Налоги и налоговая система. Виды налогообложения

Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Цель работы дать понятие налогообложению чрез такие его элементы как объект и предмет налогообложения.

Задачи работы: рассмотреть историю налогообложения, дать понятие налогообложению, определить объект и предмет налогообложения.

1. Сущность налогообложения
1.1. История налогообложения
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 – 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственных организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

В то же время в дрневнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования.

Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.).

Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.

В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Неупорядоченность финансовой системы была характерна и для других стран.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога.

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль - акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)

В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России.

На протяжении XIX в главным источником доходов оставались государственные прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-26 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем России от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов к кризису.

1.2. Понятие налогообложения
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

2. Объект и предмет налогообложения
2.1. Определение объекта налогообложения
Первым в советской финансово-правовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С.Д. Цыпкин. В своей работе "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" он отмечал, что в каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог.

Позднее, он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения".

Ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения – это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н.И. Химичева. Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество...".

Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия.

Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального мира, это скорее определенные фактические обстоятельства, находящие выражение в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера.

Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н.И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога – площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности, знаменитый налог Петра I на бороды. Но даже и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками.

Таким образом, наличие объекта обложения должно рассматриваться прежде всего как юридический факт, который порождает обязанность уплатить налог.

Подобный подход к определению объекта обложения обусловлен своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений. А последние могут возникать только при наличии определенного юридического факта, такого, например, как получение прибыли, производство и реализация подакцизного товара, совершение операций с ценными бумагами и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Объект налогообложения отнесен ст.17 Налогового кодекса РФ к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

В отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором объекту налогообложения была посвящена единственная ст.5, в НК РФ содержатся шесть статей (ст. 38–43 налогового кодекса РФ), в которых раскрывается понятие объекта налогообложения.

В литературе по налоговому праву объекты налогообложения определяются как юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникают обязанности по уплате налогов.

Такие юридические факты должны отвечать определенным критериям, а именно: иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. К объектам, в частности, отнесены имущество, прибыль, доход, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

В целях налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав.

Виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу, указаны в ст. 128 ГК РФ, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Объектами гражданских прав также являются: имущественные права, не отнесенные Налоговым кодексом РФ к имуществу; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения.

НК РФ провел различие между работой и услугой. Оба эти понятия признаются деятельностью. Различие между ними заключается в результатах деятельности.

Результаты работы материальны и могут быть реализованы в интересах организации или физических лиц. Услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе деятельности.

В гражданском законодательстве работа выражает отношения в сфере подряда.

Налоговый кодекс РФ относит прибыль и доход к объектам налогообложения, не указывая различий между этими понятиями.

В налоговом праве под реализацией всегда понималось отчуждение в чью-либо пользу имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг.

НК РФ признает реализацией возмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Переход права собственности в результате обмена товарами, работами или услугами также является реализацией.

Объект налогообложения органично связан с моментом реализации товаров, работ и услуг.

В гражданском праве момент реализации определяется моментом исполнения обязательства по правилам гражданского законодательства. Налоговое право имеет специфику – момент реализации товаров (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой в организации.

Имеется два метода учета объектов налогообложения – кассовый и накопительный. В зависимости от применяемого метода организация определяет момент возникновения объекта налогообложения.

Кассовый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п.

При накопительном методе доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности.

Оценка объекта налогообложения связана с понятием "налоговая база" и зависит от метода ее учета. Это иногда приводит к ошибочному пониманию гражданско-правовых отношений в конкретной налоговой ситуации и неверному применению норм законодательства о налогах и сборах.

Пункт 3 ст.39 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций и сделок, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и следовательно не создают объекта налогообложения.

Отдельные положения этого пункта нашли отражение в действующем законодательстве о налогах в виде льгот, т.е. объектов, не подлежащих налогообложению. Особенность расположения в НК РФ операций и сделок, не признанных реализацией товаров (работ, услуг), заключается в том, что их указание в п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ влечет исключение их из объектов обложения всеми налогами, налагаемыми на реализацию товаров (работ, услуг) как на объект, и не требует дублирования этих норм в специальной части Налогового кодекса РФ.

