Промышленность: главные отрасли. Химическая промышленность зарубежной европы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА

Европа с греческого "зуропе" - страна запада, с ассирийского "ереб" - мрак, "заход солнца", "запад" (Азия от "асу" - "восход").

    Особенности географического положения
  1. Территория зарубежной Европы (без стран СНГ) - 5,1 млн. км 2 , а общая - около 10 млн. км 2 . Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) - 5 тыс. км, а с запада на восток - более чем 3 тыс. км.
  2. Рельефная "мозаичность" ее территории: 1:1 - низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.
  3. Высокая степень изрезанности береговой линии.
  4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря - 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.
  5. "Глубина" территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.
  6. Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.
  7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан - "большой полуостров Евразии".
  8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.

ВЫВОД: выгодное ЭГП, хорошие предпосылки для развития хозяйства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ

До середины 80-х годов - 32 суверенных государства, включая и микрогосударства. С начала 90-х - около 40 государств.

6-ка крупнейших по территории: Франция, Испания, Швеция, Норвегия, ФРГ, Финляндия.

ПОЛИТИКО- И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ

Большая часть - суверенные государства, 34 - республики, 14 - монархии.

Княжества: Монако, Лихтенштейн, Андорра.
Герцогство: Люксембург.
Королевства: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Испания, Швеция.

Все они конституционные монархии.

Теократическая монархия: папство - Ватикан.
Федерации: ФРГ, Бельгия, Австрия, СРЮ, Испания.
Конфедерация: Швейцария.

Древнейшей республикой является Сан-Марино (с ХIII в.), Швейцарская конфедерация существует с конца 13 века.

Главные политические и экономические союзы

Подавляющее большинство стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 г.

Члены НАТО (14 стран): Дания, Исландия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Италия, Португалия, Венгрия, Польша, Чехия. На Пражском саммите в ноябре 2002 г. приглашены в Альянс 7 новых членов: Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. Но полноправными членами они могут стать только в 2004 г.
Члены ЕС (15 стран): Дания, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Испания, Португалия, Италия, Австрия. С января 2002 г. количество стран в ЕС увеличится. С января 2004 г. количество стран в ЕС может увеличиться за счёт Польши, Литвы и других стран.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Большинство стран относятся к группе промышленно развитых. Четыре страны: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия входят в состав "большой семерки стран Запада". Особое место на экономической карте региона занимают постсоциалистические страны или страны с переходной экономикой.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Природные ресурсы мирового значения

Уголь:

  • Общие запасы: 3 место в мире после Азии и Америки
  • Каменный уголь: 3 место в мире после Азии и Америки
  • Разведанные запасы: 3 место после Азии и Америки
  • Каменный уголь - 2 место после Азии
  • Бурый уголь - 3 место после Америки и Азии
  • По каменному углю: Чехия, Германия, Польша, Великобритания
  • По бурому углю: Германия, Восточная Европа

Горно-химическое сырье (калийные соли): Германия, Франция

Рекреационные ресурсы: Южная Европа, Франция и др.

Природные ресурсы регионального значения

Лесные

3 место в мире после Южной Америки и СНГ

Лесистость - 32% - делит 3 место с Заруб. Азией, уступая Латинской Америке и СНГ.

Самые лесистые: Финляндия (59%), Швеция (54%)

Рыбные

Северная Европа (Норвегия, Исландия)

Минеральные

  • Урановые руды: Франция, Швеция, Испания
  • Железные руды: Франция, Швеция
  • Медные руды: Польша, Финляндия, бывш. Югославия
  • Нефть: Великобритания, Норвегия, Румыния
  • Газ: Нидерланды, Великобритания, Норвегия
  • Ртутные руды: Испания, Италия
  • Бокситы: Франция, Греция, Венгрия, Хорватия, Босния и Герцеговина
  • Сера: Польша
  • Графит: Чехия

Гидроэнергетические ресурсы

Ресурсы полного речного стока на душу населения - 6 тыс. м 3 год, меньше только в Азии

Гидропотенциал - на предпоследнем месте (ниже только в Австралии и Океании). Но высока степень освоенности - 70% - 1 место в мире.

Агроклиматические ресурсы

Средиземноморье, Средняя и Восточная Европа

Земельные ресурсы

Мировой земельный фонд: 134 млн. кв. км. Из них на Зарубежную Европу приходится 5,1 млн. кв. км (последнее место в мире). На душу населения - 1 га

Структура земельного фонда Европы в %: 29/18/32/5/16 (Справочно: структура земельного фонда мира в %: 11/23/30/2/34).

По доле обрабатываемых земель - 1 место (29%)

Доля земель, занятых под пастбища (18%) ниже, чем в среднем по миру (23%), а доля земель, занятых лесами (32%) выше (30%).

