Больной человек евразии. Проблемы и перспективы финансовой системы европейского союза

Основные проблемы финансовой системы ЕС:

Организационная - поспешное расширение Евросоюза, до 2004г. в ЕС входило 15 стран, в 2013г. - 28 государств. Сюда же можно отнести молодость и незавершенность проекта, в связи с чем, нормативная база ЕС требует большей доработки и оптимизации. Это привело к дополнительным проблемам, с которыми столкнулся ЕС во время кризиса - его участники так и не выработали модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.

Различия между участниками - «Старой Европой», стремящейся создать новый международный центр власти, и «Новой Европой», занимающей порой проамериканскую и антироссийскую позицию. Сюда же можно отнести исторические, культурно-ментальные расхождения между участниками ЕС.

Высокие социальные расходы - ЕС на протяжении нескольких десятилетий осуществлял политику опережающих расходов на социальное развитие на фоне замедления роста экономики. В результате этого в странах еврозоны одна из самых высоких в мире стоимость рабочей силы. В шести странах ЕС, широко использующих так называемую шведскую модель социализма (Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Финляндии), рабочая сила значительно переоценена. Еще в десяти странах ЕС рабочая сила переоценена. Только в странах центральной восточной Европы рабочая сила недооценена. Самыми проблемными являются страны с высокой долговой нагрузкой: Греция, Италия, Португалия, Ирландия. У них госдолг больше ВВП, а социальные расходы превышают его половину.

Ну и разумеется долги - за попытку строить социализм приходится платить, что однако с учетом стоимости заимствования в Европе пока не выглядит такой уж катастрофой.

ВВП Греции составляет порядка 2,4 % от ВВП ЕС, сколько бы они не задолжали, Евро зону это не обрушит. Италия, другое дело, но думаю, ЕС и Италию потянет.

Офшоризация и тенизация капитала в ЕС - Уровень финансовой офшоризации и тенизации в ЕС, вдвое выше, чем в неевропейских странах -- членах ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран - входят 34 страны, США, Япония, Канада, Южная Корея, Израиль и др., включая и страны ЕС). За годы кризиса динамика движения капитала в еврозоне резко изменилась с положительного сальдо (чистого притока) на сумму 181 млрд евро в 2007 г. на отрицательное сальдо (чистый отток) на сумму 313 млрд. евро в 2012 г.

Реформа регулирования финансового сектора в Европейском Союзе

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. привел к осознанию необходимости реформы надзора и регулирования финансового сектора глобальном уровне. основные принципы и направления финансовой реформы были согласованы в 2009-2010 гг. на саммитах «Группы 20» (G20), которая в условиях кризиса стала главным координирующим форумом в этой сфере, опираясь в своей деятельности на совет по финансовой стабильности (СФС), а также на такие стандартоустанавливающие организации, как Базельский комитет по банковскому надзору, международная организация комиссий по ценным бумагам и другие, сотрудничая с МВФ, ОЭСР, БМР.

В рамках этих международных финансовых институтов уже разработаны либо дорабатываются унифицированные стандарты финансового регулирования по таким направлениям, как усиление макропруденциального надзора и контроля за системными финансовыми рисками, укрепление стабильности банковских систем (Базель III), повышение прозрачности и усиление регулирования «теневой банковской системы», а также рынка деривативов, особый режим регулирования системно значимых финансовых институтов Худякова Л. С. Посткризисное финансовое регулирование на межгосударственном уровне // мировая экономика и международные отношения. 2013. № 1..

Несмотря на амбициозные заявления представителей Евросоюза, очевидно, что на пути создания Банковского союза могут возникнуть серьезные проблемы. Прежде всего, это трудности имплементации единого свода нормативов и стандартов по банковскому надзору в отдельных странах, связанные с существующими национальными различиями и разногласиями. Другое противоречие - взаимодействие ЕцБ в новой роли и Европейской комиссии по банковскому надзору (ЕВА), которая несмотря на проведение ею двух стресс-тестов не сумела обеспечить европейский банковский надзор на должном уровне. ЕВА не обнаружила вовремя проблемы у Bankia и других испанских банков, просмотрела манипуляции со ставкой ЛИБОР, которыми занимались почти все крупнейшие европейские банки, тем самым продемонстрировав низкую эффективность своей работы. однако, с другой стороны, ЕВА объединяет все 28 стран ЕС, тогда как надзор ЕЦБ распространяется прежде всего на страны еврозоны, что дает ЕВА определенные преимущества.

В заключение отметим, что хотя с точки зрения европейского строительства создание Банковского союза - это шаг в правильном направлении, вряд ли следует ожидать быстрого успеха в реализации этого проекта. Брюссельский корреспондент немецкого Deutsche Welle резонно заметил по этому поводу «Банковский союз - типичный европейский компромисс: все звучит красиво в теории, но никто не знает, как это будет работать на практике» Буторина О. В. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // современная Европа. 2012. № 2. с. 86..

Бюджетный союз и налог на финансовые трансакции. Кризис в очередной раз показал серьезную уязвимость в существующей структуре Экономического и валютного союза (ЭВС): наднациональное регулирование денежно-кредитной политики при отсутствии адекватного регулирования фискальной, что может рассматриваться как «мина замедленного действия под здание ЭВС» Сидорова Е. А. от Пакта стабильности и роста к фискальному пакту. Экономические стратегии. 2013. № 1. с. 102-111. И уже многие специалисты признают, что углубление фискальной интеграции способно существенно повысить устойчивость ЭВС.

