Конституционно-правовые основы организации экономической деятельности. Социально-экономические и культурные права и свободы Собственность и свобода экономической деятельности

Экономическая свобода понятие не однозначное, так как в каждой стране или государстве она означает что-то свое, преимущественно не схожее с другими государствами.

Экономическая свобода напрямую зависит от законодательства страны, причем не только экономического, но и политического и оциального.

В каждом государстве законодательство свое, соответственно, и свобода везде трактуется по своему.

Экономическая свобода формируется государством, преследуя различные цели и решая самые разные задачи.

Все признаки и принципы экономической свободы отвечают общему поведения внутри рыночной системы, которая действует внутри государства. Экономическая свобода в целом характеризует рыночные и экономические отношения, также надо заметить, что они могут меняться в зависимости от изменения экономической системы.

Экономическая свобода граждан в каждой стране должна защищаться, а также должны существовать органы, способные отстаивать интересы людей в вопросах экономики и финансов.

На защиту граждан в вопросах экономической свободы встают множество государственных органов в самых разнообразных областях экономики.

На сегодняшний день собственность является основным локомотивом экономических отношений, а все потому, что в современных рыночных отношениях частная собственность – это свободное экономическое явление, то есть каждый гражданин нашей страны имеет полное право приобретать и распоряжаться своим имуществом, что не ограничивает его свободу.

Замечание 1

Экономическая свобода собственности – это важный шаг экономической политики нашего государства, он смог сформировать новые тенденции в развитии экономических и производственных отношений, дав возможность развиваться рынку и отдельно взятому гражданину.

Также экономическая свобода способствует формированию благоприятной экономической атмосферы на рынке, улучшает экономику страны. Она позволяет гражданам самостоятельно повышать свой комфорт и уровень жизни внутри государства, так как каждый сам может регулировать и пополнять свои финансы.

Основные понятия экономической свободы

Термин «свобода» понятен почти каждому из нас, причем, каждый понимает ее по - своему. Все более сложно обстоит дело с понятие «экономической свободы», так как этот термин носит уже более профессиональный характер и доступен для понимания не каждому гражданину общества.

Определение 1

Экономическая свобода – это форма ведения экономической деятельности, при которой предприниматель или хозяйствующий субъект может самостоятельно (полно или частично) выбирать форму собственности, направления деятельности и т.д.

Экономическая свобода в разных странах, а также в разные времена была различна. Какие - то времена давали большую свободу (например, современная демократия в России или других демократических странах), другие меньшую свободу (например, времена СССР или царские времена).

От экономической свободы зависит в целом развитие экономического сектора в стране. Если предприниматель может самостоятельно, беспрепятственно выбирать форму собственности, сам выбирать форму ведения налогового и бухгалтерского учета, не ограничен в выборе торговых направлений и т.д., то это будет положительным образом влиять на его личную и общую экономическую обстановку на рынке той или иной страны.

Теории экономической свободы

О важности экономической свободы упоминал в своих учениях и трактах Адам Смитт, который говорил, что именно свобода экономической деятельности дает возможность процветания благополучия страны и народа, где важными условиями для этого становятся:

  1. Правильное и логичное законодательство страны;
  2. Грамотная и продуманная налоговая система, которая не обременяет налогами «бедное» население страны;
  3. Правильные основополагающие компоненты свободной хозяйственной деятельности участников экономических отношений.

Эти три основных правила положены в основу грамотного благополучного построения экономики страны, где жители будут иметь возможности на процветание и комфортное существование.

Свобода экономической деятельности: сущность

Под свободой экономической деятельности чаще всего подразумевают свободу предпринимательской деятельности, что в частности означает, что предприниматель вправе сам выбирать:

  • Что ему производить (товар и направление товарной политики и товарного ассортимента);
  • Где и как торговать, то есть стационарное место торговли или передвижное или без офиса (удаленно через интернет);
  • Как вести сберегательные или накопительные вклады, предприниматель выбирает для себя сам форму и способы накопления в бизнесе, через общую систему вкладов или самостоятельную;
  • Как и во что инвестировать капитал и накопленные деньги или активы. В данном случае предприниматель самостоятельно решает и выбирает пути развития бизнеса, куда вкладывать капитал (в развитие бизнеса или в новое направление деятельности и т.д.);
  • Как вести внешнеторговую деятельность. Единственное, в данном случае законодательство имеет четкие ограничения, но право выбора и принятия решения остается за предпринимателем и т.д.

