Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Мы рассмотрим популярную, но не совсем еще освещенную тему — суброгация по КАСКО. Данный материал посвятим только случаям, которые относятся к страхованию по КАСКО. В начале же, кратко и обзорно рассмотрим ключевые определения нашего вопроса, чтобы наше повествование носило логический характер.
Мы уже рассматривали вопрос суброгации виновнику при ДТП и рекомендуем вам ознакомиться с данным материалом, там содержится определение и пример этого термина.
Если вкратце, то суброгацией называют переход прав взыскания долга с виновника ДТП от страховщика к страховой компании.
Как известно, полис ОСАГО является обязательным видом страхования автомобиля, тогда как полис КАСКО является добровольным и более дорогостоящим. Ситуация, когда страховая компания начинает требовать компенсацию со стороны виновника дорожно-транспортного происшествия, возникает при наличии у одного из автовладельцев КАСКО.
Невиновному в дорожно-транспортном происшествии автовладельцу, имеющему КАСКО, страховая компания полностью возмещает причиненный ущерб. Причем, чаще всего, поврежденные детали и запчасти меняются без учета износа к моменту ДТП, то есть автоматически заменяются на абсолютно новые. Уже потом, по прошествии года или двух, владельцу транспортного средства, виновному в дорожно-транспортном происшествии, приходит на почту, так называемое, «письмо счастья», в котором страховая компания требует заплатить определенную сумму денег по суброгации.
Сразу ответим, почему такой большой срок между этими событиями проходит. Дело в том, что страховая компания имеет одновременно очень много дел и текущих событий, поэтому отследить и сделать какие-либо действия по определенному событию у этой организации получается, обычно, не раньше чем через год. К этим факторам можно отнести и большую текучку кадров, что приводит к тому, что водитель-виновник получает извещение о своем долге аж через год, а то и через два. Более подробно процесс страховой суброгации освещен в нашем материале, рекомендуем вам с ним ознакомиться.
Отметим, что требование возмещение ущерба по суброгации не всегда может быть законно. Незаконным оно может быть в том случае, когда страховая компания компенсирует страхователю стоимость ремонта и при этом рассчитывает полную замену поврежденных деталей автомобиля. То есть меняет их на абсолютно новые, не рассматривая их износ на момент аварии.
Потом эту сумму страховая компания предъявляет виновнику дорожно-транспортного происшествия, но в таком случае, последний имеет право на компенсацию замены деталей именно с учетом износа. Суброгация по КАСКО с виновника ДТП бывает и законной. Давайте рассмотрим эти случаи:
В свою очередь, последний пункт о нарушении пользования ОСАГО и ТО делится на несколько небольших подпунктов:
Отметим, что компенсация денежных средств по суброгации может быть потребована и с сотрудника ТО. Для этого должны присутствовать вещественные доказательства того, что он намеренно «не заметил» ту или иную неисправность автомобиля, которая и стала причиной дорожно-транспортного происшествия.
В процедуре суброгации есть четко определенный срок исковой давности, который равняется трем годам. То есть, если вы, к примеру, попали в транспортное происшествие и являетесь виновником, а потерпевший имеет страховку КАСКО, то ждите уведомления от страховой компании о возмещении ущерба. Как правило, сначала страхователи пытаются договориться в досудебном порядке, а потом уже, в случае отрицательного ответа от виновника ДТП, подают иск в суд.
Но с момента аварии до момента подачи заявления в судебные органы должно пройти не более трех лет. В противном случае, вы имеете возможность заявить в суде, что срок исковой давности по суброгации истек. Таким образом, страховая компания получит отрицательный ответ в суде.
Итак, давайте представим, что эта неприятная ситуация случилась с вами. Что можно сделать:
Ежедневно на наших дорогах количество автомобилей растет в геометрической прогрессии. Многие люди мечтают о покупке собственного транспорта, и потому, когда наконец решаются на такой ответственный шаг, радости нет предела. Но пропорционально с численностью машин, растет и угроза дорожных происшествий, которые могут привести к печальным последствиям. Да к тому же еще и страховые компании частенько пытаются возмущаться, что выливается в осложнения, связанные, например, с процессом суброгации. О том, как избежать суброгации по КАСКО, рассказывается далее.
Суброгация представляет собой требования, исходящие от имени страховой компании, о возмещении сумм страховки, которые были ею выплачены потерпевшей стороне в аварии. Причем требования эти касаются исключительно того человека, который на официальном уровне был признан виновником сложившейся неблагоприятной ситуации. Однако для того, чтобы иметь возможность выставить счета виновнику аварии, должны быть в наличии некоторые условия, которые делают этот процесс возможным. Среди таких обстоятельств можно выделить:
Каждое из этих обстоятельств является необходимым, и если они присутствуют все вместе одновременно, то в таком случае страховая компания имеет право инициировать начало процесса суброгации, призванного заставить виновника аварии погасить расходы компании, которые возникли по его вине.
Вопросами суброгации занимается гражданская законодательная база. В частности, в ст.965 ГК РФ говорится о том, что механизм суброгации может быть применен исключительно на основании договора имущественного страхования. По сути это означает, что при существующих соглашениях о страховании жизни и здоровья, суброгация не может быть применена.
В этой же статье также раскрывается суть механизма, а именно тот факт, что суброгация возможна исключительно в том случае, если присутствуют весомые обстоятельства для этого, и это никоим образом не противоречит действующему законодательству. По сути это означает, что если на практике возникает ситуация, которая на основании соглашения о страховании дает право страховой компании на осуществлении механизма суброгации, но при этом закон подобные условия не предусматривает, то такой договор автоматически попадает в разряд ничтожных, и его можно опротестовать в судебном режиме.
