Ведение кассовых операций и работа с денежной наличностью включает в себя. Отдельная касса обособленного подразделения

Все поступления и выдача наличных денег в учреждениях учитываются в кассовой книге. Согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 N 40 (далее – Порядок), каждое учреждение должно иметь кассу и вести только одну кассовую книгу по установленной форме. При этом для учреждений, имеющих филиалы и иные обособленные подразделения, упомянутый Порядок исключений не устанавливает.

О.А. Антошина

Согласно п. 23 Порядка для организаций введена обязанность регистрировать все кассовые операции в одной кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью, количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения. Таким образом, Порядком не предусмотрено наличие в организациях нескольких кассовых книг. Кроме того, в нем не установлены исключения для организаций, имеющих удаленные обособленные подразделения. Вместе с тем такая проблема существует и требует решения.

В соответствии с п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Выполнить эти требования порой затруднительно, а иногда и невозможно, поскольку обособленные подразделения могут быть территориально удалены от головного учреждения или находиться в другом городе. Рассмотрим возможный порядок ведения кассовых операций обособленными подразделениями, находящимися:

– по месту нахождения головной организации;

– вне места ее нахождения.

Порядок ведения кассовых операций в обособленных подразделениях, находящихся по месту нахождения головной организации

Кассовые операции в организациях должны производиться согласно правилам, изложенным в вышеназванном Порядке. Однако если существуют объективные причины, в результате которых организация не может строго следовать положениям Порядка, то, по мнению автора, необходимо выработать другие законные способы ведения кассовых операций. Рассмотрим, как производятся кассовые операции, если в организации имеется несколько операционных касс.

В соответствии с п. 28 Порядка главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает кассирам операционных касс авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Кассиры этих касс в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям главному (старшему) кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

В этом случае приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи (п. 21 Порядка).

Если при приемке наличных денежных средств в учреждении используется ККТ, то в операционных кассах обязательно ведутся книги кассиров-операционистов, в которых ежедневно указываются показания счетчика ККТ на начало и конец рабочего дня, выводится сумма выручки за день и отражаются суммы, сданные в кассу организации, за подписью ответственных лиц.

При принятии наличных денежных средств от физических лиц до 31 декабря 2006 г. организациям было разрешено использовать бланки строгой отчетности, утвержденные Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), форма которых соответствует требованиям Минфина России и не противоречит действующему законодательству (постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники”).

Порядок ведения кассовых операций в обособленных подразделениях, находящихся вне места нахождения головной организации

Порядок ведения кассовых операций организациями, которые имеют территориально удаленные обособленные подразделения (филиалы), на сегодняшний день также однозначно не определен. Рассмотрим решение данной проблемы.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть (ст. 55 ГК РФ). Применять рассмотренные выше варианты организации работы операционных касс при большой удаленности филиала от головного учреждения нельзя, так как невозможно и нерационально сдавать кассовые документы или отчеты, а также обеспечивать безопасную доставку наличных денежных средств ежедневно, например, из филиала, находящегося в другом городе или районе.

В этом случае наиболее правильное решение – выделить филиал на отдельный баланс с дальнейшей передачей отчетности в головную организацию по окончании отчетного периода для составления сводной отчетности. Специалисты Минфина в письме от 29.03.2004 N 04-05-06/27 указали, что под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. Другими словами, выделение на отдельный баланс представляет собой организацию бухгалтерского учета операций филиала обособленно от операций головного учреждения. Особый юридический статус выделения на отдельный баланс в этом случае не требуется.

Могут ли в таком случае филиалы самостоятельно получать денежные средства на ведение хозяйственной деятельности? Если могут, то как быть с нормой о единой кассовой книге? В Порядке ответы на эти вопросы не содержатся. Можно с уверенностью констатировать, что на настоящий момент имеется пробел в законодательстве, регулирующем порядок ведения кассовых операций, а именно кассовых книг в организациях, имеющих удаленные обособленные подразделения. Как в этом случае поступить?

Обратимся к законодательным актам, регулирующим налично-денежное обращение. В статье 34 Федерального закона от 10.02.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации” перечислены основные функции Банка России по организации на территории РФ наличного денежного обращения. Одна из них – определение порядка ведения кассовых операций. Кроме того, Советом директоров Банка России (Протокол от 19.12.1997 N 47) утверждено Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее – Положение о наличном денежном обращении). Суть изложенных в нем основных организационных моментов, связанных с наличным денежным обращением, состоит в следующем:

– организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в коммерческих банках (п. 2.1 Положения о наличном денежном обращении);

– порядок и сроки сдачи наличных денег в кассы коммерческих банков должны быть установлены учреждениями банков и согласованы с руководителями организаций (п. 2.4 Положения о наличном денежном обращении);

– необходимо наличие утвержденных лимитов остатков наличных средств в кассах организаций и их филиалов (п. 2.5 Положения о наличном денежном обращении);

– наличные средства должны храниться в кассах организаций только в пределах установленных лимитов.

