Центробанк рф государственный или частный. Центральный банк рф как орган государственной власти

Чтобы банковская система страны работала как часы, должен быть орган, который регулирует и выстраивает работу всех финансовых организаций. И такой орган есть – Центральный банк РФ. Глава Центробанка России проделывает огромную работу по контролю над финансовыми вопросами в стране, и сегодня мы немного об этом расскажем.

Что такое ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации – особое заведение. Это главная финансовая организация первого уровня, особый публично-правовой институт России. ЦБ РФ – главный регулятор кредитно-денежных отношений страны, проводящий соответствующую политику государства. Вследствие чего банк и глава Центробанка России наделены специальными полномочиями, например, имеет право эмиссии дензнаков и может регулировать работу финансовых организаций.

Центробанк, в том числе глава ЦБ РФ – экономический управленец страны. Он контролирует работу других кредитных учреждений, дает или отнимает у них лицензии, и потом уже сами финансовые организации работают с населением и юридическими лицами. Сам ЦБ РФ – также лицо юридическое.

Главная функция Центробанка – защита и гарантия устойчивости национальной валюты, причем исполняется это вне зависимости от остальных органов государственной власти. Деятельность ЦБ РФ регулируется законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими ФЗ. Став наследником Госбанка СССР, в 2002 году Банк России стал Центробанком РФ, и с тех пор успешно исполняет свои функции.

Кто у руля

Состав совета директоров в свое время значительно менялся, пока не пришел к стабильным показателям. Особенно «штормило» кадры ЦБ в нестабильные девяностые, в кризисы. Некоторые руководители пробыли на посту всего несколько дней!

Руководство ЦБ РФ сегодня более стабильно. Согласно ФЗ, регулирующему деятельность финансовой махины, во главе стоят Председатель Банка России и почти полтора десятка членов совета директоров.

Они работают на постоянной основе в Банке России и назначаются на пятилетний срок. Их выбирает Госдума, причем список также согласовывается с Президентом Российской Федерации.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина

Председатель ЦБ РФ в настоящее время – Эльвира Набиуллина. Она была назначена на эту должность в 2013 году. В состав совета директоров входят:

  • Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России;
  • Дмитрий Тулин, первый заместитель председателя БР;
  • Сергей Швецов на аналогичной должности;
  • Ксения Юдаева в той же должности;
  • Василий Поздышев, заместитель председателя Банка России;
  • Ольга Полякова, также зампредседателя БР;
  • Дмитрий Скобелкин в аналогичной должности;
  • Владимир Чистюхин, зампредседателя БР;
  • Алексей Симановский, советник председателя Банка России;
  • Сергей Игнатьев, также советник председателя БР;
  • Надежда Иванова, начальник главного управления банка по ЦФО.

Вы видите, кто входит в совет директоров ЦБ РФ. К слову, это постоянно работающий коллегиальный орган Центробанка. Члены Совета трудятся в Банке России, и как минимум раз в месяц собираются на общее заседание, которое проводит и возглавляет руководитель ЦБ РФ.

Казалось бы, есть глава главного финансового воротилы России, и он и может принимать решения и руководить экономической политикой. Зачем же нужен совет директоров? На самом деле, его функции и задачи регулируются общим для Центробанка федеральным законом и весьма обширны:

  1. Подготовка проекта и окончательного бюджета и кредитной политики, а также контроль их исполнения. Это делается совместно и Правительством России.
  2. Подготовка и утверждение годовой отчетности о деятельности БР, работа с аудиторами и Счетной палатой, подготовка бумаг для Национального банковского совета и Госдумы.
  3. Анализ состояния экономики России.
  4. Отчет о деятельности Банка России.
  5. Подготовка для утверждения на Национальном банковском совете грядущих расходов ЦБ – с подсчетами и обоснованиями.
  6. Работа с процентными ставками, лимитами операций, словом, с тем, с чем сталкиваются рядовые граждане при работе с кредитными организациями. В том числе и выплаты из тех учреждений, что стали банкротами.
  7. Принятие решений о выпуске или изъятии из оборота новых монет и банкнот.
  8. Расчет уставного капитала Банка России для рассмотрения Госдумой.

