Способы практической реализации принципа справедливости в налогообложении. Налоги и налогообложение

д) пропорциональным налогам

35. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

36. Налог на доход 40 тыс. руб. составляет 4000 руб. Если доход увеличится до 60 тыс. руб., то налог возрастет до 12 тыс. руб. Предельная ставка или норма составит:

а) 20% б) 30% в) 40% г) 50%

37. Под финансами понимается:

а) система отношений по поводу безналичных денежных расчетов

б) система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств

в) сумма денег, имеющаяся в распоряжении государства, физических и юридических лиц

г) система отношений по поводу наличных денежных расчетов

38. Что является наиболее важным звеном финансовой системы?

40. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:

а) может рефинансировать долг

б) может увеличить массу денег и погасить долг

г) все предыдущие ответы верны

41. Одна из реальных проблем внешнего государственного долга заключается в том, что:

а) сокращается неравенство в доходах;

б) возрастают стимулы повышения эффективности производства

42. Экономика страны характеризуется следующими данными: V=8000 (доход), С=5000 (потребление), I=1000 (инвестиции), G=3000 (государственные расходы), Т=2000 (налоги). На основании этих данных можно сделать вывод, что в стране:

44. Если бы экономика переживала спад, то подходящей фискальной политикой явилось бы:

а) сокращение расходов на оборону и социальные программы

б) повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета

в) снижение налогов, увеличение государственных расходов и повышение дефицита государственного бюджета

г) сокращение дефицита государственного бюджета

45. Кривая Лаффера описывает связь между:

б) ВВП и безработицей

в) доходами и расходами государственного бюджета

г) ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет

46. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

47. Функция налогов имеет вид Т=400+0,2V, а функция социальных трансфертов TR=600-0,1(V-VF), государственные закупки G=720. Потенциальный объём производства VF=5000. Если фактический объём национального производства на 100 больше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь:

49. Функця налогов имеет вид Т=400+0,2V, а функция трансфертов TR=300-0,1(V-VF), государственные закупки (G) 400. Потенциальный объём производства VF=2000. Если объём национального производства соответствует потенциальному, то государственный бюджет будет иметь:

а) дефицит 100

б) дефицит 200

в) профицит 200

г) профицит 100

50. Основными источниками доходов государственного бюджета являются:

а) доходы граждан и прибыли фирм

б) импорт и продажа нефти

в) экспорт и амортизационные отчисления

г) инвестиции и сбережения

51. Если при росте доходов налоговая ставка не меняется, то применяется система налогообложения:

52. Действие автоматической налогово-бюджетной (фискальной) политики НЕ СВЯЗАНО с:

а) прогрессивной системой налогообложения

б) изменением величины совокупных расходов

в) действием встроенных стабилизаторов

г) мерами правительства по изменению ставок налогообложения

53. Принцип получаемых выгод в системе налогообложения означает, что:

г) налог, начисляемый на табак

55. Правительство страны облагает производителей ликеро-водочной продукции акцизным налогом в размере 95% от её стоимости. Производители увеличивают цену реализуемой продукции на величину взимаемого налога. Определите, кто реально оплачивает этот налог:

56. При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог - 10 ден. ед. Определите, какой это налог?

57. Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%, то мультипликатор расходов составит:

58. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

59. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

60. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

61. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

Снова не вижу разницы между регрессивной и дегрессивной системой.

Посмотреть учебники по налогообложению.

62. По данным, приведенным в таблице, определите является ли налог:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

г) дегрессивна

б) регрессивная

в) пропорциональная

д) комбинированная

63. Определите, что может произойти, если правительство увеличит свои расходы в условиях полной занятости:

а) цены будут снижаться

б) цены будут расти

в) возникнет массовая безработица

г) государственная задолженность будет снижаться

64. Определите, какой из налогов приводит к изъятию относительно большей части доходов у малоимущих семей:

Решение задач для развития навыков владения

экономическими расчётами

Задача №1. Валовой внутренний продукт в условиях полной занятости составляет 200 млрд. руб. Фактический объём ВВП равен 160 млрд. руб. Сумма налогов составляет 10% от величины ВВП. Государственные расходы на закупку товаров и услуг равны 18 млрд. руб. Определите:

1) сводится ли государственный бюджет при фактическом ВВП с дефицитом или профицитом и каков их размер?

2) как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости?

Ответы: 1) дефицит 2 млрд. руб.; 2) профицит 2 млрд. руб.

Задача №2. Правительство получило заём иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8% на 5 лет. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличить национальный продукт страны ежегодно на 300 млн. долл. Определите:

1) приведёт ли этот заём к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

2) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны этим займом? Обоснуйте свой ответ расчётом.

Ответы: 1) долг увеличится на 1 млрд. долл.; 2) нет.

Задача №3. Предположим, что подоходный налог взимается по единой ставке 30% со всего дохода, превышающего 5000 долл. Исходя из этого, определите:

1) предельную и среднюю ставку налога с доходов в 3000, 9000, 12000 и 20000 долл.;

2) предельную и среднюю ставку налога для указанных в пункте 1 уровней доходов при условии, что доход, превышающий 5000 долл. облагается, как и прежде, налогом по ставке 30%, но ставка налога повышается до 50% при доходе, превышающем 10000 долл.

Ответы: 1) предельная ставка = 30%; средняя ставка = 0%; 13,3%; 17,5%; 22,5%.

2) предельная ставка = 30% и 50%; средняя ставка = 0%; 13,3%; 20,8%; 32,5%.