Регистрация в кассовой книге всех приходных и расходных кассовых операций в соответствии с п. 24 Порядка, т.е. в момент их совершения, позволяет обеспечить контроль над полнотой и своевременностью оприходования получаемых организацией денежных средств, соблюдением установленных лимитов остатка наличных средств кассы и своевременной сдачей полученных или неизрасходованных средств на расчетные счета в коммерческие банки. Единая кассовая книга организации позволяет сконцентрировать все ее кассовые операции в одном месте – в главной кассе.

Наличие территориально удаленных обособленных подразделений не предоставляет возможности обеспечить безопасную ежедневную сдачу денежных средств в единую главную кассу организации, хранение остатков неиспользованных денежных средств в одной кассе, подтверждение кассового остатка, следовательно, и контроль кассовой дисциплины со стороны органов, наделенных такими полномочиями. Все это приводит к тому, что в таких случаях вести одну кассовую книгу невозможно, поэтому обособленные подразделения (филиалы), территориально удаленные от головной организации, вынуждены самостоятельно осуществлять все кассовые операции и регистрировать их в кассовой книге.

Для организации это влечет необходимость выполнения определенных действий:

– открытие для филиала отдельного банковского счета (лицевого счета);

– организация кассы, через которую будут производиться все кассовые операции филиала, регистрируемые в его кассовой книге.

Руководитель организации в распорядительном документе должен утвердить порядок ведения кассовых операций, в частности применения отдельных кассовых книг в территориально удаленных подразделениях, зафиксировав его в учетной политике.

Такие действия не противоречат п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, в котором указано, что учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей своей деятельности.

Следовательно, в случаях, не оговоренных действующими законодательными и нормативными документами, руководителям организаций предоставлено право закрепить особенности ведения деятельности своими внутренними локальными актами.

За соблюдением учреждениями требований Порядка ведения кассовых операций (п. 41) (своевременностью оприходования получаемых денежных средств, соблюдением установленного лимита остатка кассы и др.) банки, а также соответствующие финансовые органы осуществляют систематический контроль.

Лимит остатка наличных средств в кассе организации

Лимит остатка наличных средств устанавливается учреждениями банков ежегодно всем организациям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для его определения организации представляют в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.

Организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям, как указано выше, доводится приказом руководителя организации.

Филиалам и другим обособленным подразделениям организации, расположенным вне места ее нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Установлению лимита остатка наличных денег в кассе должно уделяться особое внимание. Так, для организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная им в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной, что влечет негативные последствия: привлечение к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы остаток наличных средств в кассе не превышал установленного организации лимита.

Любой здоровой организации свойственно расти. И часто случается, что ее интересы, как спрут, начинают распространяться и не другие территории. И вот уже деятельность организации ведется в нескольких местах и в разных муниципальных образованиях. В таком случае у этой организации создаются подразделения вне места её нахождения. Какой статус они получают, как вести учет и соблюдать кассовую дисциплину?

Что является «обособкой»?

С точки зрения ГК РФ (ст. 55) выделяют следующие виды обособленных подразделений(ОП): представительство – оно представляет интересы организации и осуществляет их защиту, и филиал – он осуществляет все или часть функций организации, а также функции представительства.

Чтобы филиал и представительство вашей организации были признаны юридически, включите в Устав предприятия сведения об этих обособленных подразделениях.

Согласно НК РФ (ст. 11) считается обособленным всякое подразделение, находящееся территориально вне организации, если там оборудовано хотя бы одно стационарное (т.е. созданное на срок более одного месяца) рабочее место, безотносительно того, закреплено положение об этом подразделении в организационно-распорядительных документах предприятия или нет.

Рабочее место, согласно ТК РФ – это пространство, находящееся под контролем работодателя, где должен находиться или куда должен прибыть работник, в связи с его работой.Подробно о понятии рабочего места в письме МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912.

Следовательно, согласно гражданскому и налоговому законодательству, в вашей организации могут существовать как филиалы, представительства, так и обособленные подразделения, не являющиеся ни тем, ни другим.

Постановка на налоговый учёт каждого ОП вашей организации, если оно не является представительством или филиалом, осуществляется по месту деятельности этого подразделения, постановка же на учёт филиала или представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ(ст. 83 НК).

Если у вас несколько ОПв одной организации, и они находятся на территории одного муниципального образования илиже в городах федерального значения, то вы имеете право поставить их на учёт в одной из налоговых инспекций по месту нахождения любого из этих ОП по вашему выбору (приказ ФНС России от 11.08.11 № ЯК-7-6/488@,письмо Минфина№ 03-02-07/1-21 от 24.01.2011 г.).

