Регионоведение как научная и учебная дисциплина. Регионоведение — синтез научных знаний

Регионоведение - Учебное пособие (Городилов А.А)

1.1. предмет, объекты и задачи курса «регионоведение»

При определении предмета курса «Регионоведение» представляется необходимым исходить из общих научных предпосылок о том, что предмет любой теории определяется характером тех закономерностей (социальных, экономических, природных и т.д.) и связей, которые рассматриваются данной отраслью науки. Исходя из этого, предметом рассматриваемого курса является исследование (изучение) объективно существующих закономерностей, определяющих жизнедеятельность региона - субъекта Российской Федерации. К их числу можно отнести: связь между его прошлым, настоящим и будущим; взаимовлияние и соотношение интересов Федерации и её субъектов, определение их предметов ведения; влияние на интересы региона его геополитического и социально-экономического положения; связь между целями действий органов регионального управления и тактическими приемами осуществления этой деятельности и так далее. Кроме перечисленных, существуют закономерности собственно в организации государственной и муниципальной службы и другие.

В предмете «Регионоведение» мы выделяем следующие группы закономерностей:

Познавательные. Базируясь на общих основах теории познания курс «Регионоведение» изучает обстоятельства, в которых осуществляется жизнедеятельность региона, его специфику. Теория «Регионоведения» (то есть система идей в данной отрасли знаний, дающая целостное представление о ее закономерностях) изучает, в первую очередь, закономерности отражения в реальной действительности специфики конкретного региона, которые трудно обнаружить, анализируя только общие закономерности развития Российской Федерации и ее субъектов. Регионоведение изучает закономерности развития конкретного региона, получения, проверки и фиксации необходимых фактических данных, обеспечивающих успешное принятие управленческого решения и решение других управленческих задач. Здесь существенной является закономерная связь между спецификой региона, принимаемыми управленческими решениями и эффективностью их реализации с точки зрения положительного влияния на жизнедеятельность региона;

Деятельные. Эти закономерности определяют содержание конкретных управленческих решений, направленных на выполнение задач, стоящих перед региональным обществом и решения других задач путем использования для этого необходимой информации. Здесь важными являются закономерности правового, экономического и психологического воздействия на региональное общество, поиска аргументов и способов воздействия на него, чтобы убедить в правильности принятого решения и заставить изменить поведение общества в нужном для решения стоящей задачи направлении.

Правовые и морально-этические основы. Сюда входят базирующиеся на специфике региона правовые аспекты его развития, характерные черты формирующихся моральных и этических основ регионального общества, населяющего территорию данного субъекта федерации - государственного образования.

Вместе с тем, следует отметить, что закономерности являются главным, но не единственным элементом структуры предмета регионоведение. Структура предмета регионоведение, наряду с закономерностями включает в себя также изучение общественных отношений, возникающих в регионоведении как процессе познания. Общественные отношения, изучаемые регионоведением, носят объективный характер, через них проявляются его свойства и специфические черты. Эти отношения многообразны и находят отражение в различных сферах жизни общества - материальной и духовной. Необходимо отметить, что материальные отношения возникают и существуют объективно, независимо от воли и сознания конкретных людей, тогда как духовные отношения предварительно проходят через человеческое сознание.

Следует учитывать, что содержание курса «Регионоведение» не сводится только к накоплению знаний при изучении указанных выше групп закономерностей. Познание закономерностей в регионоведении носит творческий характер и оказывает обратное воздействие на объект познания. Это может приводить к выявлению новых закономерностей, уточнению уже названных, а значит уточнению и предмета курса.

Для исследования многочисленных закономерностей регионоведения используются различные методы познания, базирующиеся на общем диалектическом методе. К ним следует, прежде всего, отнести методы содержательные (наблюдение, сравнение, опрос, изучение документов), формализованные (формальная логика, моделирование, построение структурных систем и другие), теоретического анализа, синтеза и другие. Изучение курса с учетом рассмотрения положений, имеющих общее значение для регионоведения различных стран и субъектов Российской Федерации, частное (специфическое) свойственное отдельным странам и регионам, позволит получить необходимые профессиональные знания в области регионоведения.

Говоря о регионоведении, необходимо, прежде всего, определить его научные основы. Это тем более важно, что некоторые авторы пытаются свести эту науку только к отрасли региональной экономики, учитывающую отдельные региональные социальные особенности, или отрасли географии. Так, Морозова Т.Г. определяет регионоведение как «область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства», а предметом регионоведения она считает «экономические районы всех уровней». Другие (например, Гладкий Ю.Н. и Чистобаев А.И.) считают, что по своему характеру регионоведение тяготеет к географии и может рассматриваться в качестве её субдисциплины (т.е. вспомагательной дисциплины). Несколько другого, по нашей оценке более правильного, мнения придерживаются Бутов В.И. и Игнатов В.Г., которые определяют регионоведение как «комплексную, интегральную социально-экономическую дисциплину», предметом изучения которой являются регионы - субъекты Российской Федерации. Но при этом мы не можем согласиться с ними в их определении субъекта Российской Федерации как политико-административного образования, так как сама Конституция Российской Федерации определяет субъект Федерации (регион) как образование, обладающее в пределах собственного ведения всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Федерации).

Основной причиной предложения указанными авторами такого определения регионоведения мы считаем те процессы, которые происходят в настоящее время с российским государством, медленно, часто с возвращением в прошлое состояние, трансформирующимся из унитарного в федеративное, и в котором начинается новая оценка значимости регионов - субъектов Федерации. Так, если ранее под регионом чаще всего подразумевалась «определённая часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающаяся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией», то в последнее время под регионом в России всё чаще понимают республику, край, область и т.д. - субъект Российской Федерации.

В целом это основано на современных основных положениях региональной политики в Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года №803. Так, в этом документе «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально- экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» (то есть имеет целую кратность по отношению к территории любого субъекта Российской Федерации - Авт.).

Предметом изучения регионоведения являются регионы - субъекты Российской Федерации - государственно-правовые образования (а не административно-территориальные единицы, присущие унитарному государству), составляющие в совокупности российское федеративное государство. Согласно Конституции Российской Федерации все субъекты Федерации, равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (пункт 4 статьи 5 Конституции).

