Виды налоговых льгот и их роль для бизнеса. Налоговые льготы (Tax benefits) - это

Налоговые льготы - преимущество для налогоплательщиков

Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Налоговые льготы - это, определение

Налоговая льгота - это преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления,определенной категории налогоплательщиков. Это преимущество ставит их в более выгодное экономическое положение по отношению к другим налогоплательщикам. Налоговые льготы - один из механизмов государственной налоговой политики, вводимый для решения задач в социальной и экономической сферах.

Налоговая льгота - это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы - это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

Цель налоговых льгот

Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться в Минфине ежегодно. Минфин планирует разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.Оценка эффективности налоговых льгот затрагивается в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных правительством РФ.Налоговые органы РоссСреди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются льготы по ряду направлений. Среди них - инвестиционная деятельность (354 миллиарда рублей), инновационная деятельность (12,2 миллиарда рублей), отраслевое развитие (252 миллиарда рублей).

Классификация налоговых льгот

Изъятия - выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоговые каникулы (tax holiday) - освобождение компании от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.Эта льгота стимулирует, как правило, экспорт или развитие новых отраслей производства.До 1992г. пунктом 4.4 Инструкции МНС №62 о налоге на прибыль предприятий и организаций малым предприятиям предоставлены «налоговые каникулы» на два года в уплате налога. Но эта льгота распространялась только на те малые предприятия, которые были заняты производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, производством строительных материалов, продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4.5 указанной Инструкции «налоговые каникулы» на 5 лет предоставлялись предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в части прибыли, направленной на его покрытие при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.

Налоговые скидки - льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264

Освобождение - льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада). Понижение налоговой ставки - например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Уменьшение налогового оклада - самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) - например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) - см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

Общее число налоговых льгот в России

Налоговые системы в разных странах достаточно разнообразны, но главное, что их объединяет, и в этом отношении налоговая система России соответствует системам развитых стран - это исключение из налогообложения капитала, функционирующего в производстве, и экспорта.Общее число налоговых льгот, применяемых у нас при налогообложении прибыли, достаточно велико. Однако основная часть налоговых льгот, установленных законом, не должна уменьшать фактическую сумму налога, отчисленную без учета льгот, более чем на 50%. В развитых странах количество льгот значительно больше, чем в России. Так, в США их более 100, в Великобритании и Германии-до 70-80.

При условии их полного и правильного применения, как отмечают эксперты, нормально работающая компания со средним уровнем рентабельности может вовсе не показывать прибыль в своем балансе и, таким образом, стать полностью освобождаемой от налогов. По этой причине традиционные системы подоходных налогов уже давно подвергаются острой критике. Попыткой устранить некоторые из недостатков взимания налога на прибыль является введенный в Западной Европе, а в 1992г. и в России, налог на добавленную стоимость (НДС).Число льгот по этому налогу по сравнению с налогом на прибыль ограничено. НДС имеет и то преимущество, что в его базу включаются затраты предпринимателей на заработную плату, что служит для них стимулом повышения производительности труда и применения новейшей техники.

Освобождение от этого налога экспортных операций фактически есть выплата крупных субсидий отечественному бизнесу. Немедленное списание расходов на приобретение активов для организаций служит большим стимулом к обновлению производства, чем установление льгот по налогу на прибыль. Льготы предоставляются на уплату земельного налога(местные налоги), налога на имущество организаций, на выплату НДС, налог на прибыль, для услуг в сфере культуры,льготы для благотворителей, льготы для участников боевых действий в Афганистане, для малого и среднего бизнеса и другие.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).


Пример льготного законодательства для земельного налога

Налоговый Кодекс РФ закрепляет налоговые льготы в различных отраслях хозяйствования, так, глава 31, посвящена земельному налогу, а статья 395, характеризует, предусморенные в этом вопросе, налоговые льготы.


Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;


организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);


учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;7) утратил силу. - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

9) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;10) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Налоговый кредит - налоговая льгота

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст. 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.К специальным налоговым режимам относятся:упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Изменения в налоговых льготах 2013

С 1 января 2013 года не облагается налогом движимое имущество независимо от вида деятельности компании.Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ были внесены изменения в главу 30 НК РФ “Налог на имущество”. Если организация приобрела имущество в декабре 2012 года, а в эксплуатацию ввела его после 1 января 2013 года, то в данном случае можно в этом году воспользоваться льготой по налогу на имущество. Например, если купили машину 20 декабря, а ввели в эксплуатацию 9 января, налог на имущество на нее уже не платим. Также в случае если компания приобрела станки в конце 2012 года, но из-за монтажа, установки допоборудования, если не сразу привезли станки, ввела в эксплуатацию только в 2013 году, то есть возможность на законных основаниях не платить налог на имущество. Даже если предприятие не производственное, а занимается торговлей, берет площади в аренду. По старому движимому имуществу продолжаем считать налог на имущество.

В 2012 году появилась льгота для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства. Льгота действует и в 2013 году. Перечень оборудования прописан в постановлении правительства N 308 от 16 апреля 2012 г. В нем предусмотрено 132 вида высокоэнергетического оборудования.

