О повышении зарплаты бюджетникам в году. Бюджетникам повысят зарплату, но только на бумаге

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Оклады работников федеральных учреждений с 01 января 2018 года вырастут на 4% Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716р «Об увеличении с 1 января 2018 года оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей», опубликовано на сайте правовой информации.

В соответствии с документом, федеральные государственные органы и учреждения должны принять меры об увеличении с 1 января 2018 года на 4% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Также повышение должно коснуться работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 января 2018 г. на 4 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда:

работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;

работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Последний раз зарплату данной группе лиц повышали в октябре 2013 года. Другим Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1456 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», повысил на 4% должностные оклады работников федеральных госорганов, работающих на должностях, не относящихся к категории федеральной государственной гражданской службы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОВЫШЕНИИ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ,

НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЛЖНОСТЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Повысить с 1 января 2018 г. в 1,04 раза должностные оклады работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, установленные приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» и увеличенные в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 702 «О повышении с 1 декабря 2007 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 29 марта 2008 г. N 226 «О повышении с 1 февраля 2008 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 29 сентября 2008 г. N 721 «О повышении с 1 октября 2008 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 14 мая 2012 г. N 477 «О повышении с 1 октября 2012 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» и от 12 октября 2013 г. N 912 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы».
  2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Напомним, также, что профсоюзы неоднократно заявляли о необходимости повышения уровня оплаты труда тем категориям работников, о которых не идет речь в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Кроме того, в конце ноября Правительство выделило более 200 миллионов рублей на повышение зарплат работников учреждений культуры и 3,6 миллиарда рублей - тем, кто занят в сфере образования и науки.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Нянечкам в детских садах, кадровикам, юристам, бухгалтерам, работающим в бюджетных учреждениях, и всем остальным "бюджетникам", не охваченным майскими указами президента, в следующем году повысят зарплату - на четыре процента. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

Как уточнили "РГ" в пресс-службе минтруда, прибавку к зарплате получат также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений), специалисты по социальной работе, комплексной реабилитации, социальные психологи. Кроме того, долгожданное повышение зарплаты коснется работников бюджетных учреждений, не относящихся к социальной сфере и науке (спасателей и пожарных системы МЧС России, гидробиологов, метеорологов, океанологов, лесников, работников селекционно-семеноводческих центров, десантно-пожарной службы лесного хозяйства, ветеринарной службы и многих других)

"В проекте федерального бюджета предусмотрена индексация их зарплат на 4 процента с 1 января следующего года. В дальнейшем, в 2019-2020 годах, будет индексация также на 4 процента, - сообщил министр. - В 2019-2020 годах мы сможем еще к этой теме вернуться, посмотрим, как будет работать линейка по минимальному размеру оплаты труда". Дело в том, что с 1 января 2018 года также повысится минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - на 21,7 процента, до 9489 рубля. А значит, людям, работающим на полную ставку 40 часов в неделю, нельзя будет платить меньше этой суммы. Через год МРОТ опять вырастет. На сколько именно - пока неизвестно, поскольку с 1 января 2019 года минимальная зарплата должна стать равна прожиточному минимуму, а каким будет его размер через год - сейчас никто не знает. Можно лишь сказать, что в настоящий момент прожиточный минимум в России составляет 10,3 тысячи рублей. И навряд ли за год эта сумма уменьшится.

Что касается бюджетников, попавших в майские указы, все обязательства по увеличению им зарплат должны быть выполнены, пообещал Топилин. Тем более что в федеральном бюджете заложены и деньги на это - регионы получат 80 миллиардов рублей, что вдвое больше, чем в этом году. Согласно указам президента в 2018 году зарплата многих категорий бюджетников должна стать кратной средней в регионе. Например, зарплаты врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников должны быть вдвое выше, чем средняя по региону. Это значит, что если в регионе установлена средняя зарплата в размере 35 тысяч рублей в месяц, то врачи и ученые должны зарабатывать в среднем 70 тысяч рублей.

Оплата труда работников бюджетной сферы в нашей стране - уже второй десяток лет больной вопрос. Трудящиеся на самых нужных обществу специальностях вынуждены мириться с низким окладом или же уходить на занятость не по профессии. Когда повысят зарплату бюджетникам в России? В статье мы посвятим вас в планы правительства на следующий год.

