Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач.
Плановые регуляторы - это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы - объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей товаров и услуг. Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики.
Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
Государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
Налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
Регулирование цен, их уровней и соотношений;
Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Прогнозирование, про- Важнейшей предпосылкой государствен- граммирование и плани- ного регулирования экономики является рование, их роль в регу- разработка прогнозов. Государственное лировании экономики прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
При программно-целевом подходе обеспечиваются концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер.
Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.
Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективы и составляются на всех уровнях - от предприятия до национального и международного уровней. Они характеризуются конкретно выраженными конечными (целевыми) результатами (показателями); включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно, а система мероприятий - разработана с учетом достижения промежуточных и основной целей программы. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.
К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.
Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных субъектов и дифференцированные для их групп «правила игры» - ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.
Финансово-кредитные методы регулирования относятся ко всем сферам социально-экономической жизни России. Общественно необходимые затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре.
При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством.
Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.
Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены - цены стихийного рынка.
Важную роль в регулировании должна сыграть система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения. Хозяйственный договор должен стать основным документом, регламентирующим отношения между производителем и потребителем. Поставщик и покупатель вступают в договорные отношения, руководствуясь стоимостными нормативами. Хозяйственная организация любой формы собственности обладает правом выбора поставщика ресурсов и покупателя продукции. Договоры заключаются в предплановый период; в них четко фиксируются все условия взаимодействия сторон, объемы поставок товаров и услуг, их структура, номенклатура, соответствие стандартам, требования по качеству, сроки поставки, цены и тарифы. В договорах регламентируются нормы материальной ответственности за нарушение условий. Заключенные в предплановый период, они служат базой разработки планов производства, распределения и реализации хозяйственных субъектов.
Целенаправленно изменяя параметры хозяйственных условий, но не выходя за пределы объективного действия законов товарного производства, государство может создавать то более благоприятные, то менее благоприятные условия для производства и реализации тех или иных продуктов и сырья и тем самым регулировать объемы, приближая производство к параметрам и требованиям единого государственного плана развития экономики.
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности-в течение установленного срока.
Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган - Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации.
При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.
Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства, мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения.
Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.
Прямое воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и особенно на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые, управленческие регуляторы.
На дальнейшее совершенствование системы регулирования должна оказать влияние реформа управления, направленная на укрепление вертикали власти и выраженная в указе Президента РФ об образовании семи федеральных округов, в которые включаются субъекты Федерации. Это федеральные округа - Северо-Западный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный - с центром в Москве, Приволжский - с центром в Нижнем Новгороде, Уральский - с центром в Екатеринбурге, Южный - с центром в Ростове-на- Дону, Сибирский - с центром в Новосибирске и Дальневосточный - с центром в Хабаровске. Полномочные представители в федеральных округах призваны координировать работу федеральных структур власти на вверенных им территориях. Ожидается, что эта мера обеспечит более качественный контроль за работой регионов со стороны президента и укрепит его связи с регионами.
Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д. Схематически система государственного регулирования экономики изображена на рис. 2.1.
Экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России
Социально-экономическая стратегия государства
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМфКОНТРОЛЯ
1. Охарактеризуйте административное и экономическое регулирование.
2. Назовите прямые и косвенные методы регулирования экономики.
3. Раскройте метод экономического прогнозирования. Какова его роль в государственном регулировании?
4. Что представляет собой государственное планирование как метод государственного регулирования экономики?
Вмешательство властных структур в рыночные механизмы осуществляется через использование определенного набора методов государственного регулирования экономики.
методами государственного регулирования экономики следует понимать способы влияния государства на субъектов рыночной экономики с целью обеспечения благоприятных условий их эффективного функционирования в соответствии с принятой экономической политики государства.
8 всего арсенала методов основное внимание уделяют классификации последних по формам воздействия на субъектов рынка (прямые, опосредованные) и способом реализации (правовые, административные, экономические). В совокупности способов государственного регулирования возможно сочетание различных методов, способных оказать то или иное влияние на национальную экономику. При этом доминирование административных методов может свидетельствовать как о характере самой системы (иеринкова экономика), так и о характеристиках системы уже в рамках рыночной экономики (трансформационные преобразования в условиях переходной экономики, формирования рыночных институтов, создания многоукладной экономики и тому подобное).
