Основные угрозы экономической безопасности. Характеристика угроз экономической безопасности организации

Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

3.3. Классификация угроз

3.3. Классификация угроз

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате столкновения интересов индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития.

Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности.

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности.

В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные.

Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (рисунок 2).

Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

Рисунок 2. Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности.

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства.

В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Из книги Маркетинг автора Логинова Елена Юрьевна

6. Классификация маркетинга Основная классификация маркетинга по приоритетным задачам.1. Дифференцированный – это деятельность фирмы в нескольких сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов. Дифференцированным маркетингом начинает

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

25. Классификация потребителей Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие

Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна

1. Классификация запасов Запасы требуют больших капиталовложений, являясь одним из факторов, определяющих политику предприятий и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.Товарно-материальные запасы, являясь своего рода страховкой, всегда

Из книги Маркетинг. Курс лекций автора Басовский Леонид Ефимович

2. Классификация складов Важным звеном технологического процесса производственных предприятий для оптовой и розничной торговли являются склады, которые служат основой для предприятий, нацеленных на опережение конкурентов. Складская работа требует современной

Из книги Трудные клиенты – работа с возражениями автора Плотников Аркадий

8. Классификация маркетинга Основная классификация маркетинга по приоритетным задачам:1. Дифференцированный – это деятельность фирмы в нескольких сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов. Например, корпорация «Дженерал Моторс»

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

9. Классификация потребителей Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие

Из книги Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Классификация товаров Духи, стрижка, высшее образование, медицинская помощь – все это товары.Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть

Из книги Товарная политика предприятия автора Мельников Илья

1.1. Классификация клиентов Все группы людей – малые фирмы, глобальные компании, домохозяйства, страны, нации и международные организации – могут рассматриваться как потребители конкретных товаров, услуг и идей.Продажа, говоря по-научному, – это процесс передачи товаров

Из книги Маркетинговый конвейер [фрагмент] автора Иванов Леонид

4. Анализ сильных и слабых сторон проекта, его перспектив и угроз (SWOT-анализ) При оценке целесообразности запуска нового проекта играет роль совокупность факторов, причем не всегда финансовый результат имеет первостепенное значение. Например, для выставочной компании

Из книги Продвижение порталов и интернет-магазинов автора Гроховский Леонид О.

Классификация проблемы Нам нужен ответ на вопрос: в чем главная причина проблемы? Все они по определению делятся на три категории.? Категория № 1. СистемнаяПроблема заключается в отсутствии системы или в ее несовершенстве.? Категория № 2. ВнутренняяЯ сам являюсь главной

Из книги Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж автора Шиффман Стефан

Классификация услуг Услуги – особый вид товара. В настоящее время роль услуг значительно возросла, что в первую очередь связано с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к

Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна

Классификация маркетинга Раньше маркетинг классифицировался на товары народного потребления, товары промышленные, услуги. Теперь классификация немного иная.По типу потребителей маркетинг делится:1) рынок b2b (business to business – бизнес для бизнеса): взаимоотношения

3.4. Механизм реализации угроз Исходя из того, что основой возникновения угроз являются взаимодействия различных элементов вне и внутри предприятия, то эти элементы могут являться источниками угроз, а также объектами угроз. В процессе обеспечения экономической

Тема 11. Экономическая безопасность России .

    Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.

    Система показателей экономической безопасности.

    Стратегические цели обеспечения экономической безопасности.

    Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.

    1. Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, доста­точное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и ме­ждународном уровнях.

Уровни экономической безопасности. Экономическую безопас­ность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдель­но взятой хозяйственной структуры, личности.

Подмеждународной экономической безопасностью понимается та­кое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаи­мовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интер­национальных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный вы­бор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международ­ная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических орга­низаций - МВФ, МБРР, ВТО, ФАО и др.

Под экономической безопасностью предприятия понимается та­кое состояние, при котором обеспечивается эффективное использова­ние имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление эко­номическими рисками, общее состояние экономики.

Под экономической безопасностью личности понимается такое со­стояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюде­ние конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными ви­дами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыпла­та пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесцене­ние сбережений, рэкет, мошенничество и др.

Сущность экономической безопасности. Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.

Объекты экономической безопасности. Ими выступают как эко­номическая система в целом, так и ее составляющие: природные бо­гатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижи­мость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, от­дельная личность и др.

Субъекты экономической безопасности. Ими выступают: госу­дарство и его институты (министерства, ведомства и др.), законода­тельные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.

2. Система показателей экономической безопасности

Показатели экономической безопасности - наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической систе­мы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показате­лями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уро­вень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, откры­тость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Пороговые значения экономической безопасности - предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране.

3. Стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.