Задача №4. Экономика страны характеризуется следующими данными (млрд. руб.):

Задача №10. Допустим, что в исходном состоянии государственный бюджет был сбалансирован, а государственные расходы составляли 250 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) равна 0,75. Налоговая ставка - 0,2. Затем государственные расходы возросли на 100 ден. ед. Определите (в ден. ед.):

1) величину национального дохода до и после увеличения государственных расходов;

2) прирост налоговых поступлений в государственный бюджет, если ставка налогов не изменилась;

3) увеличение величины дефицита государственного бюджета после повышения государственных расходов.

Ответы: и 1400; 2) 80;

3. Ссудный капитал и источники его формирования

4. Ссудный процент

5. Номинальная и реальная ставка процента

6. Формы кредита

7. Функции кредита

9. Резервы банка (по источникам формирования и по направлениям использования)

10. Операции банка

11. Прибыль банка и её норма

13. Банковский мультипликатор

14. Процесс создания денег отдельным банком и банковской системой

12.4. Ценные бумаги в системе инструментов регулирования денежного рынка

Получить полный текст

12.5. Цели и основные инструменты кредитно-денежной политики государства

1. Цель кредитно-денежной политики государства

2. Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков

3. Операции на открытом рынке

4. Политика учётной ставки

5. Мягкая денежная политика (политика "дешёвых денег")

6. Жёсткая денежная политика (политика "дорогих денег ")

7. Макроэкономические последствия монетарной политики

Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

г) наличные деньги в обороте

2. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания товарооборота:

а) в 5 раз больше номинального объема ВВП

б) составляют 20% от номинального объема ВВП

в) равно номинальному объему ВВП

г) равно росту ВВП плюс инфляция

3. Если номинальный объем ВВП составляет 4000 млрд. руб., а объем спроса на деньги для сделок составляет 800 млрд. руб., то:

а) общий спрос на деньги составит 4800 млрд. руб.

б) общий спрос на деньги составит 3200 млрд. руб.

в) в среднем каждый рубль совершит 5 оборотов за год

г) необходимо знать спрос на деньги для спекулятивных операций.

4. Норма ссудного процента может колебаться в пределах:

б) от 0 до ставки рефинансирования

в) от 0 до нормы банковской прибыли

5. Банк - это предприятие, которое обязательно выполняет одну из следующих операций:

а) ведет счета по операциям клиентов

б) продает и покупает ценные бумаги

в) продает и покупает деньги

6. Какая из операций банков является активной?

а) привлечение новых клиентов в банк

б) привлечение денежных средств в банк

в) прибыльное размещение денежных средств

г) осуществление расчетов между клиентами банка

7. Прибыль банка - это:

а) процент по депозитам

б) процент по кредитам

в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам

г) разница между полученными и выплаченными процентами

8. Норма банковской прибыли - это отношение:

а) чистой прибыли банка к собственному капиталу

9. Избыточные резервы коммерческого банка состоят из:

а) активов, которые, не будучи деньгам, могут быть при необходимости быстро превращены в деньги

б) денежных и "почти денежных" активов, хранящихся в банке и превышающих 100% объема банковских депозитов

в) разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов

г) денег, которые должны храниться в банке, исходя не из текущей потребности в них, а исходя из требований закона

10. Норма обязательных резервов:

а) вводится прежде всего как средство ограничения денежной массы

б) вводится как средство, предохраняющее от изъятия вкладов

в) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей вкладчиков

г) ни один из ответов не является верным

11. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

а) 1 б) 10 в) 100 г) невозможно определить

12. В банке "Х" имеется депозит на 10000 руб. Норма обязательных резервов установлена на уровне 25%. Банк может предоставить ссуд на:

а) 10000 руб. б) 7500 руб. в) 12500 руб. г) 25000 руб.

13. Какой набор финансовых активов в данный момент времени обладает самой высокой степенью ликвидности - акция "Газпрома", купюра в 1000 руб., депозит со сроком погашения три месяца:

а) 1000 руб., депозит, акция

б) акция, 1000 руб., депозит

в) 1000 руб., акция, депозит

г) депозит, 1000 руб., акция

14. Понятие спрос на деньги означает сумму денег:

а) которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной ставке процента

б) которая необходима как средство обращения и как средство сохранения стоимости

в) которую стремятся запасти на "черный день"

15. Правило монетаристов предполагает, что предложение денег должно расти темпами равными:

а) темпу роста уровня процентной ставки

б) темпу роста уровня цен

в) темпу роста скорости обращения денег

г) темпу роста реального ВВП и уровня цен

16. Спрос на деньги как на финансовые активы предъявляется в связи с тем, что деньги являются:

17. Если номинальный ВВП сократится, то:

а) сократится спрос на деньги для сделок, но вырастет общий спрос на деньги

б) увеличится спрос на деньги для сделок, но сократится общий спрос на деньги

в) сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги

г) увеличится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги

18. Если центральный банк повышает учетную ставку, то эта мера направлена в первую очередь на:

а) стимулирование роста объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам

б) снижение общей величины резервов коммерческих банков

в) увеличение общего объема резервов коммерческих банков

г) стимулирование роста величины сбережений населением.

г) операции центрального банка по подготовке дополнительного выпуска денег в обращение

20. Если центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель:

а) сделать кредит более доступным

б) снизить учетную ставку

в) уменьшить общую массу денег, находящихся в обращении

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Налоги и налогообложение»

    Принципы и методы налогообложения

    Налог на прибыль

Список использованной литературы

1. Принципы и методы налогообложения

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.

Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом сложна. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения ХХ века, представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна (рис.1).

Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

    Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуется как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).

Традиционно различают два основных аспекта этого признака:

Горизонтальный и вертикальный 1 .

