Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Бюджетный бухгалтерский учет

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Наиболее важными нормативным документами для бухгалтерии бюджетной организации являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Инструкция «По бюджетному учету» №70Н от 26.08.2004.
В Законе о бухгалтерском учете дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее оставления и сроки предоставления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности (о счетах, двойной записи и т.д.).


В новой Инструкции учтены положения документов, устанавливающих международные требования к бюджетному учету и отчетности. Такими документами являются:

Руководство по статистике государственных финансов, разработанное Международным валютным фондом;
- Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.


В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях содержатся указания по организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, приведены План счетов для них и указания по порядку учета на счетах. В приложениях к Инструкции приведены корреспонденции счетов по основным бухгалтерским операциям, унифицированные формы первичных документов, а также перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.


Указанная Инструкция распространяется на все бюджетные учреждения - организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.


Порядок ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета определены Законом «О бухгалтерском учете». Эти правила следующие.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России.


2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русском языке.


3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.


4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Она должна содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.


5. Для систематизации и накопления информации, содержащихся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерии является коммерческой тайной.


6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.
Применение других методов оценки допускается случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.


7. Обязательность применения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Законом «О бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризации.

Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации. Следовательно, документ - это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной документации.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
В новой инструкции очень мало говориться о формах первичных документах, применяемых учреждениями сектора государственного управления. Однако при анализе текста Инструкции, а также приложения №2 «Унифицированные формы первичных документов» и приложения №3 «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных регистров и показателей» к Инструкции можно прийти к определенным выводам.


Первичные учетные документы, подлежащие применению субъектами бюджетного учета, подразделяются на 2 группы:
1. Отдельные унифицированные формы первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) (в количестве 20 штук, перечень которых приведен в разделе 1 приложения №2 к Инструкции).
2. специальные формы первичных документов в количестве еще 20 штук, относящиеся к классу 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД, с указаниями по их применению (смотрите разделы 2, 3, 4 Приложения №2 к Инструкции).

Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченным ими лицом.

Право подписи на бухгалтерских документах. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченные ими на то лицами.

Недействительные документы. Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.

Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или при помощи пишущих машин и средств автоматизации. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво.

Исправления в документах. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформлявшего документ. В некоторых документах, например в кассовых и банковских, исправления делать не разрешается.

План счетов бухгалтерского учета. Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета. В бюджетных организациях для бухгалтерского учета применяется План счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.

Учетные регистры. Записать операцию на счетах - это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах. По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы ведомости.

Способ исправления в учетных регистрах. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Регистры бюджетного учета.
Что касается регистров бюджетного учета, то с одной стороны, п.3 новой Инструкции называет 9 обязательных регистров учета, включая 8 журналов операций и 1 Главную книгу. С другой стороны, в приложении №3 «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных регистров и показателей» к Инструкции количество регистров бюджетного учета доведено до 50. причем, некоторые упомянутые в этом приложении формы по своей природе скорее являются первичными документами, чем регистрами учета.


Главная книга должна формироваться на основании данных журналов операций, которые в свою очередь, должны содержать обязательные показатели, установленные Минфином России в приложении №3 к Инструкции. Причем журналы операций, а также главная книга могут (а в перспективе - должны) формироваться в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.


Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документ, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого.


Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Определение и основные задачи бухгалтерского учета.

Определение бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.


На сегодняшний день актуально не просто отражение хозяйственных операций, посредством бухгалтерского учета. Важной становится информация о том, какие сферы деятельности успешнее развиваются при бюджетном финансировании, а какие - при частных инвестициях. Бюджетные учреждения в течение ряда последних лет применяли модифицированный метод начислений, который позволял лишь фиксировать кассовые потоки и финансовые активы и обязательства. Фактически действовавшая система показывала лишь изменение остатков бюджетных средств. А такие понятия, как «доходы» и «расходы», по сути, рассматривалось, как поступление денег на бюджетные счета и как их выбытие. Между тем, эффективность деятельности бюджетного сектора, так же как и эффективность работы любого предприятия оценивается не приростом либо сокращением количества денег на счетах, а совершенно иными показателями. Но для того чтобы располагать информацией о рентабельности бюджетных вложений, в частности о том, во сколько обходится производство одного и того же продукта бюджетной и коммерческой организации, данных модифицированного метода начислений явно недостаточно.


По мнению Минфина, получить такую информацию можно, если внедрить в бюджетную систему элементы «коммерческого» бухгалтерского учета. И прежде всего - метод начисления, который с одной стороны, позволяет оценить реальный финансовый результат, а с другой стороны - отлеживать динамику исполнения обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств.


