Фундаментальные исследования. Анализ динамики прямых иностранных инвестиций в условиях геополитической нестабильности: региональный аспект

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

01.12.2011 – На современном этапе в условиях посткризисного восстановления мировой экономики особую актуальность и значимость для большинства стран мира приобретают вопросы, связанные с поиском новых источников финансирования экономического роста и структурных изменений в экономике (включая создание новых производств и развитие инновационных проектов).

При этом в условиях ограниченности внутренних источников инвестиций одним из основных направлений экономической политики является активизация притока прямых иностранных инвестиций (FDI , foreign direct investments ) в национальную экономику.

По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. основной объем иностранных инвестиций (на чистой основе) в реальный сектор экономики Беларуси поступил из России , Нидерландов , Китая , Австрии , Швейцарии , Ирана , Ливана , Эстонии и Японии .

Так, в 2010 г. объем инвестиций, поступивших в реальный сектор Беларуси (без учета банков) от иностранных инвесторов, сократился по сравнению с 2009 г. на 2,3% до 9,085 млрд. долл. (на валовой основе). В том числе прямые иностранные инвестиции возросли на 15,5% до 5,569 млрд. долл., портфельные инвестиции снизились на 1% до 1,840 млн. долл., а прочие инвестиции – на 21,6% до 3,514 млрд. долл.

В то же время, чистое поступление иностранных инвестиций (т.е. за минусом их изъятия) в 2010 г. снизилось до +425,216 млн. долл. против +725,058 млн. долл. в 2009 г., что не может не беспокоить.

В том числе чистый приток ПИИ снизился до +360,575 млн. долл. против +420,862 млн. долл. в 2009 г. По портфельным инвестициям наблюдается чистый приток в размере +0,666 млн. долл. против +1,240 млн. долл. год назад. В свою очередь, чистое поступление прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг , иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства Беларуси ), снизилось до +63,976 млн. долл. против +302,957 млн. долл. в 2009 г.

Представленные статистические данные свидетельствуют о недостаточности прилагаемых усилий по активизации привлечения иностранных ресурсов в реальный сектор экономики Беларуси (включая прямые иностранные инвестиции).

В (по представленной ссылке можно скачать все статьи, приведенные в статье) представлено чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в отраслевом разрезе. Так, в 2010 г. чистое поступление иностранных инвестиций сложилось в транспорте (+256,819 млн. долл.), в связи (+164,554 млн. долл.), в торговле и общественном питании (+48,781 млн. долл.), в строительстве (+41,384 млн. долл.), в жилищно-коммунальном хозяйстве (+9,291 млн. долл.), в сельском хозяйстве (+2,399 млн. долл.) и в материально-техническом снабжении и сбыте (+0,891 млн. долл.).

В свою очередь, чистое изъятие иностранных инвестиций в 2010 г. зафиксировано в промышленности (минус 14,374 млн. долл.) и в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (минус 74,923 млн. долл.).

В страновом разрезе чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в 2010 г. выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций в Беларусь в 2010 г. являются следующие страны: Россия (+208,765 млн. долл.), Нидерланды (+59,206 млн. долл.), Китай (+50,745 млн. долл.), Австрия (+34,946 млн. долл.), Швейцария (+29,122 млн. долл.), Иран (+18,388 млн. долл.), Ливан (+15,802 млн. долл.), Эстония (+14,187 млн. долл.), Япония (+13,473 млн. долл.), Турция (+10,901 млн. долл.), Чехия (+10,093 млн. долл.), Литва (+8,117 млн. долл.). Тем не менее, величина чистого притока ПИИ в разрезе перечисленных стран, на наш взгляд, выглядит недостаточной.

В анализируемом периоде наиболее активно осуществляли изъятие иностранных инвестиций из Беларуси следующие страны (на чистой основе): Латвия (минус 33,852 млн. долл.), Соединенное Королевство (минус 17,823 млн. долл.), Кипр (минус 11,291 млн. долл.), Лихтенштейн (минус 7,392 млн. долл.), Новая Зеландия (минус 7,163 млн. долл.), Британские Виргинские острова (минус 6,746 млн. долл.), Швеция (минус 4,281 млн. долл.).

Среди стран СНГ ситуация выглядит следующим образом: чистое поступление инвестиций – Россия (+208,765 млн. долл.), Азербайджан (+1,431 млн. долл.), Казахстан (+0,334 млн. долл.), Армения (+0,286 млн. долл.), Кыргызстан (+0,234 млн. долл.), Украина (+0,227 млн. долл.), Узбекистан (+0,004 млн. долл.); чистое изъятие инвестиций – Молдова (минус 0,033 млн. долл.).

Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых оффшорных зон : Доминика (+2,863 млн. долл.), Люксембург (+1,935 млн. долл.), Остров Мэн (+1,806 млн. долл.), Острова Кайман (+0,313 млн. долл.), Сент-Китс и Невис (+0,005 млн. долл.).

Можно предположить, что в данном случае речь идет о деньгах резидентов Беларуси и других стран СНГ, выведенных ранее в оффшоры. С этой точки зрения целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о проведении в Беларуси амнистии капитала с целью увеличения притока денежных средств из оффшорных зон.

В целом необходимо активнее привлекать средства состоятельных частных лиц. По данным The Boston Consulting Group , в мировом масштабе активы миллионеров под управлением (assets under management , AuM ) в 2009 г. возросли на 12% до 52,6 трлн. долл. В AuM входят ценные бумаги , которыми домохозяйство владеет прямо или косвенно, денежные вклады, фонды денежного рынка и активы, в том числе оффшорные. В AuM не входят средства, обращающиеся в собственном бизнесе инвестора, принадлежащая ему жилая недвижимость и предметы роскоши .

Таким образом, в Беларуси на современном этапе необходимо активнее развивать соответствующую инфраструктуру рынка инвестбанковских услуг, а также законодательное обеспечение. В свою очередь, финансовые институты страны могли бы более активно внедрять и расширять спектр инвестиционных продуктов и услуг «private banking» .

В соответствии с постановлением правительства Беларуси №1874 от 22 декабря 2010 г одним из прогнозных показателей на 2011 г установлен показатель «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)». В данном случае учитывается чистое поступление ПИИ в реальный сектор, в банковскую систему, а также поступления от продажи госсобственности.

Для расчета показателя «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)» за 2009-2010 гг. Белстат использовал статистические данные и информацию, предоставленную Национальным банком Беларуси (по банковскому сектору, физическим лицам); Государственным комитетом по имуществу Беларуси (по организациям, акции или доли в уставных фондах которых находились в государственной собственности и проданы нерезидентам).

К сожалению, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в 2010 г. сократились по сравнению с 2009 г. на 32,2% до 1,2 млрд. долл. При этом более половины притока ПИИ в экономику обеспечено за счет продажи госсобственности (в частности, согласно графика Газпром перечислил 625 млн. долл. в счет оплаты акций Белтрансгаза , а Turkcell – 100 млн. долл. в счет оплаты акций ЗАО «БеСТ» ).

В целом в последние годы отмечается заметное увеличение доходов прямых иностранных инвесторов, заработанных в Беларуси (с учетом реинвестированных доходов ): 2005 г. – 134,9 млн. долл., 2006 г. – 236,3 млн. долл., 2007 г. – 434,8 млн. долл., 2008 г. – 682,1 млн. долл., 2009 г. – 871 млн. долл. и 2010 г. – 997,9 млн. долл. (см. рисунок 1). В результате в 2005-2010 гг. прямые иностранные инвесторы заработали в Беларуси 3,357 млрд. долл.

Рисунок 1. Доходы прямых иностранных инвесторов в Беларуси в 2005-2010 гг., млн. долл.

Объем накопленных ПИИ в Беларуси в 2010 г. возрос на 15,3% до рекордных 9,847 млрд. долл. на 1 января 2011 г., что составляет 1039 долл. в расчете на душу населения. Вместе с тем, последний показатель по-прежнему в несколько раз ниже аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы . Для сравнения: по состоянию на 1 января 2010 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных ПИИ составил 12126 долл., в Латвии – 5186 долл., в Польше – 4796 долл., в Казахстане – 4649 долл., в Литве – 4144 долл., в России – 2695 долл., в Украине – 1136 долл.

Остается добавить, что по данным последнего рейтинга уверенности прямых иностранных инвесторов , составляемого международной консалтинговой компанией A.T. Kearney (The 2010 FDI Confidence Index ), в 2010 г. в число двадцати стран – лидеров, наиболее благоприятных для осуществления прямых иностранных инвестиций, вошли два крупнейших соседа Беларуси – Польша (6-е место в мире) и Россия (18-е место).

Поэтому в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. В этом контексте конкурентными преимуществами Беларуси также могут стать относительно низкий уровень трудовых издержек, улучшение делового и инвестиционного климата и ожидаемая либерализация экономической деятельности в стране.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:

§ прямые иностранные инвестиции - это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не является чисто финансовыми актами, шо выражены в национальной валюте. Они осуществляются в предприятия, землю и другие капитальные товары;

§ прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестировано капитал.

