Понятие финансов, роль, функции, оценка. Что такое финансы? Определение финансов

02.04.2018

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

И муниципальные финансы (местные финансы). Во второй группе выделяют:

  1. личные финансы и семейные финансы;
  2. финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы , вся деятельность направлена на получение дохода , который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент . Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело . Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика . Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики . Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика . Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль .

Трактовка термина «финансы»

В мировой литературе

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Камерализм был основан на отображении потоков доходов и расходов бюджета государства. Бюджет в камерализме являлся отправной точкой, в которой происходит сравнение между доходами и расходами за определённый отчетный период. В основе бюджета лежит принцип, согласно которому доход должен соответствовать расходу. Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «правительственная власть … является вынужденною озаботиться заготовлением материальных ценностей, как вспомогательных средств для достижения своих целей… Отсюда возникает особенная отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Данное определение финансов примечательно в двух аспектах. Во-первых, оно отражает точку зрения узкого круга западных ученых той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства (см. по этому поводу ). Во-вторых, определение отражало тот факт, что термин «финансы» употреблялся не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. О том, что термин финансы употреблялся в западной литературе второй половины ХIХ века не только в связи с общественным сектором экономики, свидетельствуют и некоторые специализированные издания той поры (см., например ), где в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки. В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах, простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

В целом, все трактовки термина «финансы» в западной литературе второй половины XIХ - начала ХХ века делятся на три группы:

Объяснение столь неоднозначных трактовок финансов в западной литературе изложено в книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921), где автор утверждал, что перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии. Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

В формулировках определений термина «общественные финансы» используется исторически сложившийся дескриптивный подход, отражающий внешние проявления категории, выражающиеся в формировании и использовании государственного и местных бюджетов:

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берет на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путем комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путем перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным дает общее благо» .

Среди дефиниций, посвященных финансам частного сектора, доминирующее место занимают определения корпоративных финансов, которые тоже носят дескриптивный характер и не отличаются, при этом, строгостью формулировок: 1) «корпоративные финансы связаны с эффективным и результативным управлением финансами организации для достижения целей этой организации. Это включает в себя планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет).<…> Две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений, это соотношение между риском и доходностью, а также стоимость денег во времени» ; 2) «Финансы - оценка и управление риском. <…> С точки зрения финансов, корпорация это совокупность рискованных денежных потоков» ; 3) «Корпоративные финансы ¬- приобретение и распределение фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров» ; 4) «Это брать деньги, чтобы делать деньги» ; 5) «Финансы предприятий есть исследование того, как финансовые и инвестиционные решения должны быть сделаны в теории, и как они сделаны практически» .

Для обозначения границы между общественными финансами и финансами частного сектора представители западной научной школы сформулировали целый ряд признаков, один из которых выделяется как наиболее существенный: перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели (см. ). Главная цель частного сектора - получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов - распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях финансов см. ).

В современной западной научной и учебной литературе термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . «Финансами называется надлежащее управление деньгами» ; «финансы могут быть определены как искусство и наука управления деньгами» .

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма . В частности, в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена (Т-Д, Д-Т)) К. Марксом была предложена схема распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала в измерять стоимость не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время : «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег. Как следствие, «вступление СССР в период социализма многие экономисты рассматривали как начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» . Исходя из этого, в первом издании учебника «Финансы СССР», вышедшем в 1933 году, «все изложение материалов исходило из того, что после победы социализма финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевая отличительная особенность советской модели экономики заключалась в том, что к концу второй пятилетки (1938 год) удельный вес общественной собственности в СССР составлял 98,7 %, в личной собственности колхозников и мелких кустарей находилось лишь 1,3 % всех производственных фондов страны . Таким образом, практически весь производственный сектор в СССР получил статус общественного, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ и в производственной сфере. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Как следствие, понятие «советские финансы» должно было отразить этот факт.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием, на протяжении последующих двадцати пяти лет, в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором наиболее распространённой советской теоретической концепции общественных финансов, распределительной, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Под «исторически сложившимся» понималось представление о финансах, как о денежных отношениях, «во первых, распределительных, во-вторых, связанных с существованием и функционированием государства» . Исходя из этого, западная теория распределения общественных благ была адаптирована к условиям советской модели экономики путем скрытого терминологического соглашения, суть которого состояла в том, что в под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды»: «финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Чтобы подчеркнуть отличия между распределением общественных благ при социализме и при капитализме, финансы советских предприятий были разделены сторонниками распределительной концепции на две составные части: производственную и распределительную. Так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия) вошло в состав финансов социалистического государства, а «производственная» составляющая, была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР», представляющую собой денежную сторону отношений, складывающихся на предприятиях в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, комплектующих, сырья, готовой продукции): «Совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляет финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

