Регионы: доноры и реципиенты - в какой "центр" уходят деньги. Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов россии

  • Буренина Наталья Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ
  • СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
  • ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
  • ОТСТАЛЫЕ РЕГИОНЫ
  • КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
  • РЕГИОНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ
  • РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

  • Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации
  • Инновационная активность организаций свободных экономических зон
  • Механизм оптимизации затрат и результатов при планировании деятельности предприятия
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры .

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия».

«Депрессивные регионы - это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин : снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны».

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Источник .

К определению «дотационный регион» необходимо относиться с осторожностью. Главное здесь - это не наличие дотаций, а процентная составляющая их в бюджете региона. По состоянию на 2016г. уровень дотационности Дагестана 70%, Чечни 82%, Ингушетии 87%. Севастополь дотационен на 70% .

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

Согласно «Программе развития Северного Кавказа кавказские республики должны выйти на "самоокупаемость" к 2025 году . С Крымом подобная программа пока еще не работает, она сможет заработать по-настоящему только после строительства моста к 2018 г. Ну а пока в течение трех лет (2015, 2016, 2017) Крым и Севасополь получат примерно 150 миллиардов рублей. Помимо дотаций, естественно, будут еще и инвестиционные расходы. Непосредственно дотации, которые целевого назначения не имеют. Власти Крыма могут использовать их по усмотрению. Понятно, что большая часть денег пойдет на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и организацию летнего отдыха».

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Разработан проект стратегического развития Республики Крым до 2030 года, в котором отмечено, что «отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение».

Данный проект стратегического развития Крыма предусматривает, что для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережение по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения Федеральной целевой 21 программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

  1. разработку и внедрение новых технологий;
  2. инновации во всех сферах жизнедеятельности региона, во всех его отраслях;
  3. разработку инновационных подходов в образовании при формировании нового поколения креативных лидеров-управленцев и устойчивого среднего класса;
  4. эффективное освоение всего многообразия ресурсов Республики Крым;
  5. внедрение новых стандартов жизни согласно концепции «Живи, работай и отдыхай в Крыму».

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы-доноры за 2016 год

Международные нефтяные монополии весьма ревниво охраняют свой научно-технический приоритет. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на отдельные случаи их привлечения к осуществлению государственных экономических проектов, они предпочитают самостоятельно финансировать все свои исследования. Это объясняется тем, что получение государственных дотаций на исследования предполагает, что их результаты, как правило, могут быть использованы компаниями-конкурентами.  


Роль бортовой себестоимости. Из концепции цен по среднему неизбежно вытекает, что около половины предприятий (точнее, около половины продукции) данной отрасли будут работать нерентабельно и должны погашать свой плановый убыток за счет высокорентабельных предприятий. В идеальном случае алгебраическая сумма дифференциального дохода должна быть равна нулю. Тогда каким же образом оценить новое месторождение для принятия решения о возможности или невозможности его эксплуатации Сторонники цен по среднему решают эту проблему введением в обиход внутриотраслевых расчетных цен, т. е. цен условных, с помощью которых исчисляются дифференциальные доходы (убытки) на предприятиях отрасли и рассчитывается бортовая себестоимость в этих условных ценах, с которой сравнивается себестоимость получения полезного ископаемого на вновь вводимых в эксплуатацию месторождениях. Эти расчетные цены оказываются близкими к ценам, исчисляемым на базе относительно худших месторождений, однако сторонники концепции цен по средним не считают возможным принять их за базу цен на данные полезные ископаемые бортовая себестоимость устанавливает не общественно необходимые, а предельно допустимые затраты труда на единицу продукции. Из последней цитаты видно, что, боясь войти в противоречие с трудовой теорией стоимости , Ю. В. Яковец и другие сторонники концепции цен по месторождениям средним противопоставляют предельно допустимые и общественно необходимые затраты , несмотря на их очевидное в данном случае тождество. Эти затраты допустимы именно потому, что необходимы. Ю. В. Яковец вынужден с этим согласиться И хотя затраты предприятий , разрабатывающих худшие месторождения, признаются необходимыми и воспроизводство на них обеспечивается (с помощью государственных дотаций или расчетных цен) , но тут же добавляет...общественно необходимыми затратами труда... являются среднеотраслевые... (Яковец, 1964, с. 53). Аргумент, что называется, диалектический.  

Государственная дотация на покрытие убытков (85)  

Может иметь место финансирование из бюджета в оборотные средства и на покрытие плановых убытков (государственная дотация) или изъятие излишка оборотных средств . В первом случае записи производятся по кредиту счета Уставный фонд , во втором - по дебету.  

Государственная дотация на покрытие плановых  

Сумма государственной дотации на покрытие плановых убытков, приходящаяся на остаток неоплаченных товаров, при определении собственных и приравненных к ним оборотных средств из расчета исключается.  

