Последствия влияния безработицы на экономику. Что такое скрытая безработица

Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления

Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Критериями разграничения типов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость). Обычно называют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).

Скрытая - характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным;

продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства “ реформаторов”. Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем “орешком”, о который сломали “рыночные” зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате “народной” приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется “ исход ” ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить “дух законов” о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд.

В западной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на четыре группы:

  • * занятые, к ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;
  • * безработные, в эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут.
  • * экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу), к нему относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать;
  • * экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто либо занят, либо не имеет работы.

Уровень безработицы - это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.

По формам проявления различают открытую и скрытую безработицу. Открытая безработица учитывается официальной статистикой. Скрытая проявляется в малоэффективной и частичной занятости.

Виды (формы) безработицы. На рынке труда выделяют следующие основные виды безработицы: фрикционная, добровольная, структурная, циклическая, институционная.

Фрикционная безработица связана с мобильностью рабочей силы, активным поиском работы или ожиданием ее получения. Она возникает при постоянном перемещении людей из одной области в другую или с одной работы на другую на разных стадиях жизненного цикла (учеба, уход за детьми и т.п.). Люди меняют работу в целях улучшения условий труда и оплаты, из_за разочарования в профессии, из_за увольнения в отраслях промышленности, связанных с сезонной занятостью, с которой связано ожидание, а не поиск работы. В связи с тем что фрикционно не занятые работники зачастую перемещаются с одного рабочего места на другое либо заняты поиском более подходящей работы, они рассматриваются как добровольно безработные.

Добровольная безработица связана с нежеланием людей по тем или иным причинам работать, возникает в результате увольнения людей по собственному желанию. Причинами увольнения могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо какие_то другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки желанию администрации.

Структурная безработица возникает в результате несовпадения структуры спроса на труд и профессионально_квалификационной структуры совокупной рабочей силы, изменений структуры потребительского спроса, что обусловлено масштабной структурной перестройкой экономики (применение новых технологий, свертывание и ликвидация устаревших отраслей, производств и профессий, модернизация рабочих мест). Работники попадают в состав структурной безработицы, когда оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессии со стороны предпринимателей, либо из_за отсутствия у них достаточной квалификации. Структурная безработица отличается продолжительностью и большим количеством безработных, несмотря на то что рынок труда может испытывать острую потребность в работниках определенных профессий; существует в периоды резких экономических спадов, депрессий и стагнаций, порождаемых новыми требованиями рынка. Для нее характерна высокая региональная безработица, присущая тем или иным регионам в силу их особенностей, когда часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Основной причиной возникновения структурной безработицы является научно_технический прогресс. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Циклическая (конъюнктурная) безработица - это безработица, связанная со сложностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Она порождается спадами производства или кризисами экономики. Резкое уменьшение спроса на товары и услуги приводит к существенному сокращению занятости. Циклическая (конъюнктурная) безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, когда кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках.

Институционная безработица порождается системой правовых норм, функционированием институтов, регулирующих рынок труда (биржа труда; пособия по безработице, минимальный размер оплаты труда), традициями и привычками в данной стране.

В 60_е гг. XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию полной занятости и естественного уровня безработицы.

Полная занятость - поддержание доли незанятых в размере 5,56,5 % от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться по разным странам, но во всех случаях полная занятость рабочей силы не означает ее 100 %_ного использования.

Естественный уровень безработицы - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица.

Естественная норма безработицы соответствует ситуации макроэкономического равновесия и рассчитывается по формуле где

U* - естественная норма безработицы; F* - безработные, для которых имеются рабочие места; R - самодеятельное население (экономически активное население); q - доля рабочих, теряющих работу; ц - доля безработных, находящих работу.

На величину естественной нормы безработицы влияет ряд факторов:

Развитие циклической безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным:

u 4 (уровень циклической безработицы) = u (фактический уровень безработицы) - ^(естественный уровень безработицы).

Экономическая цена этого превышения (экономические издержки) выражается в циклическом разрыве, т. е. в отставании фактического объема ВВП от его потенциального объема: разность (Y* - Y) - циклический разрыв, где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y - фактический объем производства.

Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2 % сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт.

В формализованном виде закон Оукена может быть записан:

где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y - фактический объем национального производства: u - фактический уровень безработицы (выпускается объем Y); u* - естественная норма безработицы (выпускается объем Y*); у - коэффициент Оукена. Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам: а) не все безработные регистрируются на бирже труда; б) работа неполный рабочий день; в) так называемые вынужденные отпуска в условиях высокого уровня безработицы и др.

В экономической практике понятие «безработица» тесно связано с понятием частичной (неполной) занятости. В соответствии со стандартами МОТ частичная занятость отмечается тогда, когда она является недостаточной (неполной) по отношению к установленным нормам. Различают две формы частичной занятости: видимая и скрытая. Видимая форма неполной занятости - число лиц, работающих явно неполное рабочее время (неполный рабочий день, или неполную рабочую неделю) по сравнению с установленной нормой рабочего времени. Скрытая форма представляет собой в первую очередь аналитическое понятие, которое отражает либо неправильное распределение рабочей силы, либо нарушение равновесия между рабочей силой и остальными факторами производства (производственными фондами, материальными и энергетическими ресурсами).

БЕЗРАБОТИЦА СКРЫТАЯ (потенциальная) - появление безработных вследствие неявного (не сопровождаемого немедленным высвобождением работников) снижения спроса на рабочую силу в народном хозяйстве в результате спада производства . В настоящее время масштабы Б.с. оцениваются более чем в 10 млн. человек, что составляет более 13% . Среди скрытых безработных растет прослойка частично безработных (частично занятых) работников, переведенных на режимы сокращенного рабочего дня, частично оплачиваемых или неоплачиваемых отпусков. Граждане, составляющие контингент скрытой безработицы, формируют и скрытый рынок труда.  


Безработица скрытая - форма неэффективной занятости людей, могущих и желающих работать в полную силу неполная рабочая неделя , сокращенный рабочий день.  

Главное же - для скрытой безработицы необходимы хотя бы минимальные затраты на содержание бездействующей рабочей силы , требующей средства на поддержание жизни. В связи с этим практика породила так называемые компенсационные выплаты и различного рода субсидии. Поэтому иногда скрытую (латентную) безработицу называют "субсидированной занятостью". Но поскольку речь идет о безработице скрытой, то компенсационные выплаты и субсидии правомерно считать скрытыми формами пособий по безработице, сдерживающими превращение скрытой безработицы в открытую.  

БЕЗРАБОТИЦА СКРЫТАЯ (ЛАТЕНТНАЯ) - социально-экономическая ситуация , при которой работники, считаясь формально занятыми и не разрывая трудовых отношений , работают неполное рабочее время и не получают заработную плату.  

Безработица скрытая - официально не признанная безработица в странах рыночной экономики в командно-административной системе и в значительной степени в переходной экономике - искусственно создаваемая занятость в отсутствие или начале формирования рынка труда . Формами проявления служат сокращенный рабочий день , неполная рабочая неделя , вынужденные отпуска, простои в работе различной продолжительности и т.п.  

Безусловно, поступления от вывоза черного золота обогатили страну и способствовали прогрессу в некоторых областях. Достаточно отметить, что накануне сентябрьской революции, 1968 г., Ливия занимала первое место в Африке (без ЮАР) и второе среди развивающихся стран (после Кувейта) по размеру среднедушевого дохода. Но этот интенсивный экономический рост Ливии в 60-е годы (среднегодовое увеличение ВВП на 34,5%) (рассчитано по ) целиком опирался на внешние факторы импорт иностранного капитала, почти всех инвестиционных и основной массы потребительских товаров , а также на привлечение из-за рубежа значительной части рабочей силы , особенно квалифицированной, и кадров специалистов . Кроме того, практиковавшийся способ распределения и перераспределения нефтяной ренты, ее концентрация в руках представителей прозападного коррумпированного королевского режима резко усугубили социальные контрасты, которые, в свою очередь, генерировали напряженность внутри ливийского общества. К конкретным ее проявлениям относились рост дороговизны, скрытой и явной безработицы, разорение и обезземеливание крестьян, упадок ремесла, жилищный кризис.  

