Денежный рынок: спрос на деньги и его составляющие. Предложение денег

Спрос на деньги - это потребность в каком-то определенном количестве денежных средств. Он определяется тем, какое количество материальных средств фирмы и население желают держать в чеках и наличности.

Спрос на деньги - это естественное явление на рынке. Можно рассматривать два подхода, которые его объясняют:

Классический (монетаристский);

Кейнсианский.

Классический подход определяет спрос на денежную массу с позиции уравнения: РУ=МВ, при этом М - денежные средства в обращении, В - скорость, с которой происходит обращение денег, Р - индекс цен, У - размер выпуска. Необходимо учитывать, что скорость является величиной постоянной. При рассмотрении ситуации в долгом периоде, конечно, В может меняться. Например, если в банковской сфере появляются новые технологии.

Из приведенного выше уравнения можно сделать вывод, что зависит от динамики изменения ВВП или РУ. Если это значение увеличится за год на 3%, то спрос на деньги вырастет на эту же величину. Значит, на денежные средства довольно стабильна.

Как и на любом рынке, вместе с потребностями существуют те, кто готов удовлетворить их. Предложение денег достаточно нестабильно, оно зависит от решений правительства. Но в соответствии с классической теорией или У, напротив, меняется медленно. Значительную роль здесь играют факторы производства, которые обычно достаточно стабильны в краткосрочном периоде. Поэтому изменение предложения денег лучше рассматривать в пределах одного года и более. Этот показатель оказывает значительное влияние на уровень цен и практически не воздействует на занятость. Такое явление в экономике получило название денежная нейтральность. Правило монетаристов гласит, что государство должно стремиться к поддержанию темпа роста массы денег на уровне ВВП. Тогда предложение их будет соответствовать спросу, и цены в экономике будут стабильными.

Количественная теория объясняет два мотива денежного спроса. Первый из них заключается в том, что компании и люди нуждаются в денежных средствах, так как это инструмент обслуживания сделок. Покупка товаров или услуг происходит большей частью при обмене их на купюры и монеты. Реже покупатель и продавец используют бартер - (услуги) на другой товар (услугу). Потребность в средствах для покупок называется спрос на деньги для сделок. Рассмотрим несколько факторов, влияющих на него:

Объем товаров, находящихся в данный момент на рынке;

Уровень цен на услуги и товары;

Национальный доход.

Но наибольшее влияние оказывает уровень дохода: М = Уфакт. Здесь М - это спрос на деньги, Уфакт. - национальный доход.

Второй мотив денежного спроса связан с покупками по предосторожности. Возникает он в связи с тем, что людям часто приходится сталкиваться с платежами, которые они не могли до этого предвидеть. Поэтому у них всегда должен быть хотя бы небольшой запас денежных средств. Денежный спрос, согласно приведенной выше формуле, является прямо пропорциональным национальному доходу.

Оба мотива денежного спроса не вступают в зависимость от процентной ставки. На графике линия спроса выглядит как прямая, расположенная по вертикали.

Дж. Кейнсу выделил третий мотив хранения денег - спекулятивный. Он подразумевает, что если сбережения держать дома, то владелец их упускает возможную прибыль. То есть деньги можно было бы вложить в менее но более доходные. Формула спроса выглядит: М = Ифакт. Здесь Ифакт. - уровень процентной ставки. Зависимость между этими показателями прямо пропорциональная. В графическом виде линия спекулятивного спроса представляет собой кривую с отрицательным наклоном.

Контроль за денежной массой в стране осуществляет Центральный банк. Это необходимо, чтобы денег была на стабильном уровне.

3 вида спроса на деньги :

1) спрос на деньги для сделок. Он заключается в том, что люди нуждаются в деньгах для покупок товаров и услуг, а предприниматели – для оплаты труда, материалов и энергии.

спрос на деньги со стороны активов, выражающийся в том, что люди хотят иметь деньги как средство сбережения, как один из видов активов. Можно держать финансовые активы в различных формах: в виде акций, облигаций или в виде денег. Спрос на деньги для сбережений зависит от процентной ставки.

