Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.
Основными источниками финансирования данной системы являются:
Правовые и финансовая основы обязательного социального страхования практически были сформированы в 1990-1991 гг. Тогда были созданы внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, а также приняты правовые акты, регламентирующие деятельность данных фондов.
Каждый из указанных фондов отвечает за финансирование мер страхового обеспечения, соответствующих определенной группе социальных страховых рисков:
Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Под фондом социального обеспечения мы понимаем следующее. Во-первых, в его состав входят специально предназначенные для нужд социального обеспечения специализированные страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в дальнейшем - ПФР), Фонд социального страхования РФ (в дальнейшем - ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - фонды ОМС).
Во-вторых, та часть государственного бюджета (имеется в виду иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Поэтому о нем можно говорить, как об экономической категории. Фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение "еще", "временно" и "уже" нетрудоспособных, безработных и иных категорий граждан. Социальные внебюджетные фонды на федеральном уровне организационно также не объединены. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Состав средств социальных внебюджетных фондов свидетельствует, прежде всего, о воплощении принципа обязательного участия трудящихся в формировании и участии в финансировании средств на социальное обеспечение, а также о целевом расходовании указанных средств. Неуплата работодателями за своих наемных работников страховых взносов не должна лишать их права на обеспечение по системе обязательного социального страхования. Данное предписание следует рассматривать как гарантию предоставления социального обеспечения. Надо полагать, законодатель учитывает негативные последствия проводимых экономических реформ для граждан, пытающихся способом самозанятости решать вопросы собственного материального, а зачастую и физического выживания.
Поясним это на примере. В условиях спада промышленного производства многие работники предприятий регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Нечеткость правовой регламентации, а в отдельных случаях неурегулированность и пробелы в финансовом и налоговом законодательстве позволяют им заведомо существенно занижать или утаивать реальные доходы. А это ведет к снижению размера вносимых страховых взносов (единого социального налога) в социальные внебюджетные фонды. Получается так, что расходы на отдельные виды обеспечения по обязательному социальному страхованию могут превышать доходы социальных внебюджетных фондов, направляемые на социальное обеспечение.
Таким образом, государственный бюджет экономически объединяет все источники финансирования социального обеспечения в одну систему. К финансированию социального обеспечения подключаются также страховые взносы самих работников, например, по обязательному пенсионному страхованию.
Тем самым государство гарантирует фактическое осуществление гражданами права на социальное обеспечение. (Конечно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности как всего права, так и правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Чем выше уровень их развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения). Как мы видим, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета. В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования в Законе 1999 г. об основах социального страхования выделяется принцип автономности финансовой системы названного страхования. Поэтому бюджеты социальных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Одновременно надо отметить еще одну особенность бюджетов социальных фондов - они не подлежат изъятию.
Бюджеты социальных фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральнымизаконами (ст. 15 Закона об основах социального страхования).
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов являются: а) единый социальный налог; б) страховые взносы; в) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; г) штрафные санкции и пеня; д) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; е) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; ж) иные поступления, не противоречащие законодательству.
Размер тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование до 2001 г. устанавливался ежегодно. С 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" (в дальнейшем - ЕСН) (СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 33-40.). Теперь установлен новый порядок исчисления и уплаты взносов в вышеназванные страховые внебюджетные фонды. В Налоговом кодексе РФ (в дальнейшем - НК РФ) дается указание на круг плательщиков ЕСН в страховые внебюджетные фонды. Ими признаются как юридические, так и физические лица: а) лица, производящие выплаты физическим лицам (к ним относят организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); б) индивидуальные предприниматели, адвокаты (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям). В тех случаях, если плательщик ЕСН одновременно относится к нескольким категориям вышеприведенных налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
В ст. 236 НК РФ определен равный для всех плательщиков ЕСН объект налогообложения, к которому относятся: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками ЕСН в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, и доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением и пр. В ст. 237 НК РФ дается расшифровка налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков. Она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. В ст. 238 НК РФ приводятся перечни, не подлежащие налогообложению. Налоговым кодексом РФ предусматриваются налоговые льготы (ст. 239ч.2НКРФ.). Например, от уплаты ЕСН освобождаются: организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, и т.п.