Благодаря использованию метода начислений бухгалтерия не просто учитывает денежные остатки, а появляется возможность полного контроля движения любых активов и обязательств, вводятся понятия «доходы» и «расходы», которые приобретают совершенно иное значение. При методе начислений доходами считаются операции, увеличивающие чистую стоимость активов, а расходами - операции, уменьшающие чистую стоимость активов. При этом чистая стоимость определяется в виде разницы между активами и пассивами (обязательствами) субъектов сектора государственного управления. Прирост чистой стоимости означает прирост благосостояния государства, а уменьшение чистой стоимости - отрицательный результат финансовой политики. Другими словами, положительная разница между доходами и расходами - это в принципе и есть прирост благосостояния государства.


Применение метода начислений формирует систему бюджетного учета, аналогичную системе учета в коммерческом секторе. Однако в отличие от «коммерческого» бухгалтерского учета, который приспособлен для того, чтобы отражать взаимоотношения с множеством различных дебиторов и кредиторов бюджетный учет строится по схеме «государство-организация». При этом в зависимости от ситуации дебиторами или кредиторами могут быть как распорядители, так и получатели бюджетных средств. Таким образом, Минфин объединил учет у «исполнителей» бюджета и у бюджетных учреждений, а также наладил контроль за движением бюджетных средств по всей цепочке: от источника доходов до конечного получателя.

Учетная политика бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения предусматривает:
1. Организационно-технический раздел.
2. Методический раздел (Инструкция №70Н).
Организационно-технический раздел находится в компетенции руководителя и главного бухгалтера учреждения, в него входят:


1. Организация бухгалтерского учета в учреждениях. В зависимости от объема учреждения могут быть следующие варианты:
1.1. организация бухгалтерской службы в качестве структурного подразделения;
1.2. наличие в штате главного бухгалтера;
1.3. централизованная бухгалтерия.
2. График документооборота (чаще всего график документооборота представлен таблицей, в которой указаны ответственные лица, документы и сроки составления и сдачи документов).
3. Порядок проведения инвентаризации (обязательная инвентаризация, и инвентаризация по решению руководства).
4. Рабочий план счетов.
5. Применение унифицированных форм первично-учетной документации.
6. Порядок формирования инвентарных номеров.
7. Раскрытие вопросов, связанных с регистрами бухгалтерского учета.
8. Порядок организации учета при наличии филиала:
8.1. централизованный;
8.2. децентрализованный.
9. Используемый на бюджетном предприятии программный продукт.
10. Хранение документов и номенклатура дел.

В компетенции руководителя и главного бухгалтера находятся:

Первичные Регистры Главная Отчетность
учетные документы учета книга

В методическом разделе бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны раскрывать вопросы, связанные с организацией калькуляционной работы (т.е. каким образом осуществляется определение себестоимости).

Общая структура и порядок применения Плана счетов субъектами бюджетного учета.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 №70Н (далее Инструкция).

Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:
- план счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах учета;
- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
- корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение №1);
- иные вопросы бюджетного учета.
-
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении №2 к настоящей Инструкции.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 к настоящей инструкции.

Новый бюджетный План счетов.

Бюджетный План счетов состоит из пяти разделов.

Раздел 1

«Нефинансовые активы»

Сведения обо всех основных средствах, о непроизводственных (земля, недра и т.п.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях.

Раздел 2

«Финансовые активы»

Объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.

Раздел 3

«Обязательства»

Учет всех видов кредиторской задолженности предприятия.

Раздел 4

«Финансовый результат»

Предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.

Раздел 5

«Санкционирование расходов бюджетов»

Предназначен для фиксирования информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательствах, а также о бюджетных ассигнованиях.

Главным образом вести учет на счетах данного раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства.

Раздел

«Забалансовые счета»

Новые позиции. В частности, предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения.

Всего в новом Плане около 2000 счетов. По сути, абсолютное большинство счетов представляет собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка.
Счета нового Плана счетов.

Счета Плана счетов состоят из 26 разрядов . При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
. 1-17 разряд - код классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (КБК).
. 18 разряд - код вида деятельности:
0 - при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности,
1 - бюджетная деятельность,
2 - предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход,
3 - деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений;
. 19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
. 22-23 разряд - код аналитического учета Плана счетов бюджетного учета;
. 24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18-23 Образуют Код счета бюджетного учета.
Разряды 24-26 Образуют Классификацию операций сектора государственного управления


Формирование счета на основе Бюджетной классификации расходов:
1. Главный распорядитель бюджетных средств: 1, 2, 3 - знаки.
2. Раздел: 4,5 знаки.
3. Подраздел: 6,7 знаки.
4. Статья: 8, 9, 10 знаки.
5. Программа: 11, 12, 13, 14 знаки.
6. Вид расходов: 15, 16, 17 - знаки.
7. Источник финансирования: 18 знак.
8. Синтетический счет: 19, 20, 21 знаки.
9. Аналитический счет: 22, 23 знаки
10. Классификация операций сектора гос. управления: 24, 25, 26 знаки. (См. Приложение №2 и Приложение №3 к концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации).
Классификация операций сектора государственного управления:

Код

Наименование показателя.

