Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования. Положение о Фонде социального страхования РФ утв. пост. Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм.… … Словарь бизнес-терминов
Фонд социального страхования - (ФСС) – государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для социального страхования граждан. В современном виде ФСС России создан в 1990 году на основании постановления Совета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25… … Банковская энциклопедия
фонд социального страхования Справочник технического переводчика
Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной … Финансовый словарь
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ - самостоятельное государственное финансово кредитное учреждение. Осн. задачи: обеспечение гражданам гос. пособий, санаторно курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; участие в разработке и реализации гос. программ по охране… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Фонд социального страхования РФ - 1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации … Официальная терминология
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой бухгалтерский словарь
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой экономический словарь
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета… … Википедия
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (ФСС РФ) кредитное учреждение при Правительстве РФ; управляет средствами государственного социального страхования РФ (далее Фонд). Фонд представляет собой специализированную многоуровневую структуру, в которую входят региональные отделения во… … Российская энциклопедия по охране труда
ФСС действует в соответствии с указом президента о Фонде Социального Страхования РФ от 7 августа 1992. И в соответствии с положением о ФСС утвержденным постановлением правительства от 12 февраля 1994.
ФСС - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. Этот фонд управляет средствами государственного социального страхования РФ. Эти денежные средства являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов и н подлежат изъятию. Бюджет этого фонда и отчет об его исполнении утверждаются правительством РФ. А бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем.
Основные задачи ФСС:
1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей.
2. Участие в разработке и реализация госпрограмм по охране здоровья работников и мер по совершенствования соц страхования.
3. Осуществление мер обеспечивающих финансовую устойчивость соцстрахования.
4. Разработка предложений о размерах, тарифах страховых взносов на государственное соцстрахование.
5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы гос соцстрахования, разъяснительные работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
6. Сотрудничество с аналогичными фондами и международными организациями по вопросам соц. страхования.
В настоящее время ФСС проводит два вида социального страхования:
1. Социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти.
2. Соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С 2001 года доходная часть фонда формируется по средствам следующих поступлений:
1. Обязательные отчисления работодателей.
2. Отчисления от сх налога.
3. Отчисления от единого налога по упрощенной системе налогообложения.
4. Отчисления от единого налога на вмененный доход.
5. Страховых взносов субъектов хозяйствования по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. Средства федерального бюджета для покрытия расходов связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий и в других установленных законом случаев.
7. от доходов, поступающих от размещений временно свободных средств.
8. От добровольных взносов.
Управление фондом возложено на правление фондом и его председателем. Председатель фонда и его заместитель назначаются правительством РФ. В настоящее время этот фонд действует как самостоятельное государственное, некоммерческое финансово кредитное учреждение, он является автономным и строго целевым.
ПФР - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания гос услуг в области соц обеспечения в России. Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением о ПФ РФ утвержденным в декабре 1991. Был образован 22 дек 1990
Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижению ими определенного законом возраста, а также в случае потери кормильца и потери трудоспособности. Денежные средства пенсионного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию.
ПФР осуществляет следующие функции:
1. Учет страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию.
2. Назначение и выплата пенсий(трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащим и их семьям, по гос пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии гос служащих)
3. Назначение и реализация соцвыплат отдельным категориям граждан(ветераны, инвалиды, герои СССР, герои РФ)
4. Персонифицированный учетучастников системы обязательного пенсионного страхования.
5. Взаимодействие с работодателями, плательщиками страховых пенсионных взносов.
6. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.
7. Управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной части трудовой пенсии, которая осуществляется через государственную управляющую компанию и частные управляющие компании.
8. Реализация программы государственного софинансирования пенсии.
Трудовые пенсии в РФ состоят из следующих составных частей:
1. Базавая - фиксированная часть.
2. Страховая - дифференцирована и зависит от результатов труда застрахованного лица.
3. Накопительная часть - часть исчисляемая из сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основные источники формирования доходной части бюджета пенсионного фонда:
1. Обязательные отчисления.