Таким образом, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; в случае безработицы; на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Исходя из того, что социальный страховой взнос представляет собой возмездный обязательный платеж, который уплачивается плательщиками в бюджеты фондов социального страхования и целевым назначением которого является материальное обеспечение граждан в порядке обязательного социального страхования, было бы целесообразно единый социальный налог заменить данными взносами.
Тарифы страховых взносов установить единые для всех плательщиков, например, в ПФР - 20-28 процентов, в ФСС РФ - 2,9-3,5 процентов, в Федеральный фонд ОМС - 1,1 процента, в территориальные фонды ОМС - 2,0 процента. Пониженный тариф можно было бы установить для сельскохозяйственных производителей, индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам, и другим организациям.
К числу плательщиков социального налога (взноса) относятся:
Особые правила в исчислении социального налога (взноса) установлены ст. 235-238 Налогового кодекса РФ (ч. 2).
Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению.
Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне . При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.
Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению ограничено пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.
Основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ; ФСС; Государственный фонд занятости; Фонд обязательного медицинского страхования.
ФЗ« Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона). Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат. В соответствии со ст. 17 ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: § страховые взносы; § дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; § штрафные санкции и пени; § денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; § доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; § иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.
Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в РФ принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБРФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.
Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного
медицинского страхования.
Тарифы страховых взносов устанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР: - для работодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг, а также по авторским договорам, в размере 28 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в размере 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, - 20,6 % дохода, полученного от их деятельности, за вычетом расходов по его извлечению; - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; - для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, - 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для адвокатов - 20,6 % выплат, начисленных в пользу адвокатов; - для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающим вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, а также по авторским договорам, - 1 % от начисленных в пользу указанных лиц выплат по всем основаниям назависимо от источников финансирования.
Помимо основного тарифа в размере 28 %, Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% начисленных в их пользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования. Страховые взносы по дополнительному тарифу считаются уплаченными в ПФР только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по дополнительному тарифу. Средства, поступающие в ПФР по дополнительному тарифу, будут использоваться для повышения максимального размера пенсии за выслугу лет для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Для остальных внебюджетных фондов социального страхования на 2000 г. установлены следующие тарифы обязательных страховых взносов: - для Фонда социального страхования РФ для работодателей-организаций и граждан, использующих труд наемных работников, в размере 5,4 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования;
Для Государственного фонда занятости населения РФ для работодателей-организаций в размере 1,5 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг; - в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 %
(из них 0,2 % в Федеральный фонд).
От уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования освобождены организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийские организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и другие лица, являющиеся инвалидами.
Перечень выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, для каждого фонда утверждается постановлением Правительства РФ.
Контроль за правильным перечислением средств на социальное страхование, помимо самих фондов, осуществляют также налоговые органы.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит: - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; - финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты; - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц; - организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и некоторые другие функции*. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.
Финансирование пенсий для военнослужащих и приравненных к ним категорий, работников бюджетной сферы и некоторых других групп населения производится за счет федерального бюджета через ПФР.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). - САПП, 1993, № 52. Ст. 5086.
Источником социальных пенсий служат средства бюджетов различных уровней, включая федеральный.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации*.
Фонды занятости РФ и ее субъектов образуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из соответствующих бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов и прочих поступлений.
Средства ГФЗ направляются: - на выплату пособий по безработице, компенсацию материальных затрат гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; - на оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; - на оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
Безработным из числа бывших военнослужащих и приравненных к ним категорий пособие выплачивается за счет федерального бюджета.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются: средства бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и прочие поступления.
Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются: - для осуществления мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов федерации; - обеспечения профессиональной подготовки кадров;
* Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, № 25. Ст. 911.
