Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Экономические науки
Полозюк
А.Г.Московская государственная академия приборостроения и информатики, Российская Федерация
Методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.
Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики .
К методам прямого государственного воздействия относятся:
Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
Государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
налогообложение, его уровень и система налоговых льгот;
регулирование цен, их уровней и соотношений;
платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов . Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них.
При программно-целевом подходе обеспечиваются концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер.
Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.
Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную , так и на среднесрочную перспективы и составляются на всех уровнях – от предприятия до национального и международного уровней. Они характеризуются конкретно выраженными конечными (целевыми) результатами (показателями); включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно, а система мероприятий - разработана с учетом достижения промежуточных и основной целей программы. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом .
К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.
Финансово-кредитные методы регулирования относятся ко всем сферам социально-экономической жизни страны. Общественно необходимые затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре. При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством.
Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока.
Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган (Госстандарт России) осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации.
При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.
Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства, мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения .
Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.
Воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и особенно на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые, управленческие регуляторы.
Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Литература:
1. Государственное регулирование экономики. Уч . пособие под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001.
2. Л. Г. Ходов. Основы государственной экономической политики. Учебник. М.: БЕК, 1997.
e-mail : [email protected]
Вмешательство властных структур в рыночные механизмы осуществляется через использование определенного набора методов государственного регулирования экономики.
методами государственного регулирования экономики следует понимать способы влияния государства на субъектов рыночной экономики с целью обеспечения благоприятных условий их эффективного функционирования в соответствии с принятой экономической политики государства.
8 всего арсенала методов основное внимание уделяют классификации последних по формам воздействия на субъектов рынка (прямые, опосредованные) и способом реализации (правовые, административные, экономические). В совокупности способов государственного регулирования возможно сочетание различных методов, способных оказать то или иное влияние на национальную экономику. При этом доминирование административных методов может свидетельствовать как о характере самой системы (иеринкова экономика), так и о характеристиках системы уже в рамках рыночной экономики (трансформационные преобразования в условиях переходной экономики, формирования рыночных институтов, создания многоукладной экономики и тому подобное).
Методы прямого регулирования используют с целью непосредственного вмешательства государства в экономические процессы и экономическую деятельность субъектов. Такое воздействие предусматривает осуществление мероприятий с применением инструментов административного регулирования и использования бюджета в части государственных ассигнований. К ним, в частности, относятся: определение стратегических целей развития экономики; государственное целевое финансирование; предоставление целевых дотаций; установление и ограничение цен; установление квот на производство, ввоз и вывоз продукции; лицензирование деятельности и операций по экспорту и импорту; проведение государственной экспертизы и установления государственных стандартов; установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции и т. др. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного регулирования используют с целью формирования благоприятной экономической среды, которая заставляет субъектов рыночной экономики действовать в нужном для государства направлении. Косвенное регулирование - это воздействие государства на экономические интересы инструментами финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и другой политики. Среди основных средств можно выделить: установление системы налогов, уровней налогообложения, льгот в налогообложении, дифференцирование налогов; предоставление льгот в кредитовании; манипулирование учетной ставкой, ставкой рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы; таможенное регулирование экспорта и импорта, установление валютных курсов и условий обмена валют и тому подобное.
Правовые методы используют с целью создания правового поля функционирования субъектов рынка через принятие законодательных и нормативных актов, предусматривая механизмы их реализации и контроля за выполнением. Итак, правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных норм (правил) поведения субъектов рынка. В Украине правовое регулирование осуществляется с помощью системы следующих законодательно-нормативных актов: Конституция Украины; законы Украины; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и другие нормативные акты Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (программы, концепции, прогнозы); нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции, методические рекомендации); нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В рыночной экономике законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, другие правовые акты имеют краткосрочный характер и принимаются с целью урегулирования тех экономических процессов, которые не отражены в законодательных актах.
Административные методы основываются на силе государственной власти и подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой сфера использования административных методов ограничивается главным образом охраной окружающей среды (экологические нормы, лимиты, штрафы, санкции), поддержанием минимальных параметров уровня жизни населения (минимальная зарплата, прожиточный минимум, социальные нормативы, социальные стандарты), ликвидацией негативных последствий рыночной конкуренции (монополизма - путем установления квот на производство, ограничение цен, рентабельности, стандартизации) и борьбой с теневым бизнесом.
В свою очередь, в странах с развивающейся экономикой, административные методы достаточно распространены и имеют целью, кроме указанного, удовлетворить потребности потребителей и защитить их права (государственные заказы, стандарты, сертификация, социально-экономические нормы и нормативы, лицензирование деятельности); защитить национальные интересы во внешнеэкономической деятельности (квоты на ввоз, лимиты, таможенные ограничения, государственная экспертиза, регистрация); обеспечить реализацию целевых комплексных программ. Применение административных методов целесообразно лишь тогда, когда рыночные механизмы и экономические средства государственного регулирования являются недостаточными или действуют слишком медленно. В странах с развитыми рыночными механизмами использования административных методов ограничено и играет второстепенную роль.
