Звенья финансовой системы относящиеся к общегосударственным финансам:(6). Звенья государственных финансов

Система финансов в целом - это совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Понятие «система финансов» является раз­витием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы об­разования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает, материальное производство, создание ВВП,его распределение внутри предприятий и перераспреде­ление части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государствен­ный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государ­ства с дальнейшим перераспределением между экономическими регио­нами, отраслями, социальными группами населения.

В учебниках советского периода в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: 1) финансы предприятий и от­раслей народного хозяйства; 2) общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала эко­номическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой " экономической и финансовой политики объективно обусловили вы­деление новых звеньев финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и го­сударственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокуп­ность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресур­сов страны. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных фи­нансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные под­системы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 2. 1.

Бюджетная система РФ в 1991 г. претерпела коренные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В него кроме республиканских бюджетов входили бюджеты административно-тер­риториальных образований на территории республики. Государствен­ный бюджет СССР включал также бюджет государственного социаль­ного страхования. 48-50% всего объема ресурсов государственного бюджета концентрировалось в союзном бюджете. Соответственно на бюджеты союзных республик приходилось 52-50%, в том числе око­ло 35% сосредоточивалось в республиканских бюджетах республик и около. 15%-в местных бюджетах.

В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя:

республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

бюджеты национально-государственных и административно-территориалъных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации/краевые, областные бюджеты, област­ной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) 1 . Современная бюджетная система России в определенной степени приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имею­щих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной дора­ботки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

I) снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счет укрепления их доходной базы, приведение последней ваточное соот­ветствие с полномочиями бюджетов;

II) реструктуризация расходов по приоритетам;

III) создание условий для реализации принципов бюджетного феде­рализма;

IV) совершенствование механизма бюджетного регулирования;

V) усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфи­ческими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По при­знаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаб­лении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обяза­тельных платежей предприятий и организаций. Целевая направлен­ность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не рас­пространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представ­ляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство вы­ступает главным образом в качестве заемщика средств, а также креди­тора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятель­ность государства как заемщика средств. Операции государства в ка­честве кредитора, т.е. когда оно представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже Тем не менее; в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратно­сти и платности получило в России широкое развитие. Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государствен­ных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запла­нированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в ус­ловиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой поли­тики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понима­нии она должна включать и систему Центрального банка РФ.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно само­стоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом зве­не создается основная часть доходов, которая в последующем в резуль­тате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы (бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы неком­мерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хо­зяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с форма­ми организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме как инфраструктуру различных финансовых институтов, осу­ществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.

Общее управление финансами осуществляют высшие законодатель­ные органы власти - Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов и финансовой системы Россий­ской Федерации.


Рис 2.1. Подсистемы и звенья финансовой системы РФ

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить. В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.


Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


Рисунок 3 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Государственные финансы - важный элемент любой финансовой системы страны. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство обладает возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

    Финансы государственные (англ. public finances) - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

    Данное определение позволяет понять не только сущность, но и назначение государственных финансов. Государство постоянно осуществляет комплекс финансовых операций по сбору и перераспределению денежных средств и аккумулирует их в централизованных денежных фондах. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП, можно сказать, что ВВП - общий доходный источник фондов денежных средств всех экономических субъектов. Финансы государства - денежные отношения, так как призваны финансировать государственные расходы в соответствии с функциями, возложенными обществом на государство на определенном этапе исторического и социально-экономического развития страны. Функциями государства являются как экономические и политические, так и оборонные, социальные, культурные и т.д. Сфера интересов такого государства, как Россия, не может ограничиваться только внутренними заботами, поэтому к государственным функциям можно добавить действия, связанные с международным сотрудничеством в самых разных сферах.

    Государственные финансы призваны обеспечить полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются только там, где в этом существует особая необходимость.

    Таким образом, государственные финансы представляют собой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом.

    Структура государственных финансов. Структуру государственных финансов можно определить с двух позиций: с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти и с позиции экономического содержания. Структура государственных финансов Российской Федерации с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти представлена на рис. К.М. 1.1.

    Рис. К.М.1.1. Структура государственных (публичных) финансов Российской Федерации

    С точки зрения структуры государственной власти в Российской Федерации в структуре государственных финансов выделяют: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы) и финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Эта структура соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования.

    Федеральные финансы

    Федеральными финансами распоряжаются государственные органы власти федерального значения, определяющие стратегические направления расходования государственных финансов и осуществляющие контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов. Федеральные финансы - важное звено в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов. От точного и продуманного формирования и использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. На этом уровне происходит формирование федерального бюджета, в котором определены все стратегические направления развития страны, объемы и источники их финансирования, включая и объемы, и источники финансирования федеральных целевых программ по стратегическим направлениям развития и софинансирования приоритетных региональных целевых программ.

    Региональные финансы

    Помимо финансов, сосредоточенных в центре, большое значение для нормального функционирования всей структуры государственных финансов имеют региональные финансы.

    Финансы региона - неотъемлемая часть финансовой системы государства. Именно в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирование финансовых потоков.

    Финансы региона - это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый уровень жизни населения.