общий спрос на день ги . Он равен сумме спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

Спрос на деньги формируется во всех секторах народного хозяйства , но возникает вопрос: как достигается общее равновесие денежно­го рынка, чем определяется спрос на деньги? Ответ содержится в двух денежных функциях; – средства обращения и средства сохранения стоимости, а также абсолютной ликвидности денег. На основе этого совокупный спрос на деньги (ДМ) в экономике образует два вида спроса:
1) спрос на деньги для различных сделокa, то есть для покупки товаров и услуг (трансакционный спрос);
2) спрос для формирования портфеля финансовых активов (спекулятивный спрос) – деньги как средство сох­ранения стоимости.
Трансакционный спрос на деньги - спрос на деньги для совершения различных сделок, связанных с приобретением товаров и услуг (средство платежа)
Стремясь максимизировать доход, владельцы денег захотят иметь в своих финансовых портфелях и акции, и облигации, и деньги, и дру­гие активы, которые нужны ему только в спекулятивных целях, т. е. для покупки других активов, когда цены на них снизятся. Деньги как средство владения различными активами, приносящими доход, становят­ся особенно привлекательными, когда ожидается снижение цен на эти активы.
Итак, спекулятивный спрос на деньги - спрос по формированиюпортфеля финансовых активов. Совокупный спрос на деньги зависит от трех факторов - объема производства ВНП, уровня цен (Р ) и процентной ставки (Y), определяющих доходность надежных финансовых активов и «уровень цен» денег заемщиков. Таким образом, трансакционный спрос на деньги зависит на прямую от объема производства ВНП и не зависит непосредственно от процента. Спекулятивный спрос и про­центная ставка находятся в обратной зависимости, то есть чем выше ставка процента, тем меньше стремление иметь в своем портфеле на­личные деньги, которые сами по себе не дают дохода.

Предложение и спрос на деньги определяют объем и конъюнктуру денежного рынка. Предложение денег – есть денеж­ная масса в обращении, то есть совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент .

Предложение денег

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Однако ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственных денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:

1) Агрегат М-1 – «деньги для сделок» – это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

2) Агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой – позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».

3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения – L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L, и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также в дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком. Однако об их деятельности мы расскажем в следующей главе. А сейчас обратимся к спросу на деньги.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяются активная часть , к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть , включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от лат. «quasi» - как будто, почти), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитах, сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в Центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги Центрального банка. Их называют монетарной, или денежной, базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают часть денежной массы, находящейся в обращении. Таким образом, деньги - это совокупность платежных средств, обращающихся в государстве в каждый данный период времени.

Для характеристики денежного предложения применяются обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты.

Агрегат M l («деньги для сделок») - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

Агрегаты М 2 и М З включают, кроме M l , денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег.

Агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М З включает прочие ликвидные (легкореализумые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.


Агрегаты М З, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М 2: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат M l , так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.

Деньги эмитируются (выпускаются) в обращение тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор - это часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении, а также суммы бессрочных вкладов, которые эмитируются путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Центрального банка). Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в этом процессе играет Центральный банк.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определят покупательную способность денег. Покупательная способность денег определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Вторым компонентом денежного рынка является спрос на деньги . Он вытекает из функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги D m .

Кривая общего спроса на деньги D m обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок, приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Спрос и предложение на денежном рынке предполагают их количественные определения. В зависимости от сложившейся рыночной конъюнктуры величина денежной массы варьирует в определенных пределах. Так, в 1997-1998 гг. в России денежная масса колебалась в пределах 11-15% от величины ВВП. В США этот показатель превышает 50%. Сжатие денежной массы в российской экономике привело к появлению квазиденег: бартера, взаимозачетов, векселей, увеличения массы долларового обращения и т.д. Это обусловило задержку выплат заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, что порождало социальную напряженность и неустойчивость.

