Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения. Макроэкономика

Функции налогов

Функции налогов – это проявление их сущности в действии. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы, а также опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействует на производителей товаров, работ и услуг.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по функциям налога отсутствует. Традиционно выделяют следующие функции налогов.

  1. Фискальная – обеспечение формирования финансовых доходов государства, муниципальных образований, необходимых для осуществления экономических, политических и социальных потребностей общества.

Эта функция главная и неизменная на всех исторических этапах развития государства. Призывы к понижению фискальной значимости налогов являются популистским лозунгом, речь должна идти не об этом, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю обязательных налоговых изъятий в ВВП страны, а также в доходах отдельных категорий налогоплательщиков.
В развитых странах в середине 90-х годов доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония), до 55 % (Скандинавские страны), в странах ЕС – 40,8 %. Тенденции к снижению налоговых поступлений в бюджеты не прослеживаются.
Для России в последние годы этот показатель составляет 29 - 34 %, по итогам 2007 г. налоговая нагрузка составила 29,3% ВВП.

  1. Практически до начала 30-х годов фискальная функция являлась единственной, затем к ней добавилась регулирующая функция (стимулирующая, стабилизирующая).
    Эта функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций, ставок налогов, налоговых вычетов и т. д. Благодаря этой функции осуществляется развитие малого бизнеса; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП.
  2. Контрольная функция – заключается в деятельности налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения ими налоговых обязательств.
  3. Социальная – обеспечивает социальное равновесие в обществе путем перераспределения доходов между различными группами населения, посредством неравного обложения их доходов.

Все функции взаимосвязаны и противоречивы. Так, чрезмерный упор на фискальную сторону налогообложения, сдерживает развитие производства; неумеренное использование налоговых льгот приводит к уменьшению государственных доходов, росту дефицита, инфляции.
Регулирующая функция эффективна в условиях экономической и финансовой стабильности; в кризисных условиях ее значение ослабевает.
В фискальной функции лежит противоречие между необходимостью расширения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов.
В рамках налоговой системы происходит увязка в единое целое всех функций налога.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – это базовые положения, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, чтобы считаться надежной (с т. з. обеспечения деятельности государства), справедливой (с т. з. налогового бремени среди плательщиков) и эффективной (с т. з. экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).
Принципы налогообложения в классической форме впервые сформулировал шотландский экономист А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Эточетыре принципа или «максимы» налогообложения:

  1. справедливости – сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
  2. определенности – налог должен быть определен в отношении размера, а также времени и способа его уплаты;
  3. удобства для налогоплательщиков – налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
  4. дешевизны – всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие затраты в связи с его взиманием.

Особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917), который рассматривал их с позиций потребностей государства, а не налогоплательщика. Он ставил задачу формирования налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. Эти принципы он объединил в четыре группы:

  1. финансовые – достаточность и эластичность (подвижность) обложения;
  2. общеэкономические – выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;
  3. этические – всеобщность и справедливость налогообложения;
  4. административно-технические – определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Современная теория и практика налогообложения выработали ряд не менее важных принципов, сгруппированных в следующие группы.
Экономические принципы:
Сегодня «справедливость» понимается как изъятие с большего дохода большей доли налога, что является обоснованием для перехода от пропорциональных к прогрессивным ставкам.
«Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это его третий и четвертый принципы. Если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25 – 30%, от собираемой суммы, то сбор современных налогов обычно «стоит» казне не более 5 – 7%.
Сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Артура Лаффера, американского профессора - экономиста, показывающей зависимость доходов бюджета от ставки налога (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лаффера

Кривая показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.
Поступления налогов увеличиваются с ростом ставки и падают после некоторого значения ставки (оптимального предела). Изъятие у налогоплательщиков значительной суммы доходов (40 - 50 %) является пределом, за которым лишается смысла предпринимательская деятельность и начинается массовый уход налогоплательщиков от налогообложения. Ряд отечественных ученых считают, что «эффективным» является изъятие 30 % доходов.
Вопрос о кривой Лаффера. является предметом дискуссий. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Действительно в жизни сложно ответить на вопрос, при какой ставке начинают снижаться поступления налогов, сам Лаффер не устанавливал величину такой ставки.
«Определенность» налога должна дополняться требованием уплаты налога лишь в национальной денежной валюте.
Юридические принципы:

  • равное налоговое бремя – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом;
  • приоритет налогового закона над неналоговым в сфере налогообложения;
  • установление налога законом;
  • запрет введения налога «задним числом» (в отношении истекших налоговых периодов)
  • сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений в налоговых правоотношениях;
  • обязательность установления всех элементов налогообложения при введении любого налога.

