Московский государственный университет печати. Государственный кредит (Government credit) - это

Введение. 3

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг .

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т. п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом . Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте , поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т. п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты , которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам . Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего .

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам . Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашений облигаций займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными , т. е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для производительного их использования или решения определенных социальных задач. В случае вложения средств в конкретные производственные объекты каждый заемный рубль будет существовать в виде реальных производственных фондов и способствовать созданию средств для погашения образовавшегося государственного долга, не отвлекая для этой налоговые платежи населения и предприятий.

1.2. Формы государственного кредита в системе кредитных отношений

В системе кредитных отношений государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги , привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т. п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции , то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распостранение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения (например, Государственный внутренний выигрышный заем 1982 года), среди юридических лиц (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года) и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются казначейские обязательства государства и облигации 5%-ного займа 1990 года. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышного займа является Государственный заем 1982 года. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 года. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды , финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа . При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы , перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефенансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможности кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных операций через внешнеторговые банки , созданные с консорциумами коммерческих банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантированния экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития , Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума , создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов (например, Мексика и др.) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.

Глава 2. Анализ государственного кредита и его роль в формировании бюджетных ресурсов РФ

2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ

К лючевой задачей правительства России в среднесрочной перспективе сегодня выступает обеспечение поступательного развития национальной экономики. Темпы роста национального производства и их устойчивость определяются в настоящий момент как внешними факторами (уровнем цен внешнего рынка на энергоресурсы и развитием мировой экономики), так и внутренними – в первую очередь состоянием финансовой сферы (банковской системы и финансовых рынков), ее способностью стимулировать неуклонное развитие отечественной экономики и противодействовать внешним воздействиям (шокам).

Н аблюдаемое ныне развитие российского рынка внутреннего долга осуществляется в специфических условиях (отличных от тех, что имели место в переходный период, или в 1992–2002 гг.). Прежде всего национальная экономика испытывает внешний "шок", вызванный сохранением высоких цен на нефть и связанный со значительными поступлениями в страну иностранной валюты . С одной стороны, российские денежные власти не испытывают при этом потребности во внешних и внутренних заимствованиях, с другой – экономические агенты ощущают дефицит обращающихся на рынке финансовых инструментов. В результате доходность федеральных облигаций в начале данного этапа находится в резко отрицательной области.

Т екущие экономические реалии, определяемые наличием значительного объема свободных ресурсов, одновременно с сохраняющимся дефицитом финансовых инструментов, обусловливают высокий спрос на государственные облигации . Доминирующее положение на рынке госдолга ныне принадлежит Сбербанку РФ (около 70% от объема рынка). Оставшуюся долю рынка занимают российские коммерческие банки, испытывающие дефицит инструментов и ликвидности, доля же внешних инвесторов незначительна. Потенциально очень крупным инвестором здесь мог бы стать Пенсионный фонд России (ПФР), однако его участие на данном рынке административно ограничивается: спрос на федеральные облигации находится на столь высоком уровне, что доходность по ним снизилась до уровня -5 – -10% годовых в реальном исчислении.

В случае сохранения относительно высокого уровня цен на нефть в среднесрочной перспективе ключевые позиции на рынке внутреннего долга будут занимать подконтрольные государству структуры – Сбербанк РФ и ПФР. Напротив, резкое падение цен на нефть с высокой вероятностью приведет к проблемам с исполнением государственного бюджета – в этом случае структура участников рынка может несколько измениться – увеличится доля российских частных инвесторов и внешних финансовых институтов. Однако подобные изменения будут незначительны, поскольку аккумулированные ПФР и Сбербанком РФ финансовые ресурсы столь велики, что позволяют в течение двух-трех лет сохранять структуру рынка внутреннего долга неизменной, обеспечивая при этом его расширение.

