Командно-административная система управления. История и современность

Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффектив­ность частной собственности.

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. Кооперативная собственность - коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности - государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Командно административная экономическая система

Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом. 


Черты: 
1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 
2) Все средства производства принадлежат государству 
3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 
4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 
5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 
6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 
7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 
8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 
9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе

Вывод: 
Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики. 


Плюсы: 
1) Развитие экономики без экономических кризисов 
2) Низкие цены 
3) Отсутствие безработных 
4) Гарантированные заработки 


Минусы: 
1) Отсутствие экономических стимулов к труду 
2) Постоянный дефицит товаров 
3) Низкое качество продукции 
4) Расточительное отношение к ресурсам 
5) Иждивенчество

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.

3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.

4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.

5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.

Краткое содержание и значимость статей Г.Х. Попова

В статье используется развернутая отсылка к «Новому Назначению » как к произведению, хорошо иллюстрирующему сталинистские способы руководства экономикой. "Административная" система противопоставляется "рыночной". Если в первой решения принимаются путем приказов сверху в бюрократической пирамиде, то во второй - игроками "среднего уровня" (уровня директоров заводов), над которыми уже почти нет приказного управления. Делается утверждение, что административная система слишком централизована и потому не способна в разумные сроки ответить на ряд вызовов. Она способна ко многому, но имеет свои типичные слабые места (показаны на разборе "Нового Назначения" и главного героя данного текста сталинского наркома Онисимова - прототипом являтся Тевосян). Переход к рыночной системе понимается как благо, ибо улучшает управление экономикой и соответствие экономической инфраструктуры нации - реальным потребностям людей.

Значимость статьи, помимо всего прочего, в том, что впервые во время перестройки был явно провозглашен лозунг если и не восстановления частной собственности (т.е. 100% сворачивания коммунистической идеологии), то хотя бы ее "десатанизации" по принципу "а в этом что-то есть".

Статья предвосхитила деятельность "младореформаторов" и приватизацию 90х годов. какие основы этой системы?

Особенности

Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.

Важнейшими причинами наших бед [интеллигенция] считала «засилье бюрократов», «уравниловку», «некомпетентность начальства», «наследие сталинизма» - причины, для массового сознания не так уж существенные. И вот, опираясь на эти стереотипы, Г. Х. Попов запустил в обиход, как нечто сущее, туманный термин «». Если вдуматься, смысла в этом никакого, но словечко было подхвачено прессой, духовными авторитетами, даже получило аббревиатуру - АКС. И стали его употреблять, как будто оно что-то объясняет в советском строе. Как будто это нечто уникальное, созданное в СССР и предопределяющее жизнь именно советского человека. На деле любая общественная система имеет свой административно-командный «срез», и иначе просто быть не может. И армия, и церковь, и хор имени Свешникова - все имеет свою административно-командную ипостась, наряду с другими. Антисоветские идеологи, глубокомысленно вещавшие: АКС, АКС… - намекали, что в «цивилизованных» странах, конечно, никакой АКС быть не может, там действуют только экономические рычаги. Но ведь это попросту глупо - любой банк, любая корпорация, не говоря уж о государственных ведомствах, действуют внутри себя как иерархически построенная «», причем с контролем несравненно более жестким, чем был в СССР. Но так людей очаровали этой АКС, что даже историки, прекрасно знавшие, что системы управления и в государстве, и в хозяйстве складываются исторически, а не логически, не исходя из какой-то доктрины, стеснялись прямо сказать, что пресловутая АКС - плод самого примитивного гипостазирования .

Дальнейшее развитие идеи С.Г. Кара-Мурзы, приведенной выше, приводит к гипотезе, что под "отменой административной системы" понималось не более чем отмена ее самого высокого эшелона, цепочки "Политбюро-директор предприятия". Более низкие ее уровни, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, будут существовать в любой экономической системе.

