Цели и средства государственного регулирования экономики. Понятие и цели государственного регулирования экономики

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Фактор государства и государственные интересы непременно присутствуют в формировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловливается наличием следующих причин:

  • 1. Присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:
    • · долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;
    • · классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, то есть воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами;
    • · экономический рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, происходит отмирание старых отраслей, возникают новые отрасли - носители научно-технического прогресса. Рыночный механизм способствует этим изменениям. Однако их осуществление может затянуться, надолго нарушить равновесие, вызвать серьёзные проблемы с занятостью, платежным балансом. Без эффективной государственной политики могут возникнуть кризисные явления с кумулятивным эффектом;
    • · одно из слабых мест механизма рыночной экономики - обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкую заработную плату и цену на землю. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в городских агломерациях выгодна с частнохозяйственной точки зрения, но для народного хозяйства в целом не всегда целесообразна. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли возможно;
    • · количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В интересах будущих поколений может быть целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм без разработки программ развития экономики или отдельных её сфер, не в состоянии обеспечить такую переориентацию.
    • · «Провалы» рынка состоят также в том, что рынок «не видит» социальных проблем как таковых, он не приспособлен для их решения. Еще одной проблемой является:
  • 1. Наличие естественных монополий и необходимость воздействия на их поведение.
  • 2. Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах. Это - внешняя и внутренняя безопасность, функционирование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям.
  • 3. Необходимость выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из учета общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства. Решения отдельных хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их выгоды и затраты Трещевский Ю.И. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998. - С. 5 - 66..

Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырёх сферах:

  • 1. Поддержка конкурентной среды. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, то есть не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
  • 2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Вследствие специфики координации экономических решений и действий система рыночного хозяйства допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
  • 3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи.
  • 4. Преодоление кризисов на микроуровне. Сбои рыночного механизма могут происходить и на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например снижать налоги с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой, не допускать краха фирм, от которых зависит благосостояние и занятость в регионе.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 160 с..

Объекты государственного регулирования - условия, процессы, отношения, элементы и секторы народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объекты государственного регулирования экономики различаются по уровню решаемых задач:

  • -фирмы
  • -отрасли
  • -регионы
  • -секторы экономики (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство)
  • -общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, НИОКР)
  • -глобальные процессы (социальные отношения, экология)
  • -внешнеэкономические связи
  • -наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических организациях, экономико-политические связи).

Число объектов государственного регулирования экономики чрезвычайно велико, главные из них:

  • · экономический цикл, хозяйственная конъюнктура
  • · отраслевая и региональная структура
  • · накопление капитала
  • · денежное обращение
  • · занятость
  • · условия конкуренции
  • · цены
  • · научно-технический прогресс, обеспечиваемый НИОКР и подготовкой кадров
  • · состояние платежного баланса и национальная конкурентоспособность.

К тому же объектом государственного регулирования экономики являются социальные отношения, окружающая среда, а также отношения между субъектами - объединениями предпринимателей и профсоюзами, условия конкуренции, положение мелких и средних фирм, крестьянства, внешнеэкономические связи Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Путь России, 2002. - С. 13 - 38. (Энциклопедия рыночного хозяйства: ЭРХ).

Главный предмет государственного воздействия в долгосрочном аспекте - рост национального богатства и национального имущества, в среднесрочном аспекте - экономический цикл, в краткосрочном аспекте - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому предмету состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период крутого подъема - сдерживать экономический рост, не допуская «перегрева» экономики. С этой целью создаются дополнительные финансовые стимулы для частного капитала, увеличиваются государственные расходы, регулируется процентная ставка Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие для управлен. и экон. специальностей вузов. - М.: Дело, 2001. - 280 с..

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наиболее общими целями являются:

I. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний.

II. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства.

III. Обеспечение социальной стабильности. К этой группе целей относится социальная обеспеченность различных слоёв населения общественными благами.

IV. Координация хозяйственной деятельности. Она заключается в обеспечении информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства и в разработке мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

V. Поддержка конкурентной среды.

VI. Управление государственным сектором в экономике. Данная цель заключается в управлении государственными предприятиями, управлении государственной собственностью.

Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой Государство и экономика. Власть и бизнес./Ф.И. Шамхалов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2005. - 714 с..