Источники к статье "Налоговые льготы"

Grandars.ru - энциклопедия экономиста

nalog.akcentplus.ru - клуб налогоплательщиков

diplomart.ru - диплом арт

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия википедия

subschet.ru - Интернет-портал «Субсчет.РУ»

consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

coolreferat.com - рефераты

lawedication.ru - право и налоги

youtube - видеохостинг

images.yandex.ua- яндекс картинки

Согласно НК РФ граждане обязаны своевременно перечислять определенное количество денег в казну. В зависимости от контекста сумма отчислений бывает достаточно обременительной. Однако ряд статей кодекса предусматривает послабления, представляющие собой налоговые льготы. Виды и способы их применения обусловлены категорией плательщика и объектом воздействия. О потенциальных возможностях использования бонусов налоговой системы - далее.

Льготы - изящный реверанс государства в сторону налогоплательщиков, дающий возможность улучшить их финансовое состояние.

Привилегии, которыми наделяются некоторые категории субъектов, представляют собой возможность уменьшения суммы налога к уплате. Льгота не предоставляется отдельной компании или физлицу. Подобные уступки задействуют лишь к группе налогоплательщиков, соответствующих прописанным критериям.

Льготы не принадлежат к обязательным составляющим механизма налогообложения. Они применяются по желанию субъекта. Разрешено как воспользоваться законным преимуществом, так и отказаться от него.

Классификация льгот

Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.

Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков

Отменять действие льгот имеют право те же органы, которые их внедрили.

Особенности льгот, установленных НК РФ:

  • распространяются на всю территорию России. Дублировать их в актах, издаваемых субъектами РФ или муниципальными органами, нет необходимости;
  • не подлежат изменениям, которые исходят от региональных или местных представителей.
  • изъятия;
  • освобождения;
  • скидки.

К ним также можно отнести налоговый кредит.

Изъятия

Изъятия - привилегия, дающая возможность вывести из-под налогообложения определенные объекты.

Это объединение льгот встречается в следующих ипостасях:

  • постоянные;
  • «точечные», действующие определенный промежуток времени;
  • относящиеся ко всем налогоплательщикам;
  • задействованные к одной категории лиц.

Основное отличие изъятий от других разновидностей льгот - воздействие исключительно на налогооблагаемый предмет.

Таблица 2. Примеры изъятий

Полный перечень изъятий находится в НК РФ.

Скидки

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка - изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные - величина которых ограничена;
  • безлимитные - допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

К таким доходам относятся следующие:

Также к подобным доходам можно отнести прибыль, полученную от экономии на процентах при использовании вычета для получения кредита.

Таблица 3. Разновидности вычетов

Вид Характеристика
Стандартный Для официально трудоустроенных налоговых резидентов РФ. Получить стандартный вычет можно по месту работы или в ИФНС. Представляет собой конкретную сумму необлагаемого минимума дохода. Применяются как в отношении налогоплательщика, так и его несовершеннолетних детей.
Социальный Был разработан с целью частичной компенсации государством расходов, понесенных налогоплательщиком на социальные нужды. Предоставляются на обучение, лечение, благотворительные взносы и в некоторых ситуациях, связанных с пенсионными накоплениями. Последний вычет имеет возможность выплатить работодатель.
Имущественный Мультифункциональная разновидность. Например, вычет по прибыли, полученной от реализации имущества, дает возможность уменьшить размер дохода. Вычет по затратам налогоплательщика, связанным с покупкой или строительством жилого имущества, позволяет вернуть определенную часть расходов на эти цели. Оформлять имущественный вычет можно как через работодателя, так и через ИФНС.
Профессиональный Уменьшает размер налогооблагаемой прибыли, заработанной в ходе профессиональной деятельности. Величина урезания приравнивается к величине документально подтвержденных затрат, имеющих отношение к процессу привлечения доходов. Предоставляется по месту работы и лишь в случае отсутствия работодателя в связи с ликвидацией предприятия, например, - налоговыми органами.

Вычеты оформляются по окончанию налогового периода. Средства поступают на счет заявителя после проведения проверки предоставленной декларации и утверждения заявленной суммы ИФНС или после предоставления необходимых бумаг налоговому агенту. Временной отрезок по оформлению имущественного вычета пролонгирован. Если на протяжении календарного года скидка не была полностью использована, допускается перенос остатка на следующие 3 года.

Освобождения

Освобождение - льгота, влияющая на налоговую ставку или окладную сумму.

В контексте использования налоговых освобождений часто встречается понятие окладная сумма. Под этим определением подразумевают валовый налог, являющийся результатом умножения определенного количества налогооблагаемых единиц на ставку.

Полное избавление от налогового бремени может предоставляться некоторым категориям налогоплательщиков, как на установленный срок, так и безлимитно. Как правило, к таким группам относятся пенсионеры, компании, осуществляющие деятельность на общественных началах, ветераны войны, лица с ограниченными возможностями.

Таблица 4. Формат предоставления льготы

Разновидности Характеристика
Уменьшение ставки Снижение ставки на 50% для предприятий, в случае если 50% сотрудников относятся к категории инвалидов или пенсионеров.
Снижение окладной суммы Зарплата сотрудника состоит из непосредственно заработной платы, а также ее окладной и премиальной части. В зависимости от уровня выполнения поставленных задач возможно снижение окладной части облагающейся суммы.
Налоговые каникулы 100% освобождение от уплаты налогов на конкретный временной отрезок. Право предоставления закреплено за субъектами РФ.

