Сущность экономической политики государства. Экономическая политика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

Реферат

По дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Выполнил студент 183 гр.

Мазурина Ю.С.

Проверил Шаронова Г.В.

Введение

Заключение

Введение

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты, объекты, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум два субъекта. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

Так же субъектами экономической политики являются:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей

2. Законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию,

3. Негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической политики государства, а так же выявить субъекты экономической политики.

Объектом и предметом исследования являться субъекты экономической политики.

Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической политики.

1. Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Первой линией связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой являются носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой -- это исполнители хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики.

Классификация субъектов политики:

1. По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

2. По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъекты политики по признаку первичности или вторичности их политического участия:

1. К первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

2. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам. Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п.

"Вертикальные" политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п.

"Горизонтальные" же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

2. Система субъектов экономической политики государства

Рис. 1 Субъекты экономической политики государства

Субъектами экономической политики выступают:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей:

2. Законодательная власть, она определяет и утверждает основные направления экономической политики,

3. Исполнительная власть - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

4. Институты, имеющие надгосударственный характер.

С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве с субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.

Таким образом, в работе субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства (рис. 1).

Заключение

субъект экономический политика хозяйственный

В результате написания реферата я усвоила, что политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. А так же в роли субъекта может выступать государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей.

В ходе работы я выяснила, что субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, выразители и исполнители; по организационному признаку - надгосударственные, государственные и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства.

Список используемой литературы

1. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2006.-328 c.

2. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2008.

4. Интернет ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные субъекты экономической политики: государственные, негосударственные и надгосударственные. Главные цели экономической политики: внутренняя и внешняя безопасность; правовой порядок; свободное развитие общества; антимонопольное регулирование.

    реферат , добавлен 12.12.2013

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Обратная связь органов государственной экономической политики. Расчет кривой предложения и равновесной цены. Особенности сочетания целей украинской экономической политики. Сущность бюджетного дефицита. Шаги по выработке оптимальной экономической политики.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Значение и функции экономической политики. Специфические черты и характерные особенности институтов в области экономической политики, опыт и тенденции их совершенствования в России. Роль и значение взаимодействия институтов экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Понятие, виды и инструменты экономической политики. Основные задачи и цели при разработке концепции социально-экономического развития, функции прогнозирования. Участие предпринимательского сообщества в разработке государственной экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    Государственные финансы, их роль в осуществлении экономической политики. Источники финансирования инновационного ускорения. Налоги как основной источник государственного финансирования экономики. Мировая практика налогообложения. Виды расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Анализ теорий макроэкономического равновесия как ключевой проблемы экономической теории и экономической политики любого государства. Сущность денежной политики государства и механизма ее воздействия. Основные инструменты и цели денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Инструменты, методы и формы государственной экономической политики, ее основные направления в Российской Федерации, оценка результатов и проблемы реализации. Факторы, влияющие на формирование экономической политики. Показатели мониторинга эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Рассмотрение основных особенностей эффективного развития торговой и промышленной политики в России. Сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующих субъектов как необходимое условие для успешной реализации всей ассортиментной и торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «Экономическая политика»

Специальности Менеджмент,

В050600 - Экономика

Алматы, 2014 г.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

План лекции

1. Закономерности развития рыночной экономики

2. Экономические процессы в XVIII – XIX веках

3. Причины формирования общеэкономической политики

В развитии рыночной экономики проявляются многие закономерности. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог – рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIIIначала XIX века и бурная экспансия рынка в этот же период. Экономические процессы в XVIII – XIX веках создали качественно новую основу для взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политики.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30 –х годов.

В экономической литературе существуют различные определения экономической политики. Приведем вариант ученого ФРГ Х.Гирша: экономическая политика государства представляет собою совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Рассуждая об экономической политике, надо иметь в виду несколько принципиальных положений:

1) Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации – с одной стороны, и перемены экономического мышления – с другой.

2) Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии.

3) Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Контрольные вопросы:

1. Какую связь вы видите между развитием рынка и научно-техническим прогрессом?

2. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано?

3. Какие институциональные образования вы можете назвать среди объектов экономической политики?

Тема 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

План лекции:

1. Государство как субъект экономической политики

2. Негосударственные субъекты экономической политики

3. Социально-экономические цели регулирования

Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.

Государству дана власть для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. В рамках реализации роли государственного звена существует разделение функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть – правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример – деятельность Европейского сообщества.

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это, прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. Между союзами и государством нередко возникает открытая война. Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач.

Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества. На глобальном, высшем уровне следует обозначать основную цель экономики . Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей. В экономической литературе их порой обозначают как функции государства.

К главным целям можно отнести:

– свободное развитие общества;

– правовой порядок;

– внешняя и внутренняя безопасность.

Контрольные вопросы

1. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

2. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах обычно выдвигают обычно не достижение главной цели (достижение благосостояния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно ведущая цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

3. Насколько важна, по вашему мнению, цель достижения экономической свободы?