На сегодняшний день развитие предпринимательской деятельности напрямую зависит от господствующих на рынке экономических отношений, чем они эффективнее, тем эффективнее предпринимательство.

Определение 2

Эффективная рыночная экономика – это такой тип рынка, при котором предприниматель имеет полную свободу выбора в производстве товара и его обслуживания, а покупатель, в свою очередь, имеет полное право выбора и покупки этого товара на данном рынке.

В условиях эффективного рынка предпринимательская деятельность начинает активно развиваться и «двигаться вперед», что дает несомненные преимущества не только самому предпринимателю, но и потребителю данных товаров и услуг, а также развитию здоровых конкурентных отношений на рынке.

Таким образом, свобода экономической деятельности – это хороший способ развития рыночной структуры и экономических отношений внутри нее. Данная свобода позволяет наладить предпринимательскую деятельность, оздоровить ее и сделать более эффективной.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, -- указывается в Конституции (ст. 8), -- гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями)" . Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на федеральный антимонопольный орган.

Создавая социальное рыночное хозяйство. Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве Между человеком и государством, работником и работодателем, Производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными,и государственными предприятиями и учреждениями, включаются предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости);

о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке;

о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам -- основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах -- частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»" граждане и юридические лица -- собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, -- указывается в ст. 8 Конституции, -- признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако -- главное -- создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

После изучения данной главы студент должен знать:

  • понятие социально-экономических прав и свобод;
  • понятие свободы экономической деятельности;
  • право частной собственности;
  • трудовые права и свободы;
  • семейные права;

уметь:

владеть:

  • навыками исполнения и соблюдения социально- экономических прав и свобод;
  • навыками использования социально-экономических прав и свобод.

Свобода экономической деятельности

Отдельную группу конституционных прав и свобод составляют социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность, собственность, труд, отдых, здоровье, образование. Их задача состоит в обеспечении материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Эти права направлены на расширение возможностей для каждого члена общества обладать и пользоваться материальными благами, чтобы обеспечить достойное существование. При этом следует отметить, что особенностью социальных прав является то, что они не подлежат безусловной судебной защите.

В основе социально-экономических прав лежит признание необходимости осуществления государством социальных функций по социальной защите отдельных категорий населения путем перераспределения национального дохода, «выравнивания» социальных неравенств.

В перечне социально-экономических прав, принятых в мировой практике конституционного законодательства, право на работу, на оплачиваемый труд, на минимальную заработную плату, на равную оплату равного объема работы, на благосостояние, жилище, одежду, образование, здравоохранение, отдых, а также на особое попечение о детях. Принято считать, что это не просто как определенные требования к правительству, а это требование от властей чего-то нового, того, что еще не существует, чаще всего использовать определенные денежные суммы или иные ресурсы на социальные нужды, а также переставлять акценты в выборе приоритетов. При этом наблюдается некоторое расхождение в разграничении социальных, экономических и социально-экономических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

К числу экономических прав Конституция РФ относит право на экономическую деятельность, право частной собственности (ст.35 Конституции РФ), в том числе право частной собственности на землю. Трудовые права - свобода труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых (ст.37 Конституции РФ). В числе социальных прав Конституция РФ провозглашает охрану семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. К культурным правам Конституция РФ относит право на свободу творчества, на участие в культурной жизни, право на образование. Социально- экономические и культурные права и свободы закреплены в ст.ст.34^4 Конституции РФ.

