Булатов А.С. Экономика Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье .

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

1. Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

2. Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

3. Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

4. Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика, предметом ее роль в государственной экономике.

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Бюджетно-налоговая политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности .

1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты

Все цели макроэкономической, а следовательно, бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные.

Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным принадлежат цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей. Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели. Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества. Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.

Постановка краткосрочных и долгосрочных целей зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Национального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Здесь необходимо ввести понятие планируемых расходов (E), представляющих собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир предполагают истратить на товары и услуги. Функция планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G + Хn.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Налоговая политика – политика государства в сфере налогообложения, что предусматривает манипулирование налогами для достижения определенных целей – увеличения объема производства и занятости или снижения уровня инфляции. Налоговая политика предусматривает:
установление и изменение налоговой системы (определение видов налогов, а также роли каждого из них в формировании доходов государственного бюджета);
определение налоговых ставок, их дифференциацию;
предоставление налоговых льгот;
определение механизма исчисления и зачисления налогов в бюджет.
С помощью определенной налоговой политики можно регулировать такие социально-экономические процессы, как объем производства, занятость, инвестиции, развитие науки и техники, структурные изменения, цены, внешнеэкономические связи, уровень жизни населения, уровень потребления определенных товаров и т. п.
Воздействовать на экономические процессы можно, определяя структуру налоговой системы страны. Например, налог с оборота, который широко применялся до введения налога на добавленную стоимость, обусловливал усиление концентрации производства, нарушение принципов конкуренции, что и привело к его замене на НДС, поскольку объем налога с оборота зависел от количества фаз, которые товар проходил в процессе своего движения, – чем больше фаз, тем выше налог. Если же предприниматель сумел объединить разные фазы в пределах одной фирмы, его налог с оборота существенно уменьшался, так как он не взимался с оборота между предприятиями одной фирмы.
Другим примером воздействия структуры налоговой системы на экономические процессы может быть переход от налогообложения валового дохода к налогообложению прибыли предприятия. Такой переход, с одной стороны, может уменьшить налоговую базу, а следовательно, налоговый пресс на предприятия и дать им стимул к развитию производства. С другой стороны, в условиях преобладания коллективной формы собственности и отмены государственного нормирования заработной платы стимулирует предприятия к увеличению фонда заработной платы за счет прибыли и, следовательно, приводит к уменьшению поступлений в государственный бюджет от налога на прибыль и уменьшению средств для финансирования капиталовложений.
Оказывать влияние на деловую активность, инвестиции, занятость можно с помощью налоговых ставок, их дифференциации. Механизм этого воздействия в соответствии с теорией Кейнса следующий: повышение налоговых ставок обусловливает уменьшение доходов, которые остаются после уплаты налогов, а это, в свою очередь, вызывает уменьшение расходов потребителей, а следовательно, и совокупного спроса. Под влиянием уменьшения совокупного спроса сокращаются объемы производства и занятость населения.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что налоги имеют даже более сильные негативные последствия. Повышение их сокращает сумму доходов после уплаты налогов, которые получают и работники, и предприниматели. Вследствие этого труд, нововведения, инвестиции становятся менее привлекательными. Аргументируя свою позицию, сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что продолжительность и интенсивность труда отдельных работников зависят от того, какие дополнительные доходы после уплаты налогов они смогут получить от дополнительного труда. Для того, чтобы стимулировать труд – увеличить количество часов, отработанных за день, повысить интенсивность труда, стимулировать активный поиск работы безработными и тем самым оказывать противодействие длительным периодам безработицы и т. п., следует уменьшить предельные ставки налога на доходы.
Рыночная трансформация украинской экономики обусловила необходимость перехода от преимущественно неналоговых к налоговым методам аккумуляции доходов в государственном бюджете, становления самостоятельной налоговой системы. В настоящее время эта система в основном сформирована. Она включает в себя основные виды общегосударственных налогов, существующие в развитых странах мира, с уровнем ставок, не превышающим среднеевропейский. В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей:
