Отечественная и зарубежная практика финансового. Uchebnoe_posobie_Finansi Лекции ФУ

Охарактеризуйте теоретические подходы к определению финансовой системы в современной экономической литературе.

Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ , что обусловило два во многом отличных друг от друга направления в исследовании государственных финансов. Первое направление формируется в лоне либерально-реформистских идей государственного вмешательства в экономику, второе - неоклассических теорий, направленных на ограничение такого вмешательства.

Кейнсианство стало теоретической платформой для правительств западных стран, которые посредством стимулирования государственного спроса создали достаточно эффективные производства, работающие на государственный заказ. Рост государственных расходов позволил создать и солидные системы образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Однако кейнсианство в чистом виде стимулировало и негативные процессы, выражающиеся, прежде всего, в хронических бюджетных дефицитах, росте государственного долга, высоком размере инфляции.

Последователи Кейнса, проанализировав сильные и слабые стороны чистого кейнсианства, предложили усовершенствованную теорию государственного вмешательства в экономику так называемую «антициклическую теорию» , сущность которой сводится к тому, что путем изменений в государственных доходах и расходах можно обеспечить равновесие в экономическом развитии. Этот вывод основан на том, что финансы являются составной частью экономики и мощным рычагом воздействия на производство, занятость, благосостояние. Последователи Кейнса отстаивают идею «дефицитного финансирования». Однако они пошли несколько дальше своего предшественника, утверждая, что бюджет должен балансировать экономику даже в том случае, когда сам является разбалансированным. В период кризиса и депрессии дефицитное финансирование государственных расходов содействует росту занятости и доходов. В период подъема и бума посредством роста налоговых поступлений у правительства образуются дополнительные ресурсы, которые будут направлены на погашение образовавшегося долга.



Исторически так сложилось, что именно консервативная концепция, развивающаяся в лоне классической школы, пришла на смену кейнсианству. В центре этой концепции лежит идея ограничения государственного вмешательства в экономику, сокращения государственных расходов, уменьшения налогового бремени.

Американский экономист А. Леффер обосновал зависимость между ростом налоговых ставок, доходами федерального бюджета и облагаемой налогом частью национального производства. На основании построенного им графика видно, что повышение налоговых ставок до определенного предела приводит к росту доходов бюджета, однако за этим пределом доходы начинают уменьшаться. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, высокие налоговые ставки дестимулируют производственную и предпринимательскую активность, а во-вторых, способствуют стремлению уклониться от налогообложения. Теория А. Леффера легла в основу налоговых реформ в США.

«Чистая теория государственных расходов» , которая более известна как теория «общественного товара». В ее основе лежит сформированная еще в конце XIX в. точка зрения рассматривать налоги как плату за государственные услуги, в интерпретации Самуэльсона «общественный товар». Что отличает «общественный товар» от индивидуального? Во-первых, то, что его потребление одним членом общества не уменьшает его потребительскую стоимость для других, во-вторых, всеобщая доступность, в-третьих, его предоставляет государство, т.е. он не находится в рыночной среде.

Последние десятилетия значительные исследования государственных финансов и их воздействия на экономику проводят Международный валютный фонд и Всемирный банк. Располагая значительным эмпирическим материалом, характеризующим состояние экономики, финансов, денежных систем стран - членов этих организаций, высококвалифицированным персоналом и солидной финансовой базой. МВФ и ВБ проводят глубокое изучение экономических процессов и явлений.

Теоретические исследования, проводимые этими организациями, имеют прикладное значение. Так, в частности, теория, получившая название «германского циклического эффекта бюджета» , выражается в конкретных показателях, позволяющих точно замерить уровень эффекта. Сущность этой теории заключается в следующем. Определяется нейтральный бюджет, который позволяет оценить влияние циклически нейтральной экономики на бюджет. Для этого выбирается базовый год, в котором состояние бюджета соответствовало удовлетворительному уровню экономической динамики. Отношения государственных расходов к потенциалу объема производства и доходов к фактическим объемам производства рассчитывается для этого базового года.

Финансовое регулирование территориальных пропорций, его методы и формы.

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направ-ленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение раз-вития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресур-сов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура обще-ства.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исто-рических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабиль-ности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ре-сурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации -- республик, краев, областей, национальных образований -- в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпосылок и ограничений развития территорий.

Регулирование этой отрасли (территориальных пропорций) связано с выравниванием социальных экономический территорий.
Методы финансового регулирования:
- межбюджетное финансирование (через регулирующие доходы, дотации, субсидии, субвенции)
- финансирование целевых программ (поддержка региональных и муниципальных образований)
Через налоговое регулирование – изменение состава налогов.