Проведения научных исследовании; - развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; - субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; - оплаты особо дорогостоящих видов медицинских услуг; финансирования медицинских учреждений, предоставляющих помощь при социально значимых заболеваниях; - оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).
Фот) социального страхования РФ (ФСС) предназначен для: - выплаты пособий но временной нетрудоспособности; - пособии но беременности и родам; - единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременных пособий при рождении ребенка; - ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей; - частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, мероприятий по внешкольному обслуживанию детей и некоторые другие пели*.
При финансировании выплат по государственному социальному страхованию применяется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения.
Солидарность субъектов РФ проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотировании территориальных и местных стра-
Положение о Фонде социального страхования Российской федерации от 12.02.94. СЛИП. 1994. № S. Ст. 599.
ховых фондов. Это связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.
Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.
Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута критике. По заказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, главная причина современного кризиса пенсионной системы заключается не в спаде производства, сокращении численности занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. Первая связана с демографической ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, тогда как для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в чрезмерном количестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормального пенсионного возраста.
В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. По замыслу авторов альтернативной концепции в перспективе трудовая пенсия по старости будет примерно в равной пропорции формироваться за счет распределительного и накопительного источников.
Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемых на накопительную часть пенсии, до 7-9 %.
Для отраслей с вредными условиями труда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов.
Однако прогнозные результаты перехода на накопительный принцип финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей сути не могут финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.
Накопительный механизм не применяется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из стран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в ряде азиатских и африканских стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают достаточно успешно функционировать.
Острота проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки такой модели пенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальным социально-экономическим и политическим условиям России. Приспособление отечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должно сводиться лишь к переходу на накопительный принцип финансирования в качестве единственно возможного варианта. Радикальные перемены в период общей экономической нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, с научной точки зрения оба метода аккумуляции и распределения средств равноценны.
Более перспективными представляются предложения тех экономистов, которые считают, что необходимо изменить лишь характер перераспределения внутри солидарной системы, в частности, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за утрату заработка или трудового дохода в связи с достижением пенсионного возраста.
Как уже отмечалось, средства внебюджетных фондов социального страхования не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах", покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производятся расходы на: оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте; - оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им; - санаторно-курортное лечение; - обеспечение инвалидов войны транспортными средствами и компенсацию расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства;
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом , в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования . Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отражённой в ряде его решений.
В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования - так называемые внебюджетные социальные фонды . Созданные структуры - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ - обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определённой группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:
1) старость, инвалидность, потеря кормильца;
2) необходимость медицинской помощи;
3) временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми;
4) безработица.
Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.
Словом, созданная институциональная структура и её правовое обеспечение как никогда до и после того соответствовали принципам социального страхования, таким как субсидиарность со стороны государства, социальная (партисипативная) демократия для участников системы, страховой механизм возмещения утраченного заработка и др.
В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.
Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:
Устойчивость его финансовой системы за счёт эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
Всеобщий и обязательный характер;
Доступность для застрахованных лиц;
Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
Исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
Паритетность участия субъектов в органах управления;
Общественный контроль.
Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищённость финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.
В ст. 24 Закона предусмотрены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования в виде предоставления дотаций, а также возможности вложения временно свободных денежных средств только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность. Профсоюзные организации имеют право контроля за использованием этих средств.
Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетах фондов на очередной финансовый год и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.
Тем не менее изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.
Указанным Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118 страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе Единого социального налога (взноса). Таким образом, был законодательно усилен процесс нивелирования различий между обязательными страховыми взносами и налогами.
Специалисты в области международного трудового права и управления социальной защитой, а также профсоюзные лидеры предупреждают об опасности смешения правового статуса этих обязательных платежей. Особый статус обязательных взносов на социальное страхование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовой устойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основным условием реализации страхового принципа организации этой системы.
Также начиная с 2001 г. перестал действовать Государственный Фонд занятости , другими словами, была ликвидирована система социального страхования от безработицы. Обеспечение безработных происходит теперь на основе бюджетного финансирования , что в корне меняет сложившуюся систему.
