Денежная система рф. Общая характеристика денежной системы российской федерации

Введение

1.2 Элементы денежной системы

Заключение


Введение

Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством .

Правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования закреплены ст.75 Конституции РФ , Законом РФ "О Центральном банке РФ (Банке России)" ст. 140 ГК РФ , а также рядом других нормативных актов. Официальной денежной единицей России является рубль. Банку России принадлежит монопольное право выпуска в обращение (и изъятия из него) наличных денег. Выпускаются они в виде банковских билетов, именуемых банкнотами, и металлической монеты.

Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Однако проблема контроля за движением денежных средств в обороте с участием юридических лиц, а также необходимость соблюдения существующего порядка налогообложения в сфере предпринимательства обусловили ограничение расчетов наличными деньгами. Деньги по своей материальной природе обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам. Например, долг в сумме ста тысяч рублей может быть погашен различным количеством банковских билетов разного достоинства. Главное, чтобы в сочетании они содержали количество денежных единиц, равное сумме долга.

Деньги могут выступать основным (самостоятельным) объектом гражданского правоотношения, например, в договорах дарения, займа. Но чаще всего они - всеобщий эквивалент стоимости основного объекта правоотношения, т. е. любой другой вещи, участвующей в гражданском обороте. По этой причине правоотношения, возникающие по поводу товаров, при наличии необходимых юридических фактов трансформируются в денежные правоотношения.

При определенных условиях деньги утрачивают признаки родовых вещей. Индивидуализация денег допускается для достижения каких-либо дозволенных законом целей (коллекционирование, использование в качестве вещественных доказательств и др.) и осуществляется путем записи номера каждой банкноты. Индивидуализация банкноты превращает ее в неделимую вещь; на нее распространяются общие правила об имуществе, за некоторыми исключениями.

Цель данной работы: рассмотреть понятие и правовые основы денежной системы РФ.

Задачами работы будут: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.


1. Понятие и структура денежной системы

В основе системы финансов наряду с денежными отношениями лежит современная денежная система. Государство в законодательном порядке определяет и организует систему денежного обращения в той или иной форме с учетом исторических, национальных и экономических особенностей страны. Таким образом, денежная система представляет собой устанавливаемую государством организацию денежного обращения страны .

Денежная система включает в себя следующие элементы:

Название денежной единицы, выступающей единицей денежной оценки (денежного выражения цены) товаров;

Масштаб цен;

Виды денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

Порядок эмиссии денег;

Регламентацию безналичного денежного оборота (безналичных расчетов);

Организацию методы регулирования денежного обращения;

Государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование.

Формирование денежной системы страны начинается с установления государством названия денежной единицы и разменной монеты, а также денежных знаков, выпускаемых в обращение. Название единицы бумажных купюр разменной монеты принимается за единицу денежной оценки товаров, или денежного выражения их цен.

Одновременно с названием денежной единицы государство устанавливает масштаб цен. Во времена золотодевизного и золотослиткового стандарта последний определялся с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих мировых цен на драгоценные металлы. В современной экономике масштаб цен потерял свое значение как техническая функция денег, что обусловлено модификацией последних в первичные финансовые ресурсы, в долговые обязательства государства и банков. На внутреннем рынке масштаб цен, по сути дела, совпадает с денежной единицей. Он меняется при проведении денежной реформы в виде нуллификации и деноминации. На внешнем, мировом рынке масштаб цен представляет собой курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам, или соотношение курсов различных валют между собой.

1.1 Виды денег и денежных знаков

Государство определяет виды денег и денежных знаков. Видами денег сейчас являются наличные бумажные и разменные металлические (из недрагоценных металлов) деньги, а также кредитные деньги.