Региональный комплекс является формой территориальной организации производительных сил . Он возникает в том случае, когда территория перестает быть случайным фактором его формирования и представляет собой такое экономическое сочетание объектов материального производства и непроизводственной сферы, при которой достигается определенный экономический эффект за счет правильного использования его природного, демографического, экономического, социального и экологического потенциала, а также транспортного и рыночного положения.

Региональный хозяйственный комплекс - это система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории.


Яруллин Р.Р. Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций / Р.Р. Яруллин, А.Р. Ахметова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 147-149

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ

Р .Р. Яруллин 1 , д-р экон . наук, профессор

А.Р. Ахметова 2 , студент

1 Башкирский государственный университет

2 Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Ф е дерации

(Россия, г . Уфа)

Аннотация . В данной статье рассматривается и раскрывается отечественная, а также зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций. Рассматриваются методы и инструменты, влияющие на их эффективность и объем. Далее производится сравнение различных практик финансового регулирования: росси й ской и зарубежной. Проведен анализ межбюджетных трансфертов по федеральным о к ругам Российской Федерации, в том числе единой субвенции в качестве нового вида ф и нансовой поддержки регионов страны. С помощью метода экономического сравнения и применения отечественной законодательной базы финансового регулирования террит о риальных пропорций, установлены регионы-доноры и высокодотационные регионы Ро с сии.

Ключевые слова: финансовое регулирование , регион, дотации , налоги, бюджет, реги о ны-доноры, регионы-реципиенты .

В России абсолютно все регионы обл а дают индивидуальными характеристик а ми: численность людей, природно-ресурсное богатство, уровень развития, инфраструктура, разделение труда, экон о мическое географическое положение и т . д . Несомненно, все изменения, прох о дящие в экономической сфере в РФ, вли я ют на динамику, уровень развития всех субъектов, на их экономическую и прои з водственную инфраструктуру . На сег о дняшний день актуально направление ф и нансовых потоков лишь в одном напра в лении сектора рынка, при этом огранич и вая финансовые сре дства в иных отраслях экономики. Отсюда появляется возмо ж ность совершенствования , улучшения те р рито риальных пропорций, сбалансиров а ния социально-экономиче ского развития регионов страны, выявления и ликвидации диспропорций, социальной стабильности .

Методы, способные влиять на социал ь но-экономическое развитие, разделяют на бюджетные и налоговые . К первым отн о сятся государственные гарантии и заимс т вования, субсидии, дотации, бюджетные кредиты и инвестиции, гранты, субвенции из бюджетов предприятиям, производ я щим продукцию и оказывающим услуги, а также социальные выплаты населению, муниципальные заказы, бюджетное ф и нансирование услуг, которые действуют на безвозвратной основе. Эффективное субсидирование тарифов из бюджетов и льготное кредитование относятся к бю д жетным расходам. Так же немаловажную роль в экономике играют налоговые мет о ды регулирования финансов. Обуславл и вая тесную связь с регрессивной и пр о грессивной шкалой налогообложения, варьированием налоговой базы, использ о ванием пониженной, нулевой и повыше н ной ставкой при исчислении налогов, пр и менением специальных режимов в рамках налогообложения дл я отдельных налог о плательщиков, в границах конкретных субъектов страны, например, особых эк о номических зон. При этом существуют о п ределенные нюансы: осуществляется по л ный возврат определенных видов налогов , либо рассрочка при их уплате и ли абс о лютным освобождением от уплаты нал о гов лиц, подпадающих под льготную си с тему налогообложения.

В экономике России эти методы объ е диняются воедино в направлении госуда р ственного регулирования финансовых п о токов. Проанализировав данные по ра с пределению межбюджетных трансфертов за 2016 год, мы видим, что наибольшую поддержку из Федерального фонда фина н совой поддержки регионов получают С е веро-Кавказский и Дальневосточный ф е деральные округа по очевидным прич и нам: географическое положение и вну т ренняя проблематика регионов. По сумме получаемых субсидий и субвенций лид и рует Центральный федеральный округ (в 2016 г. в сумме 90,5 млрд руб. , около 14% ), что объясняется его большим эк о номическим освоени ем и значимостью для России.

Межбюджетные трансферты из фед е рального бюджета выступают главным индикатором финансового регулирования территориальных пропорций. Первооч е редные расходы регионов требуют особой финансовой поддержки : выделяются дот а ции, которые проявляют себя важным элементом в системе межбюджетного р е гулирования для сбалансировани я бю д жетной обеспеченности. Сам п роцесс д о тационного распределения подразумевает стимулирование экономического развития и поддержку малого предпринимательства. Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. – примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем по итогам 2016 года.

