Льготы по НДС: случаи предоставления и особенности их применения. Как снизить налог с помощью льгот по ндс

Рассматривая вопрос о льготах по НДС, любой налогоплательщик, применяющий общий режим налогообложения, как правило, имеет в виду ситуации, когда налог платить не нужно. Поэтому на практике термин «льгота» интерпретируется в достаточно широком смысле. Что такое налоговая льгота? Как избежать ненужных споров с налоговыми органами по вопросу применения льгот?

Налоговыми льготами по НДС налогоплательщики обычно считают:

Освобождение от обязанностей налогоплательщика на основании норм ст. 145 и 145.1 НК РФ;

Отсутствие объекта налогообложения при осуществлении операций, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ;

Операции, не подлежащие налогообложению, перечисленные в ст. 149 и 150 НК РФ;

Использование пониженных ставок налога при реализации отдельных категорий товаров (п. 1, 2 ст. 164 НК РФ).

Все ли из перечисленного выше является льготами с точки зрения налогового законодательства, контролирующих и судебных органов? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое налоговая льгота

Чтобы определить понятие налоговой льготы, обратимся к первоисточнику - НК РФ. Из анализа норм п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ следует, что налоговые льготы являются самостоятельным элементом налога наряду с такими, как налоговая ставка, налоговая база и др. Опираясь на эту норму налогового законодательства, специалисты Минфина России в письме от 17.08.2012 № 03-02-07/1-201 пришли к выводу, что, например, пониженную ставку налога нельзя рассматривать как льготу.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что налоговые льготы хоть и самостоятельный элемент налога, но вовсе не обязательный. Его (элемент) законодатель может предусмотреть (а может и не предусмотреть) в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Иными словами, элемент налога «налоговая льгота» носит временный характер.

Так, в проекте Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов отмечено, что любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период - например, на пять лет или более длительный срок в зависимости от целевой направленности этой льготы. Далее законодателю рекомендуется перед принятием решение о продлении действия льготы провести анализ эффективности ее использования 1 .

В ближайшие годы предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам.

В то же время единовременная отмена налоговых льгот не должна оказывать негативного влияния на достижение одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста. В связи с этим будут отменены налоговые льготы, которые не стимулируют экономического роста в стране, а также льготы, не имеющие социального эффекта 2 .

Определение рассматриваемого понятия дается в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Так, под льготой по налогам и сборам следует понимать преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать их в меньшем размере. Напомним, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Необходимо также учитывать норму п. 3 ст. 56 НК РФ.

Так, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Другими словами, законодатель может предоставить отдельным категориям налогоплательщиков право использовать определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками в отношении уплаты налога, а налогоплательщик, в свою очередь, может использовать или не использовать это право.

Еще одно немаловажное обстоятельство. При установлении налоговых льгот обязательно должны быть определены основания для их использования налогоплательщиком. Таковы требования п. 2 ст. 17 НК РФ. Следовательно, налоговая льгота может быть предоставлена налогоплательщику только при выполнении им всех необходимых условий, предусмотренных для ее получения.

Далее в ст. 93 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (абз. 1 п. 1). В частности, в ходе камеральной проверки налоговые органы могут истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае отказа от представления запрашиваемых документов или непредставления их в установленные сроки проверяющие имеют право трактовать это обстоятельство как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в ст. 126 НК РФ, а также произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Таким образом, основными критериями в определении понятия налоговой льготы являются:

    предоставление налоговым законодательством преимущества одной категории налогоплательщиков перед другими. Причем у налогоплательщика появляется право использовать или не использовать это преимущество;

    наличие у налогоплательщика оснований получения налоговых льгот;

    наличие у налогоплательщика соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот.

Обратите внимание!

По поводу применения нормы п. 6 ст. 88 НК РФ было дано четкое разъяснение в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Так, в этом постановлении сказано, что «судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками».

Таким образом, действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется только на те случаи освобождения от налогообложения, в отношении которых применяется понятие «налоговая льгота».

Во всех остальных ситуациях эта норма не работает.

Если рассматривать законодательно установленные налоговые освобождения и изъятия с точки зрения указанных выше критериев, то далеко не все они будут отвечать понятию «налоговая льгота» и, как следствие, по-разному будут контролироваться со стороны налоговых органов.

Так, к льготам по НДС нельзя отнести применение пониженных ставок по налогу, осуществление операций, не признаваемых объектом налогообложения, некоторые операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ, как операции, хоть и освобожденные от налогообложения, но не предоставляющие одним налогоплательщикам определенных преимуществ по сравнению с другими.

Например, подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении архивных учреждений и организаций относительно услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов и т.д. (см., например, подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но есть группа операций, которая по своему смыслу льготой не является; по этим операциям законодатель установил лишь особые правила налогообложения применительно ко всем категориям налогоплательщиков, например, подп. 1, 3 п. 2 ст. 149 НК РФ. Об этом сказано в постановлении Пленума ВАС РФ 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее - постановление № 33).

Следовательно, все налоговые освобождения можно разделить на две группы - налоговые льготы и прочие налоговые освобождения. Понимание этого дает возможность налогоплательщику избежать ошибок с точки зрения налогового контроля применения и использования как льгот, так и налоговых освобождений.

В отношении НДС критериям налоговой льготы вполне отвечают, например, нормы ст. 145 и 145.1 НК РФ. Основные отличия налоговых льгот от прочих налоговых освобождений покажем на примере ст. 145 НК РФ.