Цели обеспечения экономической безопасности. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является обеспечение такого развития экономики, при котором были бы обеспечены прием­лемые условия для жизни и развития личности, социально-экономи­ческой и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внут­ренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-техниче­ского потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную на­пряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполни­тельной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения.

Меры по обеспечению экономической безопасности - это созна­тельная, повседневная деятельность государственных и обществен­ных институтов, направленная на отражение (блокирование) нега­тивных явлений и процессов в сфере экономики.

4. Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.

Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущем­ляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Можно выделить следующие экономические угрозы:

Усиление структурной деформации экономики;

Снижение инвестиционной и инновационной активности и раз­рушение научно-технического потенциала;

Ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;

Усиление импортной зависимости;

Утечка из страны валютных ресурсов;

Усиление имущественного расслоения общества;

Внешняя задолженность;

Чрезмерная открытость экономики;

Криминализация экономических отношений.

Структурная деформация экономики . Суть унас­ледованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой про­мышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии от­раслей и сфер производства, работающих непосредственно на челове­ка, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др.Меры: направление прямых инвестиций в сельское хозяйство, поддержка легкой и пищевой промышленности с помощью льготного налогообложения, усиление специализации на предприятиях тяжелой промышленности и т.д.

Снижение инвестиционной и инновационной активности . Выхода из инвестиционного и инновационного кризиса, обеспече­ние экономической безопасности можно дос­тичь с помощью активизации инвестиционной деятельности по об­новлению основного капитала; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансо­во-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и тех­нологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций; создания условий для трансформа­ции накоплений и сбережений населения в инвестиции.

Снижение топливно-сырьевого потенциала . В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из Рос­сии на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В целом на топ­ливо и сырье, и продукты их переработки приходится ныне около 80% экспорта. Фактические данные говорят об исчерпаемости сырьевой базы в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных иско­паемых хватит: нефти на 39 лет, газа - на 77 лет, угля - на 60 - 180 лет, железной руды - на 42 года, меди - на 40 лет, никеля - на 28 лет, свинца - на 15 лет, ко­бальта - на 42 г., титана - на 22 г., сурьмы - на 14 лет. Ставить же за­дачу немедленного и масштабного сокращения вывоза сырья и топли­ва, как это иногда предлагают, Россия не может. Речь идет лишь о рациональном экспорте сырьевой базы.

Зависимость от импорта продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутрен­нему потреблению колеблется в пределах 20-25%. Превы­шение этой черты мо­жет привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка. Если говорить о России, то в 90-е гг. импортная зависимость по продовольствию достига­ла 60%. Особенно высокий удельный вес импорта наблюдался в ле­карственных препаратах (55-60%), телевизорах, обуви и др.Меры: финансовая поддержка со стороны государст­ва отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые в настоящее время закупаются в других странах; применение более гибкой (дифференцированной) системы таможен­ных пошлин, определение отраслей экономики, нуждающихся в та­моженной защите; диверсификация импорта; введение государствен­ной монополии на ввоз лекарственных препаратов, алкоголя и табач­ных изделий, зерна, а также на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов; пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торгов­ли, приведение ее в соответствие с мировой практикой, нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Утечка из страны валютных ресурсов . Одним из проявлений уг­розы безопасности российской экономики является утечка россий­ского капитала за границу, вывоз за пределы страны валютных ре­сурсов. К числу наиболее существенных побудительных мотивов, вызы­вающих «бегство» капитала, относятся высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции; финансовые ограничения; угроза девальва­ции; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики (по данным Центрального банка России, на руках у населения нахо­дится 30 млрд. долл.). Меры: борьба со всеми этими негативами.

Имущественное расслоение населения . В России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей - удачливых предпринимателей, обогатив­шихся, как правило, за счет удачного бизнеса с государственным иму­ществом, на аномалии российской экономики, значительная часть на­селения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опы­том доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспе­ченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в от­ношении 1:6-8), то общество вступает в зону социальной нестабиль­ности. В России, по официальной статистике, это соотношение со­ставляет 1:12-14. По отдельным городам и регионам оно еще выше.Меры: прежде всего, необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повы­сить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, уве­личив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходи­мо также усилить и ужесточить контроль за правильностью деклари­рования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.

Проблемы внешнего долга. В мировой прак­тике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностран­ной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (теку­щие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т. д.). Безопас­ным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валют­ных поступлений страны. Заметим, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга Рос­сии, то на начало 2001 г. он составлял более 148 млрд. долл. На сегодняшний день внешних долгов у России практически нет.