Поэтому, учитывая методологическое значение понятия «регион» и, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: регионоведение – комплексная, интегральная, социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы с учётом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико - правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

Вместе с тем, в государственно-правовом статусе субъектов разных видов (республики, края, области, города федерального значения, автономные образования) имеются определённые различия, установленные Конституцией Федерации, Федеративным договором и специальными договорами между Федерацией и её субъектами.

Основной задачей курса «Регионоведение» является вооружение обучающихся знаниями в области теории и передовой практики регионоведения. Другие задачи учебного курса «Регионоведение» можно сформулировать следующим образом:

1) определение основных принципов, понятий и категорий этой области знаний;

2) изучение:

Закономерностей, устойчивых и повторяющихся связей, явлений и процессов регионоведения;

Истории становления и развития региона, ее влияния на его сегодняшнее состояние;

Природно-ресурсного потенциала региона - субъекта Российской Федерации, проблем регионального общества, экономических, экологических и иных проблем.

Регионоведение является основой для познания:

Формирования и функционирования регионального управления и политики;

Состояния и развития социально-экономического комплекса региона;

Исторической (экономической и культурной) преемственности развития регионального общества;

При этом комплексно используются знания различных отраслей права, региональной экономики, управления, психологии, демографии, социологии, статистики, религиоведения, философии, экологии и других научных дисциплин, с которыми курс «Регионоведение» тесно связан. В нем используются некоторые категории и институты этих наук для решения своих теоретических проблем, а также применяются некоторые частные методы и методики этих наук для исследования своих закономерностей.

Знание регионоведения необходимо для специалистов высшей квалификации государственного и муниципального управления. Только это позволит им достаточно глубоко разбираться в политических, экономических и других ситуациях, складывающихся в регионе и муниципальном образовании. Необходимо помнить, что огромное различие в геополитических, экономических, природно-ресурсных, социально-демографических и других условиях существования регионов исключает одинаковость подхода к решению, казалось бы, схожих региональных проблем.

К главным проблемам регионального развития, изучаемым регионоведением относятся:

а) региональное управление в условиях федерализма;

б) формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона.

При этом территория в административных границах субъекта Российской Федерации характеризуется основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью.

Целостность указанного региона определяется следующими чертами:

Рациональным использованием природно-ресурсного потенциала.

Пропорциональным сочетанием различных отраслей.

Формированием устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей.

Наличием на территории региона особого сообщества людей с определенными традициями и определенным образом жизни.

Комплексность хозяйства региона определяется сбалансированностью и пропорциональным согласованным развитием производительных сил региона. При этом учитываются особенности окружающего регион пространства и региональное разделение труда, что предопределяет специализацию регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

В регионоведении могут использоваться следующие методы исследования:

Системный анализ. Он позволяет изучать комплексное развитие территориального образования, внутренние связи и их взаимодействие. Его использование основано на поэтапности: постановка цели (например, наиболее полное удовлетворение потребностей населения данного территориального образования); определение задач; формулировка научной гипотезы; всестороннее изучение оптимального варианта решения;

Картографический. Он позволяет наглядно представлять особенности размещения различных объектов изучения. Карта - своеобразная модель территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления и их взаимосвязи. Благодаря картам, картосхемам и так далее лучше воспринимаются количественные показатели развития регионов и их административно-территориальных единиц;

Балансовый. Он характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов, позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации. Содержание балансового метода составляет экономическое обоснование размещения предприятий, обеспеченности их сырьём, топливом, энергией, трудовыми и другими ресурсами;

Метод экономического моделирования. Суть его в моделировании территориальных пропорций развития экономики региона. Моделирование может производиться по отраслям хозяйства региона для формирования его хозяйственных комплексов;

Метод таксонирования. Он позволяет осуществить процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчинённые таксоны (равнозначные или иерархически соподчинённые территориальные ячейки);

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Он используется при разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Обычно рассматриваются следующие варианты: различные уровни развития хозяйства тех или иных регионов, территориальные экономические пропорции по регионам, структуры экономического развития отдельных регионов;

методы социологических исследований. Используются стандартизованные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона, контакт-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты региона, учёных специалистов и другое.

Важным представляется составление экономических характеристик отраслей регионов. При этом надо следовать следующей схеме:

дать оценку экономико-географического положения, природных условий и ресурсов;

определить отраслевую и территориальную структуру социально-политических, природно-ресурсных, демографических, экологических, национальных на формирование и функционирование социально-экономических комплексов региона;

определить место региона в социально-экономическом комплексе Российской Федерации;

рассмотреть внутрирегиональные, межрегиональные и международные экономические связи;

определить основные направления развития региона в условиях переходного периода, продолжающегося в России с 90-х годов прошлого века.

Следование данному плану поможет обучающимся отобрать основной материал и приобрести навыки аналитической работы.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает предмет «Регионоведение»?

2. Каковы основные задачи курса «Регионоведения»?

3. Какие методы, применяются в региональных исследованиях и их суть?

Тема 1. Предмет, метод и задачи регионоведения

1. Сущность и предмет регионоведения

2. Основные цели и задачи регионоведения на современном этапе

3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил региона

4. Методы региональных исследований

Сущность и предмет регионоведения

В современной научной литературе (и отечественной, и зарубежной) преобладают традиционные ракурсы рассмотрения регионоведения - анализ взаимоотношений «регион-центр» преимущественно в экономическом, экономико-географическом или в управленческом аспекте.

Действительно, чаще всего рассматриваются или экономические и экономико-географические аспекты взаимодействия между регионами, а также между регионами и центром, или взаимодействие между центральными и региональными властными структурами, т.е. управленческие аспекты.

Регионоведение - это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Нередко в качестве синонима используется понятие «регионалистика».

Фактически основой регионоведения является изучение двух главных проблем регионального развития:

1. Формирования и функционирования социально-экономического комплекса региона;

2. Регионального управления (политического, экономического, социального, экологического и т. д.) в условиях федерализма.

Изучение этих проблем предполагает региональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих, - исторических, природноресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей.

Интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих территорий характерен для США, Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались «региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 миллионов своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в конституционных рамках своих стран, учитывая важность процесса интеграции и регионализации.

Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действия стремится к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами.

В Декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».

В Декларации зафиксированы и другие права регионов. Так, «регион обладает финансовой автономией и достаточными собственными ресурсами для полной реализации своих полномочий»; он «имеет право взимать свои собственные налоги и определять источники налоговых поступлений, ... устанавливает критерий для определения своих налогов, пошлин и сборов», он «имеет возможность деятельности на международном уровне».

