Органы валютного. Валютный контроль в рф

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются , под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

Наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

Оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

Копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

Копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

Копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

Ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

Предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

Паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

В контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

В банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

Экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

Оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

Копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

Переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании - ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

Реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

Вид полученного платежа;

Распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Валютный контроль как особый элемент механизма валютного регулирования отличается своей субъективной стороной. Если валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования, т. е. его субъективная сторона выглядит как одноуровневая, то аналогичная сторона валютного контроля имеет три уровня. В соответствии с Федеральным законом № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле" эти уровни представлены:

  • - Правительством РФ;
  • - органами валютного контроля;
  • - агентами валютного контроля.

Правительство РФ здесь выполняет особую функцию - координирует деятельность органов валютного контроля и взаимодействие его агентов. Осуществлением валютного контроля непосредственно занимаются его органы и агенты .

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий. Обмен документами и информацией, связанной с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между органами и агентами валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Органы, агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации .

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

  • - издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • - проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • - проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • - запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • - применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля.

Полномочия между органами валютного контроля разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.

Функция Центрального банка РФ по осуществлению валютного контроля закреплена среди ряда других направлений деятельности этого государственного органа в ст. 4 Федерального закона от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Согласно этой статье, Центральный банк РФ "организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ".

В законе о валютном регулировании в качестве органа валютного контроля напрямую определен только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов РФ, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) - получил полномочия органа валютного контроля опосредованно - через принятие Правительством РФ соответствующего решения. Оно было оформлено Постановлением Правительства РФ № 77 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора". В субъектах Федерации органы валютного контроля выполняют свои функции через свои территориальные органы-учреждения Центрального банка РФ и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора .

Агенты валютного контроля в отличие от его органов обладают более низким уровнем компетенции. Они не имеют права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за допущенные нарушения.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • - осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • - представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования .

Агентами валютного контроля являются:

  • - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;
  • - государственная корпорация "Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
  • - не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • - таможенные органы;
  • - налоговые органы.

Коммерческие банки производят расчеты в иностранной валюте, которые сопровождают различные валютные операции, обслуживающие внешнеэкономические сделки.

Государственная корпорация "Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" ведет учет движения государственных внешних ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, участвующие в валютном контроле, это организации, основное направление деятельности которых связанно с учетом ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом от 22. 04. 1998 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" к таким организациям относятся депозитарии и регистраторы. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учета перехода прав на ценные бумаги. Регистраторы осуществляют сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Федеральная налоговая служба обеспечивает валютный контроль:

  • - внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги, интеллектуальная собственность);
  • - обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;
  • - полноты поступления в Российскую Федерацию выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной деятельности .

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют очень важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в статье 12 пункта 10 Федерального Закона № 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля:

  • - за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • - за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • - за эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • - за законностью операций неторгового характера - перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • - за соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции .

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ - совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в ЗВРиВК, конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах - инструкциях Банка России.

Основными формами валютного контроля являются:

Регистрация и статистический учет валютных операций;

Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

Предварительный;

Текущий;

Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка об идентификации валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.


Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ (Департамент валютного регулирования и контроля), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (Минфин, Минэкономиразвития, ФТС, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (Территориальные учреждения Банка России, таможни, территориальные управления МНС России, региональные управления валютного контроля Минфина РФ).

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций другими резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

Применять установленные законом меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

Осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ.

Представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую информацию.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение своих функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

Знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

Обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

На возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

Представлять органам и агентам валютного контроля требуемые документы и информацию.

Вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

Выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

Документизация валютных операций

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (заверенные копии) связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

Документы, удостоверяющие личность физического лица;

Документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Документы, удостоверяющие статус юридического лица,

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в банке за пределами РФ;

Документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая контракты, доверенности, выписки из протокола общего собрания; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Паспорт сделки.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля.

По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Идентификация валютных операций

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

Справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;

Иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.

Данные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях.

Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка, заверяется печатью уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля, и помещается в материалы валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях:

Представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением требований;

Из представленных резидентом документов, следует несоответствие вида проводимой валютной операции коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков;

Указанный резидентом код вида валютной операции не соответствует установленным нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов основаниям зачисления на специальный банковский счет резидента или списания со специального банковского счета резидента.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также другие документы, представленные резидентом возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу, действующему на основании его доверенности.

В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществлении валютной операции.