Криминализация экономики. По имеющимся данным, в начале 21 века в сфере экономики было выявлено более 300 тыс. преступлений (10% от общего числа всех совершенных преступле­ний). Наибольшей криминализации подвержена кредитно-финансовая сфера. Наиболее широкое распространение получили такие противо­правные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денеж­ных знаков и др.Меры: устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры».

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляю­щими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской эконо­мики и демократических преобразований в стране, существуют также иугрозы внешние , которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести:

Возможную технологическую блокаду, опасность которой воз­растает из-за отставания России в научно-технической сфере;

Негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондо­вых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России;

Возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубе­жье и некоторые другие.

Преодоление этих внешних угроз связано с экономическим раз­витием страны, решением внутриэкономических проблем.

Таковы основные угрозы экономической безопасности России на современном историческом этапе ее развития.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития - научно-технического прогресса.

Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).

В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.

В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)

Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В этой связи существенно то, что предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.

Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств и привлекать относительно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.

Вторая группа предприятий характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.

В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления продукции (которым особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).

3. Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной - увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию с высокой степенью обработки. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия приобрела типичные черты сырьевой колонии.

Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров -- 3/4, а машин и оборудования -- лишь 8--9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.

Однако подобная деформированность экономики (в частности отсталость обрабатывающей промышленности и свертывание разработки новых месторождений), а также нестабильность мировых цен предопределили то, что эффективность российского экспорта неуклонно падает, лишая российское правительство основного источника пополнения бюджета страны.

В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем, возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.

Однако, возможно, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.

Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой. В условиях острого бюджетного кризиса администрация субъектов федерации, стремясь закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы передать иностранным компаниям последнее - участки недр с месторождениями ценных природных ресурсов.

Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния. Она исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике, химической промышленности. При сохранении сложившихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, усилить свой контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.

Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.

Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны. Еще в годы Советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства.

Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России.

Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире. Теперь же - 40-е.

Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.

4. Обнищание населения.

По данным Госкомстата, бедность в России увеличилась по сравнению с 1990 годом в 15 раз. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.

Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. Душевое потребление мяса и мясопродуктов снизилось за последние годы более, чем на треть, молока и молочных продуктов - более, чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов - на 2/3. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал (сутки)). Обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы.

Проблема обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.

Из всех статей расходов федерального бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается лишь по одной - расходам на обслуживание государственного долга, которые достигли четверти всего федерального бюджета.

Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

5. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.

6. Криминализация.

Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой -- уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.

Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству. Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.

Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Основные угрозы экономической безопасности

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.
К внешним относятся прежде всего факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует чтобы: участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области (хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно).
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров; увеличивающаяся внешняя задолженность; недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы; неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта; неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.
Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.
Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.
Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.
Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.
Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.
Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.
Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макроэкономического и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью; высокий уровень монополизации экономики; высокий уровень инфляции; недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры; слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда; вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами; тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений; низкая инвестиционная активность; предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным; потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования; несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина; низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка; криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой; массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов; незаконный перевод финансовых средств за границу.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.
Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:
в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;
в экономических отношениях хозяйствования и управления;
в социальной сфере;
в состоянии окружающей среды;
в системе федеративных отношений и в региональной экономике.
Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.
Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.
К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.
В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для "латания дыр" в финансовой системе. Использование иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным. Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с ростом масштабов внешнего долга и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов. В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский.

Классификация угроз экономической безопасности.

Основными внутренними угрозами в экономической сфере являются: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности.

К внешним угрозам экономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональная структура экспорта – чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках.

Исходя из приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны, определяются меры государственной политики экономической безопасности, охватывающие научно-техническую, экономическую, социальную сферы, а также политику, военную, экологическую, информативную сферы для обеспечения в целом национальной безопасности страны.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2-3% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

Экономическое пространство страны составляют две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими и сверхвысокими прибылями и скоростью обращения денег, и производственная сфера («реальный сектор экономики»), охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ – характеризуется низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками.

В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера должны выполнять взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции.

3. Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Экономика в структурном отношении еще более искажена – увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию, а это черты сырьевой колонии.

К числу серьезных угроз экономической безопасности России относится также низкий уровень инвестиций. Однако приток иностранных инвестиций может усилить контроль со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.

Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости.

4. Обнищание населения. Заработная плата половины занятых едва превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице стран Запада.

5. Имущественная дифференциация (расслоение) населения и безработица.

6. Криминализация хозяйственной деятельности, теневая экономика.

7. Увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии различных регионов РФ.

Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

– мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

– выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

– деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм реализуется посредством государственной стратегии и системы гибкого регулирования рыночной экономики. Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

Случайные статьи

Вверх