Не признается реализацией товаров изъятие имущества путем конфискации (ст.243 ГК РФ) и наследование имущества (ст.129 ГК РФ), а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных (ст.225 ГК РФ) и брошенных (ст.226 ГК РФ) вещей, бесхозяйных животных, находки (ст.227, 228 ГК РФ) и клада (ст.233 ГК РФ).

Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает условия наследования в полном товариществе (ст.78), в обществе с ограниченной ответственностью (ст.93) в кооперативе (статья 111). Размер исключаемой из налогообложения стоимости имущества в таких случаях определяется с учетом правил пп.5 п.3 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом на прибыль (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).

Передача имущества в размере первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не признается реализацией (пп.6 п.3 ст.39 НК РФ) и следовательно не образует объекта налогообложения.

Последующая передача имущества в размере первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп.5 п.3 ст.39) реализацией не признается.

2.2. Предмет налогообложения

Так, по смыслу ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.25 Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" незавершенные строительством объекты относятся к недвижимому имуществу при условии, что они не являются предметом действующего договора строительного подряда.

Соответственно налогообложение таких объектов при их реализации будет осуществляться по правилам реализации недвижимого имущества. В ином случае объектом налогообложения будет являться стоимость выполненных строительных работ.

Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз. На взгляд М.Ф. Ивлиевой на самом деле речь идет не об объекте налогообложения, а о другом существенном элементе закона о налоге – о предмете налога.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предмет налога не нашел правого закрепления. Анализ Налогового кодекса позволяет утверждать, что в нем произошло фактическое совмещение таких понятий, как объект и предмет налогообложения.

Прежде чем ввести тот или иной налог, государство в первую очередь ищет и находит тот предмет материального мира, который стал бы основой для налогообложения, материальным основанием налога. История изобилует фактическими и весьма курьезными примерами поиска государством предметов налогообложения: это и фортепиано, и певчие птицы, и скаковые лошади, экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения, а также необычные виды сооружений и построек - выступавшие эркеры и балконы, - служившие предметом налогообложения вплоть до нашего столетия.

Сегодня на смену указанным специфическим предметам пришли другие, более эффективные и легко устанавливаемые: земля, недвижимость, прибыль, заработная плата и др. Но выбор и определение предмета налогообложения являются лишь первым шагом на пути установления налога. Вслед за этим требуется выявить юридическую связь между субъектом налога и предметом налогообложения.

Как тонко и справедливо отмечает С. Г. Пепеляев, сам по себе земельный участок – предмет материального мира и налогообложения – не порождает никаких налоговых последствий. Такие последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае собственность.

Отождествление объекта налогообложения и его предмета вытекает из п. 1 ст. 53 НК РФ, где раскрывается содержание понятия налоговой базы: "Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

Измерить с помощью каких-либо характеристик можно только предмет, но никак не юридические факты (действия, события, состояния), например ввоз товара на территорию Российской Федерации. Последний же представлен в как один из примеров объекта налогообложения.

М.Ф. Ивлиева считает, что «заложенное в действующем законодательстве отождествление понятий "объект налогообложения" и "предмет налогообложения" приводит к негативным последствиям для налогоплательщика, поскольку оказывает значительное влияние на квалификацию налоговых правонарушений.

Заключение
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Принципы налогообложения - это равномерность и определенность.

Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказание услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и борах связывает обязанности по уплате налога.

Для целей налогообложения имеет значение разграничение предметов налогообложения в тех случаях, когда от квалификации предмета зависит порядок и размер исчисляемого налогового обязательства.

Предмет налога – это объекты материального мира, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Предмет налогообложения определяется, как правило, в качестве реальной вещи (автомобиль, квартира, земля), в отношении которой совершается гражданско-правовая сделка, что влечет появление объекта налогообложения, либо наличие предмета в собственности само по себе является объектом налогообложения.

Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на июль 2005 г.) // СПС Гарант.

