Понятие налога. Функции и принципы налогообложения

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате-жи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сро-ков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения де-ятельности государства и органов местного самоуправления. Функции налогов :

1. Фискальная - состоит в том, чтобы обеспечивать гос-во денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов гос-ва, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

2. Распределительная - обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

3. Стимулирующая (регулирующая) - через налоги регулируется платежеспособный спрос населения, темпы развития экономики страны, развитие внутреннего рынка (таможенные пошлины).

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов (поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды). Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Основные виды косвенного налога - акцизы, НДС, а также отдельные виды пошлин и сборов. По каналам поступления налоги подразделяются на федеральные, областные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов - подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, водный налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным: земельный налог, налог на имущество физ. лиц.

Налоговая система должна отвечать следующим основным принципам :

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно.

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и гос-ва должны носить правовой характер.

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

4. Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.

5. Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков.

6. Существует равенство налогоплательщиков перед законом.

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.

8. Нейстральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности.

9. Доступность и открытость информации по налогообложению.

10. Соблюдение налоговой тайны.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за-кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по-требностей. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Функции налогов

Виды налогов

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по целевой направленности;
  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • соблюдение налоговой тайны.

Функции налогов

Основная функция налогов - фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реали-зуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов госу-дарства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с по-мощью налогов средства расходуются государством на содержание админис-тративно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциа-ции условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение эконо-мических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может ус-танавливать разные условия налогообложения для различных категорий пла-тельщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдель-ных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способс-твовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повы-шать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зави-сит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социаль-ной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообло-жения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирую-щей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объ-яснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы. (12, с. 19-21).

Виды налогов

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налогове-дение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
  4. по адресности зачисления налоговых платежей;
  5. по целевой направленности;
  6. периодические и разовые налоги;
  7. регулярные и чрезвычайные налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:

  • налоги, уплачиваемые физическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
  • налоги на определенные виды расходов;
  • налоги на совершение определенных операций;
  • налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятель-ности.

1.4. Принципы налогообложения

  • налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться меж-ду категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплатель-щика;
  • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
  • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов эконо-мической деятельности;
  • доступность и открытость информации по налогообложению;
  • соблюдение налоговой тайны.
  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значе-ние, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрез-мерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны проти-воречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опублико-ванных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый изменен-ный текст.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

1.Понятие финансовой системы. Государственный бюджет.

2.Государственные расходы.

3.Функции и принципы налогообложения.

4.Виды налогов. Переложение налогового бремени.

5.Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

6.Государственный долг.

7.Сущность, цели и инструменты фискальной политики.

8.Налоговая политика и налоговый мультипликатор.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в ходе распределения и перераспределения национального дохода. Объектом исследования в макроэкономике являются, однако, не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами - с другой. При таком подходе финансовая система включает:

1) государственный бюджет.

2) внебюджетные специальные фонды. Наиболее крупными среди них являются пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет обязательных или добровольных страховых взносов работников, предпринимателей, а также за счет дотаций из государственного бюджета и ресурсов, получаемых за счет собственных инвестиций этих фондов. Средства данных фондов используются для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, работы и т.п.

3) фонды имущественного и личного страхования, используемые для защиты имущества юридических и физических лиц от стихийных бедствий, для дополнительного материального обеспечения граждан при достижении ими совершеннолетия, при заключении брака, страхования грузов, рисков в банковской деятельности и т.п. Данные государственные и негосударственные фонды обычно образуются за счет добровольных страховых взносов, а также путем выпуска и размещения ими ценных бумаг.

Государственный бюджет как ведущий элемент государственных финансов представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для осуществления своих социально-экономических и политических функций: производства общественных благ, развития фундаментальной науки, антициклического, антиинфляционного и другого стабилизационного регулирования национальной экономики. Бюджет дает государству возможность решения тех социально-экономических задач, перед которыми отступает механизм рынка.

Через государственный бюджет - значит, через налоги и государственные расходы - происходит перераспределение ресурсов и доходов с тем, чтобы сделать это распределение более справедливым. Через госбюджет разрешаются также региональные, структурные и другие общенациональные проблемы.

Расширение (сужение) функций государства происходит в зависимости от политического устройства общества, правящих партий, фаз длинноволнового цикла и др. Комбинация этих факторов определяет тенденцию к увеличению (уменьшению) размера государственного бюджета, его доходов и расходов.