Освобождение часто путают со списанием безнадежных налоговых долгов. Однако эти два понятия имеют абсолютно разную правовую аргументацию. Списание применяется как крайняя мера в случаях доказанной невозможности взыскания накопившегося долга. Освобождение - льгота, позволяющая существенно снизить сумму налога к перечислению.

Налоговый кредит

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

Учитывая выгоду, получаемую налогоплательщиком от его применения, налоговый кредит можно отнести к налоговым льготам. Разница между кредитом и рассрочкой либо отсрочкой заключается в небольших различиях между предоставляемым «отпуском». Последние разрешено использовать сроком до полугода, а кредит имеет больший период воздействия, растягиваясь до 12 месяцев. В части начисления процентов разницы между этими понятиями практически не существует. Исключение составляют следующие ситуации:

  • разрушения после стихийного бедствия;
  • убытки, понесенные субъектом вследствие технологической катастрофы;
  • перечисление средств за государственный заказ.

При подобных обстоятельствах проценты не начисляются.

Помимо налогового существуют 2 разновидности кредитов:

  1. Инвестиционный. Данный кредит дается сроком от 1 до 5 лет.Претендовать на подобную привилегию могут компании, которые вкладывают средства в следующие направления:
    1. выполнение исследовательских работ;
    2. перевооружение промышленных предприятий;
    3. генерирование новых технологий;
    4. осуществление важных работ, связанных с развитием субъектов РФ.
  2. Целевой. Обмен денежного выражения суммы налога либо его части на натуральный эквивалент. Наглядным примером может послужить внесение организацией производимой продукции в счет уплаты налога в пользу бюджетных компаний.

Рука об руку с налоговым кредитом идут понятия возврат и зачет ранее уплаченного налога:

  1. Возврат. Во время вывоза из РФ продукции, купленной с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается.
  2. Зачет. Размер налога на прибыль, перечисленный отечественной компанией в бюджет другого государства, засчитывается при оплате налога в РФ.

Последний вид часто применяется с целью предотвращения возникновения двойного налогообложения. Зачет можно сравнить с кредитом, разработанным для иностранных налогов.

Налоговые льготы в России

Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга прежде всего размером налоговых ставок. Одним из объединяющих факторов среди многообразия структур является применение налоговых льгот. Количество скидок, задействованных в США, например, превышает 100, в Германии и ряде европейских стран - около 80. В России этот показатель существенно ниже. Однако по содержанию они достаточно привлекательны для малоимущих слоев населения.

Самые распространенные льготы применяются в следующих ситуациях:

  • оплата земельного налога;
  • выплата НДС;
  • налог на прибыль компании;
  • услуги в области культуры;
  • перечисление денежных средств на благотворительность.

В ряде случаев при грамотном использовании налоговых льгот продуктивно работающая организация, демонстрирующая средний уровень рентабельности, может добиться полного освобождения от уплаты налогов.

Видео - Налоговые льготы с 1 января 2018 года

Речь об индексе энергоэффективности ОС, который дает право на повышенную амортизацию экономных ОС и льготу по налогу на имущество организаций. По мнению Минфина, этот индекс может быть рассчитан по единицам измерения, указанным в документации производителя ОС. А как считать - Минфин теперь отсылает в Минпромторг и Минэнерго.

Начиная с 2009 г. число закрывающихся фирм и ИП значительно превышает количество открывающихся. Финансовые сложности, налоговое бремя и весомые страховые взносы, которые должны платить предприниматели, часто приводят к тому, что ИП-"малыши", закрываясь, продолжают работать неофициально.

Будут увеличены детские вычеты по НДФЛ для родителей и усыновителей. Их размер составит: 1400 руб. - на первого ребенка; 2000 руб. - на второго ребенка; 4000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 руб. - на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся. В отношении же опекунов, попечителей и приемных родителей вычеты останутся прежними, то есть: 1400 руб. - на первого и второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся.

В комментируемом Письме Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-14/01 содержатся разъяснения о дате вступления в силу одной из поправок в гл. 21 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ. Этим документом в гл. 21 НК РФ введен льготный порядок обложения НДС приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) арендуемого ими госимущества, процедура которой, в свою очередь, регулируется отдельным Законом.

Чтобы воспользоваться вычетом, необходимо иметь доходы, которые облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Например, получать заработную плату. Применение вычета состоит в том, что полученный доход за год вы уменьшите на размер вычета. Если у вас не было доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, вы не сможете воспользоваться вычетом на обучение. Вычет предоставляется при обучении в образовательных (учебных) учреждениях. При этом учреждение должно иметь лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения.

