Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Группы стран с переходной экономикой
2. Особенности переходной экономики России:
Экономика страны накануне радикальных реформ
2.2. Рыночные преобразования в России:
Механизм российских реформ
Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике
Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики
Российский рынок труда. Безработица
Предпринимательство в России
2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:
Источники денежных доходов
Неравенство в распределении доходов
Проблема бедности в России
Социальная политика в России
Экономический рост в России: проблемы и перспективы
2.4. Формирование открытой экономики России:
Открытая экономика: сущность и показатели
России: от автаркии к открытой экономике
Переходная экономическая система
Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.
1.1. Переходная экономика: сущность и особенности
Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.
Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.
Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.
Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.
Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.
Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.
В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.
Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.
В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).
В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).
Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования
В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.
Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.
Основные направления и проблемы перехода к рынку
Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.
Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.
Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.
Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности (преобладало производство средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специалистов, оптимальным считается, если военное производство составляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация - переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.
В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.
Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.
Рыночная экономика и ее становление в современном мире - очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.
Переходная экономика - это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого - это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.
Именно историческая закономерность - важная особенность любой страны с переходной экономикой, список которых можно найти в конце статьи. Ранее входившие в Советский Союз восточноевропейские, ныне независимые, государства столкнулись с проблемами, которые сложнее на порядок, чем у латиноамериканских стран, так как в Латинской Америке много где существовали довольно развитые рыночные институты. Соответственно, и число приватизированных предприятий исчислялось не тысячами, а сотнями. Особенности переходной экономики - разные формы ее проявления в разных условиях. Это все нужно учитывать правительствам при разработке планов реформирования экономических систем.
Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная - преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые и формы.
Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.
Существуют разные типы переходной экономики, которые отличаются по характеру происходящих процессов и их масштабами. Локальный характеризуется тем, что переходное состояние просматривается в масштабах какого-то одного региона. В его основе лежат особенности и неравномерности развития разных регионов. Локальная переходная экономика - это воплощение единства общего, особенного. В неодинаковом виде такая форма развилась в Великобритании, Германии и Франции.
Это единый процесс множества изменений в рамках всей цивилизации (западной и восточной), мирового хозяйства. Изначально такие движения провоцируют развитые страны с переходной экономикой. Тенденции, которые возникают при этом, влияют на развитие уже мегаэкономических процессов.
Этот тип выделяется по своему характеру протекания переходных процессов в глобальном плане. Однако локальные переходные экономики также могут формироваться под влиянием закономерной эволюции. В целом все типы переходной экономики подчиняются закону естественной эволюции.
Подобного рода переходная рыночная экономика - это связь разнообразных трансформационных процессов с программами реформирования социума. Однако закономерности хода эволюции полностью сохраняются при этом. Данный тип пытается ее непроизвольно ускорить путем внедрения реформ и преобразований. В качестве примера можно привести реформы Столыпина в царской России.
Постепенное отмирание социалистических рудиментов - командной экономики, тоталитаризма, уравниловки, подпольного капитализма. Также важный вектор - это генезис отношений капиталистического хозяйства (современной экономики, основанной на рынке и частной собственности). Тенденция социализации (возвращение общенациональных, групповых и интернациональных ценностей экономического поведения) и общая гуманизация - фундамент фактически любых трансформационных процессов.
Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.
Переходная экономика - это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач:
1. Финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики.
2. Приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства.
3 Демонополизация - важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции. Разработка системы ограничений на слияние, разукрупнение существующих монополий.
Развитые особое внимание должны уделять которые бы уравновесили предложение и спрос, ликвидировали дефицит, создали условия для конкурентной борьбы. Возможно два способа таких реформ:
1. Постепенный, то есть рассчитанная на долгое время либерализация.
2. Радикальный, то есть широкомасштабное и быстрое внедрение новых реформ, что носит название «шоковая терапия».
Также необходимо позаботиться о рыночной инфраструктуре как о системе экономических институтов, создать сильную социальную защиту населения.
Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход. Переходная экономика - это определенная структура отношений:
- главные рычаги влияния находятся в руках крупных акционеров с высокой концентрацией вложенного капитала;
- далее идут многие мелкие и средние хозяйства с частной или акционерной собственностью;
- важную роль играют муниципальные и государственные собственности.
В таких странах происходят все вышеописанные перемены и изменения. Страны с переходным типом экономики в Восточной Европе - это в основном бывшие члены Советского Союза. К ним принадлежат: Россия, Беларусь, Украина, Латвия, Молдова, Литва, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Также в Центральной Европе есть страны с переходным типом, которые были членами социалистического лагеря: Чехия, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия, Сербия, Болгария, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Албания, Словения. В политической жизни такие страны играют роль подчиненных. Некоторые страны вступили в Евросоюз, некоторые даже стали членами НАТО. Страны с переходной экономикой, список которых приведен выше, на данный момент в большинстве своем находятся в предкризисном состоянии. В начале девяностых годов был взят курс на переход к рыночной экономике от плановой. Очень быстро эти реформы вводились в Польше, более постепенно в Венгрии, Чехии, Эстонии, Словении, медленно - в Украине, Румынии, Болгарии и Беларуси.
Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология -- теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) -- экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом -- экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.