В настоящее время изменились содержание, формы и значение наличных денег. В эпоху золотого стандарта бумажные деньги (они назывались казначейскими билетами) были непосредственно связаны с потребностями товарного производства, а их эмиссия непосредственно подчинялась закону количества денег в обращении. Теперь эти прямые связи потеряны. В странах с развитой рыночной экономикой в обращении почти нет наличных денег, выпускаемых казначейством; их заменили кредитные деньги. При этом, чем сильнее позиции национальной валюты на мировом рынке, тем больше государство (при формальной независимости политики центрального банка) использует возможности бесконтрольной эмиссии бумажных денег (наиболее яркий пример – доллар США). В большинстве стран наличная денежная масса обслуживает незначительную долю товарного и нетоварного оборотов, но она обычно превышает реальные потребности в ней экономики. Одна часть избыточной массы оседает у населения в виде сбережений, другая идет на потребление, покрытие государственных расходов и другие цели. Эмиссия государством избыточных наличных денег может одновременно выступать и источником скрытого для общества эмиссионного дохода государства, и элементом политики стимулирования экономического роста. Современные бумажные деньги очень неустойчивы. Их значение возрастает в периоды развития кризисных явлений. Бумажные деньги нередко связаны с теневым бизнесом, коррупцией и, в силу хронической инфляции, не выполняют функцию сбережения, принимая форму псевдосбережений (обычного хранения наличных денежных знаков).

Наибольшее распространение имеют кредитные деньги - бумажные знаки, возникшие на основе кредитных отношений. Различают следующие виды кредитных денег: вексель, банкнота, чек, кредитные и иные карточки.

Вексель представляет собой разновидность долгового обязательства, которое возникает между должником и кредитором в процессе коммерческого кредитования товарных сделок юридических лиц. Вексель составляется в установленной законом форме. В нем указываются сумма долга, плата за кредит, срок погашения. Вексель дает право его владельцу требовать в указанный срок с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы (основного долга с процентами). Важной особенностью данного финансового (кредитного) инструмента является его обращаемость, т.е. он может свободно обращаться между лицами (предприятиями, банками, физическими лицами) и использоваться в качестве средства расчета (платежа). Путем индоссамента (передаточной подписи) вексель может обращаться среди неограниченного круга лиц, выполняя функции наличных денег.

Различают казначейские и частные векселя. Первые - краткосрочные обязательства государства (сроком погашения до года), которые служат одной из форм вложения капитала под высокий процент. Казначейские векселя обычно используются банками и структурами государственного управления. Частные векселя могут выступать в виде коммерческих товарных и нетоварных, банковских и иных разновидностей векселей. Коммерческие товарные векселя используются для торговых сделок. Крупные транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы выпускают так называемые финансовые, или нетоварные, векселя. Широко распространена эмиссия коммерческими банками своих векселей, получивших название банковских.

При всей схожести с наличными бумажными деньгами, векселя имеют свои особенности: их обращение ограничено сроком; они также ограничены, как правило, отраслевой частью общего товарооборота и кругом доверяющихся друг другу лиц - держателей векселей и индоссантов; взаимозачет по векселям требует оплаты сальдо наличными деньгами.

Ограничения в обращении векселей преодолевались путем обмена на банкноты - вид кредитных денег, выпускаемых эмиссионным банком. Для досрочного получения денег векселедержатели могли продать векселя коммерческому банку (эта операция получила название «учет векселей») или получить под их залог банковскую ссуду. В свою очередь, если коммерческому банку требовались дополнительные кредитные ресурсы, он мог продать или заложить находящиеся в его портфеле векселя эмиссионному банку, который рассчитывался при этом банковскими билетами - банкнотами. Это классический вариант обращения банкнот, когда последние, кроме вексельного (товарного), имели золотое обеспечение (обменивались на золото). В настоящее время банкноты получили статус законного и единственного платежного и финансового средства обращения с принудительным со стороны государства курсом, т.е. стали национальными денежными знаками (первичными финансовыми ресурсами, инструментами), право на эмиссию которых, имеет только центральный банк страны. Банкноты превратились в бессрочные обязательства государства в лице центрального банка; изменились их кредитно-товарная природа и общественное назначение, что отрицательно сказалось на устойчивости этих денег.