По своим характеристикам, суброгация попадает в разряд «институтов замещения» сторон по принятым на себя обязательствам. Чтобы более понятно объяснить, приводится небольшой пример. В результате аварии повреждения были нанесены автомобилю гражданина А. В то же время на официальном уровне вина за произошедшее была возложена на гражданина Б. Естественно, что гражданин А обратится в страховую компанию виновника аварии, чтобы ему были компенсированы все затраты, которые он понесет в процессе ремонта своего имущества. Страховая компания не имеет никаких основания для отказа, и потому в полном объеме компенсирует те суммы, которые имеют документальное подтверждение. Но после того, как расчет с пострадавшим произошел, страховая компания предъявляет претензии гражданину Б, который на основании механизма суброгации будет обязан компенсировать финансовые потери страховщиков, если все условия дают возможность установить механизм суброгации.
Если на ваше имя поступила претензия от страховой компании о возмещении расходов в порядке суброгации, то не стоит вдаваться в панику, и судорожно размышлять над тем, как избежать суброгации от страховой. Дело в том, что если претензия страховщиков имеет серьезное обоснование, и дозволяется на законодательном уровне, то в таком случае никаких возможностей для уклонения от принятых на себя обязательств у вас не будет. Но пока это не доказано в полной мере, стоит придерживаться двух правил, которые помогут вам защититься, если суброгация неправомерная.
Как правило, страховая компания направляет на ваше имя бумагу, в которой указано, что на основании того, что вы признаны виновным в сложившемся ДТП, вы обязаны возместить страховые суммы, которые были направлены на покрытие материального ущерба пострадавшей стороне.
И первое, что вам следует сделать после получения данной бумаги, это начать интенсивный сбор всей документации, которая прямо или косвенно касается аварийной ситуации. Причем делать это необходимо в быстрых темпах. Уже на стадии досудебного урегулирования вы должны на руках иметь полное документальное сопровождение. Это позволит вам более детально подготовиться к предстоящему процессу, и даст возможность понять, как избежать суброгации по КАСКО.
После того, как вы соберете все необходимые документы, их необходимо тщательно и внимательно изучить. Самостоятельно это сделать сложно, поскольку неподготовленный человек может упустить из вида важные моменты. Поэтому на этой стадии необходимо обратиться к квалифицированному юристу, который поможет разобрать ситуацию и определит, имеет ли страховая право на возмещение, или же вы сможете создать все условия, чтобы узнать, как избежать суброгации.
Тем не менее, если вы решили использовать в полной мере исключительно свои знания, то необходимо особое внимание уделить следующим моментам.
Если в результате проведенного анализа, у вас закрепилось ощущение, что сумма ущерба не соответствует реальности (а такое бывает очень часто, так как страховщики не чураются идти на сознательный обман своих клиентов), то вы можете направить ответную претензию, в которой необходимо будет указать реальную стоимость ущерба, и подтверждение вашей готовности к погашению долгов.
Если страховщики отказываются, то в таком случае дело будет решаться в суде. Как показывает практика, при достаточной аргументированности, суд всегда примет вашу сторону. Особенно если станет известно, что вы пытались решить проблему на стадии досудебного урегулирования.
Как показывает судебная практика, все чаще случаются такие ситуации, при которых автолюбители стараются получить максимальную прибыль. Потерпевший принимает компенсацию как от страховой, так и от виновника аварии. В результате потом начинаются осложнения, и доказать что-либо бывает непросто. Именно поэтому, если уж так сложилось, что по вашей вине произошла авария, и вы предлагаете потерпевшему разойтись миром и готовы возместить его расходы, то не забудьте взять с него письменную расписку о получении денежных средств.
Ну и самое главное, прежде чем понять, что такое суброгация, и как избежать этого процесса, необходимо помнить, что срок исковой давности по данному вопросу составляет три года.
Также стоит добавить, что если вы по-прежнему думаете над тем, как избежать суброгации по ДТП, то стоит следовать следующим рекомендациям:
Суброгация — это не такая уж страшная процедура, какой может показаться на первый взгляд. Самое главное, не забывайте о том, что страховщик может потребовать от вас только ту сумму, которую от выплатил с учетом износа. А еще суброгация имеет место быть исключительно в сфере договоров имущественного страхования. В полной мере обезопасить себя от суброгации непросто, но при правильном раскладе и взвешенном походе к поиску решения, вы сможете решить спор в свою пользу.
Если вы не желаете, чтобы против вас было начато судебное производство с целью возвращения денег страховой в порядке суброгации, необходимо следовать нескольким простым правилам, которые помогут защитить ваши интересы в случае чего:
И вообще, ни в коем случае не следует пытаться самостоятельно установить истину. Это могут сделать только профессионалы. Поэтому не стесняйтесь привлекать к своей защите квалифицированного адвоката, который сможет минимизировать ваши траты и смягчит последствия аварии. Кроме того, в случае выставления счетов в ваш адрес в порядке суброгации, юрист поможет установить истинную стоимость страхового случая, или же найдет причины, по которым данный механизм не может быть применен по отношению к вам.