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод ) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т. е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.

Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиции их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра той же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что жизненно необходимые расходы его меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).

Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем. Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему, в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.

Налоговая система является прогрессивной , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Налоговая система является регрессивной , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. И налоговая система является нейтральной , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивно налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы .

    Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.

    Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.

    Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.

    Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых , этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения.

Во-вторых , этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.

    Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

    Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в статье 12 НК.

    Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в статье 5 НК.

    Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается в статьях 4 и 6 НК.

    Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам статьи 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

С проблемой установления налоговых ставок непосредственной связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения , т. е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  1. пропорциональное;

    прогрессивное;

    регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в ХII в. В России подушное налогообложение было ведено при Петре I в 1724 г.

Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 6,5% - федеральная составляющая и 17,5% - максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены две ставки – 10 и 18%. Причем ни та, ни другая не зависит от объемов налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.

Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении.

При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000руб., второй – от 1001 до 5000 и т. д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Для первого разряда – 1руб., для второго – 100 и т. д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов.

При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго – 8, для третьего – 10 и т. д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы – 999 и 1500 руб.

Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду.

В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение . Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Налоги НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Программа и задания на контрольные работы... «Контакт», «ИНФРЛ - М», 2000 – 585 с Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : Учебник – М: ИНФА –М, 1998-429с Черник...

6.5. Критерии оценки налоговых систем

Итак, если I - доход налогоплательщика, а Т - сумма, уплачиваемая им в виде налога, то средняя норма налогообложения τа = Т / I, а предельная норма

τm = dT/ dI.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различаются соотношениями средних и предельных норм обложения. При пропорциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном - превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

На первый взгляд при прогрессивном налогообложении предельная норма должна непременно возрастать по мере увеличения дохода, а при регрессивном ~ уменьшаться с его ростом. Однако это вовсе не следует из приведенных выше определений.

Пусть речь идет, например, о подоходном налоге с граждан, построенном следующим образом. Первые R единиц дохода освобождаются от налога, а средства, получаемые налогоплательщиком сверх этой суммы, облагаются по ставке s. Таким

образом, при I < R τа = τm = 0, При I > R τm = s, а τa = s (I - R) / I = τm - тm R / I.

С увеличением I средняя норма τа повышается, никогда не достигая, впрочем, величины τm . Налицо прогрессивное налогообложение с постоянной предельной нормой.

Налог с постоянной предельной нормой может быть и регрессивным. Допустим, например, что все граждане независимо от уровня дохода обязаны вносить в бюджет фиксированную сумму L, а сверх того - уплачивать поs % дохода.

Тогда τm = s, a τa = (L + sI) / I = τm + L / I.

Поскольку существенно именно соотношение предельной и средней нормы, понятия прогрессивного, пропорционального и регрессивного налога применимы не только к стоимостному, но и к специфическому налогообложению.

Вместе с тем, когда речь идет о стоимостных налогах, термины "прогрессивный", "регрессивный" и "пропорциональный" иногда применяют, характеризуя непосредственно построение налоговых обязательств, а именно зависимость ставки от налогооблагаемой базы. В этом смысле говорят, например, о прогрессивном налогообложении прибыли, если с ростом размера прибыли ставка налога повышается.

Критерии оценки налоговых систем

Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе и относящиеся к налогообложению, должны, как уже было показано, оцениваться

недостижимы. Так, налоги, за счет которых финансируется производство общественных благ, практически невозможно установить на уровне цен Линдаля. Это

Глава 6. Доходы государства

связано как с проблемой выявления предпочтений, так и с чрезвычайно высокими издержками, которых потребовала бы индивидуализация налогов.

Нереально было бы также претендовать на абсолютно полную реализацию в налоговой системе принципов справедливости. Представления индивидов о справедливости не совпадают друг с другом. Позиция общества формируется в ходе политического процесса и практически всегда отличается некоторой расплывчатостью и, более того, непоследовательностью. По природе своей политика государства в отношении разных слоев населения представляет компромисс, зачастую довольно зыбкий, и, во всяком случае, ей не присуща та

налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону. Это, по сути, уже отмечалось выше, когда речь шла о структуре налогов. Однако недостижимость идеального состояния не означает, конечно, что любой подход к формированию доходов государства не лучше и не хуже другого. Нужны и действительно существуют практически ориентированные критерии, позволяющие сравнивать различные подходы, отсекать заведомо худшие варианты, фиксировать преимущества и недостатки каждого конкретного налога. Ни один из подобных критериев заведомо не является безукоризненным. Более того, они могут до некоторой степени противоречить друг другу. Ведь критерии призваны отразить как требования эффективности, так и требования справедливости, а они не совпадают между собой1 .

Коль скоро речь идет об оценке приемлемости определенного набора налогов, сумму доходов, которую они должны принести государству, естественно считать фиксированной. Тогда проблема состоит в том, чтобы собрать требуемую сумму при минимальных экономических и социальных издержках. Именно к подобной постановке задачи имеют наибольшее отношение критерии, которые рассматриваются в параграфах 6.6 - 6.10.

Относительное равенство налоговых обязательств

Первым следует рассмотреть критерий относительного равенства налоговых обязательств.Он непосредственно связан с идеей справедливости и предполагает

1 Перечень этих критериев может определяться по-разному. Мы следуем их описанию, предложенному известным американским экономистом Дж. Стиглицем.

распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации.

Относительное равенство обязательств достигается за счет равенства по горизонтали и равенства по вертикали. Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог.Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением.