Современные банкноты сблизились по своей сути с обычными бумажными казначейскими деньгами. Вексельное обеспечение банкнот не гарантирует их возвращения в банк, поскольку сейчас широкое распространение получило обращение нетоварных векселей в виде так называемых дружеских, бронзовых, казначейских векселей, выпускаемых сверх реальной потребности товарного оборота в деньгах. Сроки погашения товарных векселей не всегда совпадают со сроками фактической реализации продукции, особенно в периоды депрессии и экономического кризиса. Кроме того, центральный (эмиссионный) банк может выпускать банкноты под государственные ценные бумаги для покрытия бюджетного дефицита.

Еще одним видом кредитных денег, используемых для расчетов, является чек - письменный приказ владельца текущего счета банку уплатить наличными деньгами или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму. При расчетах чеками должник или покупатель сам выставляет чек (чек клиента) либо поручает его выписку обслуживающему банку (чек банка). При предъявлении чека банк обязан его оплатить. Более современной формой безналичных денежных расчетов, заменяющей чековые книжки, являются кредитные, в том числе зарплатные, карточки. Они представляют собой именные документы, дающие владельцу оплачивать товары путем безналичных расчетов.

1.2 Элементы денежной системы

Важным элементом денежной системы является порядок эмиссии (выпуска) денег в обращение. Порядок эмиссии бумажных и кредитных денег существенно различался, пока сохранялись значительные различия между казначейскими и банковскими билетами (банкнотами), т.е. во времена золотого стандарта. В настоящее время принципиальные особенности порядка эмиссии сохранились лишь в отношении депозитно-чековой эмиссии.

В современных условиях эмиссия любых денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их осуществляет центральный (эмиссионный) банк, организующий денежное обращение и проводящий денежно-кредитную политику в стране. Как уже отмечалось ранее, это обусловлено стиранием границ между бумажными казначейскими и кредитными деньгами. Оба вида денег выступают обязательными (установленными государством) платежными и покупательными средствами, обращающимися на внутреннем и внешнем рынках в виде банкнот (банковских билетов). Их эмиссия осуществляется центральным (эмиссионным) банком страны для увеличения кассового резерва наличных денег, в процессе кредитования коммерческих банков, обслуживания валютных операций государства и операций с государственными ценными бумагами, кассового обслуживания бюджета и государственного долга и т.д. Такая эмиссия напрямую связана с ростом наличной денежной массы безналичного оборота.

Однако на денежный оборот и увеличение денежной массы в большей степени влияет депозитно-чековая эмиссия (более 90% всех расчетов в рыночно развитых странах осуществляется в безналичной форме).

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования центральным банком коммерческих банков и определяется денежно-кредитной политикой увеличения или сокращения кредитных ресурсов в экономике, проводимой на данном этапе эмиссионным банком. Политика роста кредитных вложений предполагает активную, депозитно-чековую эмиссию, в результате которой увеличиваются остатки на счетах клиентов коммерческих банков и объем наличных денег в обращении. Такая эмиссия осуществляется путем записи сумм предоставленного центральным (эмиссионным) банком кредита на корреспондентские счета коммерческих банков и бюджетные счета в самом центральном банке. Депозитно-чековая эмиссия лежит в основе последующего увеличения всех агрегатов денежной массы в обращении. Этому способствуют и операции коммерческих банков. Так, сумма выданного и зачисленного на счет клиента кредита увеличивает денежный агрегат М2; выпущенные коммерческими банками векселя и депозитные сертификаты могут использоваться в качестве средств платежа, увеличивая денежную массу в обращении, и т.д.

Следующий элемент денежной системы - регламентация безналичных денежного оборота и расчетов.

Важным элементом государственного финансового регулирования и денежной системы выступают организация и методы регулирования денежного обращения. Государство в законодательном порядке определяет финансовые механизмы и инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Центральный банк страны постоянно осуществляет анализ и мониторинг состояния денежного обращения, организует его и совершенствует методы регулирования. Наиболее распространенными механизмами государственного регулирования денежного обращения являются:

Механизмы учетной ставки, т.е. политика регулирования процента по ссудам центрального банка, предоставляемых коммерческим банкам;

Фондовый и валютный механизмы, т.е. покупка и продажа государственных и корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты на открытых фондовом и валютном рынках;

Механизм нормирования обязательных резервов коммерческих банков.