"Прямая линия" с президентом

На прошедшем недавно традиционном ежегодном онлайн-общении Владимира Путина с гражданами РФ, помимо всего прочего, был затронут вопрос о заработных платах трудящихся в бюджетной сфере. Президент отметил, что период рецессии экономики преодолен, и уже как три квартала наблюдается медленный, но верный ее рост.

Но вместе с тем остались и серьезные проблемы - неидеальная структура экономики, низкая производительность труда. Без повышения последней доходы бюджетников не получится увеличить, так же как и создать новые рабочие места. Владимир Владимирович заметил, что ему известно, что все больше и больше россиян оказываются за чертой бедности. В этой категории очутились и некоторые бюджетники, несмотря на то что "майские указы" (к ним мы обязательно вернемся) должны были повысить оклады этой категории до средней по определенному региону.

Кому повысили з/п в 2017 году

  • учителя;
  • медсестры и врачи;
  • культурные работники;
  • преподаватели вузов;
  • социальные работники и проч.

Но, как мы видим, пока перемены затронули далеко не всех трудящихся бюджетной сферы. Кроме того, даже проиндексированный оклад не оправдал всех ожиданий По данным Росстата, средняя зарплата по стране на 2016 год составила 36,7 тыс. рублей. В то время как средняя з/п учителей равнялась 28,1 тыс. рублей, а медработников - 29,9 тыс. рублей.

Повысят ли зарплату бюджетникам

На той же "Прямой линии" люди обращали внимание президента на то, что "майские указы" их вообще не коснулись: зарплата осталась поистине возмутительной - 8-10 тысяч рублей в месяц! Владимир Владимирович ответил, что данные работники еще не попали в те категории бюджетников, для кого уже была проведена индексация.

В. В. Путин поделился с гражданами своим мнением, что такое положение дел крайне несправедливо. Но когда повысят зарплату бюджетникам? Лидер государства заверил россиян, что 1 января 2018 г. все з/п обязательно будут проиндексированы.

Кому повысят з/п в 2018 году

Каким бюджетникам повысят зарплату с начала следующего года? По данным Министерства труда, пока "за бортом" 5,8 млн работников данной сферы. У остальных трудящихся зарплата уже "догнала" инфляцию. В январе 2018-го же повышения оклада дождутся:

  • Административные работники: бухгалтеры, юристы, экономисты и проч.
  • Инженерно-технические кадры: программисты, сантехники, электромонтеры, инженеры, слесари, уборщики помещений.
  • Социальные педагоги, психологи, специалисты по комплексной реабилитации.
  • Трудящиеся в службах занятости.
  • Спасатели, пожарные МЧС.
  • Метеорологи, океанологи, гидробиологи.
  • Трудящиеся в селекционно-семеноводческих центрах.
  • Работники в ветеринарных учреждениях.
  • Сотрудники отделений лесного хозяйства, в т. ч. его десантно-пожарной службы и проч.

Когда повысят зарплату бюджетникам, нам теперь ясно. Но вот на сколько, глава государства не уточнил. Все зависит от бюджета на следующий год, который составляет Министерство финансов.

Что такое "майские указы"

Данные документы были подписаны Путиным еще в мае 2012 года. Объединили под собой 11 указов лидера государства с 218 поручениями правительству. Если говорить об их общей сути, то они направлены на всестороннее улучшение жизни российских граждан.

Однако "майские указы" принимались задолго до снижения цен на нефть, отчего в современной обстановке их все сложнее воплощать в жизнь. Когда повысят зарплату бюджетникам согласно этим актам? Четких сроков нет. Однако планировалось, что оклады работников этой сферы должны достичь средних показателей по регионам, а где-то - даже превысить их в два раза.

Что касается общего продвижения дела, то "майские поручения" уже выполнены правительством примерно на три четверти.

Конкретные планы на 2018 год

Пресс-служба Министерства труда сегодня сообщает, что прибавку к окладу в 2018 году получат только те бюджетники, которых до сих пор не затронула индексация. В среднем она будет составлять 4% от имеющейся з/п. А уже в 2019 г. индексация, также равная 4%, затронет уже все категории бюджетных работников. Такая же по объему надбавка ожидает трудящихся в данной сфере и в 2020 г.