Конечно, нельзя не признать, что именно фискальные вопросы вызывают наиболее болезненную реакцию со стороны национальных правительств, но важные шаги, предпринятые после кризиса - создание Европейской системы финансового регулирования, фискальный пакт, проект Банковского союза, - показывают готовность если не пойти на уступки, то, по крайней мере, начать конструктивное обсуждение подобных вопросов. В 2012 г. главы стран ЕС обратились к ЕК и Президенту совета с просьбой о «разработке плана по созданию подлинного Экономического и валютного союза», подразумевающего большую фискальную интеграцию.

Реальные шаги по углублению фискальной интеграции в рамках Ес предпринимались еще в 2011 г., когда в декабре вступил в силу пакет «Шесть документов» (Six-Pack) Буторина О. В. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // современная Европа. 2012. № 2. с. 86..

Согласованный год спустя фискальный пакт уже ратифицирован 15 странами еврозоны, а одобренное Европарламентом регулирование Two-Pack, касающееся координации бюджетной политики в еврозоне, вступило в силу с 30 мая 2013 года.

Основная работа пришлась на 2012 г., когда ЕК опубликовала свой план по фискальной интеграции. В краткосрочном периоде (в течение следующих полутора лет) странам ЕС необходимо полностью реализовать принятые решения (Европейский семестр1, Six-Pack, Two-Pack) и сформировать единый механизм принятия решений в рамках Банковского союза. В среднесрочном периоде (до пяти лет, с учетом внесения изменений в действующий лиссабонский договор) - усиление контроля над национальными бюджетами, включая право ЕС потребовать изменений в бюджетно-финансовой политике отдельных стран; создание наднационального органа, ответственного за бюджетные решения, со своими финансовыми ресурсами.

И тут снова возникает дилемма - с одной стороны, необходимость идти дальше по пути углубления экономической интеграции в ее финансовом аспекте очевидна. С другой - насколько своевременно европейские законодатели взялись за эту крайне сложную и проблемную область.

Ранее, вступление в еврозону стран, лишь формально выполнивших критерии для принятия евро, создало серьезные угрозы стабильности еврозоны. а ведь в фискальной сфере подобные риски еще выше. можно согласиться, что создание фискального союза способно в настоящее время лишь «подорвать ЕС, не решая долговых проблем». «фискальный союз разрушителен, в том смысле, что правительства откладывают структурные реформы, надеясь на трансферты» Сидорова Е. А. от Пакта стабильности и роста к фискальному пакту. Экономические стратегии. 2013. № 1. с. 102-111.. Подобная точка зрения скорее характерна не только для Великобритании, но и для Швеции.

При этом помимо сугубо экономических вопросов возникает опасение стран, не входящих в еврозону, быть сдвинутыми на периферию принятия решений в ЕС, как это произошло с Банковским союзом, когда основной орган принятий решений находится в ЕЦБ и состоит исключительно из членов еврозоны, при этом распространяя свое влияние на все 28 стран союза. Точно такие же тревоги возникают и при рассмотрении еще одного фискального проекта ЕС - налога на финансовые трансакции.

В середине 2013 г. ЕК признала, что первоначальный план по вступлению налога в силу в начале 2014 г. скорректирован, и в настоящее время ожидается, что он вступит в силу не ранее середины 2014 года.

Таким образом, реформа регулирования финансового сектора в ЕС предстает как многоуровневый процесс, который опирается на единые международные стандарты, разрабатываемые глобальными организациями (глобальный уровень), директивы и регламенты наднациональных институтов ЕС (европейский региональный уровень), законодательные акты национальных финансовых регуляторов, учитывающие логику первых двух уровней. Необходимость преодолеть не только последствия глобального кризиса, но и кризиса еврозоны сделала приоритетным для ЕС активное продвижение идеи перехода к более эффективной финансовой интеграции. На первый план выходит создание Банковского союза, которое далеко опережает создание фискального союза.

По проекту Банковского союза, как было показано выше, уже формализованы конкретные решения, приняты основные законодательные акты, согласована «дорожная карта» на ближайшие годы. однако даже здесь еще много неопределенностей, и по-прежнему при принятии решений большую роль играют отдельные страны, т. е. происходит лишь частичная передача полномочий на наднациональный уровень. Кроме того, в регулятивном поле сохраняется двухуровневая система: страны - члены еврозоны и остальные страны - члены ЕС. В этих условиях очевидно, что для полномасштабной финансовой интеграции потребуются значительное время и серьезные усилия для достижения консенсуса по всем вопросам, где сталкиваются интересы отдельных акторов и различных стран Европейского союза.

Европейский Союз (ЕС) имеет особое положение в мировом рынке и является главной экономической и политический силой на континенте. В его состав входят 28 государств, которые различаются площадью территории, природными ресурсами, численностью населения, научно-техническими и экономическими потенциалами.

Основные «подводные камни» Европы:

  • 1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год - 15 стран, 2015 год - 28 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.
  • 2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.
  • 3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса. Иными словами, в ЕС был дан сигнал, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
  • 4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.
  • 5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность - исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

На современном этапе развития Евросоюз сталкивается с большим числом проблем. Если ЕС сможет их разрешить, то это приведет к еще более глубокой интеграции ЕС в мировую экономику, в противном же случае это приведет к распаду «зоны евро» или выходу из нее стран с нестабильной экономикой.

Как будет выглядеть наступивший год для Европы? 2017 будет еще одной главой в процессе медленного разрушения Евросоюза, процессе, который длится уже более десяти лет.

Евросоюз един только именем. Передача суверенитета в Брюссель всегда неполная и государства – члены являются независимыми странами со своими интересами.

Перечислим основные проблемы в этом году.

1.Кризис в Италии

Банковский кризис в Италии играет ключевую роль в дестабилизации его внутренней политики. Основная проблема итальянского банковского сектора в большом количестве низкокачественных долгов. Примерно 17% от всех долгов являются низкокачественными, согласно Европейской банковской администрации. Банк Monte dei Paschi di Siena владеет портфелем просроченных задолженностей порядка 45 миллиардов евро. Эта проблема вышла на свет только в 2016 году.