При осуществлении валютных операций в российской валюте резиденты и нерезиденты представляют в уполномоченный банк расчетный документ, который помимо обязательных реквизитов содержит в себе: код вида валютной операции и номер паспорта сделки (если требуется оформление паспорта сделки и если валютная операция осуществляется резидентом).

В случае надлежащего оформления расчетный документ принимается уполномоченным банком к исполнению.

Паспортизация валютных операций - контроль за репатриацией капиталов

С переходом России к рыночным отношениям важными и трудноконтролируемым являлись вопросы невозврата в РФ выручки от экспорта товаров, работ, услуг, а также бестоварный перевод валюты предприятиями за рубеж и сделки по фиктивным импортным контрактам. В итоге в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям.

Такое бегство капитала наносит серьезный ущерб национальной экономике. Суть вывоза капитала - изъятие части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота и включение их в производственный процесс в других странах. Такая ситуация потребовала создания в РФ системы валютного контроля за внешнеторговыми операциями отечественных предприятий.

Одним из важнейших средств поддержания равновесного ПБ, обеспечивающего поступление валютных ресурсов в страну и способствующего их концентрации для использования в целях финансирования национального хозяйства, является требование о репатриации капиталов.

Под репатриацией капиталов понимается возвращение в свою страну капиталов из-за границы. Репатриация может осуществляться в форме перевода на родину капиталов, ранее инвестированных за границей, и прибылей по ним, а также вырученной иностранной валюты от реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на существенную либерализацию валютных отношений, ФЗ №173 сохранил основное требование старого Закона, а именно: вся валюта, которую получают российские фирмы от ВЭД, должна вернуться в Россию.

Необходимость сохранения требования о репатриации объясняется следующим образом:

Требование о репатриации валютной выручки является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников ВЭД;

В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности.

1 января 1994 г. был введен в действие специальный порядок валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки в иностранной валюте от экспортных операций. С 1 января 1996 г. система валютного контроля была распространена на импортные операции. В 1997-1998 гг. система валютного контроля охватила бартерные контракты. С 1 января 200 г. валютный контроль был распространен на операции по экспорту товаров резидентами в рублях, а с 1 января 2001 г. она охватила и операции по импорту в рублях. С 2004 г. валютный контроль был распространен и на кредитные операции.

Механизм валютного контроля в РФ по внешнеторговым операциям носит характер таможенно-банковского контроля. Что позволяет сравнить и проконтролировать два встречных потока: денежный и товарный и определить, не были ли нарушены установленные правила в валютной сфере. Принцип контроля основан на сопоставлении и анализе информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого или импортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления валютных средств за экспортный товар или дате и сумме перевода средств за импортируемый товар.

Для чего используются специальные документы валютного контроля:

Паспорт сделки, содержащий основную информацию о сделке;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК) - возвратный документ, содержащий некоторые сведения из ГТД;

Досье - специальная подборка документов по контролю за ходом проведения всей внешнеторговой операции по каждому паспорту сделки.

Ведомость банковского контроля - документ, содержащий подробные сведения о сделке.

Валютный контроль это меры направленные на регулирование национального рынка валюты. Объемы регуляторных действий определяются государством исходя из экономической ситуации в каждый конкретный момент времени. Главным органом, который отвечает за введение и контроль распоряжений является Центробанк. Вместе с ним влияние имеют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Прежде чем разбираться, в чем суть валютного контроля в 2019, стоит понять, что подразумевается под понятием валюта.

Валюта – это товар, при помощи которого реализовываются функции денежной единицы, той или иной страны. В России надзор ведется над оборотом иностранной валюты, то есть той, что выпущена другим государством, кроме РФ.

Валютными операциями называются такие, в процессе которых используются денежные знаки, эмитентами которых является иностранное государство. Эти нормы определены в .

Объекты, цели

Объекты валютного контроля это операции, которые определяет ФЗ РФ №3615-1:

  1. Операции, в результате которых происходит переход права владения и других прав на валютные ценности (ВЦ). Тут подразумеваются также операции, в которых расчеты ведутся иностранными денежными знаками.
  2. Ввоз/пересылка в Россию, вывоз за ее пределы валютных ценностей.
  3. Денежные переводы между странами.
  4. Расчетные операции между резидентами и нерезидентами.

Органы валютного контроля, в частности Центробанк регулярно принимает новые нормы, поэтому при ведении особенно важно отслеживать эти изменения и вести собственную деятельность в законном поле.