Экономическая поддержка регио нов в России осуществляется из ф едерального и региональных бюджетов. В экономике в ы деляют регионы-доноры и регионы-реципиенты. Первым на выравнивание бюджетной обеспеченности не выделяю т ся из бюджета дотации, и если доходных источников недостаточно для формиров а ния минимального бюджета нижестоящего территориального уровня, то выд еляются дотации. Донорами в течени е 2016 г. сч и тались Москва, Санкт-Петербург, Моско в ская, Самарская, Ленинградская, Сахали н ская области, Тюменская область с авт о номными округами, Республика Тата р стан . Наиболее высокодотационными р е гионами явились Рес публики Дагестан и Саха , Камчатский край.

В последние десятилетия во многих г о сударствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов . Все в большей мере функции регулиров а ния этих процессов переходят к террит о риальным . Поэтому их роль финансов усиливается, а сфера их применения ра с ширяется. Во многих странах это превал и рующая часть финансовых ресурсов гос у дарства.

Что же касается зарубежного опыта, то на Западе к основным направлениям те р риториального финансового регулиров а ния относят стимулиро вание промышле н ности, осуществление программ по разв и тию новых районов и реконструкции гор о дов, форсирование роста валового реги о нального продукта, применение мер охр а ны среды. За рубежом образование дох о дов бюджетов территорий определяется поступлениям и из вышестоящих бюдж е тов, сбору неналоговых доходов, местных налогов, сборов. Соотношение этих исто ч ников зависит от возможностей выш е стоящих органов государственной власти по оказанию финансовой помощи терр и ториям и функций.

Поступления из вышестоящих бюдж е тов формируются за счет отчислений от величины дотаций, отдельных налогов, субвенций. Отчисления от налогов, закр е пленные за вышестоящими бюджетами, выделяются через региональный бюджет в случаях недостатка в объеме собственных финансовых ресурсов, которые необход и мы для финансирования разнообразных региональных программ или используются на конкретные цели.

Следовательно, финансовое регулир о вание пропорций территорий и районов осуществляется во многих странах мира для достижения приоритетной цели – в ы равнивания социально-экономических диспропорций в развитии территорий. М е тоды, в основе которых находится пер е распределение финансовых ресурсов р е гионов, определяются особенностями те р риторий . В идеале работа регионов по данному направлению должна вестись в интересах общегосударственных, но в ре а лизации данной концепции существует много препятствий. Однако в некоторых зарубежных странах этот принцип довол ь но успешно функционирует. Одна из сложностей применения данной системы в Российской Федерации – это масштабы страны, тем не менее межбюджетные о т ношения на принципе единого государства – это необходимое условие не только б о лее эффективного использования бюдже т ных средств, но и развития межуровневых и межрегиональных отношений.

3. Дадашева А.З. Финансы: Учебник. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М . , 2016. – 178 с .

4. Лугаманова И.Ф. , Яруллин Р.Р. Отечественная и зарубежная практика регулиро вания территориальных пропорций // Инновационная наука . 2016. №7-8 .

DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE OF FINANCIAL REGULATION

OF TERRITORIAL PROPORTIONS

R.R. Yarullin 1 , doctor of economic sciences, professor

A.R. Akhmetova 2 , student

1 Bashkir state university

2 Ufa Branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

Abstract . T his article discusses and reveals the domestic and foreign practice of financial regulation of territorial proportions. Examines the methods and tools are affecting their efficie n cy and scope. Next is the comparison of different practices of financial regulation: Russian and foreign. The analysis of intergovernmental transfers on Federal districts of the Russian Feder a tion, including the uniform subsidy as a new form of financial support of regions of the country. Using the method of economic comparison and application of the national legislation of fina n cial regulation of the territorial proportions, the established donor regions and heav ily subs i dized regions .

Key words: financial regulation, region, grants, taxes, budget, donor regions, regions-recipients.

Раздел II. Управление финансами

к.э.н., доц. Растеряева Т.В.

Тема 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики. Государство как субъект финансового регулирования. Объекты государственного финансового регулирования. Уровни государственного финансового регулирования. Формы финансового регулирования: прямое и косвенное. Методы финансового регулирования, их характеристика. Саморегулирование, его особенности и сфера применения.

Финансовое регулирование экономики. Финансовое регулирование отраслевых пропорций. Финансовые методы стимулирования инновационных процессов. Финансовое регулирование территориальных пропорций, его методы и формы. Финансовое регулирование социальной структуры общества. Особенности финансового регулирования в условиях глобализации экономических отношений.

1. Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики.

Рыночная экономика представляет собой многоуровневый и многоцелевой организм, в котором различные отрасли, регионы и экономические субъекты имеют свои специфические особенности функционирования и развития. Согласованное функционирование разных частей социально-экономической системы достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структур и уровней системы в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рыночной экономики регулирование социально-экономических процессов достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономиче-

ские и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в отдельных структурах и уровнях социально-экономической системы и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов происходит, прежде всего, посредством рыночного саморегулирования и государственного финансового регулирования. Рыночное саморегулирование социально-экономических процессов обеспечивается функционированием финансового рынка, посредством рыночных законов. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными структурами и уровнями социальноэкономической системы.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру социальноэкономической системы оказывает государственное финансовое регулирование, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений социально-экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной сферы и пр.

Государство как субъект финансового регулирования

Целенаправленное финансовое регулирование реализуется посредством функционирования специального общественного института, коим является государство.

Несмотря на принципиальные различия между современными экономическими школами по многим вопросам государственного регулирования, все они признают факт существования смешанных экономик, в рамках которых важную роль играет государство как один из субъектов экономической деятельности, который поставляет обществу конкретные экономические блага. Особенностью государства как субъекта рыночной экономики является его право принуждения в рамках и на основе закона.

Государственное финансовое регулирование социально – экономической системы предполагает осуществление совокупности действий органов государственной власти и местного самоуправления, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства в целях обеспечения ее качественного роста и устойчивого развития. Таким образом, государство выступает как субъект финансового регули-

Возможность осуществления централизованного воздействия на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий. Это дает основание констатировать, что необходимым условием решения основных задач системы государственного финансового регулирования выступает опосредуемый финансами процесс формирования и использования финансовых ресурсов государства в лице органов государственной власти и местного самоуправления.

В мировой практике государство выступает эффективным координатором, выстраивающим баланс интересов субъектов экономики, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития в долгосрочной перспективе, создающим условия и механизмы их достижения, причем бюджетные средства также выступают в качестве катализатора для привлечения частных средств, играют стартовую роль и дополняются экономическими льготами для экономических субъектов.

Объекты государственного финансового регулирования

Объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Диспропорции развития социально-экономической системы существуют на всех уровнях структуры общества, начиная с федеральной целостности, регионального и муниципального уровней, так и во всех сферах экономики. Мировой опыт показывает, что от финансовых отношений, которые реализуются экономическими субъектами посредством государственного финансового регулирования зависит как эффективное функционирование национальной экономики, так и ее социальная устойчивость. Существенную роль в обеспечении эффективного функционирования общественного воспроизводства играет достижение сбалансированности отраслевой, территориальной и технологической структур.

Если, например, добыча нефти и газа, как и экспортирование энергоносителей с позиции текущих интересов играет важную роль в поддержании активно торгового и платежного балансов России, формировании ее бюджетных ресурсов, включения страны в мировое экономическое пространство, то в аспекте перспективных интересов эти процессы угрожают экономической самостоятельности страны, которая связана с производством прогрессивной техники и использованием современных технологий.

Следовательно, при рассмотрении финансового регулирования в воспроизводственном аспекте существуют определенные приоритеты, от которых нельзя абстрагироваться без ущерба для страны, ее социально-экономической и политической целостности. Здесь стратегическими являются интересы развития реальной экономики. Они состоят в активном развитии отраслей, формирующих материально-техническую базу общества, определяющих использование возможностей научно-технического прогресса. Вследствие этого становится необходимым финансовое регулирование, направленное на изменение отраслевой структуры хозяйства; ориентация на прогрессивные технологии; переход к экономике знаний; необходимо развитие науки, особенно фундаментальной, эффективная социальная политика.

К примеру, в «горизонтальном» воспроизводственном аспекте следует указать создание общих условий повышения эффективности воспроизводства, связанных с макроэкономическими процессами в рамках национальных границ; обеспечение всех видов экономической безопасности для предпринимателей и населения; оптимизация налоговых отношений в соответствии с экономическими интересами плательщиков и получателей налогов; финансово-кредитные формы воздействия на экономические субъекты; распределительные отношения, учитывающие количество, качество и содержание труда работников, а также распределение доходов между собственниками факторов производства – труда, капитала, земли и предпринимательских способностей и т.д.

В «вертикальном» разрезе, в частности, на региональном и муниципальном уровнях, предполагается создание условий для стабилизации социальноэкономического положения и усиления конкурентоспособности хозяйств регионов и муниципалитетов на базе рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, создания полюсов роста и устойчивого развития, формирования собственной дееспособной финансовой базы с целью достижения баланса имеющихся интересов в долгосрочной перспективе.

