Критерии экономической безопасности. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности


Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию защиты экономической безопасности страны, поскольку рыночный механизм не содержит ее.
Предприниматель обычно защищает интересы своей фирмы, а не национальные интересы страны в области экономики. Но, как правило, экономические интересы каждой фирмы не должны противоречить национальным интересам страны. Однако очень часто возникают и такие ситуации: производство, его развитие экологически вредно, и государство старается препятствовать его развитию и больше этого товара завозить. Или, исходя из стратегических, оборонных соображений, способствует развитию продукции, которую согласно законам рынка выгодно завозить.
Для решения подобных противоречий государство и осуществляет функцию защиты экономической безопасности, важнейшим инструментом реализации которой служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности (количественные параметры, очерчивающие границы между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики).
При разработке значений индикаторов экономической безопасности на официальном уровне определяют национальные интересы страны в области экономики (сформулированы в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ», одобренной Указом Президента от 29.04.96г. № 608):
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
- приемлемый уровень жизни населения;
- устойчивость финансовой системы;
- сохранение единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Приведенные в таблице 1 индикаторы экономической безопасности можно сгруппировать по областям экономики.
Первая группа касается производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Это:
а) общий объём производства: объём ВВП – в размере 75% от среднего показателя по странам большой семёрки; ВВП на душу населения – 50% от среднего по «семёрке» и 100% - от средне мирового показателя ВВП.
Для России эти показатели ниже пороговых значений: ВВП составляет 30% от среднего по «семёрке» и 25% от среднемирового. По ВВП на душу населения Россия на 45 месте в мире, то есть при низких показателях Россия может потерять свою роль великой державы;
б) индикаторы, характеризующие структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля промышленного производства обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения - 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного 25%, доля новых видов продукции в общем объёме выпуска – 6 % (сегодня фактически она равна 2-2,5%);
в) объём инвестиций – 25% ВВП (сегодня он 15% ВВП);
Вторая группа – индикаторы уровня жизни населения:
а) доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7% (в России более 20%);
б) продолжительность жизни - 70 лет (в России 65 лет);
в) разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз (в России 14 раз);
г) уровень безработицы- 7% (в России 9%).
Третья группа – это индикаторы финансового состояния:
а) объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (по России 6,4%);
б) объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (по России 23,5%);
в) дефицит бюджета в процентах к ВВП – 5%;
г) объём иностранной валюты в наличной форма к объёму наличных рублей – 25% (в России 100%)
д) денежная масса (М2) в процентах ВВП – 50% (по России 14%).
Из этих показателей видно, что за последние годы основной целью правительства было достижение финансовой стабилизации и, прежде всего, снижения инфляции путём уменьшения денежной массы в условиях, когда объем ВВП снизился, а рост цен обогнал рост денежной массы. Так, в 1992 –1999 гг. индекс потребительских цен и дефлятор ВВП увеличились примерно в 6000-6500 раз, а агрегат денежной массы М2 вырос примерно в 530 раз. Таким образом, в условиях инфляции денежная масса сократилась более чем в 10 раз, при том, что скорость оборачивания денег мало изменилась. Инфляционные ожидания, недоверие к банковской системе и денежной политике заставляют население часть сбережений держать в валюте, а это затрудняет поддержание покупательной способности рубля, увеличивает расходы на поддержание стабильного валютного курса по отношению к доллару США, и к евро.