Авторы учебного пособия «Региональная экономика», рассматривая основные принципы районирования России в современный период, выделяют три главных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена - республики, области, края; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. При этом они рассматривают район как «специализированную часть единого народнохозяйственного ком­плекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств» и полагают, что специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство и доставку продукции тому или иному потребите­лю будут наименьшими.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

План лекции

1. Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2.

2. Белова В. Л. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №2.

3. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2

4. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2

5. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005

6. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

7. Сухарев А.И. Основы регионологии. Саранск, 1996.

8. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000

1. Актуальность регионоведения

Регионоведение - это комплексная, интегральная дис­циплина, изучающая закономерности и особенности процес­са формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общерос­сийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Это относительно новая дис­циплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности и т. д.

Регионоведение среди новых об­щественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны с учетом следующих обстоятельств:

Успех любой транс­формации обеспечен в том случае, если он опирается на на­циональную почву, традиции, специфику;

Кризис жестких (ав­торитарных) иерархических структур государственного централизован­ного управления побуждает поиск оптимальной модели новых взаимоотношений Центра и регионов, а также форм соедине­ния интересов государства и его территориальных частей, способ­ствующих эффективному развитию как субъектов, так и феде­рации в целом;



Необходимо преодоление традиции нивелирования разнообразия российских, регионов и в этой связи разра­ботка комплексной peгиональной стратегии долговременной и вписан­ной в общую стратегию обществ, развития России;

Строитель­ство новой РФ требует новых принципов и форм взаимодей­ствия регионов, многие из которых уже стали реальностью, но процесс этот потребует немало времени и усилий.

Изучение этих проблем предполагает peгиональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих - исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Поэтому регионоведение опирается на такие научные и учебные дис­циплины, как экономика региона, управленческие и юриди­ческие науки, экономическая история, экономическая и со­циальная география, демография, социология, статистика, ре­лигиоведение, этнография, экология и т.д.

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Регион складывается на основе комплекса взаимодействующих факторов: территории, природных условий, общности истории и культуры, демографических и социальных качеств населения; экономической, политической и правовой структур. Регионы являются подсистемами государств либо надгосударственных цивилизационных ареалов. Регионы сами выступают в качестве макросистем для локальных (местных) сообществ: городов, сельских районов и т.п.

Предметом регионоведения являютсязакономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.

Функции регионоведения:

1. Теоретико-методологическая (формирование понятийного аппарата дисциплины, разработка методологии анализа региональных процессов)

2. Познавательная (формирование знания о регионе, региональных процессах, региональной политике в целом и о го­сударственной региональной политике в частности, о роли этой регионов в жизни общества)

3. Мировоззренческая (способствует выработке опреде­ленного видения действительности как в разрезе регионов (субъектов Федерации, муниципальных образований и т.д.), так и в целом в государстве и обществе).

4. Ценностно-ориентирующая (функция должна давать достаточ­но точную оценку событиям в регионе или в регионах государства в целом)

5. Управляющая (разработка методов и технологий управления региональными процессами)

6. Прогностическая функция раскрывает тенденции развития ре­гиональных процессов и явлений в целом через про­гноз.

Как научное направление регионоведение складывается под воздействием тенденций и факторов, ко­торые могут быть отнесены к двум группам:

1. Социально-политические обстоятельства (сформировавшие "со­циальный заказ")

1) формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни;

2) появление регионального лоббизма в федеральных орга­нах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональ­ной жизни и т.д.;

3) необходимость поддержания политико-экономического единства страны;

4) необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России;

5) рост этнокультурных потребностей населения;

6) расширение комплекса внешних связей регионов.

2. Научные дис­циплины , на пересечении которых формируется и содержательно наполняется регионоведение.

Принято считать, чторегионалистика как междисциплинарная научная теория возникла после второй мировой войны, потому что именно в это время соответствующая проблематика приобрела актуальное значение. В качестве важного фактора, повлиявшего на развитие региональной теории, необходимо отметить распад колониальной системы и возникновение молодых стран с острейшими потребностями в решении региональных проблем – минимизация уровня развития различных регионов.

Поворотным моментом в теории регионализма можно назвать появившуюся более двадцати лет назад концепцию мировых систем И. Валерстайна. Мир-системная модель американского социолога И. Валерстайна - была первой попыткой совмещения анализа существующих проблем регионального развития и начавших активно себя проявлять тенденций глобализации.

Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард, высказав мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. Тем не менее, долгое время региональная наука развивалась преимущественно в лоне экономики или географии. Ее основатель У.Изард отмечал, что «наука о регионах должна вторгнуться в область теории, в которой центральное место займут районные структуры и функции. Такая теория должна вскрыть и обобщить взаимозависимости между системой и ее подразделениями...». В Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки, и его новая ориентация была сформулирована следующим образом: «Факультет региональной науки... имеет два главных направления: одно преследует цель разработки основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов человеческой деятельности в их экономическом, социальном и политическом контексте; второе ориентировано на совершенствование методов анализа региональных систем, необходимых для руководства публичной политикой и частными предпочтениями. ...В основе теории региональной науки многое базируется на существующей и заново развивающейся теории социальной науки».

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город-село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления - регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления». При этом отмечалось, что «регионология - это не механическая сумма базовых направлений региональных исследований, а интегральное их обобщение, результатом которого является разработка относительно самостоятельной системы законов и категорий, фундаментальных и прикладных понятий. Исходным служит понятиерегиона как территории с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием определенных органов управления».

Очевидно, что в данном случае, так же как и в случае с региональной наукой У.Изарда, речь шла о создании интегрального научного направления, базирующегося на междисциплинарном подходе к региону как объекту исследования.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1)региональная история, ос­новы которой были заложены В. Ключевским и графом Н. Румян­цевым в период реформ 60-х гг. XIX в. и которая была почти полно­стью разрушена в 30-50-х гг. XX в. Определенный прорыв наметил­ся в связи с изучением проблем местного самоуправления. Исторический подход реализуется в форме как конкретно исторического изучения становления и развития территориального устройства определенной страны, так и сравнительного изучения вышеназванного процесса в разных странах. Сравнительный метод позволяет от описания конкретных фактов перейти к выявлению как общих закономерностей динамики территориальной организации различных стран, так и цивилизационных и региональных особенностей этого процесса.