Льгота по ст. 145 НК РФ

Итак, ст. 145 НК РФ предоставляет право отдельным категориям налогоплательщиков не уплачивать налог на территории РФ.

Освобождение по данной статье может получить любой налогоплательщик (организация и индивидуальный предприниматель (далее - ИП), признаваемые налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ), у которого объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает установленного лимита - 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца.

Таким образом, одна категория налогоплательщиков - налогоплательщики с объемом выручки в пределах установленного лимита за определенный период времени получает преимущества перед другими, у которых объем выручки превышает этот лимит за тот же временной период.

Такая льгота, по мнению контролирующих органов, дает отдельным налогоплательщикам в периоде освобождения возможность:

Не платить НДС внутри страны, то есть не определять налоговую базу и не исчислять налог (письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03-07-14/107). Данные разъяснения представляются вполне логичными, чего нельзя сказать о мнении специалистов УФНС России по г. Москве, высказанном в письме от 18.08.2008 № 19-11/077280. Налогоплательщикам, освобожденным от уплаты налога, рекомендовано, например, не вести книг продаж, не выставлять счета-фактуры своим контрагентам. Вряд ли можно согласиться с такими рекомендациями. Одним из важнейших условий предоставления освобождения (так же, как и его продления) являются документы, подтверждающие размер выручки, в частности, выписка из книги продаж. Что касается невыставления счетов-фактур, то ситуация еще более абсурдна, поскольку противоречит требованиям п. 5 ст. 168 НК РФ. Особое указание имеется только в отношении авансовых счетов-фактур. Так, согласно п. 17 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) продавец, использующий право на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, при получении суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ оказания услуг) счет-фактуру не составляет;

Не вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@). В этой ситуации налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога, при заключении договоров с контрагентами - плательщиками налога могут письменно оформить согласие о непредставлении им счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако при утрате освобождения, например, из-за превышения лимита по выручке, ситуация может несколько усложниться. В связи с этим следует продумать вопрос использования указанной выше нормы налогового законодательства;

Не представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (см., например, письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@), УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20). Вместе с тем контролирующие органы указали на ситуации, когда у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, все же возникает необходимость представить налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20).

Это следующие ситуации:

Выставление покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС. По общему правилу организации и ИП, освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 и 145.1 НК РФ, обязаны оформлять расчетные документы, первичные учетные документы и выставлять счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом согласно п. 5 ст. 168 НК РФ на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»;

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС;

Участие в простых товариществах, инвестиционных товариществах (в роли управляющих), концессионных соглашениях (в роли концессионера).

Нельзя забывать и о норме, введеной в действие с 2015 г., - об обязанности лиц, освобожденных от уплаты налога, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях (п. 3.1 ст. 169 НК РФ):

Выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции;

Выставления и (или) получения ими счетов-фактур при выполнении функций застройщика.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, но касается оно не тех, кто применяет освобождение от уплаты НДС, а тех, кто с ними работает.

Так, организации (ИП), заключая договоры с лицами, освобожденными от уплаты налога, должны помнить, что налоговые органы вправе проконтролировать цену договора на предмет ее соответствия рыночной. Таково требование подп. 4 п. 4 ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ.

Основания для применения освобождения

Во-первых, организации и ИП, претендующие на освобождение от уплаты налога, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца:

    не должны осуществлять реализацию только подакцизных товаров. Если организация или ИП осуществляет торговлю одновременно подакцизными и неподакцизными товарами, то в этой ситуации можно получить освобождение, но только в отношении реализации неподакцизных товаров. Налогоплательщик при этом обязан вести раздельный учет операций по реализации подакцизных и неподакцизных товаров (см. Определение КС РФ от 10.11.2002 № 313-О, а также письмо УФНС России по г. Москве от 25.02.2004 № 24-14\11745);

    не быть вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными ИП. Однако, если предприниматель отработает три месяца, право на освобождение может появиться при выполнении условия по ограничению размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При отсутствии операций по реализации в указанный период времени, а следовательно, и выручки, организации и ИП все же могут претендовать на освобождение. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 № 19-11/077487. Хотя на этот счет существует и прямо противоположная точка зрения (см. письмо Минфина России от 28.03.2007 № 03-07-14/11);

    не являться организацией - участником проекта «Сколково» Для таких организаций ст. 145.1 НК РФ предусмотрены специальные правила получения освобождения от налогообложения НДС;

    не должны заниматься импортом товаров на территорию РФ (и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);

    не исполнять обязанностей налогового агента.

Во-вторых, объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должен превышать установленного лимита в 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца. Мониторинг объема выручки от реализации налогоплательщиком осуществляется ежемесячно.

В связи с этим следует определить алгоритм расчета выручки от реализации для целей исчисления указанного лимита, поскольку ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве не содержится.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении № 33, при определении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 НК РФ необходимо учитывать несколько моментов.

1. Поскольку в указанной статье не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете (абз. 2, 3 п. 3 постановления № 33).

2. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.

В связи с этим при определении размера выручки не должны учитываться (п. 4 постановления № 33):

    поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения). Отметим, что в постановлении № 33 рассматриваются лишь поступления по операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ. На практике у налогоплательщика возможны и иные поступления, например, по операциям, не признаваемым объектом налогообложения НДС, по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. По мнению автора, в спорах с налоговыми органами вполне возможно апеллировать к постановлению № 33, поскольку эти операции не отвечают понятию налоговой льготы. Но не исключена возможность, что отдельные налоговые инспекторы будут придерживаться только тех разъяснений, которые буквально содержатся в постановлении № 33 и не будут согласны с их расширительной трактовкой. В такой ситуации налоговый спор неизбежен;

    доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Поскольку, отмечается в постановлении № 33, на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации контролирующие органы полностью поддерживают позицию, приведенную в постановлении № 33.