Непосредственно с определением целей государственного регулирования экономики связаны функции его механизма. Функции одновременно несут в себе черты объективного, вытекающего из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.

Одним из важнейших направлений является правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов Государство и экономика: Факторы роста./А.Г. Зельднер; Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - М.: Наука, 2003. - 214с..

В. Ойкен писал, что современный индустриальный мир в процессе своего развития не может сам по себе создать пригодный хозяйственный порядок. Он требует определенных принципов, определенной хозяйственной конституции. Проблемы аграрной, торговой, кредитной, антимонопольной политики, налогообложения являются частями одного большого вопроса - как сформировать национальный и международный общий порядок хозяйства, как выработать соответствующие правила игры Государственное регулирование экономической деятельности: Сб. ст. - М.: Юрист, 2000. - 13 - 21 с..

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

Государство, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Антимонопольное законодательство включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Государство, определяя правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, одновременно регулирует и отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных индивидов или институтов, то есть корректирует процессы самоорганизации. Это объясняется тем, что эволюции во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. По сути дела, поддерживая конкуренцию, государство с ее помощью организовывает выполнение экономикой своей основной задачи - производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения. Тем самым всюду, где это возможно, государство запускает процессы самоорганизации, которые позволяют экономике реализовывать свою функцию в обществе Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Под ред. д.э.н., проф. Р.М. Нуреева. Серия «Научные доклады», №124. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.. К мерам государственного регулирования экономики относится и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет стабилизационную функцию. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для предотвращения, торможения экономического спада, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты, для закрепления и поддержания показателей функционирования экономики на определенном уровне. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации и оздоровления экономики.

Велика роль перераспределительной функции механизма государственного регулирования экономики, то есть перераспределения государством совокупного общественного продукта с учетом интересов различных социальных групп. Объективность данной функции прямо связана с ролью государства как института, призванного обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы распределения доходов, в их числе государственная закупка товаров и услуг, государственный кредит, налоговое перераспределение доходов, социальные выплаты и программы, государственные субсидии.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет также и социальную функцию. Сферами ее реализации является социальная инфраструктура: культура, здравоохранение, образование, наука; жизнеобеспечение малоимущих членов общества: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных; а также многообразные отношения между трудом и капиталом.

Поскольку в системе экономических отношений базовыми являются отношения собственности, то следующей функцией механизма регулирования выступает хозяйственная, реализуемая во владении, распоряжении и использовании объектов, находящихся в государственной собственности. Составляющие этой функции - приватизация, национализация и хозяйственное использование. Реализуя хозяйственную функцию, государство дополняет и усиливает рыночный механизм.

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой - как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Регулирование внешнеэкономической деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.

Механизм государственного регулирования экономики обладает некоторыми особенностями.

Во-первых, такое управленческое воздействие является избирательным, то есть направленным на определенные сферы, объекты и параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы решает рынок.

Во-вторых, объектами госрегулирования выступают: экономика в целом, отраслевые, межотраслевые и региональные формирования, предпринимательские единицы и некоммерческие организации.

В-третьих, характер такого воздействия варьируется от корректирующего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего и дополняющего его ограниченные возможности.

В-четвёртых, ожидаемый результат задается преимущественно не жесткими показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности хозяйствующих субъектов. Такое воздействие осуществляется через систему стимулов-санкций, влияющих на выбор названными субъектами определенной модели поведения. Это не исключает, однако, в отдельных случаях прямой интервенции государства в автономию предпринимательских единиц посредством изменения общих рамочных условий функционирования экономики.

В-пятых, государственное регулирование имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии форм и средств воздействия на экономику. Здесь, как и в других сферах управления, действует закон достаточного и необходимого разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. Согласно этому закону справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с увеличением сложности экономики будет возрастать и сложность ее регулирования См.: Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. - М.: Изд-во «День Серебра», 2000. - С. 61..

Рассмотрение целей, функций и особенностей государственного регулирования позволяет оценить его место и роль в организации социально-экономической жизни общества.


    Введение.......................................................................................................................1

    Причины необходимости государственного регулирования экономики...............2

    Цели государственного регулирования экономики..................................................3

    Государственное регулирование в Республике Казахстан.......................................8

    Границы эффективности государственного регулирования экономики...............17

    Заключение..................................................................................................................18

    Список использованной литературы.........................................................................20

Введение

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для национального производства. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В своей работе я хотела бы рассмотреть как теоретические цели государственного регулирования экономики любой страны, так и конкретные программы, предлагаемые Президентом и Правительством Республики Казахстан, по государственному регулированию различных сфер нашей жизни.