Процентная политика центрального банка в странах с развитой рыночной экономикой выступает одним из основных инструментов государственного регулирования денежного обращения. Манипулируя учетной ставкой и влияя тем самым на рыночный уровень процента, центральный банк либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков (политика кредитной экспансии), либо сдерживает ее (политика кредитной рестрикции). Первый тип процентной политики, направленный на рост кредитных вложений, приводит к увеличению денежной массы в обращении; второй - к ее сокращению.

Обычно при управлении денежным обращением политика регулирования банковского процента сочетается с операциями центрального банка на фондовом и валютном рынках. В целях сокращения денежной массы центральный банк страны может расширить продажу государственных бумаг и иностранной валюты, а для увеличения денежной массы в обращении - организовать выкуп государственных ценных бумаг, покупку корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты. При этом, например, увеличение предложения государственных бумаг, кроме прямого эффекта, может привести к повышению доходности, росту ссудного процента и снижению спроса на кредит, что повлияет еще и на структуру денежной массы.

Используя механизм нормирования банковских резервов, центральный страны может регулировать кредитные ресурсы и кредитные коммерческих банков. Регулирование осуществляется путем установления нормативов обязательного резервирования для коммерческих банков. Чем выше нормы банковских резервов коммерческих банков в центральном банке, тем меньше денежной массы в обращении, и наоборот. Нормы обязательных банковских резервов влияют на структуру денежной массы.

Кроме названных мер в мировой практике применяют и административные меры регулирования денежного обращения. К ним можно отнести установление центральным банком и правительством ограничений на выдачу коммерческими банками отдельных видов кредитов (например, потребительских или биржевых), установление и норм годового прироста кредитов и др.

Последним элементом денежной системы являются государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование. Основным таким органом в развитых странах является центральный банк, который независимую денежно-кредитную политику. Кроме того, к организации и регулированию денежного обращения имеют отношение законодательной власти, принимающие законодатель! в этой области, правительство, министерство финансов стр. которые другие государственные структуры.

Государственные органы, осуществляющие организацию и регулирование денежного обращения, а также система денежно-кредитного регулирования в целом имеют свои особенности в разных странах.

1.3 Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации

Монопольное право на эмиссию или изъятие наличных обращения имеет Банк России. Он же отвечает за организацию обращения наличных денег в экономике страны, выполняя в этой связи следующие функции: прогнозирование и организация производства банкнот и монет, подготовка нормативных актов, регламенту правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег и кассовых операций коммерческих банках.

Российским законодательством о Банке России определены следующие используемые им основные инструменты денежно-кредитного регулирования:

ставка рефинансирования и другие процентные ставки рациям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции с ценными бумагами и иностранной валютой;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами, установленными федеральным законодательством и правовыми нормативными актами Правительства РФ и Банка России. Последний совместно с Правительством РФ ежегодно определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики , проект которых представляется в Государственную Думу РФ, а также систему мер по поддержанию покупательной способности рубля и валютному регулированию.


2. Правовые основы денежной системы

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , Закон о Банке России, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" , различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. № 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" , основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.


Заключение

Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4-6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума неденежных расчетов, эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля, сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.

Одним из таких показателей является денежная база, включающая:

наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; 2) средства в фонде обязательных резервов; 3) средства корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения в целях проведения денежно-кредитной политики устанавливаются Банком России только после консультаций с Правительством РФ. Такие ограничения могут быть связаны, например:

с прямым регулированием кредитных и иных инвестиционных операций (т.е. с рационированием кредита);

прямым регулированием норм доходности банковских операций (т.е. с регламентацией пределов кредитных и депозитных ставок);

ограничением операций по ввозу-вывозу капитала;

ограничениями по валютным операциям.

Могут применяться и другие прямые количественные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, в том числе в периоды обострения финансового кризиса.


Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ.- 1994.- №32. – Ст.3301.

3.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

4.Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ (ред.от 26.04.2007)//Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст.3814.

5.О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.04.2009)//Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 6.- ст. 492.

6.Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (вместе с «Порядком…утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). Письмо ЦБ РФ от 04 октября 1993г. №18// Экономика и жизнь. – 1993. -№№42-43.

7.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. – 14 ноября. - №66.

8.Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, - 640с.

9.Белов А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 224с.

10.Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В. Дементьев, В.А.Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008. -256с.

11.Елисеев А.С. Современная экономика: учеб.пособие/А.С.Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 504с.

12.Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права/ Р.Э.Товмасян //Финансовое право.- 2009.- № 2.

13.Финансовое право: учебник/отв.ред.М.В.Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 592с.

14.Финансовое право: учебник /отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 528с.

15.Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

16.Экономика: учеб/под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 840с.

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

Что такое современные денежные системы? Рассмотрим подробнее тему в данной статье. Денежной системой называют форму организации финансового обращения страны, исторически сложившуюся и оформленную посредством национального законодательства.

Типы систем

По виду используемых в обороте в стране денег в истории различают несколько типов денежных систем:

  • Система товарных денег в случаях, когда огромное количество разных товаров выступает в качестве эквивалентов.
  • Система обращения металлического, при которой в оборот включены драгоценные металлы, к примеру, серебро и золото, выполняющие все денежные функции и свободно меняющиеся на обращающиеся банкноты.
  • Денежная система фидуциарная, система обращения виртуальных и бумажных кредитных денег. При такой системе полноценные деньги вытесняются из оборота и заменяются знаками стоимости.

Какова история развития современной денежной системы? Об этом далее.

История

Золотой монометаллизм поэтапно переходил в современную кредитно-денежную систему:


Установление фидуциарных денежных систем

В современном мире во всех странах после того, как окончился мировой финансово-валютный кризис 1997-1998 годов, установились фидуциарные денежные системы, а именно системы кредитно-денежные, в которых представителями материального общественного богатства не являются денежные знаки и на золото не размениваются. Эти системы обладают следующими особенностями:

  • золото вытеснили из обращения окончательно и поместили в золотые резервы;
  • деньги в обращение выпускаются посредством банковских кредитных операций;
  • предложение центрального банка определяет количество денег, которые находятся в обращении;
  • первичной является денежная эмиссия безналичная;
  • налично-денежный оборот сокращается, за счет чего расширяется оборот денежный;
  • государство создает и широко использует механизмы денежно-кредитного регулирования оборота денег.

Чем характеризуются современные денежные системы? Фидуциарная система может строиться на электронной, металлической и бумажной основе. В настоящее время выделяется 3 вида таких денежных систем: электронно-бумажные; системы полного фидуциарного стандарта; системы переходные, которые сочетают обращение бумажное и металлическое.

Электронно-бумажная денежная система

В наши дни повсеместно происходит переход к электронно-бумажной денежной системе. И несмотря на отличия в национально-государственном устройстве, у современных систем имеются некоторые общие элементы, как например: порядок, по которому устанавливается курс валют; наименование денежных единиц стран; механизм денежно-кредитного регулирования государства; эмиссионный механизм; структура находящейся в обороте денежной массы; порядок обеспечения денежных знаков.

Особенности современной денежной системы

Нынешнее устройство денежной системы Российской Федерации установлено с 1998 года. Официальной денежной единицей признан рубль. Закон запрещает вводить на территории РФ в обращение какие-либо иные денежные знаки. Рубль состоит из ста копеек. Банк Российской Федерации эмитирует монеты по 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей; купюры по 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Вместе с монетами Банка РФ законным средством платежа считаются серебряные и золотые инвестиционные монеты («Соболь», золотой червонец и прочие). Этим отличается современная денежная система России.