Количественное определение объема денежной массы представлено различными экономическими школами. Широкую известность получил монетаризм, изложенный в 50-х гг. XX в. Г. Фишером.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяется в соответствии с уравнением Фишера:

где М- количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Q - количество проданных товаров; Р - средняя цена товаров и услуг. Преобразуя уравнение, получим

где MD - величина спроса на деньги.

Если предположить, что сделки учитываются в ВНП, To PQ равно номинальному ВНП.

Дальнейшее развитие это направление получило в работах чикагской школы, прежде всего М. Фридмена.

Современная теория денег М. Фридмена учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельных лиц, который ограничен суммой имеющихся у этих лиц портфеля ресурсов, т.е. денег и других активов:

MD= Pf (Rb, Re, p, h, y, u), где MD - величина спроса на деньги;

Pf - абсолютный уровень цен;

Rb - номинальная норма процента по облигациям;

Re - рыночная стоимость дохода по акциям;

р - темп изменения уровня в процентах;

h - отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства;

у - общий объем богатства;

u - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.

Современная теория спроса на деньги отличается следующими особенностями. Она рассматривает более широкий диапазон активов помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средствами на сберегательных и срочных счетах, краткосрочными ценными бумагами, облигациями и акциями корпораций и т.п. Указанная теория отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотивов предосторожности, а также учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

17.3. Равновесие денежного рынка

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Кривая предложения S m имеет форму вертикальной прямой при допущении, что Центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменений номинальной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках только 150 млрд руб. лишь при процентной ставке, равной 7 %. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги и повышая норму процента, достигая таким
образом равновесия, и наоборот.

Попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось со 150 до 200 млрд руб. Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд руб. Излишек предложения в 50 млрд руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации 4000 руб., то норма процента составит лишь 7,5%.)

По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.

Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги. Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е 1 при номинальной ставке, равной 7 %. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение D m 2 .

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12 %, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм, согласно их желаниям. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах обеспечивающих обращение то варов и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от латинского quasi» как будто почти), т. е. денежные средства на срочных счетах сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.
Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждении небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше. Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие.
1) Агрегат M-1 - («деньги для сделок») - это показатель, предназначенный
для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги
(банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи наденьги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1

Спрос на деньги вытекает из двух функции денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции). Трансакционныи спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ

1. Спрос на деньги и количественная теория Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как: M x V= P x Y ,где V - скорость обращения денег Р - абсолютный уровень цен; Y - реальный объем производства; М - количество денег в обращении.

Если преобразовать формулу этого уровня: , мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm - величину спроса на деньги то получим: . Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

Абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;

Уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;

Скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

2. Спрос на деньги в кейнсианской модели
Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средства платежа (трансакционныи мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив - хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
3. Современная теория спроса на деньги
Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями. Она:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигации. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.;

2) отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;

3) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;

4) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;

5) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

15. Кредитно-денежная политика: сущность, методы и виды. (внимание на стрелки)

Это политика по стабилизации объема производства, занятости и уровня цен с помощью изменения денежного предложения.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Выделяют два вида денежно-кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характеризуется снижением ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции центральный банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике. Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка центробанком ценных бумаг.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Среди целей проведения кредитно-денежной политики можно выделить:

Укрепление денежной единицы;

Стабилизация цен;

Высокий уровень занятости населения

Стабилизация экономического роста.

Кредитно–денежная политика осуществляется ЦБ страны.

На первом этапе ЦБ воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей

Цели денежно-кредитной политики :

1. Первичные цели (конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде)

Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

Стабилизация уровня цен (процент инфляции);

Достижение полной занятости (процент безработицы);

Равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);

Внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.

2. Тактические цели (-способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры)

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры

3. Промежуточные цели (-основные показатели, которыми руководствуется ЦБ в своей повседневной деятельности)

Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:

Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.

Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.

Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.

Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

3. Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

Методы денежно-кредитной политики

В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В теории и практике денежно-кредитного регулирования используются административные и экономические методы.

При использовании административных методов можно выделить след. направления:

Лицензирование деятельности коммерческих банков

Временное управление

Запрещение деятельности

Квотирование

Лимитирование

Контингентирование

Экономические методы бывают; 1) селективные - оказывают влияние на конкретные вид кредитов или на кредитование отдельных отраслей, фирм и т.д. 2) общие (классические) оказывают влияние на рынок заемных капиталов в целом;

Общие включают:

Установление и изменение величины минимальных резервов

Регулирование учетной ставки

Операции на рынке ценных бумаг

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов кредитно–денежного регулирования . Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение учетной ставки;

2) изменение нормы обязательного резервирования;

3) операции на открытом рынке

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:

1) снижает учетную ставку

2) сокращает резервную норму

3) покупает государственные ценные бумаги

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в ЦБ коммерческим банком, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму , то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить , Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дорогих денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу

Ключевая функция денежного рынка заключается в сбалансировании спроса и предложения денег и формировании процента как цены денег.

Спрос на деньги

Спрос на деньги - это запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент. Спрос на деньги обусловлен функциями денег - к покупательского и платежного средства и как средства накопления стоимости (богатства). Согласно совокупный спрос на деньги должен включать:

Сумму денег, необходимую для осуществления текущих платежей (эту часть денег можно назвать текущей кассой или деньгами для заключения сделок). Создание запаса покупательных и платежных средств должно быть достаточным для удовлетворения текущих потребностей экономических субъектов в товарах и услугах;

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости (богатства) или накопления. Это спрос на деньги со стороны активов. Финансовые активы - ценные бумаги, валютные ценности, в которые вложены денежные средства. Накопление денег как капитала как формы богатства должно приносить их владельцу доход в виде процента.

Динамика каждой из этих частей спроса на денежном рынке определяется различными факторами. Поскольку спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги экономическим субъектам нужны для покупки и платежей (торговых сделок), то чем больше в экономике производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем самым должно быть больший спрос на деньги для осуществления этих соглашений. Следовательно, спрос на деньги зависит прежде всего от объема производства номинального валового национального продукта: чем он больше, тем больше требуется денег для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатства, то есть спрос на деньги со стороны активов, зависит от доходов на ценные бумаги. Сохраняя часть своего дохода, экономические субъекты всегда решают, в какой форме держать свои сбережения. Их можно распределить между деньгами и ценными бумагами.

Использование этих частей для сбережений имеет свои преимущества и свои недостатки. Деньги не приносят их владельцу дохода, зато обеспечивают абсолютную ликвидность, потому что немедленно и без всяких затрат могут быть использованы для покупки необходимых товаров и услуг. Ценные же бумаги способны приносить своему владельцу доход в виде процента, но они менее ликвидны.

Поэтому выбор варианта размещения сбережений зависит от уровня ставки процента. Чем она выше, тем больше спрос на ценные бумаги и меньше на деньги, и наоборот.

Совокупный спрос на деньги может быть получен путем суммирования спроса на деньги для составления соглашений и спроса на деньги со стороны активов. Размер текущей кассы при данном объема валового внутреннего продукта остается неизменным для всякого уровня процентной ставки. Другая часть спроса находится в обратно пропорциональной зависимости от ставки процента. С ее повышением спроса на деньги в наличной форме уменьшается.

Ведущими факторами, определяющими совокупный спрос на деньги на макроэкономическом уровне, выступают: изменение объемов производства (национального дохода), изменение уровня цен, скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньше спрос на деньги. Фактор скорости обращения денег не действует на микроэкономическом уровне. Зато действует фактор изменения нормы процента. Среди других макроэкономических факторов, влияющих на спрос, это инфляция, накопление богатства, ожидаемое ухудшение конъюнктуры рынков и т.