2)политическая география . Изучает пространственную организацию политической жизни общества (границы, политико-территориальное деление и т.п.) и территориальные сочетания политических сил. Главным для которой является изучение размещения того или иного явления в пространстве, а не механизма его функционирования.

3)государственное строительство. Территориальная организация государства рассматривается в двух смыслах: в первом случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства; во втором - о территориальной организации государства как совокупности органов публичной власти, государства как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата.

4) Юридическая наука изучает территориальную организацию государства через анализ норм права, их применения и возникающих в связи с этим проблем и противоречий.

5)территориаль­ное управление экономикой , изучающее совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе. Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющие совершенствование территориальной организации хозяйства... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики.

6)отечественная социология представляет территориальную организацию общества как совокупность территориальных общностей людей и отношений между ними (социальном механизме функционирования и развития социально-территориальных общностей).

7)общая политология , отвечающую на злобу дня введением в свой оборот региональных "калек" основных политологических понятий типа "политический лидер" - "регио­нальный политический лидер", "политический процесс" - "регио­нальный политический процесс" и т.п. изучает политические аспекты территориальной организации общества, т.е. отношение последней к политической- власти, к государству. Речь идет об изучении политико-территориальной организации в органическом единстве общества и государства. В соответствии с таким подходом территориальная организация общества должна рассматриваться в качестве политико-территориальной системы, включающей в себя как территориальную организацию политической системы, государственной власти органически связанную с ней территориальную организацию гражданского общества, социальной структуры, т.е. самого населения.

8) Внешние аспекты функционирования общества как политико-территориальной системы, традиционно изучает геополитика. Геополитика призвана исследовать процессы и принципы развития государств, регионов и мира в целом, изучать, как и с помощью каких механизмов и на основе каких принципов они живут и функционируют. Ее можно рассматривать как дисциплину, изучающую основополагающие структуры и субъекты, глобальные или стратегические направления, важнейшие закономерности и принципы жизнедеятельности, функционирования и эволюции современного мирового сообщества.

Взаимоотношение этих групп и факторов таково, что названное научное направление, как и регионоведение в целом, начало складываться под действием соци­ально-политических обстоятельств, а отнюдь не по внутренней логи­ке отечественных наук об обществе. Это обстоятельство нельзя ос­тавлять без внимания, так как с ним связана и основная проблема становящейся науки - проблема ее самоопределения по предмету исследования.

В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рам­ках смежных дисциплин. Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионоведения в качестве самостоятельной научной дис­циплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из раз­личных научных дисциплин, и пытающейся сформулиро­вать свой собственный предмет исследования.

Потому регионоведению сегодня присущи эклектичность, отсутствие устояв­шихся понятий и терминологии, размытость подходов, сочетание подчас диамет­рально противоположных взглядов у представителей разных дисцип­лин. Наконец, следует иметь в виду, что в силу специфики общественных процессов в России и недостатка соответствующей подготов­ки у российских исследователей зарубежный опыт исследований в области регионалистики до последнего времени ока­зывался мало востребованным.

2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин

Во всякой научной дисциплине достаточно трудным делом оказываются некоторые исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в регионоведении - учение о структуризации, функционировании некоего пространства .

В узком (политико-правовом) смысле слова под регио­ном понимают административно-территориальные образо­вания.

В широком - территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатичес­кую зону; географическую территорию; межгосударствен­ную территорию; экономический или хозяйственно-эколо­гический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регио­нами понимаются как обширные территории, охватываю­щие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Феде­рации, отличающихся особенностями исторического разви­тия, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть терри­тории, обладающей общностью природных, социально-эко­номических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает при­оритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразуме­ваются подчас различные объекты.

В географии регион - это определенный территориаль­ный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фау­ны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхнос­ти земли.

В экономике регион рассматривается как сложное со­единение многочисленных звеньев производственных сис­тем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответству­ющими управленческими структурами.

В культурологии регион определяется как специфиче­ское культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литерату­ре понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему ментали­тетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

В политологии «регион» - это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однород­ными природными, экономическими, социально-политичес­ким и культурными условиями. В политологической лите­ратуре регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаи­мозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспорт­ных коммуникаций (например, Ближний или Средний Во­сток, Центральная или Восточная Европа).

В теории государственного управления дается формаль­но-юридическая трактовка региона как субъекта федера­ции или иной субнациональной единицы, чьи права и обя­занности определены конституцией или иными законами.

В рамках доктрины европейского интегрального феде­рализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; опре­деленное население; общность истории, природных усло­вий и решаемых проблем.

В Указе Президента РФ «Об основных положениях ре­гиональной политики в Российской Федерации» под реги­оном понимается часть территории РФ, обладающая общ­ностью природных, социально-экономических, националь­но-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство по­лисемии. Его содержание зависит от того, какой конк­ретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой.

Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в администра­тивных границах субъекта Российской Федерации, которое харак­теризуется таким чертами, как целостность и управляемость .

Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социально-политическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.

С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устой­чивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропор­циональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутри-региональных хозяйственных диспропорций, наличие спо­собности в условиях социальной и политической стабиль­ности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственные власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции.

Использование понятия «регион» в такой интерпретации обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с точки зрения комплексного системного управления обществом, главная роль в региональной его организации принадлежит административно-территориаль­ным государственным образованиям, наиболее адекватно вос­производящим структуру общества и самой территориальной системы в целом. Эти образования имеет собственную региональную политическую систему, основные институты государственной власти и управления региональными процессами.

Во-вторых, такой акцент в определении понятия «регион» обусловлен российским менталитетом, для которого характерна пониженная реакция на географическое, экономическое и культурное пространство (так называемая «аспатильность» – «равнодушие к месту и границам»). В российском менталитете именно государственность рассматривается как основной фактор интеграции, задающий единое нормативно-ценностное пространство и определяющий пределы самоорганизации россиянами своей жизни в этом пространстве. Поэтому принципиально важно осознавать, что регион как субъект Российской Федерации имеет политико-правовое и ценностное измерения, которые способно трансформировать любые объективные региональные характеристики.

Контрольные вопросы

  1. Определите объект и предмет регионоведения.
  2. Каковы функции регионоведения как учебной и как научной дисциплины? В чем эти функции сходны, а в чем отличаются?
  3. Каковы методологические подходы к изучению становления, функционирования и развития территориальных систем?
  4. Сформулируйте понятие «регион», используемое в нашем курсе.