2. Отчисления от единого налога по специальному режиму налогооблажения.
3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
4. Доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
5. Средства федерального бюджета.
6. Добровольные взносы физ лиц и организаций.
7. Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.
8. Сумма пени или иных финансовых санкций.
9. Иные источники, н запрещенные законодательством РФ.
Средства ПФР отправляются на выплату:
1. Государственных пенсий(по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца)
2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим.
3. Компенсации пенсионерам.
4. Метериальная помощь пестарелым и инвалидам.
5. Выплата поссобий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС.
6. Выплата пособий на погребение получателям песий.
7. На финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР.
За счет средств пенсионного фонда также финансируются различные программы по соц поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.
Таким образом все расходы ПФР делят на группы:
1. По обязательному пенсионному страхованию.
2. По государственному пенсионному обеспечению.
3. На дополнительные пенсионные обеспечения.
4. На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда.
5. Прочие расходы.
Сущность пенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема , как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.
28 вопрос. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.
Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда. Среди основных функций фонда: Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования
Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях. Исторически определились такие формы социального страхования, как государственное, коллективное (организуется профессиональными союзами) и смешанное (основано на взаимодействии профсоюзов и государства).
Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.
Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности. Эти виды социального страхования должны были обеспечить кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимопомощи. Взносы устанавливались законодательно и пропорционально уплачивались работниками и работодателями: две трети и одна треть суммы соответственно.
Смешанное социальное страхование впервые появилось в Швейцарии. В этой стране в 1893 году при муниципалитете Берна учредили кассу материальной поддержки граждан на случай безработицы под управлением комиссии в составе представителей муниципалитета и профсоюзов, а также работодателей. Членство было добровольным: вступить в кассу мог каждый гражданин Швейцарии, и по прошествии девяти месяцев с начала уплаты взносов он получал право на денежное пособие по безработице сроком на семьдесят дней в течение одного года.
В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.
В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение - «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.
Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.
С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.
Это часть государственной системы соцзащиты населения страны, спецификой которой является страхование работающих граждан России от возможного изменения социального и/или материального положения, в т. ч. по обстоятельствам, не зависящим от них.
ФЗ об обязательном социальном страховании предусматривает систему защиты, состоящую из шести частей:
Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.
Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.
ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.
В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.
Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта. Порядок, условия и сроки внесения страховых взносов, правила хранения денежных средств, способы выплаты страхового обеспечения закреплены в статьях 21-23.
Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.
Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.
Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.
В функции ФСС входит:
Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.
В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:
Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.
Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:
Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.
Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.
С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:
Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.
Фонд социального страхования производит:
Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.
Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.
Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.
Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.
Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:
Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.
Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.
В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.
В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.
Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий. Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.
Каждый официально трудоустроенный работник переводит часть своей заработной платы в Фонд Социального Страхования, однако, не все знают, какими социальными льготами они могут благодаря этому пользоваться.
Поэтому и необходимо рассмотреть, что представляет собой социальное страхование и на какие виды оно подразделяется.
Предмет социального страхования согласно ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» – это уровень жизни граждан и их материальная обеспеченность.
Таким образом, социальное страхование необходимо, чтобы в случае наступления страхового случая (например, при потере работы) гражданин не остался без средств к существованию. В этом случае ему полагается компенсация от государства.
Главным образом социальное страхование подразделяется на и . Обязательное страхование регулируется с помощью ФЗ и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию.
Страхование гражданином, например, имущества или собственной жизни не может быть обязательным за исключением ряда случаев: обязательно страхование жизни пассажиров воздушного, железнодорожного, морского транспорта (согласно указу президента ), военнослужащих и граждан, прибывших на военные сборы (об этом говорит ФЗ ) и в других случаях.
Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.
Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих:
Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.
Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3 дня, а первые два должна оплатить компания — работодатель. Существует верхний предел месячной компенсации – 18720 руб.
Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.