При введении и отмене льгот по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать момент определения налоговой базы. В соответствии с п. 8 ст. 149 НК РФ при введении или изменении перечня налоговых льгот налогоплательщики используют порядок определения налоговой базы, действующий на дату отгрузки товаров (работ, услуг) независимо от даты оплаты этих товаров. В том случае, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в периоде, в течение которого действует льгота по совершаемой операции, а оплата от покупателя поступает продавцу (исполнителю) в периоде, когда льгота уже перестала действовать, подлежит применению льгота по НДС. В ситуации, когда отгрузка происходит в периоде отсутствия льготы, а оплата - в периоде действия льготы, льгота применению не подлежит.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Это касается и расходов, понесенных налогоплательщиком при выполнении разработки самостоятельно, и его расходов как заказчика изобретений.

В конце прошлого года законодательство о страховых взносах существенно поменялось, в том числе благодаря двум комментируемым Законам: от 08.12.2010 N 339-ФЗ; от 28.12.2010 N 432-ФЗ. Первым из указанных документов изменены и дополнены пять глав Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Вторым из комментируемых Законов, N 432-ФЗ, также установлены льготные тарифы страховых взносов.

Консультации

Изменения в законодательство по страховым взносам вносятся не менее динамично, чем в налоговое законодательство. В таких условиях легко запутаться: где читаем, а где не читаем. Проясните пожалуйста, какие компенсации, надбавки и поощрения следует облагать страховыми взносами, а какие не надо?

Ответ

Сотрудница работала в организации с 1 января по 2 апреля и с 1 ноября по 31 декабря 2012 года. То есть из 12 месяцев 2012 года она отработала в компании всего неполных 6 месяцев. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета на ребенка в данном случае?

Ответ

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. За частью таких вычетов работники могут обращаться к своим налоговым агентам. Каковы правила предоставления налоговых вычетов? Какие документы необходимо получить от работников? В каких регистрах следует отразить информацию о видах предоставленных налогоплательщику вычетов?

Ответ

Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное - до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств.

Расчет налогов с учетом использования льгот и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения у организаций, участниками которых являются общественные организации инвалидов в Московской области. Форма N 8 "б" (Приказ Минфина МО, Минэкономики МО и УФНС РФ по МО от 27.02.2010 N 35/31/01-04-14/34 (ред. от 26.07.2011)). Данный расчет составляется с 1 апреля 2010 года организациями, участниками которых являются общественные организации инвалидов, претендующими на налоговые льготы, установленные статьей 8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц (образец заполнения). За несвоевременную уплату налога начисляется пеня по ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Если Вы имеете право на налоговые льготы, то в соответствии с законодательством о налогах и сборах Вам необходимо предъявить в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления налоговой льготы.

Бюджеты разных стран, в том числе и России, пополняются за счет многочисленных налогов и сборов. Физические лица тоже отчисляют часть денег из своих доходов в казну всех уровней. Наряду с этим определенные категории граждан могут иметь прерогативы при налогообложении – оплачивать частично либо полностью освобождаться от взносов. Получить такого рода преференции можно лишь при наличии определенных условий и оснований.

Что такое налоговые льготы для физических лиц

По законодательству налоговые преференции можно разделить на несколько групп:

  • для физических лиц;
  • для организаций и предприятий;
  • социального характера;
  • экономического значения;
  • направленные на стимулирование экспорта.

Объектом налогообложения физических лиц принято считать доходы, коими являются заработная плата, дивиденды, подарки и пр., и имущество как движимое, так и недвижимое. Налогоплательщиками, имеющими право на получение льгот по налогам для физических лиц в 2018 году, признаются:

  • Граждане РФ вне зависимости от возраста, которые находятся на территории страны не менее 183 дней на протяжении 12 месяцев.
  • Нерезиденты – иностранцы, которые ведут свою деятельность на территории России.

Налогоплательщики могут быть освобождены от взимания определенных налоговых сборов полностью либо оплачивать их не полностью. Для получения оговоренных законодательно льгот по налогам для физических лиц в 2018 году необходимо документальное подтверждение того, что человек действительно относится к той категории, которая обладает теми или иными преференциями.

Виды льгот

В России все льготы, касающиеся вопроса налогообложения физических лиц, можно разделить на три основных уровня в порядке очередности:

  1. Федеральные. Они зафиксированы в НК и имеют юридическую силу на территории всего государства и не могут быть отменены на региональных или местных уровнях.
  2. Региональные. Имеют свое действие на территории определенного региона и могут устанавливаться на федеральном уровне и региональными властями.
  3. Местные. Устанавливаются руководством муниципалитетов и действуют на территории только того муниципального образования, где находится собственность налогоплательщика.

Все граждане страны выплачивают государству НДФЛ в размере 13%. Согласно законодательству определенные люди в силу своего социального или профессионального статуса имеют возможность получать налоговый вычет. Это сумма денег, с которой не берется НДФЛ. Выделяют четыре основных вычета, каждый из которых регулируется отдельной статьей Налогового кодекса.

Право на стандартный вычет доступно определенным категориям граждан вне зависимости от величины получаемого ими дохода:

  • Родители (опекуны), воспитывающих родных или усыновленных детей. За первого и второго ребенка не подлежащая налогообложению сумма составляет 1400 р. За третьего и последующего она увеличивается до 3000 р. Если ребенок является инвалидом, то родные родители имеют право получить вычет в размере 12 000 р., а усыновители и опекуны – 6 000 р.
  • Участники и ликвидаторы аварий техногенного характера, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды-военнослужащие получают налоговый вычет в размере 3000 р.
  • Лица, имеющие звание Героя, ребенок-инвалид и люди с ограниченными возможностями 1, 2 группы вправе претендовать на налоговый вычет в размере 500 р.

