Налоговые льготы. Что такое налоговые льготы в российской федерации

Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

26.05.2015

Налоговый кодекс (далее - Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

Признаки налоговых льгот

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот - исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

Вместе с тем такие ситуации на практике встречаются. Так, Верховный Суд РФ признал противоречащими Кодексу положения закона субъекта РФ, согласно которым от налога на имущество освобождались организации "в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 3 лет с момента ввода проекта, а для приоритетных инвестиционных проектов - на период полной окупаемости затрат, но не более 5 лет". Кроме того, под льготу попадали также "организации, реализующие инвестиционные проекты с использованием расконсервированных объектов основных производственных фондов, в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 2 лет с момента ввода проекта" (определение ВС РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9). Данный вывод сделан Судом со ссылкой на то, что законом субъекта РФ установлен в отношении указанной категории компаний особый порядок определения базы по налогу на имущество. Ее определение для данных организаций региональным законом поставлено в зависимость от периода окупаемости, то есть от финансовых показателей их деятельности. Таких критериев Кодекс не содержит, такими полномочиями региональных законодателей не наделяет.

Еще ошибкой, которую могут допустить законодатели субъектов РФ, устанавливая региональные налоги, является некорректное определение льготируемых лиц. Так, неправомерным может быть признано введение льгот в отношении отдельных лиц или группы лиц (определение ВС РФ от 10.01.2003 № 51-Г02-58). Ведь, как мы уже указывали, льготы по налогам могут устанавливаться только в отношении отдельных категорий плательщиков, а не конкретных лиц. Ситуация усугубляется тем, чтоКодекс не разъясняет понятие "категория налогоплательщиков". Минфин России сформировал свой подход к толкованию данного термина. Так, он указал, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков (письма Минфина России от 02.02.2012 № 03-05-04-02/10, от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03, от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29, от 22.10.2008 № 03-05-04-01/36, от 14.07.2008 № 03-02-07/1-280). В ряде писем к таким признакам Минфин России относит, в частности, виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), место их расположения (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии районы), потребителей работ, услуг (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.) и др. (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29) Признаки, по которым налогоплательщики могут быть объединены в одну категорию, названы и Верховным Судом РФ. Это может быть отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений (определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7). При этом в качестве такого признака нельзя рассматривать показатель прибыли за определенный период. Объясняют это судьи тем, что он носит дискриминационный характер по отношению к компаниям, которые ведут одни и те же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями.

А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания. Оно означает лишь признание акта недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых касается (пост. КС РФ от 27.01.2004 № 1-П, от 11.04.2000 № 6-П; определение КС РФ от 15.11.2007 № 763-О-О). Следовательно, лишь с момента принятия судебного решения о несоответствии Кодексу региональный закон является недействующим и не подлежит применению (полностью или частично). До признания закона субъекта РФ неправомерным в части льгот по региональному налогу компания применяла положения действующего акта законодательства о налогах. Значит, она действовала как добросовестный налогоплательщик, используя до указанного момента предусмотренные законом субъекта РФ льготы. С учетом этого у компании не возникает недоимки по региональному налогу, а следовательно, и пеней (ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ). В связи с отсутствием в ее действиях виновного противоправного деяния не возникает и ответственности компании за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 54 Конституции; ст. 106, 109 НК РФ). Следовательно, отсутствуют основания для начисления ей налоговых штрафов.

Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

Так, например, Кодекс не уточняет, как должен быть заявлен отказ компании от применения льгот. В связи с этим неоднозначна следующая ситуация. Допустим, компания не применяла льготу и не заявляла ее в декларации за налоговый период, при этом официально не уведомляла инспекцию об отказе от ее применения. Может ли она впоследствии воспользоваться льготой за этот период, заявив в уточненной декларации? Официальные разъяснения по данному вопросу нам не известны. Вместе с тем арбитры указывают, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения (п. 16 пост. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). В другом решении судьи разъяснили, что налогоплательщик вправе подать уточненные декларации, в которых может заявить установленную на соответствующие налоговые периоды льготу и с ее учетом определить сумму налога (пост. Тринадцатого ААС от 14.08.2007 по делу № А56-8212/2007). Данные выводы поддержал ФАС Северо-Западного округа (пост. ФАС СЗО от 14.11.2007 № А56-8212/2007). При этом он указал, что если налогоплательщик при составлении декларации за конкретный налоговый период не учел льготу, то данное обстоятельство само по себе не означает отказ налогоплательщика от ее использования в этом периоде. С учетом сложившейся арбитражной практики, по нашему мнению, в данной ситуации компания вправе заявить в уточненной налоговой декларации льготу по региональному налогу.

Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

Если же объекты основных средств используются не по установленному назначению частично, то ситуация является спорной.Кодекс ее не разъясняет. Так, с одной стороны, он не запрещает применять льготы по налогу к такому имуществу. Кроме того, по мнению контролирующих ведомств, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемого и не льготируемого по налогу на имущество вида деятельности, то преференция применяется в целом по объекту (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 № ЗН-4-11/16789@). С другой стороны, законодательно не предусмотрено деление инвентарного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (площади, выручки и пр.). Следовательно, если Кодексом или законом субъекта РФ установлено целевое использование имущества, то такое требование предъявляется в целом к объекту. Несоответствие объекта данному требованию в какой-либо части может расцениваться как его невыполнение, а применение к таким объектам льготы по налогу - как получение необоснованной налоговой выгоды (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Кроме того, слепо следовать позиции контролирующих органов, изложенной в приведенных письмах, опасно. Так, письмо Минфина России является ответом на частный вопрос. В описанной в нем ситуации не по назначению, установленному для применения льготы, использовалось менее одного процента от общей площади объекта. В письме ФНС России описание ситуации и вопроса отсутствует. Судебная практика по данной проблеме автору не известна.

Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода - не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

Льготы по налогам и сборам - это предоставляемые отдель-ным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Система налоговых льгот ведет к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта, имеет разнообразные формы и строится отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики. Льготы не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Мировая налоговая практика выработала комплекс принципов организации системы налогового стимулирования.

Налоговое регулирование, осуществляемое через экономически обусловленную систему льгот, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного биз-неса и т. п. Посредством предоставления налоговых льгот государство имеет возможность обеспечивать перераспределение валового внутреннего продукта, стимулировать наиболее перспективные и значимые отрасли экономики, т. е., в конечном счете, реализовывать основную функцию налоговой системы - регулятивную (перераспределительную).

Вместе с тем безадресное и безосновательное предоставление налоговых льгот влечет за собой сокращение поступления средств в бюджеты, потерю государством контроля над финансовыми потоками, является основой злоупотреблений, что имело место в российской действительности. В связи с этим оправдано то внимание, которое уделил законодатель в части первой НК РФ вопросам правового урегулирования порядка, условий и оснований предоставления налоговых льгот.

Законодатель в ст. 56 НК РФ дает понятие налоговых льгот: льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ (п. 3 ст. 56).

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В настоящее время налоговые льготы установлены: во-первых, частью второй НК РФ для НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых; во-вторых, законами, принятыми до вступления в силу НК РФ, для налогов, по которым соответствующие главы части второй НК РФ еще не приняты (например, по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

Возможность применения налоговых льгот, установленных законами о конкретных налогах, очевидна. Однако по вопросу о

правомерности пользования льготами, предусмотренными «неналоговыми» законами, длительное время отсутствовала единая точка зрения.

В п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федера-

ции» содержится разъяснение о том, что до момента введения в действие глав части второй Кодекса по соответствующим налогам суды должны применять нормы законов о налоговых льготах независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся. Таким образом, налогоплательщики в праве пользоваться налоговыми льготами, установленными «неналоговыми» законами до момента принятия по таким налогам соответствующих глав НК РФ.

Существуют различные критерии классификации налоговых льгот.

В зависимости от элемента налога (предмета (объекта) на-логообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота:

налоговые изъятия;

налоговые скидки;

налоговые кредиты.

В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые:

по объекту (изъятия, скидки);

по ставкам (понижение ставки);

по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит);

по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы).