При рассмотрении данных таблицы следует иметь в виду, что в 1994 г. значительная часть оплаты труда работников угольной отрасли производилась в виде государственных дотаций по тарифному соглашению и не входила в состав себестоимости. Доля этих затрат была сопоставимой (если не большей) с частью затрат на оплату труда , учтенных в себестоимости. Таким образом реальные затраты на оплату труда (а также и полные эксплуатационные затраты угольных предприятий) существенно выше указанных в табл. 9.1 официальных данных.  

Происходящие с начала 90-х годов кризисные явления в промышленности привели к необходимости выведения части затрат по заработной плате работников за рамки себестоимости продукции ряда горнодобывающих предприятий. Значительную часть выплачиваемой работникам заработной платы стали покрывать за счет специальных государственных дотаций, выплачиваемых согласно "Тарифным соглашениям" профсоюзов и правительства.  

Вместе с тем, специфика высшего образования, сохранение госбюджетного финансирования устанавливают определенные границы стоимостного механизма. Так, в случае, когда заказчиком услуг вуза по подготовке и переподготовке кадров выступает государство, фонды экономического стимулирования образуются за счет плановых накоплений , части нормы бюджетного финансирования сверх себестоимости подготовки специалистов. Возможность реального получения средств и распоряжения ими по каналам создания различных курсов интенсивного обучения и компьютерной грамотности оказания дополнительных или новых форм услуг консультирования и развития научных, внедренческих работ, что означает и укрепление прибыльности вузов. Следовательно, будут созданы реальные, а не мнимые (только через государственные дотации) условия для формирования учебно-производственной и социальной базы в сфере высшего образования .  

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости) величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства . Внешними факторами являются уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, обра-  

Государственные дотации, кредит снижение увеличение л  

Постоянная адаптация к изменениям окружающей среды - в политике, экономике, обществе и технологиях. Если хозяйствующий субъект делать этого не будет, он станет жертвой данных изменений. На практике это означает, что предприятие, чтобы выжить в период таких изменений, должно приспособить к ним свою деятельность. Ярким примером может служить конверсия наших оборонных предприятий. Те из них, которые продолжают ждать государственных дотаций, постепенно слабеют, а сделавшие ставку на свои силы и возможности, ориентирующиеся на потребности рынка , стабильно растут и развиваются.  

В сущности, мы используем вышеприведенную информацию для получения тождества если расходы домашнего хозяйства в данный момент больше, чем доходы, то ему придется уменьшить ранее приобретенное богатство, взять ссуду или получить частные или государственные дотации. Похожая схема существует, если расходы домашнего хозяйства меньше, чем доходы оно увеличит свое богатство в виде денег либо при выдаче ссуд, либо при приобретении финансовых активов либо оно платит налоги, либо осуществляет дарение.  

В нашей стране до сих пор не существовало практики банкротств. Убыточное (не приносившее прибыли) предприятие, продукция которого включалась в государственный план , называлось планово-убыточным. Его убытки покрывались за счет государственных дотаций. При этом убыточность не всегда была результатом плохой работы или неудовлетворительного качества выпускаемой продукции. Как правило, она возникала вследствие низких государственных цен на товары, директивно включаемые в план производства . С переходом к рынку ситуация изменяется банкротство становится элементом хозяйственной жизни. Сфера государственных дотаций существенно снижается, цены становятся более гибкими, лучше отражающими спрос и предложение. Поэтому недостаточно эффективно работающее предприятие может оказаться банкротом, что удостоверяется соответствующим государственным органом . Имущество таких предприятий может быть реализовано другому предприятию (фирме), сдано в аренду или передано в °акционерную собственность акционерного общества для привлечения дополнительных средств.  

Другим не менее важным условием успеха намечаемого информационного прорыва является максимальное облегчение доступа к информации, разработка и обеспечение которой инициированы на бюджетные деньги. Разработчики сетей информационного обмена должны иметь мотивацию к лучшему обслуживанию, но не высокой ценой информации, которая сделает их труд выгодным и при минимальном числе пользователей. Необходимо сделать информацию по возможности бесплатной или с использованием каких-то комбинированных форм например, скромная абонементная плата информационному центру плюс государственная дотация, пропорциональная числу пользователей и/или их оценке соответствующих услуг.  