Льгота по социальным налогам для физических лиц в 2018 году действует на определенную сумму, которая была затрачена человеком при определенных жизненных обстоятельствах. Это не должно быть связано с профессиональной деятельностью, поэтому сюда относят затраты на:

  • обучение;
  • лечение;
  • благотворительность;
  • пенсионные накопления.

В 2018 имущественный вычет касается всех физических лиц, которые:

  • получили прибыль от продажи недвижимости;
  • потратили собственные или привлеченные в виде банковского кредита деньги для улучшения своих жилищных условий.

Профессиональные вычеты имеют фиксированный размер или зависят от полученной прибыли. Получить льготу вправе:

  • предприниматели, работающие по гражданско-правовым договорам;
  • юристы, ведущие частную практику;
  • работники творческих профессий, получающие гонорары по линии авторского права.

Нормативно-правовая база

Льготы по налогам физических лиц в 2018 году регулируются целым перечнем нормативных и правовых актов. Они издаются на разных уровнях – от федерального до местного и могут охватывать как целые группы населения, так и людей избранных профессий или социального статуса. Главным документом, к которому обращаются все без исключения, является Налоговый кодекс РФ. Дополнительно следует упомянуть и о других законах:

  • Закон №436-ФЗ от 28.12.2017 (регулирует проведение амнистии для физлиц по задолженности перед налоговыми органами).
  • Закон № 3061-1 от 18.06.1992 (преференции ликвидаторам последствий взрыва на Чернобыльской АЭС).
  • Закон № 175-ФЗ от 26.11.1998 (вопросы, связанные с ликвидацией аварии на производственном объединении «Маяк»).
  • Закон № 2-ФЗ от 10.01.2002 (социальные гарантии пострадавшим в результате ядерных испытаний в Семипалатинске).

Кто имеет право на налоговые льготы в 2018 году

Преференции в виде отмены налогового сбора либо уплаты его части зависят от социального статуса либо профессии гражданина:

  • Лица, которым присвоено звание Героя Советского Союза и/или России.
  • Инвалиды с детства.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Многодетные семьи, в которых воспитывается трое и более детей.
  • Граждане, пострадавшие во время ядерных и других техногенных катастроф.
  • Участники войн и боевых действий, которые проходили на территории СССР и РФ.
  • Кавалеры ордена Славы.
  • Военнослужащие, имеющие выслугу лет более 20 и уволенные в запас в связи с достижением граничного возраста, из-за заболевания или по причине организационно-штабных мероприятий.
  • Лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия.
  • Пенсионеры.
  • Члены семей военнослужащих (родители, дети, супруги) по причине потери кормильца.
  • Участники боевых действий на территории иностранных государств, при направлении в эти зоны для несения службы.
  • Творческие деятели касательно студий, мастерских и других помещений, предназначенных для трудовой деятельности.
  • Физические лица по отношению к имеющимся у них строений площадью до 50 кв. м, предназначенных для ведения подсобного хозяйства, садоводства и т.п.

Для ветеранов боевых действий (Чечня, Афганистан и пр.), граждан, которым было присвоено звание Героя, предусмотрен ряд преференций в сфере налогообложения. Основными из них можно назвать:

  • Не платит налог на имущество человек, владеющий одним однотипным видом собственности (одна квартира, дом, гараж, дачный домик).
  • Предоставление вычета, если человек продолжает трудиться. Для военнослужащих и ветеранов боевых действий он составляет 3000 р., а для Героев СССР и РФ – 500 р.
  • Послабление по земельному налогу. Гражданам предоставляется льгота в размере 10000 р. – сумма, с которой не взимается налоговый сбор. Если по кадастровой оценке стоимость участка выше – денежный сбор начисляется только на сумму, превышающую это значение.
  • Пошлина на транспортные средства. На федеральном уровне не существуют никаких правовых актов, которые бы освобождали от уплаты пошлины. В некоторых же субъектах Федерации местными властями приняты постановления, которые дают возможность не платить транспортный налог, но в каждом регионе есть свои ограничения касательно технических характеристик машины.

Инвалиды

Люди, получившие инвалидность вследствие трудовой деятельности, по состоянию здоровья и по прочим причинам, и инвалиды с детства тоже имеют ряд льгот в области налогообложения:

  • Имущественный. Граждане с ограниченными возможностями освобождаются от уплаты налога на недвижимость, но только при условии, что она оформлена на них. Это касается квартиры, дома, гаража, комнаты, дачи.
  • Земельный. Они касаются лишь инвалидов с присвоенной 1 или 2 группой недееспособности, причем для последней категории инвалидность должна быть установлена до 2003 г. Суть льготы по земельному налогу для физических лиц, являющихся инвалидами, заключается в том, что они освобождаются от взноса, если кадастровая стоимость надела не превышает 10 тыс. р. В противном случае пошлина насчитывается лишь на излишек.
  • Транспортный. Нетрудоспособные граждане 1 и 2 группы могут освобождаться от транспортного налога полностью или частично, но такие преференции они получают лишь на региональном уровне, поэтому этот вопрос лежит на плечах местных властей.
  • Подоходный. В 2018 г. физические лица, получившие инвалидность и продолжающие работать, имеют право получить вычет в размере 500 р. Если же инвалидность была получена вследствие военных действий, техногенных катастроф или человек является инвалидом с детства, сумма увеличивается до 3 000.