В письме ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ , в частности, отмечено, что постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться, рассматривая вопрос о целесообразности доначисления сумм НДС при определении размера выручки от реализации в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Вместе с тем есть ряд доходов, которые, по мнению контролирующих органов, также не следует учитывать в составе выручки от реализации для получения освобождения от уплаты НДС. Позиция по этому вопросу высказана в ряде писем, имеются также соответствующие судебные решения. Согласно письму УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541 в сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) не включаются суммы:

    связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ;

    оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

На основании постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2007 № А56-46298/2006 в выручку от реализации не нужно включать доход от игорного бизнеса в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.

Не следует включать в выручку от реализации стоимость товаров (работ, услуг) при их безвозмездной передаче. В этой ситуации, по мнению контролирующих органов, стоимость безвозмездно реализованных товаров (работ, услуг) не соответствует понятию «выручка». Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 30.09.2013 № 03-07-15/40261.

И наконец, Минфин России разъясняет, что для получения освобождения от уплаты НДС не следует учитывать выручку от реализации, полученную по деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД (см. письма Минфина России от 26.03.2007 № 03-07-11/71 и № 03-07-11/72).

В-третьих, необходимо уведомить налоговый орган о намерении использовать свое право на освобождение. Для этого в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, следует представить в налоговый орган письменное уведомление (форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) и соответствующие документы, подтверждающие право налогоплательщика на освобождение (абз. 2, 3 п. 3 ст. 145 НК РФ).

При толковании данной нормы, указывается в постановлении № 33, судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов (п. 2 постановления № 33).

Поскольку освобождение от уплаты налога носит уведомительный характер, то налоговый орган не должен давать соответствующего на то разрешения.

Список документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС, приведен в п. 6 ст. 145 НК РФ. Это:

    выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

    выписка из книги продаж;

    выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Безусловно, у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, составление указанных выше документов не вызывает особых трудностей. Тем более что налоговое законодательство не содержит требований по утверждению форм документов, подтверждающих право на освобождение. Поэтому на практике подобная документация представляется в произвольной форме.

Отдельное требование установлено в отношении организаций и ИП при переходе с таких специальных режимов налогообложения, как УСН и ЕСХН, на общий режим налогообложения и претендующих на освобождение. Такие налогоплательщики представляют в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов, которая (книга) применялась в соответствии с УСН или ЕСХН.

Что касается организаций и ИП, ранее применявших систему налогообложения в виде ЕНВД, и претендующих на освобождение от уплаты налога при переходе на общий режим налогообложения, то налоговое законодательство в этом случае специальных разъяснений не дает. Для таких налогоплательщиков представляется наиболее безопасным все же отработать три месяца на общем режиме налогообложения, а уже после этого представить в налоговый орган соответствующее уведомление и пакет необходимых документов. Хотя, следует отметить, что имеется судебное решение, принятое в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Северо-западного округа от 09.12.2009 по делу № А44-923/2009 отмечено, что возникновение права на освобождение от исчисления и уплаты НДС обусловлено суммой выручки, полученной организацией (индивидуальным предпринимателем) от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца. С учетом данного обстоятельства ссылка налогового органа на отсутствие индивидуального предпринимателя документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ, ввиду применения в предшествующем периоде системы налогообложения в виде ЕНВД является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о необоснованности использования предпринимателем права освобождения от исчисления и уплаты НДС.

Все подтверждающие документы вместе с уведомлением в налоговый орган можно направить:

    заказным письмом по почте. В этом случае днем их представления считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ);

    лично (через представителя).

В-четвертых, налогоплательщик должен восстановить и уплатить в бюджет сумму налога, ранее (то есть до использования права на освобождение) принятого к вычету на основании ст. 171, 172 НК РФ. Здесь имеются в виду операции по приобретению налогоплательщиком до периода освобождения различных материальных ценностей (в том числе основных средств и нематериальных активов) для деятельности, облагаемой НДС.

По общему правилу эти суммы налога были предъявлены налогоплательщиком к вычету из бюджета. После подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога, ранее приобретенные объекты начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. А согласно подп. 2 п. 3 и подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы налога, ранее принятые к вычету, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Период восстановления суммы налога зависит от того, с какого месяца налогового периода используется льгота.

Так, если освобождение применяется (п. 8 ст. 145 НК РФ):

    с первого месяца текущего налогового периода, то налог следует восстановить в бюджет в предыдущем налоговом периоде. Например, если принято решение использовать освобождение от уплаты НДС с 1 января 2016 г., то соответствующая сумма НДС должна быть восстановлена в бюджет в IV квартале 2015 г.;

    со второго (или третьего) месяца налогового периода, то налог подлежит восстановлению в бюджет в том налоговом периоде, начиная с которого используется право на освобождение.

В-пятых, поскольку срок освобождения автоматически не продлевается, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о своих дальнейших действиях (освобождение продлевается или не продлевается).

Так, согласно абз. 2 п. 4 ст. 145 НК РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом в 12 календарных месяцев, организации и ИП, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

    документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;

    уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев (форма утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) или уведомление об отказе от использования данного права, составленное в произвольной форме. Таким образом, налогоплательщику следует уведомить налоговый орган, как в случае продления освобождения, так и в случае отказа от него.

Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС (либо указал в этих документах недостоверные сведения), а налоговый орган установил, что условия предоставления освобождения не соблюдаются, то такому налогоплательщику следует восстановить и уплатить в бюджет сумму налога (вместе со штрафом и пени) (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Использовать освобождение предстоит в течение 12 последовательных календарных месяцев. При этом добровольный отказ от льготы в течение этого периода в налоговом законодательстве не предусмотрен. Исключение составляют случаи, изложенные в п. 5 ст. 145 НК РФ, когда налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты налога (п. 4 ст. 145 НК РФ), а именно:

    за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превысила 2 млн руб.;

    имела место реализация только подакцизных товаров;

    отсутствовал раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

Ведение бизнеса всегда связано не только с рисками и возможными низкими выручками, но и с регулярной оплатой НДС. На данный момент чаще всего в реализации продукции применяется 18% ставка. И хотя в большинстве случаев избавиться от начисления налога невозможно, но снизить его могут льготы по НДС.

Виды льгот по НДС

Применение льготы позволяет существенно снизить налоговую ставку или же вообще получить . На данный момент под льготную категорию попадает ряд продукции, реализуемой на территории РФ. Условно льготы можно разделить на три категории:

  • Предоставляется в реализации конкретной группы товаров и услуг.
  • Предоставляется определенным предприятиям и ИП.
  • Применяется только при проведении определенных операций.

К первой группе относится почтовая продукция, представляющая собой конверты, марки и открытки. Также относятся к этой группе медицинские товары, а также изготовленные с применением драгметаллов монеты, не относящиеся к категории коллекционных. Предоставляемые услуги, связанные с реставрационными работами. Производство пищевой продукции, предназначенной для медицинских, а также школьных и дошкольных учреждений. Также льготой для первой категории могут воспользоваться ИП и представители организаций и компаний для проведения операций, связанных с продажей отходов, цветного и черного лома.

Второй категорией скидок НДС могут воспользоваться предприятия и ИП, предоставляющие виды услуг или работы, связанные с образовательной сферой, продажей продукции в местах, где отсутствует пошлинная торговля. Также льгота доступна тем, у кого реализация работ связана с культурой или искусством. Относятся к этой категории и организации, занимающиеся реализацией товаров, предназначенных для общественных предприятий, сельского хозяйства; ритуальными, архивными, юридическими услугами. Воспользоваться скидкой на налог могут и другие компании и ИП, сфера действия которых имеется в списке, представленном в статье 149 НК.

К последней категории относятся компании и организации, предоставляющие во временное пользование помещение иностранным лицам и компаниям, обладающим аккредитацией в РФ. Также сюда относится произведенная без осуществления платы передача товара и другие виды процедур, указанные в списке в статье 149 НК.

Всё льготы подробно расписаны в этом видео:

Кто может получить льготу

Независимо от того, кто решил использовать скидку для налога, фирма или юридические лица, правила ее использования для всех одинаковые. В случае ведения компанией деятельности, подлежащей лицензированию, она имеет право получить скидку на НДС. Но если лицензии нет, компания теряет право на получение льготы.

На получение льготы имеют право все компании, организации и ИП, регулярно проводящие операции, подлежащие льготированию. Отказ в льготе НДС ожидает компании и ИП, проводящих операции с продажей подакцизных товаров. Хотя стоит заметить, что такие налогоплательщики могут получить скидку на налог при проведении ранее описанных видах услуг. Только в таком случае они обязаны будут заносить информацию о совершенных операциях, подходящих под льготные категории, в выделенном для этого учете.

Также получить скидку могут и те компании, выручка которых за прошедший квартал составила не более 2 млн. рублей.

Как получить льготы

При соответствии всем требованиям, предъявляемым в НК, компания может смело приступать к подготовке перехода на льготный режим. Для этого необходимо своевременно собрать всю документацию, подтверждающую проведение ИП или организацией продажу товаров, которые не облагаются налогом, и низкий уровень выручки. Если организация желает получить льготу, следует позаботиться о наличии выписки из бухгалтерского баланса.

Обязательным условием получения льготы является наличие копий журнала с полученными и выставленными счетами–фактурами. Отправка документации может быть осуществлена через почту в виде заказного письма. Ожидать ответа от налоговой службы не надо, так как льгота не требует разрешения, и отправленное заказное письмо в налоговую службу является обычным уведомлением служб об изменении налогового положения организации или ИП.

Обязательно следует проверить последние месяцы, в которые организация работала по НДС и производила вычеты. Если за прошедшие последние три месяца проводились операции, требующие вычета НДС, то необходимо будет провести процедуру восстановления входного налога. Об этом следует позаботиться перед уведомлением налоговой о праве получения льготы. Для проведения восстановления входящего НДС следует уменьшить налоговые вычеты.

Не всегда бывает, что льгота помогает развитию бизнеса. К примеру, компания помимо реализации продукции на территории страны дополнительно занимается экспортом. В этом случае скидка будет только препятствовать развитию сотрудничества с контрагентами из других стран. Поэтому прежде чем отсылать в налоговую подтверждающие документы, лучше еще раз все обдумать. Но даже если скидка была получена, то отказаться от нее можно в начале любого квартала. Для этого лишь следует до 1 числа предоставить в налоговую службу заявление, составленное в произвольной форме.