2. Ивлиева М.Ф. Налоговое право и налоговая реформа в России // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, № 3.

3. Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста: АПП «Джангар» 2006.

4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2007.

5. Налоги и налоговое право. – М.: Аналитика-пресс, 2004.

6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – Система ГАРАНТ, 2003.

7. Основы налогового права. - М.: Инвест Фонд, 2005.

8. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – М., 2006.

Властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.

Принципы налогообложения.

  1. Принцип обязательности - уплата налогов обязательна и неотвратима.
  2. Принцип равенства - распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
  3. Принцип определенности - правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
  4. Принцип экономичности - издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
  5. Принцип пропорциональности - определение лимита налогов по отношению к ВВП .
  6. Принцип подвижности - способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
  7. Принцип стабильности - нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах - не чаще, чем раз в три-пять лет.
  8. Принцип оптимальности - оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
  9. Принцип единства - налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
  10. Принцип справедливости - самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
  11. Принцип удобства взимания налогов - уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.

Система налогообложения.

Система налогообложения - это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения :

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения.

Основные понятия, связанные с налогообложением.

Налогоплательщик - это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.

Налоговая база - совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря - список всех налогоплательщиков.

Налоговая политика (или фискальная политика ) - один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета . Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики - сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).

Налоговое право - система правовых норм , регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.

Российская налоговая система представлена достаточно большим разнообразием схем, в рамках которых исчисляются сборы в казну. Какие из них предпринимателям использовать выгоднее и почему? Каковы особенности каждой из предлагаемых государством систем исчисления сборов?

Основные системы налогообложения

Какие виды налогообложения предусмотрены в российском законодательстве? В данный момент основных, наиболее часто используемых предприятиями РФ, четыре. Рассмотрим их.

  • Общая система (ОСНО). В соответствии с ней ИП или организация уплачивает налог на прибыль в размере 20% от фактических денежных поступлений на счета фирмы и в кассу от контрагентов. Касательно деятельности в ряде отраслей действует пониженная ставка в 10%.
  • Упрощенная система налогообложения. Виды налогов в рамках нее - 6% или 15%. В первом случае базой для исчисления сборов в казну выступает выручка компании. Во втором - как таковая прибыль (разница между доходами и расходами).
  • Единый налог на вмененный доход, или ЕНВД. Подразумевает уплату фиксированных сумм сбора, величина которых зависит от отраслевой специфики бизнеса, регулируется федеральным, местным и муниципальным законодательством.
  • Патентная система. Это еще один упрощенный вид налогообложения (если сравнивать с нагрузкой по сборам, характерной для ОСНО). Он в какой-то степени похож на ЕНВД, так как налог платится относительно фиксированных сумм, определяемых законом. Однако с патентной системой совместимы не все виды деятельности.

Как правило, уплата предпринимателями сборов в рамках 2, 3 и 4 режимов обеспечивает меньшую налоговую нагрузку, чем при ОСНО. Однако и в случае с ЕНВД и при задействовании УСН существуют ограничительные критерии. Не все предприятия имеют право работать в рамках данных систем. Как правило, связано это с характеристиками вида деятельности или же с величиной выручки.

Сколько налогов - столько отчетов

Все перечисленные виды налогообложения могут применять как ИП, так и хозяйственные общества, кроме патентной системы (только ИП). Допустимо, что предприниматель или организация, в силу занятия разными видами деятельности, будут работать в рамках разных форматов одновременно. Например, это возможно, если человек открыл компьютерный магазин, совмещенный с мастерской по ремонту ПК. По первому виду деятельности он может использовать УСН, по второму - ЕНВД (при условии, что характеристики бизнеса позволяют это делать).

Еще одна особенность - отчетность по каждой системе налогообложения нужно сдавать отдельно. То же и с платежами в бюджет, которые должны осуществляться в предусмотренные для каждого вида сборов сроки.

Есть также еще один налог, применяемый в России - единый сельскохозяйственный (ЕСХН).

Однако его отраслевая специализация очень узка. Мы, конечно, рассмотрим в статье и его, но сразу отметим - применять его могут только аграрии.

