Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.
Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.
По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.
Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:
а) малоимущими;
б) нуждающимися в предоставлении жилья.
Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.
Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.
Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.
Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.
В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.
Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.
В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.
Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».
Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».
К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.
Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).
Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.
Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.
Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.
Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.
Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.
Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».
Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».
Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.
Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).
Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.
Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.
С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).
По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.
Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.
а) Расчет дохода семьи
Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).
Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.
Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.
Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.
б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению
Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:
Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.
Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.
О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.
При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.
В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:
1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;
2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;
3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;
4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.
5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.
6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):
В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).
Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.
После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.
Необходимым условием является одна из ситуаций:
1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.
Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.
При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.
2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.
Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.
3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.
Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.
4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.
5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.
Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.
В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.
Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.
Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:
Влекут ухудшение жилищных условий:
Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.
Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.
В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .
В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):
В особых случаях дополнительно прилагаются документы:
Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.
Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.
В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).
В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.
Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.
В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.
Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.
Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.
Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.
Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.
Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.
Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.
Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.
В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.
Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!
Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.
Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.
Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.
«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»
Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»
Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»
Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»
Российские граждане, доход которых ниже прожиточного минимума в конкретном регионе, наделены конституционным правом получения бесплатного или льготного жилья от государства.
Отвечая на вопрос, как получить муниципальное жилье, стоит рассмотреть ключевые условия выделения бесплатных домов и квартир.
Жилищный кодекс РФ рассматривает обеспечение малоимущих нуждающихся граждан в порядке очередности с учетом таких критериев:
Он состоит из таких документов:
Получение квартиры от государства в РФ может потребовать представления и иных дополнительных документов для предоставления права на получение жилой площади. При этом, передавая их на рассмотрение комиссии важно попросить расписку от принимающего лица.
Представленные заявителем документы детально изучаются на протяжении 30 дней, после чего заявитель получает положительное решение или отказ (в письменном виде) в присвоении статуса нуждающегося благоустроенной жилплощади.
Заявитель может оспорить отрицательный ответ жилищного отдела муниципалитета в судебном порядке.
Российское жилищное законодательство четко устанавливает, какое именно жилое помещение может быть выделено нуждающимся гражданам в рамках соглашения о социальном найме:
Помимо выполнения норм по числу квадратных метров жилплощади, выдвигаются и иные требования к предоставляемым государством домам и квартирам:
Гражданин подал документы на получение бесплатного жилья от государства, однако в выделении квартиры ему могут отказать, если он умышленно ухудшил условия своего проживания:
Получение бесплатного жилья от государства предусматривает оформление договора социального найма, в котором прописываются такие аспекты, как:
Определившись относительно того, как получить жилье от государства, следует четко уяснить - какие действия с муниципальной жилплощадью могут быть признаны незаконными.
Такие ограничения на муниципальное жилье вполне обоснованы: право собственности на него остается у государства, следовательно, владелец не может определять его юридическую судьбу.
Если гражданин пренебрежет правилами и проведет с квартирой, находящейся в социальном найме, незаконную сделку, то такие действия не только повлекут конфискацию жилой площади, но даже могут стать основанием для уголовной ответственности.
Над тем, можно ли получить квартиру бесплатно задумываются многие российские граждане. Следовательно, важно рассмотреть варианты выделения благоустроенной жилой площади.
На такую опцию могут рассчитывать:
Если гражданин участвует в одной госпрограмме на получение бесплатной квартиры, то в иные программы обеспечения жильем он не может подавать документы. Если военнослужащий участвует в НИС, то на получение квартиры по программам для нуждающихся он не имеет права).
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Как получить квартиру от государства
18 февраля 2017, 00:10 Мар 3, 2019 13:50
Законодатели осенью 2013 года во втором чтение приняли законопроект о некоммерческом найме жилья. Предполагается, что утверждение этих норм сможет решить квартирный вопрос для многих россиян.
Авторы законопроекта советуют гражданам, которым требуется улучшение жилищных условий, прибегнуть к некоммерческому найму жилья, которое находится в распоряжении у города или муниципалитета. Планируется, что ежемесячная плата за подобное жильё будет сравнительно невысокой - от 8 до 15 тысяч рублей в месяц, в зависимости от размеров недвижимости.
Для того, чтобы семья могла принять участие в этой программе, нужно доказать, что членов этой семьи не дает возможности приобрести недвижимость или взять ее в ипотеку. Кроме того, начав снимать жильё у государства, арендатор лишается своего места в очереди на улучшение жилищных условий. К тому же, ни пересдать, ни сменить квартиру арендатор не имеет права. К нарушителям правил создатели намерены применять штрафные санкции. Сейчас минимальный срок найма равен одному году.
Во-первых, нормы договоров социального найма жилья регламентируются региональными законами. Основное изложено в Жилищном кодексе РФ, но региональные власти могут вносить поправки, если они не противоречат федеральным требованиям.