Речь идет не только о деньгах. Балансы итальянских банков существуют не в вакууме. Если Европейский Центральный Банк захочет спасти Италию, то по сути вся Европа оплатит эти кредиты.

Греция, которой навязываются меры строгой экономии, тоже будет возмущена. Немецкая общественность будет сильно возражать и позиции канцлера Ангелы Меркель сильно пошатнутся.

2.Снижающийся немецкий экспорт

Основным экономическим вопросом на рассмотрении в 2017 году будет снижающийся германский экспорт. Согласно данным Всемирного Банка отношение экспорта к ВВП Германии составляет 46.8%.

Ни Китай ни Россия не будут увеличивать спрос на немецкие товары из-за своих экономических проблем. Пока Германии удавалось выживать за счет увеличения экспорта в Великобританию и США, но эти направления также неустойчивы. Это влияет не только на Германии, но и на всю Европу.

Евросоюз построен вокруг большого экспортера – Германии. Это делает его уязвимым к перепадам спроса на немецкую продукцию. Также это создает определенные политические взаимоотношения между Германией и всем остальным Евросоюзом. Особенно это актуально для тех стран, которые являются традиционными рынками Германии или являются звеньями в цепочке поставок.

Эта зависимость и экономическая архитектура работала и в прошлом. Но сейчас она столкнулась с двумя ключевыми проблемами. Первая состоит в необходимости увеличить спрос на европейские товары. Вторая же в том, что многие страны до сих пор не преодолели кризис 2008 года.

Социоэкономические проблемы ЕС ведут к росту национализма. Мы видели это на примере Брексита в 2016 году. В 2017 году эта динамика будет влиять уже на выборы во Франции и Германии. Повестка ушла от интернационалистической к националистической даже у тех, кто исторически был за Евросоюз (как Меркель).

3.Вопросы безопасности

Безопасность будет основной проблемой для ЕС. Здесь интересы стран также расходятся. Некоторые страны более обеспокоены беженцами, чем другие и в Брюсселе до сих пор не смогли представить общепризнанный план для борьбы с кризисом беженцев.

Существует также вопрос Восточной Европы. Она хочет приоритета своей безопасности, опасаясь России. Западная же Европа менее обеспокоена Россией и сосредоточена на исламском терроризме.

Кроме того, Трамп готов пролить свет на будущее NATO. Это может привести к необходимости принимать очень тяжелые решения для многих стран.

Вопросы безопасности не столь серьезны как вопросы экономики и политики для Европы сейчас. Но они маячат на заднем плане и нисколько не помогают объединять страны.

Ослабление Евросоюза

Взглянув на Евросоюз сейчас, мы увидим не шаги к его расформированию, а игнорирование директив Брюсселя. Если вы придете в пыльный офис какой-нибудь бюрократической организации, то увидите клерков, пишущих никому не интересные директивы. Евросоюз не может дальше двигаться в таком направлении, но он и не двигается куда-либо вообще.

Итальянские банки, Германский экспорт, национализм и расхождение взглядов на вопросы безопасности являются основными проблемами в 2017 году. Правда, всё это всего лишь малые части большого прогноза, который движется к своему исполнению.

Несмотря на то что Европейский Союз является мощнейшим экономическим блоком Европы и влиятельным участником международных отношений, он сталкивается с рядом проблем.

Большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.

Лорд Паттен Канцлер Оксфордского и Ньюкаслского университетов, бывший комиссар Совета Европы по внешним связям заявил, что неверно считать Европу «отсталым» регионом по сравнению с США. Он отметил, что европейская производительность труда в расчете на одного человека даже немного выше, чем в США, а ВВП в пересчете на один час примерно равны.

Главная проблема Европы – это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая.

Расширение Европейского союза – еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов ЕС. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.

Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем.

Проблема образования в Европе, высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу.

В связи с этим Лорд Паттен призвал европейские страны тратить на НИР более значительную часть своих бюджетов. Отметив, что 44% бюджета Евросоюза тратится на сельское хозяйство – сектор, в котором занято лишь 7% рабочей силы, – он спросил: «Когда мы начнем инвестировать в рабочие места завтрашнего, а не вчерашнего дня?». Не нужно создавать границ для знаний. Европейскому Союзу следует провести исследовательскую работу в Европе более привлекательной для европейцев, а саму Европу – более привлекательной для людей из других стран.

Следующая проблема Европейского Союза - языковая проблема. Для того чтобы ЕС стал хорошо действующим демократическим союзом, в котором граждане ЕС поддерживали бы его солидарность и беспристрастность, требуется межевропейская дискуссия, а может быть также, на федеральном уровне, дискуссии среди европейских партий. Для того, чтобы они состоялись, наряду с различными национальными языками требуется общий язык ЕС. Если мы получим общий легко изучаемый язык ЕС, язык, на котором смогут общаться все граждане ЕС, мы получим вскоре европейские газеты и межевропейскую дискуссию. На сегодняшний день 23 официальных рабочих языка в ЕС.

Проблема иммиграции в Европейском Союзе. Государства-члены Европейского союза сталкиваются с проблемой иммиграции, с притоком граждан из бывших республик Советского Союза. Государства-члены Европейского союза пытались решить эту проблему, договорившись о совместной стратегии, которые они пытаются реализовать.

Существует также торговля иммигрантами, что осуществляется организованными бандами, которые наживаются на этом. Молодые женщины и девушки зачастую вынуждены работать в качестве проституток на эти банды. Преступники перевозят мигрантов и рабов по всей Европе в задней части грузовых автомобилей, судов и они могут оставаться незамеченными до тех пор, пока они достигнут пункта своего назначения. Средства, полученные в результате этой преступной деятельности преступники используют в качестве финансирования терроризма.