Организационные принципы:

  • стабильность – устойчивость видов налогов и их ставок во времени;
  • единство налоговой системы – не допускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров в пределах РФ;
  • подвижность – оперативное изменение налогового бремени;
  • множественность налогов – позволяет обеспечить наполняемость бюджета посредством обложения налогами различных объектов и субъектов налогообложения;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов – ограничение представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  • принцип гармонизации налогообложения с другими странами – позволяет не допустить двойного налогообложения.

В Налоговом кодексе в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» некоторые из выше приведенных принципов отражены следующим образом.
«Определенность» налога – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
Под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Запрет на применение налогов не установленных законом, т. е. не допускается ведение налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Запрет налоговой дискриминации – не допускается дискриминация при налогообложении, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации по различным признакам. В экономической науке нет общепринятой классификации налогов. Обилие классификаций доказывает, что невозможно выявить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе.
Первая классификация налогов была построена на основе признака перелагаемости налогов . Это разделение налогов на прямые и косвенные, известное с глубокой древности.
Английский философ Дж. Локк (1632 - 1704) считал, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Французские экономисты В. Мирабо (1715 - 1789) и Ж. Тюрго (1727 - 1781) вообще выступали против косвенного налогообложения, признавая лишь прямой поземельный налог.
А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда, которые он относил к прямым налогам. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.
Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) отнес к категории прямых, а налоги на расходы на предметы потребления – к категории косвенных налогов.
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного признака не утратило своего значения и в начале XXI в.
Ряд экономистов: И.Т. Посошков (1652-1726), Джон Милль (1806-1873), Франсуа Кенэ (1694-1774), К. Маркс (1818-1883) выдвигали идею введения единого налога.
Для некоторых категорий плательщиков, обложения некоторых видов деятельности единым налогом бывает эффективным. Так, введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельхозналога оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежных отношений.
Современные западные экономисты пропагандируют введение всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога.
Но в целом, идея введения единственного налога несостоятельна, ни одна налоговая база не является всеобъемлющей, что было доказано в начале ХХ в. российскими учеными.
Не утихают дискуссии и о необходимом количестве налогов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная административная функция налогов , отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция . Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций.

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции , а также подфункция воспроизводственного назначения .

Так, стимулирующая подфункция состоит в том, что те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Сдерживающая подфункция проявляется в том, что значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Важно обратить внимание на то, что функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. административной функции налогов. В то же время достигнутое в результате административного регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что административная функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

1.Понятие финансовой системы. Государственный бюджет.

2.Государственные расходы.

3.Функции и принципы налогообложения.

4.Виды налогов. Переложение налогового бремени.

5.Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

6.Государственный долг.

7.Сущность, цели и инструменты фискальной политики.

8.Налоговая политика и налоговый мультипликатор.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в ходе распределения и перераспределения национального дохода. Объектом исследования в макроэкономике являются, однако, не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами - с другой. При таком подходе финансовая система включает:

1) государственный бюджет.

2) внебюджетные специальные фонды. Наиболее крупными среди них являются пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет обязательных или добровольных страховых взносов работников, предпринимателей, а также за счет дотаций из государственного бюджета и ресурсов, получаемых за счет собственных инвестиций этих фондов. Средства данных фондов используются для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, работы и т.п.

3) фонды имущественного и личного страхования, используемые для защиты имущества юридических и физических лиц от стихийных бедствий, для дополнительного материального обеспечения граждан при достижении ими совершеннолетия, при заключении брака, страхования грузов, рисков в банковской деятельности и т.п. Данные государственные и негосударственные фонды обычно образуются за счет добровольных страховых взносов, а также путем выпуска и размещения ими ценных бумаг.

Государственный бюджет как ведущий элемент государственных финансов представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для осуществления своих социально-экономических и политических функций: производства общественных благ, развития фундаментальной науки, антициклического, антиинфляционного и другого стабилизационного регулирования национальной экономики. Бюджет дает государству возможность решения тех социально-экономических задач, перед которыми отступает механизм рынка.

Через государственный бюджет - значит, через налоги и государственные расходы - происходит перераспределение ресурсов и доходов с тем, чтобы сделать это распределение более справедливым. Через госбюджет разрешаются также региональные, структурные и другие общенациональные проблемы.

Расширение (сужение) функций государства происходит в зависимости от политического устройства общества, правящих партий, фаз длинноволнового цикла и др. Комбинация этих факторов определяет тенденцию к увеличению (уменьшению) размера государственного бюджета, его доходов и расходов.

