Рассмотрим пенсионное страхование и его основные виды. Добровольное пенсионное страхование

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении пенсионных оснований Пенсионный Фонд России или негосударственный пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Работодатель за счёт своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2014-го года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2014-го года отчисления на накопительную пенсию «заморожены», и все 22% формируют страховую пенсию.

Накопительная пенсия
формируется сразу в рублях, ей можно управлять и получать инвестиционный доход.

Страховая пенсия
формируется в баллах, которые при выходе на пенсию будут переведены в денежный эквивалент.

Управлять можно только пенсионными накоплениями - той суммой, которая накоплена до «заморозки»: оставить в ПФР или перевести свои пенсионные накопления в Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). Переход может быть срочным или досрочным.

Реализуя своё право выбора страховщика по ОПС, заключить договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Согласие» могут:

  • граждане 1967-го года рождения и моложе, воспользовавшиеся до 31 декабря 2015-го года правом выбора в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию, но желающие изменить страховщика (негосударственный пенсионный фонд или ПФР);
  • граждане, отказавшиеся от формирования накопительной пенсии за счёт отчислений работодателя («молчуны»), или осознанно выбравшие вариант формирования только страховой пенсии, но при этом сохранившие пенсионные накопления, которые формировались на их пенсионных счетах в ПФР до 31 декабря 2015-го года.

Калькулятор по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионный калькулятор

Мой возраст:

Размер моей заработной платы:

Мои пенсионные накопления до 31.12.2015:

Предварительная сумма ежемесячных пенсионных выплат составит:

14281.253 руб.

1181.253 руб.

Пенсия в АО «НПФ Согласие»

13800 руб.

Пенсия в ПФР

В калькуляторе заложена доходность 9,4% годовых. Калькулятор позволяет произвести ориентировочный расчет накопительной пенсии и суммы пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем, государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений. Расчет не является публичной офертой.

* средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году. По данным с сайта ПФР: http://www.pfrf.ru/branches/tula/news/~2017/12/18/149482

Уважаемые Клиенты!

Обращаем ваше внимание, что дополнительные взносы на накопительную пенсию перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации вне зависимости от того, у какого страховщика формируется ваша накопительная пенсия.

Далее Пенсионный Фонд Российской Федерации самостоятельно передает эти взносы в тот негосударственный пенсионный фонд, где формируются пенсионные накопления застрахованного лица. То есть, если вы являетесь клиентом АО «НПФ Согласие» и участвуете в программе государственного софинансирования пенсии, то для пополнения личных взносов возможны следующие варианты:

1. С использованием услуг любой кредитной организации (банка):
Бланк платёжной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить в Пенсионном фонде Российской Федерации по месту вашего жительства или сформировать на сайте Пенсионного Фонда РФ по ссылке: Бланки платёжной квитанции

2. Через своего работодателя:
Для этого необходимо подать в бухгалтерию вашей организации заявление в произвольной форме, в котором следует указать размер ежемесячного взноса по Программе государственного софинансирования пенсии в денежном или в процентном выражении от заработной платы. Для отмены платежей по поданному заявлению, с целью прекращения уплаты взносов через работодателя или необходимости изменения размера взносов, вам также следует подать новое заявление в бухгалтерию вашей организации.

Все мы стареем. Правда, кто-то думает, что старость еще очень далеко, а кто-то напротив, стоит на пороге пенсионного возраста. Так или иначе, но каждому из нас рано или поздно предстоит столкнуться с вопросами о пенсионном страховании. Необходимо, чтобы каждый будущий пенсионер был максимально грамотным в этом вопросе. Вы должны понимать, что относится к пенсионному обеспечению, на какую пенсию может рассчитывать, а также быть в курсе всех своих прав и обязанностей в рамках сферы. В статье мы уделим внимание понятию обязательного пенсионного страхования, узнаем основные нюансы оформления, а также другие проблемные вопросы, с которыми придется столкнуться будущим пенсионерам в Российской Федерации. Обо всём этом читайте ниже.

Что из себя представляет обязательное пенсионное страхование, каковы его цели и функции?

В первую очередь уделяем свое внимание расшифровке понятия обязательного пенсионного страхования. Как правило, под этим термином понимается система, благодаря которой государственные органы формируют определённый источник, из которого и финансируются все пенсии граждан. Лица, которые имеют право на получение обязательного пенсионного страхования тоже имеют свое установленное законом название. Их называют застрахованными лицами.
В ситуации, когда наступает непосредственный страховой случай, пенсионный фонд должен выплатить таким застрахованным лицам пенсию.