Если вы желаете иметь достаточно хорошую защиту от суброгации, то следует также дополнительно застраховать свое имущество по ДСАГО. Эта страховка покрывает ущерб от аварии, который превышает размер ОСАГО. Конечно же, стоимость этого типа страхования довольно высокая, однако используя ее, вы сможете забыть про суброгацию, поскольку денежной суммы, которая покрывает ваши затраты, хватит и на компенсацию вреда пострадавшему, и на возврат средств страховой компании.
Если против вас был инициирован судебный процесс относительно возврата денег по механизму суброгации, то ни в коем случае нельзя игнорировать его. В данном случае игнорирование проблемы в глазах суда будет носить обвинительный приговор, и даже если сама суброгация невозможна по причине отсутствия необходимых обстоятельств, суд примет сторону страховой компании, если ответчик не будет пытаться защитить себя.
Не стесняйтесь использовать в суде все возможные механизмы решения проблемы. Требуйте проведения экспертизы, настаивая на том, что вы не присутствовали при предыдущей, и потому не уверены в ее правильном исходе. Попросите, чтобы суд назначил расследование относительно степени вины второго участника дорожной аварии. Вполне вероятно, что по некоторым косвенным причинам именно он стал автором дорожного происшествия, и любые претензии по отношению к вам не могут быть удовлетворены именно по этой причине.
Если же аварийная ситуация произошла в тот момент, когда вы выполняли свои служебные обязанности, то от суброгации вы будете освобождены, и все материальные расходы будут перенесены на вашего работодателя.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что защитится от суброгации вы сможете только в том случае, если привлечете на свою защиту грамотного и опытного автоюриста, который внимательно изучит все обстоятельства дела, оценит ваши шансы на выигрыш, и выработает эффективную стратегию защиты, которая позволит вам полностью защитить свои права и интересы.
В большинстве случаев страховщики предпочитают досудебное решение вопроса.
Поэтому в первую очередь гражданину будет предложено добровольно возместить ущерб.
Если же договориться не удастся, можно не сомневаться – компания подаст судебный иск.
Досудебный порядок, как правило, предпочтительнее для автовладельца, поскольку по итогам судебного разбирательства сумма к выплате может значительно возрасти за счет государственной пошлины, представительских услуг, судебной экспертизы и прочего.
ВАЖНО: Решив оплатить ущерб добровольно, виновник имеет возможность договориться со страховой компанией о снижении размера требований или о рассрочке.
В большинстве случаев страховщики охотно идут на уступки должнику, поскольку судебные тяжбы - это длительный процесс с негарантированными результатами.
Ряд действий со стороны виновника помогут либо существенно снизить размер компенсации, либо полностью избавиться от неожиданного финансового бремени. Рассмотрим эти действия более подробно.
Получив уведомление с требованием погасить расходы страховщика, следует проверить, не истек ли срок давности по данному делу. Срок давности по суброгации составляет 3 года после ДТП. Данный факт может помочь водителю, однако чаще всего компания следит за данным сроком, а суд может принять претензию к рассмотрению.
Основное правило при требовании по суброгации – нельзя замалчивать ситуацию. В случае, если водитель не явится на заседание, вопрос может быть решен в пользу истца даже при нарушении срока давности иска. Суд скорее пойдет навстречу, если водитель лично заявит о факте истечения срока давности в процессе рассмотрения дела. Именно поэтому важно сделать это до того, как суд вынесет постановление.
Наиболее часто встречается вариант досудебного решения вопроса. В данной ситуации страховая компания обращается к виновнику с претензией и предлагает добровольно удовлетворить требование. Чаще всего, подобное возмещение требуют, когда с момента ДТП прошло не менее 2 лет и виновник события не помнит деталей происшествия.
В процессе обсуждения проблемы с компанией невиновной стороны водителю необходимо определить, насколько сумма по суброгации оправдана и достоверна. Если сумма, назначенная к компенсации, соответствует реальной, водителю проще договориться о предоставлении рассрочки для уплаты возмещения. Как правило, страховая компания идет навстречу.
Претензия в адрес виновника ДТП должна быть оформлена соответствующим образом: с четким описанием ситуации и причинами, по которым предъявляется претензия к возмещению. Претензия признается обоснованной, если к ней прилагаются подтверждающие документы:
Если водителя признают виновным в произошедшей аварии на дороге, он может согласиться с постановлением об ответственности и стать потенциальным ответчиком для страховой компании потерпевшего. Второй вариант – выразить частичное или полное несогласие с выводами постановления и обжаловать их в суде. Если удастся отменить постановление ГИБДД, риски предъявления претензии по суброгации исчезают, т.к. именно установление виновности служит основанием для претензии к возмещению.
Как показывает практика, изначально страховые компании пытаются в добровольной форме получить свои средства обратно и составляют досудебную претензию, которую направляет виновной стороне.
Это актуально, если с момента аварии прошло не более 2 лет. В противном случае страховщик не будет терять время, и сразу обратиться в суд.
Что касается досудебной претензии, то это документ, в котором прописывают:
Помимо грамотно составленной претензии, финансовая компания должна приложить акт, в котором будет указана сумма перечислений пострадавшему. Акт следует заверить подписью и печатью уполномоченного сотрудника.
Что касается оплаты, то с ней опытные эксперты советуют не торопиться. Получив письмо необходимо изначально проверить, соответствует ли указанная сумма с реально выплаченной. Если все верно, но сумма ущерба высокая, то следует обратиться в офис финансовой компании и написать заявление, на имя директора, в котором попросить рассрочку. В заявление следует прописать:
Как показывает практика, в большинстве случаев страховщики идут навстречу таким клиентам и готовы принимать оплату равными частями.