Целью принятия законодательства касающегося ВЦ является соблюдение правил реализации подобных операции, основными направлениями работы выделяются такие:

  • Определить соответствуют ли операции нормам закона.
  • Проверять есть ли у объектов, которые работают на внешнем рынке лицензии и разрешения на осуществление операций.
  • Проверка выполнения обязательств перед нерезидентами.
  • Проверка обоснования внесения платежей в иностранной валюте.
  • Надзор над полнотой и объективностью учета и подачи отчетности касательно валютного контроля в РФ.

Чаще всего нормы закона нарушаются участниками внешнеэкономической деятельности, поэтому за ними наблюдение особенно тщательное. Касается это как экспортных, так и импортных операций.

Основные участники валютного рынка

Правительство РФ – это ключевая фигура ВК, главным же органом является Центральный банк. Еще один госорган, который ведет надзор – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Указанные госорганы – это глобальные структуры и непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, они не ведут работы.

Кроме государственных органов есть и агенты валютного контроля. Можно назвать организации, которые ведут инспектирование на местах. Среди таких организаций в России:

  1. Банковские учреждения, уполномоченные на подобную деятельность Центробанком, они являются подотчетными, то есть регулярно предоставляют отчетные формы.
  2. Государственная корпорация Внешэкономбанк.
  3. Разного рода небанковские организации, участники рынка ценных бумаг: регистраторы, налоговые, таможенные органы.
  4. Другие организации, которые определяет закон о валютном контроле.

Виды

Существует масштабная классификация ВК по видам.

По времени проведения:

  • Предварительный – до момента осуществления операции с ВЦ.
  • Текущий – в процессе такой операции.
  • Последующий – после завершения операции. Зачастую осуществляется на основании предоставленных в банк документов.

По компетенции субъектов:

  • Непосредственный проводиться органными и агентами.
  • Опосредованный – Правительством.

Виды валютного контроля в зависимости от статуса объектов: регуляций органов и агентов ВК.

По объектам: внешнеторговые операции, неторговые операции.

По способу организации контрольных мероприятий: дистанционный или его еще называют документальный контроль и проверка инспектора. Первый вариант используется в ежедневной деятельности органов контроля. Основная цель – проверить отчеты подконтрольных субъектов.

Методы валютного контроля

Существует разделение на основные, специализированные дополнительные методы ВК. К основным относятся:

  1. Наблюдение. Заключается в постоянном отслеживании деятельности подконтрольного объекта. При этом не используются сложные, многоэтапные приемы.
  2. Проверка. Углубленное изучение работы с целью получения максимально точных данных.

Специализированные:

  • Обследование. Проводится по конкретному вопросу и может касаться огромного количества объектов.
  • Ревизия. Детальное обследование только одного объекта, его финансово-хозяйственной деятельности.

Среди дополнительных:

  1. Запрос информации. Получение данных по тому или иному вопросу.
  2. Анализ. Проведение обработки предоставленной информации.

Процедура контроля

Многие участники рынка недовольны столь сильным контролем, и не понимают, зачем вообще нужен валютный контроль. На самом деле – это важный регуляторный инструмент, который помогает держать под контролем перемещение ВЦ и не допустить их отток за пределы страны.

Проведение ВК включает такие действия:

  • Сбор бумаг, которые подтверждают законность проведенной сделки, которая подлежит контролю. Набор документов отличается в зависимости от типа такой операции.
  • Операции агентам. Для этого в отдельных случаях нужно открытие дополнительного счета.
  • Проведение агентом контрольных действий, которые помогают установить достоверность полученных бумаг. Изменения 2019 валютного контроля этого момента не коснулись.
  • По необходимости формируется .
  • Регистрация данных о действии объекта во всех реестрах.
  • Исполнение сделки и ее закрытие.
  • Формирование отчета и подача его агенту.

Последние изменения

Стоит рассмотреть изменения в валютном контроле с 2019 года, которые начали действовать уже с 1 января. Среди основных:

  1. Отменили требования о формировании паспорта сделки в уполномоченном банке.
  2. Не нужно оформлять справку о валютной операции.
  3. Единственной формой учета теперь является справка о подтверждающих документах.

Эти коррективы не изменили основные принципы осуществления валютного контроля.

Вывод

Валютный контроль – это важный регуляторный элемент, меры о реализации которого применяют государственные органы и агенты. Особенно тщательно рассматриваются внешнеэкономические операции.

Валютный контроль: Видео

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Или короче –

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

    Регистрация и статистический учет валютных операций;

    Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

    Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

    Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

    Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

    Предварительный;

  • Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Случайные статьи

Вверх