Устанавливая величину любого налога, включая и , государство оставляет за собой право быть его регулятором. Это необходимо для более оперативного управления экономическими процессами. Одним из видов подобного регулирования является предоставление преференций на отдельные виды товаров и работ, в которые входят и льготы по НДС, их виды и порядок представления мы сегодня и рассмотрим.

Особенности применения

Речь идет о возможности освободиться от обязательств по уплате НДС на некоторые виды операций или товаров, а так же при условии деятельности компании, попадающей под определенные требования НК. При этом льготы не являются обязательством государства перед отдельными категориями , а лишь предоставляемой временной возможностью облегчить условия работы в некоторых секторах экономики.

О льготах по НДС расскажет данное видео:

Нормативное регулирование

Порядок и условия применения налоговых льгот по регламентируется НК РФ (а именно ст. 145, 149, 150, 164, которые входят в 21-ую главу. Кроме того есть еще несколько федеральных законов, и уточняющие условия применения льгот постановления правительства.

Разновидности льгот по НДС

По смысловому содержанию льготы можно рассматривать в виде трех групп, которые наполнены следующим содержанием:

  1. Налоговые послабления на конкретные, описанные в НК, виды работ или товаров . Это связано с деятельностью в области медицины, искусства, спорта, почтовой связи, рекламы. А так же при проведении научно-исследовательских, ремонтно-реставрационных и гарантийных работ.
  2. Льготы, распространяющиеся на определенные, выделенные законом, категории компаний . Условием льготирования в этом случае должна быть работа в: области культуры, образования, кинематографа, санаторного оздоровления, реализации сельхозпродукции, ритуальных услуг, архивного дела, банковских и страховых операций. Здесь же рассматриваются в качестве условия услуги по внеклассной работе с детьми и помощи инвалидам и пожилым гражданам.
  3. Льготы, охватывающие некоторые коммерческо-хозяйственные операции . Научно-исследовательские работы, участие в целевых программах, сдача жилья в наем, некоторые финансовые услуги, торговля долями или паями в .

Предоставление послаблений

Эти льготы доступны каждому плательщику НДС, но только в тех случаях, если выполняются условия предоставления данных преференций. А именно:

  1. или освобождены от обязанности уме на основании статей НК №145 и №145.1.
  2. Хозяйствующие субъекты занимаются , освобожденных от .

Про ставки и льготы по уплате НДС, которые устанавливаются в нашем государстве, читайте ниже.

Факторы освобождения от уплаты

В этом случае причинами для такого события бывают:

  • Отсутствие у компании достаточной выручки (предел – 2000000 миллиона рублей за три месяца последовательно).
  • Организации и компании, участвующие в реализации государственных инновационных проектов.
  • обозначенной в статье 150 НК РФ (льготы по уплате НДС при ввозе товаров).

Про использование льготы для инвалидов по НДС и другие случаи полного освобождения по уплате читайте ниже.

Освобожденные от полной уплаты операции

Перечень подобных операций рассматривается статьей 149 НК и включает:

  • Предоставление в аренду иностранным компаниям и гражданам помещений различного назначения.
  • Все что связано с медицинским обслуживанием и уходом за инвалидами и больными.
  • Занятие архивным делом.
  • Услуги, связанные с транспортом и почтой.
  • Сдача в наем недвижимости.
  • Услуги в социальной сфере и связанные с культурной деятельностью.
  • Операции с уставным капиталом.
  • Работы по государственным программам.
  • Благотворительность и безвозмездная помощь.

Про документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, читайте ниже.

Подтверждение льгот

Применение льгот по НДС не является обязательным, а даже право на их получение необходимо подтверждать в каждом случае отдельно. Причем подтверждение должно быть документальное. Надо быть готовым и . Для подтверждения права на льготные налоговые преимущества бывает необходимо предоставить:

  • Выписки из баланса.
  • Подтверждение выполнения операций из книги продаж.
  • То же самое из книги учета расходов и доходов для ИП.
  • Лицензии на льготные виды деятельности (если они лицензированы).
  • Договора.

Отказ от привилегий

Допустимые случаи

Иногда компании бывает не выгодно принимать предлагаемые государством льготы. Это может быть, когда:

  • Фирма не хочет терять ставку НДС в 0% при работе на экспорт.
  • В том случае, если партнеры компании отказываются заключать сделки с неплательщиком НДС.
  • При затруднении вести раздельный учет по операциям с НДС и без него.
  • В том случае, если отказ от НДС грозит снижением прибыли.

Право на отказ от льготы по НДС может быть реализовано при проведении сделок, перечисленных в статье 149 НК РФ. Причем отказаться можно со ссылкой на конкретный пункт статьи сразу на все операции, перечисленные в данном пункте. Вычленять отдельные операции нельзя.

Каждая компания принимает решение об отказе самостоятельно.

Способы

Для отказа пишется заявление в произвольном виде. В нем указывают:

  • Пункт статьи 149 с указанным в нем перечнем операций для отказа от льгот.
  • Период отказа (минимум год).

Для того чтобы у клиентов-покупателей не было проблем с , желательно оповещать их об отказе от льгот по НДС.

Все просто, если следовать важным советам.

Про коды налоговых льгот по НДС и другие важные моменты расскажет видео ниже:

Налог на добавленную стоимость (НДС) косвенный вид налога, способ взимания доли стоимости товара, услуги или работы, осуществляемый на каждом этапе процесса их изготовления. Обычная ставка НДС в РФ – 18% , она действует по умолчанию, если не сказано, что налог будет начислен по ставкам 10% или 0% . Налоговые льготы по НДС – применяемая заниженная ставка или отсутствие налога вовсе. Список необлагаемых операций является закрытым .