Досудебный порядок – это мера пресечения непомерных аппетитов страховой компании, когда она собирается взыскать с вас слишком большую сумму, а в то же, время – это способ, хоть как-то попытаться показать серьезность своих намерений не укрываться от закона и защитить свои права максимально, насколько это будет возможно.
Причем все этапы рассмотрения претензий и самого дела могут исчерпать полностью все проблемы, а необходимость в судебном разбирательстве сведется к нулю.
Этот процесс может затрагивать как застрахованных водителей, так и на случай, когда не нужно решение суда суброгации КАСКО по вине пешехода, а все споры улажены между сторонами.
Если на ваше имя поступила претензия от страховой компании о возмещении расходов в порядке суброгации, то не стоит вдаваться в панику, и судорожно размышлять над тем, как избежать суброгации от страховой. Дело в том, что если претензия страховщиков имеет серьезное обоснование, и дозволяется на законодательном уровне, то в таком случае никаких возможностей для уклонения от принятых на себя обязательств у вас не будет. Но пока это не доказано в полной мере, стоит придерживаться двух правил, которые помогут вам защититься, если суброгация неправомерная.
Как правило, страховая компания направляет на ваше имя бумагу, в которой указано, что на основании того, что вы признаны виновным в сложившемся ДТП, вы обязаны возместить страховые суммы, которые были направлены на покрытие материального ущерба пострадавшей стороне.
И первое, что вам следует сделать после получения данной бумаги, это начать интенсивный сбор всей документации, которая прямо или косвенно касается аварийной ситуации. Причем делать это необходимо в быстрых темпах. Уже на стадии досудебного урегулирования вы должны на руках иметь полное документальное сопровождение. Это позволит вам более детально подготовиться к предстоящему процессу, и даст возможность понять, как избежать суброгации по КАСКО.
После того, как вы соберете все необходимые документы, их необходимо тщательно и внимательно изучить. Самостоятельно это сделать сложно, поскольку неподготовленный человек может упустить из вида важные моменты. Поэтому на этой стадии необходимо обратиться к квалифицированному юристу, который поможет разобрать ситуацию и определит, имеет ли страховая право на возмещение, или же вы сможете создать все условия, чтобы узнать, как избежать суброгации.
Тем не менее, если вы решили использовать в полной мере исключительно свои знания, то необходимо особое внимание уделить следующим моментам.
Если в результате проведенного анализа, у вас закрепилось ощущение, что сумма ущерба не соответствует реальности (а такое бывает очень часто, так как страховщики не чураются идти на сознательный обман своих клиентов), то вы можете направить ответную претензию, в которой необходимо будет указать реальную стоимость ущерба, и подтверждение вашей готовности к погашению долгов.
Если страховщики отказываются, то в таком случае дело будет решаться в суде. Как показывает практика, при достаточной аргументированности, суд всегда примет вашу сторону. Особенно если станет известно, что вы пытались решить проблему на стадии досудебного урегулирования.
В соответствии со сложившейся судебной практикой страховая компания имеет полное право на возмещение расходов с виновной стороны происшествия, и, в случае малейшей возможности, обязательно этим воспользуется. В случае, если виновность водителя с полисом ОСАГО не вызовет сомнений, а срок исковой давности не пройдет, суд займет сторону страховщика, обязав выплатить значительную сумму. Не стоит забывать о серьезности последствий и игнорировать подобные уведомления.
Если внимательно изучить статистику добровольных выплат, то можно увидеть, что в 2017 году ее размер составил не более 5%. Это свидетельствует о том, что владельцы автомобилей совершенно не желают перечислять деньги по первому требованию финансовой компании.
Получив письмо, водители уверены, что если придется оплачивать деньги, то только после судебного разбирательства. Именно в суде каждая сторона может привести соответствующие доказательства в пользу своей правоты.
Что касается виновной стороны, то доказательств может быть несколько и о них шла речь немного выше, в разделе «как не платить».
Что касается судебной практики, то точной статистики, на чью сторону он встанет – нет. Все рассматривается в индивидуальном порядке и выносится решение.
Подведем вывод и отметим, что суброгация – это право страховщика вернуть перечисленные пострадавшему средства, на оплату восстановительного ремонта. Что касается сроков исковой давности, то они по страхованию не превышают 3 лет. Однако не стоит полагать, что финансовая компания забудет вернуть свои средства. В большинстве случаев, так называемые «письма счастья» получают все страхователи.
Для того, чтобы иметь более полное представление о таком процессе, как суброгация по КАСКО, можно рассмотреть несколько примеров из судебной практики.
Ситуации складываются не всегда стандартно, а потому и случаи каждый в отдельности имеет свои нюансы и отличительные особенности.
Случай из юридической практики. После случившегося два месяца назад ДТП клиентке юридической консультации страховая компания прислала уведомление-претензию, что она является должницей по праву суброгации. Насчитали ей возмещение долга 400 тыс. руб. По решению суда виновником аварии была она.
Только вот почему такая сумма большая – не известно. Пришлось подавать в суд на страховую компанию за превышение размера суброгации.
В итоге судебного разбирательства выяснилось, что в момент проверки и оценки повреждений автомобиля потерпевшего, клиентку как виновницу не приглашали на это мероприятие вообще.
В итоге в ее отсутствие были дважды посчитаны некоторые одни и те же детали поломанного авто, что отражено в калькуляции. Пришлось страховщику заново проводить экспертизу, но уже в присутствии виновной стороны. Сумма из-за этого уменьшилась до 280 тыс. руб.