Больше всего в мире доля земель, занятых под населенные пункты: 5%

Менее чем в других частях света доля малопродуктивных земель - 16%

Обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га при среднемировом показателе - 0,24-0,25 га

НАСЕЛЕНИЕ

Таблица 1. Демографо-социально-экономические показатели мира, Зарубежной Европы и субрегионов Европы

Показатели Весь мир Зарубежная Европа Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Европа
Площадь, тыс. км 2 132850 5014 1809 1108 1315 782
Численность населения в 1998 г., млн. чел. 5930 516,2 93,6 183,1 144,3 95,2
Рождаемость, ‰ 24 11 13 11 11 11
Смертность, ‰ 9 11 11 10 9 12
Естественный прирост 15 0 2 1 2 -1
Ожидаемая продолжительность жизни, м/ж 63/68 70/77 74/70 74/81 74/80 62/73
Возрастная структура, до 16 / старше 65 62/6 19/14 20/15 18/15 18/14 62/73
Доля городского населения в 1995 г., % 45 74 84 81 65 64
ВВП на душу населения в 1995 г., $ 6050 1500 18500 19470 13550 5260

В Европе на 100 женщин приходится 96 мужчин.

Урбанизация

Большинство стран Зарубежной Европы - высокоурбанизированные - Бельгия (97%), Нидерланды и Великобритания (по 89%), Дания (85%). Только Португалия (36%), Албания (37%), Босния и Герцеговина (49%) относятся к среднеурбанизированным странам (доля городского населения не превышает 50%).

Крупнейшие агломерации Европы: Лондонский, Парижский, Рейнско-Рурский.

Мегалополисы: Английский, Рейнский.

Характерный процесс - субурбанизация.

Миграция

Центры международной иммиграции: Франция, Великобритания, ФРГ, Швейцария, в которой свыше 10% в общей численности занятых - иностранные рабочие. Районы эмиграции - страны Южной Европы: Италия, Португалия, Испания, Сербия; Турция, страны Северной Африки.

Национальный состав

Большинство стран Европы относятся к индоевропейской семье.

    Типы государства по национальному составу:
  • однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),
  • с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);
  • двунациональные (Бельгия);
  • многонациональные страны , со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Россия, Швейцария, СРЮ, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Религиозный состав населения

Господствующая религия - христианство.

  • Южная Европа - католичество
  • Северная - протестантство
  • Средняя - протестантство и католичество
  • Восточная - православие и католичество
  • Албания, Хорватия - ислам

ХОЗЯЙСТВО: МЕСТО В МИРЕ, РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая "мастерская мира", утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах. Эти постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориентировавшиеся прежде всего на Советский Союз (а страны Балтии входили в него), теперь больше "смотрят" не на Восток, а на Запад Европы. Такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру их хозяйства, на направление внешнеэкономических связей.

Промышленность: главные отрасли.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность . Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность . Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный "лесной цех региона".

Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТРИ ГЛАВНЫХ ТИПА.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южно-европейский.

Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южно-европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют "уэрта", т. е. "сад". Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия-выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу . По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50-70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: 1) Брест - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва, 2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение водного пути Рейн - Майн - Дунай.

Дунай - "транснациональная стрела": Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, СРЮ, Болгария, Румыния, Украина

Рейн: Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды.

Драва: Италия, Австрия, Словения, Хорватия, СРЮ

Тиса: Украина, Румыния, Словакия, Венгрия, СРЮ

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые юрты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы . Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой "портовой промышленности", работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами.

Западная Европа - хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершен "проект века" - сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру "Силиконовой долины" в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая "Долина высокой технологии".

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется "экономическая столица" страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург и Франкфурт-на-Майне. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Отдых и туризм

Зарубежная Европа была и остается главным районом международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла "индустрия туризма". В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Некоторые из них связаны с открытой добычей, сжиганием и химической переработкой высокозольного (прежде всего бурого) угля. Другие - с размещением ряда городов и агломераций, металлургических, нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических заводов, АЭС на берегах Рейна, Эльбы, Дуная, Вислы, на морских побережьях, третьи - с распространением кислотных дождей. Четвертые - со все возрастающей "плотностью автомобилей", которая в ряде городских агломераций уже достигает 250-300 машин на 1 км 2 . Пятая - со стихийным развитием туризма, что уже привело к значительной деградации природной среды, как в Альпах, так и на побережье Средиземного моря. Шестая - с огромной опасностью для природной среды, которую создают катастрофы супертанкеров, нередко случающиеся, особенно на подступах к Ла-Маншу.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природо-охранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии "зеленых", ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА.