Перечень налоговых льгот

Для удобства можно поделить существующие льготы по НДС на группы:

Применяемые при продаже некоторых товаров, осуществлении услуг и работ Применяемые особыми группами компаний и ИП Применяемые при проведении некоторых операций
– продажа марок;

– продажа произведений народных худ. промыслов, объявленных ценными;

– продажа медикаментов (перечень закрытый);

– продажа монет из драг.металлов, не имеющих ценности для нумизматов;

– ремонт в рамках гарантийного срока использования;

– реставрация, ремонт, консервация исторических и культурных памятников и построек;

– научные исследования, опытно-конструкторские мероприятия, спонсируемые из бюджета;

– продажа драг.металлов/камней, руд с примесью драг.металлов, нешлифованных алмазов, их обломков;

– приготовление пищи для образовательных и медучреждений, детсадов;

– мед. услуги;

– транспортировка людей по городу и пригороду;

– тушение лесных пожаров;

– ремонт воздушных судов (в т. ч. аэронавигационное обслуживание) на аэродромах и в воздухе;

– лоцманская проводка и обсл. морских судов и судов внутр. плавания при нахождении в порту;

– сдача в аренду спортинвентаря для спортивно-зрелищных событий;

– продажа жилья целиком и долями;

– передача долей в правах на общее имущество в многоквартирном доме при продаже квартир;

– продажа эксклюзивных прав и прав на эксплуатацию новшеств, изобретений, софта для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, БД, промышленных образцов;

– продажа лома и отходов ч. и цвет. металлов;

– учебные курсы;

– продажи в точках, где нет пошлины;

– мероприятия в области искусства и культурные мероприятия, продажа входных билетов учреждениями физкультуры и спорта;

– съемки фильмов, признанных национальными;

– продажа товаров, услуг и работ обществами людей с ограниченными возможностями;

– продажа сельскохозяйственной продукции;

– Ритуальные услуги;

– услуги архивов;

– Услуги страховщиков;

Пенсионное страхование муниципальными учреждениями;

– Операции в отделениях банков;

– Операции с банковскими картами;

– Платежи за детсад, занятия для развития детей;

– Уход за больными, пожилыми и людьми с ограниченными возможностями в гос. и муниципальных организациях соцзащиты;

– Адвокатская деятельность (в т. ч. адв. бюро);

– отчуждение товаров в пользу уголовно-исполнительных учреждений;

– продажа товаров, услуг и работ гос. унитарными организациями (и “уголовными” мастерскими лечебных исправительных колоний) при предприятиях соцзащиты и соцреабилитации населения, противотуберкулезных, психо- и психоневрологических организациях;

– продажа предметов религии и печатной продукции;

– Услуги санаторных, курортных, лагерных предприятий России для детей, пребывание в которых основывается на выдаче путевки или курсовки;

– казино;

– производство медикаментов, ремонт оптики, слуховых аппаратов и протезно-ортопедической продукции;

– услуги, за которые население уплачивает госпошлину.

– сдача в аренду площадей для иностранцев и зарубежных предприятий, прошедшим аккредитацию в РФ;

– предоставление заемных средств;

– работы по организации постройки жилья для военнослужащих;

– организация государственных лотерей;

– передача во временное пользование жилплощадей;

– осуществление работ в портовой ОЭЗ жителями данной зоны;

– перекупка кредитных продуктов и займов;

– благотворительная передача чего-либо;

– научные исследования и опытно-конструкторские работы, спонсируемые гос. бюджетом и направленные на изобретение новых продуктов и технологий;

– продажа долей предприятий, паев в инвест. фондах и фондах кооперативов, акций, инструментов срочных сделок.

Налоговые льготы по НДС для организаций, сбывающих макулатуру, медицинскую, племенную продукцию и занимающихся перевозкой людей ж/д транспортом

Для торговли “племенной” продукцией. Ставка НДС на сегодняшний день – 0% . До 1.10.2016г. данный вид деятельности облагался по сниженной ставке в 10%. Льгота действует на основании свидетельства на происхождение и некоторые качества животных, их семени или эмбриона. Сюда относятся:

  • продажа племенного скота,
  • домашних пернатых,
  • семени животных,
  • эмбрионов.

Для торговли макулатурой. Ставка НДС на сегодняшний день – 0%. Продлится действие льготы до 31.12.2018г. включительно. До 1.10.2016г. на подобную деятельность начислялся НДС по ставке 18%. Сюда относятся:

  • продажа отходов бумаги,
  • отходы картона, образовавшихся в процессе пр-ва и потребления,
  • бракованные и непригодные для чего-либо бумага, картон, типографская продукция, деловая корреспонденция, просроченные документы.

Для товаров медицинского характера. Ставка НДС на сегодняшний день – 0% (действие продлено). Ввоз сырья и комплектующих – 0%, если похожих изделий нет в РФ. Сюда относятся:

  • лекарства, от которых зависит жизнь человека;
  • протезы, ортопедия, детали и связанные с ними предметы;
  • техсредства для реабилитации людей с ограниченными возможностями и профилактики инвалидности;
  • оптика для улучшения зрения.

Для ж/д перевозок пассажиров. Ставка НДС на сегодняшний день – 0% (продлена до 31.12.2017г.). Сюда относится транспортировка пассажиров ж/д транспортом в пригородном сообщении.