В ДТП было два участника, которые оба нарушили правила дорожного движения. Это было подтверждено протоколом сотрудника ГИБДД.
Одна из машин – ВАЗ-2101 – был поврежден не так сильно (сумма ущерба составила 15 тыс. руб.), а вот второй автомобиль – BMV-7 – имел повреждения на сумму ущерба около 200 тыс. руб.
При этом суд установил процент вины водителя немецкой иномарки в 30%, а степень вины водителя ВАЗа – 70%. В денежном выражении суд определил суммы возмещения ущерба сторонам.
Чтобы снизить собственные потери и все же усилить смысл страхования себя от рисков собственной халатности, можно в этом случае просто заключить со страховщиком дополнительный договор ДСАГО.
Причем все тонкости, когда именно должна вступить в действие ваша страховка ДСАГО, лучше всего прописать в тексте договора и все заранее обсудить с страховым агентом.
Также можно зайти еще и с другой стороны – снизить объем выплат, которые могут лечь на вас тяжким грузом.
Для этого применяются такие способы как:
По закону (ст. 965 ГК РФ) страховщик не имеет право с вас ничего взыскивать, пока он не произведет все полагающиеся выплаты потерпевшему. Это говорит о том, что закон защищает вас от двойного долга – перед страховщиком по суброгации и перед потерпевшим по возмещению ему ущерба.
Кроме этого, сумма суброгации ни в коем случае не должна превышать ту сумму, которая была выплачена вашим страховщиком потерпевшей стороне.
Остальная часть погашаться должна юридическим лицом, на балансе которого находится автомобиль – вашим работодателем.
Чтобы не платить совсем страховку, которую ранее страховщик выплачивал потерпевшему вместо вас, так не получится.Чтобы снизить собственные потери и все же усилить смысл страхования себя от рисков собственной халатности, можно в этом случае просто заключить со страховщиком дополнительный договор ДСАГО.
Причем все тонкости, когда именно должна вступить в действие ваша страховка ДСАГО, лучше всего прописать в тексте договора и все заранее обсудить с страховым агентом.Также можно зайти еще и с другой стороны – снизить объем выплат, которые могут лечь на вас тяжким грузом.
По закону (ст. 965 ГК РФ) страховщик не имеет право с вас ничего взыскивать, пока он не произведет все полагающиеся выплаты потерпевшему. Это говорит о том, что закон защищает вас от двойного долга – перед страховщиком по суброгации и перед потерпевшим по возмещению ему ущерба.Кроме этого, сумма суброгации ни в коем случае не должна превышать ту сумму, которая была выплачена вашим страховщиком потерпевшей стороне.
Получение претензии по суброгации не значит, что лицо, которому она пришла, должно немедленно её оплачивать. Существует немало способов того, как не платить по суброгации вообще или же свести сумму выплат к минимуму.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, каким образом претензия оформлена. Если она изложена в виде письма, в котором расплывчато излагаются требования заплатить определённую сумму, то такое обращение не следует обращать внимания.
Правильно подготовленная претензия должна включать в себя ряд документов, в число которых входят следующие.
До того как платить по претензии, следует прояснить следующие вопросы.
В последнем случае следует быть особо внимательным, так как нередки случаи, когда страховые компании идут на подлог, завышая сумму выплат за ремонт и запчасти, которые фактически на машину не устанавливались.
Однако следует учитывать, что если страховая компания решила выдвинуть претензию по суброгации, то она сделает всё необходимое, чтобы довести данный вопрос до конца. Если это произошло, еще раз советуем вам прибегнуть к помощи юриста, который проанализирует имеющиеся материалы и предложит пути решения проблемы.
Важно: в рамках суброгации водитель транспортного средства, управление которым осуществлялось в служебных целях, возмещение не предоставляет. Корректно ответчик определяется как работодатель – компания, которой принадлежит на праве собственности транспорт.
Допускается заключение договора о дополнительном страховании автогражданской ответственности для защиты автомобиля от возможных повреждений.
Иногда на дорогах происходят аварии, в которых виноваты оба водителя. Это не лишает страховщика КАСКО права требования в порядке суброгации. В этом случае объем ответственности второго участника снижается пропорционально степени его вины.
По умолчанию считается, что при обоюдной вине все участники аварии несут ответственность перед друг другом в равной части. Поэтому суброгационная претензия выставляется в размере 50% от реального ущерба.
Водитель, может не согласиться с таким порядком дел и обратиться в суд, который достоверно определит степень его вины. Однако нужно понимать, что судья может как снизить лимит ответственности истца, так и наоборот – обязать его выплатить больше чем 50%.
На практике случаются ситуации, когда застрахованным по КАСКО транспортным средством управляет не сам страхователь. При этом непосредственный водитель допускается к управлению транспортным средством на основании:
В случае если виновным в аварии является такое лицо, у практиков возникает вопрос о правомерности предъявления страховой компанией требований в рамках регресса или суброгации именно к нему.
Ответ на данный вопрос обозначен в пункте 49 упомянутого выше постановления Пленума ВС РФ: если лицо допущено к управлению транспортным средством согласно договору страхования (например, факт возможности допуска такого лица к управлению транспортным средством прямо обозначен в договоре или данное лицо вписано в полис), то имущество считается застрахованным и страховка действует.