В западной экономической литературе обычно анализ бюджета начинается не с доходной его части (как это было типично для советских авторов), а с части расходной, то есть с изучения цели, а не средств ее достижения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государства для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Английский экономист А. Пигу предложил классификацию государственных расходов с точки зрения их влияния на национальный доход, согласно которой они подразделяются на так называемые трансформационные и трансфертные расходы. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Это - расходы на государственные закупки, государственное предпринимательство, через которые финансовые средства государства как бы трансформируются в другие блага. Во втором случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов.

Исходя из данной классификации к трансформационным расходам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату заработной платы и жалования, осуществляемую из бюджета.

Как видим, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Среди трансфертных расходов государства - пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, социальное обеспечение, финансирование эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений, их субсидирование.

В ХХ веке отчетливо проявилась тенденция ускоренного роста государственных расходов по сравнению с расходами частными.

Столь стремительный рост государственных расходов, в частности, обусловлен:

Повышением общественного благосостояния и направлением все большей доли доходов домохозяйств на удовлетворение потребностей в образовании, культурном развитии и т.п. Установлено, что эластичность спроса от дохода на данные общественные блага выше, чем на частные.

Отставанием производительности труда работников сферы социально-культурных услуг от материального производства, что порождает относительно более высокую трудоемкость и зарплатоемкость в создающем данные услуги государственном секторе.

Ростом бюрократического аппарата и др.

Однако следует учитывать и то обстоятельство, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, обычно растут быстрее цен для частного сектора.

Распространен и другой, функциональный принцип классификации государственных расходов, при котором они сразу же группируются по целевому назначению. При таком подходе можно выделить две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр.

При этом правительственные средства тратятся на выдачу заработной платы государственным служащим, на оплату закупаемых государством товаров и услуг (от вооружений до медикаментов), на выдачу денежных пособий и дотаций различным слоям населения и субсидий предприятиям, на инвестиционные расходы под государственные проекты. Основными статьями заметно возросших в мире за последние десятилетия бюджетных расходов являются социальные статьи: социальные пособия, финансирование образования, здравоохранения и др. На них приходится примерно 40-50% бюджетных расходов развитых рыночных стран. Вторую по значимости статью (примерно 12-15% государственных расходов) составляют затраты на хозяйственные нужды: бюджетные субсидии сельскому хозяйству, инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, финансирование государственных программ. Примерно такая же доля госбюджета направляется на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Административно-управленческие расходы по содержанию правительственных органов, полиции, органов юстиции и т.д. включаются в четвертую статью, на которую приходится 5-10%. И, наконец, последнюю статью расходной части государственного бюджета составляют выплаты по государственному долгу -7-8 %.

Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли расходов на оборону. Именно это происходило, например, в СССР и США в период «холодной войны». В странах же Юго-Восточной Азии политики традиционно считают, что система трансфертных платежей - это «наркотик», который подтачивает жизненные силы стран Запада.

Вторая статья правительственных расходов - выплата процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Обозначим сумму расходов на правительственные программы G, сумму государственной задолженности - D, среднюю процентную ставку по этой задолженности - i. Таким образом, общие правительственные расходы будут равны:

Государственные средства должны использоваться в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей. При этом важно достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности. Последнее означает, что в ходе изучения различных вариантов использования государственных средств и выявления оптимального объема правительственных расходов предпочтение должно быть отдано тому, который приносит наибольшую народнохозяйственную пользу. При этом в расчет должны приниматься не только внутренние, но и внешние издержки и выгоды.

ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. Коренной признак налогов – их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог». В широком смысле слова налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд.

Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

В связи с этим первой функцией налогов является функция фискальная. Налоги - это наша плата за цивилизованность общества. Являясь средством перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить «сбои» в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Тем самым они выполняют свою перераспределительную функцию. Причем перераспределение доходов осуществляется не только между группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями).

Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства.

В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая.

Четвертой функцией налогов является функция социально-воспитательная: например, высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать наращиванию культурно-образовательного потенциала общества.

Пятая функция налогов - контрольно-учетная - связана с учетом соответствующими ведомствами доходов фирм и домохозяйств, объема и структуры производства, движения финансовых потоков.

Принципы налогообложения, которые в современной интерпретации звучат следующим образом:

1. Простота налоговой системы. Система исчисления и сбора налогов должна быть технически более простой, т.е. понятной для налогоплательщиков, чтобы сделать минимальными административные и другие расходы, связанные с обслуживанием налогоплательщиков, и с тем, чтобы уменьшить возможности уклонения от налогов.

2. Гласность и открытость налоговой системы означают, что общество должно знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.

3. Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. В частности, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику.

4. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии.

В связи с этим общеприняты следующие два этических принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в равном положении, должны иметь равные налоговые обязательства.

Принцип вертикальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в неравном положении, должны иметь неравные налоговые обязательства. Так, если в государстве принят пропорциональный рост налоговых обязательств по мере роста доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Равенство граждан, уровней управления, поколений в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, однако, что, во-первых, дифференциация проводится по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, во-вторых, эти критерии связаны с результатами действий налогоплательщиков, а не с их врожденными неизменными качествами.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

1. Согласно принципу получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога.

Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога.

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными.

Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

а) часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.

б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - то есть именно тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системы.

2. Принцип платежеспособности. В нем отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена прежде всего в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, «бесплатных» обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

Реализация принципа платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

Ставки бывают:

а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),

б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,

г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

5. Принцип эффективности налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданно высоких налогах могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета.

Кроме того при высоких налогах:

Появляются так называемые «налоговые клинья»- между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители.

При увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.

Происходит неуклонный рост «теневой экономики» за счет сужения экономики легальной. Реализуется стремление всех находить и использовать налоговые лазейки.

Повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены.

Мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия) и наоборот (США, Великобритания, Швейцария).

Растут расходы на содержание аппарата налоговой полиции.

Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы.

Первый, нейтралистский подход предусматривает уменьшение налоговых ставок и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.

Второй, интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.


Похожая информация.


8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения

Поскольку на протяжении истории человечества ни одно государство не существовало без взимания налогов, то мировой опыт привел к главному принципу налогообложения, который можно выразить следующим изречением: «Не режьте курицу, несущую золотые яйца». То есть нельзя отчуждать имущество или собственность налогоплательщика в пользу государства таким образом, чтобы подорвать стимулы к индивидуальной или коллективной хозяйственной деятельности, как бы велики при этом ни были потребности государства в финансовых средствах. Этот принцип наглядно демонстрируется эффектом Лаффера.

Экономика предложения, представителем которой является А. Лаф-фер, выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Основные предложения - это отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки , в результате этого вырастут накопления и инвестиции. Для работников снижение налогов усилит привлекательность дополнительной работы и заработка, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Кривая Лаффера изображена на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Кривая Лаффера

Американский ученый, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе А. Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых платежей в государственный бюджет, т.е. государственных доходов. Как видно на графике (рис. 8.3), по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) сначала растут от нуля до определенного максимального уровня на графике - Дmax, где ставка налога оптимальна, а затем снова снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают падать после оптимального значения налоговой ставки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается. При ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога. Вывод напрашивается сам собой: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, накапливанию сбережений, инвестициям и т.д. Расширившаяся налоговая база может поддерживать налоговые поступления на достаточном уровне даже при снижении налоговых ставок. Снижение бюджетного дефицита обеспечивается за счет уменьшения случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и за счет сокращения государственных дотаций и социальных трансфертов малообеспеченным слоям населения (в современных российских условиях последнее обстоятельство может вызвать протесты электората).

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, и следовательно, в практической жизни весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога (любого) начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет. Тем не менее на эффекте Лаффера была построена экономическая политика американского президента Р. Рейгана в 1980-х гг. Снижение налогов было одним из главных составных элементов этой политики, а ее результатом стал интенсивный экономический рост в США. С этого времени «теория предложения», согласно которой снижение налогов является важнейшим фактором стимулирования экономического развития, стала ведущей в большинстве развитых стран, заменив собой кейнсианскую доктрину.

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения - форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 ООО руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

Декларация - это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.

При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода, т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

При кадастровом способе (от греч. katastichon - лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

· дестимулирующая подфункция имеет цель - через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

Таким образом, относительное равновесие функций позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно.

На современном этапе принципы налогообложения -- это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяется два уровня (вида) принципов налогообложения:

· экономические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (пробируются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, в результате их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права). Экономисты к экономическим принципам налогообложения относят, как правило, принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий;

· юридические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития юридической науки, и в первую очередь налогового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права).

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, которые представляют собой экономические гипотезы, закрепленные законодательстве как юридические принципы налогообложения. Заметим, что законодательством различных стран воспринимаются разные, признаваемые необходимыми для налоговой системы конкретной страны экономические идеи. Универсального набора принципов налогообложения не существует. Каждое государство выбирает и закрепляет в законодательстве те принципы, необходимость применения которых обусловлена его историческими, социально-экономическими, политическими особенностями, а в отдельных случаях -- определенными задачами, стоящими перед налоговой политикой на конкретном историческом отрезке. Например, не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (их содержание упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается, сегодня этому критерию не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

Напомним, что важные для финансовой науки экономические гипотезы о должном порядке осуществления налогообложения (например, так называемый принцип экономического основания налогообложения) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) становятся принципами налогообложения только в случае их восприятия правом.