Следовательно, важной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей, инвестиции в основной капитал. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная поддержка малого бизнеса. Развитие малого инновационного бизнеса, в свою очередь, существенно меняет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (смягчение территориальных диспропорций) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. К примеру, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии: восточные и западные земли Германии и т.п.

Важным условием социальной стабильности в мировой практике выступает широкий слой среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности.

Уровни государственного финансового регулирования

Государство должно осуществлять комплексную сбалансированность посредством финансового регулирования отраслевых и социальных диспропорций не только

на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Существует перспективная потребность в финансовом регулировании взаимоотношений между макро- и мезоуровнями национальной экономики, центром и отдельными регионами.

В федеративных государствах субъекты федерации и муниципалитеты обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы конкретных территорий.

Если обратиться в этой связи с вопросом о приоритетности к региональному уровню в Российской Федерации, то здесь совершенно очевидными приоритетами являются финансовые отношения, связанные с сохранением региона в экономическом пространстве федерации, недопущением дезинтеграции, являющейся следствием сепаратизма, приоритете интересов региона в сопоставлении с интересами муниципалитетов и хозяйствующих субъектов, обеспечение властной вертикали посредством мер преимущественно финансового характера. Именно этому, в частности, служит реформирование межбюджетных и налоговых отношений, осуществляемое в настоящее время.

2. Формы и методы финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах - аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки - высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой.

Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников

финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования со- циально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер1 , считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Методы финансового регулирования, их характеристика

1 Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. "Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)". Институт экономики РАН. - М.: 1996, с. 16–55.

Саморегулирование, его особенности и сфера применения.

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.)

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Дискуссия о государственном регулировании и о рыночном саморегулировании. Рыночное саморегулирование (законы рынка) наиболее объективно. Государство – роль «ночного сторожа». Однако ряд вопросов рыночное саморегулирование не решает. В частности, социальные проблемы, фундаментальная наука, оборона, образование, здравоохранение, природопользование.

3. Финансовое регулирование экономики

Роль финансового регулирования в условиях развитой рыночной экономики возрастает. Механизм финансового воздействия на экономику представляет динамичную, постоянно развивающуюся совокупность форм и методов, имеющих специфический характер влияния на экономические процессы.

Представляется, что эффективность и действенность финансового регулирования экономики отражается в темпах прироста, изменениях структуры национальной экономики, росте инвестиций, занятости, в уровне жизни населения. Становится очевидным, что в ходе реализации государственного финансового регулирования система

различных форм и методов финансового регулирования должна корректироваться в соответствии с изменяющимся экономическим положением, условиями и результатами осуществляемых преобразований.

Между тем, сложившееся положение в экономике Российской Федерации диктует необходимость использования эффективного государственного финансового регулирования с учетом стратегических перспектив социально-экономического развития.

Высокие темпы роста российской экономики обусловлены продолжающимся ростом цен на сырьевые ресурсы, составляющие основу промышленного производства. В отличие от многих других стран основной вклад в прирост нераспределенной (чистой) прибыли России вносит не труд и не капитал, а рента с природных ресурсов. На ее долю приходится не менее 75% чистой прибыли. Вклад труда в 15 раз, а капитала примерно в 4 раза меньше. (По критериям, принятым в мировой практике, экономический рост определяется следующими факторами: технический прогресс - 49 процентов, рабочая сила - 27, капитал - 24 %)

В результате в отраслевой структуре российской экономики сложился дисбаланс, направленный на реализацию текущих интересов, которые предполагают максимизацию текущего эффекта, исходя из которого происходит концентрация финансовых ресурсов и эффекта в "сильных" (конкурентоспособных на внешнем рынке) отраслях, аккумуляция эффекта в них, саморегуляция реального сектора микроуровневой экономики, и, как следствие, ориентация производства страны на сырьевую продукцию, обладающую в рамках мировой конкурентоспособности природными преимуществами и экспорт как основной источник существования страны.

Можно также выделить неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне. Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, обусловленные как субъективными, зачастую административными, так и объективными причинами, связанными с неразвитостью рынков жилья, капитала, транспортной инфраструктуры, приводят к потерям в эффективности региональных экономических систем, отсутствию экономических связей между ними.

На фоне экономического роста получила продолжение дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение децильных групп составило по России 15 раз, по Москве – 30 раз. Причем доля оплаты труда в использовании ВВП в России в полтора раза ниже вклада труда в создание ВВП.