Свобода экономической деятельности выступает в качестве одной из основ конституционного строя (ст.8 Конституции РФ). Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое вытекает из свободы личности и права на частную собственность, является важным элементом рыночной экономики. Согласно ч.1 ст.34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.

Государственные органы гарантируют и поощряют развитие бизнеса, предпринимательства, защищают имущество граждан наравне с государственной собственностью. В то же время государство вправе ограничивать некоторые виды деятельности (например, производство оружия) или обусловливать ее разрешениями (лицензиями), регулировать экспорт-импорт, требовать финансовой отчетности, уплаты налогов. Все это необходимо в интересах развития экономики страны и опирается на законодательную базу, прежде всего на ГК РФ.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О защите конкуренции» и др. Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следует обратить внимание на то, что не все способности одобряются законодателем в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности. Поощряются только такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Конституция РФ выделяет форму экономической деятельности, подлежащей запрету. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Такого рода конкуренция бьет по интересам как граждан, так и экономики, в результате ущемляются интересы потребителей.

Развитие экономической свободы

Экономическая свобода, как элемент экономики впервые упоминался в нашей стране в период Советского Союза. Экономическая свобода в СССР практически отсутствовала, что было обусловлено формой власти и экономическим режимом, действующим в те времена. Ограничения привели к тому, что внешняя экономическая политика была очень скудной, товарного ассортимента на рынке почти не было, однако, была стабильность, которую современный рынок и экономическая свобода обеспечить не могут.

Государство в те времена было монополистом, то есть принимало все решения в области торговли, развития внешних и внутренних экономических отношений самостоятельно.

Надо заметить, что внешние отношения в Советском Союзе были очень ограничены, внешняя торговля велась только по определенным направлениям, а импорт в страну был вообще на уровне минимума. Ввиду этого экономическая свобода населения была очень ограничена.

Однако, правительство советского времени обеспечивало граждан своей страны определенной стабильностью в плане экономики и торговли. Надо заметить, что в магазинах и торговых центрах был ограниченный ассортимент товара, зато в наличие товар был почти всегда.

Свобода ведения финансовой деятельности отдельно взятой семьи в СССР была слабо реализована. Если какая – то семья начинала богатеть, при условии, что сильных экономических изменений не происходило, данным фактом начинали интересоваться государственные органы, что в итоге могло обернуться политическими проблемами или возвратом нелегально нажитого имущества государству, если такой факт присутствовал.

Во времена России ситуация с экономической свободой в значительной степени изменилась. На сегодняшний день все граждане страны считаются полностью свободны от государственного вмешательства и регулирования, только если это не затрагивает законные интересы, прописанные, прежде всего, в Конституции РФ.

Условия экономической свободы

Экономическая свобода это важное условие развития рыночных и экономических отношений. Чем выше степень свободы экономического характера у субъекта рынка, тем выше его продуктивность, так считают ведущие аналитики и экономисты. То есть для развития экономических и рыночных отношений – это одно из приоритетных условий.

Определение 1

Условия экономической свободы – это те обстоятельства и правила, при которых предприниматели могут свободно реализовывать свои идеи и предпочтения на рынке товаров и услуг.

Такими условиями являются:

  • Абсолютное право на частную собственность. Любой предприниматель должен владеть этим правом и условием, иначе не будут правильно реализованы рыночные отношения, а, следовательно, и товарные и экономические отношения на рынке;
  • Абсолютное право на реализацию экономических идей и инициатив. То есть предпринимательская деятельность не ставится в конкретные определенные рамки, наоборот, если бизнесмен имеет ряд идей, то если они не противоречат закону, он имеет полное право на их реализацию, что даст вектор дальнейшего развития его бизнеса и рынка в целом;
  • Абсолютное право на то, чтобы создать или наоборот, разрушить коалиции внутри бизнеса. Такое право дает предпринимателю свободу выбора бизнес партнера, чтобы владелец сам определял, с кем он желает сотрудничать, а с кем нет, вне зависимости от мнения и совета, например, государственных органов. Это дает более продуктивный ход развития бизнеса и торговых отношений.