Методы прямого регулирования используют с целью непосредственного вмешательства государства в экономические процессы и экономическую деятельность субъектов. Такое воздействие предусматривает осуществление мероприятий с применением инструментов административного регулирования и использования бюджета в части государственных ассигнований. К ним, в частности, относятся: определение стратегических целей развития экономики; государственное целевое финансирование; предоставление целевых дотаций; установление и ограничение цен; установление квот на производство, ввоз и вывоз продукции; лицензирование деятельности и операций по экспорту и импорту; проведение государственной экспертизы и установления государственных стандартов; установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции и т. др. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного регулирования используют с целью формирования благоприятной экономической среды, которая заставляет субъектов рыночной экономики действовать в нужном для государства направлении. Косвенное регулирование - это воздействие государства на экономические интересы инструментами финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и другой политики. Среди основных средств можно выделить: установление системы налогов, уровней налогообложения, льгот в налогообложении, дифференцирование налогов; предоставление льгот в кредитовании; манипулирование учетной ставкой, ставкой рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы; таможенное регулирование экспорта и импорта, установление валютных курсов и условий обмена валют и тому подобное.
Правовые методы используют с целью создания правового поля функционирования субъектов рынка через принятие законодательных и нормативных актов, предусматривая механизмы их реализации и контроля за выполнением. Итак, правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных норм (правил) поведения субъектов рынка. В Украине правовое регулирование осуществляется с помощью системы следующих законодательно-нормативных актов: Конституция Украины; законы Украины; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и другие нормативные акты Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (программы, концепции, прогнозы); нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции, методические рекомендации); нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В рыночной экономике законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, другие правовые акты имеют краткосрочный характер и принимаются с целью урегулирования тех экономических процессов, которые не отражены в законодательных актах.
Административные методы основываются на силе государственной власти и подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой сфера использования административных методов ограничивается главным образом охраной окружающей среды (экологические нормы, лимиты, штрафы, санкции), поддержанием минимальных параметров уровня жизни населения (минимальная зарплата, прожиточный минимум, социальные нормативы, социальные стандарты), ликвидацией негативных последствий рыночной конкуренции (монополизма - путем установления квот на производство, ограничение цен, рентабельности, стандартизации) и борьбой с теневым бизнесом.
В свою очередь, в странах с развивающейся экономикой, административные методы достаточно распространены и имеют целью, кроме указанного, удовлетворить потребности потребителей и защитить их права (государственные заказы, стандарты, сертификация, социально-экономические нормы и нормативы, лицензирование деятельности); защитить национальные интересы во внешнеэкономической деятельности (квоты на ввоз, лимиты, таможенные ограничения, государственная экспертиза, регистрация); обеспечить реализацию целевых комплексных программ. Применение административных методов целесообразно лишь тогда, когда рыночные механизмы и экономические средства государственного регулирования являются недостаточными или действуют слишком медленно. В странах с развитыми рыночными механизмами использования административных методов ограничено и играет второстепенную роль.
Административные методы реализуются системой инструментов административного регулирования и предусматривают такие механизмы, как квотирование, лимитирование, лицензирование, нормирование, стандартизацию, государственные заказы и тому подобное.
Квотирование - установление государством для субъектов рынка доли в производстве, потреблении, экспорте или импорте товаров и услуг. Предусматривает создание конкурентной среды, защиты внутреннего рынка, стабилизацию цен и тому подобное. Лицензирование ~ предоставление специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Направлено на защиту экономических интересов страны, интересов потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности. Система санкций и штрафов - это мероприятия государства, направленные против нарушения (или несоблюдения) субъектами условий или правил деятельности. Как экономические санкции, могут использоваться уплата неустойки, штрафы, пеня или изъятия в пользу государства выручки от незаконной деятельности. Стандартизация - это установление единых норм по типам, маркам, параметрам, размерам, методам контроля, организацией содержания работ, а также за величинами измерения, правилами маркировки и хранения продукции. Соблюдение стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности. Государственные заказы являются средством удовлетворения государственных потребностей в товарах и услугах, инструментом как административного, так и экономического регулирования. Административный характер государственные заказы имеют в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности, а также предприятий-монополистов.
Отправную роль в реализации основных функций и задач правительства, а также обеспечении макроэкономической стабилизации и корректировке рыночных механизмов играют экономические методы государственного регулирования экономики.
Экономические методы используют с целью создания экономической среды, которое побуждает субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны.
Система экономических методов включает методы финансово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования.