Несмотря на имеющиеся противоречия экономического роста и сложившиеся диспропорции, в России есть потенциал, который необходимо эффективно использовать (см.: таблицу)

Таблица Структура национального богатства стран на начало ХХI века1

в том числе

человеческий

природный

воспроизводимый

тыс. долл.

тыс. долл.

тыс. долл.

Западная Европа

Ближний Восток

1 Стратегический ответ России на вызовы нового века // Под общ. ред. Л.И. Абалкина. – М.: Изд-

во «Экзамен», 2004. - С.87.

Это выводит на первое место проблематику формирования действенного механизма государственного финансового регулирования. Имеется в виду, в частности, выработка четкой и обоснованной системы стратегических приоритетов финансового регулированиядлядолгосрочногоразвитиянациональной экономики.

На уровне сфер деятельности, отраслей, регионов существует приоритетность направлений, учитывающих ситуацию, временной фактор в аспектах краткосрочной и долгосрочной перспективы, которая должна быть ориентирована на достижение баланса интересов на различных уровнях общественной, хозяйственной, производственной и социальной структур в будущем.

В этой связи в целях можно выделить перспективные направления государственного финансового регулирования, которые проявляются в обеспечении экономической безопасности, структурной перестройке хозяйства в ее отраслевом и территориальном разрезах, в переходе на прогрессивные технологии на основе научнотехнического прогресса (все это ведет к повышению производительности общественного труда), ликвидации бедности, поскольку именно эти направления в развитии, как приоритетные, будут способствовать качественному росту и устойчивому функционированию социально-экономической системы.

Финансовое регулирование отраслевых пропорций.

Государственное финансовое регулирование должно быть направлено на преодоление сложившихся деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структуре, выражающихся в техническом и технологическом отставании отечественного производства; насыщения внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса; создание собственной ниши на мировом рынке для экспорта конкурентоспособной промышленной продукции. Именно посредством государственного финансового воздействия ограниченное число социально-значимых и высокотехнологичных отраслей может получить решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление экономической конъюнктуры, что будет иметь мультипликативный эффект.

В определенной мере это положительно скажется (через налоговый механизм) и на улучшение ситуации в социальной сфере. В практике ведущих стран выработаны разнообразные структуры и механизмы стимулирования такой ориентации: федеральные прогнозы и программы, конкурсы, гранты, научно-исследовательские центра, маркетинговые департаменты и др. В дальнейшем эти меры должны создать устойчивые предпосылки для последующего опережающего увеличения объемов выпуска наукоемких производств.

Главным направлением финансового регулирования развития промышленности следует считать политику и практику государственных заказов. Именно через организацию заказов ограниченное число социально-значимых и высокотехнологичных отраслей может получить решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление экономической конъюнктуры, что будет иметь мультипликативный эффект.

В первую очередь, это может быть использование стимулирующего воздействия налоговой политики, политики снижения процентной ставки с целью перетока финансовых средств на направление инвестиций в реальный сектор экономики. К примеру, в США с 1960-г. промышленное развитие осуществляется на основе смешанного финансирования с использованием бюджетных средств в рамках целевых программ, льготного налогообложения, практикуется стратегическое централизованное планирование, охватывающее значительную часть промышленности.

При этом государство должно отказаться от преобладающих сегодня «поддерживающих» субсидий, ведущих к консервации производственной структуры и перейти к селективной «трансформирующей» стимулирующей поддержке, в частности, налоговые каникулы, налоговые льготы в виде инвестиционных скидок после оценки эффективности инвестиций. В этой связи адресное стимулирование предпринимательских инвестиций быстро обеспечит техническое обновление предприятий, причем в тех отраслях, которые наиболее перспективны в долгосрочном плане.

Таким образом, организуя финансовое регулирование реального сектора, государство направляет и подталкивает экономический рост, предоставляя предприятиям финансовые возможности для расширения производства за счет внутренних источников.

Финансовые методы стимулирования инновационных процессов.

Приоритетным направлением государственного финансового регулирования должна быть активная научно-техническая политика, направленная на переход к ин- формационно-индустриальной, социально-ориентированной рыночной экономике. Стимулирование государственной поддержки науки, в частности, фундаментальной и сферы НИОКР, обусловлено необходимостью сохранения научно-технического потенциала и возможностей его воспроизводства. В этой связи на первый план выдвигается стимулирование структурной перестройки, посредством реализации эффективного механизма финансового регулирования.