Об эмиссии денег

В оборот современные деньги попадают, благодаря порядку банковского кредитования. Эмиссия наличных или банкнотная - это монополия эмиссионного, то есть центрального банка. Безналичные или депозитные деньги выпускает в оборот Центробанк во время процесса кредитования банков коммерческих и в том числе система банков коммерческих во время кредитования субъектов экономической деятельности. На счетах коммерческих банков депозитного характера деньги увеличиваются в связи с эффектом мультипликации кредита, в процессе движения их от одного к другому коммерческому банку. Обеспечивают банкнотную эмиссию резервы Центробанка, который выпускает безналичные деньги, когда происходит:


Что устанавливает законодательство?

Итак, кем регулируется современная денежная система РФ?

Законодательство РФ устанавливает порядок выпуска денежных знаков в оборот, называемый эмиссионным механизмом, чтобы он повлек общее увеличение денежных знаков, находящихся в обороте. Концепция, лежащая в основе формирования денежных агрегатов, которые используются в настоящее время Банком России, гласит, что в составе денежной массы имеются деньги безналичного оборота и наличных, находящихся в обороте. В дополнение к деньгам, находящимся в платежном обороте, возможно использование различных ценных бумаг - депозитных сертификатов, чеков, векселей и прочих.

Элементы современной денежной системы


Какими еще элементами характеризуются современные денежные системы страны?

  • Эмиссионный механизм, порядок изъятия и выпуска из оборота денег. Наличная денежная эмиссия не может быть без проведения предварительной записи по счетам кредитной системы, то есть наличные деньги появляются уже после эмиссии денег безналичных. Центробанк России - это единый эмиссионный центр. Также можно отметить факторы, которые на эмиссию влияют: возвратность в кассы эмиссионных центров денег, состояние бюджета, изъятие из оборота и выпуск денег на основе погашения и выдач кредитов.
  • Система для регулировки денежного оборота. Документация: расчетный баланс конкретной страны, федеральный бюджет, платежный баланс конкретной страны, единая гос. денежно-кредитная политика, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, баланс расходов и доходов населения.

Это говорит о том, что денежной системой называют систему оборота банкнотного, которая основана на балансировке денежных потоков; система, основанная на построении денежной массы, установленных пропорций отдельных денежных агрегатов.

Современной денежной системе важно быть: эластичной, единой по всей стране, устойчивой, планово-регулируемой, централизованной.


Принципы функционирования денежных систем

Управление централизованно осуществляется Центробанком. Эластичность и устойчивость оборота денег позволяют сужать и расширять их оборот в зависимости от потребностей экономики. Денежная эмиссия носит кредитный характер, поскольку выпуск денежных знаков проводят, основываясь на порядке проведения операций по кредитам. Принцип обеспеченности гласит, что денежные знаки нужно страховать, ценными бумагами, золотом, иностранной валютой. Правительственные денежные средства предоставляются лишь в порядке кредитования на платной и возвратной основе. Контроль и надзор за оборотом осуществляет государство посредством налоговой, финансовой и банковской систем.

Нами рассмотрена современная денежно-кредитная система России.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных Главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

Необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

Обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

Поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

Сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетно-платежных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

- процентные ставки по операциям Банка России (ставка рефинансирования);

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) ;

- операции на открытом рынке ;

- учетная политика ;

- валютное регулирование ;

- установление ориентиров роста денежной массы ;

- прямые количественные ограничения .

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

При этом влияние Банка России на процентные ставки коммерческих банков ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам банков.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Общее понятие о денежной системе

Денежная система РФ представляет собой организуемое и регулируемое соответствующим законодательством денежное обращение.

Складывалась в России данная система исторически, опираясь на опыт других стран. Так, в различных странах действуют соответствующие денежные системы. Известны такие основные разновидности денежных систем, как монометаллизм и биметаллизм. Монометаллизмом принято считать денежную систему, при функционировании которой один металл одновременно является денежным эквивалентом и находится в обращении. Биметаллизмом является денежная система страны, при действии которой государством законодательно закрепляется всеобщий эквивалент в виде двух металлов (золото и серебро), монеты из которых действуют на равных условиях. Известны три системы биметаллизма: параллельная валюта, при которой соотношение между монетами (серебряными и золотыми) установлено на рынке стихийно; двойная валюта - соотношение в этой системе устанавливается государством, и «хромающая» валюта, где и золотые, и серебряные монеты являются платежными средствами на законных основаниях, но на разных условиях.