Финансово-бюджетное регулирование (ФБР) предполагает использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. Так, если необходимо активизировать деловую активность и стимулировать спрос, ставки налогообложения снижают, увеличивают расходы из бюджета, что обусловливает рост доходов и оживляет предпринимательскую деятельность, и наоборот. ФБР реализуется такой системой инструментов: государственный бюджет и бюджеты всех уровней; система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, пособия; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки.
Денежно-кредитное регулирование (ГКМ) является основным методом воздействия государства на механизмы рыночной экономики в зарубежных странах и лежит в основе монетарной политики. Сущность ГКР заключается в осуществлении совокупности мер, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, кредитных ресурсов и эмиссии (то есть воздействия на денежное предложение). ГКР реализуется такой системой основных инструментов, как учетная ставка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, денежная и кредитная эмиссия, валютный курс.
Ценовое регулирование (государственное регулирование цен) - является системой мер воздействия государства на цены и ценообразование с целью содействия стабильному развитию национальной экономики, а также предупреждения развертывания инфляционных процессов. Предусматривает использование системы цен и тарифов, формирование правил и условий ценообразования.
Валютное регулирование экономики является системой мероприятий, направленных на регламентацию валютных операций, международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. С помощью валютных методов государство стремится: поставить под контроль валютные операции, предоставление иностранным лицам кредитов и займов, ввоз и вывоз валюты за границу; поддерживать равновесие платежного баланса и устойчивость собственной валюты. Основными инструментами валютного регулирования являются: учетные ставки центрального банка (дисконтная политика); валютная интервенция, валютные ограничения; валютный курс денежной единицы (девальвация или ревальвация); валютные резервы; платежный баланс; межгосударственные соглашения о структурные изменения в валютной системе.
Методы формируют инструментарий → инструменты, которыми органы власти могут воспользоваться в своей деятельности.
Метод – способ познания и преобразования объекта на основе определённых правил и приоритетов, применяемых при регулировании.
Метод поясняет, что и как делаем на основе существующих правил.
Инструментарий предполагает выбор формы и метода. Инструментарий – комбинация формы и метода.
Форма – то, на что будут направлены действия.
Основные требования к механизму государственного регулирования:
1) адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики в конкретных исторических рамках. Смотрим на специфику определённой ситуации, потом выбираем метод.
2) системность: все элементы регулирования должны быть увязаны между собой. Как мы, воздействуя на одно, будем воздействовать на другое. Например, поддержка производства: ↓ налоги; господдержки.
3) комплексность: механизм регулирования охватывает с разумной степенью погружения все экономические и социальные процессы. Воздействуя на одно, мы воздействуем и на другое. Если, например, школа в деревне закрыта, то это представляет собой основу миграционных процессов.
Методы ГРЭ
косвенные
I. административные
II. экономические
Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП)
Селективные
Бюджетные
Инструменты бюджетно-налоговой политики
Налоговые
Существуют методы прямого и косвенного воздействия .
Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству.
Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.
I. Особенности административных средств (методов):
1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства.
3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения.
Меры запрета: после 21:00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета.
Разрешение: на отстрел, на ношения оружия.
Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.).
4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.
Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.
II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на:
· средства денежно-кредитной политики;
· средства бюджетной-налоговой политики.
Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.
Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.
Кредитные учреждения (ломбард, венчурные фонды, лизинговые компании, кассы взаимопомощи) + почтово-сберегательные услуги
Россельхоз банк (выдаёт кредиты для с/х)
Коммерческие банки
Неэмиссионные банки
Парабанковский сектор
Банковский сектор
Кредитно-банковская сфера
ЦБ контролирует MS – фиксированная величина.
Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы.
Ликвидность
Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:
· МО = наличные деньги;
· М1= М0 + чеки, вклады до востребования;
· М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги;
· МЗ = М2 + вклады;
· L = М3 + ценные бумаги.
↓доходность, надёжность
MD= MD т +MD A ; где MD – спрос на деньги, MD т – транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MD A – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.
MD Т (Q): Q→ MD Т Q→ MD Т | MD A (r): r→ MD A ↓ r↓→ MD A |
MD A : акции, облигации→ r . Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$.
А если r = 20%, то годовой доход = 200$.
Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы:
1) Прямые методы:
· эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ);
· ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам.
2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами :
· ставка рефинансирования (r r) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.
Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования , с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.
ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков.
Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1,5) → банк (размер ставки = 2) → банк
r r → MS ↓ (предложение денег);
· операции с государственными ценными бумагами:
Выпуск ГЦБ → MS↓;
Погашение ГЦБ → MS.
· норма банковских резервов – установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами.
НБР → MS↓;
НБР↓ → MS.
Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег.
Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег .
Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.
«Дешевые деньги»:
Если MS → мы нарушаем равновесие и получается, что MS>MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD (спрос на облигации, чтобы сохранить деньги) → BD>BS (предложение облигаций) → P B (цена на облигации) → r↓ → MD r(А) → MD→ MD= MS.
Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить.
Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок.
«Дорогие деньги»:
MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MS
Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.
Селективные методы кредитно-денежной политики:
· госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность;
· управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита на рынок ссудного капитала).
Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России.
О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования) .
MS↓ на деньги → спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест.
Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия →инфляция, политика дешёвых денег.
· регулирование кредитных операций и денежной эмиссии;
· контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита.
Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения.
Сфера гос. регулирования - региональная политика.
· регулирование риска и ликвидности денежных операций : риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»
Лесосибирский филиал
Кафедра экономики природопользования и охраны
окружающей среды
Косвенные методы регулирования
экономических процессов
(ЭПООС 000000.031 ПЗ)
Руководитель:
Т.В.Дьяченко
(подпись)
_________________________
(оценка, дата)
Разработал:
Студент группы Э1-1
О.С.Шахматова
(подпись)
__________________
(дата)
Реферат
В данной курсовой работе по предмету «Экономическая теория» рассмотрены регулирующие функции государства при его воздействии на экономику с помощью косвенных методов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ЭКОНОМИКЕ.
Цель работы - раскрыть содержание и особенности применения государством косвенных экономических методов регулирования экономики государства. Эта тема очень актуальна, так как абсолютно свободного рынка не существует ни в одном развитом государстве и все развитые страны вынуждены в той или иной мере прибегать к регулированию своих экономик.
Курсовая работа содержит пояснительную записку из 34 страниц печатного текста, 12 источников литературы и 2 рисунков.
Введение
2.4 Кредитно-денежная политика
2.5 Воздействие на экономику через государственный сектор
Заключение
Библиографический список
Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в рыночной экономике.
Даже в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.
Важнейшей задачей государства является создание целостной системы экономических методов регулирования. Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
? налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
? регулирование цен, их уровня и соотношений;
? платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
? таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.
Остановимся на косвенных методах государственного регулирования экономики. К ним, в частности, относят манипулирование при помощи бюджета и денежной массы, которое приводит к изменению поведения основных экономических субъектов. Государство, конечно же, не может ограничиваться только прямыми методами воздействия на экономику, так как народнохозяйственная система представляет собой совокупность независимых, самостоятельных, суверенных субъектов, которые принимают решения, руководствуясь, прежде всего, собственными экономическими интересами.
Считается, что основными способами косвенного регулирования (макроэкономической политики) являются фискальная и денежная политики.
Фискальная политика - такой способ косвенного воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государством используются следующие инструменты: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.
Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой (манипулирование учетной ставкой процента Центрального Банка).
Приведем простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что этот импульс (информационный) не останется без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые воспримут его как снижение собственных издержек и возрастание прибыли при прочих равных условиях. Такое изменение ситуации подтолкнет их к корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).
(1.1) |
(1.2) |
| (1.3) |
Так, эффект использования экономических инструментов возникает, как правило, через достаточно длительный период времени. Помимо этого в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут возникать побочные, отрицательные последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие при неверном анализе ситуации либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты в значительной степени могут нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект.
Использование экономических инструментов в регулировании, как правило, требует обоснования расчетов, и одна из наиболее сложных задач в технологии применения и использования каких-либо экономических инструментов состоит в определении количественной меры использования конкретного экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой ставки. Последние годы в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический налоговый инструмент в регулировании, и, несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный уровень налоговых ставок.
В теории и практике использования экономических и административных методов очень важной и достаточно трудной проблемой является установление достижения оптимального соотношения использования экономических и административных методов в государственном регулировании. Необходимость достижения такого оптимального соотношения обусловливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых административными методами принесет больший эффект.
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. В его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:
? поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
? составления сценария и вариантов прогноза;
? сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.
Предвидение основных направлений экономического развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития экономических процессов на основе специализированных методик осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.