Для этих целей могут использоваться разнообразные инструменты стимулирования: целевые инвестиционные и инновационные программы, льготные кредиты, государственные гарантии, субсидии на проведении НИОКР, прямые ценовые субсидии, широко использовавшиеся в Японии в отношении хозяйствующих субъектов, работающих в приоритетных производствах. Помимо прямой поддержки финансовокредитных институтов в развитых странах широко применяется механизм гарантий со стороны государства. К примеру, в 2005г. в бюджете США объем накопленных госгарантий составил почти 1 трлн. долл.

Как было отмечено ранее, согласно критериям, принятым в мировой практике, экономический рост на 49% определяется научно-технический прогрессом. В частности, в 1999г. во Франции принят закон об инновациях, который предполагает привлечение исследователей для создания предприятий на конкурсной основе. В рамках закона предусмотрено бюджетное финансирование 550 проектов в областях биотехнологии, информатики, охраны окружающей среды, причем на каждый проект может быть выделено до 200 млн. франков. В целях продвижения проектов существует программа развития инкубаторов. В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек на НИОКР. Стимулирование развития наукоемких и высоких технологий в долгосрочной перспективе с учетом интересов субъектов экономики в свою очередь способствует стимулированию роста занятости. Так, к примеру, в США инновационная стратегия обеспечивает 85% прироста занятости, в Англии – 89%, в Японии – 90%.

В США прямые методы государственного финансового регулирования инновационных процессов осуществляются в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма появляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Про- граммно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает кон-

кретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение товаров и услуг.

Мобильность среднего и малого бизнеса позволяет внедрять инновационные технологии, служит ускорению научно-технического прогресса, более полному и оперативному удовлетворению перспективных потребностей общества, расширению числа рабочих мест и повышению доходов населения. К примеру, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. 50% лицензий, проданных в США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Аналогичная картина наблюдается в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. В Японии функционирует 6,5 млн. малых предприятий, в которых работает более 40 млн. чел.

Для сравнения, в Российской Федерации 200 наиболее крупных акционерных предприятий страны производят 70 процентов промышленной продукции, в то время как на долю 950 тыс. мелких предприятий приходится лишь 12% ВВП. Между тем, например, стимулирование поддержки малого предпринимательства, которое заключалось в финансировании 1 млн. руб. на развитие малого инновационного предпринимательства в Самарской области обернулось ростом доходной части бюджета на 60 млн. руб.

4. Финансовое регулирование территориальных пропорций, его методы и формы

Государственное финансовое регулирование должно быть направлено на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социальноэкономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений финансового регулирования, как:

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Основу устойчивой экономики в аспекте финансового регулирования составляют оптимальные пропорции, зависимости, связи и отношения экономики региона по вертикали и горизонтали между сопряженными сферами. В этой связи, стимулирование формирования стратегических программ промышленной политики, оживления депрессивных регионов, наращивания конкурентных преимуществ регионов при соблюдении социальных гарантий позволит избежать нарастающей дифференциации между регионами страны по уровню жизни и экономического развития.

Эффективное государственное финансовое регулирование на муниципальном уровне имеет также большое значение. В настоящее время основными задачами органов местного самоуправления являются решение социальных проблем на территории

Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Сегодня государство всё чаще вынуждено вмешиваться в социально-экономические отношения из-за развития профсоюзов и монополий, которые мешают самостоятельному развитию рыночной экономики. Государство выступает основным субъектом финансового регулирования.

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотв­ращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильнос­ти, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, че­рез финансовое стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой сто­роны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов. Так что, понятие финансовое регулирование является более широким и вбирает в себя финансовое стимулирование, как способ, с помощью которого происходит финансовое регулирование.

Объектами государственного финансового регулирования выступают: отраслевая структура экономики, территориальные пропорции экономики и социальная струкутура общества.

Финансовое регулирование направлено на изменение отраслевой структуры экономики , чтобы предотвратить диспропорции её развития. Некоторые отрасли развиваются быстрее и успешнее, а некоторые медленнее, таким образом, благодаря финансовому регулированию, проводится «выравнивание» мощи этих отраслей. Так, в нашей стране Правительство РФ поставило перед собой задачу на среднесрочную перспективу увеличе­ние доли перерабатывающих отраслей промышленности по срав­нению с добывающими. Во многих странах мира поддерживается малый бизнес для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач.

Финансовое регулирование служит также для выравнивания уровня социально-экономического развития территорий . Из-за многих факторов некоторые территории являются более слабыми, чем другие. У нихх может не быть природных ресурсов, выходов к морю, или могут быть неблагоприятные климатические условия. Следовательно, экономическое развитие регионов надо выравнивать. Перед РФ чётко стоит этот вопрос, так как регионы по уровню экономического развития сильно разбросанны.