В Российской Федерации действуют следующие формы налоговых льгот:

необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

вычет из налогового оклада;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

При этом следует учитывать, что перечень налоговых льгот не является исчерпывающим. Система льгот может изменяться, расширяться путем введения в законодательство новых норм, регулирующих льготный порядок налогообложения либо вовсе освобождающих от налогообложения.

Формами льгот может выступать как полное, так и частичное освобождение от уплаты налога. Следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее исполнение на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. «При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде»". Налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление.

Отказ от использования льготы следует рассматривать как отказ на неопределенный период времени до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться законным правом на льготу.

Заявление о приостановлении использования льготы должно содержать обязательное указание на период времени (один или несколько налоговых периодов), в котором приостанавливается использование льготы. При этом налогоплательщик не может в дальнейшем заявлять льготу за период, когда ее использование было им приостановлено. Чтобы получить льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право на нее. При отсутствии всех необходимых документов льготы не предоставляются.

Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога часто используется в законодательной практике налогообложения. Это вид налоговой льготы направлен на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной их категории. В отношении налогов на прибыль и доходы налоговые изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученные налогоплательщиком от определенного вида деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода). Например, налогом на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения операций по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд. Изъятия могут предоставляться на постоянной основе и на ограниченный срок (например, на какой-то срок с момента образования предприятия).

Полное или частичное (по некоторым налогам) освобождение от уплаты налогов на определенный срок (налоговые каникулы) предусматривалось для малых предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. Налоговые каникулы - это льготный режим налогообложения предприятий и организаций, предусматривающий полную или частичную отмену уплаты отдельных налогов в течение определенного периода мательской деятельности этих организаций (предприятий), исчисленный с даты государственной регистрации.

Особым случаем освобождения отдельных категорий лиц от уплаты налога выступает налоговый иммунитет. Возникнув в Средние века в основном для духовенства и дворянства, налоговый иммунитет сохранился до наших дней. Современное общее международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Так, например, в соответствии со ст. 34 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за некоторым исключением.

Вычет из налогового оклада - наиболее эффективная налоговая льгота, он непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. НК РФ, например, в отношении налога на доходы физических лиц выделяет стандартные; социальные; имущественные; профессиональные налоговые вычеты.

Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. Налоговые вычеты могут производиться в виде исключения из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика. Размеры налоговых вычетов могут быть лимитированы (например, при исчислении налога на прибыль, налога на доходы физических лиц).

Весьма распространенной формой налоговых льгот является изменение срока уплаты налога и сбора, которым согласно ст. 61 НК РФ признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

отсрочки по уплате налога, которая представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии предусмотренных НК РФ оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;

рассрочки по уплате налога, под которой понимается изменение срока уплаты налога при наличии тех же, что и для

Отсрочки оснований, на тот же срок, но с поэтапной уплатой суммы задолженности;

налогового кредита;

инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:

федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

законами субъектов РФ о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;

правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Статьей 8 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. «О федеральном бюджете на 2005 год», в частности, установлено, что предоставление в 2005 г. налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется в пределах финансового года в сумме не более 1,5 млрд руб. в порядке, определяемом Правительством РФ.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Следует иметь в виду, что изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов может производиться под залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 НК РФ.

Главным отличием указанных форм от иных налоговых льгот является то, что предоставляются они именно индивидуально, по заявлению налогоплательщика либо в результате заключенного договора.

Статья 63 НК РФ устанавливает систему органов, уполномоченных принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора. Такими органами являются:

по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, т. е. Федеральная налоговая служба (за рядом исключений, предусмотренных НК РФ);

по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;

по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, т. е. Федеральная таможенная служба, или уполномоченные им таможенные органы;

по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 253 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины (например, суды);

по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.

Е. Федеральная налоговая служба. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Согласно ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;

имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; .

если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

иных оснований, предусмотренных ТК РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Если отсрочка (рассрочка) предоставлена в результате угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога либо если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена в результате причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных об-стоятельств непреодолимой силы либо задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа на сумму задолженности, то проценты не начисляются.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствую-щий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятиднев-ный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пп. 1-3 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно:

причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

Налоговый кредит может быть также предоставлен по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом (ФНС России) и указанным лицом.

Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки, предусмотренные для отсрочки и рассрочки.

Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в пп. 3 п. 2 ст. 64, т. е. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. Если налоговый кредит предоставлен по иным основаниям, указанным выше, проценты на сумму задолженности не начисляются.

Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения. Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Особое место в системе налогового льготирования занимает инвестиционный налоговый кредит.

Мировой опыт показывает, что в зависимости от подхода распределяемой прибыли можно выделить следующие системы инвестиционного налогового кредита:

классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается налогом на прибыль корпораций," а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония) или же частично освобождается от обложения (Исландия, Испания, Финляндия);

система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан ли корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т. е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция);

система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия).

Инвестиционный налоговый кредит, являясь разновидностью отсроченных налоговых платежей, фактически представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства и оформляется договором, который включает все необходимые атрибуты имущественных обязательств сторон, гарантии их исполнения и ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.

В настоящее время в соответствии со ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации, при наличии определенных оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предостав-лен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Таким образом, в течение определенного срока организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Согласно ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом (ФНС или уполномоченный налоговый орган) по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам обору-дования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия дого-вора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Льготы могут устанавливаться только для различных категорий налогоплательщиков. Льгота не является обязательным элементом налога, однако присутствует в большинстве налогов, установленных в РФ.

Виды налоговых льгот :

· освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения;

· понижение налоговых ставок;

· необлагаемый минимум объекта (понижение налоговой базы) или налоговый вычет;

· рассрочка или отсрочка уплаты налогов;

· инвестиционный налоговый кредит;

· специальные налоговые режимы.

Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения применяется в двух вариантах. Во-первых, освобождаются от уплаты некоторых налогов инвалиды и другие категории плательщиков (государственная пошлина, налог на добавленную стоимость, налог на имущество физических лиц). Во-вторых, часть объектов налогообложения (акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов) не облагается налогом. Например, не взимается налог на доходы физических лиц с 51 категории доходов. Необходимо отличать те объекты, которые в соответствии с НК РФ не являются объектами налогообложения, от тех объектов налогообложения, которые освобождаются от налогообложения. Первый случай не является налоговой льготой.

Понижение налоговых ставок также применяется как для отдельных категорий объектов налогообложения (НДС, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов), так и для категорий плательщиков (налог на прибыль организаций на 4% для организаций, использующих труд инвалидов). Снижение налоговых ставок используется реже, чем полное освобождение от уплаты налогов, однако оно играет значительную стимулирующую роль.

Под необлагаемым минимумом объекта (понижением налоговой базы ) понимается выведение из-под налогообложения части доходов или прибыли целиком или частично. Подобные изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельным категориям. Примером необлагаемого минимума объекта является применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и НДС. Налоговый вычет – это освобождение от уплаты налога части налоговой базы.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе - сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Рассрочка или отсрочка уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит являются разновидностью изменения срока уплаты налога и сбора. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Решение по предоставлению данных льгот принимается Федеральной налоговой службой и ее подразделениями, Федеральной таможенной службой или финансовыми органами соответствующего уровня.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. Допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий 1 год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.

4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

6. При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

4. Выполнение организацией государственного оборонного заказа.

5. Осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся :

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Мы рассмотрим специальные налоговые режимы более подробно в особенной части.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под установлением налогов?

3. Перечислите основные элементы налогообложения.

4. Назовите объекты налогообложения.

5. Охарактеризуйте порядок исчисления налоговой базы.

6. Следует ли различать понятия «налоговый период» и «отчетный период»?

7. Дайте определение ставки налога. Какие виды налоговых ставок вам известны?

8. Какие вам известны способы уплаты налогов?

9. Что понимается под налоговыми льготами? Какие виды налоговых льгот вам известны? Приведите примеры льгот по нескольким налогам.

10. В каких случаях налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога?

Введение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

Цель работы – изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.