Размер пособия будет рассчитываться на основании размера заработной платы гражданина за последние 3 месяца до увольнения: с 1-го по 3-ий месяц будут выплачиваться 75%, со 4-го по 7-ой – 60%, оставшиеся месяца – 45%.
Такая система расчета компенсации действительна, если с момента увольнения гражданина до момента его обращения в центр занятости прошло не более года – иначе компенсация будет равна минимальному размеру оплаты труда. Расходы по этому виду страхования работодатель с работником также делят поровну. Страхование по безработице также предполагает наличие верхнего порога заработной платы.
Добровольное социальное страхование имеет ряд отличий от обязательного:
Добровольное страхование делится на такие основные виды:
Социальным риском признается любой риск, способный угрожать благосостоянию гражданина. Не от всех социальных рисков может оградить социальное страхование: к числу таких рисков относятся, например, риски наркомании, самоубийств, развода супругов.Компенсация определяется в зависимости от социального риска.
ФЗ №165 содержит перечисление социальных рисков и соответствующие им способы страховой компенсации:
Перечень рисков, перечисленных в этом ФЗ, полностью соответствует принципам МОТ (Международной организации труда).
Условия социального страхования должны отражаться в трудовом договоре в обязательном порядке в соответствии с ТК РФ (а именно со ). Включение пункта о социальном страховании позволяет работнику рассчитывать на льготы и пособия в случае утери трудоспособности, постоянной или временной.
Также если работодатель оказывает услуги дополнительного медицинского или пенсионного страхования, это также должно быть отражено в трудовом договоре.
Таким образом, работник, заключая трудовой договор, оказывается защищенным от большинства рисков, однако, исключительно важно, чтобы условия социального страхования были корректно отражены в самом документе. В противном случае процедура получения страховой выплаты может быть затруднена и потребует большего количества времени.
Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия , где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком , стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии . При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики .
В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования , а также других коллективных и частных страховых фондов.
На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.
Самое распространенное пособие из входящих в комплекс социального страхования - пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого в медицинском учреждении. При этом листок нетрудоспособности выдается не только самому больному, но и родителям больного ребенка.
Пособие по беременности и родам - характерный пример социального страхования женщин, выплачивается в размере полной заработной платы. Здесь же можно упомянуть пособие при рождении ребенка, по уходу до достижения им возраста полутора лет, или возраста трех лет.
Социальное страхование включает также такие виды материальной поддержки населения, как пособие по безработице и пособие на погребение.
Средства государственного социального фонда расходуются исключительного на цели социальной защиты. Кроме оплаты вышеперечисленных видов пенсий и пособий, деньги могут направляться на оплату путевок в бальнеологические учреждения с целью санаторно-курортного лечения, диетическое (лечебное) питание, частичное содержание оздоровительных и санаторных детских лагерей, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей.
Wikimedia Foundation . 2010 .
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - одна из форм социального обеспечения; госу дарственная система материального обеспечения граждан в старости в слу чае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны ихздоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из … Финансовый словарь
Социальное Страхование - См. Страхование социальное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Социальное страхование - (англ. social insurance) в РФ одна из основных форм социального обеспечения, система материального обеспечения граждан в случаях реализации социальных страховых рисков. С 1991 г. Сс. осуществляется за … Энциклопедия права
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в Российской Федерации государственная система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно курортное лечение, организация… … Современная энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - в России государственная система материального обеспечения наемных работников при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (напр., санаторно курортное лечение, организация отдыха, лечебное питание) … Большой Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в СССР важнейшая составная часть гос. системы социального обеспечения. Строится на принципах, разработанных B. И. Лениным. Включает: гос. С. с., охватывающее в основном рабочих, служащих и нек рые др. категории трудящихся… … Демографический энциклопедический словарь
Социальное страхование - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в Российской Федерации государственная система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно–курортное лечение, организация… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - (государственное) – в СССР советская социалистическая система материального обеспечения рабочих и служащих в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, а также материального обеспечения, бытового и культурного обслуживания рабочих,… … Советский юридический словарь