Так как финансовое регулирование направлено на достижение стабильности, то немаловажно следить за социальной структурой общества . Поляризация общества приводит к нестабильности, а фактором стабильности выступает уровень среднего класса в обществе. Финансовое регулирование направленно, исходя из этого, на устранение сильной поляризации в обществе.



Формами финансового регулирования являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование имеет место тогда, когда государство непосредственно воздействует на объект регулирования – снижает налоги и т. д. Косвенное регулирование происходит в тех случаях, когда государство оказывает влияние на один объект через другой объект, например, снижая ставки налога на прибыли для банков и страховых компаний, обслуживающих с/х предприятия и фермеров, государство тем самым поддрживало с/х.

Важно отметить, что часто возникает проблема перекрёстного субсидирования , когда субсидируется не запланированный объект, а другой. Например, когда государство субсидирует с/х для покупки с/х машин, производители машин могут включить субсидии в цены машин и тем самым направить субсидии на себя.

Методы финансового регулирования (преобладают бюджетные и налоговые) соответствуют объектам финансового регулирования.

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, нало­говых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.);

Амортизационная политика (тесно связана с налоговым ре­гулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущест­ва; может предполагать использование ускоренной амортиза­ции);

Различные формы государственной поддержки организа­ций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муници­пальный заказ, предоставление государственного и муниципаль­ного имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

Льготное кредито­вание и страхование

Отдельные методы государственного финансового регулиро­вания могут быть использованы комплексно.

Среди финансовых методов воздействия на национальное хозяйство и общественные процессы наиболее распространены бюджетные (разные формы бюджетных расходов, гос. и муниципальные гарантии и тому подобное) и фискальные. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют строго заданные методы.

Методы гос. финансового регулирования отраслевых пропорций:

1. фискальное регулирование (изменение состава фискальных сборов, фискальных ставок, фискальнооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и так далее);

2. амортизационная политика (тесно связана с фискальным регулированием, влияет на фискальное обложение прибыли и имущества; может предполагать применение ускоренной амортизации);

3. разные формы гос. поддержки хозяйствующих субъектов национальной экономики (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, гос. и муниципальный заказ, предоставление гос. и муниципального имущества в аренду на льготных принципах, гос. и муниципальные гарантии);

4. с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, так как более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по банковским услугам и услугам страховых фирм обеспечивается гос. и муниципальным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы гос. финансового регулирования м.б. применены комплексно. Так, часто гос. инвестиции на долевых началах в различный проект могут рассматриваться частными инвесторами как гос. гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций.

Финансовое регулирование территориальных пропорций реализуется, прежде всего, через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам разных уровней бюджетной системы государства), финансирование целевых программ по поддержанию и развитию разных регионов и муниципалитетов. Финансовое воздействие на территориальную структуру реализуется также по причине изменения перечня фискальных платежей. Допустим, отмена фискального сбора с продаж в две тысячи третьем году серьезно уменьшила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (допустим, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Ключевые методы финансового регулирования общественной структуры социума - применение прогрессивной ставки подоходного фискального сбора, высокий уровень ставок по фискальному сбору на наследство и фискальному сбору на недвижимость, льготы по фискальным сборам, которые уплачиваются физ. лицами, а также разные общественные выплаты и льготы. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ» // Правовая информационно-справочная система «Гарант».

Уровни финансового регулирования. Нужно отметить, что регулирование отраслевых и общественных пропорций практически реализуется не только на общенациональном уровне, но и на региональном уровне. В странах федеративной формы правления их субъекты имеют серьезные возможности финансового воздействия на хозяйственные и общественные процессы, при этом, так как региональный уровень гос. власти в серьезной степени, чем федеральный, близок к потребностям конкретных юридических и физических лиц, эффективность такого регулирования достаточно высока. В РФ имеют место примеры, когда комплексное применение разных методов активизации инвест-деятельности администрациями субъектов Российской Федерации (фискальные льготы, льготное кредитование, гос. заказ и тому подобное) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвест-привлекательности (допустим, Новгородская область). Город федерального назначения Москва, как субъект РФ, также может служить примером региональной общественной политики, которая направлена на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Но следует забывать о том, что имеют место объективные границы гос. вмешательства в хозяйственные и общественные процессы, которые связанны со следующими моментами:

1. излишняя «гос. опека» отдельных экономических субъектов и общественных групп может лишить их мотивации к развитию,

2. порождать иждивенчество, в то время как ключевыми принципами рыночной модели национального хозяйства являются индивидуальный риск и ответственность. Статья «Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной, опубликовано 10.12.2010

Случайные статьи

Вверх