Данные условия экономической свободы деятельности обязательны, так как при их невыполнении или частичном исполнении свобода, как факт, теряется и ослабевает, что может негативным образом сказаться на предпринимательской деятельности и экономических отношениях.

Замечание 1

За счет экономической свободы общество может достичь высоких и продуктивных результатов в области социальных и экономических действий.

Экономическая свобода характерна в основном только в условиях рыночных отношений, в других формах рынка она мало себя проявляет и является не столь важным атрибутом экономики. Надо заметить, что только рынок вправе давать столько свободы своим субъектам, так как без нее невозможно построение правильной структуры взаимоотношений.

Проявление экономической свободы дает множество преимуществ, как предпринимателю, так и самому рынку, так как свобода – это новые возможности, креативные идеи, движение вперед и развитие. Высвобождаемая экономическая энергия плодотворно и позитивно влияет на развития общества и бизнеса.

Принципы экономической свободы

Экономическая свобода не может быть никак не ограничена:

  • ни законодательством;
  • не рынком;
  • ни экономикой.

Экономическая свобода не зарождается сама по себе, ею наделяет власть страны, она способна расширять границы и возможности рынка и предпринимательской деятельности, формировать новые взгляды и идеи ведения бизнеса.

Принципов, как таковых, экономической свободы не сформировано по причине разных подходов к формированию свободы в экономике, даже в условиях рыночных отношений, в разных странах.

Экономическая свобода придерживается главного основного принципа деятельности, основанного на Конституционном праве человека в обществе и экономике страны.

В основу данного принципа положено грамотное распределение и сочетание прав экономической свободы предпринимателей в условиях рыночных отношений и их реализации.

Здесь важно отметить то, что принцип экономической свободы предпринимателя все же ограничивает в определенной степени его права и обязанности. Главное состоит в том, чтобы в рамках экономической свободы субъект рынка не нарушал правила касающиеся:

  • Здоровья граждан страны и экономической зоны;
  • Нравственности граждан и общества страны, а также отдельных субъектов рынка;
  • Законных прав граждан и отдельных субъектов рынка;
  • Интересов граждан и отдельных субъектов рынка и т.д.

Таким образом, данный принцип экономической свободы ограничивает свободу только в рамках действующей Конституции, которая налагает на предпринимателей и их деятельность определенные запреты.

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СМЫСЛ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЛОБАНОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.И. Червонюк Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье исследуется понятие свободы в философском значении, конституционном смысле. Анализируется содержание свободы экономической деятельности через ее основные экономические права.

Ключевые слова: свобода в философском понимании, конституционный смысл экономической свободы, содержание свободы экономической деятельности.

Abstract. The article examines the concept of freedom in philosophical value, the constitutional meaning. Analyze the contents of the freedom of economic activity through its basic economic rights.

Keywords: freedom in the philosophical understanding of the constitutional meaning of economic freedom, the content of the freedom of economic activity.

В современном мире вопрос о понимании свободы является одним из ключевых и остается актуальным и по сей день, так как свобода тесно связана с стремлением человека к отстаиванию его прав и является неотъемлемым условием становления демократического государства, поэтому объектом анализа в статье является свобода как таковая в философском и экономическом ее понимании, а также определение границ такой свободы.

Вопрос о свободе рассматривался многими философами. Рассмотрим взгляды некоторых философов по этой проблеме. Первые воззрения о свободе зарождаются в древнегреческой философии. Употребление такого понятия встречается у софистов. Под свободой они понимают «внутреннюю свободу» отдельного индивидуума1. Так, например один из выдающихся представителей древнегреческой философии Аристотель, определял свободу исключительно как свободу человеческих действий или свободу спонтанности. Человеческое действие является свободным в том смысле, что оно исходит из

«собственного воздействия» или же является «sua sponte»2. Еще один древнегреческий философ - Эпиктет, определял свободу как желание собственных стремлений «свободным является тот, у которого все происходит по собственным свободным решениям»3. Свое внимание он акцентировал на внутренней свободе, призывая как можно меньше зависеть от внешнего мира.