Отметим также, что с начала 2018 года повысится и наименьший - он составит 9489 рублей (что на 21,7 % выше сегодняшнего). Отсюда следует, что гражданам, которые трудятся 40 часов в неделю, работодатель не может платить месячный оклад ниже этой суммы. В 2019 г. МРОТ снова возрастет. И, по планам правительства, к тому сроку он должен уже сравняться с прожиточным минимумом. А сегодня, напомним, эта величина уже равна 10,3 тыс. рублей.

По словам главы Минтруда М. Топилина, с учетом повышения з/п бюджетникам регионы в 2018 г. получат по 80 млрд рублей - сумму в два раза большую, чем выделенная в этом году. Кроме того, согласно "майским указам", оклады врачей, учителей, научных сотрудников в 2018 году должны превысить средний оклад по конкретному региону вдвое.

Теперь вы знаете, в каком году повысят зарплату бюджетникам. Согласно планам российского правительства, это случится менее чем через месяц. Индексация затронет тех бюджетников, кого до сих пор не коснулись "майские Радужные перспективы также ожидают медработников, учителей и научных сотрудников. Какими же будут перемены на деле, мы узнаем совсем скоро.

Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам. Повышение зарплат идет несколькими путями. Во-первых, за счет увеличения показателей федерального и регионального МРОТ. Во-вторых, путем применения обязательной индексации. Наконец, по договоренности между работодателями и сотрудниками. Но обязаны ли работодатели применять все эти механизмы увеличения зарплат или могут легально сэкономить? Рассказываем.

Зарплата – не ниже МРОТ

ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум, на который вправе претендовать любой работник. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу. Величина минимальной зарплаты регулируется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно этой норме, МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

Ближайшее повышение данной величины запланировано на 1 января 2018 года в рамках поэтапного доведения МРОТ до прожиточного минимума ( и рекомендован к принятию).

С 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 85% от прожиточного минимума и составит 9 489 рублей в месяц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам.

2. ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум – минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

3. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу.

4. МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

5. При повышении МРОТ работодатели, уплачивающие своим сотрудникам минимальную зарплату, обязаны ее повысить до новых значений.

6. В ряде случае, указанных в ТК РФ, работодатель не обязан придерживаться МРОТ.

7. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

8. Работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

9. Законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Работодатель от индексации может «увильнуть», оформив локальные акты определенным образом.

10. Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального.

11. Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Письменно выраженного согласия от работодателей не требуется. Но отказаться письменно возможно.

Соответственно, с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам минимальную зарплату, обязан ее повысить до новых значений. Для этого нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Это возможно сделать как путем утверждения нового приложения к расписанию, так и путем принятия нового штатного расписания.

Говоря о зарплате «не ниже МРОТ», всегда имеют в виду выплаты именно по трудовому, а не по гражданско-правовому договору. Привлекая к работе сотрудников на основании договора подряда или платного оказания услуг, работодатель может не соблюдать условия о МРОТ. Соответственно, повышение этого показателя не приводит к обязанности работодателя увеличивать размеры вознаграждений по договорам ГПХ.

Кроме того, в ряде случае, прямо указанных в ТК РФ, работодатель также не обязан придерживаться МРОТ. Это, например, работа в условиях неполного рабочего дня (ст. 93 ТК РФ) и работа по совместительству (ст. 284 ТК РФ). В отношении таких работников работодатель не обязан оформлять никаких дополнительных соглашений в связи с повышением МРОТ.

Во всех других случаях, которые прямо не указаны в ТК РФ, работодатели не могут платить своим работникам зарплату ниже МРОТ. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

Обязательная индексация зарплаты

В соответствии со ст. 134 ТК РФ работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Согласно данной норме, государственные органы, органы местного самоуправления, а также учреждения производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством. Все прочие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.