Нелегальная иммиграция также оказывает негативное влияние на экономику стран ЕС, государственная казна получает меньше денег, потому что существует так много людей, кто работает и не платит налоги. Нелегальные иммигранты, которые приезжают в страны ЕС в поисках лучших условий жизни, также в большей степени готовы работать за меньше. Это, как правило, вызывают напряженность и недовольство коренных жителей.

Проблемы европейской и международной безопасности являются важнейшими для ЕС. Следующая проблема Европейского Союза экологическая проблема. В ЕС входит 27 стран Европы, и многие из этих стран обладают бескрайними лесами, великолепными горными ландшафтами. С точки зрения экологов, расширение ЕС представляет огромную опасность. Природе угрожают, например, строительство новых автодорог и осуществление других инфраструктурных проектов, а также рост производства автомобилей. Кроме того, упразднение внутренних границ облегчит контрабанду редких животных и растений. Не говоря уже о том, что на территории ЕС теперь окажутся атомные реакторы, подобные тому, который взорвался на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 2009г. исполнилось 23 года со дня этой трагедии. Её последствия на одной только Украине стоили жизни 4400 человек. С момента катастрофы в результате заболеваний, вызванных последствиями радиоактивного загрязнения, было госпитализировано 2,32 миллиона жителей этой страны.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы ЕС:

Проблема низкой эластичности рынка труда ЕС, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;

Проблемы реформирования системы социального обеспечения стран ЕС;

Проблемы государственного долга стран ЕС;

Проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение;

· большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС;

· демографическая проблема, связанная с уменьшением и старением населения, и экологическая проблема стран ЕС;

· проблема расширения Европейского Союза;

· проблема образования в Европейском Союзе, связанная с введением единых стандартов обучения;

· проблема языка в ЕС и проблема нелегальной иммиграции;

· проблемы европейской и международной безопасности в ЕС.

3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза

Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза связаны с ведением экономической деятельности ЕС. Множество современных внешнеэкономических проблем и вопросов, с которыми столкнулся ЕС:

Во-первых, западноевропейские развитые экономики столкнулись с проблемой финансирования государственной социальной сферы. В основном вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация. Рождаемость падает, продолжительность жизни возрастает по сравнению с предыдущими десятилетиями. Для экономической системы это означает, что все меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий поступает за счет отчислений с заработной платы. Все меньше становится работников, финансирующих системы страхования. В Германии, к примеру, во времена основания Федеративной Республики, 7 работников финансировали 1 пенсионера. В последние годы уже 2 работника должны делать отчисления на выплату пенсии 1 пенсионеру.

В конечном итоге, такое развитие показывает, что современная система социальных гарантий в настоящем ее виде уже не может существовать. Отчисления с заработной платы должны быть тогда настолько большими, что возникнет опасность потери конкурентоспособности экономики Германии и ее экспорта на международных рынках.

Во-вторых, насколько важен Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), можно наглядно увидеть на примере государственной задолженности и дефиците госбюджета Германии и Франции. Правительства этих стран превысили критерии ЕС по задолженности, и если бы не вмешательство и предупреждения о возможных штрафных санкциях ЕЦБ, то государственный долг продолжал бы расти.

В-третьих, тревогу вызывает аграрная политика ЕС. Несмотря на то, что страны ЕС ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС однозначно находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств в ЕС эта проблема только усложнится. В ЕС крестьянам и фермерам гарантирована покупка сельскохозяйственной продукции по стабильной цене. При этом механизм рыночного регулирования цен перестает действовать с последующими негативными последствиями. Примерно 50% бюджета ЕС растрачивается на субсидии сельскому хозяйству.

Подобные действия приводят к перепроизводству сельскохозяйственной продукции. Новые страны-участницы, такие как Польша, Венгрия, с развитым аграрным сектором, обострят проблему перепроизводства и распределения в несколько раз. Исходя из этого, стратегически важной задачей последующих лет станет переориентация сельского хозяйства на принципы рыночной экономики.

В-четвертых, необходима реформа механизмов принятия решения в ЕС, так как прежде все важные решения в ЕС требовали консенсуса, или единогласия. Без введения механизма принятия решений большинством голосов в органах ЕС возникает опасность недееспособности ЕС.

В-пятых, если в ближайшем будущем не удастся повысить уровень жизни в новых странах-участницах (Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и т.д.) до уровня развитых стран Европы, то многие жители новых стран переселятся в Западную Европу. Вместе с этим усилятся существующие проблемы на рынке рабочей силы в западноевропейских странах.

Опасения многих граждан ЕС становятся понятными из статьи газеты "Die Welt" от 23 апреля 2001 года: "расширение ЕС на Восток готовит заботы не только для министров финансов. По подсчетам экспертов по народонаселению смещение границ вызовет огромную волну переселения, которая в особенности затронет Германию".

В-шестых, вступление новых стран в ЕС, которые в связи с экономической ситуацией внутри этих стран могут рассчитывать на поддержку региональных и структурных фондов, может привести к конфликтам по поводу перераспределения средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в эти фонды. С другой стороны, страны, которым в ЕС до сих пор оказывали содействие, такие как Ирландия, Испания, Португалия, хотят и в дальнейшем получать средства из фондов.

В-седьмых, ведущие политики ЕС под мягким давлением США дали Турции надежду на принятие ее в ЕС при выполнении определенных условий. Как и многие политики в ЕС, мы придерживаемся мнения, что вступление Турции в ЕС может подорвать успешный процесс интеграции. Турция не является страной с христианскими и западноевропейскими традициями; конституция страны не основана на демократических принципах; права национальных меньшинств не соблюдаются до сих пор (к примеру, нерешена проблема курдов); права человека, и женщин в частности, не соблюдены, а также нет свободы выбора религии.