Важное замечание – если ваша организация имеет представительства или филиалы, то она теряет право применять УСН, поэтому, если вы, являясь «упрощенцем», имеете обособленные подразделения, то по вышеуказанной причине не прописывайте их в уставе своей организации, таким образом, вы, сохранив своё право на применение УСН (письмо Минфина от 14.03.13 № 03-11-06/2/7715).

Бухгалтерский учёт и налоговая отчётность в обособленных подразделениях

Все обособленные подразделения ведут учёт по методу, выбранному головной организацией и закреплённому в её учётной политике.Рабочий план счетов головной организации должен предусматривать ведение учёта операций с ОП.

Первичные документы ОП заполняются на имя и от имени головной организации. При составлении счет-фактурыобособленным подразделением в порядковом номере этого документа должен содержаться цифровой индекс данного подразделения. Этот индексприсваивается головной организацией самостоятельно и должен быть прописан в приказе об учётной политике. Более подробно эта тема изложена в письме Минфина России от 27.03.12 № 03-07-09/30.

Все ОП, работа которых связана с наличными денежными средствами, должны вести кассовую книгу по своему подразделению, независимо от наличия собственного расчётного счёта (Положения Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П, письмо ЦБ РФ от 04.05.2012 г. № 29-1-1-6/3255).

Отчетность 2-НДФЛ от ОП должна сдаваться в те налоговые инспекции, на территории которых расположены данные ОП.

Особенности формирования отчётности по налогу на прибыль, его исчислению и уплате для организаций, имеющих ОП, регламентируются статьями НК № 288 и 289.

Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и без отдельного баланса

Перечисленные выше в нашей статье виды обособленных подразделений в свою очередь делятся на две группы – ОП выделенные на отдельный баланс и ОП без отдельного баланса.

Обособленные подразделения на отдельном балансе

ОП выделенные на отдельный баланс, ведут полноценную хозяйственную деятельность.ГО самостоятельно определяет и устанавливает для своих ОП список показателей, по которым ведется отдельный от головного предприятия бухгалтерский учёт (письмо Минфина от 29.03.2004 № 04-05-06/27). Такое ОП имеет свой штат бухгалтерии, которая ведет учёт и составляет отчётность. Нужно отметить, что на отдельный баланс выделяются филиалы и представительства.

Для обобщения данных по «обособкам» в рабочем плане счетов создается счёт 79 – внутрихозяйственные расходы, к нему могут открываться необходимые субсчета. Аналитический учёт по этому счёту следует вести индивидуально по каждому ОП, выделенному на отдельный баланс.

Например:

Передача в обособленное подразделение основного средства:

Проводки головной организации:

Д79(субсчет по ОС) — К01 – ОС передано в ОП

Д02 — К79 (субсчет по ОС) – переданная в ОП сумма амортизации по данному ОС

Проводки ОП:

Д01 — К79 (субсчет по ОС) – принятие ОС на баланс данного ОП

Д79 (субсчет по ОС) — К02 – учёт амортизации по принятому ОС

Обособленные подразделения без отдельного баланса

Небольшие ОП, которые имеют незначительное количество операций и сотрудников, обычно не выделяют на отдельный баланс. Такие «обособки» обычно только обрабатывают первичные документы и передают их в головную организацию. Они не имеют своего расчётного счёта в банке, а все активы, используемые такими ОП,принадлежат головной организации (ГО). И хотя отчётность ОП без отдельного баланса также ведется ГО, необходимо создать условия для ведения раздельного учёта аналитики хозяйственных операций ОП без отдельного баланса. Для этого все операции такого ОП должны учитываться на специально созданных отдельных субсчетах.

Например:

Отражение учёта обслуживания компьютеров и оргтехники:

Д26 (субсчёт ОП) — К60

Снятие с р/с и передача наличных денежных средств в кассу ОП:

Д50 (субсчёт ОП) — К50

Чтобы не делать лишних записей и не увеличивать свой объём работ, заводить специальный счёт для учёта внутрихозяйственных операций ОП без отдельного баланса не нужно.

В данной статье мы рассмотрели некоторые аспекты создания обособленных подразделений, их виды, а также ведения учёта и формирования отчётности ОП.

Всегда помните, что при создании любого обособленного подразделения необходимо придерживаться норм гражданского и налогового законодательства, чтобы избавить себя от ненужных вам налоговых и административных санкций.