4. От чего зависит очередность выполнения целей?

5. Какие примеры противоречивых целей вы могли бы назвать?

6. Какие примеры нейтральных целей вы могли бы назвать?

7. Какие примеры взаимно поддерживающих целей вы могли бы назвать?

8. Человеческое общество в своем развитии испробовало различные варианты институционального устройства. Однако экономическая политика реализуется, как правило, в любом случае. В чем, по вашему мнению, заключается специфика проведения экономической политики в капиталистической, социалистической, фашистской экономике? В чем сходство и в чем различия?

9. Считаете ли вы, что возможна идеальная экономическая политика?

1.Назарбаев Н.А. «Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан 2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Алматы, 1998г.

2.Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2002.

3.Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ. – 2003.

4.Борисов А.Г. Экономическая теория: Учебник. М. Юристъ. 2002.

5.Войтов А.Г. Экономика Общий курс / Учебник ИВЦ. Маркетинг. 2001.

6.Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник. – Киров: АСА, 2002.

7.Райзберг Б.А. Основы экономики / Учебное пособие. М., ИНФРА. 2003.

Объекты экономической полдитики

Определение 1

Объект экономической политики (в широком значении) – экономика страны в целом, то есть все отрасли и регионы народного хозяйства, включая происходящие в них процессы. В том случае, если экономическая система страны допускает элементы рыночного ценообразования (что характерно для большинства национальных экономик), экономическая политика включает и элементы рыночного саморегулирования, которые в определенные промежутки времени и в определенной степени самостоятельно справляются с процессами, происходящими в экономике.

В узком значении объекты экономической политики целесообразно объединять в следующие группы:

  • общие для всех экономических систем процессы и взаимосвязи – денежная масса, уровень занятости, инвестиционная активность, научно-технический потенциал;
  • основные отрасли экономики, являющиеся основой экономического развития – промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера;
  • отдельные предприятия (фирмы) в разрезе организационно-правовых форм хозяйствования;
  • организации социальной сферы.

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются институциональные органы государства. Поскольку экономика регулируется не только государством, поэтому принято говорить о субъектах регулирования экономики вообще. Именно с этой позиции принято выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, рабочие, владельцы предприятий, фермеры, управленцы, другие, имеют свои собственные интересы, которые обусловлены их социально-экономическим статусом, а также принадлежности к определенному виду деятельности, региона и т.

Выразителями хозяйственных интересов в рыночной экономике является объединения, ассоциации, профсоюзы, политические партии и другие.

Исполнителями являются органы центральной и местной власти и Центральный Банк.

Принципы экономической политики

  • примат права над экономикой – заключается в необходимости предварительного создании правовой инфраструктуры для осуществления отдельных элементов экономической политики (развития/сдерживания отдельных явлений и процессов);
  • оптимальной структуры методов осуществления (рычагов влияния) – подразумевает сочетание административных и рыночных механизмов, с целью эффективного использования имеющихся ресурсов, а также их распределение с учётом экономических и социальных критериев;
  • адекватности – применение административных методов экономической политики должно обосновываться конкретной необходимостью с учётом всех аспектов (политических, экономических, социальных). Кроме того, существует точка зрения, что административные методы следует использовать только в случае невозможности применения рыночного механизма;
  • системности государственного воздействия предполагает комплексный, системный подход к решению экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических и других проблем;
  • справедливости – государство с помощью соответствующих регуляторов должно корректировать финансовое неравенство людей, являющееся необходимым признаком рыночной экономики. Для этого используется система перераспределения, прогрессивное налогообложение, политика поддержки доходов (помощь пожилым людям, нетрудоспособным, многодетным), страхование безработных и др.;
  • стабильности – обеспечение достаточного и постоянного применения административных методов с целью оперативного снижения негативных последствий циклических колебаний рыночной экономики (темпов экономического развития, уровня занятости, инфляции);
  • эффективности воздействия на социально-экономические процессы – любое средство государственного регулирования должен предусматривать достижение экономического эффекта. Критерием экономической эффективности государственного регулирования является прирост национального дохода. Меры государственного регулирования должны обеспечивать рациональную политику и исправлять такие негативные явления рынка, как монополизм и цикличность.

Субъекты экономической политики. Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой. Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов профсоюзы, например, другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты. Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой. Исполнителями хозяйственных интересов субъектами государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др. существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике. Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п. Другая группа государственно - частных органов хозяйственного регулирования это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики носители в данном случае заинтересованные фирмы выразители союзы предпринимателей советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп. Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению в уровне социальной напряженности забастовки, выступления профсоюзов и т.д оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов. Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы забастовки, бегство капитала. Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов. Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Государственное регулирование экономики

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на.. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения.. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В современных условиях национальная экономика выступает как агрегированный объект экономической политики в результате целого ряда причин. Во-первых, как многоуровневая хозяйственная система с широкой структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов. Во-вторых, как интегрированная взаимосвязанная система объектов с характерной многомерностью. В-третьих, как многовекторная сложная система, включающая экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития. В-четвертых, как достаточно динамичная развивающаяся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, а также целей и интересов основной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести группировки элементов национальной экономики по различным признакам, в соответствии с которыми национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности, -с одной стороны, а с другой, - в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, в соответствии к уровням управления экономикой и свободы действий, различающихся степенью и сложностью задач.