УСН

Если попытаться сравнить все существующие виды систем налогообложения в России, то УСН, пожалуй, - самая простая и понятная по своей структуре. В отличие от ЕНВД при ней нет необходимости находить коэффициенты, перечитывая региональные законы.

Единственное, с чем предстоит определиться предпринимателю - выбрать УСН по ставке 6% или 15%. В чем разница, мы вкратце отметили выше: в первом случае налоговая база - выручка, во втором - прибыль. Стоит, однако, отметить, что в некоторых регионах для отдельных видов предпринимательской деятельности ставка по прибыли намного ниже - 5%.

Выбор УСН на базе выручки может быть целесообразным, если у компании не очень много расходов. Как правило, это фирмы, оказывающие какие-то услуги: консалтинг или, например, ремонт. В свою очередь, УСН, где базой для исчисления сборов в казну выступает прибыль, более всего подходит розничным организациям, которые тратятся на закупку товаров у поставщиков.

УСН не для всех

Вместе с тем далеко не каждая фирма вправе применять УСН. Перейти на эту систему не могут следующие виды бизнеса:

  1. фирмы, у которых есть филиалы или представительства;
  2. организации, занимающиеся микрофинансовой деятельностью;
  3. кредитно-финансовые учреждения;
  4. фонды с негосударственным капиталом;
  5. нотариусы;
  6. фирмы, обладающие основными средствами на сумму, превышающую 100 млн рублей;
  7. компании, выручка которых за календарный год составила более 64 млн рублей;
  8. организации, в которых среднесписочное количество сотрудников - 100 и более человек.

ЕНВД

Подробно изучать виды налогообложения для ИП и организаций мы начнем с ЕНВД. Первое, что нужно сделать предпринимателю, выбравшему этот режим начисления сборов, - зарегистрироваться в УФНС. Причем именно в том территориальном подразделении, где будет вестись бизнес.

В случае с ЕНВД величина налога не зависит от фактической выручки организации. Размер сбора определяется законом. Исходя из каких формул? Расчет ЕНВД ведется на основе четырех показателей. Изучим их.

Хитросплетения коэффициентов

  • Базовая доходность. Это показатель подразумевает, что такой-то объект (магазин, салон) будет приносить некую ожидаемую выручку. Которая, однако, будет складываться, исходя из отдельных частей бизнеса, генерирующих доход. ЕНВД - достаточно сложное налогообложение. По видам деятельности сущность частей бизнеса может сильно разниться. Каким образом?
  • Например, для полноформатной розницы единичным участком выступает 1 кв. м площади. Сейчас величина базовой доходности одинакова для всей России - 1800 руб. Если же, например, используется небольшая (в пределах 5 кв. м) торговая точка, то показатель равен 4500 руб. (почему больше - дальше увидим). Для сферы услуг это выручка, приносимая сотрудниками. В этом случае базовая доходность - 7500 руб.
  • Физический показатель. Данный компонент формулы ЕНВД зависит как раз-таки от общего количества квадратных метров в магазине, а также от числа сотрудников компании, оказывающей услуги. В случае если специфика розничной точки предполагает, что торговая площадь совсем небольшая (не более 5 кв. м), то физический показатель также исчисляется, исходя из количества сотрудников. В данном случае продавцов. А если торговля ведется в формате вендинга, то исходя из количества автоматов.
  • Коэффициент К2. Определяется региональным и муниципальным законодательством. В соседних субъектах федерации может отличаться в несколько раз. Всегда нужно смотреть локальные законодательные акты.

Как высчитывается ЕНВД? Очень просто. Все 4 показателя умножаются между собой. В итоге получается месячное значение. Поскольку ЕНВД уплачивается раз в квартал, умножаем получившуюся цифру на 3. Именно в этом размере платеж потребуется провести в ФНС.

Патентный налог

Виды налогообложения для ИП (но не юрлиц) включают в себя также и патентную систему. Этот формат сборов в казну достаточно новый. Он появился в 2013 году.