А у вас уже есть обособленное подразделение? А может, планирует скоро его создавать? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

У нас создается обособленное подразделение (не выделенное на отдельный баланс, без своего р/сч). Будет установлена ККМ. При поступлении ден.средств в 1 С будет создаваться на каждого пациента приходный ордер (В учете Дт50.02 Кт 62.01). Работать планируем в одной программе (в обособленном подразделении создадим удаленный доступ).1)Т.к. будем работать в одной программе одновременно, то нумерацию программа присваивает сквозную, те в головной организации ПКО № 206,207,208,210 в обособленном подразделении ПКО № 209. Правомерно ли это? Тк при формировании кассовой книги в головной организации будут пробелы в номерах, так же как и при формировании кассовой книги обособленного подразделения.2) При передачи ден. средств из обособленного подразделения в кассу головной организации делаем проводки:Дт 57 Кт 50.02 касса обособл. подразделенияДт 50.01 Кт 57 касса гол. организацииПравомерно ли передавать ден.средства из ОП в гол.организацию не ежедневно, а, например, 1 раз в неделю. Если да, то каким документом это можно закрепить?3) Как лучше оформить размен в кассе обособленного подразделения, чтобы ежедневно не выдавать его из кассы головной организации?

1) Да, это правомерно. Порядок нумерации приходных и расходных кассовых документов организация определяет самостоятельно, поэтому можно использовать сквозную нумерацию в целом по организации;

2) Вашей организации необходимо установить лимит остатка денежных средств в кассе обособленного подразделения. Тогда наличные деньги в пределах установленного лимита можно хранить в кассе обособленного подразделения, не передавая в головное подразделение.

Лимит наличных, которые можно хранить в кассе, в том числе для обособленных подразделений, определяет руководитель организации. Для этого оформите приказ в произвольной форме;

Передавать наличные между подразделениями можно в следующем порядке. Выдав деньги из кассы одного обособленного подразделения в кассу другого, оформите расходный кассовый ордер .

Порядок заполнения расходного кассового ордера установлен указаниями , утвержденными . Так, в соответствии с данным порядком по строке расходного кассового ордера «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например: «Передача денег уполномоченному представителю обособленного подразделения № 2 по заявке от 2 апреля 2014 г. № 321».

На сумму поступивших денег составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1 , утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 ().

В приходном ордере и квитанции к нему по строке «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например: «Поступление денег из кассы обособленного подразделения № 1 по заявке от 2 апреля 2014 г. № 321».

Елены Поповой,

Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе

Наличные деньги организации могут хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель организации . И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установлен указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если в кассе окажется денег больше установленного лимита, то разницу надо сдавать в банк. Вы вправе установить самостоятельно, как часто будете сдавать сверхлимитную выручку. Инкассировать наличные деньги в банк нужно только за те дни, когда денежный остаток в кассе на конец рабочего дня превышает установленный лимит. Например, если сдаете выручку раз в пять дней, то эта цифра (5) используется в расчете лимита . Она не должна превышать семи рабочих дней. А если в населенном пункте нет банка – 14 рабочих дней. Но если сдаете деньги в банк каждые пять дней, а лимит был превышен раньше, то сдать наличность нужно, не дожидаясь этого срока. Если лимит не превышен, посещать банк не нужно.

Лимит кассового остатка определяйте исходя из объема:

При этом наиболее подходящий способ расчета лимита организация вправе выбрать самостоятельно.

Главбух советует: новый порядок установления лимита остатка наличных денег в кассе в соответствии с указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У действует с 1 июня 2014 года. Поэтому, чтобы избежать претензий контролирующих ведомств, переутвердите старый лимит новым приказом руководителя.

В старом приказе, утверждающем лимит, стоит дата его утверждения и, скорее всего, ссылка на реквизиты прежнего порядка ведения кассовых операций. Поэтому есть риск, что инспекторы посчитают такой приказ недействующим, лимит – нулевым, а выручку в кассе – сверхлимитной. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность . Поэтому организации следует с 1 июня утвердить новый приказ о расчете лимита в соответствии с действующим указанием Банка России.

Обособленные подразделения

Если организация имеет обособленные подразделения, лимит остатка денежных средств в кассе установите каждому из них. При этом порядок расчета лимита кассового остатка по структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, территориально отдаленным торговым точкам и т. д.) зависит от того, куда они сдают наличность.

Если обособленное подразделение зачисляет выручку на расчетный счет, минуя кассу головной организации, установите для него лимит без учета лимитов других подразделений и лимита головной организации. То есть в данном случае лимит остатка кассы нужно будет установить отдельно для:

  • головной организации;
  • обособленного подразделения организации. При условии что деньги не сдаются в кассу головной организации.

А как быть, если обособленное подразделение создано недавно и движения денег в его кассе пока нет? Тогда для определения лимита воспользуйтесь формулой расчета исходя из ожидаемой наличной выручки, а при ее отсутствии – ожидаемого объема выдачи наличных денег. Такой порядок следует из пунктов и приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У .

Если обособленные подразделения сдают выручку только в головную кассу, то общая сумма лимита остатка в кассе в целом по организации должна включать в себя:

  • лимит остатка в кассе головной организации;
  • лимиты остатков по всем обособленным подразделениям.