Социальным называют жильё, которое принадлежит государству или муниципалитету и предоставляется ими гражданам по договору бессрочного социального найма.
Для того чтобы получить социальные квадратные метры, нужно соответствовать требованиям, суметь подтвердить документально свои права на улучшение жилищных условий и запастись терпением.
В Москве предъявлять требования на получение социального жилья имеют право лишь малоимущие, а в Санкт-Петербурге также многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, реабилитированные коренные ленинградцы, которые утратили жильё городе во время репрессий.
Претендентам на получение жилья на условиях социального найма, нужно собрать документы:
Заявление по установленному образцу (документ опубликован на сайте Департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы);
Паспорт заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении детей;
ИНН каждого совершеннолетнего члена семьи;
Документы, определяющие состав семьи (свидетельства о заключении брака, рождении детей);
Единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель;
Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи (в первую очередь, справки 2-НДФЛ, а также трудовые книжки; полный перечень документов о доходах содержит более 20 пунктов и охватывает все возможные источники получения дохода от стипендий до доходов от акций);
Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению, кроме помещений, пригодных для проживания (права собственности на земельный участок, дачу, гараж, транспортное средство и т.д.).
На учёт в Москве в качестве нуждающихся в социальном жилье ставятся малоимущие граждане Российской Федерации, имеющие срок проживания на территории Москвы в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшие свои жилищные условия за последние 5 лет. Образцы документов, необходимых для оформления, размещены на сайте Департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы.
Основными условиями для того, чтобы семью признали нуждающейся в жилом помещении, являются одна из таких ситуаций:
1. Площадь жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы (в Москве норма составляет 10 кв.метров на человека в отдельной квартире и 15 кв.метров в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.метров);
При этом надо учитывать, что при нахождении площади, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.
2. Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье;
3. В коммуналке проживает тяжело больной в хронической форме жилец;
4. В доме отсутствует хотя бы одно из жизненно необходимых удобств (электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
5. Члены семьи имеют жилья, не являются его собственниками, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать;
Размеры жилья, которые предоставляются по договору социального найма, различные в зависимости от региона.
В Москве норма на семью:
Из одного человека - однокомнатная квартира площадью до 36 кв. метров;
Из 2 человек - супругов - однокомнатная квартира площадью от 36 до 44 кв. метров;
Из 2 человек, не являющихся супругами - двухкомнатная квартира площадью от 36 до 50 кв. метров;
Из 3 человек - двухкомнатная квартира площадью от 54 до 62 кв. метров;
Из 3 человек, среди которых нет супругов - трехкомнатная квартира площадью от 54 до 74 кв. метров;
Из четырех и более человек - метраж по 18 кв. метров на человека.
На предоставление дополнительной площади при предоставлении жилья имеют право граждане с определенными заболеваниями.
Социальное жилье не может быть продано, подарено или передано по наследству. Наниматель должен вовремя вносить плату за квартиру и коммунальные услуги. Если жилец хочет сделать перепланировку, то ее нужно будет согласовать с собственником - городом.
Для того, чтобы получить регистрацию в квартире, занимаемой по соцнайму, обязательно нужно получить согласие города. Муниципалитет вправе отказать в регистрации, если на одного человека будут приходиться менее 10 кв. метров - это считается ухудшением условий проживания остальных жильцов. Но наниматель может зарегистрировать несовершеннолетних детей.
Предлагаемая схема процесса аренды социального жилья не самый доступный путь к желаемым квадратным метрам. Можно ожидать, что новые законопроекты сделают социальное жильё доступнее, а процесс сбора документов проще.
Сегодня социально незащищенные категории граждан имеют право получить жилье по программе социального найма жилья. Для этого необходимо подходить под одну из категорий, участвующих в программе, и соблюсти процедуру заключения договора.
Согласно статье 675 ГК РФ, а точнее ее первой части, используемое гражданами жилье, находящееся в государственном фонде, относится к социальному. Вопросы относительно прав и обязанностей, порядка оформления найма регулируются нормами ГК и ЖК РФ.
Согласно закону, собственник или уполномоченное лицо (в конкретной ситуации – это органы муниципалитета) передает нанимателю (гражданину из социально незащищенной категории) жилое помещение для проживания.
Социальный найм – юридическая сделка между государством и жителем РФ, при заключении которой граждане получают жилье на льготных условиях для дальнейшего проживания в нем.
Лицу выделяют:
При этом используются следующие жилищные нормы:
Норма может быть уменьшена не более чем на 10% при отсутствии жилья необходимого размера.
В качестве нанимателя может выступать только гражданин РФ. С лицами, не имеющими гражданства, или иностранцами, договоры такого типа не заключаются согласно пункту 5 статьи 49 ЖК. Исключение – только если предоставление жилья предусмотрено международным договором РФ.