Есть версия, и она довольно правдоподобна, что посредством патента государство решило упростить налогообложение отдельных видов деятельности, не соответствующих по критериям ЕНВД, очень желанного для многих предпринимателей. Чуть позже мы поймем, почему.

Какие, если рассматривать патентное налогообложение, виды деятельности под него подпадают? Их достаточно много - несколько десятков. В основном это различного рода услуги: ремонт, перевозки, установка окон и т. д. Есть и производственные сферы: пошив одежды, изготовление обуви, ковров.

Срок действия патента - от 1 до 12 месяцев. Предприниматель, работающий в рамках этой системы, может привлекать наемных специалистов, но не более 15 человек за один налоговый период.

Формула исчисления сборов в казну при использовании патента очень проста. Она основана на оценочном доходе (как при ЕНВД), который может получить предприниматель за год. Аналогично тому, как это происходит при применении ЕНВД, налоговые ставки определяются на уровне субъектов федерации.

Сделка с государством в рассрочку

Отличительная специфика патента - покупка его у государства (другие виды систем налогообложения основаны на отчислении сумм сборов в казну согласно фактическим доходам или по срокам в привязке к периодам) на тот срок, который нужен предпринимателю.

Сделка осуществляется в рассрочку. Если патент имеет срок действия до полугода, то рассчитаться предприниматель должен в течение 25 дней, начиная с того, когда документ получен. Если более полугода - то до 25 числа платится 1/3 суммы, а остаток - в течение 30 дней после окончания налогового периода.

ЕСХН

Рассмотрим также и единый сельскохозяйственный налог. Аграриям наше государство гарантирует достаточно льготное налогообложение. Виды налогов, что мы рассмотрели выше, не всегда сопоставимы по выгоде с преференциями по ЕСХН.

Как мы уже сказали, есть только одна сфера экономической деятельности, в которой применим ЕСХН. Пользоваться им могут только предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Обязательный критерий - выпуск соответствующей продукции своими силами, не перепродажа. Кроме ИП и хозяйственных обществ, ЕСХН могут применять также и сельскохозяйственные кооперативы, а также рыбоводческие организации.

Главный критерий перехода на ЕСХН в том, что выручка от продажи собственной продукции - как минимум 70% от общего объема дохода. При этом максимальное количество сотрудников - 300 человек.

Если фермер решил перейти на ЕСХН, то ему гарантируются следующие основные преференции:

  • не нужно платить НДФЛ и НДС (если речь не идет об импорте товаров);
  • организация освобождается от уплаты имущественных сборов;
  • не нужно платить налог на прибыль.

Преференции для фермеров

Самая главная преференция - низкая налоговая ставка. Она составляет всего 6%. База при этом, как и в случае с одной из форм УСН, - прибыль компании (доходы минус расходы). То и другое может выражаться и в форме натуральной продукции, но с обязательным пересчетом в финансовый эквивалент. Налоговая база формируется нарастающим итогом.

Если фермер работает с убытком, то его можно включать в вычет. То есть база для исчисления сборов в следующем расчетном периоде уменьшается. Убытки можно суммировать за предыдущий год. Правда, уменьшать можно не безгранично. Максимальная величина вычета - 30%. Однако остаток неиспользованных убытков можно переносить на следующие периоды.

Как выбрать оптимальную систему?

Какой выбрать вид налогообложения, при том что разница между ними очень существенна?

Самый главный критерий - это, конечно, финансовая выгода.

Как правило, начинающие предприниматели выбирают между УСН и ЕНВД (при прочих равных и при одинаковой совместимости видов деятельности с законодательством).

Попробуем произвести некоторые расчеты. Допустим, наш бизнес - это продажа шоколадных батончиков при помощи вендинговых машин. Мы, согласно закону, вправе использовать УСН или ЕНВД. Предположим, выручка, которую генерирует аппарат, в месяц - 300 тыс. руб. Условимся, что убыток минимален, и потому мы используем тот вариант начисления сборов, когда платится 6% с доходов.

ЕНВД - выгоднее?