    К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения государственных функций на региональном уровне. Под регионом чаше всего понимают определенный субъект Федерации. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. В Российской Федерации это могут быть как республики в составе Российской Федерации, так и области, края, национально-территориальные образования, города федерального значения. Вне зависимости от названия субфедеральные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых федеральным центром. Региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.

    Регион - это субъект не только финансовой, но и политической жизни страны.

    Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Именно развитость регионов, эффективность функционирования их финансов является признаком достаточного уровня развития всего государства.

    Переход России к либерально-демократической форме управления и рыночной экономике, утверждение основ федерализма в государственном устройстве породили ряд новых проблем в управлении региональными финансами. Это и проблемы разграничения расходных полномочий между федеральными и субфедеральными властями и на их основе разграничения расходных обязательств соответствующих органов власти, перераспределении средств между центром и регионами. Дополнительные проблемы создают существенные различия в уровне социально-экономического развития российских регионов и потенциальных производительных возможностей регионов страны.

    Проблема эффективности финансов региона стоит тем острее, чем больше число регионов в государстве и чем заметнее разница между экономическим состоянием этих регионов. Финансы регионов могут использоваться:

    (1) внутри данного региона в целях формирования (улучшения) экономической и социальной ситуации в регионе;

    (2) в других регионах в результате государственного перераспределения финансовых потоков.

    В обоих случаях можно говорить о ситуациях, когда предоставленные финансовые средства используются недостаточно эффективно. В регионе финансовые ресурсы часто могут направляться не на те задачи и проекты, которые являются особенно важными для экономического развития региона. Большое значение здесь приобретают компетентность органов власти и общий уровень развития региона. Проблема эффективности использования финансов региона на государственном уровне связана с практикой перераспределения средств между регионами. Суть данной проблемы состоит в нежелании так называемых регионов-доноров предоставлять финансовые ресурсы для развития других регионов. Естественное желание регионов использовать заработанные средства на собственное развитие не соотносится с государственной необходимостью помощи регионам, которые в силу природных или иных особенностей не имеют возможности самостоятельно изыскивать средства на свое развитие. В настоящее время под воздействием более сильных в финансовом плане регионов-доноров государство приняло решение о соответствии средств, направляемых из федерального бюджета в регионы, объему финансовых ресурсов, предоставляемых каждым регионом в федеральный бюджет. Таким образом, те регионы, которые предоставляют в бюджет большее количество финансовых ресурсов, могут рассчитывать на более высокие перечисления из федерального бюджета.

    Следует отметить, что данные проблемы нельзя считать решенными на сегодняшний день. Проблема перераспределения средам между регионами с различным уровнем социально-экономического развития имеет тенденцию к разрешению, но еще недостаточно проработана как в теории, так и практике финансового взаимодействия.

    Сложность в управлении финансами на региональном уроне заключена в многообразии субъектов, взаимодействующих на данном уровне финансовых взаимоотношений. Речь идет о том, что на региональном уровне сталкиваются интересы различных групп. Здесь представлены как государственные (федеральные и региональные) финансовые подсистемы, так и финансы муниципалитетов, юридических и физических лиц. Можно сказать, что встречаются интересы и пересекаются каналы централизованных и децентрализованных финансовых подсистем. Традиционно к централизованным финансовым потокам относятся потоки средств, управляемых государственными структурами федерального уровня или региональными органами власти. Децентрализованные потоки средств не находятся в прямом подчинении государства, и на них можно оказывать, только косвенное влияние. В свою очередь децентрализованные ни финансовых ресурсов оказывают большое влияние на развитие и формирование той социально-экономической среды, которая присутствует в том или ином регионе. Вне зависимости от мотивов и стремлений всех участников процесса формирования экономической среды финансы региона должны приводить возникающие финансовые потоки в соответствие с требованиями общества и ставить на службу экономики в целом.

    Государственные органы власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации тесно взаимодействуют между собой в жизненно важных сферах деятельности. Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений.

    По экономическому содержанию государственные финансы разграничены на отдельные звенья организации финансовых отношений, обусловленные особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации к ним относятся: бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации); государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); государственный кредит; государственный фонд страхования; рынок государственных ценных бумаг (сегмент фондового рынка); финансы государственных унитарных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

    Наиболее важную роль в государственных финансах играют федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. С их помощью и распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются расходы государственных органов власти федерального и субфедерального уровней.


    Похожая информация.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2010

      Сущность, функции и роль местных финансов. Состав и динамика расходов и приоритеты в расходовании средств местных бюджетов. Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления в Украине, описание некоторых недостатков.

      реферат , добавлен 06.05.2012

      Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ бюджета МО "Поселок Усть-Омчуг". Совершенствование механизма распределения финансовой помощи.

      дипломная работа , добавлен 27.01.2012

      курсовая работа , добавлен 06.03.2009

      Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

      курсовая работа , добавлен 06.02.2007

      Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 20.03.2015

      Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти. Анализ динамики, структуры и исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2015

      Доходы бюджета органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их характеристика на основе различных критериев. Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов. Разграничение налоговых полномочий, налоговые доходы.

    Случайные статьи

    Вверх