В западной экономической литературе обычно анализ бюджета начинается не с доходной его части (как это было типично для советских авторов), а с части расходной, то есть с изучения цели, а не средств ее достижения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государства для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Английский экономист А. Пигу предложил классификацию государственных расходов с точки зрения их влияния на национальный доход, согласно которой они подразделяются на так называемые трансформационные и трансфертные расходы. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Это - расходы на государственные закупки, государственное предпринимательство, через которые финансовые средства государства как бы трансформируются в другие блага. Во втором случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов.

Исходя из данной классификации к трансформационным расходам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату заработной платы и жалования, осуществляемую из бюджета.

Как видим, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Среди трансфертных расходов государства - пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, социальное обеспечение, финансирование эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений, их субсидирование.

В ХХ веке отчетливо проявилась тенденция ускоренного роста государственных расходов по сравнению с расходами частными.

Столь стремительный рост государственных расходов, в частности, обусловлен:

Повышением общественного благосостояния и направлением все большей доли доходов домохозяйств на удовлетворение потребностей в образовании, культурном развитии и т.п. Установлено, что эластичность спроса от дохода на данные общественные блага выше, чем на частные.

Отставанием производительности труда работников сферы социально-культурных услуг от материального производства, что порождает относительно более высокую трудоемкость и зарплатоемкость в создающем данные услуги государственном секторе.

Ростом бюрократического аппарата и др.

Однако следует учитывать и то обстоятельство, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, обычно растут быстрее цен для частного сектора.

Распространен и другой, функциональный принцип классификации государственных расходов, при котором они сразу же группируются по целевому назначению. При таком подходе можно выделить две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр.

При этом правительственные средства тратятся на выдачу заработной платы государственным служащим, на оплату закупаемых государством товаров и услуг (от вооружений до медикаментов), на выдачу денежных пособий и дотаций различным слоям населения и субсидий предприятиям, на инвестиционные расходы под государственные проекты. Основными статьями заметно возросших в мире за последние десятилетия бюджетных расходов являются социальные статьи: социальные пособия, финансирование образования, здравоохранения и др. На них приходится примерно 40-50% бюджетных расходов развитых рыночных стран. Вторую по значимости статью (примерно 12-15% государственных расходов) составляют затраты на хозяйственные нужды: бюджетные субсидии сельскому хозяйству, инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, финансирование государственных программ. Примерно такая же доля госбюджета направляется на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Административно-управленческие расходы по содержанию правительственных органов, полиции, органов юстиции и т.д. включаются в четвертую статью, на которую приходится 5-10%. И, наконец, последнюю статью расходной части государственного бюджета составляют выплаты по государственному долгу -7-8 %.

Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли расходов на оборону. Именно это происходило, например, в СССР и США в период «холодной войны». В странах же Юго-Восточной Азии политики традиционно считают, что система трансфертных платежей - это «наркотик», который подтачивает жизненные силы стран Запада.

Вторая статья правительственных расходов - выплата процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Обозначим сумму расходов на правительственные программы G, сумму государственной задолженности - D, среднюю процентную ставку по этой задолженности - i. Таким образом, общие правительственные расходы будут равны:

Государственные средства должны использоваться в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей. При этом важно достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности. Последнее означает, что в ходе изучения различных вариантов использования государственных средств и выявления оптимального объема правительственных расходов предпочтение должно быть отдано тому, который приносит наибольшую народнохозяйственную пользу. При этом в расчет должны приниматься не только внутренние, но и внешние издержки и выгоды.

ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. Коренной признак налогов – их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог». В широком смысле слова налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд.

Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

В связи с этим первой функцией налогов является функция фискальная. Налоги - это наша плата за цивилизованность общества. Являясь средством перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить «сбои» в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Тем самым они выполняют свою перераспределительную функцию. Причем перераспределение доходов осуществляется не только между группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями).

Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства.

В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая.

Четвертой функцией налогов является функция социально-воспитательная: например, высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать наращиванию культурно-образовательного потенциала общества.

Пятая функция налогов - контрольно-учетная - связана с учетом соответствующими ведомствами доходов фирм и домохозяйств, объема и структуры производства, движения финансовых потоков.

Принципы налогообложения, которые в современной интерпретации звучат следующим образом:

1. Простота налоговой системы. Система исчисления и сбора налогов должна быть технически более простой, т.е. понятной для налогоплательщиков, чтобы сделать минимальными административные и другие расходы, связанные с обслуживанием налогоплательщиков, и с тем, чтобы уменьшить возможности уклонения от налогов.