Доходы

Расходы

Поступления нефинансовых активов

Выбытие нефинансовых активов

Поступление финансовых активов

Выбытие финансовых активов

Увеличение обязательств

Уменьшение обязательств

Каждый код предусматривает подкод. Например код 100: 110 «Налоговые доходы»; 120 «Доходы от собственности»; 170 - доходы от операций с активами.

В отличии от коммерческого учета к каждому счету учитывающего имущество, денежные средства, дебиторскую и кредиторскую задолженность открыты по два счета, на которых надо развернуто фиксировать изменение стоимости имущества, движение денежных средств и изменение дебиторской и кредиторской задолженности.

Например,

Д-т Счет 0 0 101 01 000 К-т

Дебет счета 0 0 101 01 000 -

Это счет0 0 101 01 310

Кредит счета 0 0 101 01 000 -

Это счет0 0 101 01 410

Пример 1. Расшифруем следующие счета Плана счетов бюджетного учета.

Счет

Номер

Материальные запасы

0 0 105 00 000

Продукты питания

0 2 105 02 000

Увеличение стоимости ГСМ

0 3 105 03 340

Уменьшение стоимости строительных материалов

0 1 105 04 440

Первый знак 0 (1-17 разряды) во внимание не принимаем.

Расшифровка.

Первая цифра

Номер разряда по Плану счетов

Значение разряда

Расшифровка

Первая цифра:

0 для счета

(0 0 105 00 000)

2 для счета

(0 2 105 02 000)

3 для счета

(0 3 105 03 340)

1 для счета

(0 1 105 04 440)

18 разряд Плана счетов

Код вида деятельности.

0 - четко отнести данное имущество к определенному виду деятельности (бюджетное, предпринимательское, полученное за счет целевых средств или безвозмездно) в конкретном случаенельзя.

2 - данное имуществоотносится к предпринимательской, или иной приносящей доход деятельности.

3 - данное имущество получено за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

1 - данное имущество предназначено для бюджетной деятельности

Следующие три знака:

(0 0 105 00 000)

(0 2 105 02 000)

(0 3 105 03 340)

(0 1 105 04 440)

19-21 разряд Плана счетов

Код синтетического учета Плана счетов

(см. Пр.1)

105 - счет Материальные запасы.

Следующие два знака:

00 для счета

(0 0 105 00 000)

02 для счета

(0 2 105 02 000)

03 для счета

(0 3 105 03 340)

04 для счета

(0 1 105 04 440)

22-23 разряды

Код аналитического счета

00 - обобщающий счет «Материальные запасы»

02 - Счет Продукты питания

03 - Счет Горюче-смазочные материалы

04 - Счет Строительные материалы

Последние три знака:

340 для счета

(0 3 105 03 340 )

440 для счета

(0 1 105 04 440 )

24-26 разряды

Классификация операций сектора государственного управления (См. Пр.2.)

340 - означает увеличение горюче-смазочных материалов на складеу бюджетного учреждения.

440 - означает уменьшение строительных материалов на складе у бюджетного учреждения.

Ответ.

Счет

Номер

Полная расшифровка счета.

Материальные запасы

0 0 105 00 000

Счет материальные запасы в обобщающем «чистом» виде.

Продукты питания

0 2 105 02 000

Счет продукты питания, предназначенные для предпринимательской и прочей, приносящей доход деятельности.

Увеличение стоимости ГСМ

0 3 105 03 340

На данном счете фиксируется поступление в распоряжение бюджетного учреждения ГСМ,за счет целевых средств и безвозмездных поступлений. (Дебет счета 0 3 105 03 000).

Уменьшение стоимости строительных материалов

0 1 105 04 440

На данном счете отражается использование строительных материалов в результате бюджетной деятельности учреждения.

(Кредит счета 0 1 105 04 000).

С 1645 года имеются сведения о существовании городских смет, но правил по их отчетности не было.

Приказы собирали деньги, расходовали, их остатки находились в Приказах. Если был дефицит, то занимали у другого Приказа. Гласность о состоянии финансовых дел Приказа не допускалась. С 1802 года образовалось Министерство финансов. Стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров, но общих правил не существовало.

В 1811 году был издан «Наказ Министерства финансов». В его основу положен план финансов. В нем расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние, бесполезные. По «Наказу» к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме. Министерство финансов составляло сводную смету, вносило ее в Государственный совет, а Государственный совет представлял на утверждение Государю.

Недостатки правил «Наказа» и отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим Министерство финансов командировало в Западную Европу специальную комиссию для изучения бюджетного дела. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года».