Планирование высвобождения. Скрытая (латентная) безработица. Планирование карьеры.  

Растет численность незанятого населения. Айсберг российской безработицы вместе с его скрытой "подводной" частью приближается к 20-25%. В структуре безработных резко возросла доля молодежи - с  

Накопленный потенциал скрытой безработицы будет активно сбрасываться, что окажет неоднозначное влияние на состояние рынка труда. Ситуация на нем может резко ухудшиться до начала экономического роста . Сначала отраслевая структура занятости в отраслях материального производства и прежде всего в промышленности в результате сброса скрытой безработицы приблизится к сложившейся структуре производства (по объемам) и лишь затем начнется преимущественный рост занятости в отраслях перерабатывающей промышленности. Темпы экономического роста предполагаются достаточно высокими и потому темпы роста числа занятых могут быть более чем в 2 раза выше, чем по первому сценарию. Преодоление массовой безработицы потребует крупномасштабной переподготовки и обучения, приведения в соответствие с измененной структурой спроса на рабочую силу всей системы первоначального обучения и переподготовки кадров. Политика занятости претерпит большие изменения перейдет от преимущественно пассивных мер, связанных с материальной поддержкой больших контингентов безработных из-за малых возможностей их трудоустройства в начале рассматриваемого 10-летия, к преимущественно активным мерам.  

Скрытая безработица наблюдается преимущественно в мелком бизнесе, фермерстве, индивидуальном предпринимательстве , а также проявляется в неполной занятости неполный рабочий день или неделю под давлением конкуренции, отсутствия возможности трудоустройства, что вынуждает часть населения числиться на неработающих предприятиях или работать неполный рабочий день , неделю и т.п. В эту категорию входит часть лиц, не регистрирующихся на бирже труда в связи с бесперспективностью.  

В то же время слабо развиваются и процессы экономии труда, высвобождения действительно излишней рабочей силы в некоторых областях деятельности. Между тем дальнейшее сохранение сложившейся в прежней системе избыточности занятости обрекло бы российскую экономику в будущем на низкую эффективность, задержало бы формирование механизма рынка труда и других элементов рыночной системы . Продолжение практики скрытой безработицы бесперспективно и усугубляет кризис.  

Ориентация политики поддержания безработных преимущественно выплатами денежных пособий при кризисном состоянии экономики не только обременительна, но и нереальна, и не может служить основой решения проблемы занятости. Материальная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы не вешать на плечи работающих вечных нахлебников, а побуждать безработных к активным действиям по трудоустройству. Следует проявлять большую осторожность в отношении перехода скрытой формы безработицы в открытую. Проведение государственной политики на рынке труда в 1995- 1998 гг. сопровождалось реализацией комплекса нормативно-правовых , организационных, финансово-экономических, информационных и иных мероприятий.  

Рассчитываемая по методологии МОТ численность безработных достигла к концу сентября 1995 г. 5,8 млн. чел. - около 8% активного населения. Официально в рассматриваемый период в качестве безработных в службах занятости было зарегистрировано 2,2 млн.чел., или 3% экономически активного населения . При этом сохранилась тенденция накопления скрытой (потенциальной) безработицы. Средняя продолжительность поисков работы у безработных в течение 1995 года увеличилась и составила 6-7 мес. (в 1994 г. - 4 мес.). Инфляция (индекс потребительских цен), декабрь 1995 г., к декабрю 1994 г., по предварительной оценке ЦБ РФ - 2,4 раза (напомню, статистика дала факт 2,31 раза, но с ней надо еще долго и кропотливо разбираться).  

Длительное время считалось, что в советской экономике нет и не может быть Б. Однако современные данные показывают, что в 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 8 млн. безработных (без учета скрытой Б.). Основными формами Б. в нашей стране в настоящее время являются скрытая и фрикционная. В перспективе они будут уменьшаться, зато усилится технологическая безработица . В то же время развитие предпринимательства, в том числе созданных малых предприятий , приведет к появлению новых рабочих мест.  