Коль скоро речь идет о равенстве по горизонтали и вертикали, ясно, что рассматриваемому принципу не отвечало бы возложение на всех членов общества налоговых обязательств, которые были бы количественно равны друг другу в абсолютном выражении. Требуется равенство относительное, которое определяется, сообразуясь с некимишкалами, соответствующими представлениям общества о справедливости.

Разумеется, ключевой вопрос состоит в том, как именно строить подобного рода шкалы, или, иными словами, как оценивать положение плательщика, с которым сопоставляется размер налога. Для этого используются два различных принципа.

Первый из них - принцип получаемых выгод. Согласно ему, платежи дифференцируются в соответствии с теми преимуществами, которые получает конкретный плательщик от деятельности государства, финансируемой за счет данного налога. Принцип получаемых выгод применяется по отношению к некоторым маркированным налогам. Например, в Российской Федерации, как и в ряде других стран, содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет специальных целевых платежей, которые концентрируются в федеральном и территориальных дорожных фондах. В России в эти фонды поступают налоги с реализации горючесмазочных материалов, с пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и некоторые другие. Предполагается, что, например, те, кто расходует больше горючего, относительно больше получают от строительства дорог и поддержания их в хорошем состоянии.

Принцип получаемых выгод представляется достаточно естественным. Однако на практике он не является доминирующим. Его трудно реализовать, когда речь идет о немаркированных налогах. Некогда А. Смит писал, что богатые должны нести большее налоговое бремя, чем бедные, поскольку государство охраняет богатство и в большей степени заботится о привилегированных членах общества. Говоря современным языком, это была попытка применить принцип получаемых выгод к налогообложению имущества и доходов. Однако подобная аргументация несомненно уязвима, тем более что ныне во всех странах весьма существенная часть государственных средств целенаправленно расходуется на поддержку малообеспеченных.

Глава 6. Доходы государства

Когда речь идет об общественных благах, выгоды, достающиеся отдельному плательщику, зачастую трудно идентифицировать. Поэтому даже в отношении маркированных налогов применить рассматриваемый принцип не всегда легко. Например, в числе местных налогов в Российской Федерации имеются целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и др. Не представляется возможным определить, насколько больше или меньше выгод от работы милиции получает отдельный налогоплательщик по сравнению с другими. В этой связи соответствующий маркированный налог дифференцируется по другому принципу.

Даже если принцип получаемых выгод применяется, фактически используется информация скорее об объемах потребления, чем о выгодах как таковых. Последние в соответствии с экономической теорией определяются не непосредственно количеством потребленного блага, а его полезностью. Наконец, принцип получаемых выгод заведомо непригоден, когда речь идет о налоговом финансировании перераспределительных программ. Сама их природа предполагает, что платежи и выгоды распределяются среди членов общества принципиально по-разному.

В силу отмеченных обстоятельств большая часть налогов формируется на основе иного принципа, а именно принципа платежеспособности. Согласно этому принципу налоговое бремя должно распределяться в соответствии с экономическими возможностями плательщиков.

Впервые развернутое обоснование данного принципа было предложено Дж. С. Миллем, который при этом, во-первых, явным образом апеллировал к идее справедливости и, во-вторых, выдвигал концепцию "равной жертвы для общей цели". Эта концепция существенно опирается на представление о том, что одна и та же денежная сумма имеет меньшую ценность для богатого, чем для бедного, так что неодинаковые по размеру платежи могут соответствовать субъективно одинаковым пожертвованиям на нужды общества со стороны индивидов, не равных по своему имущественному положению.

Принцип платежеспособности несомненно соответствует широко распространенным представлениям о справедливости. Это объясняет стремление применять данный принцип максимально последовательно. Однако на практике вряд ли возможно реализовать его безупречным образом, поскольку при тщательном анализе обнаруживается, что сам он не столь ясен, как представляется на первый взгляд.

Не говоря уже о том, что сопоставимость индивидуальных полезностей является весьма сильным допущением, концепция равной жертвы ведет к разным выводам в зависимости от того, имеется ли в виду равенство средних или предельных потерь. Кроме того, применительно к финансированию перераспределительных программ эта концепция фактически столь же неприложима, как и принцип получаемых выгод.

6.6. Относительное равенство налоговых обязательств

В силу этого принцип распределения налогов по способности платить воплощается в жизнь на основе сугубо политического выбора той или иной меры соответствия между размером дохода либо имущества, с одной стороны, и платежей в бюджет, с другой. Применяется ли в стране, например, пропорциональный или прогрессивный подоходный налог и насколько высоки его ставки, зависит от конкретных представлений о справедливости, получивших наибольшую политическую поддержку в тот или иной конкретный период. Например, в России верхняя ставка подоходного налога повышалась и составляет ныне 35%. В США до 1986 г. максимальная ставка подоходного налога достигала 50% (ранее - еще выше), а после проведенной в указанном году реформы уменьшилась до 34%.

Самостоятельную проблему составляет полнота учета платежеспособности. Относительно легче оценивать денежные доходы, чем доходы, поступающие в натуральной форме, Если последние не принимаются во внимание, то фактически стимулируются бартерные операции и предоставление работодателями работникам так называемых побочных выгод взамен повышения заработной платы, К разряду побочных выгод могут относиться, например, бесплатные обеды в заводской

тем, что их труднее обложить налогами, чем денежные выплаты. Однако налоговое законодательство, как правило, все же предусматривает тот или иной порядок обложения бартера и хотя бы некоторых наиболее распространенных типов побочных выгод.