"Центральная ось" развития- главный элемент территориальной структуры региона.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также - наукоемкости и экологический.

Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европы" - линия Рейн - Рона. В границах этой "оси" живет 120 млн. человек, и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.

В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных "осей" меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская "ось", полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые приморские зоны.

Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа.

Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых "парижских изделий" (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов.

В окрестностях Лондона построены восемь, в окрестностях Парижа - пять городов-спутников.

Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, "промышленный треугольник" Милан - Турин - Генуя в Италии, промышленно-городская агломерация Рандстад ("кольцевой город") в Нидерландах. Все они находятся в пределах "центральной оси" развития.

Старопромышленные районы.

Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась Нижнерейнско-Рурская агломерация. Здесь на площади 9 тыс. км2 живет 11 млн. человек и сосредоточено около ста городов, включая 20 больших. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 км2. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют "Рурштадт", т. е. "город Рур". Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными - Дортмунд, "столицей" - Эссен, а главным "сейфом" - Дюссельдорф.

В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции. В 50- б0-е гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить его к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая программа. Рейн, который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба.

Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют "малым Руром", в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных.

Отсталые аграрные районы.

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После второй мировой войны из-за относительного аграрного перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн. человек.

Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы страны и в другие страны.

Примерами других отсталых аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, Португалия и Греция. Все они расположены за пределами "центральной оси". Проблема подъема отсталых районов актуальна и для многих стран Восточной Европы.

Районы нового освоения.

Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию.

К началу 90-х гг. на этом "золотом дне" было выявлено более 250 месторождений нефти и природного газа. Кроме того, в Нидерландах недалеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений. Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Ныне море буквально "нашпиговано" буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.

Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.

К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обеспеченность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах "центральной оси" развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др.

Рисунок 1. Субрегионы Зарубежной Европы.

Таблица 2. Что производят и экспортируют некоторые страны Зарубежной Европы.

Страна Продукция промышленного производства и экспорта
Швеция Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, бумагу, целлюлозу, железную руду, медикаменты, продукция животноводства.
Финляндия Пиломатериалы, бумагу, целлюлозу, оборудование для лесной и деревообрабатывающей промышленности, морские суда, молочную продукцию.
Великобритания Машины и оборудование, самолеты, автомобили, тракторы, вооружение, нефть, химикаты, ткани, изделия легкой промышленности.
Франция Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для АЭС, черные металлы, алюминий, ткани, одежду, парфюмерию, пшеницу, молочные и мясные продукты, сахар, вина.
ФРГ Автомобили, станки, промышленное оборудование, изделия электротехники и электроники, вооружения, химикаты, изделия легкой промышленности.
Испания Автомобили, морские суда, электрооборудование, химикаты, руды металлов, изделия легкой промышленности, цитрусовые, оливковое масло, вина.
Италия Автомобили, морские суда, электрооборудование, вооружение, химикаты, холодильники, стиральные и конторские машины, текстильные и швейные изделия, обувь, овощи, фрукты, цитрусовые, вина.
Польша Машины и оборудование, морские суда, каменный уголь, медь, серу, медикаменты, текстильные изделия, продукты сельского хозяйства.
Болгария Изделия электротехники и электроники, подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины, цветные металлы, швейные и табачные изделия, консервы, вина, розовое масло.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФРГ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ОБЩИЙ ОБЗОР

Территория - 356,9 тыс. км 2 . Население - 81,6 млн. чел. (1995 г.). Столица - Берлин.

ФРГ - государство в Центральной Европе. Оно граничит с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией. Польшей, Данией.

В развитии страны важную роль сыграли особенности ЭГП: местонахождение ее в центре Европы в окружении экономически высокоразвитых государств, на пересечении крупных транспортных магистралей, приморское положение.

В современных границах Германия образовалась путем объединения в октябре 1990 г. двух государств - ФРГ и ГДР, в состав ФРГ вошли 5 земель ГДР и Восточный Берлин. Территория страны в результате этого выросла на 43%, а население - на 27%.

ФРГ - парламентская республика. По территориально-политическому устройству - федерация, состоящая из 16 земель.

Исполнительная власть в стране принадлежит федеральному правительству, президент выполняет в основном представительские функции.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.

Природные условия страны разнообразны. Поверхность повышается в основном с севера на юг. По характеру рельефа в ней выделяют 4 основных элемента: Северогерманскую низменность, Среднегерманские горы (Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб, Рейнские Сланцевые горы). Баварское плоскогорье и Альпы. На рельеф страны оказали воздействие оледенения и морские трансгрессии.

Среди стран зарубежной Европы ФРГ выделяется запасами угля (1-е место) - в основном в Рурском, Саарском, Ахенском бассейнах.