Совет директоров решает еще множество иных вопросов в рамках ФЗ, регулирующего его деятельность. Они касаются как работы самого учреждения, его структуры, оплаты труда сотрудников, так и общей экономической политики страны. Сам Центробанк не принимает решений в отрыве от Государственной думы, он может лишь рекомендовать некие предложения или решения, и уже после орган власти принимает или отклоняет предложения.

Центробанк — махина, управлять которой непросто

Интересно, что к тем, кто входит в совет директоров, применяются строгие правила. Эти люди не могут быть депутатами Госдумы или других органов власти, не могут занимать посты на государственной службе, быть членами правительства или Совета Федераций. Им нельзя числиться в партиях, работать в общественно-политических или культовых организациях и работать (по совместительству) в иных финансовых организациях. Более того, им даже нельзя приобретать ценные бумаги, если это столкнет интересы Центробанка и члена совета директоров!

Глава ЦБ

Председатель Центробанка России – должность почетная и ответственная. Кто возглавляет самый главный финансовый центр страны, наверное, знает каждый. Глава Центробанка России в наше время – Эльвира Набиуллина. Она вступила в дело, как глава банка России, в 2013 году, и с тех пор на ее плечи легли многочисленные полномочия:

  • работать, представляя банк, с органами власти, кредитными учреждениями, в том числе иностранными, а также организациями, не связанными с экономикой;
  • председательствовать на совете директоров ЦБ, причем голос главы банка решающий;
  • подписывать лично и передавать право подписи доверенному лицу из совета директоров нормативные акты и прочие документы;
  • назначать или снимать с должности своих заместителей;
  • наделять замов полномочиями;
  • указывать своим подчиненным.

Правда, при этом наборе прав есть и немало обязанностей и ответственности. Глава Центробанка обязана следить за тем, чтобы банк успешно функционировал, причем не выходя из рамок закона, и принимать решения (с последующей ответственностью), касающиеся работе банка, кроме тех, что решают совет директоров или Национальный банковский совет.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, от которого зависит вся экономика страны. Именно этот банк занимается выпуском рубля, именно этот банк устанавливает кредитную ставку и курсы иностранных валют по отношению к рублю, именно этот банк контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, именно этот банк хранит золотовалютные резервы страны и многими другими полномочиями и функциями наделён центральный банк РФ.

Мы уже выяснили, что, оказывается, Центробанк России осуществляет эмиссию денег независимо от государства, что прописано в конституции Российской Федерации:

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В этой статье мы подробно рассмотрим Федеральный закон «О центральном банке российской федерации (Банке России)» , взятый с официального сайта Центрального Банка www.cbr.ru . Изучив данный закон, мы увидим, что Центробанк России не просто действует независимо от государства, он в целом неподконтролен государству и ни за что не отвечает. Это звучит невероятно, но это действительно так. И в этом Вы сейчас убедитесь.

Поскольку разбор закона достаточно громоздкий, то помимо текстовой версии, предлагаю Вам видеоверсию анализа закона о ЦБ от Артёма Войтенкова, который достаточно интересно с примерами объясняет, что означает та или иная статья.

Какую версию анализа изучать - текстовую или видео - решайте сами, как Вам будет удобнее.

Итак, проанализировав федеральный закон о ЦБ, Вы узнаете, что:


  1. Центральный Банк является юридическим лицом независимым от государства;

  2. Исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ;

  3. Без разрешения Банка России государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны;

  4. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства;

  5. Взаимоотношение валют регулирует Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ;

  6. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды ;

  7. Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять;

  8. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, зато разрешается кредитовать экономики других стран;

  9. Банк России совершенно не обязан выполнять распоряжения президента, государственной думы, Министерства финансов и любых других органов государственного управления.

  10. Председателя Банка России практически невозможно уволить, пока его срок полномочий не истёк, даже если он плохо выполняет свою работу или попросту отказывается выполнять распоряжения правительства.

  11. МВФ (Международный Валютный Фонд) - единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк.

А теперь давайте приступим непосредственно к изучению самих статей закона о ЦБ, чтобы убедиться в том, что все вышеперечисленные тезисы являются правдой.

«Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва. »

В данной статье обозначено, что Центральный Банк осуществляет не только денежную эмиссию, что прописано в конституции РФ (Статья 75 пункты 1 и 2), но и все остальные функции и полномочия независимо от других органов государственной власти. Более того Центральный Банк является частным юридическим лицом, т.е. это далеко не государственный банк. Не смотря на то что «Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации », на российских деньгах изображён герб временного правительства 1917-го года, что ещё раз напоминает нам об отсутствии национальной принадлежности Центрального банка.

«Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. »

Это означает, что государству принадлежит имущество (здание, столы, оборудование и т.д.) и уставной капитал Банка России, но без разрешения Банка России, который является частным юридическим лицом, государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны, о чём нам говорит следующая часть статьи: «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. ». Далее становится ещё интереснее. Утверждается, что «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства », т.е. ещё раз подчёркивается, что Банк России и государство независимы друг от друга, и никто ни за кого не отвечает.

«Статья 4. »

Рассмотрим лишь некоторые пункты статьи 4.

«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; »

Опять же таки уточняется, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, а, не строго выполняя распоряжения правительства.

«2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; »

Монопольно - значит, исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ. И это же у нас записано в конституции РФ (Статья 75 пункт 1).

«7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; »

Золотовалютные резервы являются государственной собственностью, но распоряжается ими может только юридическое лицо - Центробанк РФ, который не отвечает по обязательствам и не подчиняется правительству Российской Федерации.

«12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; »

Взаимоотношение валют регулирует опять же таки Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ.

«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды. »

Получается, что Банк России, если ему что-то не нравится, может в любой момент обратиться «за защитой своих интересов» (и необязательно, что это будут интересы российского народа и государства) в международный суд. Международный суд по законодательству (Статья 15 пункт 4) имеет приоритет над российским судом. Таким образом, если интересы Центрального Банка и международных организаций совпадают, но они не совпадают с интересами России, то Центральный Банк будет, ожидаемо, всегда выигрывать все суды. Это означает только одно, что посредством международного права осуществляется контроль российской экономики.

«Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Здесь представлена лишь часть статьи 7, но её достаточно, чтобы понять суть сказанного. Статья 7 федерального закона о ЦБ говорит о том, что Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять. Т.е. ещё раз подчёркивается, что в финансовой сфере главнокомандующим является Банк России, а не правительство РФ.

«Статья 21.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Очень интересный отрывок статьи, который показывает взаимоотношение Банка России и правительства Российской Федерации. Напоминает договор между двумя странами, которые «информируют друг друга о предполагаемых действиях», «координируют свою политику» и «проводят регулярные взаимные консультации». Также выясняется, что Банк России не относится к Министерству финансов, а он его только консультирует.

«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. »

Очень часто можно встретить такое мнение, что если центральный банк отделён от государства, то это в порядке нормы - так везде принято. Тут же в пример нам приводят США, где федеральная резервная система также действует независимо от государства. Однако в любой цивилизованной стране мира, в том числе и США, центральный банк имеет право кредитовать экономику собственный страны. Статья 22 федерального закона о ЦБ показывает нам, что, если у российского государства не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального Банка, как это делают, например, США у своей системы ФРС, но в то же время Банку России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.

«Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации. »

Не смотря на то, что Центральный Банк независим от государства и не отвечает по обязательствам государства, все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России». Также статья 23 сообщает нам о том, что если Правительство Российской Федерации хочет провести какую-то операцию в финансовой сфере, то оно отдаёт распоряжение Министерству финансов Российской Федерации, Министерство финансов в свою очередь должно заключить договор с Банком России, и только в том случае, если Банк России согласится заключить соглашение, операция может быть осуществлена. Таким образом, мы видим, что Банк России не только освобождён от выполнения распоряжений правительства, что прописано в 1-ой статье закона о ЦБ, но и совершенно не обязан подчиняться Министерству финансов, т.к. в законе чётко прописано, что «Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения», а не действуют по системе «руководитель-подчиненный».

Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ


Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ - посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Из данной статьи мы видим, что председателя Банка России назначает не президент, а государственная Дума. Президент всего лишь предлагает свою кандидатуру, но не факт, что дума её примет. Более того, только государственная Дума может снять с должности председателя Банка России и только «по представлению Президента Российской Федерации». Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы практически невозможно. Чтобы в этом убедиться, нужно прочитать, в каких случаях председатель Банка России может быть освобожден от должности.