Пенсионеры

Люди, вышедшие на заслуженный отдых, являются особо незащищенными, поскольку пенсионные выплаты имеют небольшой размер за редким исключением. В НК точно указано, от каких налогов освобождены пенсионеры в 2018 г. На федеральном уровне обозначено лишь несколько направлений, согласно которым граждане преклонного возраста могут рассчитывать на льготы:

  • Полное освобождение от уплаты сбора в ФНС, если кадастровая стоимость надела не превышает 10 тыс. р.
  • Вычет в размере 500 р. на все доходы, с которых необходимо уплачивать НДФЛ. Если пенсионер является инвалидом или ветераном военных действий, ликвидатором техногенных катастроф – сумма равняется 3000 р.
  • Освобождение от уплаты налога на недвижимость, если в собственности пенсионер имеет только один равнозначный объект.

На региональном уровне дополнительно для людей, достигших пенсионного возраста, могут существовать дополнительные налоговые послабления. Одним из ярких примеров является пошлина на транспортные средства, величина которого зависит не только от субъекта, в котором зарегистрирован гражданин, но и от вида транспортного средства, его мощности и прочих характеристик.

Родители, опекуны и усыновители детей

Граждане, которые воспитывают детей и являются их родителями, опекунами либо усыновителями, имеют некоторые послабления. Они касаются налогового вычета:

  • За первого и второго ребенка сумма НВ составляет 1400 р., на 3 и последующих детей – 3000 р.
  • За родного ребенка-инвалида – 12 000 р.
  • Если один или несколько детей-инвалидов были усыновлены или находятся под опекунством – сумма снижается до 6 000 на каждого ребенка.
  • При платном лечении несовершеннолетнего опекуны, родители или усыновители имеют право вернуть 13% от уплаченной суммы.
  • Предоставляется возможность вернуть 13% от суммы, потраченной на обучение ребенка на очной форме, при условии, что эти средства были использованы не из материнского капитала.
  • Вычет в двойном размере НДФЛ предоставляется единственному родителю, если в свидетельстве о рождении ребенка второй родитель не указан либо же он умер или пропал без вести.

Многодетные семьи

Также льготы по налогам для физических лиц в 2018 году распространяются и на семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних. Самый распространенный вариант, который касается всех без исключения – это налоговый вычет. Он зависит от количества детей и составляет на:

  • первого ребенка – 1 400 р.;
  • второго – 1 400 р.;
  • третьего – 3 000 р.;
  • последующих – 3 000 р.;
  • усыновленного или родного ребенка-инвалида – 12 000 р.;
  • на опекаемого или приемного ребенка инвалида – 6 000 р.

На региональном уровне льготы (размер преференций индивидуальный для каждого субъекта) могут распространяться на такие налоги, как:

  • земельный;
  • имущественный;
  • транспортный и пр.

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Решение вопроса о предоставлении привилегии определенным категориям граждан относится исключительно к местным властям. С 2015 исчисление величины взноса в некоторых субъектах РФ происходит на основании кадастровой стоимость объекта, причем до 2018 планируется перейти на такую методику повсеместно. Согласно данной системе предусмотрен определенный налоговый вычет в зависимости от площади помещения. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, где местные власти имеют право увеличить размер НВ. Для всех же остальных регионов расчет производится так:

  • комнаты – исходя из стоимости 10 кв. м;
  • квартиры – 20 кв. м.;
  • дома – 50 кв. м.

Кто освобожден от уплаты

Согласно НК РФ определенные категории граждан имеют право не уплачивать имущественный налог. К ним относятся:

  • пенсионеры;
  • инвалиды с детства и нетрудоспособные граждане с 1 или 2 степенью инвалидности;
  • Герои СССР и России;
  • участники и ветераны боевых действий;
  • лица, пострадавшие от радиоактивного излучения;
  • военные, отдавшие службе в органах Министерства обороны более 20 лет;
  • сотрудники органов УИС;
  • родители, вдовы и вдовцы военнообязанных, погибших во время выполнения служебных обязанностей;
  • люди, которые имеют постройки, использующиеся для ведения подсобного хозяйства (дачи), если их площадь не превышает 50 кв. м.;
  • граждане, занимающиеся творческим трудом, если помещения необходимы для работы.

Объекты льготного налогообложения

Распространяются льготы по имущественному налогу на физических лиц в 2018 году при условии, что в собственности находится лишь один однотипный объект недвижимости. Другим важным условием является то, что он должен находится в собственности человека, имеющего право на предоставление преференции. Само же имущество не используется для ведения предпринимательской деятельности. К объектам льготного налогообложения относят:

Земельный налог

Вопросы, связанные с налогообложением земельных участков, находятся в ведении федеральных и местных властей. Полностью освобождаются от уплаты взносов в казну жители малочисленных народов, которые ведут на своих землях традиционный уклад жизни. Руководители фермерских хозяйств освобождаются от уплаты взносов на протяжении первых 5 лет со дня регистрации сельскохозяйственного производства.