По внутреннему долгу фактические данные ниже порогового. Многие страны, например США, имеют большой внутренний долг, что является серьёзной угрозой, поскольку значительная часть долга – это государственные краткосрочные обязательства. Минфин должен постоянно выкупать ранее выпущенные ценные бумаги, параллельно выпуская новые, выручка от которых должна не только покрывать расходы на выкуп старых, но и приносить доходы в бюджет. Образовавшаяся пирамида, при неблагоприятных условиях может рухнуть.
Внешний долг превышает пороговое значение, но не выглядит катастрофическим, однако сегодня это обременительно для России.
Важным является показатель объёма национальной валюты в наличной форме к общему объёму наличных денег (100%). Это последствия, как сказано выше, проводимой монетарной политики, главной целью которой являлось стремление обуздать инфляцию путём сокращения денежной массы, в результате которой появился недостаток оборотных средств предприятий, рост задолженности.
Четвертая группа - индикаторы степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций. В этой области определён один параметр – дифференциация субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила в 1,5 раз (фактически – 5 раз).
Наивысшая степень безопасности достигается в том случае, если все показатели находятся в пределах границ.
Помимо основных индикаторов существуют и косвенные показатели:
1) уровень производственных капитальных вложений на 1 рубль основных фондов:
У к.в. = Кn / ОПФ,
где Кn – капитальные вложения производственного назначения за год; ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
2) степень прогресса промышленности:
ИФО = ВП1/ВП0 ?100%,
где ВП1, ВП0 - валовой объём промышленного производства в отчётном и базовом периоде; ИФО - индекс объёма промышленного производства;
Таблица 6. 1
Показатели экономической безопасности
Показатели
Пороговые значения Фактическое состояние 1. Объем валового внутреннего продукта:
от среднего по большой семерке
от среднемирового
75%
100%
29%
25% 2. Доля машиностроения в промышленном производстве, % 20 17 3. Объемы инвестиций, % к ВВП 25 14,5 4. Затраты на оборону, % к ВВП 5 2,9 5. Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 0,4 6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции, %
6
2,2 7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % к общей численности населения
7
8. Продолжительность жизни населения, лет 70 65 9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз
8
13,5 10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 9,3 11. Уровень инфляции за год, % 20 12. Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период времени
20
6,4 13.Объем внешнего долга, % к ВВП 25 23,5 14. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, %
30
20 15. Дефицит бюджета, % к ВВП 5 16. Объем иностранной валюты в наличной форме
к объему наличных рублей, %
25
100 17. Объем иностранных валют по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %
10
50 18. Денежная масса (М2), к % ВВП 50 14,3 19. Доля импорта во внутреннем потреблении, %
Всего
В том числе продовольствие
30
25
52
30 20. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз
1,5
5
3) степень обеспечения населения товарами народного потребления:
ДТНП = ТНП/ВВП,
где ДТНП - доля товаров народного потребления; ТНП - товары народного потребления;
4) уровень экономической активности населения:
ДНА = ЧНА/ЧНО,
где ДНА - уровень экономической активности населения; ЧНА - численность экономически активного населения; ЧНО - общая численность населения;
5) расчет покупательной способности денежных доходов населения. Он выражает возможность купить определённое количество товара-эквивалента (наиболее распространённого товара), либо число стандартных наборов товаров или услуг:
ПС = ДДУШ/ ИСР,
где ДДУШ - среднедушевой доход; ИСР - средняя цена товара-эквивалента по России;
6) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума:
ДНД = ЧНД/ЧНО,
где ЧНД – численное население с доходами ниже прожиточного минимума; ЧНО - общая численность населения;
7) коэффициент миграции:
КМИГ = (Чn – Чв) / ЧСР? 100%,
где Чn - число прибывших жителей; Чв - число выбывших жителей; ЧСР - среднегодовая численность населения.