Применение льгот по НДС

Применять существующие льготы по НДС представляется возможным любой компании или ИП при выполнении требований, которые условно делятся на 2 группы:

  • общие условия, относящиеся ко всем организациям;
  • дополнительные, в зависимости от рассматриваемой льготы:
  1. Если деятельность компании подлежит обязательному лицензированию, для получения льготы нужно, чтобы она была. Если лицензия не получена, НДС платится на общих условиях. Сотрудники ФНС пояснили, что возможность получать льготу по НДС утрачивается с даты прекращения действия лицензии. Но если организация заранее начала процесс ее продления (если нет – льготы точно не действуют), но не успела продлить по независящим от нее обстоятельствам, при этом продолжая социально значимую работу, льгота сохраняется.
  2. Когда организация совмещает несколько форм заработка, на одну из которых положена льгота, она ведет учет операций, связанных с НДС, для каждой из них по отдельности.

За льготниками сохранится обязанность:

  • выставлять счет-фактуру,
  • заполнять регистры покупок и продаж,
  • фиксировать приходящие и исходящие счета-фактуры,
  • подавать в ФНС декларацию по НДС.

Особые требования к счету-фактуре:

  • величина налога не обозначается,
  • пишется “Без налога (НДС)”.

Операции, для которых не нужна выдача счета-фактуры:

  • реализация акций (кроме услуг брокеров и посредников);
  • операции из списка ст. 149 НК РФ, совершаемые банковскими учреждениями, компаниями-страховщиками и муниципальными пенсионными фондами.

Нюансы применения основных льгот по НДС

Основные льготы по НДС:

  • на проведение операций в качестве посредника;
  • на продажу товара общественными предприятиями людей с ограниченными возможностями;
  • на продажу медикаментов и лечебных услуг;
  • на оказание услуг в учебной сфере;
  • на оформление займа.

Льготы по НДС на проведение операций в качестве посредника. При осуществлении подобных операций по отношению к товару может быть использована льгота, но сам посредник, получив за свою работу денежное поощрение, выплачивает с него НДС на общих условиях. Если только суть операции не заключалась в:

  • сдаче площадей в аренду иностранцам и зарубежным компаниям, прошедшим аккредитацию в РФ;
  • продаже медикаментов по закрытому списку;
  • оказании ритуальной услуги, оформлении могилы или продаже ритуальных предметов по закрытому перечню;
  • продаже продукции народных худ. промыслов, ценность которой доказана и образцы которой прошли регистрацию по закону (подакцизные товары не в счет).
  • (Имеется в виду, что в вышеперечисленных случаях НДС не начисляется ни изготовителями, ни посредниками)

Общественные организации людей с ограниченными возможностями. Не облагается НДС непосредственно продукция, изготовленная компанией, но налог начисляется при посредничестве, работе брокера и торговле. Количество участников-инвалидов должно достигать минимум 80% всех членов организации. От предлагаемых государством льгот можно и отказаться, как и другим предприятиям.

Льгота по НДС действует и тогда, когда продукция реализуется компаниями, 100% уставного капитала которых принадлежит обществам инвалидов (требование на счет 80% участников для таких обществ сохраняется). Дополнительные требования:

  • ССЧ сотрудников с ограниченными возможностями составляет минимум половину всех служащих по данным за квартал (совместители и внештатники не считаются),
  • В фонде заработной платы служащим-инвалидам выделена минимум четверть.

НДС не начисляют фирмы, полноправные владельцы которых являются общества инвалидов (минимум 80% которых – инвалиды и их представители), продающие товары/услуги людям с ограниченными возможностями (в т. ч. несовершеннолетним и их опекунам) и учрежденные в целях:

  • организации учебных процессов,
  • культурных мероприятий,
  • проведения лечебных процедур,
  • организации мероприятий физкультуры и спорта,
  • научных исследований,
  • донесения информации,
  • юридического консультирования.

Если товары подакцизные, или они включены в список необлагаемых товаров по решению Правительства.

Реализация медикаментов и лечебных процедур. Лекарства могут быть изготовлены в РФ или заграницей, но список их закрыт. Отказ от льготных условий не предусмотрен законом. Льгота по НДС распространяется на юридических лиц, ИП (даже посредников), торгующих продуктами из этого списка и оформившим лицензию. Если лекарств нет в утвержденном списке, НДС стандартный – 18%. Если мед.услугу предоставляет мед.учреждение или частный доктор, НДС тоже не начисляется. Сюда не относятся услуги косметологов, ветеринаров и санэпидемстанций (кроме спонсируемых из бюджетных средств).

Частные практики обязаны лицензировать свою деятельность, иначе НДС они начисляют на общих условиях. Если же лицензия оформлена надлежащим образом и продлевается по необходимости, отказ от льгот для них невозможен. Посредники НДС платят.

Выдача заемных средств. Данная деятельность не подлежит лицензированию. Льгота распространяется только на заём, выдаваемый деньгами. При этом налог не начисляется ни на сам заём, ни на % по нему. Можно льготными условиями не пользоваться, если это будет в интересах организации.