Определить понятие льготы в системе налогового права;

Охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.

1. Понятие и функции налоговой льготы

Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки :

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота – это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота – это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей .

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:

а) возможности не уплачивать налог или сбор;

б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса .

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы - предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории "льготы", а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой .

Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова . Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

2. Виды и классификация налоговых льгот

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

Налоговые освобождения,

Налоговые скидки,

Налоговые кредиты.

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок .

Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения .

Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ . Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,

Система налогообложения в свободных экономических зонах,

Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,

Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации .

Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.

В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные . Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

Льготы - это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

Заключение

В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, - это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

Изъятия;

Освобождения.

Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:

1. Провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;

2. Выработать их системную концепцию;

3. Установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.

1. Конституция Российской Федерации от 13.12.1993. // Российская газета. – 20.12.1993. – №43.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

3. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. – 2006. - №10. – с.122 – 136.

4. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. С. 39 - 40.

5. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2003. N 3. С. 16.

6. Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. С. 62.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2003.

8. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. – С. 14-21.

9. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2003. С. 66.

10. Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. С. 484.

11. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2002. N 4. С. 48.

12. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. - 591с.

13. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М., 2008.- 123 с.

14. Шалюхина М.Н. Уроки реструктуризации // Налоговый вестник. 2002. N 2. С. 3.

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Комм. Шаталов С.Д.