Собственник. Такой тип руководителя абсолютизирует производственную функцию . Он отдает предпочтение стимулирующей функции оплаты труда , идет на массовые увольнения, объясняя, что без ликвидации скрытой безработицы преодолеть кризис невозможно. Однако стремится сохранить работников с высокой квалификацией, часто предоставляя им свободный режим рабочего времени. Это позволяет им, числясь на основном месте работы, иметь дополнительный заработок и получать уровень доходов, который в настоящий момент предприятие обеспечить не может.  

Официально считалось, что в СССР безработицы не было с конца 30-х годов. В действительности, однако, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишней численности рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников . Предприятия были вынуждены содержать дополнительную численность персонала , поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая , создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т.п. Скрытая безработица была и во многих малых городах. В них молодежи и квалифицированным специалистам часто негде было устроиться на работу.  

Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. Этих слоев населения особенно много в развивающихся странах . По имеющимся оценкам, более 500 млн. чел., или 1/3

Инструкция

К скрытой безработице относят работников, официально числящихся на предприятии, но на самом деле являющихся там «ненужными». Обычно они работают либо неполный день или неделю с пропорциональным уменьшением зарплаты, либо отправлены в неоплачиваемые отпуска. Официально это не безработные люди, и определенную долю из них, например, женщин с маленькими детьми, такая частичная занятость даже устраивает. Но есть много и таких, кто хочет, но не может устроиться на восьмичасовой рабочий день или полную неделю.

К причинам появления скрытой безработицы можно отнести неблагоприятную экономическую ситуацию в стране и отсутствие желания у работодателей нести ответственность за освобожденных работников. Так, в случае исполнения российского законодательства, работодатель будет нести расходы в связи с сокращением штата сотрудников, что уменьшит его доходы. Поэтому организации очень часто сокращают длительность рабочего дня и количество рабочих дней в месяце, тем самым сотрудники вынуждены увольняться самостоятельно. Таким образом, работодатели экономят огромные средства путем невыплаты компенсаций. Кроме того, распространены методы неправомерного давления на работников, угроза их увольнения. Это делается для того, чтобы отправить работника по собственному желанию в отпуск, который не будет оплачен.

К основным методам подсчета скрытой безработицы, используемым в России, относят: формальный и опросный. При формальном методе учитываются только лица, официально вставшие на учет в Службе занятости. Формальный метод показывает неточные результаты подсчета, так как показатели занижены. Ведь не все обращаются на биржу труда. Результаты, которые дает опросный метод, более реальны. На основании социальных опросов рассчитывается примерное количество безработных в каждой местности, в каждой области деятельности.

Контролировать скрытую безработицу очень сложно. Очень часто организации скрывают простои своих человеческих ресурсов, прикрываются под маской успешности.

Со скрытой безработицей призваны бороться органы соц. власти, комиссии по правам человека и его труда, профсоюзы и другие. Именно они стимулируют работодателей исполнять закон, а также соблюдать права своих работников.

Скрытая безработица очень мобильна. Когда изменяется конъюнктура рынка, финансовое положение предприятия, или работники руководствуются собственными желаниями, то безработица может быть либо высвобождена, либо эффективно занята. Поэтому, скрытая безработица - это не безработица, а скорее всего неэффективная занятость.

В последние годы одной из важнейших проблем занятости в Украине стала скрытая безработица. Основная причина этого явления – спад производства и неадекватное ему сокращение занятости. Количественно скрытая безработица означает численность работников, которые стали ненужными в связи со спадом производства или структурными изменениями в нем, но продолжают формально считаться занятыми, и при улучшении экономической конъюнктуры, или будут (готовы) работать эффективно, или должны быть высвобождены. Экономическая возможность значительного распространения скрытой безработицы вызвана неконтролируемым падением реальной заработной платы работников.