2. Гласность и открытость налоговой системы означают, что общество должно знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.

3. Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. В частности, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику.

4. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии.

В связи с этим общеприняты следующие два этических принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в равном положении, должны иметь равные налоговые обязательства.

Принцип вертикальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в неравном положении, должны иметь неравные налоговые обязательства. Так, если в государстве принят пропорциональный рост налоговых обязательств по мере роста доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Равенство граждан, уровней управления, поколений в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, однако, что, во-первых, дифференциация проводится по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, во-вторых, эти критерии связаны с результатами действий налогоплательщиков, а не с их врожденными неизменными качествами.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

1. Согласно принципу получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога.

Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога.

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными.

Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

а) часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.

б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - то есть именно тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системы.

2. Принцип платежеспособности. В нем отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена прежде всего в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, «бесплатных» обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

Реализация принципа платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

Ставки бывают:

а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),

б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,

г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

5. Принцип эффективности налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданно высоких налогах могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета.

Кроме того при высоких налогах:

Появляются так называемые «налоговые клинья»- между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители.

При увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.

Происходит неуклонный рост «теневой экономики» за счет сужения экономики легальной. Реализуется стремление всех находить и использовать налоговые лазейки.

Повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены.

Мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия) и наоборот (США, Великобритания, Швейцария).

Растут расходы на содержание аппарата налоговой полиции.

Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы.

Первый, нейтралистский подход предусматривает уменьшение налоговых ставок и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.

Второй, интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.


Похожая информация.


1. Функции и принципы налогообложения

Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

1) субъект налога;

2) носитель налога;

3) объект налога;

4) единица и масштаб обложения;

5) ставка налога;

6) оклад налога;

7) налоговый период;

8) налоговая льгота;

9) налоговая квота;

10) налоговая политика;

11) налоговый кадастр;

12) система налогов.

Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.

Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

1. Экономические принципы налогообложения.

2. Юридические принципы налогообложения.

3. Организационные принципы налогообложения.

К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

4) принцип налоговой прозрачности;

5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

1) принцип единства;

2) принцип подвижности;

3) принцип стабильности;

4) принцип множественности налогов;

5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1. Общие принципы налогообложения Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, обязательно столкнется с уплатой налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.Учитывая возросшую меру ответственности предпринимателей

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

3. Принципы налогообложения в РФ Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.Юридические принципы:1) принцип равного налогового бремени;2) принцип установления налогов законом;3) принцип отрицания обратной силы закона;4) принцип приоритета

Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

6.2. Основные принципы налогообложения сделок РЕПО 6.2.1. Налогообложение доходов и расходов по сделке РЕПО При осуществлении операции РЕПО не меняются цена приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения первой части РЕПО

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

1.4. Принципы оптимизации налогообложения Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:– принцип адекватности затрат.Стоимость создания системы оптимизации

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

4.3. Функции и основные элементы налогообложения Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения

Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

6.1. Экономическая сущность, функции и элементы налогообложения прибыли Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального,

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Принципы налогообложения Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов. В налоговом

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 3 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

52. Принципы определения цены для целей налогообложения 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

101. Принципы и функции международного кредита Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в следующих принципах:1. Возвратность кредита. Если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т. е.

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

Базовые принципы и функции управления проектом «Управление проектом (УП), или Project Management (PM), – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для

Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

1) субъект налога;

2) носитель налога;

3) объект налога;

4) единица и масштаб обложения;

5) ставка налога;

6) оклад налога;

7) налоговый период;

8) налоговая льгота;

9) налоговая квота;

10) налоговая политика;

11) налоговый кадастр;

12) система налогов.

Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.


Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

1. Экономические принципы налогообложения.

2. Юридические принципы налогообложения.

3. Организационные принципы налогообложения.

К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

4) принцип налоговой прозрачности;

5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

1) принцип единства;

2) принцип подвижности;

3) принцип стабильности;

4) принцип множественности налогов;

5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

Принципы и функции налогообложения отражают его социальное назначение. Оно выступает в качестве инструмента стоимостного перераспределения доходов. Вместе с тем на практическом уровне формируют совокупность средств, используя которые власть поддерживает баланс между бюджетными поступлениями и затратами. Все эти свойства являются предметом исследования многих финансистов. Рассмотрим далее, какие задачи выполняет налогообложение. Функции, виды налогов также будут описаны в статье .