Отказ от льгот

Случается так, что в интересах компании было бы лучше не применять льготу. От льгот можно и отказаться, если соблюсти некоторые требования:

  1. Отказываться от льготного НДС только по отношению к операциям, включенным в список пункта 3 статьи 149 НК РФ;
  2. Не применять льготу ко всем сделкам, не только проводимым с каким-то отдельным клиентом;
  3. Не использовать льготу минимум 12 месяцев, на меньший промежуток времени отказываться от нее нельзя;
  4. Документально оформить отказ в ФНС в свободной форме до первого числа квартала, по наступлении которого НДС перестает начисляться. Наказания за подачу заявления после этого квартала не предусмотрены, но обязательно нужно платить НДС и не нарушать условия:
  • товар, услуга, работа оплачивались для проведения сделок, на которые начисляют НДС;
  • они были оприходованы;
  • продавец выставил счет-фактуру.

Коды налоговых льгот

Налоговые льготы представлены следующими кодами:

1010811 Продажа товаров за рубежом в соответствии со ст. 147 НК РФ
1010812 Продажа услуг за рубежом в соответствии со ст. 148 НК РФ
1010200 Операции, не облагающиеся НДС
1010201 – 1010256 Операции, необлагающиеся НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ
1010271 – 1010264 Операции, необлагающиеся НДС в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ
1010400 Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает ст. 164 НК РФ
1010401 – 1010416 Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает п. 1 ст. 164 НК РФ
1010417 – 1010418 Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает п. 12 ст. 165 НК РФ
1011700 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии со ст. 161 НК РФ
1011711 – 1011712 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ
1011703 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ
1011705 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ
1011707 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ
1011709 Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 6 ст. 161 НК РФ
1011800 Операции с недвижимостью на основании п. 6 ст. 171 НК РФ
1011801 – 1011805 Операции с недвижимостью на основании абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ

Нормативные акты по теме

Нормативные акты представлены следующим перечнем:

ст. 145 НК РФ, ст. 145.1 НК РФ Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые полностью освобождены от обязанности исчислять и уплачивать НДС
ст. 149 НК РФ Список операций, не подлежащих обложению НДС
ст. 164 НК РФ Перечень налоговых ставок и операций, к которым они применимы
п. 6 ст. 149 НК РФ О правах на льготы по НДС компаниям, чья деятельность подлежит лицензированию
Определение от 31 января 2008 г. № 1209/08 Указание Высшего Арбитражного суда о том, что компания, находящаяся в процессе продления лицензии, имеет право на сохранение льготы по НДС, если продолжает оказывать услуги населению
Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18 апреля 2006 г. № А50-48644/2005-А5 Постановление о том, что фирма, не продлевающая лицензии на свою деятельность, теряет право на льготу по НДС
ст. 122 НК РФ О штрафовании компании, неправомерно применяющей льготы по НДС, и принуждении ее к уплате пеней
п. 5 ст. 168 НК РФ Об особом оформлении счета-фактуры при применении льготы по НДС
п. 5 с. 173 НК РФ О выплате НДС при неправильном оформлении счета-фактуры фирмой-льготником
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2008 г. № 7541/08 Об отказе от льгот по НДС при выполнении определенных условий
пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ Льгота по НДС на продукцию, произведенную общественной организацией инвалидов
Постановление Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 О грамотном определении среднесписочной численности сотрудников (ССЧ)
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884 О перечне товаров, реализация которых не подлежит освобождению от НДС
пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ О необложении НДС медицинских товаров и услуг из закрытого списка, утвержденного Правительством РФ
Постановление Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19 Перечень медицинских товаров и услуг, необлагаемых НДС
пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ О льготах по НДС на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, мед. учреждениями и врачами – частными практиками
п. 7 ст. 149 НК РФ Об уплате НДС посредниками в сфере медицинских услуг
пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ О необложении НДС детских садов, занятий с несовершеннолетними в кружках, секциях, студиях
пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ О необложении НДС услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) и воспитательного процесса
пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ О предоставлении льгот по НДС организациям, занимающимся выдачей займов и оказанием услуг по их предоставлению
ст. 39 НК РФ,

Постановления ФАС Уральского округа от 17 января 2008 г. N Ф09-11146/07-С2, от 13 июля 2006 г. N Ф09-6017/06-С7

О признании займов в натуральной форме реализацией и обложении их НДС
Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 187-ФЗ О неуплате НДС с 1 октября 2016 года организациями, которые ввозят и реализуют на территории РФ племенной крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученные от них семя и эмбрионы
пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ О ставке НДС 0% для реализации на территории России макулатуры
Федеральный закон от 2 июня № 173-ФЗ О продлении льготной ставки НДС для услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении

Типичные ошибки

Ошибка №1: Бухгалтер предприятия, применяющего льготу по НДС, забыл, что нужно помечать декларацию по данному налогу “Без налога (НДС)” и обозначила величину налога.

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота - это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1-2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2017): вопросы и ответы» .

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?» .

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?» .

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). Если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, требований по ведению раздельного учета не возникает (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Обратите внимание, что НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, приложение к письму ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ (п. 12), направленное в налоговые инспекции для использования в работе).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности» .

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Обратите, пожалуйста, внимание: в отношении медицинских товаров в части применения льгот по НДС произошли некоторые изменения.

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Об этом рассказывает наш материал «Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?» .

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС» .

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Ответ на этот вопрос можно узнать «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг» .

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

Подробнее об этом можно узнать из материала «От НДС освобождены только непроизводственные объекты долевого строительства» .

Зачастую организации стремятся использовать НДС для дальнейшего вычета при строительстве жилых помещений для реализации.

О законности данной меры можно узнать из материала «При строительстве жилья на продажу "входной" НДС нельзя принять к вычету» .

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в материале «От НДС-освобождения можно отказаться частично» .

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?» .

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике

Случайные статьи

Вверх