Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

  • 1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
  • 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
  • 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
  • 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства.

Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

  • - прибыль предприятий;
  • - отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
  • - доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

  • - с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;
  • - с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
  • - существованием различных социальных групп населения.

В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. законодательный денежный бюджетный исполнительный

Распределительная функция финансов позволяет:

  • - образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;
  • - образовывать фонды целевого назначения;
  • - осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;
  • - создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
  • 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
    • - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • - контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция финансов проявляется:

  • - до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
  • - в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
  • - в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

  • - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
  • - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
  • - кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Государственные финансы -- важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота -- распределительная и функция контроля.

Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

Таким образом, формирование основного объема денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муни­ципальных доходов (ст. 6 БК РФ). Источниками формирования госу­дарственных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления и займы (федеральные, региональные и местные). Источниками формирования муниципаль­ных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления собственного уровня и система муниципальных заимствований.

Использование денежных средств органов государственной вла­сти и местного самоуправления осуществляется в виде государствен­ных и муниципальных расходов, призванных обеспечить реализацию функций государства (ст. 6 БК РФ).

Инструментом реализации государственных функций в РФ является государственная и муниципальная собственность. К государственной относятся федеральная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ; собственность регионов - имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собствен­ности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Реализация функций государства осуществляется в том числе и через механизм создания государственных и муниципальных орга­низаций. В зависимости от права собственности на закрепленное за ними имущество государственные организации делятся на следующие группы:

Унитарные предприятия - федеральные, региональные, муни­ципальные;

Казенные предприятия как разновидность унитарных предпри­ятий, относящиеся только к федеральной собственности;

Бюджетные учреждения - федеральные, региональные, муни­ципальные;

Автономные учреждения;

Государственные корпорации;

Акционерные общества со 100%-ным участием государства и его блокирующим пакетом.

Основное назначение государственных и муниципальных финан­сов состоит в следующем:

Решении социальных задач и функций государства и местного самоуправления;

Обеспечении стабилизации и роста национальной экономики, которые на современном этапе достижимы при условии инновацион­ного развития национальной экономики;

Регулировании экономики в условиях риска и неопределенно­сти;

Обеспечении ликвидации различий в уровне социально-эконо­мического развития территорий страны и др.

Особенности государственных и муниципальных финансов

    Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, ненало­говые доходы и безвозмездные перечисления.

    Направляются на решение задач государства и местного само­управления сообразно критериям эффективности и справедливости. Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу государственных расходов; справедливости - систему социальных и экономических программ, направленных на выравнивание уровня жизни территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.

    Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюдже­тов, главным критерием которого является процентная ставка, позво­ляющая привлекать заемные средства. Если данная ставка не затраги­вает существенным образом другие ставки финансовых рынков, то дефицит бюджета считается приемлемым.

    Формируются как собственные доходы, так и система заимство­ваний.

    Предусматривается система заимствований как источник по­крытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только долговые инструменты - кредиты разного направления и уровня, каз­начейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и долгосрочные облигации.

    Выполняют тройственную функцию на рынке долга - государ­ство и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы, заемщики и гаранты.

Условия эффективного функционирования государственных и местных финансов

Эффективное разделение полномочий между бизнесом и госу­дарством в национальной экономике. Золотое правило данного разде­ления гласит: сектор государственного управления не должен извле­кать прибыли от присущей ему деятельности.

Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и местным самоуправлением. К нерыночным и исключительным услугам можно отнести социальные программы, т.е. государство оказывает социальные услуги на безвозмездной основе или продает некоторые из них по це­нам, не оказывающим влияния на рынок услуг и на уровень конкурен­тности на нем.