К возникновению транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном "портфельными". С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролируют производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала принимает форму ПИИ.

ПИИ - это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для производства и обеспечения контроля за деятельностью предприятий благодаря владению контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, неодинакова в разных странах. В США формально признается прямым зарубежным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор масс или получает 10% собственности. ПИИ охватывают все виды инвестирования - то приобретение новых акций, или простое кредитование, только инвестируя фирма имела более 10% акций зарубежной фирмы. Доля участия в акционерном капитале компании может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки.

Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее общество - главное отличие ПИИ от других видов инвестирования.

Факторами, которые активно влияют на рост ПИИ и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержание темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в ПИИ правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния со стороны правительства.

Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Для них ИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.

Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это - маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.

Маркетинговые факторы являются основными в росте ИИ. ТНК потребует расширения рынка для поддержания или увеличения своих продаж. Однако даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимым географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение зарубежных фирм, установление контроля над ними.

Торговые ограничения. ИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за рубежом как местные фирмы, а подпадая под таможенные платежи, тарифы или другие импортные ограничения. Объемы американских инвестиций в Канаду не были бы такими большими, если бы канадское правительство не создал торговых барьеров для поддержки местной промышленности.

В дополнение к барьеров, которые создает правительство, ограничения могут создавать покупатели готовы потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги в тех, кто заслуживает их доверия, то есть у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране потребителей с тем, чтобы создать положительный стереотип качества продукта.

Стоимостные факторы. Обслуживаемые рынки находятся на значительном расстоянии и ограничены высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных транснациональных корпораций учреждают производство за рубежом для получения преимуществ в расходах по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза больше тайваньского, в 9 - от бразильского, в 54 - от русского. Многие из американских филиалов поставляют своим американским материнским компаниям факторы и компоненты, имеющие низкую стоимость.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, то есть фирмами, покупают или учреждают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы видят привлекательность ИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников сырьем и прочими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность поставок и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.

Инвестиционный климат. ПИИ, по определению, позволяют осуществлять контроль за деятельностью предприятия. Однако контроль может быть бесполезным за неблагоприятных условий "окружающей среды", даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а значит и доходность ПИИ зависит от наличия в стране надлежащего инвестиционного климата - совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые определяют степень риска инвестиций и их прибыльность.

Общее отношение в мире к зарубежным инвестициям и к их последующего развития может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.

Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в форме увеличения налогов; ценового контроля или мероприятий, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничения перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).

Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и оборотом иностранной валюты.

Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.

Основные факторы прямых иностранных инвестиций

Маркетинговые факторы

2. Рост рынка.

3. Стремление удержать долю рынка.

4. Стремление добиться успеха в экспорте материнской компании.

5. Необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями.

6. Неудовлетворенность существующим состоянием рынка.

7. Экспортная база.

8. Следование за покупателями.

9. Следование за конкуренции.

Торговые ограничения

1. Торговые барьеры.

2. Предоставление местными покупателями преимущества отечественным продуктам.

Стоимостные факторы

1. Стремление быть ближе к источникам снабжения.

2. Наличие трудовых ресурсов.

3. Наличие сырья.

4. Наличие капитала и технологий.

5. Низкая стоимость труда.

6. Низкая стоимость других издержек производства.

7. Низкие транспортные расходы.

8. Финансовые и другие стимулы со стороны правительства.

9. Более благоприятные уровни цен.

Инвестиционный климат

1. Общее отношение к иностранным инвестициям.

2. 2 Политическая стабильность.

3. Ограничение на собственность.

4. Регулирование валютных курсов.

5. Стабильность иностранной валюте.

6. Структура налогов.

7. Хорошее знание страны

1. Ожидание высоких прибылей.

2. 2 Другие

Указанные факторы ПИИ конкретизируются при выработке инвестиционной политики с помощью системы индикаторов, которая включает около 340 показателей и более 100 оценок экспертов в экономической, юридической, технической, социальной и других областях.

Данные анализа создают 10 основных факторов, позволяющих оценить потенциальные возможности страны как принимающей ПИИ или так называемый конкурентный потенциал страны. Эти факторы включают:

§ динамику экономики (экономического потенциала);

§ производственную мощность промышленности;

§ динамику рынка;

§ финансовую помощь со стороны правительства;

§ человеческий капитал;

§ престиж государства;

§ обеспеченность сырьем;

§ ориентацию на внешний рынок (экспортные возможности);

§ инновационный потенциал;

§ общественную стабильность.