Для других же граждан устанавливается налогонеоблагаемая сумма, равная 10 тыс. р. Это означает, что если кадастровая стоимость участка меньше этой суммы, платеж в ФНС осуществлять нет нужды. Ко льготным категориям населения относятся:

  • пенсионеры;
  • ветераны боевых действий;
  • ликвидаторы и лица, пострадавшие вследствие техногенных катастроф;
  • инвалиды 1 и 2 групп, если недееспособность была поставлена до 2004 г.;
  • инвалиды с детства;
  • Герои России и СССР.

Льготное налогообложение транспортных средств

Некоторые владельцы транспортных средств могут не платить транспортный налог. Такая преференция действует не во всех регионах России – власти на местах сами решают, кто платит взносы, а кто от них освобождается. Связано это с дефицитом средств в местных бюджетах и случаях, когда дорогостоящие транспортные средства все чаще регистрировались на пенсионеров с целью избежать налогообложения.

Какие ТС не облагаются налогом

Не подлежат налогообложению вне зависимости от места регистрации транспортные средства таких видов:

  • Автомобили, зарегистрированные на человека, являющегося инвалидом, но при условии, что их мощность не превышает 100 лошадиных сил.
  • Спецтехника.
  • Лодки весельные.
  • Транспортные средства, которые числятся в угоне и на это имеется подтверждение уполномоченных органов.
  • Моторные лодки, если их мощность менее 5 лошадиных сил.
  • Морские и речные суда.

Региональные и местные преференции

Нормы, определяющие величину налогообложения, устанавливаются на федеральном и местных уровнях. Преференции федерального уровня зависят от типа транспортного средства и его мощности. На местном же уровне величина льготы по транспортному налогу для физических лиц в 2018 году зависит от категории, к которой относится гражданин. Список зависит непосредственно от каждого конкретного региона, но, как правило, к льготникам относят:

Льготы по налогу на доходы физических лиц

Граждане, которые официально трудоустроены и у которых из заработной платы вычитается НДФЛ по ставке 13%, имеют право получить вычет, если определенное законодательством обстоятельство соответствует их социальному статусу или занимаемой должности. Выделяют 4 группы вычетов:

  • стандартные;
  • имущественные;
  • профессиональные;
  • социальные.

Физлица, которые работают неофициально и не платят НДФЛ, претендовать на такую привилегию не могут. Пенсионеры, которые, выйдя на заслуженный отдых, прекратили трудовую деятельность, имеют право получить лишь имущественный вычет с возможностью перенесения остатка по нему на три года, предшествующие дате обращения. Если же они продолжают работать, то вправе претендовать на все виды вычетов.

Налоговый вычет на детей

Льготы по налогам для физических лиц в 2018 году полагаются гражданам, воспитывающим детей до 18 лет. Это относится к налоговому вычету (с алиментов НВ не предоставляется). Если же ребенок получает образование по очной форме, возраст предоставления послабления увеличивается до 24 лет. Претендовать на привилегию могут не только кровные родители, но и усыновители, попечители, при условии, что ребенок находится на их полном содержании. Необлагаемая сумма зависит от нескольких обстоятельств и равна

  • 1 400 р. – за первого и второго ребенка;
  • 3 000 р. – за третьего и последующих детей;
  • 12 000 р. – за родного или усыновленного ребенка-инвалида;
  • 6 000 р. – за ребенка-инвалида, если он находится на попечении.

Расходы на обучение

При платном обучении гражданам предоставляется преференция в виде возврата части уплаченных средств. Документы на возврат подаются в тот же год, когда была произведена оплата и пройдено обучение в образовательном заведении. Если учеба носит долговременный характер, а оплата вносится ежегодно, документы на возврат подаются после каждого денежного взноса. Претендовать на возмещение средств могут лишь официально трудоустроенные резиденты РФ, которые уплачивают НДФЛ по ставке 13%. Дополнительное требование – оплата за обучение должна быть произведена за:

  • себя;
  • супруга/супругу;
  • детей;
  • братьев/сестер.

Возврат за лечение

Одним из видов социального вычета является возврат денежных средств, потраченных на лечение, операции либо приобретение лекарственных средств. Максимум, на что можно рассчитывать в 2018, составляет 15 600 р. Для получения части затраченных средств необходимо, чтобы:

  • Оказанные медуслуги или лекарственные средства числились в списке, утвержденном согласно Постановлению № 201 от 19.03.2001 г.
  • Оплата была произведена за себя лично либо близких родственников (дети, родители, супруги).
  • Лечение происходило в лицензированном медицинском учреждении.

Имущественный при покупке квартиры

Льготы при покупке жилья (в том числе и долевого) предусмотрены, если гражданин официально трудоустроен и из его заработка происходят отчисления НДФЛ. Подавать декларации о доходах в Государственную налоговую инспекцию вы вправе только за текущий или максимум за три предыдущих года. Получить вычет можно за:

  • Строительство собственного дома.
  • Покупку дома, квартиры, комнаты.
  • Ремонтные работы, при условии, что сохранены все чеки.