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности страны. Рыночные механизмы не содержат в себе эту функцию. Предприниматель должен защищать интересы своей, фирмы, а не национальные интересы страны в области экономики. Как правило, экономические интересы каждой фирмы не противоречат национальным интересам страны. Однако весьма часто такие противоречия могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие каких-либо производств, которые являются экологически вредными, а государство заинтересовано сдерживать их развитие и получать такую продукцию по импорту. И наоборот, исходя из требований рынка, какую-либо продукцию явно выгоднее импортировать, однако стратегические, а в ряде случаев оборонные соображения требую развития ее производства в стране. Можно найти много других примеров расхождения в требованиях рыночных механизмов и национальных интересов страны в области экономики.

Для разрешения подобных противоречий государство должно осуществлять свою функцию защиты экономической безопасности. Важнейшим инструментом реализации данной функции служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности , которые представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.

Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной - сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом -- в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки», на душу населения -- 50% от среднего по «семерке» и 100% -- от среднемирового показателя ВВП(по данным Глазьева).

Следует признать, что фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет (по данным Росстата на 2012 год) порядка 30% от среднего по «семерке», на душу населения -- примерно 20% от среднего по «семерке» и 25% от среднемирового. По размерам ВВП в целом Россия опустилась во вторую десятку наиболее развитых стран мира. Впереди идут США, Китай, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Индия, Бразилия и Индонезия. По ВВП на душу населения Россия оказалась на 71 месте в мире.

Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. Проработаны следующие пороговые значения в этой области: доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности -- 66%(2007 год), машиностроения -- 1%, доля импорта во внутреннем потреблении населения -- 43%.

Второй важной группой уровня жизни населении. В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, -- 7%, продолжительность жизни -- 70 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% низкодоходных групп населения - 8 раз.

Следует отметить, что фактические показатели, отражающие доходы населения, требуют особых комментариев. Есть основания считать, что эти данные несколько занижены, а доля в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума и разрыв в доходах высоко - и низкодоходных слоев населения -- завышены.

Дело в том, что, во-первых, эти показатели рассчитаны только на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и, что особенно важно, без учета бесплатных флаг и услуг, получаемых населением. Есть основания считать, что не в полной мере учтена и часть денежных доходов, например, доходы населения в сфере теневой экономики, хотя Госкомстат России и делает соответствующие расчеты.

Во-вторых, не учитываются многие перераспределенческие потоки. Сейчас большое распространение получила неформальная, нерегистрируемая занятость по оказанию услуг одной частью населения (как правило, низкодоходной) другой части (высокодоходной). В результате этой деятельности происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Третьей , наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. По этой группе предварительно были определены многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них:

объем внутреннего долга в процентах к ВВП -- 30%;

объем внешнего долга в процентах к ВВП -- 25%;

дефицит бюджета в процентах к ВВП -- до 5%;

объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей -- 25%;

*денежная масса (М2) в процентах к ВВП -- 50%.

Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2012 г.

составили:

объем внутреннего долга -- примерно 78,4%;

объем внешнего долга -- примерно 21,6%;

дефицит бюджета -- (в 2011 году) 0,1%;

объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей -- (на 2005 год) 25%;

денежная масса--(на 2005 год) 50%.

Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений, -- это, прежде всего, размер внутреннего долга и дефицит бюджета.

Надо сказать, что Правительство Российской Федерации главной своей задачей за прошедшие годы считало достижение финансовой стабилизации и прежде всего снижение инфляции путем сужения денежной массы. Это в значительной мере определило характер экономического развития страны за тот период.

Вообще порогового значения по уровню инфляции устанавливать не следует. Это дело текущей экономической политики, а не нормированного установления.

  • Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны и их классификация
  • Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.
  • 1. Методы определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности
  • 1.Экспертные методы.
  • 6. Методы теории нечетких систем
  • Тема. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб и ее стратегическое обеспечение
  • 1. Понятие и структура финансовой системы рф
  • 2. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Тема. Оценка тенденций налоговой политики с позиций критериев и показателей эб
  • 1 . Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
  • 2 . Основные тенденции развития российской налоговой политики с учетом критериев и показателей обеспечения экономической безопасности
  • 3. Связь проводимой налоговой политики и уровня обеспечения экономической безопасности государства
  • Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1 Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1.2. Проблемы реформирования налоговой системы
  • Угрозы безопасности государства в налоговой сфере
  • 2.1. Налоговые правонарушения и преступления.
  • 2.2. Налоговое бремя и налоговые льготы
  • 2.3. Неблагоприятный инвестиционный климат как угроза экономической безопасности страны.
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • Тема. Региональные аспекты экономической безопасности
  • 1 . Определение, особенности э.Б. Региона, угрозы э.Б. Региона и их проявления.
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • Тема экономическая безопасность организации
  • 1. Сущность экономической безопасности организации в современных условиях
  • 2. Оценка состояния экономической безопасности организации в современных условиях и её обеспечение.
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере
  • 2. Социальная политика Российской Федерации и ее приоритеты
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере.
  • 2В. Социальная политика и ее приоритеты.
  • С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • План лекции:
  • 1. Неучтенные операции.
  • 2. Сокрытие части оборота
  • 3. Псевдооперации
  • 2. Формы «теневой» деятельности.
  • 3. Криминализация теневой экономики: корни, масштабы и динамика.
  • 1. Экономические основы криминальной теневой экономики.
  • 2. Специфика и масштабы преступлений в сфере бизнеса.
  • Причины экономической преступности и криминализации экономики.
  • 4. Социально – экономические последствия возникновения и развития «теневой» экономики.
  • Перспективы развития теневой экономики и предложения по повышению эффективности воздействия на нее органов внутренних дел
  • Субъекты теневой экономики
  • Понятие и структура теневой экономики.
  • 1.1.Учетно-статистический, формально-правовой, криминологический и комплексные подходы к теневой экономике.
  • 1.2. Классификация теневых экономических явлений
  • 1.3. Понятие и структура криминальной экономики
  • 1.4. Характеристика основных нелегальных рынков
  • Тема. Россия в мировой экономике и обеспечение экономической безопасности.
  • 1. Россия в современном многополюсном мире: состояние и тенденции развития.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • I. Формы международной экономической интеграции.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • VI. Место России в мировом хозяйстве.
      1. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.

    В процессе мониторинга угроз экономической безопасности страны должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами и необратимой деградацией экономики и общества. В этой связи из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

    Пороговые значения – это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

    Для получения пороговых значений необходимо, сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности.

    В соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности 10 к таким параметрам относятся:

    1.Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

    Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции. Производство которых на необходимом уровне может быть организованно в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

    Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

    2.Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

    Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

    Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло- электро- и водоснабжения, транспорт, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

    3. Устойчивость финансовой системы, определяющую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

    4.Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок. Максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей). Обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использование принятых в международной практике защитных мер.

    5.Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

    6.Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

    7.Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

    8.Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

    В общем виде перечень этих параметров соответствует структуре понятия «экономическая безопасность» и отчасти детализирует ее.

    Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по областям экономики.

    Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим принята следующая величина пороговых значений:

    Объем валового внутреннего продукта в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;

    На душу населения – 50% от среднего по «семерке»;

    На душу населения – 100% от среднемирового показателя ВВП.

    Фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 34% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 24% от среднего по «семерке» и 29% от среднемирового. Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. Величина пороговых значений в этой области следующая:

    Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%;

    Машиностроения – 20%;

    Доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольствия –25%;

    Доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 6%;

    Объем инвестиций – 25% ВВП.

    Фактическое состояние этих индикаторов также вышло за пределы пороговых значений. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности составляет сейчас порядка 52%, доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 2-2,5%, объем инвестиций – 17%.

    Второй группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.

    В этой области определены следующие пороговые значения:

    Доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7%;

    Продолжительность жизни – 70 лет;

    Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз;

    Уровень безработицы – 8%.

    Фактическое значение этих индикаторов к началу 2003 г.: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума –28%; продолжительность жизни – 65 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 15 раз, уровень безработицы более 9%.

    Третьей группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния.

    По этой группе определены следующие пороговые значения6

    Объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;

    Объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;

    Дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;

    Денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.

    Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2003г. составили:

    Объем внутреннего долга – примерно 22%;

    Объем внешнего долга – примерно 27%;

    Профцит бюджета;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;

    Денежная масса – 17%.

    Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.

    Важным показателем является пороговое значение индикатора степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций.

    В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.

    В условиях общего спада производства усиливаются неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными» районами.

    Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 из 89 субъектов Федерации. На эти регионы приходится около 40% промышленного производства.