Необходимо развивать и укреплять политические и экономические связи с Турцией. Вступление России в ЕС - также слишком трудная задача для Союза. Разумеется, необходимо расширять и углублять взаимоотношения и кооперацию в области политики, экономики и культуры между ЕС и Россией.

К внешнеэкономическим проблемам ЕС относят - проблему гармонизации налогов в странах ЕС.

Следующая финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС.

Еврозо́на - понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Евро - официальная валюта ряда стран ЕС, являющаяся также единой валютой для более чем 318 млн европейцев. В виде наличных банкнот и монет евро существует с 2002г., а впервые эта валюта была представлена финансовым рынкам в качестве расчетной в 1999г. В зону евро имеют право войти все члены ЕС, удовлетворяющие определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Евросоюза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз. Одиннадцать стран Европейского союза, пока не использующих евро: Дания, Швеция, Великобритания, Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния в этом и состоит проблема. (Смотрите Приложение № 4, № 5).

Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум. Действующее правительство Дании огласило планы о проведении референдума по вопросу принятия лиссабонского соглашения.

Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать Маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако, Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов еврозоны.

До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов. На 1 января 2008 года пять Национальных Центральных Банков участвуют в таком механизме (смотрите таблицу ниже). Валюты остальных стран будут участвовать в этом механизме после того, как станут удовлетворять необходимым критериям.

Польша и Румыния планируют вступить в еврозону позже всех - после 2013 года. Другие не вступившие в еврозону страны столкнулись с проблемой инфляции, которая вынудила их (в частности, Эстонию) перенести планы вступления с 2007 года примерно на 2011 год. Проблемы экономического и финансового характера также потребовали от других европейских государств пересмотреть сроки вступления в еврозону.

Таким образом, к внешнеэкономическим проблемам Европейского Союза относят:

· проблемы финансирования государственной социальной сферы стран ЕС;

· проблемы государственного долга стран ЕС и дефицита бюджета некоторых стран ЕС;

· проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции стран ЕС;

· финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС;

· проблема гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС;

Проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение.

3.3 Перспективы Европейского Союза

Интеграционное взаимодействие стран ЕС основывается на взаимодополняемости экономик, совместном использовании экономического потенциала, развитии технологий, ресурсов и финансовых средств. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС.

Уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;

Растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;

· представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.

· создание более лучших условий жизни в странах ЕС, с целью привлечения работоспособных молодых людей из заграницы;

· обеспечение более высоких темпов экономического роста в ЕС в целом,

это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест;

Укрепление сотрудничества стран ЕС во многих сферах: энергетика, транспорт, информационные технологии, коммуникации, сельское хозяйство, космос, авиация, научные исследования, финансовые услуги, право на интеллектуальную собственность, инвестиции, окружающая среда.

· развитие энергетического диалога с Россией, в целях установления постоянных поставок энергоресурсов;

· совершенствование правовых основ энергетики и транспорта стран ЕС.

Устойчивый рост экономик стран ЕС создает благоприятные возможности для сотрудничества их друг с другом. Европейский Союз будет и дальше укреплять и развивать всестороннее сотрудничество, постоянно обогащать и совершенствовать отношения стратегического партнерства с тем, чтобы они достигли еще более высокого уровня. В нынешней ситуации следует особо обратить внимание на развитие сотрудничества по следующим направлениям:

– Продолжать развивать двустороннее и многостороннее торгово–экономическое сотрудничество между странами ЕС;

– активнее проводить консультации, координировать свои усилия, развивать сотрудничество между странами ЕС;

– привлечение высоких технологий и ноу–хау, опыта менеджмента;

– принятие мер со стороны ЕС по защите суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности с целью поддержания мира и стабильности во всем мире;

– развертывания инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;

– расширение совместных научных исследований, обмен специалистами в странах ЕС;

– формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения стран ЕС, обеспечивающего эффективное развитие каждого;

– выработка стратегии и специальных мер ЕС для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами,

основанного на уважении интересов друг друга, повышении конкурентоспособности стран;

– всестороннее развитие сотрудничества по неофициальным каналам, включая обмен и сотрудничество в области культуры, информации, образования, науки и техники, туризма, необходимо участие и поддержка широких слоев общества, не только правящих кругов.

Важно подчеркнуть, что Европейский Союз на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между странами ЕС постепенно поднимаются на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.

Заключение

В ходе курсовой работы автор раскрыл содержание истории создания Европейского Союза с 1952г., показал нынешнее положение ЕС в мире, обозначил цели и задачи Европейского Союза, раскрыл внешнеэкономические и другие проблемы и перспективы Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.

Важно подчеркнуть, что всего в Европе 50 стран, а лишь 27 стран входит в ЕС. В данной работе была совершена попытка обозначить основной вектор современного этапа развития Европейского Союза как крупнейшей в мире интеграции стран. Сейчас ЕС переживает завершающую стадию своего формирования: решаются вопросы сближения экономических политик государств, особенно тех, которые недавно вошли в состав конфедерации. Это активное, экспансионистское расширения ЕС на Восток вызывает негодование некоторых членов ЕС, а также многих граждан Союза что и создает проблемы унификации все более разрастающегося и бюрократизирующегося Союза и указывает на начало кризиса всей системы. Безусловно новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики.

Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа - свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

После ратификации Амстердамского договора в 1999 г. в Евросоюзе впервые создана правовая база для построения собственного военного измерения. Так, Европейскому совету дано право вырабатывать «общую стратегию» в области ОВПБ, а Совету - принимать решение об учреждении системы совместной обороны, причем решения о «совместных действиях» и «общих позициях» принимаются квалифицированным большинством. Введен пост Высокого представителя по ОВПБ/Генерального секретаря Совета, который представляет внешнеполитические интересы ЕС в мире и уполномочен вести переговоры с третьими странами.