Тема 3. Регионализация и глобализация в современном мире

План лекции

1. Процессы глобализации в современном мире

2. Процессы регионализации в современном мире

3. Факторы и модели глобализации

4. Факторы и уровни регионализации

1. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2

2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М. - Ростов н /Д: МарТ, 2000

3. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2

4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000

5. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004.

6. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран //Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 2

7. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000.

1. Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

Специальность регионоведение 032301(350300) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2002 г. № 686.

Регионоведение - это комплексная, интегральная дис­циплина, изучающая закономерности и особенности процес­са формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общерос­сийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Регионоведение среди новых об­щественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1) региональная история

2) политическая география

3) государственное строительство.

4) Юридическая наука

5) территориаль­ное управление экономикой

6)отечественная социология

7) общая политология

8) геополитика.
2. Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Регионоведение - это относительно новая дис­циплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность : с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности.

Регионоведение как наука возникла за рубежом в рамках экономической науки. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он высказал мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. В связи с этим в Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки.

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город-село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления - регионологии , которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления».

В 1982 году по инициативе Александра Ивановича Сухарева при мордовском гос университете была создана проблемная лаборатория регионологии. Попытка создать институт регионоведения предпринималась в 93-94 гг. в Архангельске.

Регионоведение изучалось в МГИМО как один из разделов международных отношений, но в последствии оно отделилось от МО как самостоятельная учебная дисциплина.

Создание отделения Регионоведение в ИППК при РГУ в 1998 г. было результатом научного предвидения и организационных усилий директора ИППК РГУ, профессора Ю.Г. Волкова , председателя СКНЦ ВШ, профессора Ю.А. Жданова , Председателя Законодательного Собрания Ростовской областиА.В. Попова , профессора Т.Ф. Ермоленко , профессора А.В. Лубского .

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство , имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Предметом регионоведения являются закономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.
3. Цели и задачи регионоведения.

Основная дидактическая цель преподавания регионоведения в высшей школе в цикле общих социально-экономических и гуманитарных дисциплин заключается в формировании у студентов представлений (знаний) о той ситуации, которая сложилась в регионе (или группе регионов), тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления.

Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.

Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, – экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками – и в своих исследованиях использует основные данные этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.

4. Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

В современной науке существует несколько трактовок определения "регион". Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства. В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами , подсистему всего соц-экон комплекса страны, сложный территориально-экономически комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, полит аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.
Вопрос № 2. Научное региональное исследование.

1. Понятие научного исследования.

2. Специфика регионального научного исследования.

3. Виды региональных научных исследований.

4. Модели региональных научных исследований.

5. Программа региональных научных исследований.

6. Эмпирическая стадия РНИ

7. Теоретическая стадия РНИ

8. Оформление РНИ

9. Этика РНИ

10. Центры научных исследований на Юге России.

Научное исследование – это понятие для обозначения процесса познания и получения эмпирических знаний, которое характеризуется использованием особых методов. Это особый вид познавательной деятельности, характеризуемый следующими признаками:


  • получение нового знания

  • проблемный характер данной деятельности

  • осуществляется на основе определенных источников эмпирической информации

  • существует определенная программа или стратегия деятельности для достижения цели исследования
Региональное научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение принципиально нового научного знания и протекающей в рамках определенного региона или регионов.

Региональные социально-гуманитарные исследования отличаются, прежде всего спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион».

Чаще всего под регионом понимается:

1) природно-климатическая зона;

2) географи­ческая территория;

3) экономический или хозяйственно-экологический район;

4) историко-культурный ареал;

5) административно-тер­риториальное образование;

6) межгосударственная территория.

Регион как предмет региональных социально-гуманитарных исследований должен обладать не только географической , геополитической, геоэкономической, но и информационно-поведенческой, и историко-культурной однородностью и, следовательно, внутренней целостностью.

2.Виды регионального научного исследования.

Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 а. №127-ФЗ)

Виды научных исследований:


  • Фундаментальное исследование , предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

  • Прикладное исследование , направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

  • Поисковое исследование , направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

  • Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Виды социологического исследования.

1. Разведывательное исследование (пилотажное, зондажное). Направлено на изучение малоизвестных проблем. Это не глубокое, аналитическое исследование.

2. Описательное исследование – предполагает получение эмпирических сведений, дающих достаточно целостное представление об изучаемом явлении или предмете и о его структурных элементах.

3. Аналитическое исследование. Не только описание структурных элементов, но и выяснение и анализ факторов, воздействующих на данное явление.

Прогнозное исследование (в него входит аналитическое исследование). Позволяет предсказать некоторые ситуации на основе скрытых причинно-следственных связей.
3.Модели региональных научных исследований.

Модель научного исследования –это логическая модель, являющаяся продуктом теоре­тического воображения.

1. Классическая модель исследования сформировалась в рамках позитивизма. Основное положение – общество и природа развиваются по единым законам, следовательно, изучать общество надо также как и природу. В основе классической модели – принцип социологизма

2. Неклассическая модель научного исследования - понятие для обозначения такой модели научного исследования, которая базируется на принципе номинализма, на таком стиле рациональности, в который входит способность видеть и понимать, прежде всего, индивидуальное и неповторимое. В результате предметом неклассической модели исследования является повседневная жизнедеятельность людей и их духовные практики, внутренний мир человека и различные формы его индивидуального бытия, носящие уникальный характер.

3. Постмодернистская модель Постмодернизм ориентирует гуманитарное познание на «науку с человеческим лицом» не только в онтологическом, но и методологическом плане. Постмодернист в процессе познания исходит из признания собственного «суверенитета» по отношению к производству знаний и утверждению «истины».

4. Неоклассическая модель научного исследования - понятие для обозначения такой модели научного исследования, основой которой является изучение взаимодействия в социальной реальности и объективных структур , и субъективных действий.

Программа региональных научных исследований – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследования в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования, указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Включает в себя:

1)Формулировка проблемы;

2) Определение цели и постановка задач исследования;

3) Определение объекта и предмета исследования;

4) Уточнение и интерпретация основных понятий;

5) Предварительный системный анализ объекта исследования;

6)Развертывание рабочих гипотез.