Единый социальный налог (ЕСН) был введён Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» . Он зачислялся в Пенсионный фонд, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональных рисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальные предприниматели, рядовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.
Объект налогообложения почти не различается более в зависимости от вида социального страхования - Единым социальным налогом облагались все доходы, начисленные работодателем в пользу работника.
Ответственность за сбор обязательных страховых взносов, его своевременность и полноту возложена на налоговые органы.
Принятие нового пенсионного законодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течение всего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социального налога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи с принятием новых пенсионных законов и дополнительными изменениями налогового законодательства при той же налоговой нагрузке на фонд оплаты труда платёж, зачисляемый в Пенсионный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до 14 % от выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет на выплату базовой части пенсии . Данная часть платежей в пенсионную систему носит налоговый характер, т. е. является безвозмездной и индивидуально обезличенной. Вторая часть (оставшиеся около 14 % от максимально возможного 28 %-го тарифа) зачисляется в бюджет Пенсионного фонда и предназначена для выплаты страховой и накопительной части пенсии . Эта часть, таким образом, имеет другую правовую природу и именуется пенсионными страховыми взносами, а в российском Налоговом кодексе - «сборами (взносами)».
В целом следует отметить, что в терминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие. Иногда формулировки НК РФ приводят к неоднозначному прочтению фундаментальных для системы обязательного социального страхования положений. Нивелирование различий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровне способствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социального страхования.
Например, ст. 234 НК РФ, действовавшая до 1 января 2005 г., предусматривала, что ЕСН (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Из этой нормы вытекало, что ЕСН может служить источником финансирования как страховых, так и нестраховых социальных выплат . А это подрывает основы социального страхования.
С отменой этой статьи средства, поступающие от уплаты, не утратили целевого характера использования (согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счёт сумм ЕСН, зачисленных в федеральный бюджет). Целевой характер использования средств ЕСН, зачисляемых в бюджеты фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, определяется положениями бюджетного законодательства (глава 17 БК РФ, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год) и законодательства о социальном страховании.
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации » и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 2005 г. совокупная базовая ставка единого социального налога снижена на 9,6 процентных пункта (с 35,6 до 26,0 %). Следует отметить, что в результате снижения ставки единого социального налога уже в 2005 г. в федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов недопоступили значительные суммы средств - свыше 300 млрд. руб. Таким образом, на выплату базовой части пенсии отчислялось 6 % (вместо 14 %, как было указано выше), а на выплату страховой и накопительной части пенсии оставлено, как и ранее, 14 %.
При введении ЕСН были также приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:
Упрощение для работодателя перечисления взносов;
Повышение собираемости налогов;
Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
Стимулирование работодателя не уходить от уплаты налогов и т.д.
О результативности такой политики за прошедшее время поступают самые разноречивые сведения.
Будучи отстранены от функции сбора страховых средств и их аккумуляции, внебюджетные фонды стали неполноценными распорядителями страховых средств. Средства собираются на счетах казначейства, создавая возможность их нецелевого использования в связи с хроническими сложностями с пополнением бюджета. Такая опасность традиционно существует и более или менее успешно преодолевается при таком же распределении функций в странах, где уже сложилась более эффективная межведомственная координация при управлении государственными финансами, где существуют традиции в повышении открытости и прозрачности управления.
Специального регулирования, безусловно, потребовало обязательное социальное страхование в отношении не наёмных работников в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Изменения были внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей платили не Единый социальный налог (взнос), а единый налог на вменённый доход . Сумма этого налога рассчитывалась в регионах в зависимости от неодинаковых экономических факторов и совершенно не зависела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лица освобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платёж в бюджет Пенсионного фонда. Этот платёж является обязательным для уплаты и закреплен в НК РФ. Такое же положение распространено и на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.
24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» отменивший ЕСН.
Статья 12. «Тарифы страховых взносов» устанавливает:
1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
2. Применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента;
4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента.