    Таким образом, часть пороговых значений индикаторов экономической безопасности обозначает максимально допустимый предел индикаторов (доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума: разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения; уровень безработицы; объем внутреннего и внешнего долга; дефицит бюджета; объем иностранной валюты, обращающейся на внутреннем рынке; доля импорта во внутреннем обороте; экономическая дифференциация субъектов Федерации). Считается, что если фактические параметры выше этих пороговых значений, то страна в данной области находится в опасной зоне. Все другие пороговые значения обозначают минимальный предел индикатора. При этом имеется в виду, что если фактический параметр ниже пороговых значений, то страна находится в опасной зоне, а если выше, то в безопасной.

    Выводы:

    1. Длительное сохранение внутренних угроз без проведение эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.

    2. Пороговые значения – важный инструмент системного анализа и прогнозирования. К сожалению сегодня нет количественных параметров пороговых значений, утвержденных на государственном уровне.

    3. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации во все большей степени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на экономические и неэкономические становится в значительной степени условным, последние при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаются технические, военные, экономические, информационные и другие внешние опасности.

    Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

      экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

      характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

      характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

      качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

    Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

      предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

      предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;

    предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

    Тема. Методы оценки уровня экономической безопасности

    В концепции правового механизма обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличие индикативного анализа, как метода экономических исследований, суть которого - выявить тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированное™ в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.

    Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:

    1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;

    2) обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;

    3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

    Следует отметить, что для построения системы экономической безопасности именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности оно выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.

    Долгое время высказывались сомнения в возможности оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на убеждение большинства российского общества в том, что экономика находится в кризисном состоянии, экономическая жизнь продолжается, хотя сигналы бедствия, которые подавали индикаторы, свидетельствовали о ее коллапсе. Однако в 1998 г. взаимодействие индикаторов стало очевидным в наиболее уязвимом месте - в финансово-банковской системе. «Когда при внешнем благополучии одного из индикаторов (рост потребительских цен прогнозировался в 1998 году на 8 %) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга, часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась па плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага - объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля - рост потребительских цен - снижение реальных доходов населении - разрастание зоны бедности - сокращение золотовалютных резервов - потери населением и юридических лиц части своих доходов - банкротство банков - нарушение всей системы расчетов». В данном примере показана только часть взаимодействующих индикаторов, они повлияли на многие другие индикаторы.

    В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

    Таким образом, пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

    Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся содержанием и методами расчетов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.

    Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности, и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом:

    показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые значения по объему ВВП и промышленного производства и их структуре, доле новых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле затратна оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопасности характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства;

    показатели устойчивости финансовой системы: дефицит федерального бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисциплины. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения;

    показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов населения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показатели отражают пропорции потребления;

    показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме

    отечественного производства. Широкое распространение получил также комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный СЮ. Глазьевым (табл. 1. и последующие таблицы настоящего раздела приведены в целях учебного процесса, как наглядно-показательные, в них изменены годы). Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе, связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга.

    Однако, по мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку:

    В соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных;

    Фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы;

    Полученный рейтинг России относит се к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют семи критериям из 20), т.е. ситуация в нашей стране оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира.

    А. Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности). По его мнению, при использовании официально установленных пороговых значений индикаторов необходимо сопоставление текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он считает уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден - те направления экономической политики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, и становятся определяющими

    Таблица 1. П оказатели экономическсй безопасности

    п/п

    Показатели экономической безопасности

    Пороговые

    значения

    на 2004 г.

    Фактическое состояние на 2004 г.

    Объем ВВП:

    в целом отг среднего по «семерке»

    на душу населения от среднего

    по «семерке»