Достаточно крупные месторождения природного газа находятся на севере ФРГ.

Запасы железной руды имеются, но качество ее низкое. На Севере Германской низменности находятся значительные залежи каменной соли. Есть запасы солей калия и магния.

Климат переходный от морского к континентальному, благоприятный для проживания населения и ведения хозяйства.

Большое хозяйственное значение имеют реки: Рейн, Эмс, Везер, Эльба, Дунай.

Около 30% территории покрыты лесами, но это - вторичные леса, первичные леса в стране практически не сохранились.

НАСЕЛЕНИЕ.

По численности населения ФРГ занимает первое место в Западной Европе. Для страны характерно снижение рождаемости и естественного прироста населения (особенно в восточных землях). Коэффициенты рождаемости и смертности равны (около 1%), но численность населения растет за счет притока иммигрантов из Южной Европы, Азии (Турции).

Средняя плотность - 227 чел./км 2 .

Рисунок 2. Возрастно-половая пирамида ФРГ.
(для увеличения изображения нажмите на рисунок)

Подавляющее большинство жителей - немцы, иммигрантов ко времени воссоединения страны насчитывалось более 5 млн. человек, их численность увеличивается.

Преобладающая религия - христианство (католичество и протестантство); из других религий распространен ислам.

Уровень урбанизации - 87%.

ХОЗЯЙСТВО

ФРГ - одна из наиболее развитых стран мира. По объему ВВП и промышленного производства она уступает только США и Японии.

Роль ФРГ в МГРТ определяет ее промышленность, специализирующаяся на выпуске высококачественной продукции.

На отраслевую и территориальную структуру хозяйства ФРГ сильное влияние оказало сорокалетнее раздельное развитие ФРГ и ГДР. Территориальные диспропорции, в стране очень велики: восточные земли в 1994 г, давали около 4% промышленной продукции, хотя в них проживает около 20% населения ФРГ.

В целом в структуре промышленности очень высока доля обрабатывающих отраслей (более 90%), доля добывающих отраслей сокращается, доля наукоемких растет.

Энергетика. ФРГ более 1/2 своих потребностей обеспечивает за счет импорта (нефти, газа, угля). Основную роль в топливной базе играют нефть и газ, а доля угля составляет около 30%. Структура выработки электроэнергии: 64% - на ТЭС, 4% - на ГЭС, 32% - АЭС. ТЭС на угле работают в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах, на природном газе - на севере Германии, на мазуте - в центрах нефтепереработки, другие ТЭС - на смешанном топливе. АЭС построены за пределами угольных бассейнов. ГЭС работают в основном на юге страны (на горных реках).

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей специализации Германии, но в настоящее время находится в кризисе. Основные заводы сосредоточены в Руре и Нижнем Рейне; есть также в Сааре и в восточных землях Германии. Передельные и прокатные предприятия располагаются по всей стране.

Цветная металлургия - работает в основном на импортном и вторичном сырье. По выплавке алюминия ФРГ в зарубежной Европе уступает только Норвегии. Основные заводы - в земле Северный Рейн-Вестфалия, в Гамбурге и Баварии.

Машиностроение и металлообработка - отрасль специализации ФРГ в МГРТ, на нее приходится до 1/2 промышленной продукции и экспорта. Крупнейшие центры: Мюнхен, Нюрнберг. Мангейм, Берлин, Лейпциг, Гамбург. В электротехнической отрасли лидирует Бавария. Высоко развиты автомобилестроение, морское судостроение, оптико-механическая, аэрокосмическая промышленность.

Химическая промышленность представлена, прежде всего, продукцией тонкого органического синтез, производством лекарств и пр. Химическая отрасль особенно развита в западных землях (концерны БАСФ, "Хёрст"), на востоке - оказалась в состоянии кризиса.

Сельское хозяйство - использует около 50% территории; вклад отрасли в ВВП страны - 1%, более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Основными зерновыми культурами являются пшеница, рожь, овес, ячмень. Зерном ФРГ обеспечивает себя полностью. Выращиваются также картофель, свекла; по долинам Рейна и его притоков - виноградарство, садоводство, табаководство.

Транспорт. По густоте транспортных путей ФРГ занимает одно из первых мест в мире; основу транспортной сети составляют железные дороги. В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному. Большое значение имеют внешние морские перевозки и авиационный транспорт, играющие основную роль во внешних связях страны.

Непроизводственная сфера представлена в ФРГ, как в постиндустриальной стране, широким ассортиментом различных видов деятельности: образование, здравоохранения, управление, финансы. В число 50 крупнейших банков мира входит восемь германских. Франкфурт-на-Майне - быстрорастущий финансовый центр Германии.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

По общему объему внешней торговли ФРГ занимает второе место в мире после США. Основные торговые партнеры ФРГ - страны ЕС, в последнее время осваиваются рынки стран Восточной Европы и России.

Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.

Зарубежная Европа — один из главных центров мирового хозяйства. В целом зарубежная Европа выделяется высоким уровнем развития прак-тически всех отраслей хозяйства, хотя для многих небольших стран ха-рактерна сравнительно узкая специализация.

Топливно-энергетический комплекс основывается на собственных и импортных угле, нефти и природном газе, атомном сырье и гидроэнер-горесурсах. По добыче нефти в зарубежной Европе выделяются лишь Норвегия и Великобритания, по добыче газа — Великобритания, Нор-вегия и Нидерланды. Европа выделяется мощным развитием угольной промышленности, где по добыче угля лидирующее положение занима-ют Германия и Польша. Однако в целом Европа отличается большой зависимостью от импорта энергоносителей. В большинстве стран в производстве электроэнергии преобладают ТЭС, однако в некоторых странах преобладают ГЭС (Норвегия и Швейцария) или АЭС (Литва, Франция, Бельгия). Европейские страны выделяются не только круп-ными валовыми показателями производства электроэнергии (Германия, Франция и Великобритания), но и лидируют по её душевому производ-ству (Норвегия).

Крупнейшими производителями продукции чёрной и цветной метал-лургии являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, Испания, Польша и Швеция. Главные металлургические центры расположены в старых металлургических регионах (Рур, Верхняя Силезия, Центральная Англия) или в портовых городах, ориентирующихся на импортное сырьё (Таранто — крупнейший металлургический комбинат Западной Европы, а также Фос, Дюнкерк, Гамбург).

Ведущей отраслью промышленности Европы является машинострое-ние , ориентирующееся на высококвалифицированные трудовые ресурсы, развитые научную базу и инфраструктуру. При полном развитии всех ви-дов машиностроения зарубежная Европа особенно выделяется производ-ством автомобилей, авиакосмической техники, станков, приборов, элек-тротехники и электроники. Однако нужно учитывать, что все виды машиностроения развиты только в четвёрке самых развитых стран Евро-пы, а малые высокоразвитые страны выделяются производством отдель-ных отраслей точного машиностроения, например, Нидерланды — про-изводством электротехники, электроники и инструментов, Швейцария — часов, роботов и электроники, Бельгия — стрелкового оружия, Финлян-дия — производством оборудования для лесной промышленности и элек-троники и т.д.

Второй важнейшей отраслью специализации Европы является хими-ческая промышленность , базирующаяся как на собственном, так и на привозном сырье. В зарубежной Европе развиты все виды химического производства. По уровню развития химической промышленности абсо-лютным европейским лидером является Германия, хотя велика также роль Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Нидерландов, Польши, Венгрии.

Лесная промышленность получила развитие в Финляндии, Швеции и Норвегии, являющихся абсолютными мировыми лидерами по производ-ству продукции отрасли на душу населения.

Лёгкая и пищевая промышленность представлены практически во всех странах Европы, хотя с заметными различиями в специализации. Безусловным законодателем мировой моды является Франция, Италия выделяется производством шерстяных тканей и обуви (1 место в мире по производству на душу населения), Скандинавские и среднеевропейские страны специализируются на производстве молочной и мясной продук-ции, Северная Европа отличается рыбной промышленностью, Франция и страны Южной Европы — виноделием. Материал с сайта

Сельское хозяйство зарубежной Европы характеризуется сложной отраслевой структурой, высочайшим уровнем механизации, химизации и интенсификации производства, высочайшим уровнем урожайности сель-скохозяйственных культур и продуктивности животноводства. В Европе различают три типа сельскохозяйственного производства:

  1. североевропейский, в котором преобладают молочное скотоводство, производство кормовых культур, производство ячменя, овса, овощей и льна, а на севере региона развито оленеводство;
  2. среднеевропейский, в котором доминируют молочно-мясное ското-водство, свиноводство, птицеводство, развито производство пшени-цы, ячменя, рапса, овощей, картофеля и сахарной свёклы;
  3. южноевропейский, в структуре сельскохозяйственного производства которого преобладает растениеводство (производство пшеницы, ку-курузы, риса, оливок, подсолнечника, эфиромасличных культур, ви-нограда, цитрусовых, фруктов, овощей), а животноводство представ-лено мясо-молочным скотоводством и овцеводством.

На этой странице материал по темам:

  • Хозяйство зарубежной европы краткое содержание

  • Высококвалифицированные трудовые ресурсы польши

  • Промышленность европы реферат

  • Рефират на тему сельское хозяйство зарубежное европы

Вопросы по этому материалу:

  • Охарактеризуйте особенности хозяйства зарубежной Европы.