Таким образом, идеи Г.Х. Попова, по мнению Кара-Мурзы, логически приводили к а) повышению роли руководителей предприятий в обществе б) ослабление - а то и отмену - единого правительственного управления ими в) повышение роли денег как инструмента расчетов между предприятиями.

Все это, по мнению некоторых, логически приводило (и привело) к появлению олигархов, богатых магнатов, владеющих целыми отраслями и комплексами промышленности, управляющих ими как заблагорассудится и перенаправляющих почти неограниченные средства из своих предприятий на личное потребление.

Критика этой ситуации в обществе (прямо вытекшей из статьи Г.Х. Попова, по мнению Кара-мурзы) составляет значимую часть критики перестройки.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Административная реформа в Российской Федерации
  • Административно-территориальное деление Адыгеи

Смотреть что такое "Административно-командная система" в других словарях:

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА Экономический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - АДМИНИСТРАТИВНО КОМАНДНАЯ СИСТЕМА, см. Командная система (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) … Энциклопедический словарь

    Административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь-справочник по педагогической психологии

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для… … Профессиональное образование. Словарь

    Административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь по педагогической психологии

    административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь экономических терминов

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Административно-командная система - система власти, основанная на бюрократических методах руководства, на прямом командовании нижестоящими предприятиями, подразделениями и должностями. см. также Планово распределительная экономика … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Характерными чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.

При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка -- все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

  • - экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
  • - Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
  • - Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
  • - Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
  • - Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это -- за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

В централизованно управляемой экономике вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания.

Согласование объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. В случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.

Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место свободы принятия экономических решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления.

Сегодня превалирующей является рыночная экономика, но это не единственный способ ведения хозяйства в масштабах страны. История знала и некоторые другие модели, которые имели свои преимущества и недостатки. Чем отличаются рыночная и административно-командная экономика? Каковы их характерные черты?

Формы экономической организации

Как доказала история, хозяйственную деятельность можно вести по-разному. Даже сейчас ведутся споры по поводу того, какой стиль организации этого процесса более эффективен и жизнеспособен. Кое-где, кстати, до сих пор действуют те формы, которые в наиболее развитых странах уже давно считаются устаревшими. Что удивительно, ведь эти, казалось бы, отжившие модели иногда функционируют вполне эффективно.

Современная наука в основном различает четыре системы, это:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика;
  • смешанная модель.

Все они имеют свои характерные черты и особенности. И каждая из них заслуживает отдельного и чуть более подробного рассмотрения, чтобы можно было понять, чем они отличаются друг от друга.

Традиционная модель

Наиболее простой и примитивной считается патриархальная экономика. Также ее называют традиционной, и она является наиболее древним способом ведения хозяйственной деятельности.

Ее отличают следующие характерные черты:

  • совместное владение некоторыми средствами производства;
  • преобладание ручного труда;
  • натуральное хозяйство;
  • крепкие социальные связи;
  • совместное решение ключевых экономических проблем;
  • торговля в зачаточном состоянии.

Такой способ хозяйствования не слишком эффективен с точки зрения накопления запасов пищи и разделения труда. Этот тип характерен для первобытных обществ и в современном мире сохранился лишь в некоторых обособленных от остального мира сельскохозяйственных районах Африки, Южной Америки и Азии.

Рыночная

Наиболее совершенной, хотя и не лишенной своих недостатков, считается такая система, которая регулирует большей частью себя сама. Все процессы в экономике взаимосвязаны, а государство должно лишь выполнять роль наблюдателя. Именно для рыночной системы характерны всем известные законы, а еще развитые товарно-денежные отношения, причем не только в сфере купли-продажи реальных товаров.