Особенности денежной системы России

Денежная система РФ имеет свои особенности, заключающиеся в высокой зависимости отечественной экономики от постоянных перемен во внешнеэкономических условиях, которые предопределяют использование режима плавающего курса валюты Банком России. Данный режим осуществляется адекватно экономической ситуации, так как позволяет снизить влияние такого негативного фактора, как нестабильность мировых цен, на кредитно-денежную политику при намного меньшем вмешательстве в работу внутреннего валютного рынка Банка России. Денежная система государства способствует созданию платежного баланса не только в номинальном, но и реальном выражении. При этом Банком России предприняты определенные шаги во избежание наличия искусственного или резкого характера данного процесса.

Роль денежного обращения в финансовой системе РФ

Существование любого рынка невозможно без денежного обращения, которое представлено движением денег, опосредствующим оборот услуг и товаров. Денежная система РФ отвечает за организацию купли-продажи услуг и товаров и, конечно, функционирование рынка финансов. В качестве важнейших элементов данной системы принято считать национальную денежную единицу, установленную действующим законодательством, и денежный знак, который может быть использован при выражении цен на товары. Указанная денежная единица подразделяется на мелкие составляющие: ценовой масштаб, который утратил экономический смысл с прекращением размена на золото кредитных денег и развитием монополизма, и систему денежной эмиссии, представляющую собой учреждения, которые имеют право выпускать ценные бумаги и денежные знаки. Денежная система РФ осуществляет контроль, чтобы порядок данной эмиссии был законодательно закреплен.

Современная денежная система России основана как и в большинстве стран на не разменных на золото деньгах.

Основные параметры денежной системы определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно данному закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам.

Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Монопольное право эмиссии или изъятия денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на банк России возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно – кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в заивисмости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно – кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно – кассовые центры (РКЦ). В них создаются резервыне фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроем резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из котрой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе. При его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствие с действующим порядком организации налично – денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливается лимит остатка их операционных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей лимит, сдаются в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.



Дополнительно: Деньки, кредит. Банки /Под ред. Г.Н. Бегоглазовой. – М: Юрайт-Издат, 2004. – С.93-115.

Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведен е платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно – кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах.

Основными элементами платежной системы являются:

Институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

Финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

Контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам , закрепленных в нормативно – правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур , которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк.

Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

Пользователя платежной системы, т.е. осуществлять собственные операции;

Участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от своего имени;

Лица, представляющего платежные услуги;

Органа регулирования платежной системы, уполномоченного осуществлять надзор за ее участниками и устанавливать общие правила их работы.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору (координацию в организации международного сотрудничества по изучению и выработке единых подходов к построению платежных систем осуществляет Банк международных расчетов (БМР) в Базеле (Швейцария)). Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие открытый и свободный доступ;

Процедуры управления системой должны быть эффективными и подотчетными;

Иные принципы.

Роль Центрального банка в платежной системе , определенная Комитетом по платежным системам, состоит в следующем:

Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам;

Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет;

Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он управляет, и иметь для этого возможности;

Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Классификация платежных систем:

1. по иерархии или степени подчинения:

Централизованные платежные системы – каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру. К централизованной сситеме можно отнести систему расчетов Банка России.

Децентрализованные – отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от остальных. К децентрализованным системам можно отнести систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

2. По условиям приема участников:

Системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников. Например, в РКЦ Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях;

Системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). В негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

3. По порядку резервирования средств:

С предварительным депонированием средств. В системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации.