Соответственно, страховая компания при указании в полисе другого лица помимо страхователя и совершения им ДТП не вправе предъявлять требования о взыскании компенсации ни в порядке регресса, ни в порядке суброгации.
Что же касается лиц, которые совершили ДТП на застрахованном автомобиле, но не были обозначены в договоре (полисе), то данный факт является нарушением условий соглашения между страхователем и страховой компанией, поэтому она вправе отказать в выплате страховки при ДТП в данной ситуации.
Обоюдной виной при автодорожном происшествии считается тот случай, когда установлено два виновника в аварии, независимо от количества участников в ДТП.
Так, бывает, когда оба водителя нарушили Правила дорожного движения. Обычно виновников в этом случае выявляют сотрудники дорожной полиции (ГИБДД) и. если имеются несогласия, тогда судебными органами по законодательному акту – п. 2 ст. 1083 ГК РФ.
Причем судебное разбирательство в итоге установить и степень виновности, которая будет в решении суда отражена в процентом соотношении. Например, 50% х 50%, 20% х 80% или 40% х 60%.
Точно также, через суд должен быть определен и порядок суброгации по КАСКО. Ведь, согласно степени вины, суд определит и размер долга, который должны будут вернуть своему страховщику виновные водители, каждый со своей стороны.
Виновные стороны могут в частном порядке попытаться обжаловать свою вину, но для этого потребуется суду предъявить дополнительные весомые доказательства – фотосъемка или видеосъемка, более полно раскрывающая суть произошедшего, где четко видно, что ваша вина минимальна.
Обоюдной виной при автодорожном происшествии считается тот случай, когда установлено два виновника в аварии, независимо от количества участников в ДТП.Так, бывает, когда оба водителя нарушили Правила дорожного движения. Обычно виновников в этом случае выявляют сотрудники дорожной полиции (ГИБДД) и. если имеются несогласия, тогда судебными органами по законодательному акту – п. 2 ст. 1083 ГК РФ.Причем судебное разбирательство в итоге установить и степень виновности, которая будет в решении суда отражена в процентом соотношении. Например, 50% х 50%, 20% х 80% или 40% х 60%.
В таком случае пригодится полис КАСКО, который покроет все расходы на ремонт транспортного средства и лечение, если оно необходимо. Эта система страхует именно вас, возмещая ущерб, нанесенный другим участником движения. И все же одной страховки недостаточно, чтобы получить средства. Вы должны хорошо изучить все правила страхования и дорожного движения. Крайне важно знать каждый нюанс, чтобы обернуть все в свою сторону, и доказать, что авария была вызвана не по вашей небрежности, а по вине другого человека.
На сегодняшний день автовладельцы должны владеть большим количеством важной для них, как для участников дорожного движения, информации. Это относится и к механизму суброгации, и к регламенту законодательства Российской Федерации. Только так у них появится реальная возможность отстаивать свои права в различных спорных ситуациях.
Если обратиться к судебной практике, то можно заметить, что существуют разные ситуации по возмещению ущерба потерпевшим в аварии в порядке суброгации.
Обратите внимание! Основным фактором, влияющим на решение суда, является страховой полис, который имеют участники дорожно-транспортного происшествия.
Страховой полис КАСКО
Водитель, который в результате ДТП является потерпевшим, обращаясь в страховую компанию, желает получить компенсацию за причиненный ему ущерб.
Если говорить конкретно об особенностях страхования по КАСКО, то следует отметить, что данная страховка предполагает возмещение ущерба без учета износа деталей машины пострадавшего.
То есть, страховая компания возмещает потерпевшему полную стоимость новых деталей. При этом степень их износа во внимание не принимается.
В дальнейшем компания, застраховавшая водителя, ставшего виновником аварии, вправе потребовать с него возврата денег, выплаченных потерпевшему в аварии. В данной ситуации возникает вопрос о законности данного требования.
Страховой полис ОСАГО
Насколько законно возмещение виновным полной суммы компенсации страховщикам, можно узнать, ознакомившись с нормами Закона Российской Федерации об ОСАГО.
Данный Закон гласит, что ущерб должен быть возмещен с учетом степени износа деталей машины. Упоминаний о полисе КАСКО в данных нормативах вы не встретите. Поэтому возникает сомнение в законности требования о возмещении ущерба без учета степени износа деталей. Таким образом, можно говорить о том, что выплачивая ущерб потерпевшему на таких основаниях, виновник аварии, имеющий полис КАСКО, еще и улучшает состояние автомобиля в целом.
Из всего вышеизложенного следует, что с учетом норм российского законодательства, страховая компания не имеет законного права требовать с виновника аварии возместить ущерб от аварии без учета степени износа деталей автомобиля.
Давайте разберемся с понятием «суброгация» .
Суброгация – это такое право страховой компании, которое позволяет ей потребовать от лица, несущего ответственность за несчастный случай, возмещения расходов, которые она понесла по условиям договора, заключенного с клиентом.
Отношения потерпевшего и виновника аварии регулируются особыми правилами (п. 2 ст. 965 ГК РФ).
На начальном этапе потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба непосредственно у причинителя данного вреда (ст. 15 ГК РФ).
К расходам, которые обязан возместить виновник аварии, относятся все траты потерпевшего, которые понадобятся для восстановления его автомобиля.
Если речь идет о восстановлении машины, то это означает привидение ее в состояние, которое она имела до аварии. В данном случае никто не говорит об улучшении качества авто, что возможно при возмещении ущерба без учета износа деталей.