В то же время еще сложнее обстоит дело с доходами, формируемыми в домашнем хозяйстве. При высоком налогообложении денежных доходов в форме подоходного налога или налога на добавленную стоимость выгоднее, например, готовить пишу или стирать белье дома, чем зарабатывать дополнительные деньги на приобретение соответствующих услуг. Между тем, строго говоря, уровень благосостояния, а значит, и способность платить налог не зависит от того, было ли конкретное благо куплено на рынке или произведено в домашнем хозяйстве.

Наконец, даже полный объем потребления материальных и нематериальных благ не дает исчерпывающей характеристики благосостояния человека. Так, самостоятельной ценностью обладает досуг. Допустим, некто предпочитает отказываться от прироста заработка во имя досуга. Можно ли с определенностью утверждать, что уровень благосостояния такого индивида заведомо ниже, чем у другого, который получает немного более высокий денежный доход, поскольку постоянно берется за сверхурочные работы, подрабатывает по выходным и т. п.? Отрицательный ответ на этот вопрос делает не вполне бесспорным тезис о том, что способность платить налоги, т. е. в определенной мере жертвовать факторами индивидуального благосостояния ради общественных нужд, соответствует размеру дохода или имущества.

Глава 6. Доходы государства

Определенное значение с точки зрения способности платить налоги имеют также различия в размере вынужденных расходов . Так, если индивиду приходится затрачивать значительную часть заработка на оплату медицинских услуг, справедливо ли облагать его таким же подоходным налогом, как более здорового человека? Можно предположить, что, при прочих равных условиях, для последнего характерны как более высокий фактический уровень благосостояния (если сравнение вообще правомерно), так и более широкие возможности аллокации зарабатываемых средств. Обсуждение подобных вопросов переносится в практическую плоскость, когда речь идет оналоговых льготах . Так, в ряде стран расходы излечение вычитаются из базы обложения подоходным налогом. Вместе с тем очевидно, что аргументы, используемые в рамках подобных дискуссий, теоретически уязвимы. Дает о себе знать неустранимая при сравнении экономического положения индивидов проблема сопоставимости значений их функций полезностей, и к тому же грань между вынужденными и прочими расходами можно проводить по-разному.

Принцип платежеспособности, как и принцип получаемых выгод, не позволяет выработать однозначные и универсальные рекомендации о построении налоговой системы. Это закономерно, поскольку иное означало бы строгую фиксацию некоторого представления о справедливости в качестве единственно возможного и неизменного. Однако принципы, о которых идет речь, ориентируют

пола, сословия, этнической или религиозной принадлежности и т. п. До того как названные принципы утвердились, подобная дискриминация в налогообложении была довольно обычным явлением.

Экономическая нейтральность

За счет относительного равенства обязательств может достигаться справедливость налогообложения. Не меньшее значение имеет его эффективность.

Существенна, в частности, эффективность самой деятельности по сбору налогов. Условиям ее обеспечения будет посвящен следующий параграф. Несомненно важна и эффективность использования собранных средств. Однако, когда речь идет о ней, фактически в центре внимания оказывается уже не налоговая система как таковая, а другая сторона государственных финансов - общественные расходы. Различные аспекты теории общественных расходов будут рассматриваться позднее. Но анализ эффективности налогообложения нельзя свести к тому, что непосредственно происходит с денежными суммами, подлежащими изъятию в

6.7. Экономическая нейтральность

пользу государства. Центральный вопрос - влияние налогов на эффективность экономического поведения налогоплательщиков.

Очевидно, например, что высокий подоходный налог или налог на прибыль сдерживает экономическую активность. Это может послужить причиной неэффективного распоряжения ресурсами, которыми располагает общество в лице работников и предпринимателей, обязанных уплачивать соответствующие налоги.

Хозяйствующий субъект осуществляет аллокацию своих ресурсов, ориентируясь не только на сигналы рынка, но и на те сигналы, которые подает налоговая система. Если какой-либо вид деятельности или ее результат превращается в объект налогообложения, направлять ресурсы на эту деятельность становится менее выгодно. В итоге происходит искажение экономической мотивации субъекта.

Разумеется, государство не часто сознательно стремится подавать подобного рода сигналы. Они возникают как "побочное" следствие усилий по сбору средств для общественных нужд. При этом характер сигналов зависит от конкретного способа, которым мобилизуются средства. Иными словами, специфика искажений определяется тем, какие именно налоги используются государством.

В том, что это именно так, можно убедиться, рассмотрев пример ситуации, когда доход государства удается сформировать, не дав каких-либо импульсов снижению экономической активности налогоплательщика. Допустим, что каждый взрослый человек обязан уплатить в конце года фиксированную сумму налога, абсолютно не зависящую от имущественного и семейного положения, годового дохода, трудовой и инвестиционной активности и любых других факторов, на которые этот человек способен повлиять1 . Такой налог называетсяаккордным , илипаушальным . Аккордное налогообложение сказывается на положении плательщика, делая его, при прочих равных условиях, беднее. Однако при этом не возникают сигналы, ориентируясь на которые плательщик мог бы целенаправленно изменить свое поведение, чтобы уменьшить размер налога. Искажения экономической мотивации не происходит. Соответственно аккордный налог является

неискажающим.

Отметим, что аккордный налог не обязательно должен быть одинаковым для всех индивидов. Он может дифференцироваться, например, случайным образом или в зависимости от возраста и других признаков, не поддающихся изменению по воле плательщика. Однако размер получаемых выгод от деятельности, финансируемой налогом, равно как и способность платить, явно не относится к числу подобных признаков. Следовательно, аккордный налог заведомо не соответствует принципу относительного равенства обязательств. Следовательно, такой налог, будучи неискажающим, может быть, однако, отвергнут в качестве несправедливого.