Процесс экономической интеграции будет подталкивать европейскую интеграцию в сфере внешней политики и обеспечения безопасности. К 2015 г. в основном сформируется новая структура системы внешнеполитического взаимодействия в виде многоярусной Европы с твердым ядром. США останутся основным внешнеполитическим и военным партнером Западной Европы.

В центре общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза на ближайшие 15 лет будут находиться три приоритета - Россия и страны СНГ (поиск путей сотрудничества и стратегического партнерства), Юго-Восточная Европа (укрепление мира на Балканах) и Средиземноморье (расширение ассоциации по типу соглашений с Марокко, Тунисом и Израилем, а также создание зоны сотрудничества и безопасности от угрозы с юга).

С развитием процесса европейской интеграции ЕС существенно расширил рамки и формы использования «мягкой силы» с тем, чтобы стать влиятельным игроком в системе международных отношений. По размерам своей экономики ЕС занимает второе место в мире среди государств и первое среди интеграционных группировок. С введением единой европейской валюты, влияние ЕС на международные экономические процессы существенно возросло. «Мягкая сила» ЕС базируется на привлекательности «общеевропейских ценностей»: экономического процветания, политической стабильности, социальной справедливости, демократического управления, верховенства закона, соблюдения прав человека. ЕС является влиятельным игроком и в международных организациях, активно отстаивая свои интересы на различного рода международных форумах и встречах на высшем уровне. Также ЕС имеет в своем составе различного рода организации, которые, так или иначе влияют на систему международных отношений: Европейский Суд, Интерпол, Красный Крест.

В основе Европейского сообщества лежал план, выдвинутый Жаном Моне и поддержанный лидерами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Строительство Европейского сообщества, начавшееся в сфере сталелитейной и угольной промышленности, продолжилось в других отраслях, что позволило привлечь новых участников. Согласно заявлениям Монне, в условиях современного социального государства, экономическая интеграция требует интеграции политической.

Стоит отметить, что ЕС - это, прежде всего экономический союз. ЕС еще не имеет силовых структур, что ограничивает его влияние в мире. Для того чтобы устранить этот пробел ЕС ведет активную политику о включении в свой состав Западно-Европейского Союза (инициаторами которого являются Германия и Франция). Но такие действия ЕС не устраивают НАТО и США, так как они не намерены терять своего военного и политического влияния в Европе.

ЕС демонстрирует признаки «авангарда» глобализации. Для него характерны высокая степень развития транснациональной торговли и инвестиций, международное разделение труда, наличие многонациональных компаний информационные связи в рамках сети Интернет.

Основными формами взаимодействия участников международных отношений являются участие в многосторонних переговорах и заключение различного рода соглашений. За период существования европейского сообщества заключены различного рода соглашения о сотрудничестве почти со 160 государствами. Кроме того, ЕС заключал соглашения и с рядом региональных объединений

Так в 1980 году заключено региональное Соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Особые отношения ЕС имеет с 70 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона (АКТ).

Подписанные конвенции предусматривают, с одной стороны, регулярное снабжение европейских рынков сырьем, а с другой стороны, страны АКТ получили режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Фактором, ограничивающим международное влияние ЕС - является отсутствие согласия среди государств-членов в отношении задач внешней политики Евросоюза. Более того, у членов ЕС имеются различные мнения относительно масштабов международной деятельности, которую должен проводить ЕС. Поэтому объемы финансирования из бюджета ЕС мер по осуществлению государствами-членами единой внешней политики крайне незначительны.

Дестабилизирующие процессы, подобные балканскому кризису, потребуют от западноевропейских стран жестких и единых действий в рамках прежде всего проверенных структур НАТО. Одновременно усиление внешнеполитической составляющей в функционировании Евросоюза и возрастающее (особенно после косовского кризиса) стремление европейцев улаживать политические проблемы на континенте без участия США будет стимулировать создание новой военно-политической организации, призванной стать эффективной заменой Западноевропейского союза.

Внешнеполитическая составляющая европейской интеграции будет развиваться путем «мелких шагов» - сближения позиций стран-членов, поиска консенсуса и принятия совместных действий на приоритетных направлениях. Можно ожидать, что к середине прогнозного периода в ЕС сложится достаточно эффективный механизм формирования и принятия внешнеполитических решений, причем основывающийся не только на широком компромиссе, близком к единогласию (поскольку поиск компромисса снижает действенность решений); напротив, все чаще решения будут базироваться на позиции меньшинства наиболее сильных и авторитетных государств.

Направленность оборонной политики Европейского Союза будет непосредственно зависеть от развития ситуации на всем постсоветском пространстве и, в первую очередь, в России. Нормализация общественного и экономического развития РФ и становление в нашей стране эффективного демократического порядка создаст предпосылки для качественно нового европейско-российского партнерства и будет способствовать созданию обновленной системы коллективной безопасности.

В целом политика ЕС в некотором смысле сохраняет черты страновых политических систем, присущих либеральным демократическим странам:

это элитарный процесс, в котором политические решения, на самом деле, принимаются небольшой группой акторов;

это плюралистический процесс, в котором политические решения являются итогом широких переговоров и компромиссов, достигаемых политическими акторами (в основном, правительствами, институтами ЕС и группами по интересам);

это динамичный процесс, в ходе которого политика ЕС постоянно адаптируется и оттачивается.