Царит полная свобода: люди вольны выбирать себе любые профессии, но никто не обязан их трудоустраивать. Производители в ценообразовании и контроле качества обязаны ориентироваться только на мнение покупателей. Те же самые принципы господствуют и в других сферах. Очевидно, что в чистом виде рыночная экономика не слишком применима к жизни, поскольку она в этом случае вступает в противоречие с некоторыми функциями государства. Именно поэтому под этим термином обычно подразумевают систему, которая следует этим принципам лишь в большей части. В основном, во избежание серьезных перекосов в производстве и разрыва в доходах населения, применяются некоторые социальные механизмы, позволяющие несколько компенсировать действие рыночных законов. Но вмешательство должно быть серьезно ограничено, иначе речь пойдет о совершенно другой концепции.

Командно-административная экономика

Модель, в какой-то мере противоположная предыдущей и предполагающая планирование и контроль практически всех процессов, не выглядит так уж глупо, по крайней мере, нет ощущения, что все пущено на самотек. Это действительно может быть очень разумным, особенно в определенных условиях, так что те или иные черты, которыми известна административно-командная система экономики, так или иначе проглядываются во многих современных странах. И все же стоит остановиться на этой модели чуть подробнее, ведь на протяжении долгого времени страны бывшего СССР жили в соответствии именно с этой системой.

История концепции

Некоторые экономисты рассматривают эту систему как развитую форму натурального хозяйства. Такой подход не лишен логики, поскольку командно-административная экономика стала довольно логичным продолжением традиционной. Но существует и другой взгляд, согласно которому плановая модель - искусственно созданная концепция, которая возможна лишь в определенных условиях.

Если говорить о правильности первого подхода, командная система возникла очень давно - во времена первобытных общин или в эпоху рабовладельческих латифундий. Если же принять за истинный общепринятый подход, то обычно говорят о ее появлении одновременно со становлением Советского Союза. Не так уж и важно, что из этого правда, хотя стоит признать, что еще до появления СССР во многих сообществах наблюдались некие черты, которые сегодня приписывают именно этой форме организации экономических отношений.

Характерные черты

  • Признаки командной экономики прежде всего включают в себя преобладание государственной или иной формы коллективной собственности на большую часть стратегически важных ресурсов и средств производства. Это своеобразный индикатор данной модели, поскольку его присутствие в других системах просто противоречит их основам.
  • Административные меры регулирования. Это очень грубый инструмент управления экономикой, поскольку он не лишен субъективности, а также мало учитывает взаимосвязь всех процессов в отношениях хозяйствующих единиц. В результате даже при условии хороших показателей жизнь в масштабах отдельных семей может быть крайне тяжелой.
  • Жесткое планирование. Многим людям старшего возраста не понаслышке знакомо понятие "пятилетка". План работы всех основных отраслей хозяйства, расписанный на года вперед и мало учитывающий возможные глобальные изменения - возможно ли такое?
  • Отсутствие конкуренции. Из-за планирования производства, подготовки кадров и большинства других процессов исчезает естественная рыночная борьба. Молодые специалисты работают по распределению, заводы выпускают ровно столько продукции, сколько им было указано, а конъюнктура никого не волнует. В конечном счете это ведет к снижению качества как предлагаемых благ, так и услуг.
  • Основное отличие рыночной экономики от командной очевидно и однозначно - в последней на средства производства существует монополия государства.

Особенности

Командная экономика, как показывает история, сочетает в себе одновременно социальную ориентированность и полное подчинение интересам государства. На первый взгляд это кажется парадоксом. Но если подумать, станет ясно, что социальное напряжение вследствие низкого уровня жизни должно компенсироваться некими "уравнивающими" механизмами. Если брать для примера СССР, то это видно очень хорошо. Расслоение общества было минимальным, поскольку у подавляющей части населения был доступ к одним и тем же благам и услугам. Лишь единицы жили иначе, чем другие. Как правило, эти люди имели непосредственное отношение к власти и минимально контактировали с остальными на бытовом уровне.

Другая сторона этой экономики - ее милитаризация. Как правило, эта концепция существует в паре с определенной моделью общественного, а не только рыночного строя. Так, например, может быть объявлено о наличии некоего внешнего врага.