1 Речь идет о взрослом человеке и независимо от семейного положения, потому что, если бы, например, родители обязаны были уплачивать налог за детей, это могло бы, пусть даже о самой малой степени, повлиять на планирование семьи, которое с точки зрения экономической теории представляет разновидность аллокационного поведения.

Глава 6. Доходы государства

Существуют ли неискажающие налоги помимо аккордного? Не порождает искажений налогообложение земельной собственности, если оно не зависит от конкретной отдачи земельного участка, вложений в повышение его плодородия, характера застройки и т. д. Если налог не настолько высок, чтобы побудить владельца продать землю, то налог мало чем отличается по своему действию от аккордного. Если же продажа состоится, то место одного владельца всего лишь займет другой. Значимое искажение возникло бы, только если налог устанавливается на уровне, который делает использование отдельных участков бесперспективным и побуждает владельцев бросать свою собственность.

Обратимся теперь к искажающему налогообложению , дабы проследить, что именно происходите аллокационным поведением плательщика под воздействием мотивации, модифицированной налогом. Используем с этой целью пример налога, который применялся в Европе в эпоху абсолютизма. Речь идет о так называемом налоге на окна, т. е. о способе налогообложения строений по числу окон и дверей. Этот способ прост и на первый взгляд удобен, поскольку соответствует принципу платежеспособности. В самом деле, размер здания может служить неплохим показателем обеспеченности его владельца, а чем больше здание, тем при прочих равных условиях больше окон и дверей оно имеет. Однако налог породил тенденцию строить дома с небольшим числом окон, т. е. нарушение предполагаемых прочих равных условий.

Допустим, в течение 20 лет государство собирало с помощью налога на окна одну и ту же сумму, Представим себе, что эта сумма ежегодных поступлений зафиксирована и в дальнейшем государство собирает ее же, но иным способом, а именно посредством аккордного (неискажающего) налога, Еще через 20 лет государство располагало бы теми же средствами, что прежде, тогда как положение налогоплательщиков улучшилось бы по сравнению с ситуацией когда взимался налог на окна.

Теперь люди жили бы в более освещенных и привлекательных помещениях, Таким образом, налог на окна предполагает неиспользованную возможность Парето-улучшения. Иными словами, при его наличии аллокация ресурсов не является оптимальной. В данном случае при строительстве дома его владелец отказывался от наиболее эффективной аллокации (от наилучшего, с точки зрения его потребительских предпочтений, проекта), чтобы избежать чрезмерно высокого налога. Налогоплательщик сберегал деньги, но жертвовал комфортом1 .

Пример налога на окна позволяет уловить три момента. Искажающее действие налога в конечном счете воплощается в изменении уровня аллокационной эффективности. Изменение происходит потому, что относительное уменьшение

1 В качестве столь же курьезного примера искажающего налогообложения способен фигурировать известный в истории России налог на бороды, введенный Петром I. Платежа можно было избежать, пожертвовав привычной внешностью. Но этот пример несколько более сложен, так как искажающее действие в данном случае было намеренным, и введение налога преследовало не только сугубо фискальные, но и "воспитательные" цели.

6.8. Организационная простота

налоговых выплат достигается за счет отказа от наиболее привлекательных, вариантов потребления или производства,которые отвечали бы предпочтениям субъекта при отсутствии налога. Отказ предполагает замены в структуре производства и потребле-

ния; например, дом с большим числом окон приходится заменять домом с малым числом окон, и при прочих равных условиях несколько уменьшается спрос на стекло относительно спроса на кирпич.

Итак, искажающий налог можно определить как налог, влияющий на аллокационную эффективность. Вообще говоря, влияние может быть не только негативным, но и позитивным. Так, если имеет место неоптимальная аллокация ресурсов, обусловленная значительными отрицательными экстерналиями, налогообложение, в принципе, способно изменить положение к лучшему. В частности, специальный налог на предприятия, загрязняющие атмосферу, может мотивировать сокращение вредных выбросов. Назначение подобного налога -

предотвращать отклонения индивидуальных издержек от общественных. Налог,

выполняющий эту функцию, называется корректирующим . Он побуждает отказываться от той аллокации, выгоды которой обусловлены изъяном рынка.

Корректирующие налоги в ряде случаев используются на практике, но их удельный все в налоговых поступлениях невелик. С одной стороны, точно оценить расхождения между индивидуальными и общественными издержками, а значит, и подобрать адекватный масштаб корректировки, крайне трудно. С другой стороны, для финансирования общественного сектора недостаточно одного лишь корректирующего налогообложения. Прочие же искажающие налоги снижают эффективность аллокационных решений. Следовательно, в общем случае желательно, чтобы искажающее действие налогообложения было минимальным.

Отсутствие или относительная слабость искажающего воздействия называется

экономической нейтральностью налогообложения (соответственно абсолютной или относительной). Нейтральность, по существу, означает, что вмешательство государства в данном случае, хотя и ограничивает возможности плательщиков, изымая у них часть средств, все же оставляет доступными те варианты поведения, которые характеризуются наивысшей аллокационной эффективностью. При искажающем налогообложении вмешательство побуждает плательщиков отказываться от этих вариантов.

Организационная простота

При прочих равных условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов . Затраты на обслуживание налоговой системы складываются, во-первых, из расходов на содержание налоговой службы, вовторых, из затрат времени и средств плательщиков, требующихся для выполнения

Глава 6. Доходы государства

налоговых обязательств, включая перечисление средств в бюджет и документирование соответствующих действий, и, в-третьих, из расходов на оплату услуг налоговых консультантов, адвокатов и других лиц, обеспечивающих квалифицированную трактовку налогового законодательства и разрешение конфликтов, которые возникают в ходе его применения. Каждый из этих компонентов тем значительнее, чем сложнее налоговая система.