    на душу населения от среднемирового

    50% 100%

    19% 25%

    Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

    Доля в промышленном производстве машиностроения

    Объемы инвестиций, % к ВВП

    Расходы нна научные исследования, % к ВВП

    0,7%

    Доля новых видов продукции

    в объемевыпускаемой продукции

    2,6%

    Доля людей с доходами ниже прожиточного уровня

    Продолжительность жизни населения в годах

    70 лет

    65 лет

    Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения

    8 раз

    12,8

    Уровень преступности по количеству преступлений на 100 000 населения

    5000

    6000

    Уровень безработицы по методологии МОТ, %

    9,3%

    Уровень инфляции за год, %

    Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период

    Текущая потребность в обслуживании

    и погашении внутреннего долга

    в % к налоговым поступлениям бюджета

    Экономика может характеризоваться множеством показателей. В таблицах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 г., например, использовалось более 300 показателей. Из них в качестве индикаторов Центром финансово-банковских исследований было отобрано 150 показателей, которые отвечают следующим критериям:
    . измеряют в количественном виде угрозы экономической безопасности;
    . обладают высокой чувствительностью и изменчивостью, а потому раньше других способны предупреждать о грозящей опасности;
    . имеют высокую степень взаимосвязи, которая отчетливо проявляется в момент опасности.
    Основные индикаторы, которые широко используются в мировой практике для характеристики экономической безопасности страны, условно можно объединить в четыре группы: производственно-экономические, финансово-экономические, социально-экономические и политические.
    /. Производственно-экономические показатели:
    . валовой внутренний продуктконечная стоимость всей совокупности товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно за 1 год) времени на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. Параллельно с ним используется такой показатель, как валовой национальный продукт, который включает в себя совокупную стоимость товаров и услуг всех национальных предприятий независимо от их местонахождения;
    . дефлятор ВВП — отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах. При этом номинальный ВВП исчисляется в текущих ценах, а реальный ВВП — в ценах базового периода;
    чистый национальный продукт — ВНП за вычетом амортизационных отчислений;
    национальный доход — ЧНП за вычетом косвенных налогов и государственных субсидий предприятиям; использованный национальный доход — НД за вычетом потерь и внешнеторгового сальдо (чистый экспорт); экономический рост — темп прироста реального ВНП, т.е. его увеличение (уменьшение) за определенный период, выраженное в процентах;
    темп роста — выраженное в процентах отношение какого-либо экономического показателя в текущем периоде к его значению в базовом.
    2. Финансово-экономические показатели:
    платежный баланс — соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени. Если платежей поступило больше, то баланс активный. Если больше уплачено за границу, то баланс пассивный; государственный бюджет — план доходов и расходов государства;
    . дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами; государственный долг — сумма дефицитов и избытков государственного бюджета за какой-то период;
    . инвестиции — вложения капитала в ценные бумаги (финансовые, портфельные) или в производство (реальные, прямые): валовые — общая сумма капитала, направленного в течение определенного периода времени на увеличение основного капитала и запасов; чистые — валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений;
    . основные денежные показатели:
    М0 — агрегированный показатель денежной массы, учитывающий наличные деньги в обращении;
    M1 — включает в себя M0, а также счета населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в банках до востребования, денежные средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;
    М2 — представляет собой сумму M1, и срочных вкладов (до 100 000 долларов) в сбербанках;
    М3 — отражает суммарную величину M2, депозитных сертификатов банков и облигаций государственного займа.
    3. Социально-экономические показатели".
    . уровень занятости — процент занятых (имеющих работу) в составе трудоспособного населения;
    . уровень (норма) безработицы — отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах;
    . прожиточный минимум (физиологический и социальный) — стоимость минимального набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физических потребностей (физиологический минимум), а также для обеспечения признанных обществом социальных и духовных запросов;
    . уровень (порог) бедности — доля числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, в численности населения от 15 лет:
    — верхний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий социальные и духовные запросы;
    — нижний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий даже физиологический прожиточный минимум;
    . децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан;
    . индекс потребительских цен — выраженное в процентах отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к ее стоимости в базовом году;
    . темп (уровень) инфляции — выраженный в процентах темп прироста индекса потребительских цен за определенный период времени.
    4. Политические показатели: уровень легитимности власти.
    Пороговые значения рассмотренных показателей (индикаторов), т.е. их предельные величины, обеспечивающие безопасное состояние экономики, являются важным инструментом теоретического анализа, прогнозирования и выработки соответствующей социально-экономической политики. Мировой теорией и практикой в настоящее время выработаны пороговые значения многих показателей.
    Данные о соотношении значений некоторых из них с фактическим положением дел в России по состоянию на середину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. приведены в табл. 12.2 и 12.3.
    Как следует из табл. 12.2, в России пороговые значения всех приведенных показателей в 1996 г. были превышены. Это явное свидетельство несостоятельности проводимой руководством страны в тот период социально-экономической политики.




