Кто осуществляет управление государственным долгом. Управление государственным долгом рф

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том , чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия - изменение доходности займа.

3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

Правительство любого государства особое внимание уделяет такой проблеме, как управление государственным долгом. И это неудивительно, ведь своевременное неисполнение обязательств перед иностранными контрагентами и населением значительно подрывает репутацию страны на международной арене, а также снижает доверие граждан к правящим кругам.

Всему виной дефицит бюджета

Управление государственным долгом осуществляет правительство, на плечи которого возложено множество задач и функций, а для их реализации тратятся огромные суммы денежных средств, поступающих в казну, благодаря налоговым и неналоговым отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды. Нередко возникают ситуации, когда полученного объема финансовых ресурсов не хватает для проведения различных социальных и экономических программ, обеспечения оборонного комплекса и содержания государственного аппарата управления. Следствием этого выступает дефицит бюджета, который составляется ежегодно и служит главным документом для принятия важных стратегических решений на ближайший период. Когда объем дефицита превышает установленное правительством минимальное значение, приходится предпринимать меры по его регулированию.

Управление государственным долгом с помощью дополнительного заимствования

Зачастую дефицит погашается за счет дополнительной эмиссии, реализации государственных облигаций, кредитов, предоставляемых иностранными компаниями или другими государствами. Каждый из перечисленных методов должен использоваться крайне осторожно, так как чрезмерное их применение способствует росту инфляции, а значит, ухудшению состояния экономики. Незапланированная эмиссия денежных знаков приводит к резкому росту денежной базы в обращении, что напрямую отражается на темпах роста инфляции. Управление государственным долгом в России основано на применении наиболее рационального способа: выпуска правительством собственных ценных бумаг, позволяющего аккумулировать у отдельных граждан и юридических лиц требуемую сумму и частично погасить дефицит бюджета. Однако не стоит забывать, что взятые в долг деньги рано или поздно придется возвращать. И третий случай, когда кредитором выступает иностранный контрагент, не менее опасен, ведь несвоевременное выполнение обязательств может привести к серьезным конфликтам на международном уровне.

Управление государственным долгом может осуществляться и по другому сценарию

Если в стране происходит резкая смена власти, то новая правящая партия может занять оппозицию и полностью отказаться от долгов прежнего руководства. Тогда можно говорить об аннулировании задолженности или дефолте. Широкое распространение получила процедура рефинансирования, когда правительство погашает имеющиеся долги за счет взятия новых кредитов под залог ценных бумаг. Если в результате двусторонних переговоров заемщик и кредиторы пришли к взаимопониманию, то используется процедура реструктуризации, то есть продление срока возврата ссуды. Также может применяться новация, подразумевающая полное аннулирование взаимных обязательств с одновременным заключением нового соглашения на других условиях. Таким образом, управление государственным долгом предполагает наличие множества вариантов, главное грамотно их использовать.

государственный кредит долг

По своему экономическому содержанию государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг -- это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг -- обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

  • - безусловности- обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • -единства учета-учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • -единства долговой политики-обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям:
  • -согласованности- обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • -снижение рисков-выполнение всех необходимых действий, позволяющие снизить риски как кредитора, так и инвестора;
  • -оптимальности-создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а так же оказало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • -гласности-предоставление достоверной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование -- погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия -- изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация -- увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация -- объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

Аннулирование долга -- отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга -- погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным(от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

Бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования.

Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

  • - финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;
  • - бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;
  • - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.

долг бюджетный дефицит заимствование

Существование государственного долга подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.

Содержание управления государственным долгом можно рассматривать с двух сторон, имея в виду его определение в широком и узком смысле. В широком смысле управление государственным долгом - это формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается непосредственно совокупность действий правительства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением реорганизации займов, определение ставок процента по государственным ценным бумагам, мероприятия по погашению ранее выпущенных займов.

Основные методы управления внешним долгом:

  • 1) Консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности.
  • 2) Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам.
  • 3) Рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых.
  • 4) Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие.
  • 5) Секъюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.
  • 6) Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе РФ отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе РФ получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, а управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ.

До августа 1998 г. выпуск ГКО-ОФЗ осуществлялся все в более крупных размерах, так как использовалось рефинансирование: новые выпуски должны были использоваться для погашения предыдущих. В 1998 - 2002 гг., когда Россия оказалась неспособна обслуживать долги, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секъюритизации внешнего долга.

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Управление государственным долгом РФ»


Введение

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.

Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.

Задачи работы:

1. определить понятие и сущность государственного долга;

2. рассмотреть принципы управления госдолгом;

3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.


1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку развивающаяся экономика требует дополнительных вложений. Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства обусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

· анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;

· анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;

· методы управления государственным долгом;

· анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;

· анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

· определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого).

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:

· сокращение общественного производства;

· эмиссия необеспеченных денег;

· чрезмерные затраты на социальные программы;

· чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга.

С позиции кредитных отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Согласно статье 115 БК РФ, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Случайные статьи

Вверх