В качестве основных ресурсов рынка будут задействованы "внутренние" средства – сбережения населения и предприятий. Средства населения, аккумулируемые в Сбербанке РФ и ПФР, представляют собой достаточный потенциал для дальнейшего расширения рынка внутреннего долга. Кроме того, в настоящий момент не находят применения банковские сбережения предприятий и населения: по состоянию на 01.04.2003 г. только остатки банковских средств на корреспондентских счетах в ЦБР составляли 137.5 млрд. руб. (или 4.4 млрд. долл. – средства с нулевой доходностью), а депозиты коммерческих банков в ЦБР – 61.4 млрд. руб. (или около 2 млрд. долл.) с учетом того, что большая часть средств размещалась на подобных депозитах в первой половине 2003 г. на один день по ставке 1% годовых.

И збыток свободных финансовых ресурсов наряду с сохраняющимся дефицитом финансовых инструментов привел к резкому снижению доходности последних. Так, процентные ставки по банковским депозитам в ЦБР в первой половине 2003 г. составили 1–3% годовых, а доходность ГКО/ОФЗ снизилась до 5–7% годовых в номинальном исчислении (при ожидающейся в 2003 г. инфляции в 12–15%).

В ысокие цены на нефть на мировом рынке и связанный с этим рост валютных резервов РФ одновременно с дефицитом обращающихся финансовых инструментов предопределяют сохранение избыточных денежных средств в экономике, прямыми следствиями которого выступают дисбаланс между спросом и предложением на рынке федеральных облигаций, резкое снижение доходности госбумаг (существенно ниже темпов текущей и ожидаемой инфляции) и возникновение ряда угроз/проблем с точки зрения поддержания финансовой стабильности. В частности, сохранение отрицательной (либо резко отрицательной) реальной доходности федеральных облигаций означает нарастание потенциальной угрозы для возникновения банковского и валютного кризиса , широкого разброса в значениях действующих в экономике процентных ставок, ускорения инфляции и, в конечном итоге, для формирования условий, способных дестабилизировать национальную финансовую систему. Выделим наиболее существенные факторы, влияющие на подобное положение:

Сохранение тенденции укрепления реального курса рубля в условиях снижения доходности федеральных облигаций инспирирует возникновение дисбаланса в банковской валютной позиции – рост пассивов в иностранной валюте и размещение их в российских рублях в ожидании получения дополнительной прибыли за счет укрепления реального курса рубля по отношению к иностранной валюте (прежде всего по отношению к доллару США и евро). В случае изменения тенденции в области валютных курсов , предшествующей росту доходности федеральных облигаций, национальные коммерческие банки столкнутся со значительными убытками и кризисом ликвидности, что также спровоцирует возникновение банковского кризиса.

Отрицательная доходность федеральных облигаций способствует усилению "разброса" действующих в экономике процентных ставок. Избыток свободных финансовых средств, с одной стороны, ведет к резкому снижению процентных ставок по наиболее ликвидным и надежным финансовым инструментам (прежде всего с точки зрения обеспечения ликвидности в банковской системе), но с другой стороны, оставляет по меньшей мере неизменными процентные ставки по прочим инструментам. В результате усиливается разрыв в уровне процентных ставок по отдельным финансовым инструментам, что приводит как к уменьшению (либо снижению прироста) банковских пассивов, так и к замедлению роста банковских активов, связанных с инвестированием в реальный сектор экономики.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

    фискальная (распределительная).

    регулирующая.

    контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

    целевое использование средств.

    соблюдение сроков возврата.

    выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей (на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

    Срок (кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

    По методу выплаты дохода (процентные - купонные, дисконтные - продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые)

    По методу размещения (добровольные, принудительные – з/п выдается займами).

2) Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3) Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно (не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4) Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5) Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Самые тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание внутреннего долга всегда менее опасно, наравне с внешним долгом. Государству легче договориться с собственными физическими и юридическими лицами о рефинансировании. Когда идет возврат внешнего долга НД «утекает» в другую страну.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

    уменьшается потребление, сбережения.

    рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

    выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы , то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие - у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит , он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга . Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ - это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит » бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение государства от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств. Таким образом, при государственном займе государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами – прочие субъекты данной страны и других стран.

Отсюда следует, что государственный займ - это основная форма проявления государственного кредита.

Государственный займ привлекается с целью:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью, и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, то есть отношения, в которых заемщиками выступают физические и юридические лица, а кредитором - государство в лице его органов. Предметом государственного кредита выступают средства бюджета.