Одновременно политике ЕС присущи некоторые отличительные черты. Она сложнее, чем формирование политики на страновом уровне с точки зрения процедур и институциональных рамок. Формирование и применение политики ЕС включает в себя несколько управленческих уровней и более широкий набор институциональных акторов, чем страновые системы. Выработка политики ЕС, вероятно, более открытый процесс, чем становление страновых политических систем (несмотря на многочисленные недостатки политики ЕС в части ее «прозрачности»).

Список литературы

1. Парижский договор 1951г.

2.Римский договор 1957г.

3.Маастрихтский договор 1992г.

4. Амстердамский договор 1997г.

5. Ниццский договор 2000г.

6. Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции / Ю. Борко.- Москва, 2005.-с.27-34.

7. Борко Ю.А., Буторшина О.В. ЕС на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Ю. А. Борко, О. В. Буторшиной. – Москва, 2001. – с.471-484.

8. Грис Т.О. Мировая экономика / Т. О. Грис.- Питербург, 2001. – с.318-325.

9. Гусаров Ю.А. Европа в изменяющихся политических условиях: проблемы безопасности // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок / Ю.А. Гусаров.- Москва, 1998.- с.112-117.

10. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии / Л.И. Глухарев.- Москва, 2006.-с.45-46.

11. Ильин Н. Ю. Основы права Европейского союза / Н.Ю. Ильин. - Москва, 1999.-с.78-81.

12. Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки / М.Г. Капустин. - Москва, 2005. – с.262-265.

13. Курочкин Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза / Д.Н.Курочкин. – Минск, 2004. –с. 270-273.

14. Кэмерон Ф. ЕС и США: друзья или соперники? / Ф.Кэмэрон.–Москва, 2004. – с.72-81.

15. Кузнецов В.И. Европа на пороге XXI века / В.И. Кузнецов.-Москва,

16. Мовсесян А. Г., C.Б.Огнивцев. Мировая экономика / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – Москва, 2001. – с.154-156.

17. Носенко Т.В. Безопасность Европы: пути преодоления. Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология / Т.В. Носенко.- Москва, 2002.-с.145-147.

18. Палкина Н. Евросоюз – Россия // Экономика и жизнь / Н.Палкина. – Москва, 2004.-с.23-25.

19. Пищик В.Я. Процесс становления евро, проблемы и перспективы / В.Я.Пищик.- Москва, 2006.-с.17-21.

20. Ротфельд А.Д. Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза/ А.Д.Ротфельд.- Москва, 2004.-c.45-50.

21. Ротфельд А.Д. Европа: к новым мерам обеспечения безопасности. Вооружения, разоружение и международная безопасность / А.Д.Ротфельд.- Москва, 2002.-c.56-60.

22. Ротфельд А.Д. Проблемы расширения ЕС / А.Д.Ротфельд.- Москва, 2006.-c.36-41.

23. Харламова В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / В.И.Харламова. – Москва, 2007. –c. 174-176.

24. Чубарьян А.О. Европа XX века: проблемы мира и безопасности / А.О. Чубарьян. – Москва, 2008.-с.20-23.

25. Энтин А. М. Европейское право и правовое обеспечение защиты прав человека / А.М.Энтин. Москва, 2007. – c. 99-101.

26. Шумшов В. М. Европейское экономическое пространство. Международное экономическое право / В.М.Шумшов. – Москва, 2005. –с. 276-292.

27. Богатуров В. «Единая Европа - Единая валюта».

28. Старцев Н. «Europa - The European Union On-Line».

29. Торкин Е. ЕвроКомиссия и Европарламент ЕС

30. Литвинов Г. Объединенная Европа –ЕС

31. Марьянов И. Европейская интеграция.

32. Соколов Т. Храмовая структура Европейского Союза.

33. Лорд Паттен Проблемы и перспективы Европейского Союза.

34. Европейский Союз. Справочник.- Москва,- 2003.-с.17-22.

35. Страны мира. Современный Справочник. Шабанова А.Н., Москва 2005.-с.5-15.

36.Современные проблемы Европейского Союза // Мировая экономика и международные отношения. -№5.-2008.-с.15-17.

37. Экономические проблемы Европейского Союза // Международная жизнь.-№ 7.-2006.-с.23-26.

38. Европейский Союз Перспективы // Дипломат/ Foreign policy.- № 8.-2007.-с.12-15.

39. Проблемы Европейского союза // Тоday.-№ 4.-2006.-с.3-6.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Тезисы доклада на расширенном заседании Ученого совета РИСИ

Воробьева Л.М.
доктор политических наук,
ведущий научный сотрудник отдела евро-атлантических исследований

Европейский интеграционный процесс никогда не был простым. Он развёртывался вглубь и вширь через преодоление текущих кризисов и конфликтов. По мере усложнения задач и постановки всё более амбициозных целей, которые приходили в противоречие с возможностями Евросоюза, кризисы стали приобретать системный и всё более серьёзный характер.

В основе системных проблем Евросоюза лежит целый ряд фундаментальных противоречий. Они определяются нестыковкой общеевропейских и национальных интересов, кризисом в германо-французских отношениях, влиянием отрицательного исторического опыта на взаимоотношения между большими и малыми странами, между «старыми» и «новыми» членами и т.д. Главным же выступает противоречие между завышенными целями и ограниченными возможностями Евросоюза. Неспособность Евросоюза снять существующие фундаментальные противоречия оборачивается его сегодняшней политической незавершённостью и серьёзными изъянами в его концептуальной и институциональной конструкции.

В такой ситуации даже наибольшие достижения ЕС – мегарасширение на Восток и введение единой европейской валюты вылились в новые кризисы. В обоих случаях победила политическая целесообразность, потребовавшая, чтобы эти интеграционные шаги был сделаны преждевременно, без упреждающей страховки.