Так, административные издержки функционирования налоговой службы зависят не только от внутренней организации ее работы, но прежде всего от тех конкретных задач, которые ей приходится решать. Если бы, например, основная часть доходов государства формировалась за счет аккордного налога, взимаемого раз в год со всех граждан в одинаковом размере, то сбор средств предполагал бы только идентификацию плательщиков и не требовал больших затрат. Если же речь идет, например, о налоге на прибыль, то необходимо обеспечивать надежность оценки налогооблагаемых сумм, адекватность исчисления и полноту взимания налога. На практике это представляет непростую задачу и порождает значительные издержки.

Затраты, обеспечивающие сбор налогов, не ограничиваются расходами на содержание налоговой службы. Ведение бухгалтерского учета в организациях обусловлено не только их собственными потребностями, но в немалой степени и требованиями, связанными с налоговыми обязательствами. Соответственно часть затрат на бухгалтерский учет входит в состав издержек налогообложения. Очевидно, эти затраты тем больше, чем сложнее исчисляются налоги. С необходимостью документировать налоговые обязательства во многом связана обязательная установка кассовых аппаратов на предприятиях розничной торговли и т. п.

Если налоговая система громоздка и особенно если она допускает многообразные варианты поведения, позволяющие уменьшать обязательства плательщиков, последние предъявляют спрос на услуги налоговых консультантов. Возникает также основа для таких конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми службами, которые требуют разрешения в судебном порядке. Все это порождает дополнительные расходы.

Особую сложность налогообложению придают разнообразные льготы. Как отмечалось выше, их введение чаще всего обосновывается соображениями справедливости. Иногда льготы ориентированы также на создание предпосылок для повышения эффективности. Это касается, например, налогового стимулирования инвестиций. При всех обстоятельствах льготы усложняют, а следовательно, удорожают исчисление налогов и проверку правильности их уплаты.

Тот аспект эффективности налогообложения, который связан с "внутренним" построением налоговой системы, обозначается термином " организационная простота ". При прочих равных условиях, чем проще налоговая система, тем с меньшими издержками формируются доходы государства.

Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций.

Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию. Третьей функцией налогов является функция стимулирующая.

1) манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала

2) налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу

3) налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров

4) продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций.

5) налоговая политика призвана стимулировать частное предпринимательство и его инвестиционную деятельность.

Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов” сформулировал принципы налогообложения, которые в современной интерпретации звучат следующим образом:

1. Простота налоговой системы. Система исчисления и сбора налогов должна быть технически более простой, понятной для налогоплательщиков

2. Гласность и открытость налоговой системы означают, что общество должно знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить.

3. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. В частности, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема оправданно некоторое усиление налогового гнета.

4. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения).

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

1. Согласно принципу получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.


При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

а) часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.

б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - то есть именно тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системы.

2. Принцип платежеспособности. В нем отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот.

Реализация принципа платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения.

Ставки бывают: а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),

б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,

г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

1.Понятие финансовой системы. Государственный бюджет.

2.Государственные расходы.

3.Функции и принципы налогообложения.

4.Виды налогов. Переложение налогового бремени.

5.Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

6.Государственный долг.

7.Сущность, цели и инструменты фискальной политики.

8.Налоговая политика и налоговый мультипликатор.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в ходе распределения и перераспределения национального дохода. Объектом исследования в макроэкономике являются, однако, не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами - с другой. При таком подходе финансовая система включает:

1) государственный бюджет.

2) внебюджетные специальные фонды. Наиболее крупными среди них являются пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет обязательных или добровольных страховых взносов работников, предпринимателей, а также за счет дотаций из государственного бюджета и ресурсов, получаемых за счет собственных инвестиций этих фондов. Средства данных фондов используются для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, работы и т.п.

3) фонды имущественного и личного страхования, используемые для защиты имущества юридических и физических лиц от стихийных бедствий, для дополнительного материального обеспечения граждан при достижении ими совершеннолетия, при заключении брака, страхования грузов, рисков в банковской деятельности и т.п. Данные государственные и негосударственные фонды обычно образуются за счет добровольных страховых взносов, а также путем выпуска и размещения ими ценных бумаг.

Государственный бюджет как ведущий элемент государственных финансов представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для осуществления своих социально-экономических и политических функций: производства общественных благ, развития фундаментальной науки, антициклического, антиинфляционного и другого стабилизационного регулирования национальной экономики. Бюджет дает государству возможность решения тех социально-экономических задач, перед которыми отступает механизм рынка.

Через государственный бюджет - значит, через налоги и государственные расходы - происходит перераспределение ресурсов и доходов с тем, чтобы сделать это распределение более справедливым. Через госбюджет разрешаются также региональные, структурные и другие общенациональные проблемы.

Расширение (сужение) функций государства происходит в зависимости от политического устройства общества, правящих партий, фаз длинноволнового цикла и др. Комбинация этих факторов определяет тенденцию к увеличению (уменьшению) размера государственного бюджета, его доходов и расходов.

В западной экономической литературе обычно анализ бюджета начинается не с доходной его части (как это было типично для советских авторов), а с части расходной, то есть с изучения цели, а не средств ее достижения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государства для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Английский экономист А. Пигу предложил классификацию государственных расходов с точки зрения их влияния на национальный доход, согласно которой они подразделяются на так называемые трансформационные и трансфертные расходы. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Это - расходы на государственные закупки, государственное предпринимательство, через которые финансовые средства государства как бы трансформируются в другие блага. Во втором случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов.