Скрытая безработица существует в таких формах:

– избыточная численность работников, которые получают полную заработную плату. Фактически эти люди не чувствуют себя безработными, но от их увольнения работа предприятия не ухудшится, а вот удержание их – трудное бременя для экономики предприятия, ведет к подорожанию продукции, в конечном итоге к раскручиванию инфляционной спирали;

– удержание на предприятии лиц, которые работают на условиях неполного рабочего времени, получают соответствующую неполную зарплату, желают работать полное время, но по причине сокращения производства не имеют такой возможности. Эта форма скрытой безработицы называется частичной безработицей, если работник желает работать на условиях полной занятости. Если же работника устраивает такая форма работы, то это не безработица, а добровольная неполная занятость, которая является равноправной формой удовлетворения трудовых потребностей граждан;

– оформление определенной частью работников отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Эта форма скрытой безработицы наиболее часто служит причиной вторичной занятости работников, поскольку они на неопределенное время остаются с минимальной или и без заработной платы;

– наличие полнодневных и внутреннисменных простоев по организационно-технической причине (нарушение договорных связей, отсутствие электроэнергии и т. п.).

Следует отметить, что с развитием рыночных отношений, усилением жесткости финансово-кредитной политики государства, развертыванием конкуренции скрытая безработица будет сокращаться, и этот процесс уже начался. Задача состоит в том, чтобы она сокращалась в пользу эффективной занятости работников, а не только преобразованием скрытой безработицы в открытую.

Безработицей называется социально-экономическая ситуация в обществе, при которой часть активных трудоспособных граждан не может найти работу, которую они способны выполнять.

Безработные, в определении МОТ, – это лица в возрасте 15–70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (прибыльного занятия), ищут работу или стараются организовать собственное дело, готовы приступить к работе на протяжении следующих двух недель. К этой категории принадлежат также лица, которые учатся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.

В Украине, согласно законодательным актам, безработными считаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости, ищут работу и готовы к ней приступить. Таким образом, официальная система учета безработицы в Украине занижает реальные показатели, поскольку большая частица безработных такими не считаются, так как они по разной причине не регистрируются в службе занятости.

Количество безработных – это абсолютный показатель безработицы, который указывает на ее размеры. Отношение количества безработных (Б) к количеству экономически активного населения (Э а) – это относительный показатель безработицы, который показывает его распространенность и называется уровнем безработицы (Р б):

Р б = (Б: Э а) 100%.

В изучении явления и проблем безработицы большое внимание отводится анализу его видов. Критериями выделения видов безработицы являются причины ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая безработица.

Спрос на работу – производное от спроса на товары и услуги, которые создаются этой работой. Поскольку с течением времени структура потребительского спроса изменяется, соответственно изменяется и спрос на работников. Определенные профессии и даже виды работ устаревают и не находят спроса на рынке труда. Представители этих профессий часто пополняют скамьи безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленнее реагируют на технологические изменения (хотя бы потому, что обновление рабочих мест происходит быстро, а для подготовки специалиста нужно несколько лет). В результате структура предложения труда не отвечает структуре спроса. Безработица, которая возникает вследствие такого несоответствия, называется структурной . К этому виду принадлежит также безработица, связанная с территориальной оторванностью рабочего места и работника, который мог бы на нем работать. Структурная безработица неминуема, как неминуемы изменения в экономике. Пути решения проблем структурной безработицы состоят в развитии системы переподготовки работников, в ориентации профессиональной подготовки на будущие потребности рынка труда, в содействии профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. Таким образом, от эффективности решения указанных проблем будут зависеть сроки пребывания работников в состоянии структурной безработицы, но сам этот вид безработицы присутствует в динамической экономике всегда.

Одним из принципов социально ориентированной рыночной экономики является свобода выбора работниками рода деятельности и места работы. В каждый определенный момент часть работников находятся в состоянии изменения работы: они или добровольно меняют работу, которая им не подходит, или впервые избирают работу, взвешивая это важное решение, или подыскивают работу в связи с окончанием срока контракта на предшеству-ющей работе и т. п.. Часть из них трудоустраивается, но в целом этот вид безработицы остается и называется фрикционным . Инициатива увольнения в этом случае исходит от работников. Фрикционная безработица при этом считается неминуемой и в определенной степени желательной, поскольку большинство работников ищут и находят выше оплачиваемую работу, которая и повышает их благосостояние, и увеличивает пользу для общества.