Стадии региональных научных исследований - этап развития РНИ, отличающийся специфическими особенностями. Имеет два вида:

Теоретическая стадия: направленность на себя, внутринаучная рефлексия (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов и т.д.).

Эмпирическая стадия: стадия научного исследования, на которой исследование направленно непосредственно на свой объект и осваивает его с помощью таких приемов и средств, как констатация фактов, наблюдение, описание, измерение, эксперимент и иная фактофиксирующая деятельность.

Оформление регионального научного исследования

1. Цели и задачи научно- исследовательской работы

Задачами научно – исслед работы являются…

2. Организация выполнения работы

Научно – исслед работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов , которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических

положений.

2.2. Алгоритм работы над научной проблемой

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исслед проблемой специалиста любого уровня: выбор проблемы;

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

разработка концепции и планирование исследования;

подбор методов и методик осуществления исследования;

проведение исследования; обработка полученных данных;

письменное оформление теор и эмпирического материала в виде целостного текста; представление работы на рецензирование; представление к защите и защита работы.

2.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы. Структура работы должна быть представлена следующим образом: титульный лист; содержание; введение; главы основной части; выводы; заключение;

список литературы; приложения.

Этика региональных научны исследований – совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали и морально-этических ценностей научных работников, присущих данному виду научной деятельности.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями . В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах . Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие , но не имеет права заниматься плагиатом . Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют , каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете

Центры региональных научных исследований на Юге России :

Северо-Кавказский научный центр высшей школы: Был создан в 1969 г. Является государственным научным учреждением и находится в ведении Министерства образования РФ. Основные задачи деятельности СКНЦ ВШ определены его Уставом и заключаются в следующем: формирование региональной стратегии научно-технического развития, ее реализация на территории республик, краев и областей Северного Кавказа; осуществление практических мер по развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организация передачи для освоения в отраслях народного хозяйства результатов исследований и разработок в рамках региональных научно-технических программ; координация деятельности вузовской и отраслевой науки в решении важнейших научных и научно-технических проблем Северо-Кавказского региона; создание и развитие инфраструктуры наукоемкого и малотоннажного производства на экспериментально-производственной базе научных организаций и учебных заведений; организация сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций Северного Кавказа с учебными заведениями и научными организациями зарубежных стран, изучение зарубежного опыта и подготовка рекомендаций и предложений по этому опыту; организация системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включая научно-педагогические кадры высшей квалификации.

Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ И ИСПИ РАН. Ведущий академический научно-исследовательский центр в России, осуществляющий фундаментальные и прикладные исследования в области социальных и социально-политических процессов.

Основными направлениями в работе Института являются: глобальные проблемы современной цивилизации и России; анализ и прогноз социального и социально-политического развития России; социальная динамика, структура и стратификация российского общества; социология предпринимательства; социология федеративных и межнациональных отношений; социальные проблемы национальной безопасности.

Институт проводит социально-политическую экспертизу решений, принимаемых органами управления , структурами законодательной и исполнительной власти.

В Институте сформирован банк социологических и демографических данных.

ИСПИ издает научные журналы: «Евразия», «Наука. Культура. Общество.» (до 2004 г. назывался «Наука. Политика. Предпринимательство.»), методические материалы и учебную литературу по социологии. При Институте действует аспирантура и докторантура. Институт имеет филиалы: Объединенный Южный филиал , Северо-Кавказский центр, Северо-Осетинский Центр социальных исследований и др.

ЮНЦ РАН: Основные научные направления возглавляют академики и члены-корреспонденты РАН. Деятельность Южного научного центра РАН проходит в полном соответствии с Программой развития ЮНЦ РАН (Постановление РАН N 248 от 08.11.2005 ). В 2008 г. созданы Институт социально-экономических и гуманитарных исследований и Институт аридных зон. Отработан механизм взаимодействия с ведущими вузами Южного федерального округа и установились интеграционные связи с научными центрами РАН в ЮФО, восстанавливаются связи с Национальными академиями наук республик Армения и Украина, продолжает развиваться материально-техническая база ЮНЦ РАН. Южный научный центр сосредоточивает свои силы на ключевых направлениях научного обеспечения проблем национальной безопасности, улучшении экономических, социальных и экологических условий жизни в регионе. Приоритетной задачей ЮНЦ РАН является интеграция создаваемых подразделений научной части Президиума в научно-исследовательскую деятельность РАН посредством участия в Программах Президиума и Отделений РАН.

ВУЗы ЮФО И СКФО

9. Регионоведение как учебная дисциплина

Регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Региональным делением мира занимается и география. Регионоведение же как образовательная специальность возникло сравнительно недавно, на волне преобразований последних десятилетий.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Регионоведение» (350300), утвержденном в 2000 г., даются следующее квалификационные характеристики выпускника-регионоведа: «Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей».

В целом регионоведение представляет собой комплексную, интегральную учебную дисциплину, которая изучает закономерности и особенности процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сферах его жизнедеятельности, а также место и роль регионов в современной России.

Задача курса «Регионоведение» состоит в изучении природно-ресурсного потенциала экономических районов всех уровней, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Изучение региона ведется не только через политику и международные отношения, но и через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие.

Регионоведение неразрывно связано с рядом смежных экономических дисциплин – экономической географией, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками. В своих исследованиях регионоведение использует базовые данные вышеобозначенных научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.

Но следует отметить, что в разных учебных курсах регионоведения содержание его различно. Оно зависит от трактовки понятия «регион», определения предметной области курса, его задач.

10. Регионалистика как научная дисциплина

В качестве научной дисциплины под регионалистикой понимают совокупность дисциплин и направлений (таких как региональная экономика, районология, регионика, регионоведение и т.д.), методологических подходов и методических приемов, объектом исследования которых являются регион или район.

Регион (от лат. regionis – «область») – территория (акватория) довольно значительных размеров. Регионом может быть такая территория, которая не является таксономической единицей в системе какого-либо территориального деления (например, Азиатский регион, Сибирский регион).

Таким образом, основным объектом исследования регионалистики являются регионы. В качестве предмета изучения дисциплины «Регионалистика» выступает познание закономерностей процессов формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта РФ). При этом учитываются исторические, демографические, национальные, религиозные, экологические, политикоправовые, природно-ресурсные особенности каждого региона, а также его место и роль в общероссийском и международном разделении труда.