В развитии методологии прогнозирования экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ.
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (5-10). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.
В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации. На рисунке 2.1 представлена классификационная схема методов прогнозирования.
Как свидетельствует схема, представленная на рисунке 2.1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Рисунок 2.1 – Классификационная схема методов прогнозирования
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос–ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата; во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.
В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.
В изученной литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Основная погрешность таких схем – нарушение принципов классификации, к числу которых относятся: достаточная полнота охвата методов прогнозирования, единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации), непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (т.е. Возможность дополнения новыми методами).
В большинстве классификационных схем методы прогнозирования разделяются на три основных класса: методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. При таком разделении методам экстраполяции противопоставляются как самостоятельный класс методы моделирования.
С одной стороны, построение моделей преследует цель вскрыть закономерность развития изучаемого объекта или процесса на некотором ретроспективном участке. И если модель построена правильно и адекватно отражает связи и свойства реального объекта, она может служить основой для экстраполяции, т.е. для перенесения некоторых выводов о поведении модели на объект. Это и есть прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций, выявляемых на модели.
С другой стороны, методы экстраполяции – не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции.
Конструктивная классификация позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком. (рисунок 2.2).
На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.
Фактографические базируются на фактической информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. В экспертных методах используется информация, которую доставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения их мнений. В свою очередь, классы экспертных и фактографических методов подразделяются на подклассы по методам обработки информации.
Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов).
Класс фактографических методов объединяет следующие три подкласса: методы аналогий, опережающие и статистические методы.
Рисунок 2.2 – Конструктивная классификация методов прогнозирования
Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий. Методы математических аналогий в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования.
Опережающие методы прогнозирования основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники. К ним относятся методы исследования динамики научно-технической информации, использующие построение динамических рядов на базе различных видов такой информации, анализа и прогнозирования на этой основе развития соответствующего объекта (например, метод огибающих). К опережающим методам можно отнести также методы исследования и оценки уровня техники, основанные на использовании специальных методов анализа количественной и качественной научно-технической информации для определения характеристик уровня качества существующей и проектируемой техники.
Статистические методы представляют собой совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования, объединенной по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей изменения характеристик данного объекта с целью получения прогнозных моделей.
Сложность выбора наиболее эффективного метода экономического прогнозирования заключается в определении относительно классификации методов прогнозирования характеристик каждого метода, перечня требований к ретроспективной информации и прогнозному фону.
В связи с этим возникает необходимость подробнее остановиться на основных классах методов экономического прогнозирования.
В случаях чрезвычайной сложности системы, его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации, наконец, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов. Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок. Этот метод включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения); обработку результатов решения – полученных от экспертов - оценок.
Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), позволяющей определять возможные варианты развития объекта прогнозирования за короткий период времени. Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации. Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки» – деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа.
Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально–экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.
Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.
Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.
Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Эффективным примером такой программы может служить «Новый курс» Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е г.г.
Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х г.г., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса. В условиях современного кризиса российское правительство в основном придерживается этих рекомендаций.
Система целевых программ. Такая система включает программы по четырем уровням управления. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во-вторых, региональные целевые программы. Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами. В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации). В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства - члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.
По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории:
а) научно-технические и инновационные, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа «Развитие гражданской авиационной техники России»);
б) социальные, обеспечивающие решение крупных социальных задач (например, программы «Старшее поколение», «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»);
в) экономические, решающие проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей (например, программа «Энергоэффективная экономика»);
г) экологические, направленные на решение крупных экологических проблем (например, программа «Повышение плодородия почв»);
д) региональные и межрегиональные, обеспечивающие поддержку Федерации в решении стратегических проблем территориального развития (например, программа «Социально-экономическое развитие регионов на 2008-2010 гг. и на период до 2015 г.»);
е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы).
По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.
Технология разработки и реализации программ. Обобщая накопленный опыт, можно определить следующие технологические этапы разработки целевых программ федерального уровня.
Выбор объекта программы. Исходным пунктом разработки целевой программы является выбор ее объекта, чему обычно уделяется недостаточное внимание. Во-первых, это должна быть узловая точка в развитии той или иной системы или подсистемы, обеспечивающая стратегический прорыв, решение крупной народнохозяйственной проблемы. Во-вторых, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы сконцентрировать на нем ресурсы, которые могут обеспечить в заданные сроки перелом траектории развития. В-третьих, это поле должно быть достаточно широким, чтобы затем расширить фронт прорыва обычными рыночными методами и обеспечить существенное улучшение ситуации в выбранном стратегическом направлении.