Неисключаемость услуг государственного и муниципального сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без пре­доставления в распоряжение всех других лиц.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни­ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    единства законодательной и нормативной базы единая бюд­жетная классификация;

    открытости и прозрачности государственного и муниципального секторов экономики;

    разграничения полномочий и предметов ведения между бюд­жетами разного уровня;

    целевой ориентированности, направленной на реализацию функций государства;

    экономической эффективности и социальной справедливости;

    программно-целевой метод составления бюджетов - финан­сирование программ;

    управление финансовыми потоками на централизованной ос­нове.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Вся экономика страны может быть разделена на пять секторов

1. Нефинансовые корпорации (производства товаров и оказания нефинансовых услуг):

2. Финансовые корпорации (представление финансовых услуг);

3. Сектор госуправления (выполнение государствен­ных функций)

4. Некоммерческие организации (оказание услуг домохозяйствам);

5. Домашние хозяйства (население страны).

В практической деятельности отдельно выделяется также государственный сектор, обеспечивающий контроль над ролью государства в экономике. Он включает:

Сектор государственного управления (Центральное правительство региональные и местные органы управления);

Государственные корпорации (финансовые и нефинансовые).

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд основополагающих факторов:

1. Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране, а следовательно, и структуру его бюджетной системы;

2. Особенности административно-территориального устройства государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных об­разований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край, область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;

3. Особый статус отдельных территориальных образований (за­крытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и расходам данных территорий.

Форма государственного устройства в нашей стране - федера­ция, т.е. система с несколькими уровнями фискальной ответственно­сти Федерация как форма устройства государства предусматривает принятие ряда важ­ных бюджетных решений:

Закрепление расходных полномочий между уровнями бюджет­ной системы страны - граждане станут получать государственные ус­луги соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут распределены продуманно;

Закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов, т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для реализации функций конкретного бюджета;

Наличие трансфертов между различными бюджетными уровня­ми, т.е. организация движения средств или трансфертов между бюдже­тами для сглаживания неравномерности территориального развития.

Сравнительная характеристика унитарного и федерального госу­дарства позволяет зафиксировать принципиальные различия между ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства. Основу финансовых средств органов власти территориально-админи­стративных единиц унитарного государства составляют отчисления от налогов и средства финансовой помощи центра. В ус­ловиях федерации, построенной на принципах разграничения полно­мочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня, соб­ственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное перерас­пределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.

Особый статус территориальных образований означает:

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской Федера­ции, не предусматривает различий в объеме и структуре полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, об­ластей, автономных округов, автономной области, городов федераль­ного значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов государства предусматриваются единые величины от­числений от федеральных налогов сборов и единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же вре­мя для муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым стату­сом обусловлено следующим:

Концентрацией в границах муниципального образования объек­тов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);

Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда);

Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на производственной, научно-технической и инно­вационной деятельности (статус промышленно-производственных особых экономических зон, технико-внедренческих особых экономи­ческих зон (ОЭЗ);

Специализацией организаций муниципального образования на туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рек­реационной направленности); может создаваться на территории не­скольких муниципальных образований.

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Государственные финансы как звено финансовой системы связано с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных финансов состоят в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.

Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: то – распределительная и контрольная функция.

В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций . По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские) и местные.

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения . С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении – от государства предприятиям, организациям, населению. Роль центрального (республиканского) бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой стабильности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.



Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социально-бытовой инфраструктуры.

Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных налоговых или целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Вопросы:

1. В чем проявляется экономическая деятельность государства?

2. Какова роль государства в регулировании совокупного спроса и совокупного предложения?

3. Какова роль государственной финансовой политики в решении проблемы перераспределения экономических ресурсов?

4. В чем состоит экономическая сущность государственных финансов?

5. Что является субъектами денежных отношений в этой сфере?

6. Назовите функции государственных финансов.

7. Приведите состав государственных финансов.

8. Какова роль бюджетных отношений в системе государственных финансов?

9. Обозначьте роль местных бюджетов в проведении государственной финансовой политики.

10. Каково назначение внебюджетных фондов в системе финансирования государственных расходов?

11. Раскройте значение государственного кредита в системе финансирования государственных потребностей.

12. Какова роль местных бюджетов в системе регулирования экономических процессов?

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Случайные статьи

Вверх