Последующие философы трактуют о свободе уже в эпоху Средневековья. На данном этапе у мыслителей ключевым предметом внимания является свобода человеческой воли. Одним из таких был Аврелий Августин4. Следующий представитель данной эпохи - Фома Аквинский. Как и для Аврелия Августина, так и для Фомы Аквинского свобода рассматривается как уникальный феномен, обладающий самоценностью - это возможность выбора, основанного на разуме5.

Значительные перемены в соотношении личности и общества присуще эпохе Возрождения. В отличие от предыдущих мыслителей, феномен

свободы понимается на данном этапе уже несколько иначе. Такие перемены связаны с преобразованием в различных областях человеческой жизни: политико - экономической, социо - культурной, естественно - научной и религиозной, что привело к увеличению автономности индивида. На данном этапе свободная личность следует скорее не религиозным догмам, а разуму, который способен сообразно познавать мир. Соответственно встает вопрос и о свободном государстве, одной из функцией которого должно быть предоставление гражданам объективной возможности реализации свободы6. Из этого рождается новый подход к пониманию свободы через понимание общественного прогресса. Такой идеи придерживались Б. Спиноза7,

Ф. Бэкон., Т. Гоббс8. Основные идеи, созданные мыслителями эпохи Возрождения были реализованы в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., а затем в первой Конституции Французской республики 1793 г.9.

В России, идеи о необходимости гарантий свободы обществом, государством и правом находят свое отражение в произведениях таких философов, как П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, И.А. и др. Так, П.И. Новгородцев считает, что основной задачей государства является обеспечение личной свободы и создание материальных условий ее существования10. В.С. Соловьев утверждает безусловную ценность свободы, определяет право как «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага»11.

Таким образом, проблема свободы решалась на протяжении всех культурно-исторических эпох, а именно вопросы соотношения индивидуального и общего, свободы воли личности и интересы общества. Представители каждой эпохи определяли свободу по-новому, в соответствии с той действительностью, в которой они жили. Именно общефилософский подход предполагает взаимосвязь двух аспектов свободы - внешней и внутренней. Философское понимание категории свободы очень важно и на сегодняшний момент, так как без знаний философии, которые являются базовыми, невозможно раскрыть понятие, признаки и структуру свободы в конституционном праве.

Специальную группу основных прав и свобод в конституционном праве составляют экономические права и свободы. Конституция РФ 1993 года, по сравнению с законами советского времени, исходит из принципиально иной позиции при их закреплении. В прежнем аспекте проявлялась тенденция на главенствующую роль государства в предоставлении экономических благ человеку. Подобного рода интерпретация, нашедшая отражение в конституционных нормах, закономерно следовала из того, что государство, являлось фактическим и единственным собственником всех общественных богатств,

которые формально были объявлены общенародны-

В Конституции 1993 г. произошел отказ от глобального огосударствления экономики и теперь в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет свободу экономической деятельности и содержится в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей основы конституционного строя, соответственно данное положение приобретает статус одной из основ конституционного строя. Экономическая свобода, по смыслу Конституции, предполагает, прежде всего свободу предпринимательства. Конституционный Суд РФ отметил, что «принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»13. В нормативное содержание свободы экономической деятельности как конституционного принципа входит, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, прежде всего свободное от какого-либо воздействия принятие хозяйственных решений14. На конституционный принцип свободы экономической деятельности, основываются нормы гл. 2 Конституции, закрепляющие права, неотъемлемо присущие обществу, в котором действует экономика рыночного типа. Их можно обозначит как основные экономические права, которые, по сути и отражают конституционный смысл ст. 8, 34 Конституции РФ. К ним относятся15:

Во-первых, право выбирать род деятельности или занятий - означает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем, либо работником (ст. 37 Конституции). Принцип свободы труда отражен в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека16. Закрепленные в Конституции РФ нормы соотносятся с положениями Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»17, которая акцентировала внимание на ликвидацию всех форм принудительного или обязательного труда, недопущению дискриминации в области труда и занятий. Запрет принудительного труда предусмотрен в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Термин «принудительный или обязательный труд» в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ о принудительном, или обязательном труде18 (с учетом Протокола 2014 г. и Рекомендации 2014 г.), означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Данные нормы нашли свое закрепление и в иных международных правовых актах, таких как: Конвенция МОТ «Об упразднении принудительного труда»19; Конвенция МОТ «О дискриминации в области труда и занятий»20; Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод»21; Европейская социальная хартия22 и другие. Запрет принудительного труда впервые в России парирован на конституционном уровне, а конституционные положения получили свое закрепление в ст. 2 Трудового кодекса РФ23. Таким образом, свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образова-

ния юридического лица24;

Во-вторых, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - означает свободу рынка труда. Свобода передвижения закреплена в ст. 13 Всеобщей декларации прав челове-ка25, в Протоколе № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод26 и ст. 12 Международного пакта о гражданских и политиче-

ских правах27. Статья 27 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»28 предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ № 71329. Данное право может быть ограничено только с учетом положений ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ.

В-третьих, право на объединение - предполагает право для совместной экономической деятельности, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 30). Наиважнейшие международные акты в области прав и свобод человека закрепляют право каждого человека на объединение и запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение, к таким относятся: Всеобщая декларация прав человека (ст. 20)30, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 22)31, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11)32.

Согласно существующему законодательству в России существует несколько видов общественных объединений в зависимости от целей их деятельности. В зависимости от того, ставится ли перед объединением цель извлечения прибыли в качестве основной или нет, организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ33 могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Некоммерческие организации могут создаваться в таких организационно- правовых формах, как потребительский кооператив, казачьи общества, движения, фонды, некоммерческие партнерства, частные учреждения и т.д. Некоммерческие организации могу реализовывать предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность

соответствующих организаций, помимо выше перечисленных являются: ФЗ «О некоммерческих организациях»34, ФЗ «О саморегулируемых организациях»35, ФЗ «Об общественных объединениях»36 и другие. Необходимо отметить, что конституционное право на свободу объединений не является абсолютным и может быть лимитировано в соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции.

В-четвертых, право иметь имущество в собственности. Триада

полномочий: владение, распоряжение и пользование им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), те же самые полномочия в отношении земли и природных ресурсов (ч. 2 ст. 36), использование имущества для целей предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34) - означает свободу формирования имущественного фундамента предпринимательства, оборот имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая права на свободу договора37. Особо акцентирует внимание на связь свободы договора со свободой экономической деятельности Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.02.1999 г. № 4-П38.

Специфическим объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Земля является конструктивной основой любой недвижимости и в этом качестве ее роль как объекта частной собственности в условиях рыночной экономики высочайшая. Конституция закрепляет данное право только за гражданами и объедине-ниями39. Право частной собственности находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов РФ, не могут менять его статус40.

Таким образом, свобода экономической деятельности состоит в правовой охране интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее продуктивным образом гарантируется институтом частной собственности, закономерным обрамлением защиты права собственности между хозяйствующими субъектами41;

В-пятых, право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 34) - предполагает свободу конкуренции42. Часть 2 статьи 34 отчасти воспроизводит положения ст. 8 Конституции РФ. Она предусматривает исключение из принципа

свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция отличается от монополизации. Она характерна тем, что на рынке существует конкуренция и конкурентная борьба, однако, эта борьба ведется несоответствующими методами - с помощью популяризации астернальных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств и количества товара или в отношении его производителей и так далее.

Таким образом, включение положения о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции подчеркивает значимость этого принципа для сегодняшних экономических систем, поскольку монополизация до определенного времени не рассматривалась как явление, способное причинить вред экономики.