Льготами по налогам и сборам (налоговыми льготами - в терминологии ст.12, 17 и 21 НК) признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы могут уменьшать подлежащую уплате сумму налога или сбора вплоть до полного освобождения от уплаты того или иного налога.
Статья не ограничивает простора для предоставления самых разнообразных налоговых льгот, поэтому у законодателя (особенно на федеральном уровне) имеются достаточно широкие возможности для поиска оптимальных решений, включая дополнительные вычеты или скидки при определении налоговой базы, пониженные налоговые ставки и т.д., если это не вступает в конфликт с НК и другими актами законодательства о налогах и сборах, как это может случиться в силу содержащихся в ст.53 НК (см. комментарии) жестких ограничений на правила определения налоговой базы и применения налоговых ставок.
В соответствии с п.1 ст.56 основания, порядок и условия применения налоговых льгот должны устанавливаться законодательством о налогах и сборах, а нормы этого законодательства не могут носить индивидуального характера.
Вместе с тем п.2 этой же статьи (ныне исключенный) допускал индивидуальные льготы по федеральным, региональным и местным налогам (но не сборам) "в исключительных случаях", для чего законодательные органы власти (представительные органы местного самоуправления) должны были принять соответствующий нормативный правовой акт законодательства о налогах и сборах.
Это положение было не только крайне сомнительным по своей сути, но и плохо согласовалось с концепцией НК и его направленностью на создание разумной и справедливой налоговой системы в России.
При сохранении в НК указанной нормы можно было прогнозировать поток лоббистов от отдельных налогоплательщиков к законодателям всех уровней, доказывающих, и не без успеха, необходимость персональных льгот и исключительность их случаев, тем более что НК не дает никаких ориентиров в отношении того, какие случаи могут считаться исключительными. В итоге налоговая система России могла оказаться похожей на решето.
Однако большого ущерба налоговая система понести, по-видимому, не успела из-за кратковременности действия этой нормы. С 18 августа 1999г. норма о допустимости индивидуальных налоговых льгот исключена из рассматриваемой статьи. Для тех налогоплательщиков, которые до ее отмены уже успели получить индивидуальные налоговые льготы, предусмотрены специальные переходные положения ("дедушкина оговорка"), зафиксированные в ст.2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999г. №154-ФЗ. В соответствии с ними, если в период с 1 января до 10 августа 1999г., когда индивидуальные налоговые льготы были возможны, налогоплательщику были предоставлены такие льготы региональными органами законодательной власти или представительными органами местного самоуправления (на федеральном уровне в это время индивидуальные налоговые льготы не предоставлялись), то эти льготы действуют в течение всего того срока, на который они были предоставлены. Если же при предоставлении таких налоговых льгот сроки их использования не устанавливались, то они прекращаются с 1 января 2000г.
Пункт 2 (п.3 - в прежней редакции) рассматриваемой статьи предоставляет налогоплательщику, а в силу п.3 ст.21 НК и плательщику сборов, право отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. При этом допускается, что НК в специально оговоренных случаях может лишить налогоплательщика такого права и обязать его использовать налоговые льготы.
В связи с таким правом налогоплательщика подчеркнем, что приостановление использования налоговой льготы возможно только на время, кратное налоговому периоду. По большинству налогов это означает, что подобное приостановление возможно на один, два года или большее число лет, но невозможно на месяц, квартал или полтора года. В то же время по отдельным налогам, например НДС, со значительно более короткими налоговыми периодами (месяц, квартал) такое приостановление возможно и на периоды меньше одного года.
Нормы ст.56 заслуживают более глубокой проработки, поскольку не отвечают на вопрос о том, в каком порядке должны использоваться налоговые льготы. Не отвечает на этот вопрос и ст.21 НК, наделяющая налогоплательщика правом "использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах". Конечно, можно надеяться на то, что упомянутый порядок по каждому конкретному налогу будет описан в специальной части НК, а также в региональном и местном законодательстве о налогах и сборах, но общие подходы и правила заслуживали вынесения в первую часть НК.
Прежде всего, для использования налоговых льгот необходимы соответствующие основания. Если такие основания присутствуют, возникает вопрос: должен ли налогоплательщик доказывать это налоговым органам и получать от них подтверждение на право использовать льготный режим или ему достаточно будет проинформировать налоговые органы о наличии таких оснований и намерении воспользоваться налоговой льготой? Возможен и третий вариант, при котором налогоплательщик может заявить о таких основаниях и использовании налоговой льготы post factum, т.е. при представлении налоговой декларации и уплате налога. Наконец, теоретически можно обойтись вообще без какого-либо информирования налоговых органов, предоставив последним возможность самостоятельно провести расследование и попытаться найти соответствующие основания.
В продекларированных Налоговым кодексом условиях тотальной правоты и презумпции невиновности налогоплательщика, когда все неустранимые сомнения решаются в его пользу, эти вопросы далеко не бессмысленны. Законодатель изначально должен стремиться к тому, чтобы неустранимых сомнений относительно прочтения норм закона было как можно меньше.
Не менее важен и порядок, в котором налогоплательщик будет отказываться от использования налоговых льгот или приостанавливать их использование. В качестве иллюстрации можно привести нормы Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающие возможность отдельным налогоплательщикам, например "инвалидным организациям", отказаться от некоторых налоговых льгот, предусмотренных ст.5 этого Закона. Поскольку в соответствии со ст.5 Вводного закона ссылки в п.3 (теперь в п.2) ст.56 НК на Налоговый кодекс приравниваются к ссылкам на действующие законы о налогах и сборах, возможность отказаться от использования налоговых льгот может быть реализована, только если иное не предусмотрено упомянутым законом о НДС, разрешающим, в свою очередь, такой отказ лишь очень узкой группе налогоплательщиков и обязывающим остальных налогоплательщиков использовать налоговые льготы.
Пока же в распоряжении налогоплательщиков и налоговых органов есть только разъяснение из совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым сам по себе факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
По-видимому, из приведенного разъяснения можно сделать вывод о том, что отказ от использования (или приостановление использования) налоговой льготы должен быть явно выражен налогоплательщиком, например, в форме заявления (уведомления), направляемого в налоговый орган. В этом документе налогоплательщик должен явно сформулировать - с указанием на конкретные нормы Кодекса или действующего закона о налоге, - от каких именно налоговых льгот он отказывается и на какое время. Логично было бы установить, что такой документ подается заблаговременно и не может быть изменен или отозван налогоплательщиком в указанный период времени, при этом можно было бы допустить его автоматическое продление, если налогоплательщик не выразил желания отказаться от такой практики в будущем. Перечисленные условия в случае их реализации способствовали бы открытости и стабильности отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами и свели бы к минимуму споры между ними.

Случайные статьи

Вверх