Страны с переходной экономикой -- это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются:отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития; повышение степени открытости экономики (либерализация); приватизация государственной собственности; использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.; сокращение объемов национального производства; переориентация внешнеэкономических связей на Запад.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад -- особый тип экономических отношений. Многоукладность -- наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем -- и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна, не целостна, а, следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период -- исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, т. н. экономика переходного периода. Это смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. Таким образом,переходная экономика - это экономика, в которой происходит относительно длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя. Поскольку преобразование административно-командной системы означает замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.
Наиболее распространено деление системных преобразований на две модели (варианта): радикальные реформы («шоковая терапия») и постепенные реформы («градуалистический подход»). Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.
Под радикальными системными реформами (в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в классической форме -- в Польше) имеются в виду решительные, широкие и быстрые преобразования, нацеленные на скорейшее создание базы рыночной экономики. Постепенные системные реформы означают более длительный и менее радикальный путь преобразований, эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов. Госсектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому. (Китай и в немалой степени Венгрия).
Неолиберальная модель (монетаризм) опирается на следующие макроэкономические постулаты:
Монетаристы выступают за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента, относясь с предубеждением к кейнсианским рецептам, связанным с таким инструментом фискальной политики, как государственные расходы.
Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой, и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимисяструктурными диспропорциями.
Реформирование градуалистскими методами требует осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами. К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы обязаны управлять процессом. Создаваемый в рамках плановой экономики рыночный сектор является «инородным телом» и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате чего экономика не несет потерь, сопровождающих метод «шоковой терапии».
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:
во-первых, в условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций, переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;
во-вторых, стремительный переход к свободному ценообразованию в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
В подавляющем большинстве стран реформирование сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Российская переходная экономика, переходные экономики бывших социалистических стран представляют собой переход от командно-административного способа хозяйствования к рыночной системе, и само исходное состояние переходного процесса, по меркам рыночной экономики, есть состояние макроэкономического неравновесия. Макроэкономическое неравновесие как наследие плановой системы представляет собой первую особенность переходного процесса. Вторая его особенность в том, что макроэкономическое неравновесие здесь закономерно и представляет собой не временное, а постоянное явление. Т. е., для рыночной системы макроэкономическое неравновесие -- явление временное, поскольку на основе рыночных механизмов такие экономические системы постоянно возвращаются в устойчивое, т. е. равновесное состояние, состояние стабильности. Для переходных экономик это состояние стабильности означает возвращение к исходному, так скажем, закрепление диспропорциональности плановой экономики. Поэтому процесс перехода к рынку -- есть неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию, но устойчивому состоянию нового качества, присущего рыночным способам хозяйствования.
денежный спрос неолиберальный
Сущность переходной экономики. Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических преобразований и экспериментов, однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административно-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы была связана по крайней мере с двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике приближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморегулирования не работали из-за формального существования товарно-денежных отношений и централизованного, директивного планирования.
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. .Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяйственную инициативу и, как результат, - страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.
Все это обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики, причем требовался новый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу административно-командной системы. Действительно, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом, но нет нужных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.
Отсюда следует, что переход от неэффективной административно-командной системы к эффективной может основываться на изменении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного и косвенного рыночного регулирования. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему, которая по своей природе отвергала нормальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на механизмах экономического развития, принципиально отличных от административно-командных, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, необходимы постепенный "подрыв" коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождение а развитие в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается. И те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Основные черты переходной экономики. Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные черты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.
Следовательно, в условиях переходной экономики неустойчивость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы обеспечить в итоге постепенный переход к другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторимость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояний, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм, например акционерной формы собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыночной экономики. Эта."нечистота" (переходность) экономических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости, или зрелости, переходной экономика. По мере наполнения этих форм новым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. противоречия нового и старого, различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном счете к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Кроме того, обусловливают специфику протекания переходных процессов конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-денежных отношений и способность общества к рыночным изменениям.В Польше, например, в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было занято в частном секторе. В бывшем СССР, как известно, начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Поэтому общие для переходной экономики закономерности имеют разные формы проявления в различных условиях что необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как смешанной, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается в случае, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое.
В нашей стране происходит переход от административно- командной экономики к рыночной.
Переходная экономика - экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики:
формирование новой экономической системы;
многоукладность экономики;
неустойчивостьразвития (стабильныхпереходныхэконо- мик не существует);
4) относительная длительность преобразования в переход- нойэкономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию (рис. 20.1).
Главные направления формирования рыночной экономики:
1) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;
демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;
институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;
структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
формированиеновой системы социальнойзащитынаселе-
ния. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие.
/. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений.
Альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий.
Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на землю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).
Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).
Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.
Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:
высокие социальные издержки (более 30% населения живет
за чертой бедности);
высокий уровень безработицы;
криминализация экономики (теневой сектор экономики
производит до 35-50% ВВП);
технологическая деградация.
Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.
Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.
«Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.
Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.
Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаф- фера.
Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики: 1) этап 1 (1991 г.) - создание политических и институциональных предпосылок;? этап 2 (1992 г.) - либерализация экономики;
этап 3 (1992-1994 гг.) - приватизация;
этап 4 (1996 - первая половина 1998 гг.) - финансовая стабилизация;
этап 5 (вторая половина 1998 г. - настоящее время) - структурная перестройка.
В нашей стране переход от административно-командной экономики к рыночной проходит в пять этапов (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Основные этапы переходной экономики в России