Читаем продолжение статьи 14:

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а также несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу. »

Получается, если председатель ЦБ здоров, его полномочия еще не истекли, уходить сам не собирается, закон не нарушает, соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты своей стране), не скрывает сведения о своих доходах - то снять председателя Банка России с должности нельзя.

«Статья 15. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;

Это означает, что досрочно уволить некомпетентного банкира, состоящего в Совете директоров, может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения члена Совета директоров ЦБ нужно представление председателя банка. Сама Госдума не может уволить банкира, если председатель ЦБ этого не хочет.

Таким образом, изучив федеральный закон о ЦБ, мы можем смело сделать вывод, что Банк России и российский рубль не принадлежит государству. Но, если ЦБ не принадлежит и не подчиняется государству, то кто же является его хозяином? По чьим правилам Банк России играет?

Как известно, Россия является членом МВФ. Соответственно Россия заключила соглашение с МВФ, которое должно безоговорочно выполняться. В законе о ЦБ так и написано:

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

18 2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна - член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. [Данный абзац взят из книги «Национализация рубля. Путь к свободе России ». Рекомендую прочитать эту книгу всем. Каждому сознательному гражданину России жизненно важно знать то, что написано в данной книге.]

Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству? Отделение центрального банка от России произошло 2 декабря 1990 года, когда Борис Ельцин подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1). 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Вот так под демократические лозунги Россия собственными руками лишила себя экономического суверенитета.

Возьмите в руки любую рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это — деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это -- «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас -- «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ -- «Российская Федерация - Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!

Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы - нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! -- ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация - Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.

На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его - нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России - является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является - государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара -- This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.

Раз нет такого указания, также как и названия страны, где «Банк России» сию купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является исключительной собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар - бумажка авторская. У нас рубль - банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это - мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! -- скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное - подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР...». Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» -- бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя. А теперь внимание! Кто является учредителем Банка России?

Ни великий Гугул, ни могущественный Яедекс не знают ответа на этот вопрос. Законодательство РФ о ЦБ РФ - крайне запутанное и противоречивое. Эти противоречия возникли не вчера, но никто их устранять не собирается. Вероятно, потому, что такой статус ЦБ вполне устраивает его хозяина. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

Коротко остановимся на этих противоречиях.

Противоречие первое. Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка - не отвечает государство.

Противоречие второе. ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.

Противоречие третье. Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.

Противоречие четвертое. Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.

Противоречие пятое. Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.

Противоречие шестое. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.

Противоречие седьмое. В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.

Какие же непрописанные права имеет ЦБ РФ при таком противоречивом законодательстве и для чего он создан с такими противоречиями. Читайте во второй части статьи.

Мы часто слышим, что Центробанк аннулирует лицензии и выдает новые, регулирует сферу страхования, занимается эмиссией средств. Возникает впечатление, что ЦБ является государственной структурой, представляющей интересы государства. Функции ЦБ позволяют назвать его главным кредитно-денежным регулятором, курирующим банковскую структуру.

Для коммерческих банков ЦБ является последней инстанцией, от решения которой зависит судьба финансовой структуры. История ЦБ начинается с 1990 года, когда новая образованная структура заменила собой работу Госбанка СССР, однако принципы функционирования серьезно отличаются от тех, которые имела упраздненная структура.

Круг задач ЦБ РФ

Работа ЦБ направлена на развитие российской банковской сферы. Первоначальные цели по защите эффективности платежной системы страны и поддержке устойчивости рубля изменились мало.

Исходя из целевых ориентиров, задачами Центробанка являются:

  1. Организация эмиссии с реализацией монополии на печать денежной массы (что установлено Конституцией в ст.75).
  2. Исполнение функций правительственного банка (с осуществлением расчетных операций, кредитования, поддержкой государственных программ в экономической сфере).
  3. Хранение резервов золота и валюты.
  4. Посредничество при любых безналичных операциях на правах главного расчетного центра страны.

Ключевым ориентиром выступают банковские учреждения, среди которых первенство и значимость отданы Центробанку.

ЦБ позиционирует себя как банк для банков, нацеленный преимущественно на работу с коммерческими банками России:

  • хранение банковских резервов в пределах, установленных государством;
  • контроль работы других банковских организаций;
  • кредитование банков.