В отличие от западных учёных, выделявших у общественных финансов одну функцию - распределительную (перераспределительную), советские финансовые теоретики наделили финансы СССР ещё одной функцией - контрольной: «В процессе развития учения о финансах социалистического государства были сформулированы две их основные функции - распределительная и контрольная. Первая рассматривалась как общая для государственных финансов и в досоциалистических формациях, и при социализме, но в досоциалистических формациях она сводилась к перераспределению денежных ресурсов, а при социализме распространяется и на отношения первичного распределения национального дохода; вторая (контрольная) была определена как специфическая функция советских финансов» . При этом автор распределительной концепции наделял термин «перераспределение» иным смыслом, нежели было принято в западной теории распределения общественных благ. Исходя из того, что согласно официальной советской идеологии в СССР отсутствовали бедные и богатые, в перераспределении ресурсов между ними не было необходимости. Как результат, термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл. Под перераспределением стали понимать распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. В частности, благодаря подобного рода «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Воспроизводственная концепция советских финансов, автором которой является А. М. Александров (ленинградская школа), принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса» и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», по версии воспроизводственной концепции представляли собой систему из двух типов отношений:

1) «опосредственные» 2) распределительные (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ).

При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота Д-Т и Т-Д, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» . По версии воспроизводственной концепции социалистические финансы - «это система денежных отношений опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, согласно воспроизводственной и распределительной концепций в состав финансов социализма не входили личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

В основе правовой концепции советских финансов, автором которой является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа), лежит одно из отличий, при помощи которых западные финансовые теоретики обозначали границу между общественными финансами и финансами частного сектора. К. Шоуп описывает это так: «Главное различие между системой распределения правительства и семьи, церкви, или другого некоммерческого учреждения заключается в степени беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и распределяет бремя покрытия расходов … Беспристрастность означает, что (1) данный свод правил, например, налоговое право, установлен декретом, … и (2) правила, поддержаны санкциями (штрафами или тюремными сроками), одинаково применимыми ко всем нарушителям закона, кем бы они ни были. … В отличие от этого режима, семья распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям» . По аналогии с К. Шоупом формулировалась аргументация Э. А. Вознесенского применительно к советским финансам:

1) Финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные); 2) Лишь те денежные отношения финансовые, которые образуют их систему, регламентированную государством.

«Таким образом, финансы социалистических государств представляют собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . По версии Э. А. Вознесенского система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область финансов, поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы»: «Расходы, осуществляемые за счет личных доходов членов социалистического общества, не носят императивной формы (отношения, опосредствованные Д-Т и Т-Д), а потому не входят в сферу финансов, за исключением, естественно, уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (тоже отношения Д-Т и Т-Д), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки подвергались жесткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении .

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (т. н. депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые услуги

Доходы

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными - главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал ». Если имеются свободные средства производства - то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность - то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют отношения к финансам. Финансы - это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления - наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег , заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров , в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов - это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

Расходы

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

  • Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию . Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.
  • Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент , то этот процент должен быть отражён в бюджете.
  • Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики - конкуренция - вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.
  • Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю » и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.
  • Страхование рисков - непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8-12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.
  • Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов - распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).
  • В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7-10 % доходов. Пенсионный фонд - это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.
  • Инвестиции - это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение - это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

См. также

Финансовые учреждения и организации

  • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации

Примечания

  1. Финансы - статья из Большой советской энциклопедии
  2. Финансы /Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  3. , с. 1-4
  4. , с. 5
  5. , с. 4-6
  6. , с. 15-24
  7. , с. 1-6
  8. , с. 3
  9. , с. 1
  10. , с. 867-881
  11. , с. 512
  12. , с. 20-21
  13. , с. 7
  14. , с. 52-53
  15. , с. 7-8
  16. , с. 149
  17. , с. 7-26
  18. , с. 1-3
  19. , с. 3-4
  20. , с. 1
  21. , с. 1-5
  22. , с. 3-4
  23. , с. 9
  24. , с. 25
  25. , с. 2-3
  26. , с. 3
  27. , с. 1
  28. , с. 1
  29. , с. 5-7
  30. , с. 3-4
  31. , с. 21-22
  32. , с. 50-51
  33. , с. 41-45
  34. , с. 11-15
  35. , с. 17-22
  36. , с. 1-3
  37. , с. 3-7
  38. , с. 21-30
  39. , с. 11
  40. , с. 4
  41. , с. 4-5
  42. , с. 3-4
  43. , с. 4-5
  44. , с. 3
  45. , с. 188
  46. , с. 2
  47. , с. 11-12
  48. , с. 5
  49. , с. 3-5
  50. , с. 3
  51. , с. 1
  52. , с. 17-18
  53. , с. 404
  54. , с. 403
  55. , с. 25
  56. , с. 133
  57. , с. 35
  58. , с. 53