Основной функцией пенсионного страхования является обеспечение граждан необходимыми денежными средствами по факту выхода на пенсию. Цель у данной системы также проста. Каждый работающий пенсионер, с заработной платы которого отчисляли страховые взносы, имеет полное право на получение денежных средств, и за этим тщательно наблюдает Пенсионный фонд Российской Федерации. Сама система обязательного пенсионного страхования задумывалась как мера, которая позволит пенсионерам получать доход даже по факту окончания своей трудовой деятельности.

Еще одна цель Пенсионного фонда нашей страны — это структурировать данные о пенсионерах. Получая данные о платежах, сотрудники пенсионного фонда ведут дела, заполняют сложные таблицы и ведут иные расчеты. Все эти действия направлены на ведение статистики и работу органа в соответствующем режиме.

Пенсионный фонд хочет спрогнозировать суммы и бюджет, поэтому это еще одна очень важная цель.

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании

Главой Российской Федерации в 2002 году был принят федеральный закон номер 167, который полностью освещает вопросы обязательного пенсионного страхования и связанных нюансов. Благодаря этому нормативно-правовому акту и запустился процесс формирования абсолютно новой, ни на что непохожей пенсионной системы Российской Федерации.

С 2002 года пенсионная система Российской Федерации испытывала на себе массу изменений. Сам бюджет пенсионного фонда Российской Федерации теперь пополняется за счет средств, которые в рамках страховых взносов отчисляет работодатель.

Все отчисления распределяются, а затем, учитываются на личном счете человека. Также, благодаря этому федеральному закону появилось такое понятие, как «накопительный элемент». Именно на этом этапе и случаются новые преобразования, а также доработки, которые позволят системе обязательного пенсионного страхования работать, как часы.

После того как Федеральный закон 167 был принят, все граждане Российской Федерации стали застрахованными лицами. Кроме того, в рамках пенсионного фонда Российской Федерации на каждого застрахованного гражданина заводится свое личное дело. Именно в этом личном деле фиксируются ежемесячные отчисления от заработной платы. Все эти выплаты суммарно будут составлять будущую пенсию работника.

Субъекты ОПС, их права и обязанности

Поговорим о субъектах обязательного пенсионного страхования. К субъектам относятся застрахованные лица, сами страхователи, а также страховщики. Начнем по порядку.

  1. Застрахованные лица — это лица, которые являются гражданами Российской Федерации. При этом они проживают на постоянной основе на территории страны. Также к застрахованным лицам можно отнести и иностранцев. Однако эти люди должны являться резидентами Российской Федерации, а также осуществлять трудовую деятельность на основании трудового договора. Также представители этой группы лиц должны получить или встать в очередь за получением вида на жительство. Основным подтверждением факта того, что лицо застраховано в системе обязательного пенсионного страхования является наличие определенного документа. Этот документ именуется СНИЛСом. Это свидетельство выдается лицу при обращении в Пенсионный фонд. Получить СНИЛС можно не только при устройстве на работу, но даже будучи несовершеннолетним.
  2. Следующими субъектами является страхователи. Это ключевые участники системы. Без них само по себе обязательное пенсионное страхование попросту невозможно. Именно страхователи ежемесячно отчисляют в Пенсионный фонд взносы, которые позволят в будущем обеспечить пенсию работников. По сути, это работодатели, которые следят за страховыми отчислениями, ежемесячно переводя их на определенный расчётный счёт. Как вы знаете, на страховую пенсию отчисляется ровно 16% взносов. Поэтому работодатели несут на себе ещё и бремя ответственности того, чтобы каждое отчисление было правильно высчитано.
  3. Третий субъект подобных правоотношений — это страховщики. На сегодняшний день официальный страховщик в Российской Федерации один — это пенсионный фонд. Однако если вы предпочитали негосударственные пенсионные фонды, ваш страховщик существенно отличается от того, которого мы обсуждаем в рамках данной статьи. Потребуется рассмотрение иных положений. Именно пенсионный фонд управляет всеми средствами на территории Российской Федерации. Страховщики ведут учет полученных взносов, распределяют их, дают распоряжение об отчислениях.