Эффективность

Административно-командная система экономики удобна в смысле управления ее ресурсами и мощностями. Она позволяет с легкостью переориентироваться с одной сферы производства на другую со сравнительно небольшими потерями. И все же большинство специалистов считают ее крайне неэффективной. Но есть и преимущества.

Например, если руководство системой осуществляется достаточно умело, модель может быть крайне устойчивой и выдерживать самые сложные условия. Кроме того, командная экономика позволяет осуществлять быструю мобилизацию и перераспределение ресурсов, что важно, например, в случае военной угрозы. Низкая инфляция, высокий уровень занятости и заработной платы, низкая дифференциация доходов - все это возможно лишь в рамках умело управляемой централизованной системы. И все же есть свои недостатки.

Критика

Наиболее очевидным последствием централизованного управления экономикой являются перекосы в производстве. Это означает постоянный дефицит и переизбыток продукции в тех или иных сферах. Избежать этого невозможно, поскольку система слишком бюрократизирована, чтобы быть гибкой.

Вслед за этим возникает второе последствие - общее снижение потребительских качеств товаров. Монополизация государства на средства производства порождает и его господство на рынке. Отсутствие конкуренции и желание снизить издержки негативно отражается на качестве продуктов. В результате предложение вступает в конфликт со спросом, возникают предпосылки для теневых рынков.

Потеря конкурентоспособности товаров влечет снижение темпов развития экономики и постепенное отставание в научно-техническом прогрессе. Это ведет к спаду производства и ухудшению качества жизни населения.

Как правило, командная экономика сопровождается соответствующей социальной идеологией. А желание верхушки сохранить власть заставляет ее увеличить расходы на ВПК. Так происходит милитаризация экономики.

Отсутствие очевидного стимула к эффективной работе, свободы творчества и общий застой приводят к недооцененности человеческого фактора и исчезновению желания продуктивно трудиться. В результате это заканчивается жизнью на иждивении у государства.

Примеры

История знает немало попыток сделать экономику управляемой. Впрочем, и некоторые современные страны считают, что эта система наиболее полно отвечает их нуждам. Болгарию, СССР, Румынию, Китай - эти государства традиционно относят к так называемому "социалистическому" блоку, противопоставляемому капиталистическому миру. И если кое-где сейчас сохранились лишь отдельные признаки командной экономики, то Куба, Северная Корея и Ирак принимают эту модель практически полностью. Успех довольно сомнителен, поскольку все из приведенных стран все еще относятся к развивающимся, а уровень жизни у населения, как и макропоказатели, оставляют желать лучшего.

Смешанная модель

Многие современные страны пошли дальше и решили не останавливаться на том, что предлагает им история, а постарались взять от каждой системы самое лучшее. В результате получилось нечто, что работает в большинстве государств. Рыночная и командная экономика соединены, так что модель не остается полностью свободной, правительство влияет на нее с помощью тех или иных инструментов, более тонких, чем те, что предлагает административная концепция. Монетарная политика, субсидии, прогрессивная шкала налогообложения, социальные льготы, биржи труда и многие другие меры - все это призвано скомпенсировать несовершенство систем и подходов. Здесь есть и свои модели, например, японская или шведская, но о них уже должен быть совершенно отдельный разговор.

Командно-административная система - способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности ; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Командно-административная система" в других словарях:

    Командно-административная экономическая система социализма - экономическая система, в которой все ресурсы принадлежат государству, и оно распоряжается их распределением и использованием с помощью плановых комитетов, а не на основе системы ценообразования. Бывший Советский Союз наиболее яркий… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Административно командная (или командно административная) система термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… … Википедия

    Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация) превращение СССР в 1930 е годы из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил … Википедия

    Социализм - (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… … Энциклопедия инвестора

    - Հայկական Սովետական Սոցիալիստական Հանրապետություն Флаг ре … Википедия

Случайные статьи

Вверх