Административные методы реализуются системой инструментов административного регулирования и предусматривают такие механизмы, как квотирование, лимитирование, лицензирование, нормирование, стандартизацию, государственные заказы и тому подобное.
Квотирование - установление государством для субъектов рынка доли в производстве, потреблении, экспорте или импорте товаров и услуг. Предусматривает создание конкурентной среды, защиты внутреннего рынка, стабилизацию цен и тому подобное. Лицензирование ~ предоставление специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Направлено на защиту экономических интересов страны, интересов потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности. Система санкций и штрафов - это мероприятия государства, направленные против нарушения (или несоблюдения) субъектами условий или правил деятельности. Как экономические санкции, могут использоваться уплата неустойки, штрафы, пеня или изъятия в пользу государства выручки от незаконной деятельности. Стандартизация - это установление единых норм по типам, маркам, параметрам, размерам, методам контроля, организацией содержания работ, а также за величинами измерения, правилами маркировки и хранения продукции. Соблюдение стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности. Государственные заказы являются средством удовлетворения государственных потребностей в товарах и услугах, инструментом как административного, так и экономического регулирования. Административный характер государственные заказы имеют в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности, а также предприятий-монополистов.
Отправную роль в реализации основных функций и задач правительства, а также обеспечении макроэкономической стабилизации и корректировке рыночных механизмов играют экономические методы государственного регулирования экономики.
Экономические методы используют с целью создания экономической среды, которое побуждает субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны.
Система экономических методов включает методы финансово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования.
Финансово-бюджетное регулирование (ФБР) предполагает использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. Так, если необходимо активизировать деловую активность и стимулировать спрос, ставки налогообложения снижают, увеличивают расходы из бюджета, что обусловливает рост доходов и оживляет предпринимательскую деятельность, и наоборот. ФБР реализуется такой системой инструментов: государственный бюджет и бюджеты всех уровней; система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, пособия; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки.
Денежно-кредитное регулирование (ГКМ) является основным методом воздействия государства на механизмы рыночной экономики в зарубежных странах и лежит в основе монетарной политики. Сущность ГКР заключается в осуществлении совокупности мер, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, кредитных ресурсов и эмиссии (то есть воздействия на денежное предложение). ГКР реализуется такой системой основных инструментов, как учетная ставка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, денежная и кредитная эмиссия, валютный курс.
Ценовое регулирование (государственное регулирование цен) - является системой мер воздействия государства на цены и ценообразование с целью содействия стабильному развитию национальной экономики, а также предупреждения развертывания инфляционных процессов. Предусматривает использование системы цен и тарифов, формирование правил и условий ценообразования.
Валютное регулирование экономики является системой мероприятий, направленных на регламентацию валютных операций, международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. С помощью валютных методов государство стремится: поставить под контроль валютные операции, предоставление иностранным лицам кредитов и займов, ввоз и вывоз валюты за границу; поддерживать равновесие платежного баланса и устойчивость собственной валюты. Основными инструментами валютного регулирования являются: учетные ставки центрального банка (дисконтная политика); валютная интервенция, валютные ограничения; валютный курс денежной единицы (девальвация или ревальвация); валютные резервы; платежный баланс; межгосударственные соглашения о структурные изменения в валютной системе.
Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.
Методы прямого государственного регулирования.
К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.
Методы прямого государственного регулирования включают в себя:
1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;
2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;
3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;
4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;
5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;
6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;
7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.
К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.
1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.
2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.
Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.
Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.
Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.
Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Прямое государственное регулирование»
Рязань 2013
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы.
Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенно - экономических.
1. Понятие и сущность метода прямого государственного регулирования экономики
Государственное регулирование -- комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Прямое государственное регулирование включает в себя контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты). Косвенное государственное регулирование - денежная политика, контроль за доходами, социальная политика. Выделяют и внешнеэкономическое регулирование. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью.
К этим методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. С появлением рыночной экономики, возможности применения прямых методов регулирования резко сократилась, но все же имеет место быть.
Методы прямого государственного регулирования включают в себя:
ь финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;
ь проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;
ь финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;
ь введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;
ь антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;
ь государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;
ь государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Направления прямого регулирования:
Ш выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и посредством установления льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;
Ш размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд (включая оборонный заказ);
Ш участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).
Бюджетное регулирование как составная часть прямого воздействия государства на региональное развитие строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ.
Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции и субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов.
Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).
2. Инструменты прямого государственного воздействия
прямой государственный регулирование экономика
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
1. целевое финансирование;
Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, выплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также специальных кредитов.
Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования. В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями.
Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные.
Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают средние по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
2. государственные заказы, закупки, контракты;
Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и другие. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление.
Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст.72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Государственный заказ - инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые сигналы не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.
Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней. Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования.
Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.
Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и так далее).
Государственный контракт - договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального).
Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.
Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте.
Государство осуществляет прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на структуру, размер и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственный заказ фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.
3. функционирование государственного сектора экономики.
Прямое вмешательство означает, прежде всего, существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить (правда, не абсолютно) критерием экономической роли государства.
4. Установление государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства.
Оно может идти по двум направлениям:
ь развитие государственного предпринимательства;
Осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проявление научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и так далее.