Содержание договора о пенсионном страховании по состоянию на 2018 год

Договор на обязательное пенсионное страхование - это акт, благодаря которому и осуществляется взаимодействие застрахованного человека и пенсионного фонда. При этом, посредником в данной ситуации выступает работодатель. Вам необходимо ознакомиться с пунктами договора об обязательном пенсионном страховании между пенсионным фондом и лицом.

  1. В первом пункте прописываются все общие положения. Как правило, это данные из паспорта, а также реквизиты.
  2. Указывается предмет договора, а именно, получение страховых взносов.
  3. Прописываются права и обязанности как пенсионного фонда Российской Федерации, так и гражданина.
  4. Указывается учёт и процедура инвестирования средств и накоплений застрахованного лица.
  5. Устанавливается порядок и очередность выплат пенсии.
  6. Прописываются меры ответственности сторон.
  7. Также, прописываются санкции, которые подразумевают наказание за неисполнение пунктов договора для каждой из сторон.
  8. Указывается порядок прекращения договорных отношений, а также внесение изменений в них.
  9. Устанавливается срок действия акта.
  10. Если у сторон есть дополнительные требования к друг другу, они также указываются.
  11. Ставятся реквизиты документа, подписи сторон, а главное, печать пенсионного фонда.

Следует напомнить вам, что данный акт должен в обязательном порядке быть составлен на белом чистом листе формата А4. Кроме того, необходимо помнить, что данный документ должен быть написан только на компьютере печатным шрифтом. В случае, если по каким-либо причинам у вас нет возможности напечатать документ, вы должны написать его от руки понятным почерком без допуска ошибок. Только в таком случае документ действительно будет принят. Используйте только синюю или черную пасту. Не отклоняйтесь от пунктов бланка. Заранее убедитесь, что ваш почерк читаем и ни в коем случае не мельчите.

Система индивидуального формирования размера пенсии

На сегодняшний день действует реформа о системе индивидуального формирования размера пенсии. В соответствии с новыми принципами накопительной системы, формироваться индивидуальный пенсионный капитал начнет с 2019 года. Однако условием является положительное рассмотрение документов законопроекта.

Также некоторые пенсионные выплаты могут быть очень гибкими и доступные возможности будут зависеть от объема накопленных средств. Поэтому для некоторых граждан появится возможность досрочного получения пенсионных накоплений.
Однако в каком порядке они будут выдаваться пока неизвестно.

Основная разница между существующей накопительной системой и новой состоит в следующем. Теперь денежные средства будут формироваться за счет доп взносов самих граждан, а также благодаря обязательному взносу, который составит 22%. Накопительные средства станут сразу же собственностью граждан. Применение такой системы позволит гражданам получать в различные налоговые льготы и иные преимущества.

Кроме того, подобные системы положительно скажутся на работе экономики Российской Федерации.

Тарифы и способы оплаты страховых взносов

Рассмотрим основную применимую таблицу ставок, которая была актуальна ещё в 2017 году, но при этом, сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день.

  • В 2017 году руководители организаций платили взносы по общему тарифу 30% .
  • При этом, на социальное страхование уходило около 2,9%.
  • На пенсионное страхование 22%.
  • А вот на медстрахование уходило 5,1%.

Работодатель может рассчитывать на пониженные взносы, однако если сумма взносов превысит установленную величину предельной базы. На сегодняшний день в рамках 2018 года рассматриваются и другие суммы и тарифы страховых взносов. Однако, решение об их принятии ещё не оглашено. Как правило, решение может быть принято в апреле текущего года.

Конкретные изменения 2018 года в сравнении с предыдущим периодом

Система обязательного страхования в Пенсионной сфере меняется практически ежегодно. Рассмотрим, какие же изменения претерпела эта сфера в 2018 году.

Так, 7 июня 2017 года в законную силу вступил федеральный закон номер 114, который вносил изменения в статью 33 ФЗ «об обязательном пенсионном страховании». В данной норме были пересмотрены тарифы страхового взноса, а также процентные ставки.

По факту наступления 2018 года для страхователей, которые были упомянуты в четвёртом и пятом пункте закона, применяется тариф страхового взноса 13,6%. Также, уже в 2019 году для страхователей, которые указаны в пунктах выше, будет применён тариф 20%.