Исходя из данной классификации к трансформационным расходам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату заработной платы и жалования, осуществляемую из бюджета.

Как видим, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Среди трансфертных расходов государства - пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, социальное обеспечение, финансирование эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений, их субсидирование.

В ХХ веке отчетливо проявилась тенденция ускоренного роста государственных расходов по сравнению с расходами частными.

Столь стремительный рост государственных расходов, в частности, обусловлен:

Повышением общественного благосостояния и направлением все большей доли доходов домохозяйств на удовлетворение потребностей в образовании, культурном развитии и т.п. Установлено, что эластичность спроса от дохода на данные общественные блага выше, чем на частные.

Отставанием производительности труда работников сферы социально-культурных услуг от материального производства, что порождает относительно более высокую трудоемкость и зарплатоемкость в создающем данные услуги государственном секторе.

Ростом бюрократического аппарата и др.

Однако следует учитывать и то обстоятельство, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, обычно растут быстрее цен для частного сектора.

Распространен и другой, функциональный принцип классификации государственных расходов, при котором они сразу же группируются по целевому назначению. При таком подходе можно выделить две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр.

При этом правительственные средства тратятся на выдачу заработной платы государственным служащим, на оплату закупаемых государством товаров и услуг (от вооружений до медикаментов), на выдачу денежных пособий и дотаций различным слоям населения и субсидий предприятиям, на инвестиционные расходы под государственные проекты. Основными статьями заметно возросших в мире за последние десятилетия бюджетных расходов являются социальные статьи: социальные пособия, финансирование образования, здравоохранения и др. На них приходится примерно 40-50% бюджетных расходов развитых рыночных стран. Вторую по значимости статью (примерно 12-15% государственных расходов) составляют затраты на хозяйственные нужды: бюджетные субсидии сельскому хозяйству, инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, финансирование государственных программ. Примерно такая же доля госбюджета направляется на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Административно-управленческие расходы по содержанию правительственных органов, полиции, органов юстиции и т.д. включаются в четвертую статью, на которую приходится 5-10%. И, наконец, последнюю статью расходной части государственного бюджета составляют выплаты по государственному долгу -7-8 %.

Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли расходов на оборону. Именно это происходило, например, в СССР и США в период «холодной войны». В странах же Юго-Восточной Азии политики традиционно считают, что система трансфертных платежей - это «наркотик», который подтачивает жизненные силы стран Запада.

Вторая статья правительственных расходов - выплата процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Обозначим сумму расходов на правительственные программы G, сумму государственной задолженности - D, среднюю процентную ставку по этой задолженности - i. Таким образом, общие правительственные расходы будут равны:

Государственные средства должны использоваться в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей. При этом важно достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности. Последнее означает, что в ходе изучения различных вариантов использования государственных средств и выявления оптимального объема правительственных расходов предпочтение должно быть отдано тому, который приносит наибольшую народнохозяйственную пользу. При этом в расчет должны приниматься не только внутренние, но и внешние издержки и выгоды.

ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. Коренной признак налогов – их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог». В широком смысле слова налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд.

Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

В связи с этим первой функцией налогов является функция фискальная. Налоги - это наша плата за цивилизованность общества. Являясь средством перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить «сбои» в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Тем самым они выполняют свою перераспределительную функцию. Причем перераспределение доходов осуществляется не только между группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями).

Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства.

В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая.

Четвертой функцией налогов является функция социально-воспитательная: например, высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать наращиванию культурно-образовательного потенциала общества.

Пятая функция налогов - контрольно-учетная - связана с учетом соответствующими ведомствами доходов фирм и домохозяйств, объема и структуры производства, движения финансовых потоков.

Принципы налогообложения, которые в современной интерпретации звучат следующим образом:

1. Простота налоговой системы. Система исчисления и сбора налогов должна быть технически более простой, т.е. понятной для налогоплательщиков, чтобы сделать минимальными административные и другие расходы, связанные с обслуживанием налогоплательщиков, и с тем, чтобы уменьшить возможности уклонения от налогов.

2. Гласность и открытость налоговой системы означают, что общество должно знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.

3. Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. В частности, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику.

4. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии.

В связи с этим общеприняты следующие два этических принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в равном положении, должны иметь равные налоговые обязательства.

Принцип вертикальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в неравном положении, должны иметь неравные налоговые обязательства. Так, если в государстве принят пропорциональный рост налоговых обязательств по мере роста доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Равенство граждан, уровней управления, поколений в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, однако, что, во-первых, дифференциация проводится по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, во-вторых, эти критерии связаны с результатами действий налогоплательщиков, а не с их врожденными неизменными качествами.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

1. Согласно принципу получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога.

Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога.

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными.

Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

а) часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.

б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - то есть именно тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системы.

2. Принцип платежеспособности. В нем отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена прежде всего в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, «бесплатных» обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

Реализация принципа платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

Ставки бывают:

а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),

б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,

г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

5. Принцип эффективности налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданно высоких налогах могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета.

Кроме того при высоких налогах:

Появляются так называемые «налоговые клинья»- между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители.

При увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.

Происходит неуклонный рост «теневой экономики» за счет сужения экономики легальной. Реализуется стремление всех находить и использовать налоговые лазейки.

Повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены.

Мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия) и наоборот (США, Великобритания, Швейцария).

Растут расходы на содержание аппарата налоговой полиции.

Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы.

Первый, нейтралистский подход предусматривает уменьшение налоговых ставок и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.

Второй, интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.

Случайные статьи

Вверх