Общая характеристика

Налогообложение представляет собой изъятие материальных ценностей, которое основывается на властном подчинении. Оно может выражаться в разных формах. В некоторых случаях налогообложение сопровождается применением силы. Однако, как правило, изъятие является результатом консенсуса между подчиненными и властными субъектами взамен на некоторые преференции, получаемые первыми от вторых. Если говорить о государственной структуре, то налогообложение выступает как ее деятельности. Оно осуществляется за счет средств субъектов, которые признают власть и принимают ее защиту.

Возмездность и добровольность

По сути, налогообложение - часть взаимоотношений властных и подчиненных субъектов. Вместе с тем некорректно говорить о его безвозмездности и принудительности. Последняя выступает в качестве понуждения исполнения определенной обязанности. Принудительность зависит от природы отношений. Однако в любом случае выполнение обязанности не бывает безвозмездным. Например, вассал выплачивает своему патрону дань. Отчасти это вынужденное действие. Однако оно всегда возмездное. Взамен дани патрон обязан не нарушать и даже защищать интересы вассала. При этом последний зачастую выбирает властного субъекта вполне осознанно, то есть добровольно соглашается платить. Если говорить о современной государственной структуре, налогообложение выступает как совокупность аналогичных взаимоотношений. В них субъект, уплачивая установленную сумму, обеспечивает выполнение обязательств, принятых властью. Другими словами, налогообложение - это предмет определенного договора между государством и населением. Подчиненность имеет второстепенное значение. Обусловливается это тем, что субъект может самостоятельно выбирать власть и вручать ему соответствующие полномочия.

Фискальная функция налогообложения

Fiscus в переводе с латинского буквально значит "корзина". В Древнем Риме фиском именовалась военная касса. В ней хранили деньги для выдачи. В конце 1 в. до н. э. этот термин использовался для обозначения частной казны императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с провинций. В IV в. н. э. фиском стали называть единый общегосударственный центр империи. Сюда стекались поступления разного вида, здесь распределялись средства. Основная функция налогообложения заключается в мобилизации и формировании финансов властных структур. Она обеспечивает аккумулирование средств в бюджете на реализацию различных программ. Все прочие функции системы налогообложения можно называть производными от нее.

Социальная задача

Эта заключается в перераспределении общественных поступлений между разными категориями субъектов. Посредством реализации этой задачи обеспечивается поддержание социального баланса. За счет распределительной изменяется соотношение между поступлениями отдельных групп населения для сглаживания между ними неравенства. Такое мнение поддерживается разными экспертами, в числе которых, например, профессор Ходов.

Реализация

Выполнение социальной функции налогообложения обеспечивается посредством передачи средств в пользу незащищенных, более слабых граждан. Это достигается за счет возложения бремени на сильные категории лиц. Как отмечает шведский финансист Эклунд, большая часть производства и услуг осуществляется на средства, полученные от налогов, и распределяется практически всегда бесплатно среди населения. Это, в частности, касается образования, медицины, воспитания детей и некоторых других сфер. Целью в данном случае выступает обеспечение более-менее равномерного распределения активов. Соответственно, осуществляется изъятие средств у одних субъектов и передача их в пользу других. В качестве примера реализации этой можно привести акцизы. Они устанавливаются на некоторые типы товаров, предметы роскоши. В ряде социально ориентированных государств (например, в Швейцарии, Норвегии, Швеции) практически на официальном уровне признано, что налоги выступают как плата высокодоходных субъектов менее платежеспособным за стабильность в общественном положении.

Регулирующая задача

Об этой высказался в свое время Он считал, что устанавливаемые властью обязательные платежи существуют исключительно для регулирования отношений в народнохозяйственном комплексе. В этом плане проявляется экономическая функция налогообложения . При этом она может быть стимулирующей, воспроизводственной или дестимулирующей. Рассмотрим их отдельно.

Стимулирование

Оно направлено на поддержание определенных экономических процессов. Стимулирование осуществляется посредством льгот и послаблений. В настоящее времяпроявляются таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия работы предприятиям, на которых заняты инвалиды, организациям, осуществляющим капвложения в производство, благотворительную деятельность, сельское хозяйство и пр. Для этих и некоторых других объединений устанавливаются специальные льготы, "каникулы" и прочие преимущества.

Дестимулирование

Оно, наоборот, направлено на формирование препятствий для развития тех или иных процессов. Например, государство применяет и устанавливает высокие ввозные пошлины. Препятствия могут создаваться и для внутренних субъектов. Например, для владельцев казино предусмотрена повышенная ставка налога с прибыли.