Следовательно, в конкретной налоговой системе будут реализованы (или, согласно К. Марксу, "будут существовать") только экономические принципы налогообложения, закрепленные в регулирующих эту налоговую систему правовых нормах. Тогда эти экономические принципы налогообложения станут юридическими принципами налогообложения (и одновременно принципами налогового права). Соответственно, экономические принципы налогообложения, не закрепленные в налогово-правовых нормах, в конкретной налоговой системе не используются (а значит, отсутствуют). Из вышесказанного можно сделать такой вывод: не воспринятые налоговым правом экономические гипотезы отмирают.

Таким образом, налогообложению присущи только юридические принципы (экономические гипотезы, воспринятые налоговым правом), ибо только они реально определяют порядок осуществления налогообложения и содержание налоговых правоотношений.

Указанные выше и иные принципы, закрепляясь в нормах налогового законодательства, из сугубо экономических становятся юридическими. Объясняется это тем, что налогообложение является процессуальным явлением экономического характера, не существующим вне очерченных законом границ.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1723--1790) в его труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Важнейшими из них являются:

1. Принцип справедливости. Налоги -- законная форма изъятия части собственности налогоплательщика, для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и несправедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость -- категория чрезвычайно тонкая и сложная для определения. Недаром это распространенное понятие не является юридически определенным. Сточки зрения права "справедливость" -- чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае.

Поэтому тип понимания справедливости зависит от исторического периода, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. А. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами "соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства". Таким образом, согласно Смиту, справедливость налогообложения -- это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискальнообязанных лиц.

Естественно, справедливость налогообложения напрямую увязана с равенством налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложением налоговых тягот. На практике абсолютное равенство налогового бремени невозможно, прежде всего, в силу различий в доходах и имущественном положении налогоплательщиков.

Справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В странах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение "наказывает" экономически эффективные предприятия. Тогда, как иронично замечает лауреат Нобелевской премии в области экономики М. Алле, "разоряться становится выгоднее, чем процветать... Ведь нас, слава богу, еще не обязывают платить налоги с наших долгов".

Принцип определенности налогообложения. Смит так изложил содержание этого принципа: "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -- все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица", ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения.

Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, что налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить налог.

Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический, связанный с построением налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы на взимание налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который он приносит. Согласно Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что "каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".

К основным принципам налогообложения относятся:

1) принцип законности налогообложения;

2) принцип всеобщности и равенства налогообложения;

3) принцип справедливости налогообложения;

4) принцип взимания налогов в публичных целях;

5) принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

6) принцип экономического основания налогов (сборов);

7) принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

8) принцип определенности налоговой обязанности;

9) принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;

10) принцип единства системы налогов и сборов.

Ниже приведены основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:

· во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (быть экономически обоснованными в целях развития налоговой системы страны);

· во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве);

· в-третьих, в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в вышеприведенную систему может выступать то, что он (этот принцип) не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим действующие в настоящее время принципы налогообложения более подробно.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государственных нужд). Заметим, что НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Этотпринцип -- конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Кроме того, ч. 2 ст. 6

Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог в соответствии с общим правилом уплачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная -- федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В РоссийскойФедерации до принятия части первой НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 Постановления КСРФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности, к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов".

Впоследствии данный принцип был закреплен ив п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): "При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога". То есть налоги должны быть справедливыми. Причем справедливость налогов и налогообложения рассматривается сквозь призму догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".

4. Принцип взимания налогов в публичных целях. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран. Прямо или косвенно данный принцип закреплен в конституциях многих стран мира (в США -- в конституциях большинства штатов).

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц-налогоплательщиков и общества в целом. "Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества".

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление налогов в ином порядке противоречит ст. 57 и ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств - путем введения специальной (более жесткой) процедуры внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

6. Принцип экономического основания налогов (сборов). Налоги "сборы не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, кроме того, они должны обязательно иметь экономическое основание, другими словами, не быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ, где указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Данныйпринцип установлен в п. 6 ст. 3 НК РФ, который звучит так: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги(сборы), когда и в каком порядке он должен платить".

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права связано с унификацией налоговых изъятий собственности. Как указанно в абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства, с другой стороны. Поэтому закрепленный в налоговом законодательстве РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

финансовый бюджет налог платеж

Случайные статьи

Вверх