Таким образом, мы отдаем государству ежемесячно 18 тыс. руб. при УСН. Но, быть может, выгоднее выбрать иной вариант налогообложения - ЕНВД? Все зависит от того, в каком городе мы работаем. Допустим, в Туле. Заходим на региональный сайт ФНС и скачиваем соответствующий муниципальный закон, определяющий коэффициенты для ЕНВД. Получается следующее:

  1. коэффициент К1 (федеральный) - 1,672;
  2. база: 4500 руб. (для торговли при помощи автоматов);
  3. коэффициент К2 для Тулы (розничная торговля: прочие товары) - 0,79;
  4. физический показатель - 1 (один вендинговый аппарат).

Итак, считаем квартальный ЕНВД, перемножаем все значения. Получается 5943 руб. 96 коп. Можно округлить до 5944 руб. За год выходит 71328 руб. Получается, что ЕНВД в 3 раза выгоднее.

Подобного рода калькуляции очень полезны для предприятий, использующих виды налогообложения, альтернативные общей системе.

Совокупность налогов и сборов, установленных в отношении налогоплательщика и взимаемых с него в соответствии с требованиями налогового законодательства, именуется системой налогообложения. Иногда она называется также видом налогообложения в РФ или формой налогообложения в России. О том, какие системы налогообложения существуют в РФ, расскажем в нашей консультации.

Какие бывают системы налогообложения

Виды налоговых систем в РФ обычно подразделяются на две основные группы:

  • общая система налогообложения (ОСН, ОСНО);
  • специальные налоговые режимы.

Разделение видов систем налогообложения на общие и специальные ставится в зависимость от наличия или отсутствия обязанности по уплате налога на прибыль.

Однако даже не находясь на спецрежиме, налогоплательщик может не являться и плательщиком налога на прибыль. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые если и не находятся на спецрежиме, плательщиками налога на прибыль все равно не признаются, а уплачивают НДФЛ. Про них также можно сказать, что вид налогового режима для них - ОСНО.

А какие виды налогообложения существуют, если типы налоговых систем рассмотреть с большей степенью детализации? Виды и порядок налогообложения установлены НК РФ и принятыми в соответствии с ним региональным и местным законодательством.

Виды систем налогообложения в России представим в таблице:

Наименование налогового режима, действующего в РФ Кто может применять Основные уплачиваемые налоги Глава НК РФ
ОСНО Организации Налог на прибыль, НДС Гл.25 НК РФ
ИП НДФЛ, НДС Гл.23 НК РФ
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) Организации и ИП ЕСХН Гл.26.1 НК РФ
Налог при УСН Гл.26.2 НК РФ
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) ЕНВД Гл.26.3 НК РФ
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) Организации Налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог основывается на принципах: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения, 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика,3) безвозмездности уплачиваемых сумм, 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг формируются доходы субъектов. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. Экономическая сущность налогов проявляется по разному. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход. Принципы налогообложения : П равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения. П эффективности . Он состоит из 1) Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна содействовать развитию экономики страны. 3) Не должны устанавливаться налоги нарушающие налоговую систему страны. 4) Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. 5) Налоговая система не должна допускать произвольного толкования. 6) Максимальная эффективность каждого налога выражается в низких издержках государства и общества.

П универсализации – налоговая система должна предъявлять одинаковые требования, должен быть одинаковый подход к исчислению налогов. П одновременности обложения. П стабильности налоговых ставок. П четкого разделения налогов. П удобства и времени взыскания налогов. П разумного сочетания прямых и косвенных налогов. П использования системы льгот.

Налоговое законодательство предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как: Субъект налога – это юридическое или физическое лицо на которое по закону возложена обязанность платить налог Объект налогообложения – это предмет подлежащий налогообложению. Единица обложения – количественная мера измерения объектов обложения (стоимость, площадь, вес товара); Налоговая база; Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (налогов. ставки – твердые и процентные) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговый период. Порядок и сроки уплаты налога . Функции налогов. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическая включает в себя: Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок. Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

Случайные статьи

Вверх