Подтверждение данному положению можно найти в решении суда от 25.11.2003 года (№ ГКПИ 0301266).
В частности в нем говорится о том, что положение о необходимости учитывать износ деталей при возмещении ущерба потерпевшему соответствует законным требованиям ст. 15 ГК РФ .
В данном случае потерпевший сможет восстановить свой автомобиль, но ни о каком улучшении его состояния речи не идет. В противном случае имел бы место факт обогащения со стороны потерпевшего.
Из судебной практики известно, что только 80-85 % дел, рассматриваемых в суде, имеют положительный финал для истцов. И только 15-20 % разваливаются.
Случаи, рассматриваемые в суде, бывают достаточно разными. Некоторые из них вообще сложно осознать. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Избежать суброгации получается не всем и не всегда. Если есть договор КАСКО, быть «застрахованным» от выплаты компенсации страховой компании нельзя. В данном случае не имеет значения, что именно было застраховано: дом, квартира, машина или что-то еще.
Если вам пришло такое «письмо счастья» не торопитесь расстраиваться. Постарайтесь все хорошенько взвесить и осмыслить свои дальнейшие действия.
Дорожно-транспортные происшествия происходят довольно часто. В большинстве случаев действия, происходящие после аварии, тем или иным образом, связаны со страховыми компаниями. Если есть страховка, то нельзя исключать возникновения вопроса суброгации.
Иногда страховщики, выдвигая свои требования, слишком завышают сумму компенсации. На этот факт обращает внимание суд, и старается урегулировать ситуацию.
Давайте рассмотрим некоторые случаи, связанные с правом суброгации.
Случай первый
В результате ДТП пострадал автомобиль. На его восстановление понадобиться не менее 250 тысяч рублей.
Страховая компания, с которой был подписан договор виновником аварии, выплатила причитающуюся сумму.
Но впоследствии стало ясным, что действия данного лица не могли привести к аварийной ситуации, она была спровоцирована иными факторами.
Таким образом, страховая компания не смогла воспользоваться правом суброгации, а все расходы были компенсированы полисом ОСАГО.
Случай второй
Автомобиль, участвовавший в аварии, получил повреждения, на устраненение которых понадобиться 435 тысяч рублей.
Второй участник ДТП признал свою вину, поэтому все расходы на себя должна взять страховая компания виновника аварии (у обоих автовладельцев была оформлена только автогражданка).
Как известно, максимальная сумма выплат по ОСАГО не может превышать 400 тысяч рублей. Именно поэтому суд принял решение о выплате оставшихся 35 тысяч рублей виновником ДТП.
Случай третий
Произошло ДТП, потерпевший получил необходимые выплаты на ремонт транспортного средства.
Со временем страховая компания решила воспользоваться свои правом суброгации, и потребовала от виновника аварии сумму в размере 75 тысяч рублей.
В процессе судебного разбирательства стало ясным, что в справку о ДТП включены не все пункты сметы. Этот факт стал основанием для отказа страховой компании в получении суброгации.
Кроме этого, было выяснено, что смета была занижена. Поэтому страховой компании не только не видать компенсации, ей самой придется доплатить потерпевшему установленную судом разницу в смете (25 тысяч рублей).
Из всего вышеизложенного следует, что суброгация, по своей сути это право страховых компаний на взыскание компенсации ущерба. Такое требование может быть направлено страховщиками потерпевшего или виновного в ДТП.
Наличие КАСКО или ОСАГО предполагает право суброгации.
Обратите внимание! Если вы получили такую претензию, но абсолютно уверены в своей правоте или не согласны с суммой компенсации, обратитесь к адвокату. Он поможет защитить ваши интересы, и профессионально разобраться в ситуации.
Обстоятельства дела:
В октябре 2016 г. за юридической помощью обратился один из постоянных Доверителей, из той приятной категории граждан, что не занимаются «самолечением» при решении правовых вопросов и своевременно обращаются за помощью к адвокату, что благотворно влияет на итоговый результат.
Суть проблемы, с которой на этот раз обратился Т. (Доверитель), состояла в том что его привлекли в качестве Ответчика по исковому заявлению СПАО «Ресо-Гарантия» о взыскании с Т. суммы выплаченного страхового возмещения, как с виновника ДТП, произошедшего в августе 2014 года.
Остроту ситуации придавал тот факт, что второй участник ДТП, на момент дорожно-транспортного происшествия застраховал принадлежащий ему автомобиль по договору добровольного страхования наземного транспортного средства (КАСКО).
Вместе с тем, страховые компании пользуются своим безусловным правом на суброгацию и взыскивают с виновника ДТП денежные средства выплаченные клиенту по полису КАСКО.
Понятие «суброгация» регулируется и означает, что страховая компания, после возмещения убытков автовладельцу пострадавшему в ДТП не по своей вине, имеет абсолютно законное право на возмещение ущерба с лица ответственного за убытки, возмещенные в результате страхования.
Также, Т. был извещен судом о привлечении его в качестве Ответчика, после назначения судом экспертизы и, как выяснилось чуть позднее, направления материалов дела в экспертное учреждение.
Исходные данные, полное отсутствие контроля ситуации с нашей стороны и то что какое-то время дело двигалось «самотеком», также вызывало у нас вполне обоснованное беспокойство, поэтому действовать стали сразу.
Итак, 31.10.2016 г. секретарь суда позвонила Т. и сообщила, что он является Ответчиком по гражданскому делу о возмещении ущерба в порядке суброгации и в срок до 01.11.2016 г. обязан предоставить суду акт осмотра автомобиля и фотоизображения механических повреждений на цифровом носителе, для передачи экспертам.