Каждый из перечисленных 10 факторов включает в себя систему конкретных показателей. Например, при оценке человеческого капитала швейцарские эксперты предложили использовать 36 показателей, которые включают: численность населения и его динамику; общий уровень безработицы; миграцию рабочей силы в целом, в том числе высококвалифицированной; уровень профессиональной подготовки; мотивацию наемных работников и их мобильность; менеджмент и его профессиональную адаптацию; уровень заработной платы; государственные расходы на образование на душу населения; уровень рабочей силы с высшим образованием; выпуск периодических изданий; систему здравоохранения и тому подобное.

На практике большинство решений о прямых иностранных инвестициях основываются на многочисленных мотивах, учитывают многочисленные факторы. Политические мотивы инвестирования редко отделены от экономических.

Исходя из данных экспертных оценок, благоприятные условия для ПИИ имеют такие страны: США, Канада, Германия, Швейцария, а также Азиатско-Тихооксанськи ПИК.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:

    прямые иностранные инвестиции – это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не являются чисто финансовыми активами, выраженными в национальной валюте. Они вкладываются в предприятия, землю и другие капитальные товары;

    прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестирован капитал.

До возникновения транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном "портфельными". С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролирующих производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала приобретает форму прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции – это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для вложения в производство и обеспечивающих контроль за деятельностью предприятий посредством владения контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, различна в разных странах. В США формально признается прямым иностранным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор имеет или получает 10% собственности. Прямые иностранные инвестиции охватывают все виды инвестирования – будь то приобретение новых акций, или простое кредитование, лишь бы только инвестирующая фирма имела свыше 10% акций иностранной фирмы. Доля участия в акционерном капитале фирмы может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки и т.п.

Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее предприятие – главное отличие прямих иностранных инвестиций от других видов инвестирования.

Отличительной чертой прямых иностранных инвестиций можно считать и преобладание уровня продаж продукции, произведенной за границей с помощью ПИИ, над продажами отечественной продукции в виде товарного экспорта.

Факторами, которые активно влияют на рост прямых иностранных инвестиций и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания так называемой международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержку темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в прямых иностранных инвестициях правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния.

Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе и тем самым повышать свою конкурентоспособ-ность. Для них ПИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.

Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это – маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.

Маркетинговые факторы являются основными в росте ПИИ. ТНК нуждаются в расширении рынка для поддержания или увеличения своих продаж.

Между тем даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимой географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение иностранных фирм, установление контроля над ними.

Торговые ограничения . ПИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за границей как местные фирмы, не подпадая под таможенные пошлины, платежи или другие импортные ограничения.

В дополнение к барьерам, создаваемым правительством, ограничения могут создаваться покупателями, которые желают потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей. Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги у тех, кто заслуживает их доверия, т.е. у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране-потребителе, чтобы создать позитивный стереотип качества продукта.

Стоимостные факторы . Обслуживаемые рынки, находящиеся на значительном расстоянии и ограниченные высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных ТНК основывают производство за границей для получения преимуществ в издержках по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза больше тайваньского, в 9 раз больше бразильского, в 54 раза больше российского. Большинство американских филиалов снабжают свои американские материнские компании низкостоимостными факторами и компонентами.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, т.е. фирмами, которые покупают или основывают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы усматривают привлекательность ПИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников снабжения сырьем и другими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность снабжения и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.

Инвестиционный климат. ПИИ, согласно определению, позволяют осуществлять контроль над деятельностью предприятия. Однако, контроль может быть бесполезным из-за неблагоприятных условий "окружающей среды", даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а следовательно и прибыльность ПИИ зависит от наличия в стране инвестиционного климата – совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые предопределяют степень риска инвестиций и их прибыльность.

Общее отношение в мире к иностранным инвестициям и к их последующему развитию может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.

Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в виде увеличения налогов; ценового контроля или мер, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничение перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).

Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и обращением иностранной валюты.

Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.

Маркетинговые факторы :1) размер рынка, 2) рост рынка, 3) стремление удержать часть рынка, 4) стремление добиться успеха в экспорте материнской компании, 5) необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями, 6) неудовлетворенность существующим состоянием ринка,7) экспортная база, 8) следование за покупателями, 9) следование за конкуренцией.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Случайные статьи

Вверх