Противоречия

Как отмечает Горский, регулирующая и фискальная функции противопоставляются друг другу. При этом они сами по себе являются весьма противоречивыми. Например, фискальный элемент имеет стабилизирующее значение, когда влечет снижение Это может осуществляться только посредством перераспределения бремени между плательщиками. Это, в свою очередь, требует учета регулирующих инструментов изъятия. Вместе с тем налог не направлен на разрушение своей основы. Он существует для получения активов и не может уничтожать источник их поступления. Налог не предназначен для конфискации, запрещения, ограничения или наказания. В частности, введение пошлин на ввоз обуславливается протекционистской политикой, а высокие ставки для игорного бизнеса связаны с платежеспособностью субъектов, а не стремлением ликвидировать эту сферу деятельности.

Особенности регулирования

По мнению ряда экспертов, роль налоговых механизмов в сфере управления экономикой несколько преувеличено. Некоторые авторы считают, что установленные властью обязательные бюджетные отчисления являются практически единственным регулятором всех финансово-хозяйственных процессов в стране. Но развитие тех или иных экономических сфер подчинено собственным закономерностям. При этом отчислениям в бюджет там отводится достаточно скромная роль. В том смысле можно вполне согласиться с Пепеляевым, который считает, что в современных условиях налог устанавливают для получения дохода в казну. Соответственно, воздействие, которое оказывается на плательщика для получения того или иного результата, не может выступать как основная его цель. Если же какие-то отчисления выполняют только регулирующую функцию, без фискальной составляющей, то они, строго говоря, перестают являться налогами.

Практические сложности

Стимулирующая функция налогообложения, как считают некоторые эксперты, воздействует на экономическое поведение косвенно, опосредованно, через отдельные мотивационные аспекты. Установленная обязанность отчислять определенную сумму в бюджет не активизирует желание зарабатывать. Налог - только часть полученной прибыли. Если бизнес изначально неэффективен, то ему не помогут никакие послабления. К примеру, отечественному сельскому хозяйству всегда предоставлялись самые разные льготы почти по всем платежам. Однако это не способствовало прогрессу и процветанию аграрного сектора. Не принесет результата стимулирование инвестиций в отрыве от прочих экономических факторов. Это связано с тем, что вкладывание средств обусловливается не налоговыми льготами, а нуждами производства, потребностями в расширении бизнеса. В этом плане можно считать справедливым утверждение Потапова о том, что налоговый стимулятор является вторичным механизмом.

Негативные последствия

Регулирующая функция обложения действует непосредственно и сразу при дестимулирующем подходе. Не подлежит сомнению правдивость утверждения о том, что все, на что накладывается бремя, убывает. Высокие всегда влекут производственный спад в связи с потерей эффективности. В частности, непосильное бремя в 30-е годы прошлого века привело к ликвидации крестьянства всего за несколько лет. Сравнительно недавно после введения 70-процентной ставки отчисления с прибыли от деятельности, связанной с видеопоказами, видеосалоны исчезли. Дестимулирование импорта посредством установления высоких ввозных пошлин также приводит к резкому сокращению поступления товаров.

Контроль

Используя налогообложение, государство обеспечивает надзор за финансово-хозяйственными операциями, осуществляемыми гражданами и предприятиями, следит за источниками доходов и расходами субъектов. Денежная оценка обязательных отчислений в бюджет позволяет количественно сопоставить показатели прибыли с потребностями страны в ресурсах. За счет (налогообложения) власть получает информацию о перемещении денежных потоков. При анализе данных определяется необходимость корректировки бюджетной политики.

Принципы налогообложения

Впервые они были сформулированы А. Смитом. Он вывел 4 ключевых :

  1. Равенство и справедливость. Этот принцип предполагает, что всем гражданам предписано участвовать в формировании финансовых активов страны в соответствии с их доходами и возможностями.
  2. Определенность. Налог, подлежащий выплате, должен быть четко установлен. Населению должно быть понятно, в какое время следует осуществлять отчисление, в каком размере, каким способом.
  3. Экономность. Каждый конкретный платеж должен быть максимально эффективным. Экономность выражается в минимальных затратах власти на сбор налогов и обеспечение деятельности контрольных органов.
  4. Удобство. Налоги должны взиматься такими способами и в такое время, чтобы не нарушать привычной деятельности плательщиков. Это правило предполагает упрощение процесса отчисление, устранение формальностей.

Адам Смит не просто сформулировал, но и научно обосновал указанные положения. Он заложил фундамент теоретической разработки основ налогообложения.

Случайные статьи

Вверх