Регионализм берет свое начало в глубокой истории человечества. Источники регионализма тесно связаны с возникновением и развитием физико-географических условий и этносов, становлением государственности, объединением

этносов, разрушением государств, возникновением и становлением религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами. Следствием длительной и противоречивой истории стал тот факт, что население оказалось в разных условиях существования, цивилизация планеты поделилась на государства. Однако среди них практически нет таких, которые включают в себя только одну нацию, один этнос, иными словами, национальных государств. Большинство государств являются многонациональными и даже многорелигиозными. В качестве примера таких государств можно назвать Россию, Украину, Германию, Китай, Францию и др. В основном многонациональные государства расположены на довольно значительных территориях с разными природными условиями.

Регионалистика как научная дисциплина формируется в системе наук в процессе становления новой научной парадигмы, синтетически обобщающей познавательный потенциал предшествующих парадигм. Это позволяет определить взаимосвязи регионалистики со смежными гуманитарными дисциплинами (такими как археология, лингвистика и др.). Совокупность знаний об историко-культурных зонах достигается путем совмещения результатов, которые получены в процессе изучения каждой из отдельных дисциплин.

11. Регионализация в современном мире

В настоящее время в мире происходят два основных процесса – глобализация и регионализация.

Глобализация представляет собой процесс формирования единого экономического, политического и информационного пространства. Данный процесс интересен прежде всего постиндустриальным государствам с целью экспорта новых технологий и знаний, вложения инвестиций. Развивающиеся страны заинтересованы в экспорте природных ресурсов, промышленных товаров и др.

Регионализация представляет собой процесс интеграции локальных сообществ, расширения границ между территориально-социальными комплексами, сохранения этнических групп и создания самодостаточных экономических и политических образований.

Усиление региональных границ указывает на разницу в уровнях социальной жизни населения. Наведение региональных границ представляет собой способ, придуманный человечеством для обеспечения поддержания исключительных норм своего бытия. Региональная граница защищает социальную исключительность любого сообщества от вторжений и разрушений извне.

Региональная граница – это своего рода утверждение того факта, что человечеству свойственно многообразие форм жизнедеятельности, которые не могут и не должны быть стандартизированы. Поэтому регионализация внутренне

присуща всем типам современных обществ независимо от размеров, уровня жизни и других особенностей.

В настоящее время процесс регионализации происходит на нескольких уровнях. Один из видов регионализации, происходящий на макроуровне, проявляется в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от вторжения других цивилизаций. Регионализация на макроуровне проявляется и в том, что постиндустриальные государства, заинтересованные в процессе глобализации, активно участвуют и в регионализации образуя, образуя все более замкнутую и самодостаточную систему.

Регионализация на мезоуровне проявляет себя в интеграции отдельных территорий разных государств. Так, в конце 1996 г. более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе.

Регионализация на микроуровне существует внутри государств. Она выражается в усилении своеобразия экономического и (или) политического поведения определенных сообществ, которые находятся внутри государства. Данный процесс может привести к нестабильности, серьезным конфликтам и дроблению внутри некогда целостных государственных систем, что и произошло с СССР.

12. Процессы регионализации в России

Регионализация в России – следствие ее природно-климатического, социально-экономического, культурного и политико-административного многообразия, анклавной ментальности социальных, в том числе и этнических, групп. Этому способствовало и то, что в разных регионах уровень социальной, культурной жизни, масштабы кризиса, темпы и пути экономических и политических преобразований различны, поэтому сроки, направления и модели процесса во многом зависели от способов реагирования местных властей. Поэтому несомненна роль региональной политики, на платформе которой и происходит становление новой российской государственности.

Регионализация в России была следствием также смены социально-политической и геополитической организации общественной системы, выходящей таким образом из кризисного состояния, и реакцией на кризис командно-административной системы управления.

Следствием реформ стало обострение различий между центром и периферией.

Субъекты РФ являются регионами с различным уровнем социально-экономического развития, что объясняет их различный экономический статус и порождает асимметрию в отношениях между собой и с центром.

Небольшое количество регионов находится в статусе «доноров», большинство же существует за счет дотаций, получаемых от «доноров». Сложность проблемы состоит в том, что такая ситуация предполагает довольно длительное пользование такими дотациями и рождение на этой почве иждивенческих настроений, при которых зависимые регионы становятся все более зависимыми.

Такая асимметрия влияет на уровень и качество жизни населения, рождая социальную напряженность и миграцию населения из бедных районов в более богатые.

Регионализация в России усугубила проблемы управления, межнациональных отношений, национально-территориального устройства, кадрового потенциала. В данном случае велика опасность развала России. Поэтому для решения назревших проблем были поставлены задачи:

1) укрепления вертикали власти;

2) разработки региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона;

3) подготовки управленческих кадров новой формации, способных к инновационным формам деятельности в новых социально-экономических и политических условиях России.

В целях укрепления вертикали власти были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский. Уральский, Сибирский, Дальневосточный. По вопросу разработки региональной политики был издан Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Для подготовки управленческих кадров в высшей школе России началась подготовка специалистов по направлению «Регионоведение».

13. Системный анализ в региональных исследованиях

Для исследований в области региональной экономики и в области территориального планирования народного хозяйства используются системный анализ и экономико-математические модели.

Используя принципы системного анализа, можно рассматривать каждую крупную экономическую проблему (отраслевую, территориальную) как особую систему, взаимодействующую с другими отраслями.

Для того чтобы исследовать сложные системы, необходимо объединить процедуры синтеза и анализа. Для сочетания таких процедур существует много разных подходов.

Перечень процедур системного анализа:

1) определение границ исследуемой системы. Такие границы являются условными. Это обусловлено тем, что, несмотря на кажущуюся объективность, они диктуются конкретной задачей исследования;

2) определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система как часть. Каждая система принадлежит бесконечному числу надсистем. Однако каждая конкретная задача имеет свои условные требования, поэтому при решении определенной задачи необходимо выделить наиболее значимые надсистемы;

3) определение основных черт и направлений развития всех надсистем, которым принадлежит конкретная система, а также установление их целей и противоречий между ними;

4) определение роли исследуемой системы в каждой надсистеме. При этом роль рассматривается в качестве средства достижения целей надсистемы;

5) выявление состава системы;

6) определение структуры системы. Структура – это внутренняя форма системы, которая представляет собой совокупность связей между ее компонентами. Таким образом, любая система многоструктурна;

7) определение функций компонентов системы;

8) выявление причин, объединяющих отдельные части в систему. Они называются интегрирующими факторами. К таким факторам можно отнести человеческую деятельность, так как в процессе деятельности человек определяет свои интересы, устанавливает цели, осуществляет практические действия, формируя тем самым системы средств для достижения целей. Таким образом, начальным интегрирующим фактором является цель;

9) определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой;

10) рассмотрение исследуемой системы в развитии. Это означает, что необходимо сформулировать историю системы, источник ее возникновения, периоды становления, тенденции и перспективы развития, переходы к качественно новым состояниям.