  • Дайте характеристики важнейших отраслей промышленности за-рубежной Европы: добывающей промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности.

Западная Европа – один из наиболее освоенных регионов мира. Как его политическая карта, так и территориальная структура хозяйства отличаются большой сложностью, разнообразием, мозаичностью, насыщенностью и узловыми, и линейными элементами опорного каркаса территории. Здесь есть страны с относительно невысоким уровнем «зрелости» территориальной структуры хозяйства, но их немного – Португалия, Греция, Ирландия. Есть несколько стран со средним ее уровнем, например Испания, Финляндия, Дания. Но большинство стран региона достигло уже высокого уровня «зрелости» территориальной структуры. Именно они оказали наибольшее воздействие на формирование макротерриториальной структуры всего западноевропейского региона, главной отличительной чертой которой можно считать наличие «Центральной оси развития».

Так принято называть ту часть Западной Европы, которая, протягиваясь с севера на юг примерно на 1600 км, образует главное ядро ее территориальной структуры расселения и хозяйства. Ограниченная условной линией Манчестер – Гамбург – Венеция – Марсель– Манчестер, она имеет, как часто говорят, форму банана. При этом в ее пределах оказывается большая часть Англии, западная часть ФРГ, северная и восточная части Франции, Швейцария, Северная Италия. Плотность населения на территории «оси» достигает 300 человек на 1 км 2 , что в шесть раз больше, чем вне ее. Здесь же находятся оба западноевропейских мегалополиса – Английский и Рейнско-Рурский, многие другие крупные городские агломерации. Здесь сконцентрированы 2 / 3 всего промышленного потенциала Западной Европы, расположены ее основные промышленные центры (рис. 65). Не менее важно и то, что территория «оси» как бы вобрала в себя главные высокоразвитые районы («районы-моторы») Западной Европы, которым принадлежит ведущая роль в сфере финансовой и информационной деятельности. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить «мировые города» Лондон и Париж. Достаточно сказать, что в каждом из них – около 30 штаб-квартир крупнейших корпораций.

По мнению некоторых ученых, формирование «Центральной оси» началось еще во времена Римской империи. Однако большинство считает, что основным стержнем ее стал возникший значительно позднее меридиональный торговый путь по Рейну и Роне, а формирование самой «оси», как таковой, произошло уже в течение двух последних столетий – под воздействием сначала промышленных переворотов XVIII–XIX вв., а затем и современной НТР. Особенно важно отметить, что каждому из этих этапов соответствует свой тип промышленных районов, которых в пределах «Центральной оси» насчитывается несколько десятков.

Под влиянием природно-ресурсного фактора и ориентации на каменноугольные и железорудные бассейны или их сочетания еще в XIX в. сложились такие крупные угольно-металлургические районы, как Мидленд и Северо-Восточный в Великобритании, Рурский и Саарский в Германии, Северный и Лотарингский во Франции, Южный в Бельгии. С ориентацией на трудовые ресурсы возникли районы текстильной промышленности: Ланкашир и Западный Йоркшир в Великобритании, Мюнстерланд, Пфальц и Верхняя Франкония в Германии, Лионский район и Эльзас во Франции, Западная Фландрия в Бельгии. К началу НТР все они оказались в числе депрессивных и стали объектами региональной политики.

В первой половине XX в. в пределах «оси» возникли промышленные районы с ориентацией на новые отрасли промышленности – общее машиностроение, автомобилетроение, производство пластмасс, синтетических волокон и др. Природно-ресурсный фактор при этом отошел на второй план, уступив место факторам рабочей силы, потребительскому, транспортному. Примерами таких районов могут служить Ганноверский, Средне-Рейнский, Ронский, Швейцарский, Северо-Итальянский, да, собственно, также Лондонский и Парижский.

В 50-60-х гг. XX в., когда происходил сдвиг промышленности к морю, сложился хозяйственный профиль таких районов, как Роттердамский, Гамбургский, Нижняя Сена, Марсельский. Ядрами их стали портово-промышленные комплексы. Но одновременно началось формирование динамичных высокоразвитых районов, концентрирующих новейшие наукоемкие производства, НИОКР, наиболее квалифицированную рабочую силу. Их теперь нередко называют центральными, причем не только благодаря ЭГП, но и в связи с тем местом, которое они занимают в хозяйстве стран. Среди этих районов можно выделить многофункциональные столичные, в первую очередь Лондонский и Парижский. Но есть среди них и отнюдь не столичные, хотя и высокоурбанизированные, имеющие современную структуру экономики районы, возникшие в последние десятилетия почти «на пустом месте».