Финансы представляют собой одну из важнейших категорий экономики. Они отражают экономические отношения не только при создании, но и при использовании денежных средств. Возникновение финансов произошло в условиях, когда натуральное хозяйство перешло к регулярному обмену по принципу товар-деньги. Его появление тесно связано с государственным развитием, а также с потребностью в ресурсах.

Что такое финансы?

Главные признаки финансов заключаются в:

  • денежном выражении;
  • отражении в реальном движении денежных средств финансовых отношений.

Из этого можно сделать вывод, что финансы - это не что иное, как денежные отношения, которые появляются при распределении и перераспределении цены валового общественного продукта, а также части национального богатства из-за формирования денежных накоплений, доходов государства и субъектов хозяйствования. Финансы используются для:

  • материального стимулирования работающих граждан;
  • расширенного воспроизводства;
  • обеспечения социальных или любых других нужд общества.

Обязательное условия функционирования данной системы заключается в наличии денег. Причина появления финансов кроется в том, что у субъектов хозяйствования и непосредственно у государства появляется необходимость в ресурсах, которые способны обеспечить их деятельность.

Почему финансы необходимы современному миру?

Благодаря финансам появляется возможность приспособить пропорции производства к нуждам, которые есть у потребления. Стоит понимать, что производственные потребности склонны к постоянным изменениям, а благодаря финансам обеспечивается их удовлетворение. Это происходит благодаря тому, что появляется возможность сформировать денежные фонды, имеющие целевое назначение. Структура и состав финансовых фондов может меняться в соответствии с развитием общественных потребностей.

Грамотное управление финансами государства позволяет своевременно регулировать масштабы общественного производства в территориальном и отраслевом аспектах. Благодаря этому можно также удовлетворить и другие потребности общества.

О том, что такое финансы, можно говорить еще и в привязке к их обусловленности потребностями развития общества. Со стороны государства разрабатываются различные формы использования денег:

  • Вводить либо отменять разнообразные виды платежей.
  • Менять формы применения финансовых ресурсов и т.п.

Отсутствие финансов не позволяет гарантировать ни индивидуальный ни общественный кругооборот фондов. Также пропадает возможность регулирования территориальной и отраслевой структуры экономики, обеспечение других общественных потребностей.

Возникновение финансов: экономические предпосылки

Финансовая наука располагает большим количеством дискуссионных вопросов, одним из важнейших среди которых считается вопрос о границах и экономических предпосылках финансов. Считается, что первоначальная сфера появления финансовых отношений относится к процессам первичного распределения стоимости создаваемого обществом продукта в момент, когда ее можно разложить на некие составляющие, среди них:

  • Стоимость средств производства, которые были израсходованы.
  • Прибавочный продукт.
  • Оплата работы.

В это время образуются разнообразные формы накоплений и денежных доходов. Собственно говоря, именно на основе финансов происходит и последующее перераспределение стоимости между всеми субъектами хозяйствования.

С помощью финансов происходит непосредственное распределение и последующее необходимое перераспределение стоимости. Все это сопровождается движением денег, которые принимают форму ресурсов финансовой системы. Ресурсы финансов в этом случае становятся материальными носителями денежных отношений. Благодаря этому эксперты и смогли выделить такую категорию как финансы среди всех, которые тем или иным образом принимают участие в распределении стоимости. Общественно-экономическая информация не имеет влияния на эту ситуацию.

Контроль использования финансов

Контроль финансов и их использования в основном проводят различные денежные фонды, которые имеют специальное целевое назначение. Стоит отметить, что не фондовая форма их применения также возможна.

Фондовая форма имеет такие преимущества:

  • Более тесное объединение личных, общественных и коллективных интересов.
  • Гарантирование того, что основные ресурсы будут сконцентрированы на главных направлениях производства.
  • Возможность связать экономические возможности с удовлетворением различных общественных потребностей.

К областям финансов (их появления и дальнейшего функционирования) относится второй этап воспроизводственного процесса. Именно здесь распределяется стоимость созданного продукта. Каждый субъект хозяйствования в результате этого должен получить определенную долю в продукте производства.

Характеристики финансов как экономической категории

Финансовые отношения характеризуются распределительным характером. Это является очень важным признаком во время анализа финансов как категории экономики. При этом реальное движение средств происходит лишь на втором и третьем этапах процесса воспроизводства, которые заключаются непосредственно в распределении и обмене.