1) достаточно высоким общим уровнем налогообложения, определяемым частью доходов бюджета в ВВП. При этом официальная статистика не дает полного представления о налоговом бремени, поскольку при его определении не учитывается сумма начисленных, но не уплаченных налогов (задолженность плательщиков перед бюджетом), достигшая в Украине значительных размеров;
2) неравномерным распределением налогового бремени между отдельными плательщиками вследствие “тенизации” экономики и недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных экономических субъектов;
3) внесением постоянных изменений в систему налогообложения, обусловливающих чрезвычайно высокий уровень ее нестабильности;
4) формированием налоговой системы Украины на основе внедрения опыта налогообложения, накопленного в развитых странах мира. Хотя это процесс неизбежный и естественный, некритическое заимствование зрелых форм налогообложения, адекватных иным социально-экономическим и политическим условиям, ведет к снижению эффективности налогообложения;
5) отличающейся от развитых стран структурой налогообложения, в которой высокий удельный вес косвенных налогов, низкий удельный вес личного подоходного налога и очень высокие начисления на фонд заработной платы;
6) незначительной ролью местных налогов и сборов в формировании доходов территориальных общин, нестабильностью и недостаточностью их доходной базы вообще;
7) использованием налогов прежде всего как инструментов проведения фискальной налоговой политики, невниманием к регулирующей функции налогов.
Налоговая система Украины пребывает в состоянии перманентного совершенствования. Перспективы ее развития на данном этапе связываются прежде всего с разработкой и введением Налогового кодекса Украины, призванного свести воедино и согласовать все налоговые законы, стать основным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения.
Воздействовать на экономические процессы можно не только с помощью регулирования налоговых ставок, льгот и т. п., но и с помощью изменения совокупной величины расходов государственного бюджета и их структуры.
Согласно теории Дж. М. Кейнса, рост государственных расходов стимулирует рост совокупного спроса, который стимулирует развитие национального производства в условиях, когда экономика страны переживает кризисные явления. Усиление же инфляционных процессов требует сокращения государственных расходов и, соответственно, совокупного спроса.
Государственное регулирование темпов и структуры экономического роста осуществляется с помощью расходов бюджета на развитие экономики. Хотя в странах с рыночной экономикой основным источником расширения и развития отраслей и предприятий являются финансовые ресурсы предпринимательских структур, важное значение приобретает и их государственная поддержка.
Наиболее эффективными считаются государственные вложения в научные исследования, совершенствование инфраструктуры, развитие перспектив-ных отраслей.
Неэффективным считается государственное субсидирование “больных” отраслей, которое редко приносит положительные результаты, но к которому прибегает большая часть правительств. Важным направлением государственных расходов являются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В Украине в условиях сохранения значительной роли государственной собственности доля государственных расходов на народное хозяйство не может не быть существенной, тем более учитывая необходимость осуществления его глубокой структурной перестройки. Государственные ресурсы направляются прежде всего на развитие таких отраслей, которые влияют на функционирование всего народнохозяйственного организма, – в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, в то время как финансированию развития инфраструктуры не уделяется должного внимания. Отрицательным является также то, что значительная часть государственных средств направляется на оздоровление финансового положения, предотвращение банкротства, возобновление платежеспособности предприятий, что не дает должного экономического эффекта. Между тем доля государственных капиталовложений из года в год сокращается.
Выход из экономического кризиса требует корректирования бюджетной политики в Украине в направлении отказа от государственной поддержки неэффективных предприятий и приоритетного финансирования наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Первое место в бюджетных расходах развитых стран занимают расходы на социальные цели: социальную помощь, образование, охрану здоровья и пр. Манипулируя этими расходами, государство регулирует прежде всего социальные процессы, в частности, смягчает дифференциацию доходов разных социальных групп, оказывает помощь малообеспеченным слоям населения. Опосредованно эти расходы влияют также на экономические процессы. Так, объем государственных расходов на развитие образования, здравоохранение определяет уровень обеспечения национальной экономики квалифицированной рабочей силой, а помощь малообеспеченным способствует росту расходов на потребление, а значит, и общего спроса.

Еще по теме Вопрос 53. Налогово-бюджетная политика государства:

  1. Тема 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  2. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  3. 5.5.Налоговая реформа и ее взаимосвязь с налоговой политикой государства
  4. 5.2. Налоговая доктрина государства Стратегическая тактика налоговой политики
  5. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  6. 5.4. Механизм реализации налоговой политики государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Случайные статьи

Вверх