Рис. 65. Промышленные центры Западной Европы

Наиболее ярким примером такого рода может, пожалуй, служить ФРГ. Юг и Юго-Запад этой страны в довоенное время считались чуть ли не захолустьем. Здесь преобладало сельское хозяйство, а из отраслей промышленности получила развитие лишь текстильная. С началом НТР эти районы привлекли внимание избытком трудовых ресурсов. Затем сюда были подведены магистральные нефтепроводы, что помогло решить проблему обеспеченности топливом. Были созданы научные центры, большое влияние приобрел военно-промышленный комплекс. Вот почему еще в 1970-е гг. Бавария обогнала землю Северный Рейн-Вестфалия по общему объему промышленного производства, а Мюнхен как промышленный центр стал конкурировать с самим Гамбургом.

На территории Южной Баварии находятся штаб-квартиры и основные предприятия компаний, работающих в области роботостроения, лазерной и медицинской техники, а также военных концернов («Мессершмитт – Бёльков – Блом» и др.). Земля Баден-Вюртемберг стала «вотчиной» тонкого и точного станкостроения, электроники, нефтехимии и других современных отраслей. Здесь особенно выделяется промышленный район Штутгарта, где находятся ведущие предприятия концернов «Даймлер-Бенц» (автомобили, военная продукция) и «Роберт Бош» (электроника, автоматические системы управления). А по соседству, в районе Франкфурта-на-Майне (земля Гессен), концентрируются крупнейшие банки страны, фармацевтика, электронно-транспортное машиностроение.

Несмотря на относительное экономическое единство в пределах «Центральной оси развития», здесь существуют и определенные внутренние различия. Во-первых, два крупных природных рубежа – пролив Ла-Манш и Альпы – подразделяют ее территорию на три в какой-то мере обособленные части: северную, среднюю и южную. Во-вторых, экономико-географы нередко выделяют в ней еще отдельные «ядра», или так называемые промышленные треугольники. Например, в Великобритании это «треугольник» Бирмингем – Ливерпуль – Гулль, в низовьях Рейна это Антверпен – Амстердам – Кёльн, в Северной Италии – Милан – Турин – Генуя. При этом каждая из вершин такого «треугольника» имеет свои функции. Так, в Северной Италии Милан выполняет роль крупнейшего промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, да и в целом – экономической столицы страны. Турин – старый индустриальный центр с разнообразной промышленностью, в которой выделяется автомобильная: здесь находится завод «Мирафьори» – головное предприятие компании ФИАТ. Генуя же выполняет функции морских ворот с типичной «портовой» промышленностью.

Очень большое воздействие на географический рисунок «оси» оказывают интеграционные процессы в рамках Евросоюза. Они усиливают интернационализацию производства, капитала и информационной инфраструктуры, ослабляя тем самым барьерную и усиливая контактную функцию государственных границ. В результате в пределах «оси» возникли уже типичные трансграничные районы, где формируется единое экономическое пространство в миниатюре, выражающееся во взаимосвязях хозяйства, инфраструктуры, трудовых и культурно-бытовых поездках жителей.

Такие трансграничные районы ныне существуют на границах между Бельгией, Нидерландами и ФРГ, Нидерландами и ФРГ, Францией, ФРГ и Люксембургом, Францией и Швейцарией. Одно из наиболее типичных явлений для них – ежедневные трансграничные перетоки фронтальеров, т. е. лиц, которые живут в одних, а работают в других соседних странах. Например, общая численность французов-фронтальеров еще в начале 1990-х гг. превысила 100 тыс. человек.

Одним из примеров трансграничного района в пределах «Центральной оси развития» может служить образованный еще в 1976 г. район Маас – Рейн, объединивший бельгийские провинции Люттих и Лимбург, голландскую провинцию Лимбург, а также города Кёльн и Ахен в ФРГ. Население этого района – около 4 млн человек. Оно говорит на немецком, французском и голландском языках.

Другой пример – трансграничный район, сокращенно именуемый Саар – Лор – Люкс, который включает в себя территории четырех соседних стран: всего Люксембурга, французской Лотарингии, земли Саар и части земли Рейнланд-Пфальц в ФРГ, а также бельгийскую провинцию Люксембург. Рынок труда этого района (80 тыс. «трудовых челноков» в день) – крупнейший в ЕС, причем основная часть фронтальеров работает в Люксембурге (рис. 66). Здесь сформировались: крупный металлургический комплекс, связывающий железорудные, металлургические и коксохимические предприятия французской Лотарингии, германского Саара, Люксембурга и Бельгии; нефтехимический комплекс Кларенталь (Саар) – Карлин (Лотарингия) – Беш (Саар).