Предложение денег

Вторая сила, во взаимодействии со спросом на денежном рынке определяет его конъюнктуру, есть предложение денег. Предложение денег - это количество денег, что находится в любой момент в распоряжении экономических субъектов, которую они при благоприятных обстоятельствах могут направить в оборот. Предложение денег выражает стремление экономических субъектов дать в долг определенную часть своих денежных средств для получения дохода. На микроэкономическом уровне каждый экономический субъект, взаимодействуя со своим спросом, в случае превышения запаса денег может предлагать их для продажи на рынке. Если же имеет место превышение спроса над имеющимися запасами, то формируется спрос на деньги. Это означает, что на микроэкономическом уровне происходит постоянное дежурство спроса и предложения.

На макроэкономическом уровне на формирование предложения денег влияет объем фактической денежной массы в обращении. Эта фактическая денежная масса в обращении составляет естественную границу предложения денег. Расширить предложение денег сверх этого предела может только дополнительная эмиссия денег Национальным банком Украины.

Предложение денег контролирует государство. В Украине этот контроль осуществляет Национальный банк Украины как путем эмиссии денег, так и с помощью управления денежно-кредитной системой. Именно он определяет необходимое количество денег в экономике, исходя из его состояния. Необходимое количество денег фиксируется на определенный период и не зависит от уровня процентной ставки.

Таким образом, общий размер предложения денег определяется банковской системой и на его размер влияют такие объективные факторы:

Эмиссия банкнот и выпуск депозитных денег;

Процесс обслуживания государственного долга и покрытия дефицита государственного бюджета;

Накопление резервов иностранной валюты;

Расширение кредитной эмиссии коммерческих банков.

Равновесие на денежном рынке

Спрос на деньги масс быть доволен соответствующим предложением денег. Оптимальным состоянием денежного рынка с его равновесие. Такое равновесие на денежном рынке устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения.

Равновесие на денежном рынке означает, что количество денег, которое экономические субъекты хотят иметь в портфеле своих активов, равно количеству денег, которые предлагает банковская система. Равновесие денежного рынка определяет величину равновесной нормы процента.

Равновесие на денежном рынке может нарушиться вследствие изменения спроса на деньги, вызванный увеличением или уменьшением объемов производства и реализации товаров или изменением уровня цен. В случае роста объемов производства или рост уровня цен увеличивается спрос на деньги и повышается равновесная процентная ставка. При уменьшении реального объема производства или снижении цен произойдет уменьшение спроса на деньги, а следовательно, снижение равновесной процентной ставки.

При снижении процента уровень спроса на деньги будет превышать их количественную предложение, а в случае повышения процентной ставки предложение денег превышать спрос. Повышение процентной ставки приводит к перемещению субъектами рынка большей части своих денежных остатков в высокодоходных активов. Спрос на деньги уменьшается, потому что обладание ими не приносит дохода.

Поддержание равновесия на денежном рынке обеспечивает деньгам лучшее исполнение ими своих функций, способствует накоплению капитала, созданию инвестиций для расширенного воспроизводства. Напротив, различия между предложением и спросом способно вызвать нарушение платежного баланса, падение объемов производства и реализации продукции, высокие темпы инфляции.

Поэтому поддержание равновесия на денежном рынке требует от государства (его центрального банка) проведение взвешенной денежно-кредитной политики, которая должна на длительное время обеспечить сбалансированность денежного механизма, четкое взаимодействие денежной массы в обращении, реальность доходов физических и юридических лиц и нормы процента.

Стабилизация конъюнктуры на рынке денег определяется уравновешивания спроса и предложения денег, что приводит объективный уровень ставки процента. Взаимодействие на рынке денег спроса, предложения и процента (как цены денег) происходит в соответствии с общими закономерностей функционирования всякого рынка: спрос на деньги влияет на уровень процента прямо пропорционально, а предложение денег - обратно пропорционально.

Следовательно, спрос и предложение - это две неотделимые и одновременно противоположные стороны единого экономического механизма, постоянно взаимодействуют на рынке денег.

Случайные статьи

Вверх