Т., как человек высокой правовой культуры, не стал высказывать секретарю суда своего мнения о «своевременности» судебного извещения и прочих нюансах данного дела в устной форме, попросил продиктовать ему ключевые моменты по телефону, все записал и поехал к специально обученному человеку, т.е. ко мне.
Через два часа после извещения Т. по телефону, в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону, поступили наши с Т. заявления об ознакомлении с материалами дела и о приобщении к материалам дела следующих доказательств:
а) копии Решения Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02.12.2014 г., которым была удовлетворена жалоба Т. на постановление ГИБДД о привлечении Т. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного .
б) копии Решения мирового судьи Пролетарского судебного района г. Ростова-на-Дону от 08.09.2015 г. о взыскании со страховой компании в пользу Т. не выплаченной суммы страхового возмещения, неустойки, морального вреда, расходов на независимую экспертизу, расходов на автотехническую экспертизу, расходов на оплату услуг представителя, штрафа в пользу потребителя.
в) копии заключения автотехнической экспертизы от 03.09.2014 г.
г) копии заключения об определении стоимости восстановительного ремонта от 02.03.2015 г.
Небольшой экскурс в историю :
Да-да, Постановление ГИБДД о привлечении Т. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного , было нами своевременно обжаловано и отменено судом в 2014 г.
Производство по делу об АП было прекращено за истечением сроков привлечения к административной ответственности.
Далее Т. обратился в свою страховую компанию, получил страховое возмещение, которое мы посчитали недостаточным, обратились в страховую компанию с претензией в которой попросили выплатить в пользу Т. не выплаченную часть страхового возмещения в размере 30 000 рублей.
Ничего по претензии не получили. Обратились в суд. Взыскали со страховой компании в пользу Т. в общей сумме 90 000 рублей.
Решили, что добровольно было бы дешевле, но очевидно такой подход для страховых компаний все же выгоден, так как не всякая птица долетит до середины Днепра, не каждый Страхователь обращается в суд за защитой своих прав.
Предъявили исполнительный лист к взысканию в банк. Исполнили решение и благополучно забыли об этой истории.
Судебное разбирательство:
Таким образом, к судебному разбирательству о взыскании с Т. ущерба в порядке суброгации, технически мы оказались готовы, все необходимые документы и копии судебных актов были в наличии.
Оценивая текущую ситуацию, чувствовали себя вполне конкурентоспособными, но доказательства-то оценивает суд, поэтому раньше времени радоваться не стали. И правильно сделали.
Подав через канцелярию суда заявления об ознакомлении с делом и приобщении доказательств, направились в аппарат, где выяснилось, что знакомиться нам не с чем, так как вынеся Определение о назначении автотовароведческой экспертизы 26.10.2016 г., суд незамедлительно направил материалы дела экспертам и извещенному лишь 31.10.2016 г.
Ответчику, явившемуся в эту же дату в суд, аппарат ничем помочь уже не может, и порекомендовал ждать, когда дело вернется с экспертизы. В очередной раз проявив себя людьми с высокой правовой культурой, вышли в коридор молча.
Так как ждать в этой ситуации мы посчитали бесcмысленным и небезопасным, в канцелярию суда в эту же дату было подано заявление о выдаче копии Определения о назначении судебной экспертизы с целью его обжалования путем подачи частной жалобы.
Через пару дней из аппарата судьи поступил звонок, которым нас известили о возобновленном производстве по делу и назначенной дате судебного заседания.
В судебном заседании по нашему ходатайству в качестве третьих лиц был привлечен второй участник ДТП - Ш. и СОАО «ВСК», выплатившая сумму страхового возмещения Т., а также возместившая ущерб от ДТП в пределах лимита страховой ответственности страховщика в пользу СПАО «Ресо-Гарантия».
Данный подход к выплатам со стороны СОАО «ВСК» привнес немного ясности к пониманию «убыточности ОСАГО» и тяжелого положения «бедных страховщиков», но, к сожалению, позиция страховой компании по подобным двойным выплатам нам не известна, так как СОАО «ВСК» интереса к настоящему спору не проявила.
Ни отзыва, ни участия представителя в настоящем деле страховая компания не обеспечила.
Далее, уже по нашему ходатайству, с учетом необходимости установления виновника ДТП, судом было назначено проведение судебной комплексной (автотехнической, трасологической и автотовароведческой) экспертизы.
По результатам экспертизы, с технической точки зрения в действиях Т. отсутствовали несоответствия требованиям ПДД РФ и его действия не находились в причинно-следственной связи с фактом ДТП.
В действиях второго участника ДТП - Ш., эксперт обнаружил нарушения пп. 10.1, 10.2 ПДД РФ и установил причинно-следственную связь с фактом ДТП, а также то что «водитель Ш. имел реальную возможность при движении со скоростью 60 км/ч предотвратить наезд на автомобиль Т. путем применения торможения».
Итог:
Исследовав имеющиеся доказательства в совокупности, установив отсутствие вины в действиях Т. в исследуемом ДТП, исковые требования СПАО «Ресо-Гарантия» к Т. о возмещении ущерба в порядке суброгации - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением от 29 июня 2017 г. решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба СПАО «Ресо-Гарантия» - без удовлетворения.
В настоящее время в суд направлено заявление о взыскании судебных расходов.
Дело выиграно.