Рис. 66. Ежедневные прибытия фронтальеров в Люксембург из соседних стран

Третий пример – Базельский и Женевский трансграничные районы в Швейцарии и соседних с ней странах. Базельский район охватывает 5 швейцарских, 5 французских и 13 германских коммун с общим населением примерно 500 тыс. человек. Из всех этих коммун не менее 1 / 3 жителей ежедневно отправляются на работу в Базель. А кантон Женева имеет 100-километровую границу с Францией, откуда в этот город ежедневно приезжают на работу 50 тыс. фронтальеров.

Можно добавить, что в последнее время по примеру «Центральной оси развития» Западной Европы трансграничные районы стали возникать и в Центрально-Восточной Европе: на границе Германии и Польши, Германии и Чехии, Польши и Чехии. В 1993 г. было объявлено об учреждении подобного района «Карп а т ы» с населением 10 млн человек. В него вошли части территорий Польши, Словакии, Венгрии и Украины.

Легкая
промышленность
Зарубежной Европы

Легкая промышленность
● Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация
региона. На сегодняшний день легкая промышленность
зарубежной Европы утратила свои былые позиции.
● В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные
районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир
(Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти
центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке,
во времена зарождения промышленной революции. Активно
работают они и сегодня.

Легкая промышленность
● Однако в последнее время наметилась тенденция
смещения легкой промышленности в Южную Европу. Это
объясняется имеющимися здесь резервами дешевой
рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой
региона в настоящее время можно назвать Португалию.
Италия же производит такое количество обуви, что по ее
объемам уступает лишь Китаю.

Легкая промышленность
● Народы многих государств Европы сохраняют
национальные традиции, находящие выражение при
производстве музыкальных инструментов и мебели,
украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и
т. д.
● Например, Бельгия известна своими охотничьими
ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов.
Не случайно мировой центр по торговле
бриллиантами находится в городе Антверпене. В
Лихтенштейне построено самое крупное в мире
предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти
изделия продаются более чем в ста странах мира. Главная > Документ

40) Промышленность Западной Европы: отрасли специализации и
тенденции их развития
Toпливнo-энергетический комплекс ЗЕ до недавнего времени опирался на собственные ресурсы(уголь). Сейчас и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом региона - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%. Важное место занимают АЭС. Металлургическая промышленность ЗЕ в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После WWII центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера (мини-заводы). Получили развитие также и отрасли цветной металлургии: выплавка алюминия - во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии. Машиностроение и металлообработка - ведущие отрасли промышленности ЗЕ, на их долю приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение) и станкостроения. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Химическая промышленность в ЗЕ занимает 2 место после машиностроения. Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Легкая промышленность ЗЕ- Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей - в ФРГ, во Франции и др. Но многие месторождения близки к истощению. Германия выделяется добычей каменного и бурого угля. Своей нефти и природного газа мало. Франция. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн тонн) и угольные бассейны Центрального массива. Добыча газа не превышает 3 млрд куб. м. - одно из наиболее крупных месторождений газа Франции - Лак в Пиренеях, большей частью исчерпано. Великобритания Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. В начале века британский уголь преобладал на мировом рынке, сейчас же в Великобритании добывается ежегодно более 80 млн. тонн угля. Основные районы угледобычи - Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд). Нефть добывают на шельфе Северного моря у восточного побережья Англии и Шотландии. Ежегодная добыча составляет более 94 млн. тонн. Основные заводы по переработке нефти расположены в Саутгемптоне, Чешире, Йоркшире. Доход от экспорта нефти достигает 150 млн. фунтов стерлингов. Добыча газа составляет 55 млрд. куб. м. в год и растет ежегодно. Электроэнергетика базируется на тепловых и гидростанциях. Многочисленные ГЭС расположены в гористых районах Шотландии и Уэльса, а ТЭЦ - в угледобывающих районах. Доля АЭС невелика, хотя в последние годы отмечается увеличение их строительства. ИК- Каменноугольные бассейны: Йоркширский, Нортумберлендско-Даремский, Южно-Уэльский. Природный газ: Леман-Банк, Брент , Моркем, Локтон, Уэст-Сол, Хьюэтт, Индефати-габл, Фригг, Вайкинг. Нефть: Брент , Фортис, Статфьорд, Корморант, Найниан, Пайпер, Фулмар. Железная руда: Артлборо, Нортгемптонширское, Фродингемское, Нортумберлендско-Даремское

  1. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной европы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации

    Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года, в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул.

  2. Промышленная политика России: проблемы реализации

    Документ

    Подводя итоги проведенного анализа развития трех рассматриваемых комплексов отраслей а также общехозяйственной и информационно-образовательной инфраструктуры, можно сформулировать основу предлагаемого нами подхода к разработке промышленной

  3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
  4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат

    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.

  5. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-2007 гг. 5

    Документ

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации.

Случайные статьи

Вверх