Объектами регулирования экономики является также основные сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономического развития страны. В рыночных условиях хозяйствования государство не должно контролировать весь процесс воспроизводства и поэтому задачами государства является создание принципиальных условий, при которых субъекты хозяйствования должны принимать рациональные и взвешенные решения. Одновременно экономическая политика в современных условиях охватывает лишь некоторые общие процессы, в управлении которыми заинтересованы и государство, и общество в целом. На основании опыта развитых стран учеными сформулированы основные направления и инструменты экономической политики (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Главные элементы механизма экономической политики характеризуются такими терминами, как субъект, объект, цели, методы и средства. Под субъектами экономической политики понимают, как правило, только государство. Однако такое понимание довольно упрощенным. На самом деле субъектами экономической политики как носители, так и выразители экономических интересов. К ним относятся различного рода объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп населения. Это прежде всего профсоюзы и объединения предпринимателей. Следует отметить, что в развитых странах такие союза играют значительную роль. На практике интересы частного сектора экономики могут не совпадать с целевой ориентацией государства. В результате между государством и различными союзами предпринимателей часто ведется борьба за реализацию своих экономических интересов. Мощные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они реализуют собственные концепции социально-экономической политики, пытаясь максимально повлиять на государственную экономическую политику.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, прежде всего социальные группы, отличающиеся друг от друга имуществом, доходами, видами деятельности, профессиям, отраслевыми и региональными интересами. Это наемные работники и владельцы предприятий, руководители и акционеры, инвесторы и др. В каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону и вида деятельности.

Государственные органы управления, включая региональные и местные институциональные структуры, используют свою власть для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны, направления их трудовой активности на достижение определенной общей цели.

Объекты экономической политики - это сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия экономической жизни страны, где возникли или могут возникать определенные проблемы, которые не решаются автоматически, как того требуют условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объектами экономической политики, в частности:

> Экономический цикл;

* Структура экономики;

> Условия инвестиционной деятельности;

> Научно-технический прогресс и инновационные процессы;

> Денежное обращение и инфляция;

> Платежный баланс;

> Социальные проблемы (занятость, доходы населения, подготовка и переподготовка кадров, социальная защита и т.д.);

> Условия конкуренции;

> Окружающей среды (экологические проблемы);

* Регионы.

Перечисленные объекты охватывают макроэкономические процессы, отдельные отрасли, территориальные комплексы и отношения между субъектами. В целом регулирование указанных объектов должно осуществляться в контексте определенных целей (рис. 1.4).

Рис. 1.4.

Сущность государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время спадов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляют дополнительные финансовые льготы, увеличивают государственные инвестиции, что позволяет уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, увеличить объемы инвестиций и рост занятости.

Экономическая политика на уровне отраслевой и территориальной структуры обеспечивается с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые гарантируют приоритетные условия для развития отдельных отраслей и регионов. В определенных случаях поддержку оказывают отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии кризиса, в других - стимулируют развитие новых отраслей и видов производств, которые являются носителями научно-технического прогресса, обусловливающие структурные изменения внутри отраслей, между отраслями и во всей национальной экономике, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом экономической политики является инвестиционная деятельность. Поэтому государственная экономическая политика стимулирования инвестирования соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Создавая дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам или отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл, структуру производства, занятости населения и тому подобное.

Политика регулирования занятости предусматривает поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением на рынке труда. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых должна быть мотивацией труда.

Постоянным объектом внимания государственных органов регулирования является обеспечение стабильности национальной валюты и денежного обращения, преодоление инфляции, представляет серьезную опасность для экономики. Регулирования денежного обращения опосредованно влияет также на условия инвестирования, динамику цен, социальные отношения и тому подобное.

Состояние платежного баланса является важным показателем национально? экономики. Во всех странах государство постойте выполняет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем регулирования экспорта и импорта, движения капитала, повышение и валютного курса и тому подобное.

Одним из главных объектов регулирования являются также и цены. Динамика и структура цен в значительной степени отражает состояние экономики. В то же время сами цены значительно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную стабильность.

В целом же главной целью экономической политики является обеспечение экономической и социальной стабильности и укрепления экономической безопасности государства. Из этого вытекают конкретные задачи, без выполнения которых невозможно достижение главной цели. Эти конкретные цели тесно связаны с объектами регулирования экономики. Сюда относится также совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства, улучшение состояния окружающей среды. Основные цели экономической политики показано на рисунке 1.5.

Рис. 1.5.

Названные цели, хотя и не являются одинаковыми по значению и масштабам, однако находятся в тесной взаимосвязи, а поэтому довольно часто одну из них нельзя поставить и достичь независимо от других.

Случайные статьи

Вверх