В течение промежутка времени с 2018 по 2023 год для страхователей, которые указаны в пункте 6 закона, будет применён тариф страхового взноса 8%. Данный закон вступил в свою силу уже 1 января 2018 года.
Подробнее ознакомиться с таблицами вы можете в интернете. Однако, более детально и по факту этот нормативно-правовой акт вам разъяснит сотрудник пенсионного фонда. Вполне вероятно, что вы запутаетесь в данных таблицах, в результате чего посчитаете свою будущую пенсию неправильно.

Формирование и размер бюджета ПФР

В 2017 году прогнозировалось, что расход средств пенсионного фонда будет происходить на основании увеличения количества пенсионеров, при этом, число трудящихся граждан будет стремительно уменьшаться.

Основываясь на данных положениях, Министерством труда был опубликован проект бюджета, который охватывал 2018-2019 годы. Доход в бюджет составит около 8,23 триллион руб. А вот расходы будут равны 8,5 млрд. В соответствии с содержанием этого проекта, дефицит бюджета может составить 181,7 млрд руб.

Однако затем прогнозы стали ещё более заоблачными. Объем расходов составит 8,36 триллионов рублей, а вот объем расходов 8,58 триллионов. При этом дефицит увеличится до 220 млрд руб.

Однако глава пенсионного фонда заверил всех, что пенсионные выплаты будут индексироваться только соразмерно росту потребительских цен. Однако в случае, если цены резко возрастут, а пенсионный бюджет не сможет позволить себе подобного увеличения, есть основания полагать, что вероятнее всего, пенсии лишь увеличатся на определенный процент.

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

Государство поддерживает всех граждан по достижении ими определенного возраста или же при наличии некоторого трудового стажа.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но также существует возможность воспользоваться услугой пенсионного страхования. Сегодня большое количество различных компаний предлагают подобного рода специализированные программы.

Что это такое

В 2002 году была начата пенсионная реформа. Согласно ей, все граждане РФ являются застрахованными лицами.

Пенсионное страхование – особый формат страховых услуг, целью которых является финансирование пенсии. Страхование такого типа является основной основой пенсионных систем практически во всех странах мира.

На данный момент различают два вида страхования рассматриваемого типа:

  • обязательное государственное;
  • добровольное частное.

Страхование обоих обозначенных видов имеет свои существенные особенности, но при этом алгоритм работы является схожим. При этом обязательное страхование на государственном уровне является строго обязательным.

В отличие от добровольного страхования – каждый гражданин РФ вправе сделать выбор. Данный момент подробно освещается в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании».

Но следует помнить о некоторых существенных отличиях добровольного пенсионного страхования от государственного, обязательно.

К наиболее существенным можно отнести следующие:

  • страхование такого типа может являться только дополнительным к обязательному – оно не может заменить его;
  • величина страховых взносов всегда выбираются самим застрахованным, государство на это никакого влияния не оказывает;
  • в качестве страховщиков в рассматриваемой системе добровольного страхования всегда выступают именно негосударственные пенсионные фонды – прошедшие соответствующую аккредитацию;
  • государство в страховании рассматриваемого типа никаким образом не участвует – но при этом осуществляет постоянный пристальный контроль за ним.

Сами страховщики формируют большое количество самых разных программ страхования. Желающий воспользоваться услугой страхования пенсии самостоятельно выбирает ту, которая ему больше всего подходит.

Необходимо лишь помнить о некоторых важных нюансах заключения страховых договоров. Прежде, чем подписать соглашение с НПФ, следует его внимательно прочитать. При возможности заранее проконсультироваться с юристом.

Зачем это нужно

Сегодня страхование пенсии представляет собой специальную программу, которая одновременно преследует сразу несколько целей:

  • улучшение благосостояния граждан РФ;
  • обеспечение соответствующего материального дохода на момент достижение старости;
  • дает возможность гражданину РФ самостоятельно определять величину своей будущей пенсии.

Страхование пенсии – практика, которая перенимается Российской Федерацией от западных стран. Именно за счет данных программ пенсионеры Германии и других обеспеченных стран могут позволить себе безбедное существование после достижения пенсионного возраста.

Пенсионное страхование дает возможность самостоятельно установить следующие параметры:

  • величину страховых взносов;
  • максимальную величину ежемесячных выплат;
  • длительность получения пенсии.

Именно последний фактор является решающим для многих граждан, которые задумываются о необходимости страхования пенсии. Так как в большинстве случаев, почти во всех города РФ, средняя величина пенсии не позволяет покрывать текущие месячные расходы.