Причины необходимости государственного регулирования экономики

Прежде чем говорить непосредственно о целях государственного регулирования экономики, я считаю необходимым обосновать насущную необходимость этого регулирования.

В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.

Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:

невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов. Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке.

необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.

необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным.

необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.

необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.

необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).

Цели государственного регулирования экономики

Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства. Следует отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по предполагаемому времени их реализации.

Особенно важна определённость в выборе экономических целей, нив коем случае нельзя допускать подмены целей средствами их достижения. «Если вы целитесь в ничто, то вы каждый раз это и получаете», - говорил Т.Рузвельт.

Самой главной целью государственного регулирования экономики капиталистических стран является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Еще один пример: невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры.

Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Среди них следует выделить: стимулирование экономического роста, достижение полной занятости, экономической эффективности, справедливого распределения доходов, экономической свободы, экономической самообеспеченности, экономической безопасности, торгового баланса.

Существует так называемое «дерево» целей государственного регулирования экономики:

Мы видим, что все цели взаимосвязаны между собой, при этом подчиняясь одной главной цели: укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. От степени реализации всех остальных, второстепенных целей, таких, как: выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, поощрение конкуренции, внешнеэкономическое равновесие, защита окружающей среды, социальный мир, стабильность цен, поддержание нормальной занятости, совершенствование структуры народного хозяйства, зависит реализация этой первостепенной цели государства.

Выше было сказано, что мы не можем рассматривать цели государственного регулирования экономики отдельно от его объектов, на которые эти цели направлены. Поэтому рассмотрим вкратце объекты государственного регулирования экономики.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    условия конкуренции;

    социальные отношения, социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Как известно, возможность ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

ГРЭ направленно на решения различных задач, например, стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

· разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

· определение приоритетов макроэкономической политики;

· обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

· решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моменте, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов;

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций;

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности;

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики;

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала;

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе;

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил;

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы;

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", урегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, издержки общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, расширение функций государства "... единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы".

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства - создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически рынком. Объектами государственного регулирования являются:

Экономический цикл;

Отраслевая и региональная структура экономики;

Условия накопления капитала;

Занятость и цены;

Денежное обращение;

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Условия конкуренции;

Состояние окружающей среды;

Внешнеэкономические связи и т.д.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда и т. п.

Экономические методы государственного регулирования экономики предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация - государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику (подробнее они будут рассмотрены в последующих двух темах).

Наряду с краткосрочным регулированием экономики государство осуществляет долгосрочное регулирование - программирование. Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование - это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т. д.

Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:

Целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

Общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

Чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за их выполнением.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Государственному регулированию, так же как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами "провалов" (фиаско) государства может быть:

Ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;

Несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

Наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

Неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

Наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны "одной медали" - смешанной экономики.

При этом следует отметить разные сочетания рынка и государства в разных странах. Эти различия находят свое отражение в существовании различных моделей рыночной экономики.

Модели рыночной экономики

Таблица 25.1

Модели

Критерии

Социальное

рыночное

хозяйство

Смешанная

экономика

Корпоративная

экономика

Цель

государственных

программ

Защита

интересов

Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы

регулирования

экономики

Долгосрочное

программи

Использование преимущественно тактических методов Определение

основных

приоритетов

Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее Швеция, США Япония
типичные страны Германия

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть регулирующей функции государства? Какова основная цель государственного регулирования экономики?

2. Какие существуют теории государственного регулирования?

3. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

4. Каковы цели деятельности государственных предприятий?

5. Какими методами пользуется государство для воздействия на частный сектор? Какие существуют инструменты государственного регулирования экономики?

6. В чем, по-Вашему, отличие государственного программирования от государственного планирования?

7. Что снижает эффективность государственного вмешательства в экономику?

8. Проанализируйте различные модели рыночной экономики.

Основные понятия и термины

Экономические функции государства, государственный сектор, общественные товары, побочные (внешние) эффекты, государственное регулирование экономики, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская теории регулирования, административные, экономические методы регулирования, программирование, фиаско государства, модели рыночной экономики.

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

Случайные статьи

Вверх