Эти Правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним, разграничения постоянных и временных расходов, специальных расходов по основным направлениям.

Для утверждения сметы данные за отчетный период должны были быть представлены в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к п равилам, которое предусматривало строгое разделение доходов и расходов на параграфы и статьи. Бюджетные п равила от 8 марта 1906 года предоставили Министерству финансов право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной думы и Государственного совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего знака. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заем заключался без согласия Государственной думы.

С 1917 года можно выделить следующие этапы.

Первый этап. 1917–1938 гг. – становление бюджетного учета, характеризуется ведением его по простой системе. Учет регламентировался и нструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений (1923 г.), и нструкцией по ведению учета по простой системе (1927 г.), и нструкцией о бухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР (1932 г.). Текущий учет осуществлялся по трем планам счетов:

· для учета операций по исполнению сметы расходов по бюджету;

· для учета операций по внебюджетным средствам;

· по учету операций в неуставных подсобных хозяйствах.

Второй этап. 1939–1955 гг. – внедрение двойной системы учета.

4 ноября 1938 года – Инструкция по БУ по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

11 ноября 1938 года утверждена и нструкция по БУ по двойной системе учета в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

Согласно указанным и нструкциям БУ велся по двойной или простой системе в зависимости от объема работы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В 1938 году утвержден единый план счетов, содержащий перечень счетов, необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобные хозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами, установленными для учета основной деятельности предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения стали составлять 2 баланса.

Третий этап. 1955–1987 гг. – унификация учета:

· в 1955 году Министерство финансов СССР утвердило п оложение о бухгалтерских сметах и балансах в учреждениях, организациях, состоящих на государственном бюджете СССР. Оно определяло права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценки их статей и другие вопросы. Изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам.

· в 1958 году Министерство финансов СССР утвердило методические указания.

Четвертый этап. 1988 год – усовершенствование.

Российская Федерация

"ИНСТРУКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107н) (ред. от 09.06.2001)

Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 декабря 1999 г. N 107н

Закон прост: ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.99 N 107н включен в базу отдельным документом.

Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри них по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым учреждениям.

Карточки учета материалов, малоценных предметов и т.п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года.

Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-10. сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке ф. ф. ОС-6 бюдж., ОС-8 , ОС-9 . Сдача инвентарных карточек в архив без описи осуществляется по реестру сдачи документов ф. 442 , в котором указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемого учреждения.

В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано ____ страниц (листов)".

На каждой книге надписывается: наименование учреждения и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц.

Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года.

Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения.

По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

17. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится в следующем порядке:

А) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено";

Б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой ф. 433, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления.

На основании бухгалтерской справки ф. 433, составляется мемориальный ордер ф. 274.

18. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год.

Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).

19. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: ф. 285 (оборотная ведомость по счету ____), ф. М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и ф. 326 (оборотная ведомость по основным средствам) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств и малоценных предметов, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал - главная" ф. 308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.

20. Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется по мемориально - ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей Инструкцией.

В отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально - ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов.

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера:

мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381 ;

мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф. 381;

мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118) ф. 381;

Мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф. 323 ;

Мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф. 405;

мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф. 408 ;

мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386;

мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) ф. 438;

мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф. 438;

Мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф. 398;

Мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф. 411;

мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф. 396 ;

мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам) ф. 409 ;

мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф. 406.

По остальным операциям и по операциям "сторно" составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с номера 16 за каждый месяц.

Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).

Для отражения фактических расходов по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется расшифровка к мемориальному ордеру ф. 803.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета - кроме того, и руководителем группы учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных настоящей Инструкцией:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем;

б) недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08;

В) недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 040, 041, 043, 044, 050, 060 - 067, 069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).

В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.

27. Учреждения обязаны составлять и представлять бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность учреждения должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.

Учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации в установленные сроки. Учреждения, финансируемые из федерального бюджета, месячную отчетность представляют только органу федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Квартальные и годовые отчеты учреждений, финансируемых из федерального бюджета, перед представлением вышестоящей организации согласуются с органом федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, в котором открыты их лицевые счета, на соответствие объемов финансирования, остатков финансирования и кассовых расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации.

День представления учреждением бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства.

28. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя.

Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с действующим законодательством.

29. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с планом счетов, предусмотренным настоящей Инструкцией, и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.). При этом содержание показателей в выходных неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом необходимо сообщить заказчику для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

Если учет исполнения смет доходов и расходов учреждений ведется централизованной бухгалтерией, заказчик должен сообщить ей об отправке материальных ценностей в адрес учреждений - грузополучателей. Централизованная бухгалтерия устанавливает контроль за поступлением ценностей и сообщает заказчику о принятии их на учет.

---
Случайные статьи

Вверх