Есть еще одна теоретическая концепция, согласно которой финансы рассматриваются в качестве категории воспроизводства. При этом в состав системы финансов включаются, в том числе, денежные отношение еще на стадии обмена. Но финансисты отмечают, что обмен и распределение относятся к разным стадиям воспроизводства. И, соответственно, каждый из них имеет свои формы выражения.

Имеют ли финансы общественное назначение?

Что такое финансы в сфере распределительных отношений? Здесь их сущность проявляется благодаря распределительной функции. Благодаря ей может быть реализовано их общественное назначение, которое заключается в том, что каждый субъект хозяйствования в обязательном порядке должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Использоваться они могут как специальные фонды для целевого назначения.

У распределительной функции есть такие объекты действия:

  • часть национального богатства, которая обрела денежную форму;
  • стоимость валового общественного продукта, которая также выражается в денежной форме.

А качестве субъектов выступают физические и юридические лица (это может быть как государство, так и различные организации, объединения, учреждения или сами граждане), которые являются участниками воспроизводственного процесса. Именно в распоряжении субъектов располагаются фонды целевого назначения.

Учет финансов помогает обеспечить корректное протекание распределительного процесса во всех сферах жизни общества. Распределение с помощью финансовых методов помогает охватить различные уровни управления экономикой. Для него характерна многоступенчатость, в которой порождаются различные виды распределения.

Характеристики финансовой системы

Система финансов как экономическое понятие охватывает большое количество отношений, которые являются основой для образования и использования различных фондов денежных средств, а также органов, организующих подобные отношения.

Государственные финансы представляют собой систему, с помощью которой государство собирает и расходует денежные средства. Состояние финансов государства - очень важный параметр для определения дальнейшего темпа развития страны в целом.

Вторая сфера носит название «финансы хозяйствующих субъектов». И она представляет собой инструмент, используемый хозяйствами для сбора средств.

Третья сфера, которая принимается во внимание при учете финансов, - это финансы домашних хозяйств (так обозначается население страны).

Какую роль отыгрывают звенья финансовой системы?

Государственные финансы - это денежные отношения, относящиеся к распределению и перераспределению цены общественного продукта, а также доли национального богатства. Именно таким образом в распоряжение государства формируются финансовые ресурсы. При анализе финансов можно понять, что к этой сфере относится бюджет и различные внебюджетные фонды.

Источниками формирования являются целевые налоги, субсидии, займы, добровольные пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы, а также дополнительные доходы.

Благодаря внебюджетным фондам гарантируется целевое использование всех полученных ресурсов. Это позволяет контролировать состояние финансов в различных сферах.

Как связаны финансы с другими экономическими категориями?

Нужно внимательно разобраться во взаимосвязи финансов со многими экономическими категориями, среди которых следует отметить цену, кредит, заработную плату. Важна и последовательность, в которой данные категории вступают в процесс распределения.

Первой в распределительный процесс вступает цена, благодаря ей определяются первичные пропорции. Поле деятельности для финансов создается именно благодаря колебанию цены вокруг стоимости. Далее идут зарплата и кредит.

Понимание того, что такое финансы, очень важно для каждого субъекта хозяйствования, ведь только так можно грамотно распоряжаться полученными средствами.


Финансы – это система экономических отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (ВНД). В экономической жизни общества постоянно возникают многообразные финансовые отношения, в том числе между:
- государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
- предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий;
- государством и отдельными гражданами при уплате налогов, страховых платежей, получении пенсий, пособий, стипендий;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- государствами при получении займов.
Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров. Финансы обладают таким признаком, по которому их можно безошибочно выделить среди других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той "работе", которую они выполняют:
1.Аккумулирующая функция состоит в создании материальной основы функционирования государства, как органа власти.
2. Распределительная функция проявляется в обеспечении хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами; при распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
3. Стабилизационная состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, государственных расходов, трансфертов и т.д.) может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.
4. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых рычагов государство осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (контролирует их финансовую состоятельность).
Финансовая система- это форма организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Она включает в себя следующие звенья:
- государственные финансы, в том числе муниципальные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций);
- финансы населения.
Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Важнейшими элементами в системе государственных финансов являются бюджеты различных уровней (подробнее об этом в разделе 2), государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт обязательных целевых отчислений. В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед государством и собственными работниками банковской системой. Эти отношения выражаются в налогах, финансировании затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплате дивидендов, арендной плате и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов государства и населения.
Финансы населения связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой .

Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Случайные статьи

Вверх