Построение «дерева целей». Прежде всего следует определить генеральную цель программы, выразив ее четко, однозначно и количественно измеримо, чтобы по ходу выполнения программы и по ее окончании можно было измерить степень ее выполнения. Затем определяется система целей первого уровня, без которой не может быть достигнута генеральная цель. Далее идут цели второго уровня по каждой из целей первого уровня и т.д. В итоге получается ветвистое «дерево целей», ствол которого - генеральная цель. По сути дела, на этом этапе вырабатывается логика критериев реализации программы. К этой работе нужно привлечь ученых и специалистов разного профиля - системщиков, технологов, маркетологов, гуманитариев и т.д.
Построение системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, идет в обратном порядке. Начинают с целей нижнего уровня, двигаясь к генеральной цели. Здесь важно строго соблюдать логику обеспечения достижимости каждой цели, ибо невыполнение хотя бы одной из них резко снизит эффективность всей программы.
Структуризация программы. Исходным «кирпичиком» каждой программы является проект. На основе анализа системы мероприятий формируется набор проектов, составляющих ткань программы. Они затем объединяются в блоки и подпрограммы. В каждом из звеньев структуры программы должно быть обозримое число элементов, чтобы обеспечить управляемость. Проекты распределяются во времени, согласовываются между собой.
Оценка затрат и эффективности проектов, подпрограмм, программы в целом - решающий этап. По каждому проекту оцениваются необходимые затраты на разработку, инвестиции и проч. Производится предварительная оценка объемов выпуска и продаж продукции, цен, эффективности и окупаемости (если речь идет о коммерческом проекте). Полученные данные суммируются по блокам проектов, подпрограммам и программе в целом. При этом могут выявляться неэффективные, убыточные проекты и их блоки. Принимаются решения о повышении их эффективности или об изъятии. Возможно их сохранение, если убыток перекрывается дополнительным доходом от реализации смежных проектов. В итоге этого этапа уточняется структура программы, а в отдельных случаях может быть принято решение о прекращении работы над ней, если она окажется убыточной, неэффективной. Определяются источники финансирования программы.
Создание целевых структур. Прежде чем представить программу на утверждение, нужно определить, кто будет по ней государственным заказчиком, основным исполнителем и соисполнителями. Важно далее создать целевые структуры для выполнения отдельных проектов, подпрограмм, программы в целом, сформировать нормативную базу, обучить персонал. Можно возложить проведение этих работ на существующие структуры. Однако опыт показывает, что более эффективно их выполняют целевые, вновь созданные организации. Это могут быть малые и средние предприятия по отдельным проектам, холдинги, консорциумы или финансово-промышленные группы по программам, транснациональные корпорации по межгосудар ственным программам. Обучение персонала лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы и стажировки участники реализации проектов и программы овладели общими приемами работы, понимали друг друга, взаимодействовали. Это повысит эффективность программных работ.
Управление реализацией программы и проектов целесообразно организовать по принципу «тройки». По каждому проекту координацию работ осуществляют заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и исполнительный директор, который организует выполнение работ, распоряжается финансами. Аналогичен принцип управления подпрограммами и программой в целом. На этих уровнях создаются координационные советы, которые возглавляются первыми лицами.
Контроль и приемка выполненных работ осуществляются в течение всего срока реализации программы. Контроль следует иметь независимый от исполнителей программы, чтобы объективно оценивать полученные результаты и вовремя внести коррективы и в крайнем случае прекратить работу по проекту, подпрограмме или программе в целом, если обнаружится их неэффективность. Для приемки отдельных очередей проекта, подпрограммы и программы и по их завершению создается авторитетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы.
Соблюдение изложенной выше технологии программирования существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития.
Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой один из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.
Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.
Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.
Государственные расходы делятся на:
? трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;
? трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;
? текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
? производственного направления и социального значения.
Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.
В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров.
Именно посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования. Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны:
1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению «Экономикс» Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.
Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.).
Регулирование через систему бюджетных расходов включает:
Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.
Методы прямого государственного регулирования.
К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.
Методы прямого государственного регулирования включают в себя:
1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;
2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;
3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;
4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;
5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;
6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;
7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.
К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.
1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.
2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.
Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.
Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.
Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.
Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.