Без предварительного депонирования средств. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

4. По способам получения окончательного платежа (механизму расчетов):

Расчеты на валовой основе (брутто- расчеты) – системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями. Два основных вида систем валовых расчетов:

Расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;

Расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

Расчеты на чистой основе (нетто – расчеты) – системы, базирующиеся на проведении взаиморасчетов. Нетто – расчет – это расчет, при котором равновеликие требования или обязательства коммерческих банков взаимно погашаются, а разница в пользу одного из них перечисляется в корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя. Выделяются системы двух и многосторонних нетто – расчетов. Примерами таких систем являются расчеты негосударственных клиринговых учреждений.

5. По размерам сумм и срочности платежей:

Перевод крупных сумм

Перевод срочные платежей

Перевод мелких и несрочных платежей

Системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независим от суммы и срока платежа. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов на разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

6. По возможности предоставления кредита:

Без предоставления кредита – предусматривают автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов;

С предоставлением кредита – в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Организация межбанковских расчетов в России . В настоящее время в России существует параллельно несколько систем межбанковских расчетов.

1. Платежная система Банка России, при которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке – через его расчетную сеть. В соответствие с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно – кассовые центры.

2. Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

3. Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются корреспондентские отношения. Членами клиринговых центров, как правило являются крупные банки, основные банки могут осуществлять расчеты через банки участники.

4. Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами и их филиалами. Эти системы включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием системы межфилиальных расчетов. Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансах головной организации для учета взаимных расчетов.

Коммерческий банк
Коммерческий банк

Рис. Структура расчетной сети централизованной системы межбанковских расчетов

В платежных системах могут применяться различные технологии расчетов:

1. Технологии, основанные на бумажных носителях. Используются и в централизованной и децентрализованных системах межбанковских расчетов.

2. Технологии, основанные на электронных расчетах. Центральный банк подводит коммерческие банки к переходу на электронные системы расчетов, увеличивая тарифы на операциям на основе бумажных технологий.

В настоящее время хозяйствующими органами используются следующие основные виды платежных иснтрументов: платежные поручения, требования – поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Преобладающей формой расчетов являются платежные поручения.

Система расчетов через расчетную сеть банка России является преобладающей в нашей стране. Однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорит расчеты между собой. Коммерческие расчеты на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Межгосударственные расчеты между банками России и банками СНГ осуществлются в основном через открываемые друг и друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

Электронные расчеты . Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом – ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания.

Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сет банка России, а пользователями – кредитные организации (их филиалы) и другие его клиенты.

Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежа.

Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникации от исходного пункта до пункта назначения.

Под безотзывностью электронного платежа понимается недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Электронные платежи в системе Банка России проводятся на внутри и межрегиональном уровнях.

Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных документов, составляемых в электронной форме.

Межрегиональные электронные расчеты - это отношения между подразделениями расчетной сети банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные расчетные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списаннеы со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи, приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически и технически значительно отличаются друг от друга.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их головынм участником МЭР, которым, как правило, являются ГРКЦ, последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элетронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются (вторые значительно короче).

В системах ВЭР и МЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД).

Клиринговые расчеты – система взаиморасчета платежных документов кредитных организаций, осуществляемая на основе двух или многосторонних нетто – расчетов.

Основными характеристиками возможных вариантов организации межбанковского клиринга являются:

Форма собственности (государственный или частный клиринг);

Членство (добровольное или обязательное);

Вид клиринговых расчетов)двух и многосторонний неттинг);

Уровень организации клиринга (внутригородской, внутрирегиональный, межрегиональный, межгосударственный, смешанный);

Тип документов, используемых в клиринге (электронные или бумажные);

Организация и периодичность предварительных и окончательных клириновых сеансов (на конец дня, через задаваемый промежуток времени);

Организация межбанковского клиринга (с предварительным или без предварительного депонирования денежных средств на счете банков – участников клиринговых расчетов);

Порядок взаимодействия клириновой системы с другими расчетными банковскими системами, в частности с системой перевода крупных сумм платежей;

Целью внедрения клиринговой системы межбанковских расчетов является ускорение оборачиваемости денежных средств банков – участников за счет возможности для каждого из них в течение определенного периода времени производить взаиморасчеты, а также сокращение средств, необходимых банкам для осуществления платежей.

Случайные статьи

Вверх