Таким образом, отличие государственного кредита от государственного займа состоит в том, что государственные займы:

- ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга, и проценты по нему;

Государственный займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Государственный займ, являясь составной частью государственного бюджета, не является доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами являются:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить безвозвратно сумму государству.

2. Займ в отличие от налога носит добровольный характер. Государство, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа государство выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог – это доход государства. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам государства.



5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы государства.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации.

Способами обеспечения возвратности государственных кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го­сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь­зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи­ки, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного кредита оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и финансы страны, отражая эффективность функционирования государственных структур.

Положительные стороны развития государственного займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции;

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны;

Используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения государственного займа .

1. Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын­ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства тех ресурсов, которые могли быть использованы в каче­стве производственных инвестиций.

2. Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

3. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам) с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию внешнего (международного) государственного кредита.

Формы государственного кредита (внутреннего):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Как показывает практика, увеличение государственных займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиционную деятельность промышленных предприятий , так как будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

Государственные займы Российской Федерации,

Государственные займы субъекта РФ (региональные)

Муниципальные (местные).

2. В зависимости от источника заимствований, места реализа­ции займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа :

Внутренние;

Внешние.

3. По форме размещения :

Облигационные, оформляемый в форме ценных бумаг;

Безоблигационные путем заключения кредитного договора государства с кредиторами (применяется в отношении крупных кредиторов).

4. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг :

Универсальные, распространяемые как среди физических, так и юридических лиц;

Специальные, реализуемые либо только среди населения, либо только среди организаций.

5. По отношению к вторичному рынку :

Рыночные; свободно продаются и покупаются на вторичном рынке;

Нерыночные - после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке, выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

6. По форме получения дохода :

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Беспроигрышные (выплата выигрыша по облигациям в течение срока их обращения);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненные (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты).

7. По срокам погашения :

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

8. По методам размещения :

Добровольные;

Принудительные (в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях).

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст­венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас­сификации по определенным признакам.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не­рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод­но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст­ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу­маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством, называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус­кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини­стерство финансов. В качестве агента последнего выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо­чить определенные инвестиционные институты или банки высту­пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен­тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за­писей на счетах.

По способу выплаты доходов по государственным ценным бумагам различают установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов. В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин­фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми программами. Программа госу­дарственных внешних заимствований Российской Федерации предс­тавляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с разделением на несвязанные (финансо­вые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до нача­ла финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований субъек­та РФ - это перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период). В ней определяются предельный объем, перечень, объемы и сроки погашения внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внутренних заимствований субъек­та РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Государственный кредит - специфическая звено государственных финансов; он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, мобилизуются с его помощью, попадают, как правило, в бюджет), ни отдельного органа управления; вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и частными лицами) по вопросу мобилизации дополнительных денежных средств на кредитной основе, то есть на условиях возвратности, срочности и платности, в процессе формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, в которых государство может быть как заемщиком, кредитором или гарантом.

По экономической сущности государственный кредит - форма перераспределения ВВП. Его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.

Целью заимствования средств может быть:

Покрытие бюджетного дефицита;

Регулирование денежного обращения;

Привлечение средств для инвестиционных программ.

То есть государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения или целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда и других международных финансово-кредитных учреждений.

В современных условиях государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Фискальную, то есть способствует аккумуляции дополнительных средств в централизованных и децентрализованных фондов государства;

Регулирующую - регулирует денежное обращение посредством осуществления операций на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных ценных бумаг Национальным банком Украины с целью их размещения на открытом рыночные), что влияет на предложение денег и соответственно на ссудный процент.

Кредитный метод привлечения средств в хозяйственный оборот существенно отличается от налогового. С помощью налогов государство принудительно аккумулирует часть стоимости, воплощенной в доходах отдельных социальных слоев. По кредитного метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, отраженной в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, отделилась. Налоговый метод государство использует в целях аккумуляции внутренних источников, кредит позволяет ей привлекать не только внутренние, но и внешние источники.

Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала, и прежде всего временно свободных денежных средств населения и предприятий (объединений), различных фондов, кредитных и страховых учреждений, для финансирования государственных расходов на добровольной основе в условиях государственной гарантии возврата заемных средств, и как правило, с уплатой установленного процента.

В кредитных отношениях участвуют кредитор и заемщик как юридически самостоятельные субъекты. При этом заемщиком обычно является государство. Со стороны государства субъектами кредитных отношений могут быть:

Кабинет Министров Украины;

Органы власти Автономной Республики Крым;

Органы местного самоуправления;

Министерство финансов Украины (в частности в лице Государственного казначейства);

Национальный банк Украины.

С другой стороны, в государственно-кредитные отношения как кредиторы вступают граждане и субъекты хозяйствования (банки, страховые компании, акционерные общества), которые предоставляют кредит государству под определенные государственные обязательства. Предоставление государству кредита со стороны юридических и физических лиц осуществляется путем покупки последним облигаций государственных займов и других ценных бумаг, выпускает государство.

В качестве обеспечения государственного кредита выступает все имущество, находящееся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении между государством и предприятиями и населением не указывается * 18.

* 18: {Базилевич В Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы: Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002.}

Государственный кредит бывает следующих видов:

Внутренний, когда государство заимствует средства у предприятий и населения собственной страны;

Внешний, если государство заимствования на международном уровне.

Внутренний государственный кредит может иметь следующие формы:

Государственные заимствования в виде государственных займов;

Мобилизация средств через систему государственных сберегательных учреждений;

Использование средств ссудного фонда;

Казначейские ссуды;

Гарантированы заимствования.

Государственные заимствования - основная форма государственного кредита, когда государство является заемщиком. Для этих заимствований характерно то, что временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования привлекаются к финансированию общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации государств них ценных бумаг. Оформление государственных заимствований в Украине в основном осуществляется с помощью двух видов ценных бумаг - облигаций и казначейских обязательств (векселей).

Облигация (от лат. Obligatio - обязательство) - самый распространенный вид ценных бумаг, долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (на конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (указанную на ней сумму долга) и курсовую (рыночную) цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между рыночной ценой и номинальной стоимостью облигации составляет курсовую разницу.

Облигации займов, содержащиеся в портфелях государственных кредиторов, являются ликвидными активами. Кредитор может в любое время вернуть облигации, то есть продать их государству через систему Сбербанка, и получить соответствующую сумму наличными, и сами облигации могут быть платежным средством.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. То есть, в отличие от облигаций, средства от продажи которых направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специальные цели, средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Они подлежат реализации только среди населения. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные. Заимствования классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от размещения заимствований их разделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рыночные (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и физических институтов.

2. По праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускают центральные органы власти и управления; поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускают местные органы управления, они направляются в соответствующие местные бюджеты. Органы местного самоуправления осуществляют заимствования на строительство дорог, охрану окружающей среды и финансирования других мероприятий, в которых заинтересована территориальная община.

3. По признаку характера использования ценных бумаг рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

4. В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности; они обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.

5. По признаку держателей ценных бумаг выделяют такие, реализуемых только среди населения, такие, реализуемых только среди юридических лиц и универсальные, то есть предусмотрены для размещения как среди физических, так и среди юридических лиц.

6. В соответствии с срока погашения задолженности выделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

7. По форме выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые) и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, влияющих на развитие экономики, в первую очередь, от спроса и предложения на кредитном рынке. Если облигация имеет купоны, выплата процентного дохода должно осуществляться на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, один раз в полугодие, ежеквартально с изъятием одного купона.

По выигрышных займов доход выплачивается на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, номера облигаций которых выиграли. Такая система целесообразна при незначительных сумм займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентным доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству.

Процентно-выигрышные займы предусматривают выплату доходов как в денежной, так и в выигрышной формах.

Беспроцентные или целевые заимствования государство использует с целью финансирования определенных инвестиционных проектов в чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день такой вид займов не используется.

Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах имеют купонов, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

8. По характеру погашения задолженности различают: единовременную выплату и выплату частями. Единовременная выплата предполагает получение долга в конце срока действия займа.

При погашении частями может применяться три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение нескольких лет; 2) заем погашается каждый раз суммами, которые увеличиваются; 3) каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант используется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, если доходы зменшуватимуся или планируется увеличение государственных расходов.

9. По методу размещения заимствования могут быть добровольные, принудительные или такие, которые размещаются по подписке.

При добровольном размещения займов решение покупать или не покупать государственные ценные бумаги потенциальный покупатель принимает добровольно по своему усмотрению.

Для принудительного размещения характерен давление на будущего покупателя со стороны органов государственного управления, как это было в сталинские времена, когда граждан заставляли вкладывать часть своего заработка в облигации почти с каждой заработной платы, а иногда обязывали покупать облигации и на всю сумму заработной платы.

Займы, размещаемые по подписке, как правило, размещаются среди предприятий по утвержденному списку.

10. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

11. По правовым оформлением выделяют облигационные и безоблигационные государственные займы. Облигационные займы сопровождаются выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. Безоблигационные оформляются путем подписания соглашений и договоров. На современном этапе развития экономики безоблигационные заимствования используются на международном уровне, ими оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов.

Второй формой внутреннего государственного кредита является мобилизация части вкладов населения в государственных заимствований через систему Сберегательного банка, если банк принадлежит к государственным учреждениям. Привлеченные средства направляются в доходную часть бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и привлеченные средства населения формируют их кредитные ресурсы, поэтому изъятие части этих средств в пользу государства может негативно отразиться на финансовых результатах их деятельности.

В отличие от первой формы государственного кредита - государственных заимствований - когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, Сбербанк предоставляет государству средства в кредит за счет привлеченных средств без ведома настоящего владельца (населения). Аналогично действуют и коммерческие банки, когда выдают кредиты своим клиентам. Кроме того, часть ресурсов Сбербанка может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Еще одна форма внутреннего государственного кредита - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, которая характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (без покупки государственных ценных бумаг).

Кроме указанных выше форм государственного кредита, который происходит на основе государственных заимствований в виде государственных займов, есть еще две формы, отражающие отношения финансовой помощи со стороны государства.

Казначейские ссуды как форма внутреннего государственного кредита отражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. То есть в этом случае государство является кредитором.

Сейчас эта форма государственного кредита активно не используется, но жизнь все более нуждается в возрождении такого механизма. Государство на несет ответственности за финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования, но может оказать финансовую помощь тем предприятиям, в стабильной работе которых она заинтересована.

Отношения, связанные с казначейскими ссудами не является аналогом банковского кредитования, поскольку, в отличие от банков, государство оказывает финансовую помощь на льготных условиях (на более длительный срок и под меньший процент, по сравнению с коммерческими банками) нормой процента, то есть средством поддержки важных для экономики субъектов хозяйствования.

Если правительство гарантирует безусловное погашение заимствований и выплату процентов по займам, сделанным ниже уровнем органами власти и управления или отдельными субъектами хозяйствования, то речь идет об условном государственный кредит - гарантированы заимствования. В этом случае государство является гарантом. По гарантированным займам правительство несет реальную финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.


Международный государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке как заемщиком, так и кредитором. Эти отношения приобретают форму государственных внешних заимствований. Они осуществляются на тех же условиях, что и внутренние, то есть на условиях возвратности, срочности и платности. их предоставления или погашение происходит за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включаются в государственный долг страны.

Государственные внешние заимствования могут предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. Как правило, они бывают средне- или долгосрочными.

Денежные заимствования осуществляются в валюте:

Страны-кредитора;

Страны-заемщика;

Третьей страны.

Погашение происходит путем товарных поставок или с помощью валюты по согласованию сторон. Иногда в международных соглашениях устанавливается льготный период по погашению заимствований и уплаты процентов по ним, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет с целью получения максимального эффекта от ее использования.

Классификация внутреннего государственного кредита приведены на рис. 8.1.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно различных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок с целью привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разные интересы юридических и физических лиц.

Случайные статьи

Вверх