Общий уровень структурной и фрикционной безработицы, по признанию большинства экономистов, составляет естественный уровень безработицы. Фрикционная безработица – результат динамичности рынка труда, структура, которая возникает по причине территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, естественный уровень безработицы – это тот минимальный уровень, что отвечает понятию полной занятости. Его уровень постоянно возрастает в развитых странах, поскольку общий высокий уровень жизни дает работникам больше экономической свободы, включая и возможность длительно переобучаться или менять работу. На сегодня этот уровень колеблется в разных странах от 3 до 7%.

В условиях экономической нестабильности, если совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, производство свертывается, производный от совокупного спрос на работу резко сокращается, а предложение работы значи-тельно увеличивается в результате падения уровня жизни населения. В таких условиях быстро возрастает безработица, обусловленная количественным не-достатком рабочих мест для всех желающих работать. Этот вид безработицы называется конъюнктурным, или циклическим , поскольку он вызван изменени-ем экономической конъюнктуры, кризисной фазой экономического цикла. Ци-клическая безработица вызвана фактическим отсутствием свободных рабочих мест при значительном количестве безработных. В периоды экономических кризисов уровень циклической безработицы нередко превышает 10%, что пре-вращает ее в самую страшную социально-экономическую проблему, которая может вызвать непредусмотренные социально-политические изменения.

Различают постоянную (длительную) и временную безработицы. Официально установленного разделения между ними нет. Но, судя по литературе и сложившейся практике, в США продолжительность пребывания в состоянии безработицы в течение 15 и более недель можно считать длительной. Это самая опасная и чреватая последствиями форма относительного перенаселения (социальной напряженностью, дисквалификацией и психическими расстройствами безработного). Поэтому во всех странах правительства, их службы занятости в первую очередь обеспечивают работой такого рода безработных. Стремятся всемерно сократить их численность, если нельзя вообще предотвратить эти формы безработицы.

Чтобы избежать массовой безработицы и предотвратить крупное сокращение занятости, необходимо применять средства как долговременного, так и конъюнктурного (краткосрочного) характера.

К мерам первом рода относятся следующие:

1. Применение гибкой системы сочетания профессиональной подготовки и переподготовки с занятостью. Здесь подразумевается гибкость двоякого рода.

Во-первых, когда предприятия сокращают производство и образуется большой избыток рабочей силы, необходимо больше рабочих и служащих направить на переподготовку и повышение квалификации. Наоборот, когда производство высокими темпами расширяется, надо больше работников из сферы профобучения направить на заводы и фабрики. Во-вторых, гибкая систе-ма образования позволяет быстрее подготовить кадры рабочих и специалистов по новым дефицитным профессиям и специальностям. В Швеции, к примеру, основная часть расходов в программе занятости идет на профучебу (69%) и только 31% – на пособие по безработице. А вот в США средства по занятости расходуются соответственно 36 и 64%, во Франции – 26 и 74%;

    Активная инвестиционная политика по созданию дополнительных, новых рабочих мест, а также сохранение и поддержка экономически целесообразных рабочих мест, развития временной занятости;

    Увеличение размеров пенсий по старости и инвалидности, чтобы их хватало пенсионерам на нормальную человеческую жизнь. Тогда отпал бы мотив их вторичной занятости;

    Широкое применение различных форм вторичной занятости: альтернативной рабочей неделе и т. п.;

    Содействие миграции трудоспособного населения на работу за пределы региона.

Среди мер конъюнктурною (краткосрочном) характера смягчения безработицы следует отметить такие:

1. Развитие дополнительной занятости, индивидуальной трудовой деятельности по оказанию услуг (ремонт квартир, строительство гаражей, дач, погребов, ремонт бытовой радиотехники и др.);

    Поощрение создания предприятий малого бизнеса;

    Развитие пригородного фермерства;

    Досрочное (на 1,5–2 года) отправление рабочих и служащих на пенсию по старости и др.

Главное уменьшить размеры открытой и длительной безработицы, ослабить ее тяготы путем превращения в частичную занятость. Это позволит смягчить социальную напряженность, предотвратить социальный взрыв.

Случайные статьи

Вверх