В круг полномочий входит регулирование российской экономической сферы с помощью кредитно-денежной политики.

Исполняя важные задачи, в приоритетах Центробанк не ставит коммерческих целей по увеличению собственного дохода.

Кому принадлежит ЦБ

При создании Центробанк получил особый статус с регулированием полномочий специальным актом № 86-ФЗ.

С правовой точки зрения, нельзя относить ЦБ к собственности государства. Назвать официально это учреждение государственным органом нельзя, ведь перед законом ЦБ представляет собой обычное юрлицо с наемными работниками. Однако исполняемые задачи и цели относят его к рангу государственных институтов, поскольку предусмотрена функция государственного принуждения.

Чтобы разобраться, кто владеет ЦБ, обратимся к уставному капиталу и имуществу – оно находится в собственности государства. С другой стороны, право распоряжаться золотовалютным запасом и имуществом принадлежит Центральному банку.
Разграничен круг финансовых обязательств: банк несет ответственность за собственные обязательства, но не государства. С точки зрения права, Россия может стать банкротом в ситуации, когда в недрах ЦБ будут находиться ЗВР страны. Это делает государство зависимым от ЦБ. В то же время банк сам оплачивает свои расходы и не зависит от России. После 2014 года в бюджет страны, согласно закону, подписанному российским президентом, ЦБ стал отчислять 75% от доходов, оставшихся после уплаты налоговых отчислений.

Налицо тесная взаимосвязь ЦБ как финансового регулятора страны и самого государства, однако степень зависимости фактической и юридической различается.

Кто управляет

Процесс назначения на должность председателя ЦБ регулируется Конституцией (ст. 83). В Государственную Думу поступают предложения от президента России о кандидатурах на данный пост. И назначение, и снятие с должности согласуют с Государственной Думой по инициативе президента. В 2013 году на данный пост назначена Набиуллина Эльвира, и с того момента никаких изменений не было.

В законе № 15-ФЗ дается четкий регламент о структуре управления ЦБ, состоящей из совета директоров и его главы. 14 членов Совета назначаются по решению Госдумы, рассмотревшей предложенные председателем ЦБ и президентом кандидатуры. Должности назначают на срок 5 лет, в течение которых Совет ведет регулярную работу по управлению ЦБ.

Более внимательное изучение показывает, что несмотря на видимость контроля, его, по сути, со стороны власти не наблюдается. Действующий закон о ЦБ таков, что данный институт не несет ответственности перед государством и ему неподконтролен:

  1. ЦБ – отдельное юрлицо, существующее отдельно от государства.
  2. Структура наделена полномочиями выпуска и контроля денежной массы.
  3. Чтобы распорядиться золотовалютным запасом, государство должно согласовать этот вопрос с Центробанком. Аналогично обстоит дело с имуществом банка.
  4. Разграничены обязательства ЦБ и РФ, каждый несет ответственность только за свои долги.
  5. Контроль курса валют отдан в полномочия ЦБ, без необходимости согласования с правительством.
  6. Юридически ЦБ действует отдельно от государства, защищая свои интересы в судах международного уровня.
  7. ЦБ вправе указывать государственным структурам на необходимость определенных действий. Помимо госорганов, такие же указания он вправе отдавать и другим юрлицам и гражданам РФ.
  8. ЦБ не предоставляет кредитов российскому правительству, однако способен кредитовать другие страны.

В завершение стоит отметить, что ни указы Президента, Минфина, ни законодательные акты Государственной Думы не распространяются на работу ЦБ. Несмотря на участие в назначении на должность, президент и правительство не могут уволить председателя. Условное наличие такого права с юридической точки зрения невыполнимо в пределах срока действия возложенных ранее полномочий. Возникает вопрос, кому же подотчетен Центробанк, имеющий широкое влияние на всю государственную систему и экономику страны.

Такой организацией является МВФ. Именно распоряжения Международного валютного фонда обязан исполнить Центробанк при любых обстоятельствах. Членство в МВФ для России основано на подписанном соглашении. В положениях о Центробанке в числе других функций указано о роли ЦБ как депозитария для МВФ для размещения денежных средств и совершения операций согласно действующему соглашению.