Так, расширение произошло до создания управленческого механизма с учётом увеличения состава ЕС до 27 стран-членов. Евростратегам было важнее втянуть, пока не поздно, в зону влияния евроатлантической цивилизации стратегические плацдармы на Востоке. За это пришлось заплатить институциональным кризисом, растянувшимся на 9 мучительных лет. Хотя он и закончился формальной ратификацией Лиссабонского договора в декабре 2009 г., по всему было видно, что Евросоюз наталкивается на пределы своего интеграционного развития: концептуальные, институциональные, психологические.

Евро был введён, несмотря на отсутствие политического союза, и потому единая денежная политика не могла быть уравновешена единой бюджетной, налоговой, социальной, торговой политикой и т.д. Гораздо важнее было покрепче привязать объединившуюся Германию к ЕС, с чем Германия вынужденно согласилась, оберегая себя от германофобии и политической изоляции в Европе. Меры, предпринятые по настоянию Германии в целях компенсации политического союза – независимый от политики Европейский центральный банк и Пакт стабильности и экономического роста, оказались недостаточными, чтобы не допустить кризиса евро. Этот кризис явился самым значительным вызовом, которого Евросоюз ещё не знал с момента подписания Римских договоров 1957 г. Одновременно он был воспринят и как кризис европейского проекта.

В настоящее время Евросоюз находится на перепутье. Принятый им «пакет помощи» Греции в 110 млрд. евро и учреждённый вместе с МВФ стабилизационный фонд в 750 млрд. евро – это лишь рассчитанные на три годы кратковременные меры конъюнктурного реагирования на кризис. Они дают передышку, но не снимают остроты проблемы.

Евросоюзу необходимо не только предпринять всесторонний анализ причин кризиса евро, не только выработать решения по его преодолению и недопущению впредь, но и обеспечить солидарность стран-членов при реализации этих решений. Ни одна из этих задач не будет лёгкой для ЕС.

После первоначального поиска виновников (к ним были отнесены финансовые спекулянты, Греция, «живущая не по средствам», слабая бюджетная дисциплина стран-членов), ЕС стал вникать и в причины кризиса евро. Евростратеги были вынуждены согласиться с подходом критиков единой европейской валюты, согласно которому кризис связан со структурными проблемами Евросоюза, с его политической незавершённостью. В связи с этим предложение Франции о создании экономического правительства выдвинулось в центр общеевропейской дискуссии.

Другой важной причиной кризиса считается разрыв в конкурентоспособности стран-членов валютного союза и вырастающие отсюда дефициты внешнеторговых балансов и внешняя задолженность проблемных стран еврозоны.

Эти процессы, помимо банковского кризиса, были усугублены экспортной политикой Германии, которая становится серьёзным вызовом для ЕС. Сегодня Германия экономический и валютный гегемон еврозоны и доминирует в европейском экспорте. С введением евро она больше всех своих партнёров и за счёт партнёров выиграла от общего рынка. Считающийся чрезмерно высоким внешнеторговый профицит Германии оборачивается отрицательным сальдо внешнеторгового баланса для покупающих её продукцию партнёров по еврозоне. Париж, Вашингтон, МВФ обвиняют Берлин в эгоизме и отсутствии солидарности и предлагают ему не только работать на экспорт, но и стимулировать спрос в собственной стране, а также импортировать из стран еврозоны. Эту критику Берлин не принимает, считая, что Германия не должна искусственно ухудшать свою конкурентоспособность и компенсировать ущерб другим странам, поскольку в условиях кризиса это причинит ей самой слишком большой вред.

При введении единой европейской валюты евростратеги исходили из того, что евро укрепит Европу. Оказалось, что евровалюта не для кризисов. Страны еврозоны разобщены как никогда. Богатый север не хочет оплачивать достигнутые в долг высокие социальные стандарты юга. Униженный юг воспринимает навязываемые ему жёсткие меры экономии как диктат Германии и Брюсселя. Социальные протесты в Греции грозят перекинуться в другие страны.

Для Германии кризис евро вылился ещё и во внешнеполитический кризис. Средства массовой информации отмечают, что Германия охладела к Европе, А. Меркель стала жёстко отстаивать немецкие интересы и из «лучшей европейки» превратилась в мадам «нет». Изменение немецкой позиции не только стало тяжёлым ударом для ЕС. Оно вызвало рост антигерманских настроений в Греции, Франции, других средиземноморских странах и нанесло ущерб международному имиджу Германии.

Как никогда прежде испорчены германо-французские отношения. В споре о реализации французской идеи об экономическом правительстве каждая из сторон, прикрываясь Европой, стремится отстоять свои национальные интересы. Перспективное видение развития Евросоюза отсутствует.

Магистральным направлением политики Германии стали жёсткие меры экономии в целях санации госбюджета и снижения государственной задолженности. Германия требует, чтобы этим курсом следовали и другие страны еврозоны. Дело в том, что не по средствам жили практически все страны Евросоюза. Накопленный долг выше, чем в военные времена и определяет сегодняшнюю уязвимость еврозоны и ЕС в целом.

Кризис государственной задолженности и евро открыл, что «всеобщее благоденствие» в ЕС в прежних объёмах больше не финансируемо, что быстрый рост жизненного уровня в средиземноморских странах и в Ирландии был возможен только в долг, что вступление в ЕС и в валютный союз не гарантирует экономического успеха и может закончиться так же катастрофично и унизительно, как для Греции.

«Европейское чудо» блекнет на глазах, а мифы, на которое оно опирается, обрушаются. Европа утрачивает роль примера, образца для подражания. Намечается тенденция ослабления её цивилизаторской миссии. А честолюбивая цель трансформации ЕС в глобального игрока на международной арене воспринимается нереалистичной и неадекватной его сегодняшним внутренним вызовам.

Случайные статьи

Вверх