    Вместе с тем по ряду важнейших показателей — индикаторов национальной безопасности — Россия продолжает оставаться в зоне опасности (см. табл. 12.3). Особую озабоченность вызывает нерешенность социальных проблем. Так, поданным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, хотя и сократилось с 41,9 млн чел. в 2000 г. до 29,6 млн чел. в 2003 г., продолжала оставаться весьма значительной. Их доля в общей численности населения России в 2003 г. достигла 20,6%. Обратную желаемой, обеспечивающей приближение к пороговым значениям безопасности, имеет динамика коэффициента Джини, который с 0,395 в 2000 г. вырос в 2003 г. до 0,40 (приемлемый, по мнению ряда авторов, — 0,20—0,25), и коэффициента дифференциации доходов, увеличивающегося постоянно и достигшего в 2003 г. значения 14,3 раза. В этой связи были своевременными и весьма актуальными инициативы Президента РФ 2005 г., направленные на решение социальных проблем в России.
    Наметившаяся динамика сохраняется в последние годы, несмотря на кризис. Кроме того, расширился перечень параметров экономической безопасности, позволяющий всесторонне оценить уровень внешних и внутренних угроз и степени защищенности национальной экономики:
    . расширены показатели по реальному сектору экономики, включающие расходы на национальную оборону и государственную безопасность, отношение запасов полезных ископаемых к их добыче;
    . увеличено число показателей социальной сферы — средняя продолжительность жизни, среднее расчетное количество рождаемости на одну женщину, средства на здравоохранение, образование и культуру, площадь жилья на одного жителя, отношение средней пенсии к средней заработной плате;
    . в результате финансового кризиса особое внимание уделено денежно-финансовой сфере, в которой представлены такие показатели как уставный капитал банков в процентах от ВВП, инвестиции коммерческих банков за счет заемных средств, инвестиции банков по государственным и гарантированным правительством обязательствам, объем кредитов в процентах к ВВП, невозвраты кредита в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов, дневные колебания индекса фондового рынка, нерезиденты в совокупных активах банковской системы;
    . расширены показатели внешнеэкономической сферы по внешнему корпоративному долгу и сальдо внешнеторгового баланса.
    В новом документе стратегического планирования, Доктрине продовольственной безопасности (п. 8 раздел II «Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки»), в качестве критерия состояния продовольственной безопасности определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка с учетом переходящих запасов соответствующих продуктов, имеющий следующие пороговые значения:
    . зерна — не менее 95%;
    . сахара — не менее 80%;
    . растительного масла — не менее 80%;
    . мяса и мясопродуктов (в перерасчете на мясо) — не менее 85%;
    . молока и молокопродуктов (в перерасчете на молоко) — не менее 90%;
    . рыбной продукции — не менее 80%;
    . картофеля — не менее 95%;
    . соли пищевой — не менее 85%.
    В отличие от «Доктрины продовольственной безопасности» «Стратегия экономической безопасности» — 2020! пороговых значений своих показателей не приводит. До настоящего времени нормативно-правового утверждения они не получили. Поэтому сравнение фактических индикаторов экономической безопасности России, США и Китая с их предельными (пороговыми) значениями в мировой практике представляется оправданным, а, возможно, и более объективным (табл. 12.4).
    Таблица 12.4
    Сопоставление фактических индикаторов экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности2




    Резюмируя все изложенное выше, можно сделать вывод о том, что при убедительной положительной динамике по многим показателям, по ряду важных индикаторов Россия продолжает оставаться в зоне опасности. Положение усугубляют новые угрозы, исходящие от ряда международных организаций в связи с событиями 2014— 2015 гг. в Украине.
    Случайные статьи

    Вверх