В перечень главных требований МВФ входит обеспечение страной возможности обмена всей денежной массы во внутренней валюте на американские доллары или фунты стерлингов с помощью своих запасов ЗВР. Страна, являющаяся членом МВФ, обязана поддерживать эту возможность в любой момент времени и быть готовой к проведению обмена одномоментно. Обязанность к исполнению данного правила вводит ограничение средств, которыми располагает экономика России, – необходимо поддерживать наличие денежной массы в таком объеме, сколько есть валютных запасов в Центробанке. Следствием этого регламента является прямая зависимость между средствами, вырученными с продажи нефтегазовых ресурсов страны, и количеством денег, которые вправе выпустить Центробанк. Налицо прямое подтверждение зависимости всей экономики России от поступающих с продажи нефти и газа валютных средств.

В международной практике случаев, когда ЦБ и государство разделены, достаточно. Подобная система (ФРС) работает в США. Однако, в отличие от зарубежной практики, российский Центробанк не уполномочен кредитовать собственное государство и экономику. В отличие от американцев, где государство спокойно кредитуется через ФРС, Россия не вправе взять взаймы в недрах своего же ЦБ. Парадокс в том, что подобное ограничение не установлено для экономик других стран, которые получают ссуды в качестве финансовой поддержки из Центрального банка России.

При подробном изучении реализации положений о ЦБ создается впечатление о неподвластности организации: ни правительство, ни законодательный орган страны не вправе отдавать прямые распоряжения в отношении банка. В то же время ЦБ переданы огромные полномочия в отношении экономической сферы, а для банков и страховых компаний ЦБ служит последней инстанцией, от которой зависит их судьба. Повлиять на ЦБ на официальном уровне вправе только МВФ, однако цели данной организации не связаны с внутригосударственными интересами. Несмотря на обеспеченную функцию печати денежных знаков и право регулировать объем денежной массы в стране, ЦБ ограничен международными регламентами. Когда национальная валюта и центральный банк страны не принадлежат государству, вопрос относительно оптимального функционирования ЦБ остается открытым.

Центральный Банк Российской Федерации - это необычный банк, типа Сбербанка, Тинькофф или других известных нам. Центробанк - это своего рода казначейство. Здесь производят деньги, чеканят монеты, выдают лицензии на банковскую деятельность. Гражданин, или физическое лицо не может прийти в ЦБ за кредитом или открытием счёта. Организация взаимодействует только с известными нам коммерческими банками.

В 1990 году, подконтролен был Верховному Совету, а после перестройки объявлен филиалом Международного Валютного Фонда и отделён от государства.

На данный момент ЦБ - юридическое лицо, зарегистрированное в г. Москва. Все учреждения, обеспечивающие его работу и контроль за деятельностью находятся там же.

Центробанк имеет уставной капитал, который принадлежит к части федеральных средств. Обозначение ЦБ как юрлица предполагает полное и самостоятельное обеспечение своей деятельности. Но 75% доходов перечисляется в госбюджет.

По существу, как любое физлицо может организовать юридическое предприятие, так государство создало орган, занимающийся самостоятельной деятельностью, единственное «но» - деятельность эту нельзя назвать коммерческой. Основной задачей Центрального Банка является обеспечение контроля за работой иных банковских учреждений, а также следить за устойчивостью рубля. Некий заработок или доход, это всего лишь побочное явление от основной, осуществляемой задачи и перечисляется в бюджет государства.

Однако согласно документации ЦБ РФ не является государственным учреждением. То есть за деятельность государства он никакой ответственности не несёт. В случае краха государства, его банкротства, ЦБ, даже имея золотой запас или ценные бумаги имеет полное право не гасить задолженность государства. В ответ, государство не несёт никакой ответственности за деятельность и ответственность самого ЦБ.

Однако многих интересует вопрос где зарегистрирован Банк России как юридическое лицо. И это вполне закономерно и понятно, ведь этот орган ведёт надзор за законностью действий всех остальных коммерческих банках. И в случае спорных ситуаций, физическое лицо может направить жалобу и просьбу о проведении проверки законности действий коммерческого банка, клиентом которого гражданин является.

Юридический адрес Центрального Банка России:
107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России

Случайные статьи

Вверх