Исчисление дохода с целью уплаты в ПФР ведётся нарастающим итогом с начала года по каждому работнику.
С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесённые в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесённых изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.
Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.
Социально-страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.
Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как ПФР ФСС России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно законодательству они являются страховщиками.
В Федеральном законе от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования заключается в автономности его финансирования. Следовательно, бюджет социально страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов и соответственно могут подлежать изъятию.
Источниками поступления денежных средств в бюджеты социально страховых фондов являются единый социальный налог, страховые взносы, дотации,средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названых фондов относится следующее:
Штрафные санкции и пени
Денежные средства, возмещаемые страхователями в результате регрессных требований к ответам за причинение вреда застрахованным лицам.
Доходы от размещения времено-свободных денежных средств обязательного социального страхования
Фиксированный платеж от лиц, добровольно поступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию
Иные поступления, не противоречащие законодательству
Размер тарифов единого социального налога, страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливается налоговым кодексом РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определенного объекта налогообложения.
Денежные средства социально-страховых взносов должны расходоваться только на цели, установленные федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов на очередной финансовый год.
По законодательству средства социально-страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения организацию не объединяющийся в одном каком-либо фонде государственного социального обеспечения.
В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР, который формируется за счет страховых взносов, единого социального налога, средства федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых селекций, доходов от размещения времено-свободных средств обязательного пенсионного страхования.
Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета в том числе части единого социального налога.
Большинство социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам, за счет средств обязательного социального страхования фондами, есть, которые выдаются и незастрахованными лицами, но за счет средств государственного бюджета.
Набор оказываемых гражданам услуг определяется органами исполнительной власти субъекта РФ в перечне гарантированных государственных социальных услуг.
Дифференциация государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет.
Исходя из вида источника финансирования система санаторно-курортного лечения может быть разделено на 2 основные подсистемы:
Санаторно-курортное лечение (за счет средств обязательного социального страхования)
Санаторно-курортное лечение(за счет средств государственного бюджета)
Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставленных малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета.
Государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирование льгот осуществляется путем выделения ассигнований из федерального бюджета.
Негосударственные ПФР
Деятельность негосударственных ПФР регулируется ФЗ «О не государственном пенсионном фонде»
НПФ представляет собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечении, т.е. обладают особой правоспособностью.
В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» создаваемый НПФ подлежит обязательному лицензированию.
К ним относятся:
1.соответственного размера совокупного вклада учредителей НПФ размеру, установленным законом
2.осуществление учета пенсионных обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов.
3.наличие у специалистов НПФ соответственной профессиональной подготовки, а у его руководителей-высшего юридического или финансово-экономического образования.
Только со дня получения лицензии у НПФ возникает право на непосредственное осуществление деятельности.
Руководитель исполнительного органа НПФ и главный бухгалтер должны иметь опят работы, высшее юридическое или финансово-экономическое образование. У них не должно быть судимости, за совершение преступлений в сфере экономики, а так же за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.
Законодательство допускает ограничение участия НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Они могут работать только с накопленной частью трудовой пении.
Деятельность НПФ строго регламентирована страховыми правилами фонда в них детально описан порядок:
1.инвестирование средств пенсионных накоплений, ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информация об их состоянии застрахованных лиц.
2.заключение,изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другие НПФ или ПФР
3.формирование средств пенсионных накоплений, предоставление застрахованным лицам информации об управлении компании
Взаимоотношение между НПФ и застрахованным лицам оформляются в виде договора.
Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании и порядок заключения договора утверждается правительством РФ.
Сторонами договора является НПФ и застрахованное лицо.
Договор заключается в простой письменной форме. Обязательном условием договора является заключение его на неопределенный срок. Договор должен содержать номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание ФИО, даты и места рождения, пол.
Договор обязательного пенсионного страхования вступает в силу со дня зачисления, перечисления предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.
Прекращается в случае наступления одного из следующих событий:
1.заключение нового договора
2.анулирование лицензии
3.в случае смерти застрахованного