14. Методы моделирования в региональных исследованиях

Моделирование – это исследование объектов, процессов и явлений, существующих в отличных от естественных условиях. Моделирование – это физическое и геометрическое подобие, адекватность времени, т.е. оно укладывается в суть пространственно-временной парадигмы. Для региональной политики из большого числа моделей особое значение имеют информационные модели, разрабатываемые средствами математического и логического аппарата.

К числу формализуемых методов моделирования относят систему взаимосвязанных математических моделей, а к числу неформализуемых методов – логическое моделирование, основывающееся на вербальных (модели – образы, дефиниции и др.) и графических (блоковые и картографические модели, аэро-и космические снимки) моделях.

Существует два приема построения моделей, где первый – это постепенный переход от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, определяющим ее в достаточном объеме. Сначала на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, потом на основе синтеза получают более правдоподобную и цельную картину. Суть второго приема заключается в планомерном переходе от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, показывающей изучаемый объект в более полном виде.

Применяемые в региональных исследованиях математические модели можно разделить на типы:

1) стохастические детерминированные, которые основаны на теории поля, методах линейного и нелинейного программирования, балансовых и матричных моделях;

2) статистические стохастические, куда входят модели миграции, взаимодействия, размещения и др.;

3) динамические детерминированные, которые включают в себя модели расселения в развивающемся городе, агломерации и др.;

4) детерминированные стохастические, состоящие из моделей воспроизводства населения, использования земельного фонда и др.

Основная особенность моделирования региональных процессов заключается в необходимости обеспечения прямой и обратной связи с объектами, явлениями и процессами более высокого ранга. Прямая связь показывает, что развитие нижнего (микро-) уровня зависит от развития вышерасположенных уровней – мезо– и макросистем.

Второй вид моделирования – логический – базируется на описательных и картографических моделях. Первый тип модели – это самый низший, первый уровень поставленной цели. Ко второму типу модели относится образное представление объекта в картографической форме, включая графическую, блоковую, блокосхемную модели. Рассмотренные выше методы являются примером описательного моделирования.

15. Программно-целевой метод в региональных исследованиях

Программно-целевой метод основан на формировании «древа целей». В соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для выполнения такой программы строится специальная система управления. Данная система управления доводит задания программы до определенных исполнителей и контролирует ее выполнение. Таким образом, организационная структура системы управления определяется непосредственно «древом целей», определенным составом исполнителей и содержанием целевой комплексной программы.

Программно-целевой метод связан с разработкой прогнозов социально-экономического развития регионов и направлен на решение глобальных проблем. Метод базируется на создании целей социально-экономического развития, их делении на подцели.

Суть программно-целевого метода можно выразить в последовательности «проблема – цель – ресурсы – организация – решение». В совокупности элементы приведенной последовательности решения проблемы являются целевой комплексной программой.

Определение путей решения проблемы связано с потребностью анализа причин ее возникновения. Первоначально определяется наличие проблемной ситуации, т.е. такого состояния объекта (явления), которое характеризуется определенной напряженностью, дисбалансом между отдельными его частями или между объектом и внешней средой.

Самый сложный и важный этап – создание целевой части программы. Для формирования целей применяют аппарат теории графов, где процесс формирования целей напоминает собой перевернутое дерево, а ствол – это главная (основная) цель. Чем сложнее путь к достижению цели, тем больше «ветвей» в «кроне». На конечных уровнях «дерева целей» базируются полные ответы на вопросы о том, кто, что и в какой срок должен сделать для решения проблемы.

На следующем этапе выявляются все виды ресурсов, необходимые для достижения целей. Этот этап разработки программы называют ресурсным. Он отводится определению необходимости в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, в инвестициях и рабочей силе.

Один из существенных этапов разработки целевых комплексных программ – организационный. Первоначально в качестве ведущего выступает заказчик. Он выбирает (согласовывает) основного разработчика, который может работать с соисполнителями. В результате их совместной деятельности создается проект программы, который после последующих согласований и экспертиз становится программой.

16. Особенности регионального развития России

В начале 1990-х гг. в России начался экономический кризис, основными признаками которого являлись падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Он охватил все регионы без исключения. Инфляция в 1992 г. нанесла максимальный ущерб экономике регионов, имеющих более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов), и регионам с более высокими денежными накоплениями (Северу, Дальнему Востоку). Выход из кризиса происходит неравномерно, потому что из-за больших расстояний и удорожания транспорта различия между региональными рынками товаров, капитала и труда сглаживаются тоже медленно.

Разделению предметов ведения, функций, полномочий между федеральной властью, субъектами РФ и местным самоуправлением сопутствовали нарушение иерархии законов, вспышки сепаратизма, межэтнические конфликты.

Своеобразие и драматизм региональных проблем России в 1990-х гг. определяются происходящими трансформациями экономической и политической систем. Наибольшее влияние оказывают 5 переходных процессов:

1) формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

2) демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;

3) открытие национальной экономики для внешнего рынка;

4) длительный экономический кризис;

5) изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений центра и регионов.

Распад СССР коренным образом повлиял на геополитическое и геоэкономическое положение России в Евразии. Россию отделили от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком новые государства (республики бывшего СССР). Экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР были нарушены (товарообмен упал в 3-4 раза). Появилась необходимость замены нарушенных связей собственным производством или связями с дальним зарубежьем. Образовались новые приграничные регионы (26 субъектов РФ), у которых существуют свои инфраструктурные, производственные, гуманитарные проблемы. В лучшем положении оказались регионы – экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а также крупные торгово-посреднические центры (Москва, портовые города). Одновременно в худшем положении оказались регионы, концентрирующие производства, не выдерживающие конкуренции и сильно зависящие от дорогого импортного сырья (например, «текстильные» районы европейского центра).

Случайные статьи

Вверх