Рентабельными для этих предприятий могли стать лишь гигантские объемы производства (стартовый размер (гна рис. 5.4), которые вовсе не требовались рынку в таких количествах. Поддерживать же производство на необходимом уровне (условная величина Q7 на рис. 5.4) при установленных продажных ценах было возможно лишь при условии выделения государственных дотаций по отдельным позициям, кстати, довольно значитель-  

Государственные дотации и субвенции  

IV. ОБЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОТАЦИЯ  

Большая часть ежегодной государственной дотации распределяется в зависимости от размера налого-  

Общая дотация на

Дотация представляет собой некоторое поступление средств из госбюджета на счет какой-то организации. Именно государство чаще всего предоставляет подобные платежи. Они предназначаются, например, для финансирования нижестоящего территориального органа для поддержания его минимального бюджета. Дотации так же могут выделяться некоторым предприятиям, которые выпускают продукцию, имеющую важное социальное значение. А вообще, если подойти к этому вопросу более детально, то можно рассмотреть три варианта определения термина :

1. В законодательстве РФ – некоторые трансферты между федеральным и региональным бюджетом, которые могут быть предоставлены на безвозвратной или безвозмездной основе. Направление их использования, а так же условия, практически не контролируются.

2. Региональный и федеральный бюджетный бюджет может выделить некоторые средства какому-то предприятию, но при условии, что его выручка намного меньше себестоимости производимого товара. Чаще всего такое предприятие занимается выпуском очень важной продукции. Подобное финансирование предназначено для перекрытия разницы между расходами и доходами такого предприятия.

3. Дотациями так же называют определенные денежные выплаты (постоянные или единовременные) работнику, если подобное предусматривается в трудовом договоре или в каком-то законе. В роли лица, получающего подобные платежи, может выступать студент, несовершеннолетний ребенок и др.

С одной стороны, выделяя дотации, государство не допускает банкротства предприятия. С другой – удерживает цены на определенные товары на нужном уровне. Во втором случае в себестоимость такого продукта уже включены подобные госплатежи. При отсутствии дотаций это предприятие было бы вынуждено повышать стоимость своей продукции для покрытия собственных расходов. Все это, в конечном счете, может отразиться на покупателях, что не удовлетворяет интересам государства. Естественно, что предоставление подобных безвозмездных платежей значительно отражается на госбюджете. Именно поэтому государство вынуждено «включать станок», что, в свою очередь, становится причиной инфляции. Необходимо заметить, что в экономике развитых стран очень редко предоставляются дотации. Такие платежи характерны для государств, в которых преобладает административное управление данной сферой жизни общества.


Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых способах вложения капитала и просто выгодном инвестировании!

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов - получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Дотации

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций - достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов - социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций - достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты - получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия - форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов - получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 - 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. - выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. - развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. - субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. - реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. - выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

Наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

Наличие квалифицированного кадрового потенциала;

Объем дополнительного софинансирования программы;

Наличие утвержденной социально ориентированной программы;

Удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов - доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги. Проанализируем в статье, кто на 2016 год является донором, а кто получателем бюджетных средств.

к 2017 году список регионов-доноров сократится

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула:

«Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Голикова Татьяна Алексеевна

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены" , - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересно в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru , упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.


Фото: Reuters/ Якутия

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

1)Республика Дагестан – 46,7;

2)Республика Саха (Якутия) – 43,1;

3)Камчатский край – 37,5;

4)Республика Крым – 22,3;

5)Чеченская Республика – 22,2;

6)Алтайский край – 16,9;

7)Республика Тыва – 13,5;

8)Республика Бурятия – 13,2;

9)Ставропольский край – 12,3;

10)Республика Башкортостан – 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

В массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву... Так вот, Москвы там никогда и не было.


Фото: Reuters/ Макет полуострова Камчатка на выставке моделей российских городских пейзажей и ландшафтов, в День России в Санкт-Петербурге в 2011 году

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве. Один из самых высоких показателей налогового потенциала по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организаций. Остановились именно на этих видах налогов, так как именно они были заложены в расчет на получение дотации по бюджетной сбалансированности регионов. Подтверждение мифа часто транслируется через не совсем правильную интерпретацию высказываний ученых. Вот, например, высказывание регионоведа Натальи Зубаревич : "При нынешней налоговой системе, когда львиная доля доходов провинциальных бюджетов уходит в центр, хорошего выхода нет" . Это говорит о том, что поступления в основном уходят в центр, что означает - в федеральный бюджет, но не в бюджет субъекта г. Москвы. К тому же, как уже отмечалось, бюджет Москвы не получает дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

«То есть постепенно идет вытеснение других расходов, потому что нужно платить процентные платежи. Здесь Минфином ведется работа по замещению более дорогих коммерческих кредитов кредитами из федерального бюджета, которые являются менее дорогими, и нужно, чтобы они в структуре долга заняли превалирующую часть».

Голикова Татьяна Алексеевна

Пик по долгам региональных бюджетов придется на предвыборный 2017 год.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат . Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

Случайные статьи

Вверх