Например, в данном случае можно рассчитать общий лимит в целом по организации с учетом выручки всех обособленных подразделений. А затем распределить его между главной (центральной) кассой и подразделениями исходя из доли выручки каждого подразделения. Распределение оформите приказом руководителя организации, составленным в произвольном виде.

Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какие документы нужно оформить при эксплуатации кассового аппарата

Если разменные монеты и купюры возвращаются из касс обособленных подразделений в главную кассу организации, то при передаче денег необходимо:

  • оформить расходный кассовый ордер ; указаний, указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

    4. Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 36, Октябрь 2014
    Спорные вопросы кассовых операций и применения ККТ

    Отвечала Юлия Сидненко, главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела № 2 УФНС России по Санкт-Петербургу

    Компания сама решает, как нумеровать расходники и приходники

    - Недавно открыли обособленное подразделение. Купили и зарегистрировали на него кассовую машину. Выручку от наличных расчетов кассир будет вносить в банк для последующей пересылки на счет нашего головного офиса. Как нумеровать приходные и расходные кассовые ордера в подразделении?

    - Порядок нумерации приходных и расходных кассовых документов компания определяет сама (п. 5.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.14 № 3210У. - Примеч. ред.). Например, можно использовать сквозную нумерацию в целом по компании, зарезервировав часть номеров для подразделения.

    - Нам удобнее вести нумерацию параллельно и нумеровать кассовые документы подразделения со специальным индексом. Мы вправе выбрать такой порядок для нумерации документов подразделения?

    - Да, вправе. Каждое обособленное подразделение ведет свою кассовую книгу. Так что логично, если у него будет своя сквозная нумерация документов.

В обособленном подразделении документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом. В качестве уполномоченного представителя может выступать любой сотрудник организации (в том числе управляющий обособленного подразделения), назначенный соответствующим ­распорядительным документом (например, приказом) головной организации.

С 1 июня 2014 г. при ведении кассовых операций применяется указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У).

Понятие «обособленное подразделение» (ОП), используемое для целей применения Указания № 3210-У, приведено в абз. 4 п. 2 Указания № ­3210-У, согласно которому под обособленным подразделением понимается подразделение юридического лица, по месту нахождения ­которого ­оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

Пунктом 3 Указания № 3210-У установлено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Понятие «уполномоченный представитель» Указанием № 3210-У не разъясняется. Однако п. 4 Указания № 3210-У определено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под личную подпись. Кроме того, п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Федерального ­закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом, в целях применения Указания № 3210-У такое лицо будет признаваться кассиром. В качестве уполномоченного представителя может выступать любое лицо (в том числе управляющий ОП), являющееся сотрудником организации и назначенное соответствующим распорядительным документом (например, приказом) головной организации. Таким образом, руководитель юридического лица вправе возложить все обязанности по ­оформлению кассовых документов в ОП на управляющего ОП.

К сведению

Свернуть Показать

1. Как было сказано, для обособленного подразделения, принимающего в кассу наличные денежные средства, головной организацией может быть установлен (приказом или иным распорядительным документом) один из двух порядков ­действий:

  • сдавать наличность в банк или в организацию, входящую в систему Банка ­России, для зачисления на счет юридического лица;
  • сдавать наличность в кассу головной организации.

От выбранного способа действий будет зависеть порядок установления лимита остатка кассы для ОП. В первом случае (при сдаче денег в банк) обособленному подразделению устанавливается отдельный (собственный) лимит остатка денежных средств в кассе. Причем установление данного лимита осуществляется не самим подразделением, а руководителем головной организации, который издает соответствующий распорядительный документ (приказ). Отдельный экземпляр такого документа направляется в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У). Лимит рассчитывается по общим правилам, приведенным в приложении к Указанию № 3210-У (далее - Приложение). Во втором случае (деньги сдаются в кассу головной организации), как следует из формулировки абз. 5 п. 2 Указания № ­3210-У, обособленному подразделению также должен быть установлен собственный лимит остатка средств в кассе. Но порядок его расчета иной: сначала головная организация рассчитывает общий лимит для себя и с учетом имеющихся у нее подразделений (без учета тех, которые сдают наличность в банк). А затем из этого общего лимита выделяются лимиты для конкретных подразделений. Причем порядок такого «выделения» не прописан, поэтому, по нашему мнению, организация может установить его самостоятельно. Например, можно использовать формулу, по которой рассчитывался общий лимит, или установить лимит для каждого подразделения произвольно. Важно, что, как и в первом случае (при сдаче подразделением наличных в банк), экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег должен быть направлен в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У).

