федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти.

На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня. Имеет место неравномерное распределение доходной базы, потенциалы различных территорий существенно отличаются.

Бюджетный федерализм как система межбюджетных отношений должен отвечать требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.

Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма в РФ стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета. Минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм.

В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма была введена новая форма перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов, что способствует объективизации межбюджетного распределения средств.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Межбюджетные принципы:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

3) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 90-х гг. ХХ в. реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.

Особое место в системе мер по реформированию межбюджетных отношений отводится внесенным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 4 января 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

  • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
  • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.


Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между: С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
  3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
  4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
  5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
  6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Случайные статьи

Вверх