Для расчета суммы денежных средств, которые подлежат возврату, важным условием считается дата приобретения собственных квадратных метров. Если жилье было куплено или построено до 1.01.2014, то вычет предоставляется один раз в размере 13% от стоимости жилья. После этой даты величина вычета установлена на отметке 260 000 р. Это означает, что ежегодно человек может возвращать уплаченный им НДФЛ, пока не исчерпает положенную сумму.

Налоговый по процентам по ипотеке

Льготы по налогам для физических лиц в 2018 году предусмотрены, если жилищный вопрос решался с привлечением заемных средств. Получить вычет по процентам, уплаченным за ипотечную ссуду, можно, если деньги были направлены на улучшение жилищных условий. Максимальная сумма рассчитывается исходя из 3 млн р. Это значит, что максимум, на который можно рассчитывать, составляет 390 тыс. (3 000 000 х 13%). Сумма возвращается разово или дробно на протяжении нескольких лет, но не более тех денег, которые были перечислены в ФНС.

Воспользоваться привилегией могут резиденты РФ, которые:

  • Устроены официально.
  • Уплачивают ежемесячно НДФЛ в размере 13%.

При продаже квартиры

Получить вычет при продаже квартиры разрешается с каждого проданного объекта недвижимости, но не чаще 1 раза в год. Воспользоваться прерогативой могут лишь те лица, которые работают и выплачивают НДФЛ в размере 13%. Сумма возврата зависит от количества времени, на протяжении которого квартира находилась у человека в собственности. Отсчет ведется от момента оформления ее в собственность – получения свидетельства о регистрации права на жилье:

  • Если жилье находилось в собственности менее 3 лет, максимум, на что может претендовать ее владелец при продаже – вычет с 1 млн р. Со всей оставшейся суммы придется уплатить НДФЛ.
  • Если же человек владел собственностью более 3 лет и продал ее – уплачивать взносы в ФНС не придется.

Как оформить налоговые льготы в 2018 году

Воспользоваться или нет правом на льготы, каждый гражданин решает самостоятельно. Это означает, что перерасчет и возврат уплаченных средств осуществляется по заявительному принципу, а не в обязательном порядке. Получить деньги можно:

  • По основному месту работы. Вычет будет применяться ежемесячно при начислении заработной платы.
  • В инспекции при подаче ежегодной декларации (форма 3-НДФЛ).

Перечень необходимых документов

Получить льготы по налогам для физических лиц в 2018 году можно после предоставления определенных документов. Справка по форме 2-НДФЛ подается работодателем в налоговую самостоятельно до 1 апреля. С 2018 г. осуществлена корректировка законодательства, согласно которой предоставлять пакет бумаг касательно собственности не нужно. Гражданин должен предоставить лишь:

  • Письменное заявление с личной подписью, где будут содержаться основания для освобождения от уплаты или снижения величины взноса.
  • Паспорт или свидетельство о рождении (если вопрос снижения налоговой нагрузки касается несовершеннолетних).
  • Документ, свидетельствующий о принадлежности к определенной группе населения (удостоверение пенсионера, ветерана, инвалида и пр.).

Видео

План

4.1. Понятие налоговой льготы

4.2. Система налоговых льгот

4.3. Виды и формы налоговых льгот

4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот

4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.

Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.

Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.

При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.

При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.

При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.

Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.

Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.

Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.

Часто создается целый ряд льгот:

    в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.);

    предоставление налоговых освобождений;

    выделение налоговых кредитов.

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.

4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.

Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам

Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.

Чаще всего налоговая льгота определяется путем:

1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

а) по видам плательщиков:

полные - предоставляются всем плательщикам;

частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

б) по срокам:

постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;

временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);

чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

в) по элементам объекта:

имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.

2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):

а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;

б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.

3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:

1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.

2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.

3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.

5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.

7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).

4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.

Такие территории могут существовать на двух уровнях:

1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;

2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.

При этом подобные территории делятся на два подвида:

а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);

б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).

Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.

Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.

Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.

Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.

В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:

1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;

2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.

В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.

Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.

1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.

2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"

Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.

Структурно-логические модули

Схема 4.1.- Виды налоговых льгот

Схема 4.2.-Формы налоговых льгот

Вопросы и тестовые задания по теме

    Дайте определение налоговой льготы.

    Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.

    Пути определения налоговой льготы.

    Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.

    Виды налоговых льгот.

    Перечислите формы налоговых льгот.

    Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.

    Дайте классификацию свободных экономических зон.

    Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:

а) скидка;

б) отчисление;

в) налоговая льгота;

г) налоговый кредит.

    Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление;

г) налоговая льгота.

    Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:

а) полные;

б) частичные;

в) средние;

г) временные.

    По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:

а) временные;

б) полные;

в) постоянные;

г) чрезвычайные;

    По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:

а) имущественные;

б) вещественные;

в) прибыльные;

г) неприбыльные.

    Свободные экономические зоны делятся на:

а) транспортные;

б) транспортно-транзитные;

в) промышленные;

задания

вариант ответа

Случайные статьи

Вверх