2. Каждое обособленное подразделение, в котором ведутся кассовые операции, независимо от того, сдает оно денежную наличность в банк или в головную организацию, должно вести собственную кассовую книгу. Отметим, что в Указании № 3210-У данное требование напрямую не закреплено, однако оно вытекает из общего порядка учета денежной наличности, предполагающего внесение в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи наличности (абз. 3 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Содержится это требование и в письме Банка России от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255, разъясняющем аналогичные нормы Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (действовало до введения в действие Указания № 3210-У, в настоящее время утратило силу).

Абзацем 7 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У закреплено, что обособленные подразделения передают в головную организацию копию листа кассовой книги. Порядок передачи, включая сроки, устанавливается самим юридическим лицом с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обратите внимание: совершенно необязательно передавать копию листа ежедневно, нужно зафиксировать порядок передачи также в специальном документе - приказе или включить его в учетную политику организации. Каких-либо требований к этому порядку Указание № 3210-У не содержит.

3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, и выдача обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Порядок приема и выдачи денег устанавливается самим юридическим лицом (подп. 5.3 п. 5, подп. 6.4 п. 6 Указания № 3210-У). Иначе говоря, приходные и расходные ордера следует оформлять в момент фактического получения и выдачи денег.

Иных особенностей ведения кассовых операций ОП Указание № 3210-У не ­содержит.

Требование торговли, равно как и во всех других организациях, предусмотрено Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций). Однако указанный документ не учитывает все особенности оптовой и розничной торговли. Например, если торговая организация имеет филиалы и обособленные подразделения, кем устанавливается лимит кассы? Как разумнее организовать документооборот? Каков порядок ведения кассовой книги?

Кроме вышеназванного Порядка наличное денежное обращение регулируют следующие документы:

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ);

Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее - Положение N 14-П).

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций предприятия, организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по утвержденной форме (здесь важно не путать понятия "касса" и "ККТ"). Причем нормативными документами предусмотрено ведение только одной кассовой книги на всем предприятии. В кассах торговые организации должны хранить наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками. Прием и выдача наличных денег кассами предприятий производятся по приходным и расходным кассовым ордерам. Все поступления и выдачи наличных денег учитываются в кассовой книге.

Соблюдаем лимит кассы

Что такое лимит кассы? Кем он устанавливается? Каковы особенности установления лимита кассы организациям торговли, имеющим обособленные подразделения? Для ответа на эти вопросы обратимся к уже названным документам.

Ключевое определение. Лимит кассы - предельная сумма средств, которая может постоянно находиться в кассе организации.

В соответствии с п. 5 Порядка ведения кассовых операций предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (п. 6 Порядка ведения кассовых операций).

Порядок и сроки сдачи наличных денег определяются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию в индивидуальном порядке (п. 2.4 Положения N 14-П):

Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков, - на следующий день;

Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - один раз в несколько дней.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу (форма 0408020). Его форма приведена в Приложении 1 к вышеназванному Положению. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в одно из них, где и устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. После установления лимита в одном из учреждений банков предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета.

Если у торговой организации есть обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, согласно п. 2.5 Положения N 14-П устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы доводится приказом руководителя предприятия до структурных подразделений, то есть каждый магазин должен соблюдать указанный лимит в размере, определенном руководителем торговой организации. Сумма остатка денежной наличности по всем магазинам, входящим в состав организации торговли, не должна превышать лимит, установленный обслуживающим банком. То есть обособленные подразделения ежедневно должны сдавать в кассу головной организации дневную выручку (оставляя лишь денежные средства в пределах лимитов, установленных руководителем). Если же обособленные подразделения не имеют такой возможности (например, из-за территориальной удаленности), то торговому предприятию необходимо организовать инкассирование выручки в банк.

Если представительства, филиалы и другие обособленные подразделения торговой организации, расположенные вне места ее нахождения, составляют отдельный баланс и имеют счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений (п. 2.5 Положения N 14-П).

Обратите внимание! По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной (абз. 8 п. 2.5 Положения N 14-П).

Оформляем журнал кассира-операциониста

Для того чтобы не путаться с понятиями, определимся, что кассир - это работник организации, занимающийся выполнением кассовых операций. В его обязанности среди прочего входят выдача и прием денежных средств из кассы предприятия, ведение кассовой книги. Кассир-операционист - лицо, осуществляющее работу на контрольно-кассовой технике организации.

Напомним, что все организации, включая торговые, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику (исключение: организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД, освобожденные от обязанности применения ККТ в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ). Поэтому одновременно с Порядком ведения кассовых операций действуют Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила) и Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ (далее - Методические рекомендации).