Основываясь на вышеизложенном, изучение категории свободы в философском ее понимании, конституционном аспекте, рассмотрение основных составляющих экономических прав такой свободы, позволяет на наш взгляд говорить о том, что свобода экономической деятельности важна для общего понимания в двух смыслах. Во-первых, экономическая свобода является частью свободы как таковой в целом. В этом значении, она представляет собой ценность саму по себе. Во-вторых, экономическая свобода является неотъемлемым условием свободы политической. Исторический опыт свидетельствует о том, что существует прямая связь между свободным рынком и политической свободой. Конечно же, основные философские постулаты учения о свободе легли в основу относительно новой российской конституции, и хотя Конституция РФ не раскрывает категорию свободы экономической деятельности, однако же, содержит и закрепляет этот принцип в статье 8 главы 1 Конституции РФ (Основы конституционного строя). В сущности, свобода экономической деятельности не исчерпывается формально-юридическим закреплением в статье 8 Конституции РФ. Взаимосвязанный анализ целого ряда поло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жений Основного закона позволяет обнаруживать конституционный смысл свободы экономической деятельности в статьях: 34, 35, 36, в ряде установлений главы 3 Конституции РФ, в том числе через содержание этой самой свободы.

1 См. Conze W. Freiheit // Brunner O. / Conze W. / Koselleck R. (Hgg.) Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 2 Stuttgart. 1998. S. 435 f. // Пархоменко Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия. М.: Ленанд, 2014. С. 30-31.

2 Cp.: Ibid. S. 16.

3 Epiktet, Diss I, 12, 9.

4 De corr. Et Gratia I, 2; Pl 44, 936.

5 Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2000. С. 375-377.

6 Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России // Учебное пособие / Отв. зед. заслуженный деятель науки, докт. юрид. наук, проф., судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке Н.В. Витрук, СПб.: Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 30.

7 Спиноза Б. Богословско - политический трактат / Б. Спиноза // Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.. 1957. С. 239.

8 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М., 1991. С. 163. Т. 2.

9 Адо А.В. Документы истории Великой Французской Революции. В двух томах. Т. 1. М.: МГУ, 1990. С. 216-227.

10 Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование / П.И. Новгородцев; под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова // Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 322.

11 Соловьев В.С. Оправдание лобра / В.С. Соловьев; под ред. А.Н. Ерыгина и С.П. Липова // Избранные произведения. Рост.н/Д: Феникс, 1998. С. 522.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России // Учебное пособие. М.: Проспект, 2014. С. 233.

13 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. // Российская газета. 2004. 2 марта. (№ 3418). С. 7.

14 Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 18.

15 Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 106.

16 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

17 Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18.06.1998 г. на 86 сессии Генеральной конференции МОТ) // Российская газета. Федеральный выпуск № 98-238. 1998 г.

18 Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1956) // Ведомости ВС СССР. 1956. № 12. Ст. 253.

19 Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (принята в г. Женеве 25.06.1957 г. на 40 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована ФЗ РФ № 35-ФЗ от 23.03.1998) // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.

20 Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий (принята в г. Женеве 25.06.1958 г. на 42 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 6. Ст. 58.

21 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

22 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010 № 4. С. 17-67.

23 ТК РФ от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. ч. 1. Ст. 3.

24 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.

25 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

26 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

27 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

28 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета. Федеральный выпуск № 152. 1993 г

29 Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939, СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3294, СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1412, СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6024, СЗ РФ. 2011. № 44.Ст. 6282, СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1986, СЗ РФ. 2014. № 34. Ст. 4667, СЗ РФ. 2015. № 11. Ст. 1601.

30 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г

31 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

32 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

33 ГК РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. № 32. 3301; ГК РФ. Ч. 2 от 26 января 2006 г № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

34 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

35 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2006 № 315-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

36 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) //СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

37 Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической деятельности) // Конституционный вестник № 1 (19), 2008. С. 251.

38 См.: Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1999. № 3.

39 Нудненко Л.А. Конституционное право. М.: Юрайт, 2016. С. 229.

40 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, Инфра-М, 2015. С. 285.

41 Нудненко Л.А. Конституционное права. М.: Юрайт, 2016. С. 126.

42 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.

Случайные статьи

Вверх