ь субсидирование предпринимателей негосударственного сектора.
Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально частной формы собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства.
Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и так далее.
Т.о. при прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, государственные заказы, закупки, контракты, установление государственных стандартов и нормативов, а так же функционирование государственного сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-административная. Минимально необходимые границы регулирования рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
С каждым днём в стране меняется экономическая ситуация. Появляются всё новые проблемы, порождающие заторможенность хозяйственно-технических процедур и впоследствии хаос в отдельных отраслях экономики. В последнее время участились случаи мошенничества в крупных и особо крупных размерах во многих сферах финансово-экономической деятельности. Возникают различные временные и подотчётные несостыковки при выполнении больших объёмов строительства и производства товаров. Чтобы не происходило подобного рода «нюансов», шла стабильная реализация установленных планов, необходимо прямое вмешательство мощного авторитетного регулятора - государства, c использованием именно административных методов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - М.: «Омега-Л», 2008.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика - СПб.: Питер, 2006.
3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. С. 433, 435
4. Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006.
5. Макаркин Н.П. Микроэкономика.- М.: «Академический проект», 2006.
6. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. - М.: «Инфра-М», 2008.
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2006. (Высшее образование).
Размещено на Allbest.ru
Причины для государственного вмешательства в экономику. Трансформация экономической системы страны. Общие функции государственного регулирования экономики. Методы прямого и косвенного воздействия. Пути повышения эффективности государственных институтов.
реферат , добавлен 10.12.2013
Государство как центр, регулирующий экономику. Цели государственного регулирования экономики, его основные цели и средства. Объекты государственного регулирования экономики, этапы его развития. Методы прямого и косвенного воздействия, их использование.
курсовая работа , добавлен 12.09.2014
Необходимость, сущность и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ особенностей и показателей эффективности государственного регулирования экономики в России и за рубежом. Перспективы повышения эффективности регулирования экономики.
курсовая работа , добавлен 17.12.2014
Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики, его цели, функции и специфика механизма. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России.
курсовая работа , добавлен 28.11.2010
Государственное регулирование экономики – система мер воздействия государства на все стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития. Вмешательство государства бывает прямое и косвенное, что зависит от текущего состояния экономики.
лекция , добавлен 09.01.2009
Основные исторические этапы государственного регулирования экономики: меркантилизм, идеи экономического либерализма, кейнсианство. Цели и границы государственного воздействия на экономику, оценка его необходимости и применяемые в процессе инструменты.
курсовая работа , добавлен 20.11.2010
Сущность государственного регулирования экономики, его цели и задачи. Функции, инструментарий и методы государственного регулирования. Этапы взаимодействия рыночной экономики и государства. Возможности и противоречия государственного регулирования.
курсовая работа , добавлен 11.06.2010
Инструменты государственного регулирования экономики, направленные на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка. Ведущие инструменты, используемые правительством для регулирования. Основные направления денежно-кредитной политики.
дипломная работа , добавлен 24.05.2015
Сущность, типы, задачи государственного регулирования, пути и методы повышения его эффективности. Место государства в регулировании рыночной экономики. Формы и инструменты государственного вмешательства в экономику. Общественный анализ выгод и издержек.
презентация , добавлен 24.09.2012
Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики России. Инструменты и методы государственного регулирования экономики Пермского края. Описание региона и его проблемы. Тенденции экономического развития Коми-Пермяцкого округа.
Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические; прямы и косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
По характеру воздействия на экономику страны методы государственного регулирования делятся на косвенные и прямые .
Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уровней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).
Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.
Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.
Прямое государственное экономическое регулирование включает три основных элемента:
Государственные субсидии;
Государственное предпринимательство;
Государственное программирование (планирование).
Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установления государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе субсидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Однако этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.
Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная собственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до последнего времени - телефонная связь).
В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:
Государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами публичного права;
Государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами частного права, капитал которых либо полностью принадлежит государству, либо является смешанным.
Государственные публичные предприятия - это юридически самостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.
Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (государственные корпорации). Государству могут принадлежать все акции такой корпорации (в этом случае общество фактически является закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудшения их финансового положения государство, как правило, не покрывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.
Управление государственными предприятиями имеет свои особенности в различных странах. В большинстве из них государственные предприятия не имеют единого центра управления, а находятся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южно-американских стран существуют специальные министерства по делам госпредприятий. В ряде случаев госпредприятия подчинены министерству экономики или финансов.
К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:
Конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;
Структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.
Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государственного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:
Заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;
Состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;
Объем государственных заказов ограничивается размерами государственного бюджета;
Заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.
Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования, что обеспечивается в рамках экономической политики.
Экономическая политика - это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей.Экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.
Экономическая политика государства включает в себя структурную, бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, социальную, внешнеэкономическую политику, программирование, прогнозирование и планирование.
Каждая из составляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами. Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения; введение налогов.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на открытом рынке.
Социальная политика включает совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение социальных гарантий. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование - это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем. Экономические прогнозы служат основой для разработки социально-экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности государства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.
Индикативное (от лат indicator -указатель) планирование - один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам - получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.