Норма ст. 134 ТК РФ, как мы видим, носит неопределенный характер и не устанавливает четкого порядка индексации зарплат сотрудников коммерческих компаний. У многих работодателей в связи с этим возникает заблуждение о том, что индексация зарплаты является обязательной только для госорганов и учреждений. На самом деле это не так. Индексация зарплат обязательна для всех работодателей, но с некоторыми оговорками.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, уклоняться от индексации зарплаты. Индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Поэтому установление размера индексации производится по усмотрению самого работодателя с учетом мнения профсоюза. Применять официальный уровень инфляции работодатель не обязан. Всякая прибавка к зарплате в связи с ростом потребительских цен считается индексацией. Для документального оформления индексации трудовые договоры не пересматриваются. Индексация производится на основании приказа об индексации зарплат.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!

Между тем, здесь есть один нюанс. Порядок индексации должен быть четко прописан при заключении коллективного договора либо закреплен в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения профсоюза. Только в этом случае работодатель должен производить индексацию. Без установления порядка индексации в локальных актах, работодатель не обязан повышать своим работникам зарплату.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд и в Определении от 17.07.2014 № 1707-О.

Следовательно, если порядок индексации зарплаты был закреплен в коллективном договоре или любом другом локальном акте, работодатель в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам. Поэтому при заключении коллективных договоров это обстоятельство следует принимать во внимание.

Если у работодателя отсутствуют финансовые возможности для регулярного повышения зарплат, всякие упоминания об индексации из текста трудового, коллективного договоров и локальных актов лучше вообще исключить.

Обратите внимание на то, что недавно Роструд дал разъяснения , касающиеся индексации зарплат в коммерческих организациях. С точки зрения ведомства, работодатели в любом случае обязаны производить индексацию заработной платы в связи с инфляцией. Порядок такой индексации необходимо закрепить в коллективном договоре или другом локальном акте.

При этом Роструд требует штрафовать работодателей, которые не индесируют зарплаты в связи с инфляцией. Причем независимо от того, принят ли в организации локальный акт об индексации зарплат, или нет.

Данная позиция является, мягко говоря, спорной, поскольку ст. 134 ТК РФ прямо не устанавливает обязанность работодателей принимать локальные акты об индексации зарплат. Как бы то ни было, подобные разъяснения могут спровоцировать волну штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. рублей) и судебных разбирательств.

Применение регионального МРОТ

Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Причем, как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального. Например, МРОТ в Москве сейчас составляет 18742 рубля (постановление правительства Москвы 12.09.2017 № 663-ПП).

Порядок установления региональных показателей МРОТ регламентирован ст. 133.1 ТК РФ. Конкретная величина регионального МРОТ утверждается и регулярно обновляется на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате. Соглашение разрабатывается и принимается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.

Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Никакого письменно выраженного согласия от работодателей не требуется.

По истечении 30 календарных дней после публикации предложения работодатели обязаны применять региональный МРОТ. Выплата зарплаты ниже указанной величины считается нарушением по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, штраф для организаций по данной норме составляет до 50 000 рублей.

При этом у организаций есть вполне легальная возможность не применять региональный МРОТ. Для этого они должны составить письменный отказ от присоединения к соглашению о региональном МРОТ. Отказ нужно направить в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ не позднее 30 календарных дней со дня опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему.

При этом к отказу нужно будет приложить протокол консультаций с профсоюзной организацией и предложения по срокам повышения зарплаты сотрудников до размера регионального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). В протоколе профсоюз как бы соглашается с тем, что в настоящее время работодатель не может повысить зарплату до регионального МРОТ. Одновременно с этим указываются предположительные сроки перехода на региональный МРОТ, которые не являются обязательными, но, указывая их, работодатель не отказывается от регионального МРОТ в перспективе.

Зачем работодатели отказываются от регионального МРОТ, спросите вы? Очень просто - отказ от регионального МРОТ предоставляет возможность экономить на фонде оплаты труда. Никакой ответственности за такой отказ законодательством не предусмотрено.

Однако необходимо учитывать, что выплата зарплаты ниже региональной «минималки» дает контролирующим ведомствам дополнительный повод для ужесточения контроля за таким работодателем. По логике проверяющих, если сотрудники согласны работать в организации с зарплатой ниже среднего по региону, значит, речь может идти о серых схемах выплаты зарплат в конвертах и ухода от уплаты налогов.

Случайные статьи

Вверх