Страхование же позволяет за счет страховых взносов существенно увеличить размер пенсии к моменту наступления страхового возраста.

Само государство никак не участвует в системе добровольного пенсионного страхования. Но при этом осуществляет жесткий надзор за данным сегментом экономической деятельности.

Страхование регламентируется Федеральным законом от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании».

Основные разделы данного нормативно-правового документа позволяют ознакомиться с допустимыми границами деятельности негосударственных пенсионных фондов.

При выборе учреждения, которое будет осуществлять страхование, необходимо обязательно убедить в его надежности. На данный момент специальное агентство «Эксперт РА» составляет рейтинг компаний, ведущих подобного рода деятельность на территории РФ.

Стоит обращаться в учреждения, имеющие стабильный рейтинг. Это позволит снизить вероятность осложнений по достижении пенсионного возраста.

Как работает

Сам процесс добровольного пенсионного страхования достаточно прост. Для заключения договора необходимо будет обратиться в негосударственный пенсионный фонд, в котором предлагаются максимально удобные условия страхования.

Процесс заключения договора необходимо осуществлять следующим образом:

  • составить заявление с просьбой оформления специального договора;
  • собрать перечень всех необходимых документов:
    • СНИСЛ – индивидуальное пенсионное свидетельство;
    • паспорт гражданина РФ;
  • полный пакет представленных документов рассматривается соответствующим отделом НПФ;
  • будущему клиенту предлагают перечень программ – на условиях которых может быть выполнено пенсионное страхование;
  • после выбора продукта формируется индивидуальный страховой договор – клиент и представитель НПФ его обязательно должны подписать.

После заключения соответствующего страхового соглашения будущий пенсионер будет обязан в соответствии с ранее установленным графиком осуществлять установленные договором перечисления страховых премий.

Они могут быть следующих видов:

  • ежегодными;
  • ежемесячными;
  • ежеквартальными.

Если все условия договора клиент негосударственного пенсионного фонда выполнил в полной мере, то он может рассчитывать на соответствующие выплаты по достижении определенного возраста. Сами выплаты будут осуществляться в установленном в договоре порядке.

Начисления могут происходить:

  • раз в месяц;
  • раз в квартал;
  • раз в полугодие.

В зависимости от выбранных условий договора начисления могут осуществляться:

Рассматриваемого типа страхование является пенсионным страхованием с выплатой аннуитетов. Статистика работы страховых компаний Российской Федерации:

  • за 2019 год было собрано 1.6 млрд. рублей;
  • были осуществлены выплаты в размере 570 млн. рублей за этот же год.

Сегодня контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих страхование рассматриваемого типа, осуществляет Пенсионный фонд РФ. В данном сегменте работают только лишь страховые компании, прошедшие соответствующую аккредитацию.

Страхование дополнительной пенсии

Сегодня государство предоставляет простым гражданам большое количество различных вариантов самостоятельного обеспечения своей старости. Одна из таких возможностей – страхование дополнительной пенсии.

Оно позволяет создавать специальный индивидуальный страховой фонд. В последствии при выполнении заранее установленных условий будут осуществляться соответствующие пенсионные выплаты.

Обычно такие выплаты свершаются в следующих ситуациях:

  • при достижении определенного, заранее выбранного самим застрахованным лицом, возраста;
  • в случае смерти застрахованного – выплаты будут получены (унаследованы) непосредственными наследниками;
  • если по какой-то причине была полностью или же частично утрачена трудоспособность.

Страхование дополнительной пенсии преследует цели, аналогичные страхованию пенсии обычной. Позволяет обеспечить безбедное существование гражданам РФ по достижении ими определенного возраста или же при возникновении сложных жизненных обстоятельств.

Заключающий договор имеет право самостоятельно выбрать условия:

  • получения страховых выплат;
  • осуществления взносов в систему страхования.

Отличительной особенностью данной системы страхования является возможность заключения договора как с лицами физическими, так и с юридическими. Некоторые работодатели осуществляют страхование своих работников.

Таким образом, повышается социальная защищенность, а также привлекательность рабочих мест. В страховании юридических организаций также имеются свои особенности и нюансы. Для осуществления данной процедуры необходимо будет получить согласие страхуемых сотрудников.

Сегодня допускается оформление рассматриваемого типа договора на третье лицо. При этом соответствующие взносы будет осуществлять непосредственно сам заключивший договор.

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ - это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Случайные статьи

Вверх