Согласно вышеназванным документам на кассовую машину администрация торговой организации должна завести Книгу кассира-операциониста (форма КМ-4). На предприятиях, где имеется несколько ККТ, на каждую из них заводится отдельная книга кассира-операциониста (хотя п. 3.6 Типовых правил допускается ведение общей книги на все машины). В этом случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс (например, N N 1, 2, 3 и т.д.) с указанием в числителе заводского номера кассовой машины. Все записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами без помарок. При внесении в книгу исправлений они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, директора (заведующего) и главного (старшего) бухгалтера. Кроме этого, п. 3.4 Типовых правил предусмотрено ведение кассового отчета (форма КМ-7). В соответствии с п. п. 7, 11 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой техники на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки.

Перед началом работы на кассовой машине кассир-операционист получает у ответственного лица (директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира) все необходимое для работы, включая разменную монету и купюры для расчетов с покупателями. Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5). Затем ответственное лицо вместе с кассиром-операционистом снимают показания счетчиков и сверяют их с показаниями, записанными в Книгу кассира-операциониста за предыдущий день. При совпадении показаний заносят их в книгу за текущий день на начало работы и заверяют своими подписями. Далее оформляется начало контрольной ленты (на ней указываются тип и заводской номер машины, дата и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков), данные на контрольной ленте заверяются подписями (п. 3.8.1 Типовых правил).

По окончании работы предприятия или по прибытию инкассатора банка, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир (кассир-операционист) обязан:

Подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

Составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших магазинах с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка) (п. 6.1 Типовых правил). То есть по окончании рабочего дня выручка сдается старшему (главному) кассиру, а тот, в свою очередь, составляет приходный ордер на итоговую сумму выручки, отраженную в отчете кассира-операциониста, и делает записи в кассовой книге.

Таким образом, если торговая организация имеет одну - две ККТ, где кассир-операционист совмещает обязанности кассира, вопросов в организации работы кассы не возникает. Порядок организации работы кассиров (кассиров-операционистов) в точке торговли при значительном числе кассовых аппаратов рассмотрен выше.

Ведем кассовую книгу (требования и нормы)

Итак, прием и выдача наличных денег кассами предприятий производятся по Приходному кассовому ордеру (ПКО) (форма КО-1) и Расходному кассовому ордеру (РКО) (форма КО-2). Кроме того, выдача наличных денег может производиться на основании других надлежаще оформленных документов: платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета (при условии наложения на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера) (п. п. 13, 14 Порядка ведения кассовых операций). Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (п. 22 названного Порядка).

Ведение кассовой книги и хранение денежных средств должны осуществляться в соответствии с гл. III Порядка ведения кассовых операций. Согласно п. п. 22, 23 данного Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. У торговых организаций по этому поводу возникает большое количество вопросов. Попробуем разобраться в них вместе с читателями.

Итак, Порядком ведения кассовых операций установлены требования к оформлению кассовой книги: записи ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов - отрывные, служат отчетом кассира. Первые остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. Внимание! Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Это один из вариантов ведения кассовой книги.

Другой вариант, более распространенный в настоящее время, - автоматизированный способ ведения учета. Он также утвержден Порядком ведения кассовых операций. При автоматизированном способе учета листы кассовой книги формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. Подытожим основные требования, предъявляемые к оформлению кассовой книги:

Организации вправе вести только одну кассовую книгу;

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу;

Нумерация листов кассовой книги осуществляется в порядке возрастания с начала года.

Мы видим, что ни Порядком ведения кассовых операций, ни другими нормативными документами не утверждены правила ведения кассовой книги при наличии обособленных подразделений, поэтому организации вынуждены устанавливать свои правила документооборота. А насколько они соответствуют нормам, мы рассмотрим ниже.

Практическая бухгалтерия

Обособленные подразделения на отдельном балансе

Прямых указаний на порядок ведения кассовой книги в таких обособленных подразделениях нормативные документы не содержат. Автору статьи удалось найти Письмо Главного управления ЦБ по Санкт-Петербургу от 15.05.2006 N 27-1-14/4387, где описаны правила ведения кассовой книги на предприятиях, обособленные структурные подразделения которых выделены на отдельный баланс и имеют счета в банках: для учета поступлений наличных денег в кассу и выдач их из кассы обособленные подразделения могут вести самостоятельные кассовые книги. Основание: абз. 5 п. 2.5 Положения N 14-П, повествующий о возможности установления таким филиалам (обособленным подразделениям) лимита остатка наличных денег в кассе обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений. По мнению автора, названный пункт только косвенно указывает на возможность ведения самостоятельной кассовой книги обособленными подразделениями на отдельном балансе, поэтому порядок кассового документооборота следует описать в учетной политике торговой организации.

Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс

Приведем порядок организации кассовой работы предприятия, имеющего обособленные структурные подразделения (не выделенные на отдельный баланс и не имеющие счетов в банках), предложенный департаментом наличного денежного обращения Банка РФ. Надо отметить, что чиновники не балуют нас разъяснениями по данному вопросу. Так, ФНС направила Письмо ЦБ РФ от 11.12.2008 N 29-1-1-11/7735 о порядке ведения кассовой книги в нижестоящие налоговые органы (Письмо от 19.01.2009 N ШС-22-2/28@). Согласно указанному Письму обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, должны вести в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги: первый остается в обособленном подразделении, второй вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ. В таком случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота. В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге. Под фразой "передача отчета в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ", по мнению автора, следует понимать передачу информации согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Так, в силу п. 3 ст. 11 названного Закона электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью (исключение: если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами устанавливается требование о составлении какого-либо документа на бумажном носителе).

Для справки. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., а на организацию - от 40 000 до 50 000 руб.

Следуя порядку организации кассового документооборота, описанному в Письме ЦБ РФ, предприятия торговли соблюдают норму законодательства о единстве кассовой книги в организации. Но за кадром остается вопрос: кто должен расписываться в ПКО и РКО на итоговые суммы наличных денег, отраженные во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения?

Рассмотрим такую ситуацию: структурное подразделение торговой организации ежедневно инкассирует выручку в банк (оставляя в кассе денежные средства в пределах установленного лимита). Второй экземпляр отчета кассира отправляет в головную организацию в электронном виде. Кассир головного офиса составляет приходный ордер в размере итоговых сумм наличных денег (которых практически не видел), кроме того, отражает в учете передачу выручки в банк и расписывается в приходных и расходных кассовых ордерах несмотря на то, что указанные денежные средства не получает и не выдает.

Другой вопрос: каким образом организовать нумерацию приходных и расходных кассовых ордеров в обособленных подразделениях в порядке возрастания (с учетом требования нормативных документов)? В случае ежедневной передачи отчета кассира в электронном виде нумерация будет происходить в режиме настоящего времени и иметь сквозной характер, это соответствует Порядку ведения кассовых операций. А если у торговой организации нет возможности передавать отчет кассира в электронном виде или на бумажном носителе ежедневно?

На практике некоторые торговые организации используют следующее: в каждом обособленном подразделении заводится отдельный раздел кассовой книги (повторимся, что в учетной политике организации должен быть детально описан подобный порядок). Кассир самостоятельно выписывает расходные и приходные кассовые ордера, присваивая им специальную нумерацию (например, дробный номер с указанием в числителе условного наименования обособленного подразделения, а в знаменателе - порядковый номер в этом обособленном подразделении). Право ведения кассовой книги таким образом косвенно подтверждается наличием на ее титульном листе строки "структурное подразделение". В конце месяца (или в периоде, установленном внутренним распоряжением) данный раздел кассовой книги передается в головной офис, где и происходит формирование единой кассовой книги.

Кроме того, существует способ ведения кассовой книги с заранее зарезервированным диапазоном номеров кассовых документов для обособленных подразделений. По мнению автора, этот способ неудобен с технической точки зрения при наличии нескольких структурных подразделений. Может возникнуть путаница опять же со сквозной нумерацией приходных и расходных кассовых ордеров.

Итак, проведя анализ нормативных документов, приходим к выводу, что порядок ведения кассовых операций в торговых организациях, имеющих обособленные подразделения, в настоящее время не урегулирован в должной мере. Вопросы возникают при отражении операций в кассовой книге, нумерации кассовых ордеров, постановке подписей в кассовых документах. Поэтому во избежание получения замечаний от контролирующих органов предприятия торговли должны организовать документооборот с учетом специфики именно своей организации (причем данный порядок рекомендуется согласовать с обслуживающим банком).

К сведению. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Что изменится?

На официальном сайте ЦБ РФ в сети Интернет (www.cbr.ru) представлен проект Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, который несколько отличается от действующего в настоящее время. Сразу отметим, что это Положение разрабатывается для юридических лиц (в том числе перешедших на УСНО), физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Автор статьи изучил вышеназванный проект с позиции вопросов, относящихся к данной статье. Например, в нем нет указания на то, что организация должна вести только одну кассовую книгу. Хотя отсутствие этой фразы, по мнению автора, не дает право делать заключение, что ЦБ РФ планирует разрешить ведение нескольких кассовых книг в организации. Что касается вопросов ведения кассы обособленными подразделениями, можно отметить следующее. Лимит остатка наличных денег у обособленных подразделений, имеющих свой расчетный счет, также как и в настоящее время, предлагается устанавливать банком, в котором открыт банковский счет.

Примечание. Кроме того, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу. Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом (п. 5.6 проекта Положения о порядке ведения кассовых операций).

При прочтении данного проекта можно предположить, что кассовая книга будет иметь иной вид. Будем надеяться, что законодатели учтут сегодняшнее недочеты действующего Порядка ведения кассовых операций для организаций, имеющих обособленные подразделения. Что ж, поживем - увидим.

Случайные статьи

Вверх