Кроме того, лицо должно относиться к малоимущим, и комиссией вынесено решение о постановке его на учет. Таким образом, на получение жилья могут рассчитывать лица, норма дохода и стоимость облагаемого имущества которых оказывается ниже прожиточного минимума.
Обязательное условие при этом – отсутствие жилья в собственности нанимателя и его близких родственников. Правда, есть и исключение. Так, осуществить право на заключение договора имеет малоимущая семья, имеющая жилье, если:
Кроме того, стать на очередь имеют права:
Выделяют нанимателя, с которым заключается договор, и сонанимателей. В качестве последних могут выступать лица, проживающие с нанимателем:
Остальные родственники и иждивенцы, признанные нетрудоспособными, признаются сонанимателями только в том случае, если они были вселены нанимателем и участвуют в ведении хозяйства на равных правах. Не относящиеся к данным категориям лица могут быть признаны сонанимателями в судебном порядке при наличии серьезной причины.
После смерти лица, которое заключило договор, члены его семьи могут переоформить квартиру на себя вне очереди.
Воспользоваться преимуществом и получить жилье вне очереди могут следующие категории граждан:
Если вы желаете воспользоваться правом на социальное жилье, вам придется пройти такие этапы:
Предположим, ваша очередь подошла и вам выдали решение о том, что вы можете вселиться в квартиру. В таком случае, необходимо обратиться в муниципальное управление и предоставить:
При подаче пакета необходимо получить расписку и узнать дату, когда необходимо будет прийти заключить договор.
Оформление договора бесплатное и занимает около месяца.
Бумага заключается исключительно в письменном виде. В тексте договора отмечается вид предоставляемого жилья, адрес, технические характеристики, перечень сонанимателей. Структурно документ выглядит следующим образом:
Вот пример договора найма квартиры:
Заключается на постоянной основе и не имеет срока окончания.
В следующей таблице представляются обязанности и права нанимателя и наймодателя:
Наниматель | Наймодателя | |
Обязанности |
|
|
Права |
|
|
В случае несоблюдения обязанностей, стороны вправе требовать возмещения ущерба, пересчета оплаты за предоставленные услуги. В крайних случаях возможно расторжение договора.
Наниматель в любое время может переехать в другое жилье. Расторжение соглашения при этом происходит по обоюдному согласию.
Несколько сложнее процедура расторжения для наймодателя. Он имеет право аннулировать сделку в следующих случаях:
Оплата жилья, полученного по договору социального найма, состоит из:
Лицо также имеет право приватизировать полученную квартиру. Стоит отметить, что воспользоваться данным правом можно лишь единожды.
При этом запрещена приватизация:
Пакет необходимых для приватизации бумаг, которые подаются в уполномоченный орган лично или с помощью МФЦ:
Длительность регистрации договора на приватизацию составляет от 1 до 2 месяцев. После ее окончания необходимо обратиться в Росреест для регистрации жилья. Срок внесения в реестр составит от 15 до 20 дней.
Есть две причины, по которым лицу может быть отказано в заключение сделки по найму жилья:
В случае отказа, лицо может подать документы на рассмотрение повторно, но не ранее, чем по истечении 5 лет.
Более детально ознакомиться с условиями и порядком работы программы социального найма жилья вы сможете из видео. Специалист даст всю необходимую информацию, ответит на часто задаваемые вопросы
Вам понадобится
Инструкция
Первое, что необходимо сделать перед тем, как пойти в районную администрацию, созвониться со специалистами и уточнить условия приема. При необходимости можно сразу записаться на ближайшее число. Если есть возможность, то документы можно собрать заранее, однако стоит учесть, что запись на прием может растянуться на несколько недель вперед и тогда некоторые справки придется переделывать. По этой причине пакет документов стоит формировать после того, как станет известна дата приема.
Справка о приватизации готовится несколько дней, поэтому ее стоит заказывать заранее и лучше всего в первую очередь. Для ее оформления могут попросить паспорт (у всех совершеннолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака, а так же оплатить государственную пошлину. Далее следует заказать справку в регистрационной палате, которую так же стоит оплатить. На ее выдачу уходит меньше времени, как правило она бывает готова уже на следующий день.
Больше ни за какие справки платить не придется, так как в отделе ЖКХ выписку и справку о составе выдают , в момент обращения. Стоит иметь при себе квитанцию об оплате коммунальных услуг. В противном случае при наличии задолженности, вам попросту откажут в выдаче справок. С места работы вам потребуется взять заверенную копию трудовой книжки.
В день обращения и подачи документов предстоит заполнить заявления и приложить все документы, а так же их копии. С вас могут попросить предоставить, папку-скоросшиватель и конверт. Они необходимы для оформления вашего личного дела и отправки письма-уведомления. Если вы признаны нуждающимся в улучшении жилищных , то заявление принимается и ему присваивается регистрационный номер, по которому можно будет отслеживать движение очереди.